Порядок ведения кассовых операций: перезагрузка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ведения кассовых операций: перезагрузка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговые инспекторы вправе убедиться, что бизнес ведет учет в соответствии с законом и отражает сведения в полной мере. Для этого они устраивают проверки, причем часто без предупреждения. Лучший способ подготовиться к ним — соблюдать кассовую дисциплину регулярно.

Упрощенный порядок ведения кассовых операций

Предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса разрешают вести учет в упрощенном формате. К примеру, они не обязаны устанавливать кассовый лимит.

Для индивидуальных предпринимателей есть отдельные послабления. Кроме освобождения от лимита, им не обязательно:

  • составлять кассовые ордера;
  • вести кассовую книгу.

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций

Если налоговики найдут нарушения, бизнес накажут:

  • компании штрафуют на суммы 40-50 тысяч рублей;
  • предпринимателей — на 4-5 тысяч рублей.

Налоговики уполномочены затребовать у бизнеса любые кассовые документы. Предоставить их нужно за один рабочий день, иначе бизнес снова оштрафуют:

  • компании — на 5-10 тысяч рублей;
  • ИП — на 1,5-3 тысячи рублей.

Контроль за ведением кассовых операций

До 2012 года контроль кассовой дисциплины возлагался на банки, но теперь эта функция только налоговых органов. Регулирует эту функцию Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина от 17 октября 2011 года N 133н. На что имеют право налоговики при проверке кассовой дисциплины?

  1. Учет наличных денег в кассе.
  2. Распечатка отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти.
  3. Проверка всех документов, оформляющих кассовые операции: журнал кассира-операциониста, приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации, кассовая книга и др.
  4. Действия по проверке выдачи кассового чека, которые хоть и не называют контрольной закупкой (т.к. они относятся к мероприятиям следственного контроля), но могут представлять собой визуальное наблюдение, с применением или без него способов видеоаудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов влечет наложение административного штрафа по статье 15.1 КоАП РФ:

  • на должностных лиц (руководителей организации или ИП) — от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.

Перечень видов деятельности

  1. Оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание
  2. Оптовая и розничная торговля
  3. Ремонт компьютеров и бытовых товаров
  4. Предоставление услуг гостиницами
  5. Предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков
  6. Продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт
  7. Предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов
  8. Деятельность туроператоров, турагентов и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма
  9. Деятельность в области страхования
  10. Деятельность в области здравоохранения
  11. Деятельность в области образования
  12. Деятельность по распространению кинофильмов, видео и телевизионных программ, показ кинофильмов
  13. Деятельность фитнес, спортивных клубов, дискотек
  14. Деятельность по организации азартных игр и заключения пари
  15. Деятельность частных охранных служб
  16. Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультации по налогообложению
  17. Деятельность в области права
  18. Предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду

Если POS — терминал не установлен…

В соответствии со статьей 161-2 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», предусматривается административная ответственность в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица POS-терминала. За отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица POS – терминала, предназначенного для осуществления безналичных платежей, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

  • на индивидуальных предпринимателей — в размере 40 МРП;
  • на юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства — в размере 80 МРП;
  • на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства — в размере 150 МРП.

Глава 5. Порядок предварительной подготовки наличных денег

37. Предварительная подготовка наличных денег производится на основании распоряжения и расходных кассовых документов заведующим кассой или специально выделенным кассиром.

Распоряжение формируется за день до отправки на основании заявок клиентов и подразделений банка. В распоряжении указывается один из способов выдачи наличных денег по:

1) чеку клиента через инкассаторов;

2) расходному ордеру подразделения филиала;

3) расходным документам через расходную кассу.

38. Кассир, на которого возложена предварительная подготовка наличных денег для выдачи клиентам, получает от заведующего кассой под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) необходимую сумму денег для осуществления расходных операций. Полученную сумму кассир записывает в свою книгу учета принятых и выданных денег (ценностей) (Приложение N 6 к Правилам). Проверяет правильность оформления принятых им чеков, расходных ордеров и документов, готовит отдельно по каждому документу наличные деньги (полные и неполные пачки, корешки банкнот, мешки (пакеты, тюбики) с монетой и вкладывает деньги в мешок (сумку). Горловина мешка прошивается и плотно завязывается шпагатом без узлов и надрывов, к мешку прикрепляется ярлык и пломбируется.

На ярлыке к мешку (сумке) указывается: наименование клиента, номер расходного документа, дата упаковки и общая сумма вложенных денег (цифрами и прописью), а также проставляется подпись и именной штамп кассира (заведующего кассой). Концы шпагата завязываются глухим узлом и пломбируются кассиром (заведующим кассой), готовившим мешок.

39. Подготовленные к выдаче мешки (сумки) могут быть вложены в общий мешок или запирающуюся на ключ тележку, которые пломбируются кассиром (заведующим кассой), снабжаются ярлыком, на котором проставляются: сумма каждого вложенного мешка, общая сумма вложения, дата упаковки, подпись и именной штамп кассира (заведующего кассой).

40. Предварительно подготовленные наличные деньги вместе с денежными чеками принимаются заведующим кассой от кассира под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) по надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам (сумкам, тележкам), с проверкой их целостности, правильности упаковки и четкости оттисков пломбиров.

41. Аналогичным порядком производится прием кассиром подготовленных мешков (сумок) утром следующего рабочего дня под расписку заведующего кассой.

42. При выдаче клиентам мешков (сумок) с наличными деньгами кассир расходной кассы производит действия в соответствии с пунктами 30 и 31 Правил, при этом пломбы с выдаваемых мешков (сумок) не срезаются.

Выдача опломбированных сумок подразделениям и клиентам по чекам через инкассаторов производится под роспись в кассовых документах и книгах. Порядок выдачи инкассаторам мешков (сумок) с наличными деньгами осуществляется в порядке, указанном в главе 21 Правил.

43. Вскрытие мешков (сумок) и пересчет денег клиентами осуществляется в специально отведенном для этого помещении банка под наблюдением кассира (контролера), который срезает пломбы с мешков (сумок).

Глава 8. Порядок завершения операционного дня операционной кассы

68. После сверки кассовых оборотов с кассовым журналом, кассиры сдают заведующему кассой сформированные в установленном порядке остатки имеющихся у них наличных денег вместе со справками и кассовыми документами.

Заведующий кассой, приняв наличные деньги, отчетные справки и документы от кассиров, проверяет:

1) правильно ли выведены в справках остатки наличных денег с учетом записей в своей книге учета принятых и выданных денег (ценностей);

2) соответствует ли количество сданных кассирами документов и суммы по ним данным справок.

В последующем заведующий кассой, на основании отчетных справок кассиров операционной кассы и записей в журналах о принятых суммах наличных денег кассой пересчета и вечерней кассой, а также по документам, деньги по которым приняты или выданы им лично, составляет сводную справку о кассовых оборотах за день (Приложение N 11 к Правилам) и сверяет итоги ее с данными бухгалтерского учета. Сверка заверяется подписью работника бухгалтерии на сводной справке о кассовых оборотах за день, которая вместе с отчетными справками кассиров о кассовых оборотах за день и остатках ценностей (Приложение N 5 к Правилам) хранится в кассовых документах дня.

После сверки кассовых оборотов за день, заведующий кассой записывает в книгу учета наличных денег операционной кассы и других ценностей общую сумму прихода и расхода денег и выводит в ней остаток кассы, а также остаток других ценностей на начало следующего дня (Приложения NN 10, 37, 38 к Правилам), которые заверяются подписями должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.

69. В случае расхождения между остатком наличных денег в кассе и данными бухгалтерского учета заведующий кассой немедленно ставит об этом в известность руководителя банка, главного бухгалтера и начальника кассового подразделения для принятия мер по выявлению причин расхождения. При подтверждении излишка или недостачи составляется акт (Приложение N 7 к Правилам).

После сведения кассы, заведующий кассой брошюрует кассовые документы или передает их вместе с приложениями для формирования и брошюровки одному из кассовых работников.

70. Справки по кассовым документам выдаются по требованию за подписью главного бухгалтера или его заместителя кассовым работником, ответственным за кассовые документы.

Вынос из помещения кассы папок с кассовыми документами допускается лишь в отдельных случаях по письменному разрешению руководителя банка. К концу рабочего дня документы должны быть обязательно возвращены в кассу.

71. Кассовые документы могут быть изъяты из банка в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Казахстан. На место изъятого подлинного кассового документа подшиваются заверенная заведующим кассой копия изъятого документа, вся переписка об изъятии документа, постановление и протокол выемки .

В случаях, когда изъятию подлежат одновременно несколько кассовых документов под разными датами за один календарный год, на место одного из изымаемых документов помещаются его копия, постановление и протокол выемки документов, а взамен остальных — только их копии с отметками о месте нахождения постановления и протокола выемки документов.

Читайте также:  Родственная душа: как узнать такого человека? 5 признаков

Порядок хранения кассовой книги

Владельцы компаний и частных фирм обязаны хранить все отчетные документы, журналы учета наличных средств, товарные и возвратные чеки в течение пяти. Отчет начинается с заполнения или выпуска чекового документа.

Если налогоплательщик потерял кассовый журнал или там не осталось свободного места для заполнения, то он обязуется в течение одной рабочей недели сделать запрос в местный орган по регулированию государственного бюджета. На месте он должен предоставить:

  • налоговое заявление;
  • новую кассовую книгу, заверенную подписью и печатью;
  • список документов, зафиксированных п. 2 ст. 648 Налогового кодекса.

Использование ККМ в 2020 году

У экономических субъектов внедрение онлайн-касс происходит поэтапно. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290, с 01.02.2017 новую контрольно-кассовую технику допускается использовать только через оператора фискальных данных.

С 01.07.2017 наступила обязанность применять только новую ККМ, то есть с этой даты прекращена регистрация контрольно-кассовой техники в порядке, установленном старой редакцией закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. от 08.03.2015). Переход происходил в несколько этапов. И сейчас почти все организации и ИП, работающие с наличностью, должны применять онлайн-ККТ. В соответствии с правилами ведения кассовых операций, в 2020 году ККМ вправе не применять компании, осуществляющие деятельность:

  • поименованную в п. 2 ст. 2 54-ФЗ;
  • в отдаленных и труднодоступных местах;
  • в области религиозных обрядов и церемоний, по продаже предметов религиозного культа;
  • аптечные организации в сельской местности;
  • по предоставлению парковочных мест на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • платных услуг библиотечного дела;
  • прием наличности за коммунальные услуги;
  • образовательные услуги населению;
  • предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта;
  • оказание услуг центрами культуры и творчества.

Новые правила кассовых операций и выдачи наличных под отчёт в 2021 году

36. Расходная касса осуществляет выдачу банкнот и монет физическим лицам, юридическим лицам, государственному учреждению.

37. Выдача банкнот и монет расходной кассой юридическому лицу, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, осуществляется на основании договора на кассовое обслуживание в национальной валюте – тенге, заключенного между филиалом Национального Банка, Центром Национального Банка и указанным юридическим лицом.

38. Выдача банкнот и монет расходной кассой физическому лицу, юридическому лицу, не имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) подразделении, ответственном за вспомогательный учет, осуществляется без заключения договора на кассовое обслуживание в национальной валюте – тенге, с полистным пересчетом банкнот и монет по кружкам.

39. Выдача банкнот и монет расходной кассой государственному учреждению, имеющему банковский счет (банковские счета):

1) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, осуществляется на основании договора на кассовое обслуживание в национальной валюте – тенге;

2) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, осуществляется без заключения договора на кассовое обслуживание в национальной валюте – тенге.

40. Выдача банкнот и монет производится на основании следующих кассовых документов:

1) чека;

2) расходного кассового ордера по форме согласно приложению 6 к Правилам.

41. Выдача банкнот и монет осуществляется:

1) на основании чека и сводной ведомости для получения наличных денег банком (небанковской организацией) и (или) филиалом банка (небанковской организации) через филиал Национального Банка, Центр Национального Банка по форме, согласно приложению 2 к Правилам установления корреспондентских отношений между Национальным Банком Республики Казахстан и банками, а также организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 209 «Об утверждении Правил установления корреспондентских отношений между Национальным Банком Республики Казахстан и банками, а также организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14336 (далее – сводная ведомость) — юридическому лицу, имеющим банковский счет (банковские счета) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет;

2) на основании чека — юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка;

3) на основании расходного кассового ордера по форме согласно приложению 6 к Правилам — государственному учреждению, имеющему банковский счет (банковские счета) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет;

4) на основании расходного кассового ордера по форме согласно приложению 6 к Правилам — физическому лицу, юридическому лицу, не имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет.

42. юридическое лицо, с которым заключен договор на кассовое обслуживание, накануне дня получения или в день получения банкнот и монет представляет филиалу Национального Банка, Центру Национального Банка по ФАСТИ и (или) нарочно заявку на получение банкнот и монет (иностранной валюты) по форме согласно приложению 7 к Правилам.

Заявка на получение банкнот и монет (иностранной валюты) по форме согласно приложению 7 к Правилам, принимается ответственным исполнителем бухгалтерии филиала, который проверяет правильность заполнения, соответствие подписей получателя юридического лица, государственного учреждения, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, с имеющимися образцами подписей.

43. Ответственный исполнитель бухгалтерии филиала:

1) при выдаче банкнот и монет юридическому лицу, имеющему банковский счет (банковские счета) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет:

принимает чек;

сверяет указанную в чеке сумму с данными сводной ведомости;

проверяет правильность заполнения чека;

проверяет соответствие подписей юридического лица, государственного учреждения с имеющимися образцами подписей, оттиска печати государственного учреждения;

59. Расходная касса осуществляет выдачу иностранной валюты юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет.

60. Выдача иностранной валюты расходной кассой производится на основании следующих кассовых документов:

1) паспорта сделки (трейд — тикет);

2) расходного кассового ордера в иностранной валюте по форме согласно приложению 9 к Правилам.

61. Выдача иностранной валюты расходной кассой осуществляется:

1) на основании паспорта сделки (трейд — тикет), расходного кассового ордера в иностранной валюте по форме согласно приложению 9 к Правилам, доверенности, выданной на имя уполномоченного представителя — юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет;

2) на основании расходного кассового ордера в иностранной валюте по форме согласно приложению 9 к Правилам, доверенности, выданной на имя уполномоченного лица государственного учреждения и указания подразделения, ответственного за вспомогательный учет — государственному учреждению, имеющему банковский счет (банковские счета) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет.

62. Юридическое лицо, государственное учреждение, имеющие банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, накануне дня получения или в день получения иностранной валюты представляет в филиал Национального Банка, Центр Национального Банка по ФАСТИ и (или) нарочно заявку на получение банкнот и монет (иностранной валюты) по форме согласно приложению 7 к Правилам.

Заявка на получение банкнот и монет (иностранной валюты) по форме согласно приложению 7 к Правилам, принимается ответственным исполнителем бухгалтерии филиала, который проверяет правильность ее заполнения, соответствие подписей получателей юридического лица, государственного учреждения, с имеющимися образцами подписей, оттиска печати государственного учреждения.

63. Выдача иностранной валюты юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет в упаковке организации производителя или в упаковке филиала Национального Банка, Центра Национального Банка производится по номиналам банкнот и монет с проверкой банкнот по пачкам и корешкам и целостности упаковки пачек, монет по надписям на ярлыках прикрепленных к мешкам.

Юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, кассовым работником расходной кассы производится выдача:

1) банкнот иностранной валюты в отдельных корешках из неполных пачек и пачек с поврежденной упаковкой, с полистным пересчетом;

2) монет иностранной валюты, расфасованных в мешки, по надписям на ярлыках, прикрепленных к мешкам, а монет, расфасованных в пакеты, по надписям на пакетах.

64. Для выдачи юридическому лицу, государственному учреждению, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет кассовый работник расходной кассы предварительно:

1) при вскрытии пачек с банкнотами иностранной валюты, отдельными корешками или листами пересчитывает всю пачку полистно;

2) при вскрытии мешков с монетами иностранной валюты, нерасфасованных в пакеты или тюбики пересчитывает отдельными кружками весь мешок с монетами по кружкам.

65. Кассовому работнику расходной кассы в момент выдачи иностранной валюты не допускается производить по требованию юридического лица, государственного учреждения, имеющим банковский счет (банковские счета) в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка и (или) в подразделении, ответственном за вспомогательный учет, обмен банкнот и монет иностранной валюты одних номиналов на другие.

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.

Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.

К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:

  • зарплаты сотрудникам;

  • страховых возмещений по договорам страхования;

  • вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));

  • подотчетных средств;

  • денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

Читайте также:  Возможен ли развод для семьи с грудным ребенком

В каком случае обособленным подразделениям можно не вести кассовую книгу?

Поступающие в кассу и выдаваемые из нее наличные деньги учреждение учитывает в кассовой книге (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).

Если у казенного учреждения имелось хотя бы одно обособленное подразделение, осуществляющее кассовые операции (то есть принимающее и выдающее наличные деньги), то такое подразделение ранее было обязано вести отдельную от головной организации кассовую книгу[1]. Записи в нее вносились на основании кассовых документов – приходных и расходных кассовых ордеров. Кроме того, обособленным подразделениям прежде была вменена обязанность передавать в головную организацию копии листов своих кассовых книг в порядке и сроки, которые устанавливались учреждением самостоятельно исходя из срока составления б��хгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Например, учреждение могло закрепить в локальном акте, что обособленное подразделение передает копии листов кассовой книги в головной офис ежемесячно не позднее одного рабочего дня по окончании месяца.

Теперь пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У дополнен новым правилом: если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу головной организации, то оно вправе не вести кассовую книгу.

Полагаем, данное обстоятельство позволит казенным учреждениям в дальнейшем избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (подробнее об этом поговорим ниже).

Если проверяющие выявят факты отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги или несвоевременного внесения в нее записей, то они могут наложить на учреждение штраф за неоприходование наличных денежных средств на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления АС МО от 07.12.2020 № Ф05-18337 / 2020 по делу № А40-18500 / 20-154-132, от 17.11.2020 № Ф05-18278 / 2020 по делу № А40-18519 / 20-149-129, АС УО от 16.03.2020 № Ф09-1163 / 20 по делу № А60-49148 / 2019).

Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.

Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:

  • банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;

  • монета имеет мелкие механические повреждения.

Другими словами, кассир в настоящее время может принимать лишь банкноты, имеющие незначительные повреждения. К примеру, он не вправе отказать в приеме надорванной купюры, так как она в силу вышеперечисленных признаков не признается поврежденной.

Кроме того, Указанием ЦБ РФ № 5587-У введен запрет на выдачу кассиром банкнот, которые имеют одно и более повреждений, указанных в п. 2.9 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П (далее – Положение № 630-П). В связи с этим пп. 6.2 п. 6 Указания № 3210-У дополнен соответствующим положением.

Согласно п. 2.9 Положения № 630-П кассир не должен выдавать из кассы платежеспособные монеты, имеющие повреждения механического, химического или термического характера (они признаются дефектными), и платежеспособные банкноты, имеющие одно и более из следующих повреждений (они признаются ветхими):

  • загрязнение поверхности лицевой или оборотной стороны, приводящее к снижению яркости изображения на 8 % и более;

  • посторонняя надпись, состоящая из двух и более знаков;

  • посторонний рисунок, оттиск штампа;

  • контрастное пятно диаметром 5 мм и более;

  • разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;

  • сквозное отверстие, прокол диаметром 4 мм и более;

  • нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой.

Банкноты (монеты), имеющие одно и более из перечисленных повреждений, подлежат сдаче в банк.

И еще: ранее (то есть до 30.11.2020) кассир при выдаче наличных денег из кассы в силу пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У обязан был провести идентификацию получателя по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему его личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем доверенности и документу, удостоверяющему его личность.

В настоящее время у кассира отсутствует обязанность по проверке документов, удостоверяющих личность получателя наличных денег, поскольку абз. 3 и 4 пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У утратили силу. Сейчас при выдаче денег из кассы кассир должен лишь удостовериться в том, что они выдаются лицу, указанному в расходном кассовом ордере (новая редакция пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У).

Порядок ведения кассовых операций: законодательство

ККТ – это устройство, которое необходимо для регистрации факта получения денежных средств от клиентов.

Требования к новому образцу ККТ:

  • касса должна стоять на учете в налоговой инспекции;
  • на корпусе указан заводской номер кассы;
  • наличие фискального накопителя, в котором записываются все фискальные данные;
  • наличие встроенных часов онлайн-режима;
  • возможность проверки контрольных чисел регистрационного номера ККТ;
  • печать фискальных документов;
  • формирование фискальной документации в электронном виде и возможность передавать ее по требованию в соответствующие органы;
  • возможность выдавать информацию о нарушении обмена данными;
  • прием информации о платежах через терминалы при использовании эквайринга;
  • печать QR кода на чеке;
  • возможность формировать отчет о состоянии расчетов в текущий момент времени по запросу;
  • возможность поиска любого документа по номеру;
  • исполнение протоколов обмена информацией.

При применении ККТ нового образца отпадает необходимость заполнения следующих форм:

  • форма КМ -6 (справка отчет кассира-операциониста);
  • журнал кассира – операциониста по форме КМ-4;
  • журнал показаний счетчиков ККМ (форма КМ-5);
  • акт возврата денег клиентам (форма КМ-3).

Для проверки соблюдения кассовой дисциплины проводится выездная налоговая проверка.

Основные вопросы, которые тщательно изучают налоговики для контроля:

  • алгоритм поступления выручки;
  • наличие средств выручки, которые не были оприходованы;
  • соблюдение лимита кассы;
  • состояние и работа ККТ нового образца;
  • соответствие кассовых документов фактическим суммам;
  • факт выдачи чеков покупателям;
  • подозрение вызывает выдача крупных сумм под отчет.

Виды нарушений, которые могут быть наказаны со стороны контролирующих органов:

  • превышение лимита наличных по контракту над суммой в 100 т.р.;
  • наличность не была оприходована;
  • хранение наличных денег вне сейфа;
  • наличность в кассе превышает установленный в компании лимит;
  • трата выручки на цели, не предусмотренные дисциплиной.

В таблице ниже представлен перечень основных штрафов за нарушения.

Нарушение Наказание для ИП Наказание для юрлица
Отсутствие ККТ 25 – 50% от суммы выручки «мимо» кассы, но не менее 10 т.р. От 75 до 100%
Невыдача чека или неотправка электронного чека покупателю 2000 рублей 10 000 рублей
Онлайн-касса не соответствует требованиям От 1500 до 3000 рублей От 5000 до 10 000 рублей

Порядок ведения КО по работе с наличными деньгами для кредитных организаций, а также порядок обработки выявленных фальшивых купюр установлены Положением Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот…». Положением определены обязательные для кредитных организаций документы и многое другое. Кроме того, 318 Положение о порядке проведения кассовых операций необходимо знать и другим хозяйственным субъектам, не являющимся кредитными организациями: в силу того, что Положением закреплены четкие правила действий работников банка по приему и сдаче наличности от других организаций. Документы, полученные хозяйствующим субъектом по форме, отличной от указанных в Положении, не будут являться подтверждением совершенных расчетов.

КоАП РФ предусмотрено наложение административных штрафов за несоблюдение кассовой дисциплины (п. 1 ст. 15.1) и неприменение ККТ (п. 2 ст. 14.5). И несмотря на то, что, в соответствии со ст. 4.5 КоАП, срок давности за нарушение по этой статье не может превышать двух месяцев со дня его совершения, соблюдение правил ведения КО в 2020 г. позволит минимизировать внимание со стороны контролирующих органов и избежать расходов на уплату штрафов, предусмотренных КоАП.

Новшества в правилах ведения кассовых операций

Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.

Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:

  • банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;

  • монета имеет мелкие механические повреждения.

Другими словами, кассир в настоящее время может принимать лишь банкноты, имеющие незначительные повреждения. К примеру, он не вправе отказать в приеме надорванной купюры, так как она в силу вышеперечисленных признаков не признается поврежденной.

Кроме того, Указанием ЦБ РФ № 5587-У введен запрет на выдачу кассиром банкнот, которые имеют одно и более повреждений, указанных в п. 2.9 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П (далее – Положение № 630-П). В связи с этим пп. 6.2 п. 6 Указания № 3210-У дополнен соответствующим положением.

Согласно п. 2.9 Положения № 630-П кассир не должен выдавать из кассы платежеспособные монеты, имеющие повреждения механического, химического или термического характера (они признаются дефектными), и платежеспособные банкноты, имеющие одно и более из следующих повреждений (они признаются ветхими):

  • загрязнение поверхности лицевой или оборотной стороны, приводящее к снижению яркости изображения на 8 % и более;

  • посторонняя надпись, состоящая из двух и более знаков;

  • посторонний рисунок, оттиск штампа;

  • контрастное пятно диаметром 5 мм и более;

  • разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;

  • сквозное отверстие, прокол диаметром 4 мм и более;

  • нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой.

Банкноты (монеты), имеющие одно и более из перечисленных повреждений, подлежат сдаче в банк.

И еще: ранее (то есть до 30.11.2020) кассир при выдаче наличных денег из кассы в силу пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У обязан был провести идентификацию получателя по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему его личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем доверенности и документу, удостоверяющему его личность.

Читайте также:  Льготная ипотека под 6%: навсегда и всем семьям с детьми

В настоящее время у кассира отсутствует обязанность по проверке документов, удостоверяющих личность получателя наличных денег, поскольку абз. 3 и 4 пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У утратили силу. Сейчас при выдаче денег из кассы кассир должен лишь удостовериться в том, что они выдаются лицу, указанному в расходном кассовом ордере (новая редакция пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У).

Законодательство РК по кассовой дисциплине

Раньше в последний день выдачи зарплаты нужно было проставить в платежной ведомости отметку о депонировании не выданной в срок зарплаты. В новой редакции Указаний такого требования нет.

Что делать кассиру, если не вся зарплата выдана, зависит от того, установлен ли лимит по кассе, и если да, то превышен ли он. Если лимит установлен, в течение пяти дней (которые отведены для выплаты зарплаты) его можно превышать — в кассу приходят средства для выплаты зарплаты. После истечения этого срока снова становится актуальным требование соблюдать лимит. Если часть денег не выдали и лимит по кассе превышен, их нужно сдать в банк. Если лимит не установлен или не превышен, деньги можно оставить в кассе.

(Название главы 1 изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22.12.2017 г. №248)
(см. предыдущую редакцию)

1. Правила ведения кассовых операций с физическими и юридическими лицами в Национальном Банке Республики Казахстан (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан» и устанавливают порядок ведения кассовых операций с физическими и юридическими лицами в Национальном Банке Республики Казахстан (далее — Национальный Банк).

Порядок ведения кассовых операций с физическими и юридическими лицами в Национальном Банке включает организацию кассовой работы, совершение кассовых операций, сортировку и упаковку банкнот и монет, организацию работы с недостачами, излишками, ветхими, поврежденными, сомнительными и неплатежными банкнотами и монетами, а также поддельными и денежными знаками с признаками брака, а также особенности совершения кассовых операций в Центре кассовых операций и хранения ценностей (филиал) Национального Банка (далее — Центр Национального Банка).

2. Правила распространяются на подразделения центрального аппарата, территориальные филиалы Национального Банка (далее — филиалы Национального Банка) и Центр Национального Банка, а также физических и юридических лиц, вносящих (сдающих) и (или) получающих наличные деньги в филиалах Национального Банка, Центре Национального Банка.

3. Для целей Правил используются следующие понятия:

1) оборотная касса — касса филиала Национального Банка, Центра Национального Банка, включающая приходную, расходную, приходно-расходную кассы, кассу пересчета, разменную (обменную) кассу и вечернюю кассу;

2) излишки — превышающая разница между суммой наличных денег, указанной на упаковке банкнот или монет, и суммой банкнот и монет, фактически находящихся в данной упаковке;

3) юридическое лицо — банки второго уровня, их филиалы, Национальный оператор почты, организации, осуществляющие операции по инкассации банкнот, монет и ценностей с совмещением деятельности по пересчету, сортировке, упаковке, хранению банкнот, монет и ценностей, а также их выдаче банкам и их клиентам по поручению банков, и их уполномоченные представители;

4) подразделение инкассации — подразделение Центра Национального Банка, осуществляющее перевозку наличных денег и ценностей между филиалами Национального Банка, а также Центром Национального Банка и юридическими лицами на основании договора на инкассацию наличных денег;

5) финансовая автоматизированная система транспорта информации (далее — ФАСТИ) — специальный канал связи, обладающий необходимой защитой от несанкционированного доступа к отправляемой документации;

6) подразделение финансового учета и мониторинга финансовых операций — подразделение центрального аппарата Национального Банка;

7) модуль кассы — модуль эмиссионно-кассовых операций автоматизированной банковской информационной системы Национального Банка;

8) недостача — недостающая разница между суммой наличных денег, указанной на упаковке банкнот или монет, и суммой банкнот и монет, фактически находящихся в данной упаковке;

9) сомнительные банкноты и монеты — банкноты и монеты, имеющие повреждения, для установления платежности и подлинности которых необходимо проведение экспертизы;

10) подразделение наличного денежного обращения — подразделение центрального аппарата Национального Банка;

11) государственное учреждение — государственные учреждения Республики Казахстан, обслуживание которых Национальным Банком предусмотрено законодательством Республики Казахстан, и их уполномоченные представители;

12) бухгалтерия филиала — подразделение бухгалтерского учета филиала Национального Банка, Центра Национального Банка;

13) подразделение внутреннего аудита — подразделение центрального аппарата Национального Банка.

(Название главы 2 изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22.12.2017 г. №248)
(см. предыдущую редакцию)

4. Кассовые операции в филиале Национального Банка, Центре Национального Банка проводятся в течение всего операционного дня. Время начала и окончания работы кассы, а также особенности работы кассы устанавливаются приказом руководителя филиала Национального Банка, Центра Национального Банка либо лица, его замещающего.

5. Поступившие от юридического лица и государственного учреждения в течение операционного дня наличные деньги принимаются филиалом Национального Банка, Центром Национального Банка в оборотную кассу с зачислением их сумм на соответствующие банковские счета юридического лица и государственного учреждения в тот же операционный день.

Наличные деньги, выданные юридическому лицу и государственному учреждению из кассы филиала Национального Банка, Центра Национального Банка в течение операционного дня, списываются с соответствующих банковских счетов юридического лица и государственного учреждения в тот же операционный день.

6. Филиал Национального Банка, Центр Национального Банка принимает к платежу исключительно платежные банкноты и монеты.

Платежность ветхих банкнот, принимаемых и обмениваемых филиалом Национального Банка, Центром Национального Банка, определяется в соответствии с Правилами определения платежности банкнот и монет национальной валюты Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 декабря 2003 года №477 «Об утверждении Правил определения платежности банкнот и монет национальной валюты Республики Казахстан», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №2689.

7. Филиал Национального Банка, Центр Национального Банка рассматривает сообщения (претензии), связанные с фактами подделки банкнот или монет. Поддельные и неплатежные банкноты или монеты физическому лицу, юридическому лицу, государственному учреждению не возвращаются и не обмениваются. обнаруженные поддельные банкноты и монеты филиалом Национального Банка, Центром Национального Банка передаются в правоохранительные органы.

Номер документа: 247
Дата принятия: 24/12/2014
Состояние документа: Утратил силу
Начало действия документа: 14/03/2015
Органы эмитенты: Банки
Утратил силу с: 16/12/2020

Документ утратил силу с 16 декабря 2020 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года №120

Основные проводки для отражения кассовых операций

Представим основные операции с наличными деньгами бюджетного учреждения в виде таблицы.

Наименование операции

Счет дебета

Счет кредита

Первичные документы

Поступление наличных в кассу учреждения с лицевого счета

0 201 34 510

0 210 03 660

ПКО (ф. 0310001)

Кассовая книга (ф. 0504514)

Поступила оплата за оказание возмездных услуг

2 201 34 510

0 205 00 000

ПКО (ф. 0310001)

Квитанция (ф. 0504510)

Кассовая книга (ф. 0504514)

Выданы деньги под отчет

0 208 00 000

0 201 34 610

РКО (ф. 0310002)

Кассовая книга (ф. 0504514)

Наличные, превышающие лимит кассы, переданы на лицевой счет учреждения

0 201 03 560

0 201 34 610

РКО (ф. 0310002)

Кассовая книга (ф. 0504514)

Ознакомившись со спецификой документирования кассовых операций, изучим еще один аспект ведения соответствующих операций — соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.

Что он представляет собой, и для чего применяется?

Под лимитом кассы понимается предельный показатель объема денежных средств, которые размещаются в кассе торгового предприятия. Если он будет превышен, то сверхлимитный объем денежных средств подлежит передаче в обслуживающую кредитно-финансовую организацию. Исключение — если появление сверхлимитного объема наличности обусловлено необходимостью выплаты торговым предприятием зарплаты своим сотрудникам, либо исполнением перед ними тех или иных социальных обязательств.

Рассчитать лимит кассы можно двумя способами:

  1. Исходя из объемов входящих поступлений.

В этих целях применяется формула:

ЛК = ОП / РП * ИС,

где:

ЛК — лимит кассы;

ОП — объем поступлений наличности в кассу;

РП — расчетный период, за который считается лимит кассы (он не должен превышать 92 рабочих дней);

ИС — интервал между днями, в которые происходит инкассация (сдача магазином наличных денежных средств в банк).

При этом, показатель ИС не должен быть больше 7 дней, если в населенном пункте, в котором расположено торговое предприятие, есть банки, и не больше 14 дней, если в населенном пункте нет кредитно-финансовых организаций.

  1. Исходя из объемов исходящих поступлений.

Расчеты между юридическими лицами

В начале статьи мы условились, что будем рассматривать кассовые расчеты в контексте правоотношений, одна из сторон которых — физическое лицо (покупатель, клиент фирмы), но оговорились, что, в принципе, возможны сценарии, при которых оба участника таких правоотношений — юрлица. Несмотря на то, что для организаций в большинстве случаев предпочтительнее рассчитываться по безналу, в ряде случаев им приходится использовать наличные расчеты.

Денежные средства, которые поступили в кассу организации, могут расходоваться в наличной форме только на те цели, что прямо предусмотрены законодательством. К таким целям относится, прежде всего, проведение расчетов по товарам и услугам с контрагентами (причем, как в статусе юридических лиц, так и зарегистрированных как ИП).

В общем случае необходимость в наличных расчетах между юрлицами возникает, если у кого-либо из партнеров по тем или иным причинам отсутствует доступ к расчетному счету в банке (например, если он заблокирован из-за истечения срока действия электронной подписи). Либо — если расчеты нужно произвести очень оперативно (быстрее, чем за 3 банковских дня — обычный для расчетов между юрлицами срок, хотя, конечно, многие современные банки проводят такие расчеты едва ли не в течение нескольких секунд).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *