Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тарифы, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.
Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:
- Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
- Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
- Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.
Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.
Тарифы при оплате электроэнергии в Пермского края в в первом и втором полугодии 2023 года
Обозначенные тарифы предназначены для вычисления стоимости оплаты потребленной эл. энергии согласно показаниям счетчиков. Действие тарифов делятся на два полугодия: 1 полугодие начинается с 1 января 2023 г. по 30 июня 2023 г., а 2 полугодие с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2023 г.
Размер тарифов указан с учетом НДС, в качестве единицы измерения используется руб/кВт*ч.
Показатель (группы потребителей с разбивкой тарифа по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | |
---|---|---|
с 1 декабря 2022 года | с 1 июля 2023 года | |
1. Население, за исключением указанного в пункте 2 и 3 (тарифы указываются в рублях с учетом НДС) | ||
1.1 Одноставочный тариф | 5,05 | 5,05 |
1.2 Тариф, дифференцированный по двум зонам суток | ||
Пиковая зона | 5,30 | 5,30 |
Ночная зона | 3,25 | 3,25 |
1.3 Тариф, дифференцированный по трем зонам суток | ||
Пиковая зона | 5,81 | 5,81 |
Полупиковая зона | 5,05 | 5,05 |
Ночная зона | 3,25 | 3,25 |
2. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и приравненные к ним (тарифы указываются в рублях с учетом НДС) | ||
2.1 Одноставочный тариф | 3,71 | 3,71 |
2.2 Тариф, дифференцированный по двум зонам суток | ||
Пиковая зона | 3,89 | 3,89 |
Ночная зона | 2,39 | 2,39 |
2.3 Тариф, дифференцированный по трем зонам суток | ||
Пиковая зона | 4,27 | 4,27 |
Полупиковая зона | 3,71 | 3,71 |
Ночная зона | 2,39 | 2,39 |
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним (тарифы указываются с учетом НДС) | ||
3.1 Одноставочный тариф | 3,71 | 3,71 |
3.2 Тариф, дифференцированный по двум зонам суток | ||
Пиковая зона | 3,89 | 3,89 |
Ночная зона | 2,39 | 2,39 |
3.3 Тариф, дифференцированный по трем зонам суток | ||
Пиковая зона | 4,27 | 4,27 |
Полупиковая зона | 3,71 | 3,71 |
Ночная зона | 2,39 | 2,39 |
Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:
- Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.
- Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:
- не установлен индивидуальный прибор учета;
- показания счетчика переданы позднее установленного срока;
- счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.
- Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.
- Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.
Размер потребления электричества по регионам
Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.
Наименование населенного пункта | Норма расхода, кВт | |
газовая плита | электроплита | |
Санкт-Петербург | 78 | 111 |
Забайкалье | 65 | 96 |
Новосибирск | 156 | 213 |
Владимирская область | 50 | 90 |
Пермь | 185 | 263 |
Ростовская область | 96 | 156 |
Нормативы потребления электрической энергии
Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:
- Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
- ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
- ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.
Нормативы потребления электрической энергии 2021
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.
Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:
S = K × N × T, где
- S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
- K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
- N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
- T – тариф за 1 кВт/час.
Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.
Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:
- бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
- энергосберегающие и светодиодные лампы;
- электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
- кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
- холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.
В-пятых, если ранее устанавливался лишь нижний предел объема электроэнергии, которая должна быть оплачена в пределах СН (70% от общего объема электроэнергии, поставленной населению), то теперь есть и верхний предел: СН должна быть установлена таким образом, чтобы совокупный объем поставки электроэнергии населению в пределах СН в субъекте РФ составлял долю не менее 70%, но не более 85% объема поставки электроэнергии населению (п. 16 Положения). При этом превышение доли более 85% является основанием для обязательного пересмотра СН в порядке, предусмотренном в п. 16.1 Положения.
В договоре ресурсоснабжения также предусматриваются обязательства сторон по передаче информации, установленной нормативными правовыми актами, регулирующими порядок определения и применения СН, по форме и в сроки, которые установлены такими актами, – в случае если в субъекте РФ приняты решения об установлении СН (пп. «з.1» п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
По действующим законодательным нормам, если в течение 3 месяцев потребитель не даёт данных об израсходованной электроэнергии, размер платежей рассчитывается по средним показателям предыдущего полугодового периода. С четвёртого месяца к оплате предлагается счет, соответствующий утвержденным в регионе тарифам и нормативам.
- обеспечив герметичность помещений с включенными кондиционерами или электрообогревателями;
- регулярно удаляя накипь с электрочайников, тэнов водонагревателей либо используя альтернативные источники подогрева (кипячения) воды;
- исполняя правила эксплуатации приборов, например, холодильники и компьютеры необходимо размещать вдали от нагревательных приборов;
- применяя энергосберегающие источники освещения;
- установив двухтарифный счетчик, включая мощные электроприборы в ночное время суток, когда оплата за электричество значительно ниже.
Отметим, что при выходе счетчика из строя на его замену дается три месяца, в течение которых плата за ресурс будет рассчитываться из среднего потребления за предыдущие три месяца. С четвертого месяца, если прибор так и не заменен, будет применяться норматив потребления, что обойдется потребителю существенно дороже.
Последний момент очень важен, так как в центральных регионах страны и вообще в большинстве ее субъектов готовят на газу, однако даже там есть отдельные дома, где газоснабжения не предусмотрено. К тому же здесь подразумеваются северо-восточные регионы России: Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Якутия и прочие, где готовят только на электричестве.
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
срок введения социальной нормы на электричество отменяется в тех субъектах РФ, в которых не проводился пилотный проект по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), должны были до 1 апреля 2022 года установить социальные нормы потребления электрической энергии (мощности);
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) — определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам) (статья 3 Закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Нормативы потребления электроэнергии без счетчика
- Наличие льготников среди зарегистрированных лиц.
- Использование «социальных киловатт» в регионе. В 2022 году проект «Социальные киловатты» является пилотным и введен не по всей РФ. Его суть заключается в том, что есть социальная норма, по которой рассчитывается месячная плата. Если же гражданин использует больше кВт, чем положено, то и заплатить ему придется больше.
- отсутствие счетчика;
- устройство подсчета затраченной энергии было умышленно испорчено;
- счетчик имеется, но показания по нему не были вовремя переданы;
- нет возможности снять результаты потребления со счетчика;
- истек срок действия счетчика или прибор учета оказался неисправным.
Как произвести расчет ОДН по электроэнергии по установленному нормативу
- V д — потребление электроэнергии согласно показаниям счетчика;
- Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
- Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
- Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
- V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
- Si — площадь квартиры;
- S об — общая площадь всех помещений в МКД (жилых и нежилых).
- от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
- от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
- от 1,19 до 1,58 кВт/ч в домах, оснащенных лифтами, в зависимости от их грузоподъемности и этажности дома;
- от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности и так далее.
Норма потребления эл.энергии на человека в 2021 году в пермском крае
Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.
В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.
Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.
Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.
Такой подход поможет справедливо распределить финансовое бремя, чтобы высокие ставки юридических лиц не оплачивались за счет низких тарифов для физических лиц.
Суть реформы заключается в следующем:
- Определение объема потребления электричества, удовлетворяющее потребности жильцов.
- Установление стоимости электроэнергии немного ниже, чем до введения соц. нормы, и заметно выше, если потребление электричества идет сверх объема.
Правительство хочет стимулировать граждан к экономии энергоресурсов, и заставить платить намного дороже тех, кто потребляет электричество больше социальной нормы. Цели преследуются разные, начиная от энергосбережения до сокращения дотирования цен за счет продажи электроэнергии промышленникам по более высокой цене.
Проводимый в регионах эксперимент предполагал социальную норму электричества на одного человека, а в 2021 году она уже будет установлена из расчета подключения на одну квартиру.
Соц. норма на электроэнергию влияет только на оплату и не ограничивает объем потребления. Согласно статистическим данным, размер социальной нормы потребления в 2021 году 300 кВт*ч в месяц превышает средний уровень, составляющий 225кВт/ч на точку подключения.
Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:
Базовый тариф | от 300 кВт*ч |
Повышенный тариф | от 300 до 500 кВт*ч |
Высокий тариф | свыше 500 кВт*ч |
Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.
Пермэнергосбыт – Нормативы
Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго.
Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья.
Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления.
При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон.
Соц. норма потребления энергоресурсов в сельской местности отличается от нормативов для города, так как здесь учитывается специфика потребления электроэнергии.
То есть, расчет идет как для города с учетом типа жилья, наличия или отсутствия электрооборудования и количества зарегистрированных лиц. Затем к полученному числу прибавляется поправочная величина, но не более 100 кВт*ч в месяц на 1 дом.
Итак, перспективы нововведения сводятся к тому, что норму потребления станут рассчитывать относительно квартиры или дома, а не в отношении одного жильца. По самой льготной цене население может потреблять объем электроэнергии до 300 кВт*ч.
Дополнительная группа людей, потребляющих в пределах 300-500 кВт*ч, будет оплачивать счета по более высокой цене, а лиц, потребляющих выше 500 кВт*ч, приблизят к коммерческим потребителям.
В соответствии с законопроектом, действующим во Владимирской области, на одного человека здесь приходится 50-90 кВт/ч, все зависит от вида домохозяйства. Уложился в нормы – заплати 2,81 рубля, нет – ощути все прелести жизни, исчисляемые по 3,55 рубля за 1 кВт.
В начале 2021 года для собственников жилья, которые не обзавелись счетчиками, начали действовать скорректированные нормы потребления электроэнергии, рассчитанные на одного человека – по сравнению с прошлым 2021 годом они выросли на 10%.
За последние два года основной тариф остается неизменным, при этом повышаются тарифы за потребление ресурсов в пиковые и ночные часы:
На сайте московской сбытовой компании можно найти информацию о том, что до настоящего момента социальная норма не установлена и соответственно данный показатель при расчете платы за электроэнергию не применяется. Учитывая цены на электроэнергию в московском регионе, которые примерно равны стоимости за кВт.ч в регионах по повышенному тарифу сверх нормы (для сравнения тариф в Москве – 5,38 руб., тариф сверх нормы в Нижнем Новгороде – 5,98 руб., в Ростове-на-Дону – 5,19 руб.), социальный тариф в столице попросту отсутствует.
Выгодность или невыгодность в случае введения в 2021 году социальной нормы потребления электроэнергии будет зависеть от методики определения тарифов, данный расчет не является полностью показательным для предлагаемой трехступенчатой системы. Необходимо также учесть, что в регионах для расчета будут брать разные данные.
В рамках ступенчатой системы градации оплаты электроэнергии по-прежнему сохранится дифференциация тарифов в зависимости от состава и численности жильцов (льготы и субсидии многодетным, инвалидам и др.). Тенденция такова, что вместо льготных тарифов на электричество вводится субсидирование льготников (доплаты к пособиям).
Нормативы потребления используются для расчета платы за коммунальные услуги в тех случаях, если собственником не передаются показания прибора учета, то есть выяснить фактический расход услуги невозможно. Если показания не передаются в связи с поломкой прибора учета, то первые три месяца плату за электроэнергию ему будут начислять по среднемесячному расходу, а с четвертого – уже по нормативам. Если счетчик имеется, но собственник по каким-либо причинам не передает показания, то нормативы начинают применять с четвертого месяца. До этого момента расчет ведется также исходя из среднемесячного потребления.
Кроме того, рост платы по нормативу отразится и на размере ОДН в строениях, не оборудованных общедомовыми приборами учета. К таким жилым домам ежегодно будут применяться повышающие коэффициенты, что непременно ляжет на плечи граждан, проживающих в них. Исключение составляют лишь те строения, где невозможно установить приборы без проведения реконструкции сетей, а также попавшие в разряд ветхих и аварийных, которые планируются к расселению.
Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.
- Если вышел из строя электрический счетчик.
- Не был обнаружен узел учета.
- Прибор действует неправильно и передает сведения с опозданием.
- Сотрудник управляющей компании не получает от домовладельцем сведений для расчета оплаты.
- Была обнаружена преднамеренная порча прибора.
Нормы могут отличаться в зависимости от того, в каком регионе проживает гражданин. Многое зависит и от типа жилья – является ли оно частным или многоквартирным домом, какова общая площадь объекта недвижимости, количество квартир в здании и текущая нагрузка приборов.
Аналогичный коэффициент применяется и для тех категорий граждан, которые проживают в домах, признанных официально аварийными либо ветхими. Однако те граждане, у которых официально установлена в доме/квартире электроплита, могут рассчитывать на дополнительную прибавку к норме в 43 кВт/час на каждого члена семьи.
К примеру, Владимирская область установила норму потребления электроэнергии на 1 человека в пределах 50 – 90 кВт/час. Конкретный ее размер зависит непосредственно от вида домовладения. Если жителю удалось вложиться в заданный диапазон – оплата составляет 2,81 руб. за каждый киловатт затраченной электроэнергии, в противном случае цена достигает отметки 3,55 за 1 киловатт.
01.01.2021 по 30.06.2021 | ||
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||
Круглосуточно | 4,25 | |
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами | ||
Круглосуточно | 3,10 | |
3. Потребители, приравненные к сельскому населению | ||
Круглосуточно | 3,10 | |
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан | ||
Круглосуточно | 3,10 | |
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации | ||
Круглосуточно | 3,10 | |
6. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи) | ||
Круглосуточно | 3,40 |
Тарифы на электроэнергию в Пермском крае в 2022 году / город Пермь
Размер платы за электроснабжение жилых домов рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, установленным органом исполнительной власти региона в области государственного регулирования тарифов по формулам приложения N2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, на условиях, предусмотренных Правилами, в том числе должно быть обеспечено аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома в соответствии с положениями раздела IV Правил.
В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Приложение 1 к Правилам) установлена допустимая продолжительность перерыва предоставления коммунального ресурса (электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, водоотведения).
При предоставлении коммунальных услуг по снабжению электрической энергией ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов, изменение размера платы за электроснабжение жилых домов определяется Правилами.
С помощью региональных калькуляторов коммунальных платежей можно произвести примерный расчет платы за электроэнергию. Результаты расчета региональных калькуляторов носят информационный характер и не являются платежным документом. В случае отсутствия данных по Вашему муниципальному образованию, необходимо обращаться в вышеуказанный орган исполнительной власти Вашего субъекта Российской Федерации для получения информации об установленных тарифах, правильности их применения для конкретных регулируемых организаций и информации об установленных нормативах потребления коммунальных услуг.
Отдельная оплата за горячее водоснабжение связана с тем, что для нагрева воды используются дополнительные ресурсы, требующие соответствующего возмещения. К тому же обеспечением нагрева воды и её подачей занимаются разные организации, что требует отдельной оплаты от потребителей.
Если нет расходомеров, но при этом их установка возможна, действуют так называемые повышающие коэффициенты. То есть оплата за воду немного увеличивается – на 2022 год он составляет 1.5. Такой закон введен в 2022 году, и в соответствии с ним расходы населения повышаются.
Норма на человека устанавливалась исходя из полученного расхода по факту, деленного на число прописанных в частном или многоквартирном доме. Однако со времени принятия СНиП как документа, которым следует руководствоваться, расход воды увеличился по сравнению с полученными нормативами. Причем не только потому, что многие граждане проживают не по месту фактической прописки.
Так, для многоквартирного строения, норматив на одного человека зависит от размера жилья, нагрузки на сеть, которую создают установленные потребители (бытовая техника) и числа квартир.
Но поскольку многие многоквартирные жилые дома при наличии общедомовых водных счетчиков, имеют как жилые помещения, оснащенные индивидуальными приборами учета, так и помещения без оных, то многим потребителям не понятно, как рассчитывается оплата за воду с учетом общего перерасхода ресурса.
Нормативы потребления электрической энергии 2021
Нормативы потребления используются для расчета платы за коммунальные услуги в тех случаях, если собственником не передаются показания прибора учета, то есть выяснить фактический расход услуги невозможно. Если показания не передаются в связи с поломкой прибора учета, то первые три месяца плату за электроэнергию ему будут начислять по среднемесячному расходу, а с четвертого – уже по нормативам. Если счетчик имеется, но собственник по каким-либо причинам не передает показания, то нормативы начинают применять с четвертого месяца. До этого момента расчет ведется также исходя из среднемесячного потребления.
Кроме того, рост платы по нормативу отразится и на размере ОДН в строениях, не оборудованных общедомовыми приборами учета. К таким жилым домам ежегодно будут применяться повышающие коэффициенты, что непременно ляжет на плечи граждан, проживающих в них. Исключение составляют лишь те строения, где невозможно установить приборы без проведения реконструкции сетей, а также попавшие в разряд ветхих и аварийных, которые планируются к расселению.
Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.
- Если вышел из строя электрический счетчик.
- Не был обнаружен узел учета.
- Прибор действует неправильно и передает сведения с опозданием.
- Сотрудник управляющей компании не получает от домовладельцем сведений для расчета оплаты.
- Была обнаружена преднамеренная порча прибора.
Нормы могут отличаться в зависимости от того, в каком регионе проживает гражданин. Многое зависит и от типа жилья – является ли оно частным или многоквартирным домом, какова общая площадь объекта недвижимости, количество квартир в здании и текущая нагрузка приборов.
Аналогичный коэффициент применяется и для тех категорий граждан, которые проживают в домах, признанных официально аварийными либо ветхими. Однако те граждане, у которых официально установлена в доме/квартире электроплита, могут рассчитывать на дополнительную прибавку к норме в 43 кВт/час на каждого члена семьи.
К примеру, Владимирская область установила норму потребления электроэнергии на 1 человека в пределах 50 – 90 кВт/час. Конкретный ее размер зависит непосредственно от вида домовладения. Если жителю удалось вложиться в заданный диапазон – оплата составляет 2,81 руб. за каждый киловатт затраченной электроэнергии, в противном случае цена достигает отметки 3,55 за 1 киловатт.
01.01.2021 по 30.06.2021 | ||
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 4,29 | |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,74 | |
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 3,12 | |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,00 | |
3. Потребители, приравненные к сельскому населению | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 3,12 | |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,00 | |
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 3,12 | |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,00 | |
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 3,13 | |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,00 | |
6. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи) | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 3,43 | |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,19 |
Актуальные тарифы на электрическую энергию в Перми и Пермском крае
Пермский край занимает площадь 160,2 тыс. кв. км (0,94% от площади Российской Федерации), что составляет более 15% территории Приволжского федерального округа. Край разделен на 8 городских округов, 40 муниципальных районов, состоящих из 29 городских поселений; 260 сельских поселений; 25 городов; 27 поселков городского типа; 3575 сельских населенных пунктов. В состав Пермского края входит Коми-Пермяцкий округ, территория которого составляет 32,8 тыс. кв. км.
Максимальная протяженность края с севера на юг составляет 645 км, с запада на восток — 417,5 км. Границы края извилисты и их протяженность составляет более 2,2 тыс. км. Пермский край граничит с двумя областями и тремя республиками Российской Федерации: на севере — с Республикой Коми, на западе — с Кировской областью и Удмуртской Республикой, на юге — с Республикой Башкортостан, на востоке — со Свердловской областью.
Большая (примерно 80% территории), западная часть региона расположена на восточной окраине Восточно-Европейской равнины, где преобладает низменный и равнинный рельеф. На востоке в меридиональном направлении тянутся Уральские горы, занимающие 20% территории края.
Горная часть края представлена среднегорным рельефом Северного Урала и низкогорным рельефом Среднего Урала. Высшая точка Пермского края — Тулымский Камень (1496 м) и другие значительные вершины: Ишерим (1331 м), Молебный Камень (1240 м), Ху-Соик (1300 м). Равнинная часть региона имеет всхолмленный и холмистый рельеф с высотой 290-400 метров над уровнем моря.
Реки составляют основу гидрографической сети региона. В Пермском крае более 29 тыс. рек общей длиной свыше 90 тыс. км. Все они относятся к бассейну одной реки — Камы, обеспечивающей выход водным путем к Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому морям. По длине Кама (1805 км) — шестая река в Европе после Волги, Дуная, Урала, Дона и Печоры. Абсолютное большинство ее притоков — малые, то есть менее 100 км. 42 реки края имеют длину более 100 км каждая, но из них только Кама и Чусовая относятся к разряду больших рек (более 500 км). Самые протяженные и многоводные реки Пермского края: Чусовая — 592 км, Сылва — 493 км, Колва — 460 км, Вишера — 415 км, Яйва — 403 км, Косьва — 283 км, Коса — 267 км, Весляна — 266 км, Иньва — 257 км, Обва — 247 км.
Основной источник питания рек Пермского края — талые воды (более 60% годового стока). Поэтому для рек региона характерны продолжительный ледостав, высокое весеннее половодье, низкая летняя и зимняя межень. Заметно влияют на режим рек леса. В северной части края благодаря лесам, мощному снежному покрову, а на северо-востоке и горам, половодье длится дольше, чем на юге. У рек лесостепного юга продолжительность ледостава меньше, они рано вскрываются весной, летом здесь бывают высокие дождевые и ливневые паводки. На северо-востоке края (бассейн реки Вишеры) реки полноводны круглый год. Подъем уровня весной превышает 7-10 м, течение быстрое (до 2-3 м/с), воды холодные, ледовый покров мощный. На юге летом реки сильно мелеют и даже пересыхают. В отдельные малоснежные суровые зимы малые реки промерзают до дна.
Климат на всей территории Пермского края умеренно-континентальный. Зима обычно снежная, продолжительная. Средняя температура января на северо-востоке региона -18,5 °C, а на юго-западе -15 °C. Лето умеренно-теплое. Самый теплый месяц — июль. Средняя температура июля на северо-востоке региона +15 °C, а на юго-западе — +18,5 °C. Длительность вегетационного периода (с температурой выше +5 °C) колеблется от 145 до 165 дней.
Годовая норма осадков возрастает от 410-450 мм на юго-западе до 1000 мм на крайнем северо-востоке, в наиболее высокогорной части Прикамья. Большая часть атмосферных осадков приходится на теплое полугодие (с мая по сентябрь их выпадает от 66 до 77%). Снежный покров устанавливается в конце октября — начале ноября и держится в среднем 170-190 дней в году. Толщина снега к марту месяцу достигает 80-90 см на севере региона и 60-70 см на юге.
К особенностям климата Пермского края относятся довольно частая повторяемость опасных метеорологических явлений (туманы, грозы, метели и т.п.). Туманы наблюдаются в течение всего года, но чаще — в теплое время (июль-октябрь). В восточной горной части региона (район Полюдова Камня) насчитывается до 195 туманных дней в году. Грозы обычно бывают летом, иногда в конце зимы, чаще — в послеполуденные часы. Наибольшее число дней с грозами отмечается также на северо-востоке края (в районе Полюдова Камня 27 дней в году).
Эксперты отмечают, что предлагаемые нормативы потребления окажутся приемлемыми для большинства россиян. Так среднее домохозяйство потребляет около 220 кВт-ч. в месяц, а на одного россиянина приходится около 89 кВт-ч. Поэтому значительная часть населения не почувствует серьезных изменений в расходах на электричество.
По словам представителя «Сообщества потребителей энергии» эффект от введения социальной нормы анализировался еще в 2013 году. Эксперты пришли к выводу, что это мероприятие невыгодное, сложно реализуемое с административной точки зрения. По мнению представителя СПЭ существует другой выход: надо ввести отдельную индексацию для промышленных предприятий и населения. Дело в том, что общий объем электропотребления производителей, являющихся членами ассоциации, составляет около ½ от совокупного объема энергопотребления промышленности РФ.
С начала 2021 года установленные нормативы потребления на территории столицы останутся в прежнем объеме. Данные показатели начали применяться в Москве с июля 2021 года и будут действовать до июля 2021.
Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции. Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы. Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.
Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.
Представлены в следующем:
- если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
- когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
- при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
- если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
- когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.
Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.
Норматив потребления воды в Москве отражен выше, различен на горячую и холодную. В данном направлении следует учитывать положения Постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 г. №41.
В зависимости от уровня оснащенности конкретного дома разными системами коммуникации устанавливаются отдельные значения нормативов. Для примера, если в жилом доме оборудована канализация, водопровод, ванна, горячее центральное водоснабжение, для водоотведения нормой выступает 11, 68 м³ на 1 человека в месяц. В этом случае на гражданина норматив по холодной воде — 6,935, по горячей — 4,745.
Если в помещении есть канализация, водопровод и ванна с нагревателями газового типа:
- холодное водоснабжение — 9,86 м3 на гражданина;
- отведение воды – 9,86.
Если в помещении многоквартирного дома проведен водопровод с нагревателями газового типа для ванн и канализаций, то нормативы меняются. В этом случае водоотведение и снабжение горячей водой составляет 9,49 м3 на человека.