Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Об условиях освобождения от ответственности.
Положениями п. 3 и пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ определены условия, позволяющие организациям избежать налоговой ответственности при подаче уточненной декларации.
Условия освобождения от ответственности зависят от момента представления «уточненки», который сравнивается с установленными сроками подачи налоговой декларации и сроком уплаты налога.
К сведению:
Согласно ст. 289 НК РФ декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3), а по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).
Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Итак, как было отмечено выше, условия освобождения от ответственности зависят от момента представления уточненной декларации в налоговый орган:
-
до истечения срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В этом случае декларация считается поданной в день подачи «уточненки». Организация освобождается от ответственности, как говорится, по умолчанию;
-
после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В отношении налога на прибыль правило, предусмотренное этой нормой, не работает, так как срок подачи декларации и срок уплаты налога совпадают;
-
после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. 4 ст. 81 НК РФ). Согласно этой норме налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях.
Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?
Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:
— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:
-
уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
-
до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:
- проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
- начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
- налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
- даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».
Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.
Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.
Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:
- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
- назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
- проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.
Сумма начисленных авансовых платежей за отчётный период (стр. 210, 220, 230)
*Строка 210 листа 02 – сумма строк 220 и 230 листа 02 | Строка 220 листа 02 | Строка 230 листа 02 |
1 квартал | = стр. 300 листа 02 декларации за 9 месяцев прошлого года | = стр. 310 листа 02 декларации за 9 месяцев прошлого года |
полугодие | = стр.190 декларации за 1 квартал + стр.300 декларации за 1 квартал или = стр.220 декларации за 1 квартал + стр.270 декларации за 1 квартал – стр. 280 декларации за 1 квартал + стр.300 декларации за 1 квартал (оба варианта должны дать одинаковую сумму) | = стр.200 декларации за 1 квартал + стр.310 декларации за 1 квартал или = стр.230 декларации за 1 квартал + стр.271 декларации за 1 квартал – стр. 281 декларации за 1 квартал + стр.310 декларации за первый квартал (оба варианта должны дать одинаковую сумму) |
9 месяцев | = стр.190 декларации за полугодие + стр.300 декларации за полугодие или = стр.220 декларации за полугодие + стр.270 декларации за полугодие – стр. 280 декларации за полугодие + стр.300 декларации за полугодие (оба варианта должны дать одинаковую сумму) | = стр.200 декларации за полугодие + стр.310 декларации за полугодие или = стр.230 декларации за полугодие + стр.271 декларации за полугодие – стр. 281 декларации за полугодие + стр.310 декларации за полугодие (оба варианта должны дать одинаковую сумму) |
год | = стр.190 декларации за 9 месяцев + стр.300 декларации за 9 месяцев или = стр.220 декларации за 9 месяцев + стр.270 декларации за 9 месяцев – стр. 280 декларации за 9 месяцев + стр.300 декларации за 9 месяцев (оба варианта должны дать одинаковую сумму) | = стр.200 декларации за 9 месяцев + стр.310 декларации за 9 месяцев или = стр.230 декларации за 9 месяцев + стр.271 декларации за 9 месяцев – стр. 281 декларации за 9 месяцев + стр.310 декларации за 9 месяцев (оба варианта должны дать одинаковую сумму) |
Важные изменения, которые надо учесть при заполнении декларации по налогу на прибыль за 2022 год
Приказом ФНС от 17 августа 2022 года № СД-7-3/753@ внесены изменения в форму декларации по налогу на прибыль, в порядок её заполнения и формат. Новая форма будет применяться начиная с годовой отчётности за 2022 год, но не ранее 1 января 2023 года.
В обновлённой форме заменено множество штрихкодов, а также по-новому оформляются следующие листы и разделы:
- лист 03 «Расчёт налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»;
- лист 04 «Расчёт налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ».
В листе 03 среди дивидендов, начисленных международным холдинговым компаниям (МХК), появятся облагаемые по ставке 5%. В листе 04 будет 14 видов доходов. Добавятся:
- проценты, полученные МХК, облагаемые по ставке 5%;
- дивиденды, полученные МХК от иностранной организации (5%);
- и ещё два вида доходов МХК.
Если в налоговом учете обнаружена ошибка…
У любой организации хотя бы раз возникала ситуация, когда в текущем периоде вдруг находилась ошибка, относящаяся к прошлым налоговым периодам.
Например, организация в 2018 году обнаружила документы за 2016 год, данные из которых не были включены в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Возникает вопрос: как исправить ошибку? Обязана организация подать «уточненку» за 2016 год или она имеет право включить эти расходы в базу 2018 года?
Обратимся к ст. 54 НК РФ, где даны два варианта исправления ошибок прошлых лет: в периоде совершения ошибки или в периоде обнаружения. Какие условия должны быть соблюдены при выборе того или иного варианта?
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).
Иными словами, по общему правилу при обнаружении в 2018 году ошибки за 2016 год нужно скорректировать базу за 2016 год и подать за этот период уточненную декларацию.
Тем же пунктом (абз. 3) установлены исключения из приведенного общего правила, когда налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя «уточненку» за прошлые периоды:
– невозможно определить период совершения ошибок (искажений);
– допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Указанные положения ст. 54 НК РФ соотносятся с нормами ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок внесения изменений в налоговую декларацию.
Об условиях освобождения от ответственности
Положениями п. 3 и пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ определены условия, позволяющие организациям избежать налоговой ответственности при подаче уточненной декларации.
Условия освобождения от ответственности зависят от момента представления «уточненки», который сравнивается с установленными сроками подачи налоговой декларации и сроком уплаты налога.
К сведению
Согласно ст. 289 НК РФ декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3), а по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).
Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Итак, как было отмечено выше, условия освобождения от ответственности зависят от момента представления уточненной декларации в налоговый орган:
– до истечения срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В этом случае декларация считается поданной в день подачи «уточненки». Организация освобождается от ответственности, как говорится, по умолчанию;
– после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В отношении налога на прибыль правило, предусмотренное этой нормой, не работает, так как срок подачи декларации и срок уплаты налога совпадают;
– после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. 4 ст. 81 НК РФ). Согласно этой норме налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях.
Во-первых, «уточненка» представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Во-вторых, если «уточненка» представлена после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Отметим, что положения п. 4 ст. 81 НК РФ не уточняют, за какие именно налоговые правонарушения налогоплательщики могут избежать ответственности, если до подачи «уточненки» уплатят недоимку и пени. По-видимому, предполагается, что организации могут рассчитывать на освобождение как по ст. 120, так и по ст. 122 НК РФ.
К сведению
Согласно ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 1) или 30 000 руб., если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода (п. 2).
В силу ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (п. 1), а если это деяние совершено умышленно – в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (п. 2).
Возникает вопрос: может ли быть привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ налогоплательщик, подавший «уточненку» с указанием увеличения базы и суммы налога к уплате, однако не уплативший данную сумму и пени до ее подачи?
Согласно позиции Минфина, изложенной в Письме от 13.09.2016 № 03‑02‑07/1/53498, НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение данного правонарушения по основанию, установленному п. 4 ст. 81 НК РФ, при условии уплаты недоимки и пеней после представления в налоговый орган соответствующей уточненной налоговой декларации.
В Письме Минфина России от 23.05.2017 № 03‑02‑07/1/31591 также говорится, что для освобождения от ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ при наличии недоимки на день подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик должен до ее подачи уплатить налог и пени за просрочку уплаты налога.
Чем грозит представление уточненной декларации
Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).
До подачи уточненной декларации (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Штрафа организация может избежать, если:
- Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
- Срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
- Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
- Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).
Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Куда подать отчёт компании с подразделениями
В соответствии с действующими правилами предоставление деклараций подразделениями организаций осуществляется в налоговую инспекцию по месту их фактического нахождения.
Существует ряд особенностей при наличии обособленных подразделений:
- Если распределение прибыли по подразделениям происходит по месту нахождения организации, то подача декларации осуществляется там же. В таком случае необходимо заполнить приложение 5 ко второму листу декларации в отношении каждого имеющегося подразделения, в том числе прекративших свою деятельность в этом году.
- Если имеет место несколько подразделений, территориально находящихся в одном регионе, то допускается назначение одного из них ответственным, именно через него будет осуществляться уплата авансовых платежей и налога. Тогда подача деклараций будет осуществляться по месту регистрации главного офиса, а также ответственного подразделения.
- Если головная организация и все её обособленные подразделения находятся в пределах одного региона, то допускается предоставление декларации по налогу на прибыль только по месту нахождения главного офиса. При этом не происходит распределения прибыли между подразделениями. Головная организация заплатит налог за всех и подаст соответствующую информацию в налоговую инспекцию.
- Если организация планирует изменить порядок налоговых платежей или количество структурных подразделений, то ей необходимо заблаговременно сообщить об этом в налоговую инспекцию.
Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад
В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.
Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.
Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.
Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.
Налог на прибыль. Изменения на 2021 год
Перечень услуг, при покупке которых россиянин может получить социальный вычет дополнили новыми позициями.
В перечне теперь есть такие услуги, как медицинская эвакуация и паллиативная помощь.
Виды дорогостоящее лечение объединены в пункт медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной помощи. Среди новых, в перечне появились услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, услуги оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи и услуги репродуктивной технологии.
Вступает в силу с 1 января 2021 года.
Документ: Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458.
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами об уплате ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций в 1 квартале 2021 года сообщает следующее.
Порядок уплаты налога на прибыль организаций регламентируется статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Согласно пункту 3 данной статьи Кодекса организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 121-ФЗ) при применении в налоговом периоде 2020 года пункта 3 статьи 286 Кодекса использовалась предельная величина доходов от реализации в сумме в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал.
При этом согласно пункту 2 статьи 286 Кодекса сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Соответственно, если в связи с применением положений Федерального закона N 121-ФЗ ежемесячные авансовые платежи на 4 квартал 2020 года у налогоплательщика были равны нулю, то в силу пункта 2 статьи 286 Кодекса ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате им в первом квартале 2021 года, также равны нулю, в том числе в случаях, когда по итогам 2020 года доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, за предыдущие четыре квартала превысили пороговое значение, установленное пунктом 3 статьи 286 Кодекса.
В этой связи оснований для представления такими налогоплательщиками уточненных налоговых декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2020 года не усматривается.
ФНС России поручает в кратчайшие сроки довести данную информацию до территориальных налоговых органов и налогоплательщиков.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Д.С. Сатин |
C 2021 года изменятся налоги для разработчиков и предпринимателей
Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.
Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).
При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).
Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).
Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).
Обязанность по представлению уточненной декларации появляется, только если налогоплательщик самостоятельно обнаружил неуплату налога. В случае наличия обособленных подразделений, при смене адреса или реорганизации существует специфика, связанная с порядком отражения ОКТМО, КПП в уточненных декларациях, а также местом их представления. Соблюдая определенные правила, при подаче уточненки с увеличением суммы налога можно избежать ответственности по ст. 120, 122 НК РФ. Однако нужно учитывать, что ее представление может повлечь за собой проведение выездной налоговой проверки.
Об особенностях формирования уточненных деклараций по другим налогам читайте в статьях:
- «Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2021 году»;
- «Особенности уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ»;
- «Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?».
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:
- Когда нельзя понять, к какому периоду относится ошибка.
- Когда ошибка привела к излишней уплате налога (такую позицию можно увидеть в письмах от 28.04.2018 № 03-03-06/2/29295, от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 12.01.10 № 03-02-07/1-9).
У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.
На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).
Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).
Налог на имущество уменьшился: что с декларацией по прибыли
Общество обратилось в Минфин РФ с вопросом учета переплаты по налогу на имущество в целях налога на прибыль.
Декларацию по имущественному налогу компания уточнила. По данным «уточненки», сумма обязательств уменьшилась и возникла переплата.
Организация интересовалась, будет ли поданная декларация по прибыли с учтенным в ней расходом по первоначально начисленному налогу считаться ошибочной. Можно ли уменьшение имущественного налога прошедшего периода отразить как доход в прибыльном расчете в периоде корректирования?
Минфин РФ обнадежил: да, можно. Декларация по прибыли не будет расцениваться ошибочной и, следовательно, опасаться доначислений и штрафов не стоит. В декларации по прибыли уменьшение размера имущественного налога следует отразить как внереализационный доход. Сделать это можно в периоде корректировки.
Документ включен в СПС “Консультант Плюс”
Уточненная декларация по налогу на прибыль
В случае, если по результатам квартала у вас получился НДС к возмещению, то существует две возможные линии поведения:
- Сдача декларации с НДС к возмещению ( т.е. государство должно вернуть НДС или зачесть в счет платежей следующих периодов)
- Перенос вычетов по НДС в будущие периоды, чтобы в текущем был 0 НДС или небольшой НДС к уплате.
Откуда «берется» НДС к возмещению.
НДС к возмещению получается тогда, когда вы приобрели товаров и услуг с НДС больше, чем отгрузили. Варианты:
- пришел товар, за который еще не пришла оплата от покупателя
- вы купили что то с НДС на кредитные деньги
- вы покупали что-то с НДС, а реализации не было
- другие варианты