Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли право преподаватель, даже в шуточной форме, оскорблять студентов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если разбирательство в отношении педагога не выявило нарушений в его поведении, а дети продолжают жаловаться, ничего не остается, как отправиться в суд. Или жаловаться в прокуратуру. Только надо учесть, что здесь мало одного заявления. Нужны более веские доказательства. Что это может быть?
У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью
А именно:
- Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
- Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
- Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
- Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
- Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
- Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.
Ответственность педагога
Каким должен быть учитель? Грамотным, добрым и с уважением относиться к своим подопечным. В прежние времена были такие учителя. А сейчас их становится все меньше и меньше. Педагог способен сорваться на ребенке из-за плохого настроения или унизить того из-за внешнего вида или неподготовленного домашнего задания.
В том случае, если его вину докажут, учитель понесет ответственность. Какой она может быть?
-
Дисциплинарная. Директор или РОНО после разбирательства вправе уволить учителя, позволяющего себе хамское отношение к детям.
-
Административная. Вредной учительнице придется заплатить определенную сумму за унижение ученика. От 10 000 до 30 000 рублей. Это административный штраф за оскорбление чести и достоинства ребенка.
-
Кроме того, родители пострадавшего вправе требовать в суде компенсации морального ущерба. И ее размер озвучивается ими самими в данном случае.
Как перестать ругать учеников
По мнению Юлии Исаевой, вместо криков и обзывательств гораздо лучше для учителя на минуту выйти из класса, чтобы привести мысли в порядок и выпить воды. А для профилактики важно:
- Осознать, что ученики — это пока еще дети.
Это очень отрезвляет и помогает правильно реагировать на любую провинность со стороны учеников. Ведь учитель уже был школьником, а ребятам побыть взрослыми еще не довелось.
- Искать увлечения за стенами школы.
Это помогает перестать эмоционально зависеть от событий в классе. Если у учителя есть насыщенная жизнь за пределами кабинета, он не станет срываться на детей, потому что их поведение перестанет его так сильно задевать.
- Использовать юмор.
В сложных ситуациях всегда можно перевести конфликт в шутку, чтобы разрядить обстановку и укрепить авторитет.
- «Отзеркаливать» отношения.
Старое доброе правило: относиться к людям так же, как они относятся к вам. Нужно, чтобы ребята усвоили, что учитель будет добр и снисходителен взамен на уважение и послушание.
- Заменять ругательства на ласковые обращения.
Например, «ангел мой» в ситуации конфликта прозвучит насмешливо и при этом, скорее всего, убьет желание продолжать ссору.
- Обратиться за помощью к администрации, психологу, родителям.
Бонус для родителей: что делать, если учитель ругает вашего ребенка
Устраивать учителю скандалы и угрожать прокуратурой не стоит. Решить проблему можно только спокойно и законно.
- Шаг первый. Диалог.
Поговорите с учителем о проблеме наедине. Объясните, что вы не допустите оскорблений в адрес вашего ребенка.
- Шаг второй. Жалоба.
Если мирный способ не сработал, необходимо обратиться к администрации школы. Напишите письмо на имя директора, перечисляя факты и обстоятельства, нарушающие права вашего ребенка на уважение чести и достоинства. Чтобы не быть голословным, объединитесь с другими родителями, столкнувшимися с проблемой, или предъявите доказательства — аудио- и видеозаписи.
- Шаг третий. УНО или РОНО.
Обращение в специальную организацию — дело серьезное. Важно убедиться, что ругательства и оскорбления со стороны преподавателя не плод детской фантазии. Инспекция по контролю образования начнет дисциплинарное разбирательство, чтобы выяснить правдивость фактов и причины поведения педагога.
- Шаг четвертый. Меняйте класс/школу.
Личный опыт встречи с преподом, который валит
У меня был свой личный опыт с преподом, который валит. Как неудивительно, это была женщина. Она честно призналась в начале учебного года, что имеет субъективное мнение насчет каждого студента, поэтому завоевать хорошее расположение – это цель каждого.
В моем понимании завоевывать хорошее мнение о себе было унизительно. Поэтому я меньше всех старалась угодить. Всегда отвечала на вопросы, как сама считала нужным. Не пыталась привлечь внимание пересказом ее же слов. А на экзамене начала отвечать своими словами.
Все бы ничего, у меня хватало оценок на «4» автоматом. В зачетке не было ни одной тройки, только 2 четверки. И я была уверена, что мне поставят минимум «4» за ответ. Но препод подумал иначе, поставил «3» и отправил на пересдачу на следующий день.
Во-первых, меня покоробило то, что оценку мне поставили «по настроению». Преподавательница была не в духе после 2 пар у заочников и перед экзаменом у целого потока. Поэтому первым 5 студентам на экзамене досталось просто так.
Во-вторых, прийти на пересдачу я уже не могла, т.к. купила билеты и должна была вылетать ночью (это был последний экзамен, назначенный на последний день сессии).
В-третьих, на билет я ответила правильно, и все одногруппники это подтвердили.
Поэтому на перезачет я не пришла и смирилась с тем, что красного диплома ждать не придется. В следующее полугодие я готовилась к каждому занятию этого преподавателя. Отвечала еще увереннее и громче, так, что со мной нельзя было не согласится. И в итоге на экзамене я стала вторым в истории факультета человеком, которому эта преподавательница поставила автоматом «отлично». А по поводу предыдущего экзамена она повторила: «Тройку ты получила справедливо, ничего не хочу больше слышать».
Итак, какой же вывод можно сделать из этой истории? Если вы понимаете, что препод валит вас просто так, то вы можете либо смириться, либо доказать свою правоту. Но при этом доказать справедливость можно разными способами.
Комиссия по делам несовершеннолетних
- проблему можно решить миром, ограничившись разговором с учителем, но без угроз и повышенного тона;
- если мировое соглашение не достигнуто, а нападки со стороны педагога продолжаются, то следует написать заявление директору школы (индивидуально или коллективно от нескольких учащихся);
- одновременно с обращением к директору можно подать такой же документ в Комиссию по урегулированию конфликтов в учебном заведении. Чтобы жалоба не была признана заговором, лучше привлечь к разбирательству других родителей из вашего класса, имеющих претензии относительно поведения и обращения учителя с учениками;
- крайняя мера добиться справедливости – исковое заявление в суд, прокуратуру и полицию, где не помешает поддержка опытного юриста.
Как защитить ребёнка от агрессии и неадекватного поведения учителя?
Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ» родители являются законными представителями несовершеннолетнего и могут подать соответствующие обращения в контролирующие органы. Мало кто знает, что обращение в вышестоящие инстанции может закончиться и должно заканчиваться для агрессивного педагога дисциплинарным наказанием, вплоть до увольнения. Также родители могут подать в суд и требовать компенсацию морального ущерба, так как действия учителей могут приводить к серьёзным психологическим травмам у учеников, которые требуют помощи психолога.
Тайную диктофонную запись или видеозапись, доказывающую факт агрессии со стороны педагога, можно использовать во время судебного разбирательства. Учителя запрещают детям пользоваться телефонами как раз потому, что при наличии гаджетов их агрессия может быть легко зафиксирована на аудио или видео.
Если на ребенка кричат, он может записать учителя на видео, дабы доказать родителям. Часто учителя заставляют других детей или учительский коллектив скрывать факт нарушения прав ребенка, поэтому иногда это единственный способ. Только так можно доказать факт произошедшего правонарушения.
В случае жалоб несовершеннолетнего стоит обратиться к директору для того, чтоб наказать педагога. Далее стоит составить обращение в Комиссию по урегулированию конфликтов и, если этого будет мало, решать все в судебном порядке. Важно помнить, что здоровье ребенка, как психическое, так и физическое, всегда стоит выше «репутации школы» и не стоит относиться к травле ребенка со стороны педагога, как к чему-то, что может решиться само собой. Также стоит научить несовершеннолетнего всегда отстаивать свои права и не позволять старшим унижать его честь и достоинство, а потому доверительные отношения важны как никогда. Детские психотравмы приводят к непредсказуемым последствиям и даже крик может стать причиной такой травмы, которая останется на всю жизнь.
Детей нужно учить защищать свои права
Зарина Джумагулова, тренер по детской безопасности, автор и ведущая курса «Антибуллинг» отметила, что в нашем обществе насилие «во благо» воспринимается как норма. У родителей в приоритете – знания, развитию личности не придаётся такого же значения.
«Я часто наблюдаю в адрес учителя замечания: с моим пожёстче, главное, чтобы учился. В пирамиде человеческих потребностей чувство безопасности первично, это базовая потребность любого человека. Что мы имеем по факту? Ребёнок боится оценок, учителя, агрессивных одноклассников. При этом от ребёнка ожидают проявления лучших качеств и талантов. Раскрытие потенциала возможно только в условиях безопасности», – сказала Зарина Джумагулова.
Она отметила, что у детей часто отбирают право на ошибку и за успеваемостью не видят человеческой личности. Поэтому вешаются ярлыки, стигмы, обидные клички. Сами учителя провоцируют буллинг.
«Твёрдые личные границы – залог безопасности ребёнка. Детям нужна тренировка защиты личных границ. Как можно позволять себя унижать, не выпускать в туалет, водить по классам и стыдить. Дети не умеют защищать своё достоинство и чаще всего сами родители не способны это продемонстрировать. Подготовка ребёнка к школе сводится к «развивашкам», в итоге дети месяцами и годами скрывают буллинг, пока дело не дойдёт до критической черты», – отметила эксперт.
Она сообщила, что за пять лет обучения на курсе «Антибуллинг» она знает только два кейса, когда родители смогли отстоять права своего ребёнка.
«В остальных случаях я наблюдаю конформизм, адаптацию, переход в другую школу без озвучивания фактов нарушения прав ребёнка», – подчеркнула эксперт.
В связи с этим она предложила организовать инструмент поддержки родителей, чьи дети подвергаются буллингу.
В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:
— итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);
— итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.
Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.
Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.
Что такое «оскорбление»?
— Определение дается в статье 131 Уголовного Кодекса РК. Оскорбление — унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, которое наказывается штрафом до 100 МРП, либо привлечением к общественным работам на срок до 120 часов, либо исправительными работами. Оскорбление, совершенное публично, или с использованием СМИ или сетей коммуникации, наказывается штрафом в размере до 200 МРП, либо исправительными работами, либо привлечением к общественным работам на срок до 180 часов. Часто на практике проводится анализ того, является ли действие или бездействие оскорблением, был ли причинен ущерб общественному мнению или нет, не считая умысла подозреваемых унизить честь и достоинство.
Таким образом, вопрос ответственности за оскорбление уже до ввода в действие нового закона «О статусе педагога» был отрегулирован. Новыми статьями пополнился лишь Кодекс РК об административных правонарушениях. Так, например, согласно статье 409.1.7-6 КОАП, проявление неуважения к педагогу при исполнении им должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием СМИ или сетей телекоммуникаций, влечет штраф на физических лиц в размере 30 МРП. Эти же действия, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет, влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере 20 МРП.
Говоря конкретно о случае с кибербуллингом (ученица опубликовала непристойную фотографию в соцсетях): учитель имеет право подать на ученицу заявление в правоохранительные органы и в суд. Здесь можно рассматривать действия ученицы как унижение чести и достоинства, а также, в случае, если данная фотография была получена незаконным путем, поднять вопрос о нарушении закона о персональных данных. Далее — работа юристов и суда, нужно проанализировать и квалифицировать каждый кейс: являются ли действия учеников административным правонарушением, когда родители, например, выплачивают штраф, либо это уголовно наказуемое деяние, где ученики могут быть привлечены к общественным или исправительным работам.
Педагог не должен бояться подавать заявление в правоохранительные органы. Данное решение должно быть поддержано и директорами школ. Как было указано выше, это обязанность педагога, работников организации образования — сообщать в правоохранительные органы о любых противоправных действиях или бездействиях несовершеннолетних. Так, согласно статье 127-1 КОАП, несообщение работниками организаций образования, здравоохранения, социальной защиты населения в правоохранительные органы о фактах совершения несовершеннолетними действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также о фактах, ставших им известными в связи с профессиональной деятельностью вне организаций образования, здравоохранения, социальной защиты населения, влечет штраф на физических лиц в размере 5 МРП, на должностных лиц — в размере 10 МРП.
Как защититься преподавателю от хамства студентов?
Речь пойдет о хамском поведении студента одного из ВУЗов по отношению к преподавателю технической дисциплины «Инженерная графика».
А случилось следующее. С момента начала семестра по настоящее время, согласно учебного плана по специальности, на которой обучается студент, было проведено 9 учебных занятий (занятие 1 пара — 1ч.20 мин.) Из этого количества данный студент был на занятиях всего три раза.
В день, когда создалась конфликтная ситуация, студент, пытающийся выполнить задание по индивидуальной карточке, предложил на проверку свои труды преподавателю. Преподаватель, увидя неверно оформленное задание, стал корректно объяснять ошибки студента, поясняя, что это не личное требование, а указания ГОСТа по оформлению графических конструкторских документов. На что студент ответил: «Вам-то какая разница?»
Преподаватель еще раз корректно разъяснил требования стандарта, но в ответ последовала та же фраза: «Вам-то какая разница?»
После этого преподаватель пояснил студенту, что данная тема была уже пройдена и он должен был самостоятельно изучить закрепляемые на данном занятии знания и навыки, предложил ознакомиться с правилами в нормативном документе и учебнике.
В ответ на это студент стал вполголоса оскорблять преподавателя, произнося непристойные речи своему соседу по парте, да так, что все речь было прекрасно слышно и другим студентам, находившимся в аудитории. Это оскорбляло преподавателя не только как специалиста, но и как гражданина, человека!
Преподаватель спокойно предложил замолчать студенту или выйти из аудитории и успокоиться. На что студент вновь ответил хамством и оскорблением, произнося свои речи во весь голос. Преподаватель предложил вновь студенту покинуть аудиторию и подумать над своим поведением. Но в ответ — опять отказ и хамство.
Конфликт между учителем и учеником: как разобраться
Бывают и совсем запущенные случаи, когда учитель в ответ на неповиновение начинает воздействовать физически на ребенка. Некоторые педагоги позволяют себе бить детей указкой по рукам, ставить их в угол. О таких случаях уже не раз вещали массовые средства информации, поэтому в такой ситуации обязательно должны вмешаться в конфликт родители, причем всего класса. Коллективная жалоба на учителя непременно возымеет действие, ведь школьное руководство не захочет рисковать репутацией своего учебного заведения.
Очень часто предмет становится неинтересен ученикам. Обучение детей – целое искусство, ведь необходимо так преподнести школьникам материал, чтобы они с огромным желанием посещали любимый урок. Если же преподаватель сам испытывает нелюбовь к своему предмету, то и излагать материал он будет сухо и без особого интереса. После таких скучных уроков последует естественная реакция учеников, и они начнут в прямом смысле слова засыпать на уроке. Поэтому педагогу следует обязательно заниматься лишь любимым делом. Возможно преподавание – для него неправильно выбранный путь по жизни и следует срочно искать себя в других сферах деятельности.
Анонимная жалоба на учителя
Переживая за благополучие ребёнка и его дальнейшие отношения с учителем, родители стремятся написать анонимную жалобу. Однако такие претензии обычно не рассматриваются. Это связано с тем, что ответ на поступивший документ должен отправляться на определенный адрес. Если он отсутствует, работники уполномоченных органов не смогут сообщить о принятых мерах.
Внимание
Из правила бывают исключения. Если в документе сообщается информация о серьезных нарушениях со стороны учителей, проверка всё же может быть проведена.
К таким ситуациям относятся:
- угрозы совершения террористических актов;
- преступление против жизни ученика;
- преступление против здоровья учащихся.
Анонимная жалоба составляется по стандартному образцу, однако личные данные заявителя не указываются.
Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.
После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России.
Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган.
Ехать в столицу для того, чтобы подать жалобу, необязательно. Ее можно направить письменно как по обычной почте, так и в электронном виде.
Письменная жалоба направляется Почтой России или курьерскими или транспортными компаниями по адресу: 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2. Электронное письмо можно отправить по адресу
Также на сайте Министерства просвещения есть специальный ресурс для сбора жалоб и обращений – .