Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Средняя зарплата по стране для начисления пенсии: таблица и правила расчета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда я оформлял в 2008-м документы на пенсию, то нечаянно получил возможность сравнить ее убогий размер (4,5 тыс. руб.) с будущей пенсией тогдашних депутатов Госдумы – 60 тыс. рублей! Эта информация возникла случайно в дискуссии на телевизионной передаче Владимира Соловьева «К барьеру», когда на нее пришли два депутата и представитель Ассоциации игорного бизнеса, довольно-таки старый еврей. Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Г.П.Дегтярев. Пенсионная реформа в России: 1991–1999 годы
К 1995 году дефицит продовольственных товаров, импортной одежды, бытовой техники и других товаров народного потребления уже окончательно канул в лету. Прилавки магазинов наполнились значительным количеством товаров, на улицах российских городов появлялось все больше импортных автомобилей, но в основном это был бывший в употреблении «автохлам», разными путями ввозимый из Японии и Европы.
Разумеется, никто не тратит всю пенсию на то, чтобы купить один только рис или хлеб, или ходить каждый день в театр. Это нужно лишь для большей наглядности. Однако оставались ещё расходы на жильё, которые тоже были значительны. Покупать квартиры в городах тогда было не слишком принято, их снимали в специальных доходных домах.
Можно ли вернуть советскую пенсионную систему?
«Вернуться в ту систему уже невозможно. Она могла эффективно работать только в социалистической экономике, где государство контролировало и распределяло все финансовые ресурсы», — считает профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета Эльвира Тучкова.
Но критерии назначения пенсий, по ее мнению, надо сделать прозрачными.
«Нужно напрямую, а не через хитрые коэффициенты учитывать два показателя: количественный (стаж) и качественный (зарплату). При этом минимальный размер пенсии должен обеспечивать достойные условия жизни. И государство должно гарантировать его на федеральном уровне каждому гражданину, независимо от территории его проживания», — говорит эксперт.
В 1995 году среднемесячный размер пенсии в России равнялся 185 тыс
За каждого официально трудоустроенного сотрудника работодатель уплачивает с зарплаты страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФР). Перечисленные суммы автоматически переводятся в баллы и хранятся на лицевом счете гражданина. Человеку выгодно, чтобы заработок был выше, поскольку отчисления будут больше.
Бальная система начала действовать в России только после пенсионной реформы 2015 года. Пенсия за советское время и вплоть до 2002 года сейчас тоже переводится в баллы, но для этого используется отдельная формула. За период с 2002 по 2015 годы для подсчета ПБ используется заработанный пенсионный капитал.
Количество ПБ, заработанных гражданином по время СССР и до 2002 года, можно определить по формуле:
Число ПБ = величина расчетного капитала / стоимость 1 ПБ на 1 января 2015 года (64,10 рубля).
- Перевод Сбербанк по СМС — условия предоставления услуги, алгоритм действий, лимиты и ограничения
- Матка в тонусе, что это значит
- Сиалис для женщин
Для определения величины расчетного капитала нужно сделать определенные вычисления:
- Узнать стажевый коэффициент (СК). Он составляет 0,55 для мужчин, которые отработали 25 лет, и женщин с 20-летним стажем. За каждый дополнительный год работы плюсуется по 0,01. Потолок установлен на отметке 0,75.
- Определить коэффициент среднемесячного заработка (КСЗ). Для этого и нужны данные о заработной плате, которые покажут, насколько выгоден расчет. При вычислениях значение среднемесячного дохода делят на среднюю зарплату в стране за аналогичный промежуток времени.
- Вычислить сумму расчетной пенсии (РП). Учитывается размер стажевого коэффициента:
Если не превышает 0,55:
РП = СК х КСЗ х 1 671 – 450, где:
- 1 671 – средняя заработная плата по стране в декабре 2001 г.;
- 450 – базовая сумма пенсионной выплаты, установленный законом No 173-ФЗ (17.12.2001).
Величина (СК х КСЗ х 1 671) не может быть ниже 660. Если при вычислениях полученная сумма ниже, значение РП устанавливается в размере 210 р.
РП = (СК х КСЗ х 1 671 – 450) х Стаж, где:
- Стаж для женщин = количество лет, отработанных до 2002 года, разделенное на 20;
- Стаж для мужчин = количество лет, отработанных до 2002 года, разделенное на 25.
Если при подсчетах (СК х КСЗ х 1 671) получается меньше 660, значение РП устанавливается в размере 210 р.
Говоря о коэффициенте среднего заработка, который и определяет, выгодно ли учитывать доход в советское время, важно не забывать об одной тонкости. Законодательством установлено, что он не может превышать значение 1,2. Исключение – жители территорий Крайнего Севера и приравненных местностей. Для них допустимая величина варьируется в пределах от 1,4 по 1,9 в зависимости от района проживания.
Для определения КСЗ нужно среднемесячный заработок пенсионера разделить на среднюю зарплату по стране за аналогичный период времени. С 2001 по 2002 используют единое значение – 1 495,5 рубля. Работники ПФР используют следующие советские зарплаты при начислении пенсий:
- 1980 г. – 174 р.;
- 1981 г. – 178,30 р.;
- 1982 г. – 184 р.;
- 1983 г. – 188 р.;
- 1984 г. – 193,20 р.;
- 1985 г. – 199,20 р.;
- 1986 г. – 206 р.;
- 1987 г. – 214 р.;
- 1988 г. – 233 р.;
- 1989 г. – 263 р.;
- 1990 г. – 303 р.;
- с 1991 г. – определяется отдельно по каждому региону. Связано это с нестабильной экономической обстановкой в целом по России до 2000-х годов.
Конституционный суд РФ постановил, что права граждан, заработавших пенсию в советское время, не могут ухудшаться независимо от изменений в законодательстве. По этой причине человек вправе требовать перерасчета пенсионного обеспечения за трудовую деятельность во времена СССР.
Советская зарплата для расчета пенсии должна быть подтверждена официально. Подготовиться лучше заранее и предоставить сведения в ПФР до момента назначения страховой пенсии, чтобы впоследствии не производить пересчет.
Если организация ликвидирована, заявление пишется в архив. Узнать точный адрес и ведомственную принадлежность архивной организации можно непосредственно в ПФР. Получить справку можно также, обратившись в Многофункциональный центр (МФЦ) или заполнив специальное заявление на сайте Росархива. Услуги предоставляются бесплатно.
И в такой ситуации очень сложно было говорить о повышении пенсий. Именно поэтому все чаще возникали разговоры о необходимости проведения пенсионной реформы.
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в начале лета 2018 года. Своей целью законопроект ставил повышение пенсионного возраста граждан. То есть, по задумке авторов, россияне будут позже выходить на пенсию и дольше работать. С одной стороны, это снизит нагрузку на ПФР, а с другой – повысит его доходы. За счет дополнительной выручки можно будет повысить средний размер пенсии.
В начальной версии документа ожидалось, что мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а представительницы слабого пола – с 63 лет. Однако чуть позже в документ внесли правки, в результате которых положение мужчин не изменилось, а вот женщинам сделали послабление – они смогут рассчитывать на господдержку уже с 60 лет. Сторонники реформы активно кивали на западные страны, где возраст выхода на пенсию сегодня больше 65 лет и предпринимаются попытки его дальнейшего повышения.
В целом момент возраста стал главной составляющей всей пенсионной реформы. Повышать возраст будут не сразу, а постепенно. Для этих целей предусматривается специальный 10-летный период.
Также при упоминании реформы нужно отметить, что под особую защиту взяли граждан предпенсионного возраста. Например, если работодатель без весомых причин старается уволить работника, которому скоро на пенсию, то к нему могут применить меры административного и даже уголовного воздействия.
У некоторых категорий граждан будет возможность раньше выйти на пенсию. Такой вариант оставили тем, кто имеет много детей. Также на заслуженный отдых раньше срока смогут уйти граждане с большим трудовым стажем.
Кризис в пенсионном обеспечении в 1995–1997 годах
По ее словам, депутаты Госдумы имели право на такую скандально высокую пенсию уже после отработки половины своего тогдашнего официального депутатства в четыре года!
В 1993 году старые денежные знаки стали менять на новые российские рубли в пропорции 1:1 без ограничений по сумме и срокам. К сожалению эта реформа не смогла стабилизировать денежное обращение в стране и снизить размеры инфляции, которая продолжалась и после реформы. По большому счету реформа и не ставила перед собой такие цели.
В нашем примере имеется 30-летний общий трудовой стаж, максимальная пенсия составит 62700 руб. (57000 руб. + 5700 руб ).
Значительное снижение инфляции, впервые с 1991 года, удалось добиться только к 1996 году. Темпы инфляции значительно снизились в 1996 и 1997 году и сменились дефолтом в августе 1998 года.
Индексация пенсий после 2010 года
Поскольку РСФСР после референдума 1991 года провозгласил новую страну – Россию и принял на себя все обязательства СССР, то есть стал правопреемником, то и пенсии, по идее, должны выплачиваться, как в СССР, и индексироваться с учетом гиперинфляции.
Пенсионные отношения в РСФСР регулируются настоящим Законом. В тех случаях, когда договорами (соглашениями) между СССР либо РСФСР и другими странами предусматриваются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила, предусмотренные такими договорами.
Однако проверить правильность такого расчёта пенсионер имеет право в силу закона № 152-ФЗ «О персональных данных» в случае автоматизированной обработки персональных данных гражданина, если такая автоматизированная обработка может повлиять на права и обязанности гражданина.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.
«Царская пенсия» Ленина
Надо заметить, что довольно долго советские трудящиеся жили вообще без пенсионного обеспечения. Большевистская революция отменила «царские пенсии». К 1914 году право на пенсию по выслуге лет имели практически все работавшие в госучреждениях: чиновники и офицеры, учёные и преподаватели, инженеры и медперсонал, рабочие казённых заводов. Отдельные ведомства и частные предприятия выплачивали своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненные пенсии, если человек отчислял в эту кассу взносы в течение 10 лет. Крестьяне, составлявшие четыре пятых населения Российской империи, никаких пенсий не получали.
До революции при назначении государственной пенсии полный оклад полагался тому, кто прослужил 35 лет, за 25 лет службы давали половину оклада, за 10 лет — третью часть. Платили пенсии и в случае потери кормильца. Так, Мария Александровна Ульянова получала пожизненную пенсию за умершего на службе мужа, директора народных училищ Симбирской губернии действительного статского советника Илью Николаевича Ульянова. С мая 1886 года ей платили 50 рублей ежемесячно и ещё столько же — на каждого несовершеннолетнего ребёнка покойного. Между прочим, средняя месячная зарплата в России в то время составляла 30 рублей. Помимо этого, Мария Александровна была типичной помещицей в Кокушкине Казанской губернии и собирала арендную плату с крестьян. Так что семья Ульяновых не бедствовала. Даже казнь её старшего сына Александра за подготовку покушения на Александра III не послужила поводом к лишению её пенсии. На царскую пенсию отца вплоть до 21 года жил и Володя Ульянов — будущий борец с царизмом и мировым капиталом Владимир Ильич Ленин.
Уже 1 ноября 1917 года новая власть опубликовала сообщение «О социальном страховании». Система должна была охватить всех наёмных рабочих и служащих. Однако в условиях начавшейся гражданской войны, административной неразберихи, расстройства финансовой системы и разрухи воплотить в жизнь решения советской власти было трудно. Тем не менее в 1918 году появился декрет Совнаркома о пенсиях и ряде льгот инвалидам Империалистической войны и инвалидам Красной армии. 26 апреля 1919 года декретом советского правительства было объявлено, что все старые пенсии подлежат пересмотру. На практике это означало их отмену. В 1924 году стали платить пенсию за выслугу лет научным работникам и преподавателям вузов. Затем вспомнили об учителях, и в следующем году ввели пенсию за выслугу лет и для них. Размеры выплат зависели от уровня заработка, условий труда и состава семьи. Всем работникам начальных школ, проработавшим не менее 25 лет, начали выплачивать по 20 рублей ежемесячно. В то время эта сумма составляла меньше половины от средней зарплаты рабочего. В 1923 году установили пенсии старым большевикам-революционерам, а также тем, кто имеет большие заслуги перед республикой в области науки, искусства и техники.
В конце 1920-х годов пенсии по старости установили для работников нескольких важнейших отраслей: металлургической, химической, текстильной, железнодорожного транспорта. Половину прежнего заработка выплачивали мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, при стаже работы не менее 25 лет. Женщины уходили на пенсию после 55 лет при 20-летнем стаже. Вроде бы возраст выхода на пенсию был самым низким в Европе, но дело в том, что средняя продолжительность жизни в России у мужчин была тогда всего 40,2 года, у женщин — 45,6. В 1932 году пенсионное обеспечение ввели для работников всех отраслей народного хозяйства. При этом было заявлено о постепенном понижении пенсионного возраста на 5 лет: до 55 и 50 лет у мужчин и женщин соответственно.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в России благодаря Указу Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 года № 1077. НПФ могли создаваться только в форме некоммерческих организаций, размещая активы с помощью управляющих компаний. Несмотря на то что необходимость развития дополнительного частного пенсионного обеспечения признавалась в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 1994 и 1995 годах, до 1998 года их деятельность регулировалась только на основании данного указа. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ вступил в силу лишь в мае 1998 года – накануне кризиса. В нем было немало нечетких формулировок, некоторые определения не соответствовали гражданскому законодательству, при этом отсутствовали ключевые вопросы, например основания для выплаты пенсий и процедура удовлетворения требований к НПФ в случае его ликвидации.
Лицензирование НПФ и определение требований к структуре их инвестиционных портфелей долгое время находились в ведении Инспекции НПФ, созданной при Министерстве труда и социального развития, юридический статус которой был не вполне очевиден. В результате российские стандарты лицензирования деятельности НПФ были крайне размыты. А других механизмов, обеспечивающих надзорные и контрольные функции в отношении НПФ, не существовало. С 2004 года вопросы регулирования деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.
Развитие негосударственного пенсионного обеспечения заметно отставало от других сегментов финансовых рынков. На начало 2009 года в стране числилось 233 НПФ (табл. 2), реально работавших было существенно меньше. На 10 крупнейших фондов в 2000–2008 годах приходилось 77–86% общей величины резервов, причем около 50% из них аккумулировал лидер – НПФ «Газфонд». Несмотря на то что услуги НПФ предоставлялись в более чем половине всех субъектов Федерации, каждый второй действующий фонд находился в Москве и Санкт-Петербурге.
В отличие от западных НПФ большинство российских фондов учреждено организациями реального сектора и ориентировано на работу с предприятиями. В 2003 году 81% из 5,2 млн участников НПФ обслуживались по договорам, заключенным работодателями (вкладчиками – юридическими лицами). Бурный рост отрасли в начале 2000-х годов также связан прежде всего с развитием корпоративных пенсионных систем. По-прежнему индивидуальных участников программ дополнительного пенсионного обеспечения – то есть тех, кто сам добровольно решил позаботиться о будущей частной пенсии, – единицы. Число пенсионеров, получающих частные пенсии из НПФ, хотя и растет, до сих пор не превышает 3% всех пенсионеров, а размер дополнительной пенсии меньше государственной.
Основные причины слабого развития частного пенсионного страхования: несовершенство и противоречивость правовой базы; недружественное к дополнительному пенсионному обеспечению налоговое законодательство; низкие доходы населения; недоверие к частным финансовым организациям; ограниченность финансовых инструментов. По данным опроса Независимого института социальной политики, в 2007 году 43% респондентов трудоспособных возрастов не могли стать клиентами НПФ из-за недостатка денег[28]. Кроме того, реальная доходность обязательных пенсионных накоплений остается невысокой. Доходность по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению была выше, чем в обязательной системе, но уступала альтернативным источникам вложения средств. Неудивительно, что треть опрошенных в 2007 году лиц трудоспособных возрастов не стали клиентами НПФ, потому что опасались, что их пенсионные накопления обесценятся.
Таким образом, несмотря на то что в предкризисные 2000-е годы негосударственное пенсионное обеспечение в России переживало подъем, дополнительное пенсионное обеспечение не заняло весомого места в пенсионной системе. Масштабы частных пенсионных накоплений в экономике страны также остаются более чем умеренными.
Таблица 2
Основные показатели негосударственного пенсионного обеспечения
1996 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
|
Число негосударственных пенсионных фондов |
254 |
262 |
2903 |
252 |
2334 |
Резервы, млрд рублей 1, 2 |
15,6 |
277,4 |
472,9 |
462,9 |
|
Численность участников, тыс. человек 2 |
1675,9 |
3375,2 |
6059,1 |
6757,1 |
6746,3 |
Численность получателей негосударственных пенсий, тыс. человек 2 |
155,9 |
281,9 |
705,7 |
1026,2 |
1131,4 |
В том числе в % к общей численности пенсионеров, состоявших на учете в органах соцзащиты |
0,4 |
0,7 |
1,8 |
2,7 |
2,9 |
Пенсионные выплаты, млрд рублей 1, 2 |
Н.д. |
0,6 |
7,6 |
13,8 |
17,5 |
Подробнее о повышении пенсии в январе 2022 года
Володин подтвердил пересмотр индексации пенсий в 2022 году: доп
изменения.
Володин напомнил, что президент России предложил проиндексировать прожиточный минимум и минимальную заработную плату в размере 8,6 процента с учетом уровня инфляции в следующем году
«Это означает, что социальные выплаты, которые зависят от минимальной заработной платы и прожиточного минимума, также увеличатся», – сказал Володин.
По его словам, повышение социальных пособий и заработной платы коснется 19 миллионов граждан России. Кроме того, он добавил, что в ближайшее время будет принято решение о дополнительной индексации пенсий, а в следующем году материнский капитал будет оцениваться исходя из текущего уровня инфляции.
Минимальная пенсия в России по годам и средняя
В 2010 году было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий — они были объединены в страховую часть.
С 2010 года размер страховой части трудовой пенсии индексировался 12 раз (включая повышение с 1 января 2018 года). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 годах и 2017 году корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015, 2016 годах — один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 года — на 11,4%. Меньше всего пенсии вырастут с 1 января 2018 года — на 3,7%. В 2016 году при индексации 1 февраля правительство впервые приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Вторую индексацию в 2016 году было решено заменить на единовременную выплату в размере 5 тыс. руб.
В 2017 году пенсии повышались дважды. 19 января 2017 года было подписано постановление правительства РФ об индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно документу, с 1 февраля она проиндексирована на 5,4% — т. е. на уровень инфляции в 2016 г. Повышение пенсии коснулось только неработающих пенсионеров. Постановление о повышении социальных пенсий (на 1,5%) было подписано 16 марта. C 1 апреля страховые пенсии увеличились на 0,38% (в рамках законодательства, без специального постановления), причем повышение было сделано как для неработающих, так и для работающих пенсионеров.
По данным Росстата, средний номинальный размер назначенных пенсий в 2010-2017 годах вырос в 2,15 раза в рублевом эквиваленте: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 13 тыс. 336 руб. ($232).
Среднемесячная заработная плата в России, применяемая при исчислении пенсии + T + T + T + T + T ¦1960 ¦1961 ¦1962 ¦1963 ¦1964 ¦1965 ¦1966 ¦1967 ¦1968 ¦1969 ¦1970 ¦ ¦год 覦¦¦¦¦¦¦¦¦¦ ¦ране妦¦¦¦¦¦¦¦¦¦ + + + + + + + + + + + + ¦73,1 ¦77,1 ¦80,9 ¦82,4 ¦ 86¦92,5 ¦97,2 ¦102,5¦110,9¦115,6¦121,2¦ + + + + + + + + + + + T + T + T + T + T ¦1971 ¦1972 ¦1973 ¦1974 ¦1975 ¦1976 ¦1977 ¦1978 ¦1979 ¦1980 ¦1981 ¦ + + + + + + + + + + + + ¦125,6¦130,4¦136,2¦143,2¦148,7¦154,2¦159,1¦164,4¦168,4¦174¦178,3¦ + + + + + + + + + + + + + + + + + + ¦ 1982¦ 1983¦ 1984 ¦ 1985 ¦ 1986 ¦ 1987 ¦ 1988 ¦ 1989 ¦ 1990¦ + + + + + + + + + + ¦184¦ 188,3 ¦193,2 ¦199,2 ¦206,1 ¦214,4 ¦233,2 ¦ 263¦303¦ + + + + + + + + + T + T + T + T + T + ¦¦1991,¦1992,¦1993,¦1994,¦1995,¦1996,¦1997,¦1998,¦1999,¦2000,¦ 2001,¦ ¦¦руб. ¦руб. ¦тыс. ¦тыс. ¦тыс. ¦тыс. ¦тыс. ¦руб. ¦руб. ¦руб. ¦руб.¦ ¦¦¦¦руб. ¦руб. ¦руб. ¦руб. ¦руб.
Средняя з/п по стране за период с 1986 по 1992, исключая 1990 г.
Исходя из этого стажа работы, рассчитывается пенсионный капитал. Расчетный размер пенсии на 01.01.2002 г. определяется следующим образом: РП2002 = СК х (ЗР / ЗП) х СЗП, где РП2002 – расчетный размер трудовой пенсии, определяемый с учетом стажа и заработка; СК – стажевый коэффициент (0,55 — за 20 лет требуемого стажа + 0,01 x F — за F лет — сверх 20 лет) = 0,55 + 0,01 x 0 = 0,55; (ЗР/ЗП) – отношение моего среднего заработка за период с 01.01.2000г. по 31.12.2001г. к среднемесячной зарплате в стране за этот же период = 1,18918 ( Я работала на двух работах). Учитывается не более 1,2 согласно статьи 30 вышеуказанного Закона.
Ваш коэффициент Вам скажут в Пенсионном Фонде при предварительной сдаче документов. Смотри таблицы средних зарплат тут. СЗП – средняя зарплата в РФ за 3 квартал 2001г. = 1671 руб. РП2002 = 0,55 х 1,189 х 1671 = 1092 руб. 92 коп. (включает базовую часть – 450руб.
Искажений и несответствия у нас нет.Если нужна ссылка на строго официальные источники — поищите там.Мы официальным источником не являемся. А калькулятором КСЗ пользовались? В ручную можно ошибиться, а он считает точно. 0 # 4 декабря 2015 в 01:12 0 Как посчитать среднемесячный заработок за период 2000-2001 гг. (ЗР), если стаж в этот период составляет всего 4 месяца (с 03.06.2001 по 01.10.2001)? Больше в этот период не работала. Общую зарплату за 4 месяца надо делить на 24 месяца или на 4 месяца? И как посчитать КСЗ? Нужно брать ЗП равную 1494,5 руб. или считать среднюю зарплату в РФ исходя из четырех месяцев, представленных в таблице «Средние зарплаты в период с 1998 по 2001 г.», то есть июнь, июль, август, сентябрь 2001 г.?Нигде такой информации не нашла.
Таблица средней зарплаты по стране для начисления пенсии помогает самостоятельно рассчитать примерные выплаты, которые ежемесячно будет получать человек после того, как уйдет на заслуженный отдых.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, размер будущей пенсии рассчитывается, исходя из количества заработанных гражданином баллов и стоимости одного балла. Такая система была введена еще в 2015 году. С тех пор пенсионное обеспечение называется не трудовым, а страховым, и рассчитывается, в том числе, исходя и из среднемесячного дохода человека в период его профессиональной деятельности.
Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:
число заработанных баллов * стоимость одного балла
Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.
Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.
Важный показатель – средняя зарплата по годам для начисления пенсии. В открытом доступе имеются таблицы, в которых приведены эти цифры, начиная с 1960 года. Опираясь на приведенные в них данные, можно хотя бы приблизительно посчитать, на какой размер пенсионных выплат ориентироваться.
В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.
Из этого правила существует два исключения:
- работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;
- работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.
Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.
Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.
Пенсии в России с 1990 по 2019 годы
В 2002 году в России началась пенсионная реформа: пенсию разделили на три части – базовую, страховую и накопительную, последняя стала новшеством в пенсионной системе страны. К сожалению, до сих пор, спустя 16 лет, современная российская власть толком так и не разобралась, что делать с накопительной частью пенсий.
А вот что касается базовой и страховой части – там всё просто, как дважды два. Это государственные управленцы, хоть и с грехом пополам, но усвоили. Простота заключается в регулярной индексации пенсий: выросла инфляция – вслед должны вырасти и пенсии.
До 2009 года базовая часть пенсии индексировалась 15 раз и повысилась с 450 рублей в 2002 году до 2,5 тысяч рублей в 2009 году. Страховая часть не отставала и тоже была проиндексирована 15 раз.
В результате этих повышений с 2002 по 2009 годы пенсии выросли в 7,5 раз – с 823 рублей в 2001 году до 6,2 тысяч рублей в 2010 году.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран СНГ
Ольга Васильевна, прошу Вас дать разъяснение по следующей теме: миграция населения бывших республик Союза ССР происходит постоянно, в том числе и лиц пожилого возраста. Как же решается вопрос их пенсионного обеспечения?
Этот вопрос решается в соответствии с международными договорами между государствами — бывшими союзными республиками. Первый такой документ – Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»- был принят 13 марта 1992 года. Его участниками в настоящее время являются 8 государств: Российская Федерация, Казахстан, Украина, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан.
Основная норма Соглашения от 13 марта 1992 года – осуществление пенсионного обеспечения по законодательству того государства, на территории которого гражданин постоянно проживает в момент назначения пенсии. Эта норма относится не только к тем, кто впервые приобрел право на пенсию, но и к тем, кто ее уже получал в государстве прежнего проживания.
В практическом плане это означает, например, по прибывшим из вышеперечисленных государств в Российскую Федерацию, что все документы истребуются вновь и их оценка на пригодность для назначения пенсии оценивается по нормам российского пенсионного законодательства.
Будет ли назначена пенсия, если прибывший не является гражданином Российской Федерации?
Согласно российскому законодательству право на пенсионное обеспечение наряду с гражданами РФ имеют также иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации. Постоянное проживание подтверждается Видом на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.
Гражданам России, в том числе переехавшим из бывших союзных республик, пенсия назначается и при отсутствии регистрации по месту жительства. Для них достаточно регистрации по месту пребывания или месту фактического проживания, но при условии снятия с регистрационного учета
по месту жительства в государстве прежнего проживания.
В связи с переездом пенсионера по старости на постоянное проживание в Россию ему прекратили выплату пенсии, допустим, в Казахстане. Переезд, обустройство, получение необходимых документов для оформления пенсии по новому месту жительства занимает немалое количество времени, а назначение трудовой пенсии по старости по законодательству РФ производится с даты подачи заявления со всеми необходимыми документами. Получается, что за какой-то промежуток времени он теряет пенсионное обеспечение?
Соглашение от 13.03.1992 г. позволяет минимизировать потери: российская пенсия того же вида, какую он получал в государстве прежнего проживания, будет ему назначена с даты прекращения выплаты, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства в Российской Федерации.
Есть еще вариант сохранения непрерывного пенсионного обеспечения при переезде – не сниматься с пенсионного учета по прежнему месту жительства до окончательного решения всех проблем по обустройству в другом государстве.