Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не горит фара ближнего света штраф в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штраф за невключенный ближний свет составляет 500 рублей на основании статьи 12.20 КоАП РФ. Штраф можно уплатить в величине, вдвое меньшей номинала, если сделать это в течение 20 дней после его получения. А если не уплачивать штраф в течение более, чем 70 дней, то он, наоборот, увеличится еще на 1000 рублей (в сумме — 1500 рублей).
Может ли быть выписан штраф
На самом деле существует несколько нарушений, связанных с использованием на автомобиле фар. Первое из них – это отсутствие огней как таковых. На многих машинах, особенно старых, не предусмотрено включение фар автоматически при запуске мотора.
Поэтому многие автолюбители, выезжая из гаража или двигаясь в сумерках, просто забывают включить огни. Это, прежде всего, касается ближнего света.
Кроме того, часто водители вместо ближнего света неоправданно переходят на дальний (особенно это касается хорошо освещенных участков дороги). Такие действия также будут считаться нарушением, чреватым штрафом.
Когда наступает темнота, некоторые водители вместо ближнего света используют только ходовые огни. Это также недопустимо и чревато общением с инспектором ГИБДД.
Наконец, нарушением является наличие на транспорте передних фар, излучающих красный или другой недопустимый свет. За это уже могут отобрать права на срок до 1 года с изъятием соответствующих приборов.
Свет не включен вообще: каким будет штраф?
Ближний свет необходимо включать во всех случаях, когда автомобиль движется. В дневное время суток вместо ближнего света можно включать противотуманки или иной тип дневных ходовых огней (ДХО), предусмотренных конструкцией автомобиля (например, приглушенный дальний свет — который предусмотрен во многих импортных автомобилях из стран Запада), и не нарушающих технических требований, которые приняты в России.
Можно включать ДХО и ближний свет одновременно. При этом, следует иметь в виду, что на многих типах современных ТС предусмотрено включение задних и передних ДХО по умолчанию одновременно. И если водитель забыл об этом, и, к примеру, задние противотуманки оказались включены при хорошей видимости и благоприятных погодных условиях — то в этом случае он может быть также оштрафован за некорректное использование осветительных приборов.
Это не единственный пример нарушения при используемом свете — рассмотрим ряд иных типичных для российских дорог ситуаций.
Итак, что же говорят правила, как правильно использовать дальний свет?
Начнем с того, что свет обязательно должен включаться в случаях, прописанных в п. 19.1 ПДД: приборы освещения включаются в обязательном порядке в условиях недостаточной видимости, а также в тоннелях. Также следует помнить о том, что ближний свет или ДХО включается в осенне-зимний период, об этом писал в этой статье.
При этом для дальнего существую кое-какие исключения и примечания. Так, использование дальнего света запрещено если:
- Вы передвигаетесь по населенному пункту по освещенной дороге;
- По встречной полосе (не менее чем за 150 м.) движется на встречу вам другое транспортное средство, а также в том случае если водитель встречного ТС сигнализирует вам об ослеплении периодическим переключением света фар. Более подробно о световых сигналах и их значении читайте здесь.
- Кроме того, дальний свет фар запрещено использовать во всех случаях, когда его использование несет опасность для других участников дорожного движения. Если же слепят вас, ваша задача включить «аварийку», снизить скорость и выполнить остановку на обочине, не меняя полосу движения.
Почему нельзя ездить с выключенными фарами?
Согласно правилам дорожного движения в дневное время суток на автомобиле должны гореть фары ближнего света или ДХО (дневные ходовые огни). Днем также допустимо включать «противотуманки». Разрешается одновременное включение ближнего света и ДХО.
Если машина едет с выключенными фарами, водителя ждет штраф по статье 12.20 КоАП РФ (за нарушение правил пользования световыми приборами). Если у машины фара не работает, то водителю рекомендуется в светлое время суток выключить ближний свет и использовать ДХО или «противотуманки».
В темное время суток ездить с одной горящей фарой запрещено. Если лампочка в фаре перегорела, госавтоинспектор вправе наказать водителя по ст. 12.5 (за управление ТС при наличии неисправностей). Избежать наказания можно только, если устранить неисправность на месте или доказать инспектору, что автомобиль двигался в автосервис для устранения неисправности.
Если у машины неисправны обе фары, водителя могут наказать сразу по двум статьям – 12.20 и 12.5.
Штраф за выключенные фары ближнего света
За езду без включенных фар инспекторы штрафуют водителей на 500 рублей (ст. 12.20 КоАП). Эту сумму можно уменьшить ровно наполовину, оплатив автоштраф со скидкой 50% в первые 20 дней после вынесения постановления.
Важно! Найти и оплатить автоштрафы можно через сервис «ОплатаГИБДД.рф». Для поиска штрафов укажите номер водительских прав или СТС и госномер машины.
В будущем планируется, что штрафы за фары ближнего света будут выписывать не только автоинспекторы, но и камеры автоматической фиксации. ГИБДД обещает проверять каждое фото вручную, чтобы избежать ошибочно выписанных постановлений.
Какое наказание за ксенон?
Никакого, если вы установили его в соответствующий тип фары. При этом, если вы поменяли световые приборы на неродные для вашего автомобиля, то должны ещё официально внести изменения в конструкцию автомобиля.
В противном случае будет штраф 500 рублей по той же части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Но обратите внимание, что до недавнего времени в судебной практике активно применялось лишение прав по части 3 этой же нормы КоАП. Это, конечно же, было незаконным, так как она предусматривает ответственность за изменённый режим работы и цвет огней световых приборов
А в случае с ксеноном, если он не моргает и не горит цветами, кроме белого, оранжевого или жёлтого, такого изменения не происходит.
Однако, внимание на это законодатели обратили лишь недавно. Так, в одном из постановлений Пленума Верховный суд указал, что при установке ксеноновых ламп в галогеновые фары применение 3 части незаконно
Однако, в 2021 году до сих пор иногда можно нарваться на более суровое наказание, хотя это уже редкость, и оно легко обжалуется на основании того же Постановления Пленума.
Экспертное мнение
Юрий Панченко
Автоинструктор, правозащитник, автор книг. Стаж 10 лет.
Технический регламент предусматривает следующие режимы работы внешних световых приборов:
- постоянный,
- мигающий,
- проблесковый,
- режим ближнего света,
- режим дальнего света.
На данном историческом этапе народ наглухо забыл про режим ближнего и дальнего света. И за установку ксеноновых или светодиодных ламп в галогеновые фары, если они не обеспечивают режим ближнего света, положено наказание по ч.3 ст. 12.5 КоАП с лишением права управления.
Другие причины, по которым не горит одна фара ближнего света
Иногда нештатная работа фар кроется в весьма необычных причинах. Так, известен случай, когда у хозяина Нивы отключился ближний свет после того, как он демонтировал очистители фар, которые давно перестали функционировать. В результате он долго не мог понять, почему отключился ближний свет на обеих фарах. Только экспериментальным путём ему удалось обнаружить, что для нормальной работы фар необходимо присутствие любого моторчика, хоть левого, хоть правого. В конечном счёте пришлось создавать имитацию присутствия этих элементов путём замыкания контактов, идущих на них.
Этот пример иллюстрирует, что если после проверки всех электрических цепей и функционирования всех элементов устранить неисправность не получилось, следует вспомнить о том, не вносилось ли в обозримом прошлом каких-нибудь изменений или усовершенствований в конструкции автомобиля. Ведь нельзя исключить того, что в процессе внесения изменений произошло нарушение какой-нибудь гениальной задумки инженера на автозаводе, что и спровоцировало исчезновение света.
В тех случаях, когда были приняты все вышеперечисленные меры, а добиться нормальной работы лампы ближнего света так и не удалось, следует обращаться к специалистам в СТО. В противном случае на дальнейший поиск причины, по которой не горит одна фара ближнего света, может уйти очень много времени без достижения нужного результата.
Выяснение причин, вызвавших отказ в работе ближнего света, и приобретение опыта по их устранению помогут и в том случае, если возникнет обратная проблема – перестанет гореть дальний свет при нормально работающем ближнем. Как правило, причины неисправности в этом случае те же, что и описаны выше, только к ним ещё добавляется неадекватная работа подрулевого переключателя. Кстати, он также может стать причиной, по которой не горит одна фара ближнего света. И в этом случае лучше всего его просто заменить.
Для того чтобы уберечь себя от штрафа за неверное использование световых приборов достаточно усвоить для себя простое правило: каждый раз включать ближний свет при посадке в автомобиль. Поскольку действующие ПДД разрешают использование ходовых огней и ближнего света в любое время суток, в этих действиях не будет ничего противозаконного. Кроме этого, включенный ближний свет является достаточным условием для того, чтобы инспектор ГИБДД не выписал вам штраф за неправильное использование осветительных приборов.
С 20 ноября 2021 года на всех ТС, находящихся в движении, вне зависимости от погодных условий и времени суток, должен быть включен ближний свет фар либо дневные ходовые огни, либо противотуманные фары. Однако на сегодняшний день автомобили, едущие с невключенными фарами или одним сломанным осветительным прибором, достаточно часто встречаются на наших дорогах. Автоинструкторы расскажут, какое наказание ждет водителей подобных машин.
Штраф за ближний свет в 2021 году
В каких случаях водители могут быть подвергнуты наказанию в виде штрафа? Говорить о наличии в их действиях нарушений можно в следующих случаях:
- когда водитель начинает движение без включенных световых приборов. Днем бывает трудно заметить это сразу;
- если при наступлении темноты водитель автомашины, оборудованной дневными ходовыми огнями, игнорирует требование о включении ближнего света;
- когда водитель, приближаясь к едущему навстречу транспортному средству, при езде в населенных пунктах по освещенной дороге не меняет дальний свет на ближний;
- если водителем включается задний противотуманный фонарь, даже если в этом нет необходимости. Из смысла п.19.7 ПДД следует, что его используют только при плохой видимости.
Можно включать габариты или противотуманки вместо ближнего света?
Многие современные модели автомобилей имеют в перечне основного осветительного оборудования противотуманные фары.
Подпунктом 19.4 ПДД разрешено применение противотуманок в качестве обозначающих огней. Это положение не относится к противотуманным фонарям, которые находятся на задней части кузова автомобиля.
Пункт 19.7 объясняет, что включать их можно только при плохом обзоре, обусловленном погодными условиями. За нарушение полагаются штрафные санкции в размере 500 руб.
Габаритные (парковочные) огни запрещено применять вместо ближнего света фар.
Парковочные фонари устанавливаются на ТС согласно ГОСТу Р 41.7-99, а его требования в значительной мере отличаются от стандартов монтажа осветительных приборов, оговоренных в подпункте 19.5 ПДД РФ.
Внимание! Некоторые владельцы ТС считают, что достаточно в габаритах поменять лампочку на другую, необходимого цвета, и их можно будет применять вместо ДХО. Это мнение ошибочно и может повлечь за собой санкцию в виде денежного взыскания.
В ПДД четко указано, какие наружные осветительные приборы разрешены к применению в качестве обозначающих огней в дневной период.
Прогресс не стоит на месте, и вслед за ксеноновыми лампочками появились еще более современные светодиоды. Такие фары устанавливаются на люксовых машинах заводом-производителем, однако некоторые водители решили установить светодиоды на свое авто самостоятельно. Речь идет о ситуации, когда фары предназначены для галогеновых ламп, а автомобилист меняет их на светодиодные с таким же цоколем.
Первое время такое нарушение трактовали по ст. 12.5 КоАП, часть 3, за которое водителям грозило лишение прав от 6 до 12 месяцев. Однако в 2019 году вышло Постановление Верховного суда, в котором было разъяснено, что наказание в виде лишения прав можно наложить только в том случае, если изменен цвет и режим работы световых приборов. При установке светодиодов цвет огней остается прежним, в значит, такое нарушения должно квалифицироваться по ст. 12.5 КоАП, часть 1, по которой водителю грозит только автоштраф на сумму 500 рублей.
Поскольку вид лампы не соответствует типу отражателя, узаконить изменение конструкции невозможно, а потому штраф будут накладывать до тех пор, пока автомобилист не установит обычные галогенные лампы на место.
Запрещено использование диодных ламп
Согласно новым правилам, введенным с 2024 года, запрещено использование диодных ламп в ближнем свете автомобилей. Данное ограничение связано с увеличением числа аварий на дорогах, вызванных слепящим эффектом от яркого света диодных ламп.
До введения новых правил диодные лампы были широко использованы в автомобильной промышленности, благодаря своей эффективности и длительному сроку службы. Однако, их яркий и сильно направленный свет часто приводил к ослеплению других водителей, особенно при проезде встречных транспортных средств.
В случае нарушения новых правил и использования диодных ламп в ближнем свете, водители будут подвергаться штрафу в размере 5000 рублей. Это мера, направленная на повышение безопасности дорожного движения и уменьшение количества аварийных ситуаций, связанных со слепящим эффектом от яркого света диодных ламп.
Для замены диодных ламп в ближнем свете рекомендуется использовать традиционные галогеновые лампы, которые имеют менее яркий и более равномерный световой поток. Также, рекомендуется обратиться к специалисту для правильной установки и настройки светового оборудования.
Когда можно оспорить штраф за фары
Чтобы фотоматериалы могли служить доказательством вины водителя совсем не обязательно, чтобы они были сняты только ночью, считает юрист Дмитрий Дугин. По его словам, если на изображении ясно видно, что фары не горят, это будет поводом для штрафа. При этом Дугин назвал такое наказание штрафом для совсем ленивых, которые забывают включать дневной свет.
«Иногда водитель может просто не знать, что у него фары вышли из строя. Если у него нет отдельного блока для влючения дневного света, он может просто не видеть, что фары у него не горят», — объяснил юрист.
Также Дугин обратил внимание на то, что могут случиться экстренные поломки.
«Я сам сталкивался с ситуаций, когда у меня в машине намок блок ксенона и одна фара просто выключилась прямо в дороге. Я быстро поехал на СТО, и тут выключилась вторая. В итоге передней оптике нет, только дневные огни. И это очень страшно. Но мне пришлось продолжить движение — не вставать же на магистрали. И трактовать такую ситуацию тот же инспектор ГИБДД может по-разному. Одно дело, если бы я так поехал по трассе в другой город и совсем другое — если я еду на ремонтную станцию в паре километров», — объяснил эксперт.
При получении штрафа в таком случае, по мнению юриста, доказать невиновность вряд ли получится.
Особенности использования штатных дневных ходовых огней
Конструкцией дневные ходовые огни изначально предусмотрены не на всех моделях транспортных средств. Самостоятельный монтаж данных осветительных элементов может в конечном итоге привести к тому, что владелец данного автомобиля будет оштрафован. И даже если при встрече с сотрудником ДПС такие конструктивные метаморфозы не будут идентифицированы, то они будут выявлены при плановом осмотре на СТО. Чтобы эти действия не классифицировались как правонарушение, необходимо предварительно получить разрешение в соответствующих органах на установку дневных ходовых огней.
Те же марки автомобилей, в которых предусмотрена стандартная установка дневных ходовых огней, могут эксплуатироваться водителями без опасения быть оштрафованными. Более того, для штатных систем освещения характерен особый режим работы — они включаются при запуске двигателя. При включении ближнего света фар стандартные дневные ходовые огни также автоматически снижают мощность и эксплуатируются уже в качестве дополнительных габаритов.
Важно! При работающих штатных дневных ходовых огнях штраф за езду с выключенным светом не предусмотрен.
Влияние запрета на безопасность дорожного движения
Запрещение эксплуатации световых приборов с 1 сентября 2023 года может оказать значительное влияние на безопасность дорожного движения. Водители, у которых неисправны световые приборы, не смогут обеспечить достаточную видимость своего транспортного средства другим участникам движения.
Днём, когда световые приборы не включены, таким водителям будет ещё сложнее заметить другие транспортные средства на дороге, особенно в условиях плохой видимости. Включение световых приборов даже в режиме дневных ходовых огней позволяет лучше заметить автомобиль и избежать возможных ДТП.
В случае неправильного включения или неисправности световых приборов, водителю грозят штрафы. ГИБДД активно контролирует состояние световой сигнализации на транспортных средствах и выписывает штрафы за невключенные, неправильно включенные или неисправные фары, фонари и противотуманные огни.
Владельцам транспортных средств придется уделить больше внимания техническому состоянию световых приборов и регулярно проводить их проверку и ремонт. Если водитель не сможет самостоятельно устранить неисправность, придется обратиться к специалистам. Это может привести к дополнительным затратам на ремонт и обслуживание автомобиля.
Для избежания штрафов и обеспечения безопасности дорожного движения важно запомнить, что световые приборы должны быть включены в любое время суток, если это возможно. Независимо от условий на дороге, правильное включение световых приборов помогает другим участникам движения заметить ваш автомобиль и предотвратить возможные аварии.