Минтруд изменил учет выполнения работодателями квот на трудоустройство инвалидов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтруд изменил учет выполнения работодателями квот на трудоустройство инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В некоторых случаях выполнение квоты можно заменить выплатой специальной денежной компенсации в соответствующий фонд. Так, если речь идет о квоте на рабочие места для молодежи, то региональные власти могут разрешить вместо фактического трудоустройства молодежи перечислять в городской бюджет соответствующую компенсационную стоимость. Например, положения п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 предусматривают альтернативу в виде уплаты ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума.

Когда квоту можно заменить денежной компенсацией

Некоторые организации ошибочно полагают, что заменить квоту денежной выплатой можно и в отношении квот по рабочим местам для инвалидов. Сразу отметим, что сейчас такой возможности нет, она была раньше (несколько лет назад). Положение о замене квоты для приема на работу инвалидов обязательной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида (в пределах квоты) ранее содержалось в ч. 4 ст. 21 устаревшей редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (действующей до 2005 г.). Там же было сказано, что размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в данный закон были внесены изменения, в результате которых ч. 4 ст. 21 была признана утратившей силу.

Таким образом, на федеральном уровне было закреплено прекращение обязанности по уплате компенсационной стоимости рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

Понятие и правовая природа квотирования рабочих мест

Прежде чем определиться с понятием квотирования, необходимо выяснить его правовую природу.

Статья 7 (часть 1) Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7 Конституции РФ).

В сфере трудовых отношений патернализм государства проявляется в гарантировании своим гражданам права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37 Конституции РФ).

В свою очередь, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. на 22.08.2004), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере занятости населения, и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Мировой опыт в сфере квотирования рабочих мест

Прежде чем рассмотреть механизм квотирования рабочих мест для инвалидов, уместно обратиться к мировому опыту в целом по снятию преград, стоящих на пути интеграции инвалидов в активную деятельность, а также поиску средств и способов поддержки их экономической самостоятельности и социальной независимости.

Как отмечалось в докладе Экономического и социального совета ООН за 1991 год, отношение, которое испытывают инвалиды, характеризует наиболее глубинные процессы в обществе и демонстрирует те ценности, которые составляют его основу.

Международные нормы труда рассматривают понятие инвалидности, прежде всего, с двух различных позиций: как пассивные мероприятия по гарантиям получения дохода в виде государственной социальной помощи и социальной защиты и как активные мероприятия обучения и поддержки в области занятости.

В этой связи в качестве двух основных моделей законодательств, регулирующих вопросы в данной сфере, Международная Организация Труда выделяет: законодательство на основе квот или выплат и антидискриминационное законодательство.

Квотирование рабочих мест в москве 2022

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и или опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Трудоустройство иностранцев: особенности квотирования

Рабочие места для представителей других стран квотируются во многих сегментах экономики страны. Чтобы защитить отечественный рынок труда, государством ежегодно устанавливаются квоты относительно трудоустройства зарубежных специалистов. Тем самым определяется максимальное количество иностранцев, которые могут законно трудиться в той или иной отрасли производства или сферы услуг.

Когда наниматель предусматривает прием в свою организацию зарубежных специалистов, ему следует загодя подать в миграционную службу заявку. Если он сделает это, то получит приоритет, который сработает при распределении квот. Ведь не исключены ситуации, когда нанимателей, изъявивших желание нанять иностранцев, больше, чем позволяет квота.

На определенные места работы квоты не устанавливаются. Чтобы получить детальные сведения об этом, работодателю не помешает написать запрос в Минтруда и социальной защиты.

Как отчитываться в центр занятости и что сдать до конца марта 2021 года?

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

Изменения в законе о занятости – 2021: как повысились требования к работодателям

  • 2% для инвалидов;
  • 2% для молодежи: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 14.04.2020 № 354 «О внесении изменений в план проведения Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год»

Также согласно разд.1 «Сведения о выполнении установленной квоты» инструкции по заполнению формы N 1 и разд.1 «Сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств (при невыполнении условий квотирования рабочих мест)» Инструкции по заполнению регионального государственного статистического наблюдения формы N 1-квотирование, утвержденной Постановлением N 5, обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов и молодежь на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

Обязательная плата за невыполнение условий квотирования ежемесячно вносится в бюджет города в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации, действующего на день уплаты, и составляет в настоящее время 3809,3 руб. (Постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 292-ПП) в месяц за каждого нетрудоустроенного инвалида. Срок внесения платы — до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата.

В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.

— копия отчетности, содержащей сведения о среднесписочной численности работников, по форме, утвержденной Федеральной службой государственной статистики, либо письмо, содержащее сведения о среднесписочной численности работников, за подписью руководителя работодателя (в случае если работодателем не представляется отчетность в органы государственной статистики).

Согласно ст. 21 ФЗ № 181, специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями ― это места, где создается ряд дополнительного оборудования для облегчения подъема, технические средства, позволяющие инвалиду выполнять свою трудовую деятельность, с учетом личных особенностей. Этот закон с некоторыми дополнениями начал действовать с января 2019 года.

  • после публикации данных по квотам Федерального Правительства;
  • подача руководителем организации вакансий для инвалидов и письменное заявление от инвалида;
  • обращение инвалида в службу занятости для получения специального места;
  • участие работодателя и соискателя в ярмарке вакансий, собеседование, устройство на работу.

При квотировании не выявляется способность осуществлять ту или иную деятельность, а предоставляется право совершить то или иное действие исходя из целей применения данного административно-правового режима, а именно — обязанности государства обеспечить защиту прав человека и гражданина, интересов потребителей, безопасность общества в целом.

На основании предложений соответствующих федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов России Министерство экономического развития РФ с участием конкретного Министерства Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает и выносит ежеквартально, но не позднее, чем за 1 месяц до начала следующего квартала предложения в Правительство Российской Федерации по корректировкам общих объемов квот.

В первую очередь изменился размер квоты. Теперь в каждой компании с численностью более 100 человек должно быть 2 процента инвалидов и 2 процента молодежи (в нынешней редакции закона квота та же — 4%, но без разбивки на инвалидов и молодежь). Причем к последней, согласно новой редакции закона о квотировании, будут относиться также выпускники вузов, которые впервые устраиваются на работу.

Если рук��водитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Квота составляет 4% от среднесписочной численности штата: 2% из них приходится на инвалидов и 2% — на вышеуказанные категории молодежи.

Точное количество мест каждый работодатель рассчитывает самостоятельно, исходя из численности работников. При этом учитываются только те сотрудники, которые работают на территории Москвы. Филиалы и офисы компании в других регионах страны не включаются.

Если же работодатель трудоустраивает больше 2% инвалидов, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи можно уменьшить на соответствующую величину.

Работодатель, выполняющий требования данного законодательства, должен ежеквартально сдавать отчетность в службу занятости, подтверждающую выполнение им квоты.

За невыполнение работодателем обязанности по созданию квотируемых рабочих мест предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностного лица варьируется от 3 000 до 10 000 рублей, для юридического лица — до 50 000 рублей.

Также санкции накладываются на тех работодателей, которые не предоставляют отчетность в службу занятости, делают это несвоевременно, в частичном или искаженном виде.

У работодателя есть выбор: принять необходимое количество сотрудников на работу или же выплачивать в бюджет г. Москвы сумму, соответствующую минимальной зарплате таких неприятных на работу сотрудников.

Не смотря на то, что этот вариант кажется более простым и экономичным, на практике это не всегда так. Во-первых, работодателям, создающим квотируемые места, предоставляется экономическая поддержка от государства. Во-вторых, иногда реальный сотрудник обходится дешевле, чем выплата МРОТ в городской бюджет (например, если он трудоустроен на часть ставки).

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Читайте также:  Кому положен дополнительный оплачиваемый отпуск?

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).

  • Создание и утверждение локальных документов.
  • Оформление учета в органах занятости.
  • Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
  • Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
    Изучение законодательных норм Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка): Должность Количество (чел.) Директор 1 Главный бухгалтер 1 Бухгалтер 3 Менеджер 3 Рабочий 30 Всего 38 Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи.
Громова представила в виде таблицы: Числа месяца Списочная численность Не включаются в среднесписочную численность Учитываются в среднесписочной численности Числа месяца Списочная численность Не включаются в среднесписочную численность Учитываются в среднесписочной численности 1 127 1 126 16 126 1 125 2 127 1 126 17 126 1 125 3 127 1 126 18 (сб) 127 1 126 4 (сб) 127 1 126 19 (вс) 127 1 126 5 (вс) 127 1 126 20 127 1 126 6 127 1 126 21 127 1 126 7 127 1 126 22 126 1 125 8 127 1 126 23 126 1 125 9 127 1 126 24 126 1 125 10 127 1 126 25 (сб) 126 1 125 11 (сб) 126 1 125 26 (вс) 126 1 125 12 (вс) 126 1 125 27 126 1 125 13 126 1 125 28 129 1 128 14 126 1 125 29 129 1 128 15 126 1 125 30 129 1 128 31 129 1 128 Итого: 3901 Далее Громова определила численность сотрудников списочного состава за все дни января 2014 г., подлежащих включению в среднесписочную численность, – 3901 человек.

Базой для расчета квоты по трудоустройству несовершеннолетних является средняя численность сотрудников организации/ИП по итогам отчетного месяца.

При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.

Формула для расчета среднесписочного количества работников имеет следующий вид:

СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,

где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).

Для расчета количества рабочих мест, которые необходимо выделить (создать) для трудоустройства несовершеннолетних, работодатель рассчитывает среднюю численность сотрудников по итогам прошедшего отчетного периода, умножает полученный результат на размер установленной квоты, после чего получает показатель для трудоустройства несовершеннолетних, действительный для следующего календарного месяца.

Рассмотрим пример. ООО «Альтаир» занимается производством и реализацией мебели. Средняя численность сотрудников организации в 2021 году составила 115 человек.

Согласно региональному нормативному акту, обязательства по созданию (выделению) рабочих мест для несовершеннолетних присваиваются работодателям (организациям и ИП) с численностью сотрудников более 100 человек. Размер квоты составляет 1%.

Рассчитаем среднесписочное количество работников по итогам января 2021 года.

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2017 г. N 566

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019-2020 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указыв��ются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.

    В Москве и Московской области есть возможность получить разрешение на проживание, обратившись в подразделения ГУВМ МВД РФ по адресу проживания. После подачи ходатайства с подтверждающими право на оформление статуса документами следует подождать определенное время. Уточнить наличие РВП по квоте можно через официальный сайт отдела МВД либо в отделении службы у сотрудников.

    Узнавать сведения необходимо заранее и подавать заявление предварительно в связи с популярностью центрального региона страны у мигрантов. Гарантии того, что квота будет предоставлена, не могут дать даже государственные органы. Относиться к вопросу подачи документов через посредников за плату следует осторожно и не верить обещаниям, которые не подтверждены документально. Всю информацию лучше получать из официальных источников государственного органа или в отделениях у сотрудников. Для получения данных о квоте следует уточнять сведения на сайте миграционной службы Москвы и Московской области.

    Оформлять бумаги для подачи на РВП по квоте следует после получения достоверной информации о наличии свободных мест на разрешения. Стоимость государственной услуги будет зависеть от региона оформления квоты, способа получения разрешения. При самостоятельном обращении в миграционную службу потребуется также дополнительно понести расходы на нотариуса. В случае обращения к посредникам – заплатить за их услуги по договоренности. На практике в Москве и Московской области за них потребуют от 40 000 до 60 000 руб.

    Рекомендация эксперта

    Размер квоты устанавливается в каждом году индивидуально. В 2018 году число выданных разрешений по всей России составило 110 880 штук. В 2017 году, для сравнения, на 12% меньше указанной цифры. В Москве уже на протяжении нескольких лет остается показатель в 2 000 штук, а в Подмосковье – 8 000 штук. Причиной понижения квоты на РВП является снижение миграционных потоков, регулируемых государством. В связи с этим получение разрешения на проживание для иностранцев в этом регионе и в целом по России становится все сложнее с каждым годом. В столице за получением разрешения необходимо обратиться в ГУВМ МВД г.Москвы либо к посредникам, занимающимся оказанием таких услуг.

    Горелова Л.Л., сотрудник миграционной компании «Восток»

    На практике выделяется ряд моментов, которые позволяют сориентироваться в ситуации по получению РВП в Москве и Московском регионе. К ним относятся следующие:

    • международные отношения между Российской Федерацией и страной, из которой прибыл заявитель и национальное удостоверение личности которой имеет;
    • тенденции и изменения в миграционной политике и ситуация во внешней политике;
    • показатели распределения трудовых ресурсов в РФ, профессиональная специализация заявителя;
    • иные объективные факторы, которые могут косвенно или прямо повлиять на условия предоставления квоты.

    Преимуществом по получению РВП имеют иностранцы, родственники которых имеют законных статус резидентов РФ и проживают в регионах Москвы и Московской области на основании ВНЖ или российского паспорта. При отказе в выдаче квоты есть возможность обратиться за получением разрешения повторно. Законодательство такой перспективы не ограничивает. Рекомендуется подавать заявление в начале года, это увеличивает шансы на получение вида на жительство.

    Выдача разрешений на проживание осуществляется в регионе в порядке подачи заявлений. При этом не учитывается ни страна, из которой прибыл иностранец, ни другие факторы, только дата и наличие свободной квоты. Таким образом, оформление квоты осуществляется в стандартном порядке. Для некоторых стран предусмотрены особенности. К ним относятся:

    • Республика Беларусь;
    • Казахстан;
    • Киргизия;
    • Туркменистан.

    С этими государствами РФ заключила международные соглашения, согласно которым процесс получения РВП для иностранцев с этих стран значительно упрощен. Так, при наличии в собственности собственного жилья в России жители Туркменистана и Беларуси вправе сразу подать заявление на ВНЖ, не оформляя предварительно РВП сроком действия до 1 года с правом на продления в общей сложности до 3 лет. После получения вида на жительство и проживания в РФ в течение 5 лет они могут получить российский паспорт. Срок сокращается, если есть основания для этого. К примеру, наличие диплома о высшем образовании, полученного до 2002 года, либо знание русского языка наряду с носителями, соблюдение условий о включении иностранца в Программу переселения.

    Ошибка 1: Подача заявления на РВП без учета квоты и ожидание положительного решения.

    – Разрешения на временное проживание выдается на основании утвержденной правительством РФ и миграционным управлением определенного субъекта РФ. Иностранцы должны подать заявление в текущем году при наличии свободной квоты. Узнать актуальную информацию можно на официальном сайте ГУВМ МВД РФ либо в отделениях государственной службы, или на порталах региональных отделений миграционных органов.

    Гражданин Республики Беларусь приехал в Россию. У него отсутствовала миграционная карта, потому что иностранцам с этой страны не обязательно ее заполнять при прохождении миграционного контроля. Целью приезда изначально была встреча с родственниками. Однако через 6 месяцев нашлось подходящее место для работы и было заключено трудовое соглашение. Белорус обратился в миграционную службу с заявлением о выдаче разрешения на проживание. Однако ему посоветовали сразу обращаться с прошением о ВНЖ, поскольку такое правило определено в международном соглашени�� между РФ и Белоруссией об упрощенном порядке оформления вида на жительство. Кроме того, выдача национального удостоверения личности по российскому образцу также осуществляется в упрощенном порядке. Подать заявление можно до истечения 5 лет пребывания на основании ВНЖ.

    Перед подачей отчета о квотах уточните в региональном центре занятости форму и срок его представления, поскольку органы власти могут устанавливать особые порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квот Например, в Москве такие сведения подаются с учетом указаний, приведенных на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москвы → раздел «Направления деятельности» → «Квотирование рабочих мест» → «Организационная структура системы квотирования».

    В Организации может быть разработано Положение о реализации нормативных актов о квотировании рабочих мест (пример приведен в приложении 3 к ответу) О создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов можно издать соответствующий приказ. (форма приведена в приложении 2 к ответу). В приказе можно указать, какие именно рабочие места выделены для приема инвалидов в рамках квоты (даже если на эти рабочие места уже приняты инвалиды) и как эти места оборудованы для создания необходимых условий труда инвалидов (если потребовалось оборудовать их дополнительно).

    Согласно п. 1 части 2 № 181-ФЗ, работодатель обязан квотировать то количество мест для трудоустройства, которое предусмотрено перечисленными выше законами. Если работодатель не будет соблюдать норму, он понесет административную ответственность.

    Квота для приема на работу молодежи устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников, с учетом количества рабочих мест, на которых уже работают граждане, указанные в статье 2 категорий, и составляет один процент от среднесписочной численности работников. При определении количества рабочих мест, исходя из процентного отношения, десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа.

    Отдельные категории граждан испытывают проблемы при трудоустройстве. Сложности могут возникать по разным причинам: состояние здоровья, отсутствие опыта, возраст (пенсионный или наоборот, не достигший совершеннолетия). Государство оказывает дополнительную помощь гражданам — федеральным законодательством предусмотрено обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов и иных категорий граждан, которым сложно устроиться на работу (в частности, молодых людей). Так что это такое, квотируемое место, для кого оно предоставляется? Давайте разберемся.

    Это вакантные места, которые предназначены для найма определенных категорий граждан, которые испытывают сложности при поиске работы. Нормы обязательного квотирования рабочих мест конкретизируются в законодательстве субъектов РФ. По общему правилу предусматривать рабочие места для указанных категорий граждан должны «крупные» работодатели, имеющие численность работников больше ста человек.

    Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

    Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

    При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной (пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2021 № 90, п. 2 ст. 5 Закона Московской области от 25.04.2021 № 53/2021-ОЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2021 № 1212-ОЗ).

    › Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты.

    При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Для работодателей с численностью работников не менее 35 человек и не более 100 человек квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников (ч.

    • при заключении трудового договора с молодым сотрудником, действие которого в текущем месяце составит не менее 15 дней;
    • при ежемесячной уплате в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

    Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

    Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

    Однако, с учетом того, что к полномочиям региональных органов по труду и занятости относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов, представляется более полезным для нервной системы как руководителя, так и кадровика, отправлять отчеты в службу занятости вовремя.

    В соответствие с нормами трудового законодательства, работодатели обязаны оказывать содействие по трудоустройству лиц возрастом до 18-ти лет путем выделения и создания рабочих мест для несовершеннолетних граждан.

    Работодатель предоставляет несовершеннолетним рабочие места в соответствие с установленной квотой. В отличие от квоты по трудоустройству инвалидов, показатель квоты на создание (выделение) рабочих мест для несовершеннолетних нормами ТК РФ не установлен.

    Полномочия по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних переданы местным муниципалитетам. Это значит, что количество рабочих мест, которые работодатель обязан выделить для трудоустройства молодых граждан, устанавливаются отдельно для каждого региона, в соответствие с местными законодательными актами.

    К примеру, законом Иркутской области «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» установлено обязательство работодателей по трудоустройству лиц младше 18-ти лет в количестве не менее 1% от средней численности сотрудников. При этом данное требование установлено для ИП и организаций с количеством работников более 100 человек. Если среднесписочное количество сотрудников составляет 100 единиц и меньше, либо работодатель находится в процедуре банкротства или ликвидации, то квота для такого работодателя не устанавливается.

    В Москве квота по трудоустройству распространяется исключительно на несовершеннолетних из числа детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей. Если молодой работник не относится к одной из перечисленных категорий, то создавать (выделять) места работодатель для него не обязан.

    Соответственно законодательным нормативам федерального уровня, в субъектах Российской Федерации квоты для инвалидов должны устанавливаться в отношении не всех субъектов предпринимательской деятельности. Так, определенные организации полностью освобождены от необходимости проведения процедуры квотирования мест для инвалидов. К ним относятся:

    В Организации может быть разработано Положение о реализации нормативных актов о квотировании рабочих мест (пример приведен в приложении 3 к ответу) О создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов можно издать соответствующий приказ. (форма приведена в приложении 2 к ответу). В приказе можно указать, какие именно рабочие места выделены для приема инвалидов в рамках квоты (даже если на эти рабочие места уже приняты инвалиды) и как эти места оборудованы для создания необходимых условий труда инвалидов (если потребовалось оборудовать их дополнительно).

    Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области предложено доработать проект регионального закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» как содержащий положения, вводящие избыточные обязательства для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

    Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

    Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

    Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

    Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

    Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

    Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

    Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

    Пример
    Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
    Размер квоты на инвалидов составит:
    250×0,02 = 5 чел.

    Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

    Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

    Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

    Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

    В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

    Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

    • копию устава или учредительного договора;

    • информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

    • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

    При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

    Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

    Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

    Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

    В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

    Квота — это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

    Квотирование рабочих мест — установление квоты в организация�� независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

    Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

    Само понятие квоты подразумевает обязательную долю в чем-либо. В том числе в выделении определенного количества рабочих мест для конкретной категории граждан. Российское квотирование рабочих мест предполагает, что часть вакансий должна в первую очередь выделяться определенным категориям населения.

    В частности, субъекты хозяйствования обязаны выделять рабочие места:

    1. Инвалидам. Согласно федеральным законам, занимать рабочие места могут все инвалиды, которым здоровье позволяет выполнять трудовые обязанности. Для инвалидов есть свои нормы по квотируемым рабочим местам, о чем мы подробней поговорим ниже.
    2. Несовершеннолетние. Квотирование помогает найти работу гражданам от 14 до 18 лет, ведь многие работодатели не рассматривают их в качестве полноценных сотрудников.
    3. Молодые специалисты. Людям без опыта, но с высшим образованием, тоже бывает сложно найти рабочее место. И государство помогает им в этом квотами.
    4. Лицам, которые вышли из мест отбывания наказания. Им нужно помочь реинтегрироваться в общество, вновь привыкнуть к свободной жизни, адаптироваться. Но работодатели очень неохотно принимают судимых на работу, поэтому им квоты тоже помогают найти законный способ заработка.
    5. Бывшие военнослужащие. Здесь тоже есть сложности с адаптацией в обществе, на обычной работе.
    6. Беженцы и вынужденные переселенцы. Государство помогает им найти себя в новой стране, получить возможность зарабатывать и обеспечивать себя, снимать жилье.
    7. Чернобыльцы и лица, пострадавшие от других радиационных аварий. Это льготники, часто — инвалиды, которым нужно помогать с работой.
    8. Граждане предпенсионного возраста. Их тоже неохотно берут на новые места работы, а до пенсии доработать нужно.

    Важно Есть в России и квоты на прием иностранцев. Но они призваны защищать не граждан других государств, а россиян, которые должны получать рабочие месте в первую очередь.

    Отметим, что квотируемое рабочее место — должность, которая зарезервирована для работников, в отношении которых законом уста��овлены квоты. И в первую очередь эту вакансию могут занимать лица из данных категорий.

    Сферу квотирования рабочих мест регулируют следующие законодательные акты:

    • Закон России №1032-1 еще от 19 апреля 1991 года. Он обеспечивает правовую основу квотирования рабочих мест.
    • ФЗ №181 от 1995 года. Регулирует данный вопрос по отдельным регионам.
    • Статья 5.42 КоАП. Устанавливает ответственность для работодателей за нарушение прав инвалидов на труд. Им грозят штрафные санкции.
    • Статья 16 Трудового кодекса. Регламентирует возникновение трудовых отношений в целом. В частности, касается направления сотрудника на трудоустройство по квоте.

    Важно Региональные власти могут сами регламентировать квоты и их размеры. Есть правила, общие для всех регионов РФ, но внутри субъектов Федерации размеры квот и количество зарезервированных рабочих мест могут существенно отличаться. Обязательными, остающимися без изменений в любом случае, являются только квоты для инвалидов.

    Квоты на рабочие места призваны помочь найти работу тем, кому сделать это самостоятельно трудно. Работодатели очень неохотно берут перечисленные нами категории граждан на работу самостоятельно. А работа нужна всем! Поэтому государство контролирует данный вопрос и определенный процент сотрудников-инвалидов должен быть на каждом достаточно крупном предприятии. И других категорий граждан тоже.

    Новая квота для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних на 2021 год

    Немногим ранее, Законом г. Москвы от 8 апреля 2021 года N 4, был изменен документ выше рангом — Закон города Москвы от 22 декабря 2021 года N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон). Оба акта уже вступили в силу: изменения – с 9 мая 2021 года, Положение – с 29 августа 2021 года.

    А вот за отказ от «помощи» (то есть невыполнение обязанности по созданию и выделению мест) специальным актом – Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (ст. 2.2), утв. Законом г. Москвы от 21 ноября 2021 года N 45, предусмотрен штраф, налагаемый:— на должностных лиц в размере 3000 — 5000 рублей;

    — на юридических лиц — 30000 — 50000 рублей

    Рекомендуем прочесть: Ликвидация Нко Пошаговая Инструкция В 2021 Году

    • Ежегодном отпуске не менее 30 дней.
    • Отпуске без сохранения заработка – до 60 дней.
    • Режиме работы (запрете сверхурочной и ночной деятельности).
    • Сокращении рабочей недели.
    • Запрете рабочей деятельности в праздничные и выходные дни.

    В случаях нарушения обязательств к ответственности могут быть привлечены и кадровики, и работодатель. Так, если последний отказывается принимать инвалидов на работу, на него налагается административный штраф, который составляет от 5 до 10 тысяч рублей.

    Помимо него, вводится также дополнительная ответственность, регулируемая и устанавливаемая региональным законодательством. Предприниматель выплачивает еще один штраф до 20 тысяч рублей.

    Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

    1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
    2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
    3. Создание и утверждение локальных документов.
    4. Оформление учета в органах занятости.
    5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

    Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

    Статистические отчеты, подготовленные Центром квотирования, предложения заинтересованных органов исполнительной власти г. Москвы, общественных и других объединений представляются в Департамент труда и занятости населения г. Москвы, координирующий работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.11 Положения N 742-ПП).

    Итак, согласно п. 2.1 Положения N 742-ПП работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах должны встать на учет в Государственном казенном учреждении г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест» (далее — Центр квотирования).

    Квота на РВП: зачем нужна и как ее получить в 2021 году

    Перед подачей отчета о квотах уточните в региональном центре занятости форму и срок его представления, поскольку органы власти могут устанавливать особые порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квот Например, в Москве такие сведения подаются с учетом указаний, приведенных на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москвы → раздел «Направления деятельности» → «Квотирование рабочих мест» → «Организационная структура системы квотирования».

    В Организации может быть разработано Положение о реализации нормативных актов о квотировании рабочих мест (пример приведен в приложении 3 к ответу) О создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов можно издать соответствующий приказ. (форма приведена в приложении 2 к ответу). В приказе можно указать, какие именно рабочие места выделены для приема инвалидов в рамках квоты (даже если на эти рабочие места уже приняты инвалиды) и как эти места оборудованы для создания необходимых условий труда инвалидов (если потребовалось оборудовать их дополнительно).

    Согласно п. 1 части 2 № 181-ФЗ, работодатель обязан квотировать то количество мест для трудоустройства, которое предусмотрено перечисленными выше законами. Если работодатель не будет соблюдать норму, он понесет административную ответственность.

    Квота для приема на работу молодежи устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников, с учетом количества рабочих мест, на которых уже работают граждане, указанные в статье 2 категорий, и составляет один процент от среднесписочной численности работников. При определении количества рабочих мест, исходя из процентного отношения, десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа.

    Отдельные категории граждан испытывают проблемы при трудоустройстве. Сложности могут возникать по разным причинам: состояние здоровья, отсутствие опыта, возраст (пенсионный или наоборот, не достигший совершеннолетия). Государство оказывает дополнительную помощь гражданам — федеральным законодательством предусмотрено обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов и иных категорий граждан, которым сложно устроиться на работу (в частности, молодых людей). Так что это такое, квотируемое место, для кого оно предоставляется? Давайте разберемся.

    Это вакантные места, которые предназначены для найма определенных категорий граждан, которые испытывают сложности при поиске работы. Нормы обязательного квотирования рабочих мест конкретизируются в законодательстве субъектов РФ. По общему правилу предусматривать рабочие места для указанных категорий граждан должны «крупные» работодатели, имеющие численность работников больше ста человек.

    В Мосгордуме предлагают платить за рождение ребенка супругам до 36 лет

    Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

    Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

    При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной (пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2021 № 90, п. 2 ст. 5 Закона Московской области от 25.04.2021 № 53/2021-ОЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2021 № 1212-ОЗ).

    › Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты.

    При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Для работодателей с численностью работников не менее 35 человек и не более 100 человек квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников (ч.

    • при заключении трудового договора с молодым сотрудником, действие которого в текущем месяце составит не менее 15 дней;
    • при ежемесячной уплате в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

    Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

    Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

    Однако, с учетом того, что к полномочиям региональных органов по труду и занятости относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов, представляется более полезным для нервной системы как руководителя, так и кадровика, отправлять отчеты в службу занятости вовремя.

    В соответствие с нормами трудового законодательства, работодатели обязаны оказывать содействие по трудоустройству лиц возрастом до 18-ти лет путем выделения и создания рабочих мест для несовершеннолетних граждан.

    Работодатель предоставляет несовершеннолетним рабочие места в соответствие с установленной квотой. В отличие от квоты по трудоустройству инвалидов, показатель квоты на создание (выделение) рабочих мест для несовершеннолетних нормами ТК РФ не установлен.

    Полномочия по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних переданы местным муниципалитетам. Это значит, что количество рабочих мест, которые работодатель обязан выделить для трудоустройства молодых граждан, устанавливаются отдельно для каждого региона, в соответствие с местными законодательными актами.

    К примеру, законом Иркутской области «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» установлено обязательство работодателей по трудоустройству лиц младше 18-ти лет в количестве не менее 1% от средней численности сотрудников. При этом данное требование установлено для ИП и организаций с количеством работников более 100 человек. Если среднесписочное количество сотрудников составляет 100 единиц и меньше, либо работодатель находится в процедуре банкротства или ликвидации, то квота для такого работодателя не устанавливается.

    В Москве квота по трудоустройству распространяется исключительно на несовершеннолетних из числа детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей. Если молодой работник не относится к одной из перечисленных категорий, то создавать (выделять) места работодатель для него не обязан.

    Соответственно законодательным нормативам федерального уровня, в субъектах Российской Федерации квоты для инвалидов должны устанавливаться в от��ошении не всех субъектов предпринимательской деятельности. Так, определенные организации полностью освобождены от необходимости проведения процедуры квотирования мест для инвалидов. К ним относятся:

    • Организации с численностью трудящихся менее 35 сотрудников. Данные организации вольны самостоятельно подбирать персонал и не обязаны трудоустраивать инвалидов по квотам.
    • Организации, созданные обществами инвалидов, или уставной капитал которых более, чем наполовину состоит из средств подобных обществ инвалидов.

    В отношении же иных субъектов хозяйствования, федеральные правила действуют следующим образом:

    • Организации, имеющие в своем штате более 100 трудящихся, обязаны обеспечить от 2 до 4% рабочих мест для инвалидов. Региональные законы и нормативные акты в данном случае определяют конкретный процентный показатель квоты в регионе в рамках вышеозначенных процентов.
    • Организации, в которых работают более 35 трудящихся, но меньше 100, должны квотировать не более 3% рабочих мест. Конкретный процент в этих рамках также устанавливается региональным законодательством.

    При расчете размеров штата учитывается среднесписочная численность.

    Базой для расчета квоты по трудоустройству несовершеннолетних является средняя численность сотрудников организации/ИП по итогам отчетного месяца.

    При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.

    Формула для расчета среднесписочного количества работников имеет следующий вид:

    СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,

    где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде; КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце; КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца); КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).

    Для расчета количества рабочих мест, которые необходимо выделить (создать) для трудоустройства несовершеннолетних, работодатель рассчитывает среднюю численность сотрудников по итогам прошедшего отчетного периода, умножает полученный результат на размер установленной квоты, после чего получает показатель для трудоустройства несовершеннолетних, действительный для следующего календарного месяца.

    Рассмотрим пример. ООО «Альтаир» занимается производством и реализацией мебели. Средняя численность сотрудников организации в 2020 году составила 115 человек.

    Перед подачей отчета о квотах уточните в региональном центре занятости форму и срок его представления, поскольку органы власти могут устанавливать особые порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квот Например, в Москве такие сведения подаются с учетом указаний, приведенных на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москвы → раздел «Направления деятельности» → «Квотирование рабочих мест» → «Организационная структура системы квотирования».

    Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя

    Это интересно: Тарифная сетка среднего мед персонала по краснодарскому краю 2020 года

    состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;детей из семей, в которых оба родителя (или единственный родитель) признаны в установленном порядке безработными;детей из малоимущих и (или) многодетных семей;детей из неполных семей, в том числе детей из семей, потерявших кормильцев;детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и (или) алкоголизма;2) молодежь в возрасте от 18 до 30 лет из числа:освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и (или) алкоголизма;выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, ищущих работу впервые по полученной профессии (специальности) в течение 12 месяцев со дня окончания указанных образовательных организаций.(п. 2 в ред. )2. Комиссии

    Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеВ настоящем Законе используются следующие понятия:1) работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником; в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;2) квота — минимальное количество рабочих мест (должностей) для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в процентах от среднесписочной численности работников организации, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации;3) невыполнение квоты — неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов и работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с установленными квотами для приема на работу,

    В Организации может быть разработано Положение о реализации нормативных актов о квотировании рабочих мест (пример приведен в приложении 3 к ответу) О создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов можно издать соответствующий приказ. (форма приведена в приложении 2 к ответу). В приказе можно указать, какие именно рабочие места выделены для приема инвалидов в рамках квоты (даже если на эти рабочие места уже приняты инвалиды) и как эти места оборудованы для создания необходимых условий труда инвалидов (если потребовалось оборудовать их дополнительно).

    Согласно п. 1 части 2 № 181-ФЗ, работодатель обязан квотировать то количество мест для трудоустройства, которое предусмотрено перечисленными выше законами. Если работодатель не будет соблюдать норму, он понесет административную ответственность.

    Это интересно: Будет ли амнистия в 2020 таджиками

    Под квотированием рабочих мест понимается выделение определенного количества мест для работы граждан, принадлежащих к слабо защищенным категориям. Они нуждаются в предоставлении социальной защиты со стороны государства.

    Согласно ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на предприятиях, где количество сотрудников более 100 человек, возлагается обязанность по предоставлению мест для работы лиц с ограниченными возможностями. Такие места могут быть вновь созданными или же выделенными из имеющихся мест.

    Закон № 1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. В статье 25 закона прописано, какая отчетность в центр занятости в 2020 году подается организациями. Работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

    • о вакантных должностях (ежемесячно);
    • о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
    • о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
    • о введении неполного рабочего дня или недели (в течение 3 дней). Учтите: если по соглашению между работником и работодателем установлен режим неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ), уведомлять органы службы занятости населения об этом не требуется (подробнее — в письме Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1);
    • о банкротстве или ликвидации организации (за 2 месяца);
    • о приостановке производства (в течение 3 дней).

    По п. 3 ст. 25 закона о занятости, сведения о потребности в работниках в центр занятости передавать следует ежемесячно. Понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет челов��ка на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

    — 2% для молодежи: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

    Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 18.12.2021 № 1555 «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи на 2021 год»

    • соблюдены льготы и гарантии, предусмотренные законодательством для некоторых из квотируемых категорий (например, инвалиду предоставляется рабочее место с адаптацией всего оборудования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной МСЭ, в его трудовом договоре прописано условие о сокращенной до 35 часов рабочей неделе, ежегодном ­ном отпуске);
    • вносится ежемесячный платеж в бюджет региона за предусмотренные законом субъекта категории (например, в Москве можно платить компенсационную стоимость квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума для трудоспособного москвича на день ее уплат
    • всей квоты (например, в Иркутской области установлены дифференцированные максимальные значения квоты — 2% для некоммерческих организаций и 3% — для коммерчески
    • квоты для конкретной категории работнико (например, в Москве 2% — для трудоустройства инвалидов и 2% — для трудоустройства молодеж

    Читатели часто задают нам вопросы, касающиеся квотирования рабочих мест. Для кого нужно квотировать рабочие места — только для инвалидов или для кого-нибудь еще? Как правильно это делать? Кто может проверить соблюдение этого требования и какие санкции предусмотрены за его нарушение? На какие налоговые льготы можно рассчитывать при соблюдении квоты?

    • копии устава, Положения, учредительного договора или решения собственника о создании организации;
    • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Росстата;
    • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот. Эти сведения содержит форма № П-4, утвержденная приказом Росстата от 24 июля 2021 г. № 407. Если работодатель не сдает форму в органы статистики, то достаточно предоставить письмо произвольной формы, заверенное печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера.

    Исключение из этого правила составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

    Федеральным законом от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» на работодателей возложена обязанность по предоставлению в ЦЗН ежемесячных отчетов о местах для работы инвалидов, которые были обустроены или вновь созданы в рамках установленной квоты. Также они обязаны отсчитываться о нормативных актах, действующих на локальном уровне и подтверждающих информацию о таких рабочих местах.

    На федеральном уровне законодательно не определено, в какой форме должен представляться отчет о квотировании мест для работы лиц с ограниченными возможностями. При этом на уровне субъектов Российской Федерации действуют региональные законы, которые регулируют указанные вопросы более подробно.

    Работодатель может получить на сайте ЦЗН информацию о том, как составить и куда необходимо подать отчет. В Москве, например, функционирует специально созданный для данной цели Центр квотирования. Допустима также отправка отчета в электронном формате на официальном сайте Центра занятости.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *