Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа утилизации автомобилей в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.
Для утилизации автомобиля необходимо подготовить следующие документы:
- паспорт транспортного средства (ПТС);
- паспорт.
Дополнительно могут потребоваться другие документы – уточните в пункте утилизации.
Для снятия с учета утилизированного автомобиля в ГИБДД необходимо предоставить следующие документы:
- заявление;
- паспорт заявителя;
- нотариально заверенная доверенность (при обращении через представителя);
- ПТС;
- свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС);
- правоустанавливающие документы на автомобиль (договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, решение суда и т.д.);
- свидетельство об утилизации.
Программа утилизации машин в России
Чтобы участвовать в этой государственной программе необходимо пройти несколько этапов.
- На начальном этапе человек должен определиться с тем автомобилем, который будет приобретаться, впоследствии, причем это может быть нелюбое транспортное средство. Для этого существует ряд условий, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке.
- На следующем этапе собирается полный комплект документов, установленный законодательством. После сбора всех необходимых бумаг нужно сдать автомобиль в специальную организацию. Транспортировкой старого автомобиля занимается дилер, с которым заключено соглашение, производится при помощи эвакуатора.
- После этого хозяину вручается купон, в котором указывается размер предоставляемой скидки на новый автомобиль. Купон или справка со скидкой не имеет единого образца на территории России, в каждом регионе бланки могут отличаться в значительной степени.
- Далее, происходит покупка автомобиля. Разницу между стоимостью и скидкой выплачивает автовладелец.
Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин
Категория транспортного средства | При сдаче на утилизацию, т. р. | при сдаче по Trade-In, т.р. |
Легковой сегмент | 50 тысяч руб. | 40 тысяч руб. |
Внедорожники | 90 тысяч руб. | 75 тысяч руб. |
Грузовики 2,5- 3,1 тонны | 120 тысяч руб. | 100 тысяч руб. |
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1- 4,1 тонны | 175 тысяч руб. | 145 тысяч руб. |
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны | 200 тысяч руб. | 165 тысяч руб. |
Грузовики, а так же автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонн | 350 тысяч руб. | 300 тысяч руб. |
Предприятия-производители имеют право вносить изменения в представленные общие предложения, а так же могут формировать собственные предложения.
Покупка б/у машин про программе утилизации в 2022 году
Одним из самых популярных вопросов в программе утилизации, остается возможность приобретения б/у транспортного средства. Основан он на том, что новое авто недешево, а скидки невелики. Покупка бывшего в пользовании ТС при помощи государства, могло бы стать хорошей возможностью для множества граждан.
В 2022 году, к сожалению множества автолюбителей, правительство осуществляет софинансирование только покупки нового транспорта. Здесь следует помнить, что одна из причины создания и введения программы – это поддержка отечественных производителей.
Покупка бывшего в пользовании ТС таким способом невозможна. Автолюбителям приходится искать другие варианты решения проблемы. Одним из наиболее популярных является – кредит.
Порядок утилизации, необходимые документы
Первая попытка введения Программы утилизация была предпринята в 2010 году. Эксперимент оказался удачным и мероприятия были продолжены на последующие годы. В процессе реализации в документы вносились определенные изменения с целью усовершенствования Программы. В настоящий момент основные положения выглядят так:
- Деньги из бюджета выделяют регионам, которые выплачивают заводам-производителям средства, в зависимости от количества поступивших на переработку автомобилей.
- Действие программы распространяется не только на физических лиц, но и на лизинговые компании и автотранспортные предприятия.
- Расширен перечень типов автомобилей, подпадающих под действие программы утилизации. Кроме легковых авто, на переработку можно сдать грузовики и автобусы.
- Расширен перечень автопроизводителей, участвующих в программе. Кроме отечественной Лады, утилизировать можно Ниссан, Рено и другие марки.
- Введена возможность сдачи авто не для ликвидации, а для дальнейшей переработки.
В 2019 году государственная поддержка программы утилизации прекращена. Сейчас в ней участвуют автосалоны и производители, которые предлагают достаточно выгодные условия контракта. После передачи автомобиля оператору программы, ее или приведут в порядок и продадут в очередной раз, или отправят на завод для полной переработки, в зависимости от технического состояния и востребованности конкретной модели.
Кто может сдать автомобиль
Участвовать в программе может каждый гражданин России, который является официальным владельцем машины. Для этого необходимо предоставить ряд документов и справок. В первую очередь, автовладелец должен предоставить справки, что автомобиль:
- не находится под исполнительным производством суда;
- на нем нет неуплаченных штрафов и других обязательств;
- он не находится в розыске;
- на машине не видно следов недавнего ДТП.
Также документально подтверждаются право собственности в течение не менее года, технический паспорт, комплектность машины (двигатель, КПП, аккумулятор). На каждый из пунктов сдающий машину человек должен предоставить документы:
- свидетельство о регистрации ТС;
- справку о снятии с учета ГИБДД;
- справку о покупке машины;
- подтверждения права собственности.
Кроме предоставления документов, владелец машины должен оплатить пошлину, так называемый утилизационный сбор, который находится в пределах 3400 рублей за новую машину (до 3 лет), и 5400 рублей для старых машин возрастом более 3 лет. Если машина выпущена ранее 09.2012 года, то тарифы другие.
Часть производителей автомобилей обязались платить утилизационный сбор, о чем должна быть отметка в Паспорте транспортного средства. Если такой отметки нет, сбор платит владелец авто.
Ряд граждан России освобождены от оплаты налога, их перечень приведен в статье 24.1 Федерального закона 89 “Об отходах производства и потребления”. В частности, это участники государственных программ по переселению беженцев и сотрудники дипломатических миссий.
Программа утилизации в 2022 году
На 2022 год программа утилизации свернута. Воспользоваться услугами можно только на частном уровне, обращаясь к дилерам и компаниям, которые остались на рынке. Утилизационный сбор планируется поднять на 12 – 25%, что касается как легковых автомобилей, так и прицепов. Усложнены некоторые бюрократические процедуры. На импортные автомобили планируется увеличить утилизационный сбор от 4 до 9 раз. Также сумма сбора увеличится на электромобили зарубежного производства. Увеличение сборов направлено, в первую очередь, на стимуляцию спроса на отечественные автомобили.
Также скорректированы суммы компенсации за сданные на переработку автомобили. Максимальная сумма не превышает 130 000- 140 000 рублей на зарубежные марки. Автомобили российского производства изменения в программе утилизации практически не затронули
Требования к автомобилю
Условия программы касаются еще транспортного средства кандидата:
- Если заявление подается в рамках действия – «Trade-In», тогда срок владения ТС одним человеком должен быть минимум 10 месяцев.
- Сдается по стандартной схеме – срок владения машиной 6 месяцев (последних).
- Отсутствие оформления под лизинговые услуги, только частная собственность.
- Отсутствие любых кредитных обременений и других ситуаций, когда сторонние лица вправе потребовать автомобиль себе, риска перепродажи или возможной передачи собственности.
Касается всех моделей ТС, вне зависимости от технических характеристик.
Мнения специалистов разделились. Одни подчеркивают выгоду централизации контроля за состоянием транспортного движения в счет своевременной ликвидации устаревших моделей. Другие видят ограничения – список моделей, за которые предоставляется скидка, невелик, пусть и расширяется постепенно. Третьи понимают узкую направленность механизма, он поддерживает лишь отечественных производителей. Купить новое авто «иностранца» сертификат не поможет.
Впрочем, программа утилизации старых автомобилей станет неплохим вариантом при необходимости законным способом избавиться от старого ТС, заодно получить какие-то отступные без штрафов и длительных бюрократических проволочек. Ею пользуются уже 12 лет и возможно, в дальнейшем Правительство продлит действие.
Требования к автомобилю для проведения утилизации
Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства.
Основные из них:
- Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
- Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
- Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
- Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.
Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.
Судьба автомобилей после сдачи
Все старые грузовые автомобили, участники программы, отправляются на переработку на специализированные предприятия.
К сведению! Специалистами подсчитано, что переработанный металл от старого грузовика обеспечивает получение 50% кованого железа при производстве свежего грузового автомобиля. Использование вторичного сырья способствует сохранению природных ресурсов и стабилизации цен на транспорт.
В специализированных компаниях с машин снимают детали, обладающие взрывоопасностью, и те части, которые можно использовать, как вторсырье, например покрышки, всевозможные масла (моторное, трансмиссионное, гидравлическое), тормозная и охлаждающая жидкости.
Переработка аккумуляторов и радиоприборов также осуществляется в отдельности от остальных запчастей. После разбора автомобиля все детали подвергаются сортировке и измельчению, после чего отправляются на вторичную переплавку.
Получить скидку на новую машину можно и без утилизации. Для этого достаточно прийти за покупкой в любой салон в Москве, работающий по программе trade-in, которая подразумевает скидку на новую машину при продаже автодилеру своей старой.
Чтобы автосалон принял машину в качестве оплаты, она должна соответствовать следующим критериям:
- быть исправной, допустимы лишь незначительные дефекты;
- принимаются только авто, не попадавшие в аварии, без следов ДТП. Повреждения, даже если был ремонт, существенно снизят компенсацию;
- чем старше машина, тем меньше выгода;
- автовладелец должен быть собственником продаваемой машины не менее полугода.
Сдать возможно как отечественную машину, так и иномарку, без каких-либо ограничений. Все бумаги и справки должны быть в наличии, а машина свободна от каких-либо обременений в виде залога или договора аренды. Чтобы дилер оценил машину по достоинству, следует навести лоск перед продажей, избавиться от мелких дефектов.
Утилизационный сбор: кто уплачивает?
Что же это такое, утилизационный сбор? Согласно пункту 1 ст. 24-1 закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» каждый приобретатель автомобиля должен заплатить этот сбор, который в дальнейшем будет потрачен на утилизацию машины в соответствии с правилами экологической безопасности.
Сбор на утилизацию платится при ввозе машины из-за границы. Если машина произведена в России, то уплата остается на совести производителя, взнос за транспортные средства, произведенные в других странах, оплачивает тот, кто ввозит автомобиль на территорию РФ. Взимается утилизационный сбор на автомобили лишь единожды.
Не нужно платить утилизационный сбор, если:
- машина старше 30-ти лет, используется в некоммерческих целях, оригинальные рама, кузов и двигатель в сохранности;
- автомобиль в собственности диппредставительства, консульства, международной компании, либо сотрудника какого-либо из данных учреждений, членов его семьи.
Можно ли восстановить машину из утиля и как поставить на учет?
Многие задаются вопросом, можно ли поставить на учет утилизированный автомобиль? Существует способ, как восстановить утилизированный автомобиль, который по документам был списан, и снова произвести постановку на учет автомобиля в ГИБДД. Исключение составляют те машины, за которые их владельцы получили денежную компенсацию по государственной программе утилизации.
Если же авто было утилизировано без покупки нового, то процедура обратима:
- нужно найти бывшего хозяина автомобиля, который указан в техпаспорте, и уговорить его, как восстановить авто в базе ГИБДД, так и переоформить на нового владельца;
- предыдущий автовладелец должен написать заявление в отделение ГИБДД, в котором была зарегистрирована машина, чтобы снова поставить ее на учёт. В заявлении необходимо указать номер автомобиля, марку, год выпуска, а также номер кузова и двигателя, приложить все документы на транспортное средство;
- затем сотрудник ГИБДД осматривает списанную в утиль машину. На территорию отделения ее нужно доставить на эвакуаторе. После успешного осмотра новому собственнику выдаются новые документы;
- также следует юридически грамотно оформить с бывшим владельцем договор купли-продажи автомобиля, чтобы владеть им на законных основаниях.