Минфин рассказал, как исчислять резервы по сомнительным долгам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин рассказал, как исчислять резервы по сомнительным долгам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с письмом Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/2/54, задолженность, образовавшаяся в связи с невыплатой процентов по облигациям, приобретенным банком, по которой истек установленный срок исковой давности, может быть признана безнадежным долгом.

Комментарий к ст. 266 НК РФ

Минфин России в письме от 25.03.2011 N 03-03-06/2/53 указал, что по задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по облигациям, приобретенным банком, банк может сформировать резерв по сомнительным долгам.

При этом формирование резерва по сомнительным долгам в отношении основного долга по облигациям положениями статьи 266 НК РФ не установлено.

Внимание!

В судебной практике имеется позиция, исходя из которой следует, что нет необходимости отражать в учетной политике организации формирование резерва по сомнительным долгам.

Суть дела.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку организации, в том числе по налогу на прибыль, результаты которой оформил актом. Проверяющие установили, в частности, что организация, в нарушение пункта 4 статьи 266 НК РФ, не включила в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль сумму неиспользованного резерва по сомнительным долгам.

Позиция суда.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).

В подпункте 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ указано, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 266 Кодекса налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.

В силу пункта 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Из положений приведенных норм следует, что организация вправе создать резерв по сомнительным долгам при соблюдении ряда условий, одним из которых является проведение инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (пункт 5 статьи 266 НК РФ).

Читайте также:  Универсальное детское пособие с 2023

Организацией по головному предприятию сформирован резерв по сомнительным долгам. Сумма не использована. Материалами дела также подтверждается, что организацией проведена инвентаризация на последний день отчетного периода. Результаты инвентаризации являются основанием для формирования суммы резерва по сомнительным долгам.

Таким образом, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что организацией соблюдены требования статьи 266 НК ��Ф при создании резерва по сомнительным долгам.

Довод налогового органа о том, что организация не вправе создавать резерв по сомнительным долгам, поскольку в положении по учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета не предусмотрено формирование резерва по сомнительным долгам за счет уменьшения налогооблагаемой базы, отклоняется судом в силу следующего.

Отражение формирования резерва в бухгалтерском учете

Суммы резерва по сомнительным задолженностям, отраженные в бухучете, являются оценочными. Их инвентаризация позволяет более-менее достоверно прогнозировать доходы в отчетном и наступающем периоде. Отражение сумм задолженности производится в «прочих расходах» на сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам». Для этого выполняются следующие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 63 — образован или увеличен уже имеющийся резерв.

При поступлении оплаты от контрагента, резерв на сумму поступления должен быть уменьшен. Тогда восстановление проводится с помощью учетных записей: Дебет 51 (50) Кредит 62 (71, 73, 76…) — поступили денежные средства от дебитора и Дебет 63 Кредит 91-1 — уменьшен резерв на сумму погашенной «дебеторки».

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Резерв считается оценочным значением (п. 3, 4 ПБУ 21/2008), и его вариации фиксируются в бухучете того периода, когда они происходили. Поэтому начисления в резерв производят с периодичностью предоставления финансовой отчетности. При организации резерва чаще всего предприятия придерживаются требований налогового учета, поскольку порядок его формирования в бухучете строго не определен.

Методы расчета резерва применяют разные. Избранный способ следует утвердить в УП, указав критерии, которыми бухгалтер будет руководствоваться при расчете. К примеру, при методе экспертной оценки ориентируются на показатели платежеспособности дебитора, а при расчете резерва по сомнительным долгам, зависящем от периода просрочки устанавливают соответствующий процент отчислений.

При создании резерва, соблюдают такие условия:

  1. В него не входят суммы полученных авансов;
  2. При определении величины резерва можно ориентироваться на п. 3 ст. 266 НК РФ, придерживаясь установленного 10-типроцентного размера от выручки и условий сроков резервирования. Если же порядок образования резерва будет отличным от продиктованного в НК РФ, то возникают:
    • несоответствия из-за различного установления сроков резервирования, влекущие за собой возникновение временных разниц, следствием которых станет образование отложенных налоговых активов (пп. 8, 11, 14 ПБУ 18/02);
    • диссонанс, если резерв превысит 10% от выручки. В этом случае резерв по сомнительным долгам (ПБУ 18/02 пп. 4,7) провоцирует образование постоянных разниц.

Примеры Создания Резерва По Сомнительным Долгам В 2020

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия.

В отношении долгов По которым допускается создавать резерв, устанавливается длительность просрочки платежей Исходя из длительности просрочки Определяется объем резерва и для него учреждаются лишь две величины – на полный объем при просрочке в 90 и более дней, на половину долга при просрочке в 45-90 дней При наличии встречного обязательства в РСД Попадает лишь кредит по долгам в непокрытой части В 2020 году предельный объем РСД Ограничен суммой 10 % от наибольшего из двух показателей – выручки за отчетный период, в каком создается резерв или выручки за предыдущий налоговый период Не использованный резерв переносится на следующий год Корректируясь при этом на величину вновь создаваемого резерва по аналогичному долгу Порядок восстановления О восстановлении резерва по сомнительной задолженности речь идет, когда долг контрагента оплачивается целиком или частично.

  • по окончании трехлетнего периода исковой давности;
  • при окончательной ликвидации субъекта;
  • в случае постановления ФССП о невозможности взыскания;
  • при неосуществимости взыскания по причинам, независящим от воли сторон.

Резерв по сомнительным долгам: учет в «1С:Бухгалтерии 8»

Федеральными законами от 30.11.2016 № 401-ФЗ и № 405-ФЗ внесены поправки в статью 266 НК РФ, которая регулирует порядок формирования резервов по сомнительным долгам.

Начиная с 2019 года, величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за минусом кредиторской задолженности перед этим контрагентом, а предельный размер резерва по итогам отчетного периода должен рассчитываться как наибольшая из двух величин: 10 % выручки за данный отчетный период или за прошлый год*. О том, как указанные изменения поддерживаются в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0), БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Читайте также:  Как оформить сверхурочную работу?

Примечание:

* О других изменениях по налогу на прибыль с 2019 года читайте в статье «Налог на прибыль 2019: новое в создании резервов по сомнительным долгам и переносе убытков».

Обязателен или нет резерв по сомнительным долгам

  • показать в бухучете величину задолженности, реальную к получению, т. е. сделать более достоверными данные о задолженности и, соответственно, сведения бухотчетности;
  • учесть для целей налогообложения потери от непоступления денежных средств до наступления момента, позволяющего полностью списать долг как безнадежный в целях расчета налога на прибыль.
  • по истечении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии постановления ФССП о невозможности его взыскания;
  • в случае ликвидации организации;
  • при невозможности исполнения из-за обстоятельств, не зависящих от воли сторон, в т. ч. вследствие акта, изданного органом государственной власти.

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам

Теперь предположим, что в августе ГУП «Большевик» погасило часть задолженности на сумму 100 000 руб. По результатам инвентаризации по состоянию на 30 сентября выявлена дебиторская задолженность со сроком возникновения более 90 дней в размере 150 000 руб., в том числе 100 000 руб. — долг ООО «Альфа» и 50 000 руб. — оставшийся долг ГУП «Большевик».

Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается в состав внереализационных доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Отражение дебиторской задолженности в налоговом и бухгалтерском учёте

Просроченная и безнадежная дебиторская задолженность в бухгалтерском учете должна быть обязательно списана. Такое требование прописано в положении по бухгалтерскому учету. Если не провести такую процедуру вовремя, то данные учета будут искажены.

На основании инвентаризационной ведомости по каждому обязательству составляется справка, в которой указываются следующие сведения:

  • наименование дебитора
  • причина образования задолженности
  • дата возникновения задолженности
  • сумма долга
  • данные первичных документов, подтверждающие факт возникновения обязательства

На основании бухгалтерской справки руководителем предприятия издаётся приказ о списании просроченной задолженности. Однако это не обозначает, что долг будет полностью аннулирован. На протяжении пяти лет сомнительная дебиторская задолженность будет отражаться на забалансовом счёте 007.

Отразить списание в бухгалтерском учёте можно по-разному. Количество проводок зависит от того, формировались ли в учёте резервы по сомнительным долгам.

Списанная дебиторская задолженность всегда относится на счет 91-2 «Внереализационные расходы». В бухгалтерском учёте делаются следующие записи:

  • Дт 91-2 Кт 62(76) – сумма отражается с учётом НДС или
  • Дт 63 Кт 62(76) – списание задолженности за счёт средств резервного фонда
  • Дт 007 – отнесение суммы на забалансовый счет

Если по какой-либо причине списанный долг в последствии контрагентом будет оплачен, то корреспонденция счетов будет следующей: Дт 50 (51,52) Кт 91-2. В этот же момент кредитуется забалансовый счет. Если списанные суммы безнадёжных долгов превысили размер созданного резерва, то сумма превышения относится на внереализационные расходы.

По окончании отчётного года неиспользованный резерв по сомнительным долгам также списывается на внереализационные доходы, что увеличивает прибыль текущего года. В начале нового периода фонд формируется заново, однако его размер должен соответствовать остаточной сумме дебиторской задолженности.

В налоговом учёте резервы по сомнительным долгам могут быть сформированы только по тем обязательствам, которые связаны с реализацией работ и услуг. Сумма резерва в бухгалтерском учёте отражается в составе прочих расходов, а в налоговом – внереализационных.

Довольно распространенным способом снижения дебиторской задолженности является её переуступка по договору цессии другому лицу. При передаче права требования получение согласия должника не требуется. К договору цессии прилагаются документы, подтверждающие факт задолженности и размер долга. В учёте делаются следующие проводки:

  • Дт 91-2 Кт 62 – списание долга на расходы
  • Дт 51 Кт 91-2 – поступление денежных средств по договору переуступки долга
  • Дт 99 Кт 91-9 – отражение убытка от совершенной сделки

Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.
Читайте также:  Доверенность (согласие) на вывоз ребенка за границу – образец и бланк 2022 года

Относятся ли резервы по сомнительным долгам к оценочным обязательствам?

Игра на истощение. За чей счет будут латать дыры в бюджете

Но самое интересное ждёт нас впереди. Дефицит 2022 года – лишь разминка. В 2023 году Минфину придётся изыскать уже 2,9 трлн рублей, не будет избытка денег и в следующие 2 года. По мнению Михаила Щапова, основная причина – падение нефтегазовых доходов. И оно неизбежно.

То, что нефтегазовые доходы будут падать, было понятно в конце весны. Санкции ограничивают рынки сбыта для нефтегазовых компаний, вынуждают продавать продукцию с дисконтом, снижать добычу. Скоро начнут возникать серьезные проблемы с оборудованием для добычи, которое поставляется и обслуживается зарубежными компаниями. Если посмотреть бюджет на 2023 год, то там заложено падение нефтегазовых доходов почти на 3 трлн рублей.

Использование резерва

Если в бухучете организация создает резерв по сомнительным долгам, то безнадежную задолженность списывайте только за счет этого источника.

Порядок списания

Безнадежную дебиторскую задолженность списывайте в следующем порядке:

  • соберите все документы, которые позволяют признать задолженность безнадежной (первичные документы, договоры, письма с претензиями к должнику, выписки из ЕГРЮЛ или справки налоговой инспекции о ликвидации должника, решения суда и другие документы);

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Дебиторская задолженность – это имущественные требования учреждения к другим лицам, которые стали его должниками. Возникновение дебиторской задолженности связано с невыполнением договорных обязанностей заказчиками, недоставкой нефинансовых активов под уплаченный ранее аванс, невозвратом подотчетными лицами выданных им денежных средств, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и т. д. Просроченная дебиторская задолженность – это «дебиторка». не погашенная в установленный договором срок.

По общим правилам, срок исковой давности составляет 3 года, однако по некоторым отношениям в соответствии с законодательством он может быть другим. Началом срока исковой давности по ДЗ является первый день просрочки исполнения обязательства. Если должник осуществляет какие-либо действия, указывающие на признание долга, то срок исковой давности начинают отсчитывать заново со дня совершения таких действий. Так, должник может подписать акт сверки, выдать гарантийное письмо, перечислить какую-то часть долга и т. д.

Счет 63 — проводки по резервам сомнительных долгов

10.08.2022 Фирма «А» произвела отгрузку товаров покупателю — Фирме «Б» на сумму 118 000 руб. Срок оплаты по договору — 15 суток с момента отгрузки. Однако покупателем не был осуществлен платеж за отгруженный товар в установленный срок. Учетной политикой Фирмы «А» определено, что резерв по сомнительным долгам формируется ежемесячно, отдельно по каждому долгу. По состоянию на 31.08.2022 фирма «А» признала просроченную задолженность «Б» сомнительной, в связи с чем было принято решение о включении в резерв всей суммы.

Безнадежная задолженность — долг перед организацией, с истекшим сроком исковой давности, также невозможная к взысканию задолженность, признанная таковой на основании соответствующих нормативных документов или ликвидации организации. Такая задолженность как раз и учитывается на счете 63.

Порядок списания дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Подборка наиболее важных документов по запросу Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2022 N 117-ФЗ(ред.

Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н, далее — Инструкция N 157н). Счет 04 предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента ее признания в порядке, установленном законодательством, нереальной ко взысканию, и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *