Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составляем и подаем в ИФНС заявление на возврат переплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?
В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.
На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.
Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).
Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).
Что можно сделать с переплатой
Забрать переплату из налоговой или оформить переплату налога в счет зачета недоимки – одно из этих решений компании принимают в зависимости от:
- суммы переплаты;
- актуальности конкретного налога для компании – уплачивает ли компания такой налог в текущем моменте или нет (например, из-за смены системы налогообложения);
- других условий (например, зачет логичен, если сумма переплаты не превышает очередной платеж с близким сроком уплаты).
Распоряжение переплатой по налогам не обязательно как-то оформлять, если речь идет о зачете по аналогичному платежу. Достаточно всего лишь ничего не делать, и зачет произойдет сам собой.
Возврат переплаты по налогам актуален, если:
- из-за излишне оплаченных (списанных) сумм у компании возникла острая нехватка оборотных средств;
- сумма переплаты в принципе не будет зачтена автоматически, так как компания сменила систему налогообложения;
- переплата возникла по НДФЛ, который все компании платят как налоговые агенты и, соответственно, не могут зачесть в качестве налогоплательщиков (п. 1.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом ФНС от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@).
Возврат или зачет переплаты: алгоритм действий налогоплательщика
Автоматический возврат переплаты невозможен. Если у налогоплательщика нет задолженности, все действия с излишне уплаченными денежными суммами осуществляются исключительно по его заявлению.
Процесс возвраты переплаты условно можно разделить на такие этапы:
-
Выявление точной суммы излишне уплаченных налогов (можно рассчитать самостоятельно или подать заявление в ФНС о необходимости провести сверку).
-
Написание заявления о проведении зачета или возврате переплаты. На данном этапе собственнику бизнеса или его бухгалтеру необходимо подготовить документы, подтверждающие факт переплаты. Если лишние деньги были уплачены из-за ошибок в налоговой декларации — подготовьте и подайте уточненный расчет.
-
Решение налогового инспектора. Решение о проведении зачета или возврате денежных средств принимается в течение 10 рабочих дней. На данном этапе предпринимателю необходимо дождаться окончания проведения камеральной проверки.
-
Получение переплаты. Денежные средства возвращаются предпринимателю или засчитываются в счет будущих платежей в течение 1 месяца с момента подачи заявления.
Возврат через суд также допустим.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).
Ставка рефинансирования при расчете процентов.
Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлено, что при исчислении процентов на сумму излишне взысканного налога процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Как указал Президиум ВАС, при определении ставки процентов должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, поделенная на количество дней в соответствующем году (365 или 366) (Постановление № 11372/13).
Напомним, что с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ РФ, определенному на соответствующую дату. С 19.09.2016 размер ставки составляет 10,0% годовых (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).
Для расчета процентов используется формула:
П = Налог х СтавкаЦБ / 365 х Днфакт, где:
П – сумма процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога;
Налог – сумма излишне взысканного налога;
СтавкаЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ;
Днфакт – число дней, за которые начисляются проценты.
Boзвpaт или зaчeт – чтo пpeдпoчтитeльнee?
У нaлoгoплaтeльщикa, пepeчиcлившeгo нa cчeт ИФНC лишнюю cyммy, ecть пpaвo нe тoлькo пoпpocить ee вoзвpaтa, нo и выпoлнить зaчeт пepeплaты в cчeт oбязaтeльcтв, кoтopыe пpeдпpиятиe имeeт пepeд бюджeтoм. Нo, в oтнoшeнии зaчeтa излишнeгo плaтeжa, пpиcyтcтвyeт oгpaничeниe. Eгo мoжнo выпoлнять иcключитeльнo пo нaлoгoвым взнocaм в гpaницax oднoгo бюджeтa, нaпpимep, фeдepaльнoгo.
Bыбop мeждy вoзвpaтoм и зaчeтoм oбычнo дeлaeт нaлoгoплaтeльщик (ecли y нeгo нeт зaдoлжeннocти пepeд ИФНC). Peшeниe o тoм, кaкoй вapиaнт пpeдпoчтитeльнee кaждый пpинимaeт caм. Пpeдвapитeльнo нyжнo oцeнить cлoжившyюcя cитyaцию в oпpeдeлённыx oбcтoятeльcтвax и oбъeм пepeплaты.
3aчeт и вoзвpaт излишнe yплaчeнныx нaлoгoв тpeбyeт oбpaщeния в нaлoгoвyю инcтaнцию, cбopa пaкeтa дoкyмeнтoв.
Baжнo! Нaлoгoвики вceгдa выбиpaют зaчeт, вeдь этo дaeт им вoзмoжнocть избeжaть вoзвpaтa. B cвязи c этим зaчeтнaя пpoцeдypa зaнимaeт гopaздo мeньшe вpeмeни. Дoкyмeнтoв для ee пpoвeдeния тpeбyeтcя нe тaк мнoгo, кaк пpи вoзвpaтe.
Этoт мoмeнт дoлжны пpинимaть вo внимaниe нaлoгoплaтeльщики нa cтaдии пpинятия peшeния. И нe зaбывaть o тoм, чтo ecть cpoк вoзвpaтa пepeплaты нaлoгa пo зaявлeнию, ecли oн иcтeчeт, дeньги вepнyть нe пoлyчитcя.
Пoмимo этoгo, poль игpaeт и cтaтyc вoзникнoвeния пepeплaты. Ecли лишниe дeньги пepeвeдeны нaлoгoвым aгeнтoм, тo зacчитaть eмy дaннyю cyммy пo oбcтoятeльcтвaм, гдe oн выcтyпaeт в кaчecтвe нaлoгoплaтeльщикa, нe yдacтcя.
B тaкиx cлyчaяx ecть тoлькo oдин вapиaнт – вoзвpaт.
Пpoцeдypa зaчeтa излишнe yплaчeннoгo нaлoгa
Ecли cyбъeкт peшaeт нe вoзвpaщaть излишнe yплaчeнный нaлoг, oн мoжeт вocпoльзoвaтьcя зaчeтoм. Дeньги пoйдyт в cчeт пocлeдyющeй oплaты дaннoгo нaлoгoвoгo взнoca либo пoгaшeния зaдoлжeннocти пo дpyгoмy нe oплaчeннoмy в ФНC плaтeжy.
Пpи пpoвeдeнии зaчeтa дeйcтвyeт oднo вaжнoe ycлoвиe – взнoc мoжнo зaчecть иcключитeльнo в paмкax бюджeтa нa тoм жe ypoвнe. Этo знaчит, чтo излишки пo фeдepaльнoмy нaлoгy нe мoгyт быть зaчтeны в oплaтy peгиoнaльнoгo.
У ФНC ecть пpaвo пpи выявлeнии пepeплaты caмocтoятeльнo ocyщecтвить зaчeт пo дpyгoмy взнocy. Нaлoгoвикaм нe нyжнo coглacиe opгaнизaции.
Чтoбы пpoизвecти зaчeт cлeдyeт пoдaть cooтвeтcтвyющee зaявлeниe. Для eгo зaпoлнeния иcпoльзyeтcя фopмa КНД 1150057. Oтпpaвить eгo пoчтoй, пo интepнeтy (чepeз cпeциaльныe cepвиcы) или пoceтить ФНC личнo.
Cyщecтвyeт тaкжe вoзмoжнocть дeйcтвoвaть чepeз пpeдcтaвитeля.
Baжнo! Ocyщecтвить зaчeт мoжнo в тpexлeтний cpoк c тoгo мoмeнтa, кoгдa пpoизoшлa пepeплaтa.
Ecли кoмпaния xoчeт зacчитaть лишнюю cyммy в cчeт дaльнeйшиx взнocoв нyжнo пoдaть зaявлeниe в ФНC. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй дoлжны paccмoтpeть eгo зa 10 днeй и в пятиднeвный cpoк yвeдoмить нaлoгoплaтeльщикa o вынeceннoм peшeнии.
Ecли ФНC peшaeт caмocтoятeльнo cдeлaть зaчeт пepeплaчeнныx cpeдcтв пo oднoмy взнocy в cчeт дoлгa пo дpyгoмy, coтpyдник oбязaн выпoлнить этy пpoцeдypy в дecятиднeвный cpoк c мoмeнтa oбнapyжeния пepeплaты. Нa yвeдoмлeниe o пpинятoм peшeнии oтвoдитcя 5 днeй.
B cлyчaяx, кoгдa paзмep пepeплaты пpeвышaeт нeдoплaт, нaлoгoвики дeлaют зaчeт и в тeчeниe oднoгo мecяцa вoзвpaщaют ocтaвшиecя дeньги нa бaнкoвcкий cчeт. Нapyшeниe yкaзaннoгo cpoкa пoдpaзyмeвaeт нaчиcлeниe пpoцeнтoв, кoтopыe пoлaгaютcя нaлoгoплaтeльщикy.
Teм, ктo нe знaeт, кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц, cтoит oзнaкoмитьcя c пoлoжeниями зaкoнoдaтeльcтвa, peглaмeнтиpyющими этoт вoпpoc.
Кoгдa peчь идeт o вoзвpaтe нaлoгoвoй пepeплaты, пoдaeтcя зaявлeниe, зaпoлнeннoe в cooтвeтcтвии co cпeциaльнoй фopмoй. Cpoки eгo paccмoтpeния ФНC тaкиe жe, кaк и в cлyчae c вoзвpaтoм. Нaлoгoвaя oбязaнa вepнyть дeньги в тeчeниe мecяцa.
Пpи нecoблюдeнии вpeмeнныx paмoк нaлoгoплaтeльщик мoжeт oбpaтитьcя в cyд, чтoбы пoтpeбoвaть пoмимo вoзвpaтa пepeплaчeннoй cyммы eщe и пpoцeнтoв. Oбpaщeниe в cyдeбныe opгaны вoзмoжнo в тeчeниe тpex лeт.
Peглaмeнтиpyeт вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa cтaтья нaлoгoвoгo кoдeкca №78. Имeннo нa ee ocнoвe cyд вынocит peшeниe.
Как возникает переплата по налогам
Переплата по налогам в бюджет возникает по различным причинам. Это могут быть ошибки бухгалтера вследствие неправильного толкования положений закона, особенностей начисления НДС, налога на прибыль, налога на имущество и проч.
В соответствии с п. 3 ст. 78 НК Российской Федерации, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишне уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения.
Однако на практике это не всегда соблюдается. Фискальные службы не стремятся выявлять и инициировать возврат переплаты по налогам. Вместо этого распространена практика, когда они по истечении трехлетнего срока списывают излишне внесенные деньги в бюджет. Делается это на основании письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 22 февраля 2006 г. № 03-02-07/2-10.
Юридические подробности
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением к МИФНС №24 по Санкт-Петербургу о признании недействительными решений о взыскании недоимки и о наложении ареста в банке, о возложении на налоговый орган обязанности возвратить списанные денежные средства и отменить наложенный на расчетный счет арест.
Арбитражные суды трех инстанций по делу определили, что налогоплательщиком нарушен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, что перед обращением в суд налогоплательщик обязан был направить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Верховный Суд РФ не согласился с выводами нижестоящих судов в части и указал, что излишнее взыскание происходит в связи с принятием налоговым органом незаконных решений и совершением незаконных действий.
Сам факт незаконного взыскания нарушает права налогоплательщика и в соответствии со статьей 46 Конституции РФ является основанием для обращения в суд за восстановлением нарушенного права. ВС РФ разъяснил, что обязательный досудебный порядок установлен законом для обращения с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актом (решений) налогового органа и его действий (бездействий). Истребование излишне взысканного налога и обжалование ненормативных правовых актов являются независимыми.
При истребовании излишне взысканного налога суд также решает вопрос о законности налогового решения, без признания его недействительным, и о возможности обязать налоговый орган вернуть излишне взысканные средства. Подать такое заявление о возврате излишне взысканного налога можно в течение 3 лет.
Самостоятельно вернуть излишне переплаченные деньги по истечении трехлетнего срока самостоятельно крайне сложно. Лучше воспользоваться помощью юристов – экспертов в сфере налогового права.
Юристы налоговой практики Консалтинговой Группы ЭТАЛОН более 20 лет оказывает юридические услуги предпринимателям и частным лицам не только из Москвы, но и из других регионов, имеют большую успешную практику налогового сопровождения бизнеса, досудебного и судебного сопровождения налоговых споров.
Предлагаем Вам:
- бесплатно проанализировать Вашу ситуацию и дать рекомендации по разумным действиям и способам защиты Ваших интересов;
- подготовить необходимые документы, жалобы, заявления для обращения в налоговый орган и/или суд (согласно дополнительной договоренности);
- представлять Ваши интересы в налоговом органе и суде (согласно дополнительной договоренности).
В результате Вы получите:
- ясную оценку ситуации с точки зрения перспектив защиты Ваших прав в суде;
- возврат Ваших средств от ИФНС через суд;
- максимально быстрое прохождение юридической процедуры по разблокировке расчётного счёта;
- анализ текущих налоговых рисков бизнеса, его владельцев и руководства;
- практические рекомендации по уменьшению налоговых рисков бизнеса;
- практические рекомендации по безопасному приобретению и сохранению семейных активов.
В активе наших юристов по налоговому праву выигранные дела по возврату налогов, с момента уплаты которых прошло 5 и более лет! Если у Вас возникла сложная ситуация – не торопитесь фиксировать убытки. Собирайте документы и присылайте их нам.
Как возникают излишне уплаченные суммы
Излишки могут возникать по разным причинам. Часто плательщики сами допускают ошибки, которые приводят к переплатам, например:
- неправильно рассчитывают налог. В бухгалтерии могут применить другую ставку, забыть о доступных льготах и вычетах, что приводит к увеличению налоговой базы;
- некорректно оформляют платёжные документы. Из-за ошибки в реквизитах деньги могут попасть в бюджет одного налога, образовав недоимку по другому.
К переплатам также приводят:
- авансовые платежи. Бывает, бизнес в течение года оплачивает авансы, а налог по результатам года оказывается меньше, чем уже перечисленная сумма. По этому налогу возникает излишек.
- ошибки налоговиков. В некоторых случаях инспекторы ошибочно начисляют один и тот же налог дважды при одностороннем списании. К примеру, когда плательщик перечислил оплату в первый раз, но деньги ещё не успели поступить на счёт ИФНС, и она списала их безакцептно.
- изменения в законодательстве, которые дают бизнесу основания посчитать какую-либо оплату излишком.
Как узнать об излишне уплаченных налогах
Обычно варианта два: либо о переплаченных налогах и сборах плательщик узнает сам, либо это обнаруживает инспекция.
В первом случае плательщик выявляет излишки:
- при проверке отчётности;
- пересчёте и сверке данных;
- сравнении оплаченных сумм с данными из справки расчётов от ФНС.
Как действовать при переходе в другую инспекцию
Бывает, что бизнес ошибся при уплате налога в одну инспекцию, обнаружил переплату, сообщил об этом инспекции и перешёл в другую. В статье 78 Налогового кодекса не сказано, что в таких случаях требуется подавать повторное заявление.
Если в прежней налоговой не провели возврат, это должны сделать в новой инспекции. Сроки при этом те же, что и при стандартном порядке.
Все потому, что налоговики возвращают деньги из бюджета, а не из средств конкретной инспекции. Поэтому неважно, в какой именно ИФНС бизнес оставил переплату.
Заявление можно предоставить в период до трех лет с момента возникновения переплаченной суммы. Если данный срок пропущен, то инспекция откажется возвращать данную сумму. Так, например, если переплата образовалась в 2014 году, а заявление представлено только в 2018 году, то по нему будет выставлен отказ.
Отказ составляется в печатной форме и заверяется подписью руководителя и печатью ведомства. В тексте должна быть ссылка на основание отказа и его законодательное подкрепление.
Сроки для выполнения всех необходимых действий
Однако в таком случае можно обратиться в суд. Поскольку срок исковой давности для суда начинает исчисляться с того момента, когда лицо узнало о его праве. То есть, это может быть день получения доступа к личному кабинету либо день получения сообщения от налогового органа.
То есть, если переплата возникла в 2014 году, а плательщик узнал об этом в 2017 году, когда он получил доступ в личный кабинет, то обратиться с иском в суд можно до 2020 года.
Срок для возврата излишне уплаченного налога физическим лицом складывается из времени на проверку и времени на перевод. Так, время для возврата составляет:
- десять рабочих дней на осуществление контрольных мероприятий;
- один месяц на перевод денежных средств на счет заявителя.
Когда возникает переплата
Согласно ст. 78 НК РФ, налоговая переплата образуется после уплаты в казну налога, авансового платежа, пеней, сбора или различных штрафов. Это происходит в следующих ситуациях:
- при ошибочном подсчете размера определенного налога. В итоге, в казну перечисляют лишнюю сумму денег;
- когда сумма излишней платы в казну аванса по налогу больше, чем размер налогового платежа, который начислен по итогам предыдущего года (например, налог на прибыль);
- при выявлении ошибок в прежнем отчетном периоде (например, при неприменении льготы по НДС) и подаче за это время налоговой уточненной декларации (ст. 81 НК РФ).
Важно! Если в платежных реквизитах указывают неверный тип конкретного платежа, ОКАТО или иные сведения, то в ИФНС подают отдельное заявление. Затем, в карточках с лицевыми счетами инспекция исправляет некорректную информацию и составляет акт сверки.
Сроки подачи на возврат переплаты
Налоговую переплату возвращают на протяжении 1 месяца со дня отправления в ИФНС правильно составленного заявления — в письменной или в электронной форме. Заявку подают на протяжении 3 лет со дня излишней платы по налогу.
Общий период возврата переплаты по налогу равен 4 месяцам. Этот срок рассмотрения отсчитывают с даты отправления в ИФНС декларации вместе с заявлением. Из этого периода 3 месяца проводят проверку и еще 1 месяц — возвращают налог.
На протяжении 30 дней после проведения камеральной проверки лишнюю переплату налога перечисляют на лицевой счет заявителя. Если в течение этого времени деньги не пришли, то в Личном кабинете (ЛК) налоговой гражданин оставляет жалобу на бездействие налоговиков, в которой указывают просьбу вернуть положенные по закону средства.
Внимание! Пропуск налогоплательщиком 3-летнего срока не означает, что он уже не может вернуть налоговую излишнюю плату на свой лицевой счет. В этом случае гражданин идет суд и по судебному решению получает нужную сумму денег (п. 22 постановление ВАС России от 28 февраля 2001 г. № 5).
При пропуске срока рассмотрения, который установлен в п. 7 ст. 78 НК РФ, заявитель обращается в судебный орган и подает иск о зачете или о возврате лишней переплаты. Также в суд идут на протяжении 3 лет после отказа ИФНС зачесть или вернуть эти средства. В судебный орган идут для защиты прав на получение лишней переплаты во время 3-летнего срока исковой давности (письмо Минфина России от 17 ноября 2017 г.)
Что делать при выявлении факта переплаты налога
Факт переплаты налога может быть выявлен самим налогоплательщиком, ИФНС либо совместно, в частности в рамках сверки.
Если переплату выявляет налоговый орган, его обязанность – в течение 10 рабочих дней письменно уведомить об этом налогоплательщика. Если переплата носит предположительный характер, то ИФНС вправе предложить организации или ИП провести сверку по расчетам с бюджетом. По итогам сверки определяется, есть или нет факт переплаты и какова сумма излишне уплаченного налога. После этого начинает действовать общий порядок возврата или зачета переплаченной суммы.
В ситуации обнаружения переплаты самим налогоплательщиком, его самая первая задача – понять, откуда она образовалась и каков ее размер. Здесь возможны различные ситуации, например, имела место ошибка в учете или при исчислении налога, была уплачена большая сумма, чем положено, или налоговая инспекция сделала доначисление, оно уплачено, но потом успешно оспорено. Формально причина переплаты не столь важна: если она есть – этого достаточно, чтобы появилось право на возврат суммы излишне уплаченного налога.
Но провести внутреннюю проверку все же стоит, чтобы для себя понять, как так вышло, устранить ошибки и больше их не допускать. Принципиально важен другой момент – точно определить сумму переплаты и установить, в каком порядке ее можно вернуть или зачесть. При наличии сомнений в том, есть ли переплата, в какой именно сумме, можно ли ее вернуть, как и в ситуации с выявлением факта переплаты ИФНС, разумно провести сверку с налоговым органом.