Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовая отчетность организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Годовые бухгалтерские отчеты представляют собой тип документов, отражающих финансовое состояние компании или индивидуального предпринимателя на конец отчетного года. Они являются основным источником сведений о результатах работы организации, которые впоследствии можно использовать для экономического анализа, выявления внутренних резервов, принятия управленческих решений относительно дальнейшей деятельности предприятия.
Состав и значение финансовых отчетов для предприятий
В процессе составления годовой бухгалтерской отчётности нужно придерживаться принятой учетной политики и полностью отражать все операции, проводимые за отчетный период. Предоставляемая информация помогает определить, отвечает ли работа организации законодательству, правильно ли распределяются средства (в том числе из бюджета), применяются ли трудовые и другие ресурсы согласно установленным нормам.
Финансовое положение компании определяется ее активами, обязательствами и величиной капитала. Чтобы грамотно отразить эти сведения, необходимо подготовить пакет документов, в состав которого входят:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- приложения к отчету.
В качестве приложений могут использоваться документы о движении средств, изменениях капитала, обязательных нормативах. Если организация относится к некоммерческим, то составление годовой отчётности предусматривает подготовку бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств. Как и в случае с коммерческими предприятиями, пакет дополняется соответствующими приложениями.
Пользователи финансовой отчетности
Пользователем бухгалтерской отчетности является любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Пользователи делятся на внешние и внутренние.
Внутренние пользователи — это лица, занятые в аппарате управления, собственники, менеджеры, которым необходима учетная информация для осуществления планирования, контроля и оценки деловых операций.
Внешние пользователи — сторонние потребители информации с прямым или косвенным финансовым интересом. Они подразделяются на следующие группы:
- лица, не работающие в организации, но прямо заинтересованные в успешной ее деятельности (акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели и др.);
- лица, непосредственно не принимающие участия в работе организации, но имеющие косвенный финансовый интерес — налоговая служба, органы государственной власти управления, различные финансовые институты и участники фондового рынка (страховые компании, биржи, дилеры, брокеры и др.);
- лица, не имеющие финансового интереса, кроме делового сотрудничества — аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж и др.
Принципы составления отчетности
При составлении финансовой отчетности обычно руководствуются следующими принципами.
Принцип объективности (objectivity principle). Финансовая отчётность должна отражать реальное состояние дел в компании.
Принцип учёта по начислению (accrual principle). Для учёта операций фиксируются не только транзакции, связанные с деньгами, но и бартер, продажи в кредит, обмен активами и др. Фиксируются все сделки, имеющие потенциальное денежное выражение, однако факт уплаты денег не обязателен.
Принцип соответствия (matching principle). Для учёта операций компании расходы будущих периодов должны быть капитализированы и переведены в издержки по мере получения экономического эффекта. Расходы, выгода от которых уже получена, а оплата будет произведена в будущем, должны быть признаны обязательствами.
Принцип консерватизма. Необходимо минимизировать риск включения в финансовую отчётность излишне оптимистичной информации. Она должна быть тщательно обоснована.
Принцип разумности. Нужно избегать излишней детализации учёта.
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
- Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
- Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
- Расчет зарплаты, учет денежных операций;
- Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
- Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).
Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности
За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации — в размере от 300 до 500 руб.
Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).
Для чего необходима бухгалтерская отчетность?
Бухгалтерские отчеты используют:
- во-первых, руководители предприятий – чтобы видеть полную и наглядную картину рентабельности производства, осуществленных хозяйственных операций, перемещения денежных средств и так далее;
- во-вторых, внутренние аудиторы и лица, заинтересованные в деятельности предприятия, например, акционеры – для того, чтобы оценить экономическое и финансовое положение предприятия, определиться, имеет ли смысл вкладывать в него средства или поддерживать сотрудничество и тому подобное;
- в-третьих, внешние аудиторы, не имеющие непосредственного интереса в деятельности предприятия, а также представители налоговых служб – как минимум раз в год руководство любого предприятия, а также индивидуальные предприниматели подают в налоговую службу бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Обычно полный пакет бухгалтерской отчетности готовят раз в год – для предоставления в налоговую службу, но рекомендуется не пренебрегать и промежуточной отчетностью – ежемесячной и ежеквартальной. Чем чаще составляются отчеты и перепроверяются данные, тем легче избежать ошибок и выявить недостоверные данные.
Требования по заполнению формы бухгалтерской отчетности
При заполнении формы отчетности следует учитывать следующие требования:
- одним из основных критериев оценки объективности документа является его достоверность и полнота предоставленных сведений. В документе должна быть предоставлена развернутая информация, которая должна давать точное представление об имущественном и финансовом положении организации;
- бухгалтерский документ должен содержать нейтральную информацию, исключающую одностороннее удовлетворение интересов одной из заинтересованных сторон;
- сведения, изложенные в бухгалтерском документе, должны быть подчинены принципу последовательности;
- отчетная документация должна содержать такую информацию, которую можно сопоставить с аналогичными данными за предшествующий период времени;
- сведения, представленные в отчете, должны отличаться целостностью. Это означает, что документация должна содержать информацию о хозяйственной деятельности не только самой организации, но и ее филиалов и представительств;
- при составлении документа должен быть соблюден отчетный период, который всегда совпадает с календарным. Отчетной датой будет последний день отчетного периода ( 31 декабря и другие последние дни каждого месяца);
- информация в документе должна быть изложена по существу, т.е. приветствуется соблюдение четкой сжатой формы с логичными абзацами;
- своевременность означает то, что любое проведенное действие сразу заносится в соответствующие документы;
- под непротиворечивостью понимается условие, что данные из первичных регистров должны соответствовать суммам отчета, получаемым в итоге;
- оформление документа должно быть произведено по установленным правилам. Информация должна быть предоставлена на русском языке, в валюте РФ, на документе должна быть подпись руководителя и бухгалтера, составлявшего отчет. Название отчета, период отчетности, наименование организации и ее данные – обязательные составляющие любого отчетного документа.
Отчет о финансовых результатах (ОФИ): общее представление
Являясь чрезвычайно принципиальной формой отчетности, ОФИ предоставляет пользователям надежные данные о финансовом состоянии фирмы. В нем также отражаются итоги работы фирмы за отчетный период. Он позволяет разрабатывать компании более многообещающую бизнес-стратегию либо принимать прочие необходимые финансовые решения.
Формируются данные бухгалтерской отчетности за год.
ОФИ так же, как и остальные формы бухгалтерского учета, в том числе, баланс, формируется за календарный год.
Окончание ОФИ производится на основании правил, продиктованных нормативными документами, которые регулируют его подготовку.
Информация вводится в форму в согласовании с ОКУД 0710002, которые были утверждены распоряжением Минфина от 06.04.2015 № 57н. Он регистрирует все сведения о доходах и расходах компании, показывает итог работы за год, дает возможность провести первоначальный сравнительный анализ для каждой строчки отчета, так как вместе с данными этого года в форме отражается информация за последний год.
Законодательство позволяет компаниям добавлять необходимые строчки, если это нужно, к примеру, по особенностям производства, но исключать уже имеющиеся из формы нереально.
Отчет должен быть выполнен на русском языке, единицы измерения — тысячи рублей без десятичных символов. Но большим организациям с огромным оборотом разрешено работать с единицами в миллионах рублей.
Отрицательные либо уменьшаемые значения строк в ОФИ помещаются в круглые скобки для удобства расчета. Основанием для заполнения ОФИ является информация, скопленная в балансе оборота для бухгалтерских счетов.
Сроки сдачи годовой отчетности
Статья 23 НК РФ говорит о том, что организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.
Если 31 марта попадает на субботу или воскресенье, то сдать отчетность можно в следующий за ними понедельник. В 2021 году этот день выпадает на пятницу, так что никакого переноса срока не будет.
Поскольку сдавать отчет можно разными способами, то встает вопрос, как именно будет считаться дата сдачи отчета:
- Если отчетность отправлена по почте ценным письмом с описью вложения — такой датой считается день ее почтового отправления. Он указывается на почтовом штемпеле, проставляемом работником почты на описи вложения.
- Если отчетность представлена лично — такой датой считается дата ее подачи. Эту дату налоговый работник должен указать на экземпляре отчетности или ее копии, которая остается у налогоплательщика. Дата ставится вместе с росписью сотрудника ИФНС, подтверждающей получение налоговым органом отчета от организации.
- Если отчетность представлена в электронном виде — датой отправки считается дата, указанная в подтверждении отправки, т.е. в электронном документе, сформированном оператором связи или налоговым органом.
ВАЖНО! Сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность (за квартал или месяц) в налоговую инспекцию не нужно.
Состав и порядок формирования финансовых отчетов организаций определяются потребностями заинтересованных пользователей. Исторически на свободном рынке капиталов разных стран доминировали определенные группы пользователей, что предопределило возникновение различии в системах бухгалтерского учета и отчетности этих стран. Указанные различия развивались и трансформировались в модели бухгалтерского учета, которые чаше всего классифицируют по территориальному признаку.
Основная идея англо-американской модели учета (основные представители — США, Англия, Нидерланды, страны Британского Содружества) — удовлетворение информационных запросов рынка капиталов, ориентированного на частных инвесторов. Вмешательство государственных органов в процессы регулирования и формирования методологии бухгалтерского учета минимально. Учетные регулятивы разрабатываются бухгалтерским сообществом стран и, как правило, носят рекомендательный характер. Бухгалтерский учет ориентирован на исчисление прибыли и детализацию ее использования. Главными пользователями информации финансовой отчетности выступают участники рынка ценных бумаг.
В странах, применяющих континентальную модель учета (большинство стран Европы и Япония, а также ряд южно-американских стран, таких, как Перу, Бразилия и др.) финансирование компаний в большей степени осуществляется не фондовыми рынками, а банковским сектором. В связи с тем, что банковская деятельность жестко контролируется государством, бухгалтерский учет в этих странах регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью. При этом ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учета. Учетная практика направлена, прежде всего, на удовлетворение требований правительства, в частности на решение задач налогообложения в соответствии с национальным макроэкономическим планом.
Отличительная особенность южно-американской модели учета (Аргентина, Чили, Уругвай и др.) — перманентные корректировки учетных данных на темпы инфляции. В целом же эта модель представляет собой некий симбиоз двух предыдущих моделей. Учет ориентирован на потребности государственных органов. В отчетности достаточно развернуто представлена информация, необходимая для реализации налоговой политики государства.
Основой исламской модели учета (страны исламского мира и африканского континента) являются соображения морали. В частности, запрещается получение финансовых дивидендов ради собственно дивидендов. Активы и обязательства оцениваются обычно по рыночным ценам.
Однако процессы глобализации, интернационализации экономических, политических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Создаются и успешно действуют транснациональные корпорации, имеющие предприятия в различных странах мира. Европейские страны формируют единое экономическое пространство. На территории этих стран введена единая валюта — евро. Эти и другие причины послужили предпосылками формирования системы учетной информации на международном уровне — Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). МФСО представляют собой систему правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, функционирующую на международном уровне. Они носят рекомендательный характер.
Начало работы над созданием МСФО относится к 1973 г., когда в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексику США, Франции и Японии был образован Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО). В 1984 г. Лондонская фондовая биржа рекомендовала всем иностранным корпорациям, котирующим свои ценные бумаги в Лондоне, придерживаться МСФО. В 1985 г. одна из крупнейших американских корпораций General Electrik составила отчетность не только по национальным принципам (GAAP)[1], но и в соответствии с МСФО.
Одно из приоритетных направлений деятельности КМСФО — разработка интерпретаций МСФО, в связи с чем в 1997 г. был образован Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) (Standing Interpretations Commitee, SIC). Основной задачей ПКИ стало рассмотрение спорных вопросов бухгалтерского учета.
Основные данные о работе
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
|
Тема |
|
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Регулирование бухгалтерского учета в разных странах имеет существенные различия. В одних странах (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных для исполнения, в других (США, Великобритания) большая часть стандартов носит рекомендательный характер.
Дело осложняется с выходом компании на международный рынок. Здесь необходимо руководствоваться и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных корпораций явилось одним из решающих факторов возникновения потребности гармонизации учета. Значительные расхождения в национальных правилах учета и составления отчетности оказывают существенное влияние на рынки международного капитала.
Следовательно, встает проблема гармонизации учета на международном уровне. Гармонизация учета ведется по разным направлениям: международным, региональным, национальным. Рассмотрим наиболее важное направление, которое ведет Международная федерация бухгалтеров (IFАС), основанная 7 октября 1977 г. 63 профессиональными бухгалтерскими организациями из 51 страны, в том числе из Австралии, Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Мексики, Голландии, Ирландии и США. В рамках данной структуры до апреля 2001 г. действовал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (далее – Комитет по МСФО), который в настоящее время преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности.
В настоящее время в IFАС входят 155 бухгалтерских организаций из 118 стран. С отчета за 2005 г. стали применяться 13 обновленных международных стандартов финансовой отчетности.
К концу 2006 г. Комитет по МСФО ввел в следующие стандарты (табл. 1.2).
Таблица 1.2.
Перечень международных стандартов финансовой отчетности.
Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т. е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.
В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.
Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленных задач был утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который были включены три условные группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.
В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004–2010 гг.
Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:
• недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992–2003 гг.;
• тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;
• административной реформой в России.
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Для достижения данной цели необходима активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):
• повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
• создание инфраструктуры применения МСФО;
• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.
В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.
Необходимость такого подхода вызвана потребностями российских внешних пользователей в данных бухгалтерской отчетности. Пришло время отдельные положения МСФО зафиксировать в соответствующих национальных нормативных актах – Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, относящихся к сфере регулирования бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что без юридических оснований применение МСФО – дело добровольное и не влечет за собой наказания за их неприменение.
В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.
Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.
Другим направлением государственной политики является совершенс��вование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFАС выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат). Среди них – обязательное получение дополнительного образования к имеющемуся высшему образованию, наличие стажа работы по специальности. Указанные требования соблюдает только Институт профессиональных бухгалтеров России, проводящий аттестацию с 1997 г. и постоянно повышающий требования к получению аттестата.
Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.
При наличии федерального органа исполнительной власти в области образования существенная роль в подготовке специалистов ХХI века должна принадлежать саморегулируемым профессиональным бухгалтерским и аудиторским организациям. В настоящее время они ведут целенаправленную работу по привлечению студентов в профессиональное сообщество путем реализации образовательных программ для студентов и проведения студенческих олимпиад разного уровня.
Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.
Глава 2. Бухгалтерский баланс.
Цель – определить значение, изучить принципы подготовки, нормативные требования к представлению информации в основной форме бухгалтерской (финансовой) отчетности – бухгалтерском балансе организации, познакомиться с видами и формами баланса в зависимости от целей представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В результате изучения главы 2 будут получены знания:
• о значении и функциях бухгалтерского баланса в современной экономике;
• о видах и формах бухгалтерских балансов;
• о взаимосвязи показателей баланса с другими формами отчетности;
• о возможных способах оценки активов, применяемых как в отечественной, так и в международной практике;
• о технике составления бухгалтерского баланса и порядке формирования данных по отдельным его статьям.