Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Диагностическая карта автомобиля — как получить для ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Техосмотр 2022 года проводится по новым правилам. Профессиональная поддержка юриста поможет разобраться, как правильно подготовиться к техосмотру в 2022 году и уточнить, какое наказание последует, если проигнорировать новые требования. Мораторий на техосмотр закончился, так что эта информация будет полезной для всех.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Изменения техосмотра автомобилей с 1 марта 2021
Техосмотр для легковых автомобилей перестал быть чисто символическим – это новое правило. Другими словами, вам все же придется приехать в пункт, где выполняется техосмотр, и пройти его от начала и до конца. Причем чтобы исключить возможность обмана, оператор ТО должен провести фотоотчет проделанной работы.
В принципе, достаточно сделать снимок того, какие манипуляции проводились вначале и в конце осмотра. Важно чтобы на каждом снимке был отлично виден гос.номер, геолокация и время выполнения съемки. Удалять эти фото нельзя. Они должны храниться, как минимум, пять лет с момента фиксации. Другими словами, пройтитехосмотр удаленно невозможно.
Следующее важное новшество 2022 года – вы больше не прикреплены к своему региону. Теперь можно пройти процедуру в ТО любого типа, не учитывая где зарегистрирована машина или её владелец. Но при посещении любого ТО, водитель должен продемонстрировать свой паспорт, а также авто-документы (можно использовать только один, а не везти целую папку). Важно, чтобы рассматриваемый документ мог идентифицировать транспорт. С этой задачей идеально справляется ПТС или СТС.
Прежде чем приступать к осмотру, оператор, который будет его проводить, должен провести подготовительную работу, заключающуюся в том, чтобы сверить все маркировки легкового автомобиля с документами. В частности, это касается вин-номера, рамы, кабины, кузова и т.п. Важно чтобы они совпадали, потому что в противном случае проходить дальнейший осмотр уже не имеет смысла.
Именно потому оператор вносит информацию об отклонении запроса. Также данные авто вносятся в единую систему. Информация об этой проблеме будет доступна страховой, потому с оформлением ОСАГО возникнет заминка. К тому же есть риск, что легковойавтомобиль окажется краденным. В таком случае владелец может получить серьезные проблемы, и даже уголовный риск.
Если же все хорошо и маркировка во всем совпала, тогда легковой автомобиль допустят к техосмотру и владелец может совершать оплату. Новое правило – даже если вы уже выполнили оплату можно не рассчитывать что оператор, который проводит осмотр техники, будет закрывать глаза на недостатки. Это просто плата за отметку в диагностической карте и работу, которую специалист должен проделать, чтобы её поставить. За ОСАГО и другие дополнительные процедуры придется платить отдельно. В том числе оплачивать ремонт, если будет найдена поломка.
Оплата услуги является обязательной, и если откажетесь её выполнить, об этом сообщат в соответствующие органы. Причем в некоторых случаях приходится несколько раз платить за один автомобиль. Новыеправилатехосмотраавтомобилей подразумевают, что если нужен повторный техосмотр, он также будет платным. В частности, если предыдущий нашел поломку, она была исправлена, и пришлось проходить повторный осмотр, чтобы подтвердить рассматриваемый факт. Правда, иногда можно рассчитывать на относительную скидку. Например, если успеете справиться в течение 20 дней и обратитесь к тому же оператору. Другое дело, если после исправления ошибки обращаетесь в другое ТО, и пользуетесь услугами другого оператора.
Что касается заполнения бумажного варианта диагностической карты, новое требование заключается в том, что в 2022 году этот процесс прохождения становится неактуальным. Бумажный вариант все ещё можно получить, но, как правило, только если сделать запрос у оператора после того, как успешно прошли осмотр. Просто так его не выдают, да в этом и нет смысла, поскольку страховая может получить информацию из базы ГИБДД, которая подключена к одной автоматизированной системе. Придя к ним, все что останется сделать – выполнить запрос. И больше никакой бумажной волокиты. Даже если у вас есть бумажный вариант, но система его не зафиксировала, бумажка точно ничем не поможет.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Можно ли в страховой делать техосмотр
Организация и проведение технического осмотра автотранспорта регламентированы нормами закона №170 ФЗ 2001 года, который наряду с другими требованиями предусматривает следующие:
- Диагностику разрешено проводить только аккредитованным операторам, располагающим технической базой для проверки автомобиля.
- Граждане и юридические лица вправе выбрать любого оператора, исходя из своих предпочтений (территориальности, цены услуги, графика работы).
- Услуга предоставляется по гражданскому договору между владельцем автотранспорта и оператором.
- Оператор несет, предусмотренную законом ответственность, за предоставление качественной услуги (проверки в полном объеме и выявление недостатков, влияющих на безопасность движения).
Порядок проведения ТО в страховой
Диагностическое исследование проводит специалист лицензированного технического центра, он же осматривает представленные документы владельца, автотранспорта. Проверка включает ревизию состояния обязательных принадлежностей, а также инструментальную диагностику работы узлов и механизмов:
- Наличие средств пожаротушения, их состояние, даты дозаправки, а также аварийного знака.
- Укомплектованность авто аптечки медицинскими препаратами.
- Наличие и состояние номеров агрегатов, государственных регистрационных знаков.
- Системы торможения.
- Подвески и системы рулевого управления.
- Приборов освещения и сигнализации.
- Прочность крепления навесного оборудования (зеркала, аварийные колёса и прочее).
- Соответствие нормам токсичности выхлопа двигателя.
- Уровень технических жидкостей.
Результаты осмотра записывают в диагностическую карту, второй экземпляр которой вручается водителю, информацию вносят в ЕАИСТО (единая база фиксации прохождения диагностики России).
Нужно ли оформлять диагностическую карту? Когда она необходима? На какие типы транспорта?
Диагностическая карта нужна всем транспортным средствам, участвующим в дорожном движении, за исключением:
- легковых автомобилей (категории B), мотоциклов, прицепов и полуприцепов, если их возраст – менее трех лет.
- прицепов и полуприцепов, чьи владельцы – физические лица, а грузоподъемность – не более 3,5 тонн.
Проходить техосмотр обязаны:
- легковые автомобили категории B старше 3 лет;
- мототранспортные средства;
- прицепы и полуприцепы;
- автомобили категории С;
- учебные автомобили;
- автомобили, оборудованные спецсигналами;
- такси;
- автобусы;
- грузовики для перевозки людей;
- автомобили для перевозки опасных грузов.
Порядок прохождения техосмотра
Проверка транспортных средств в ПТО существенно усложнилась. Причем не столько для автомобилистов, сколько для самих технических центров. С апреля 2020 г. каждый ПТО должен быть укомплектован современным оборудованием, включая хорошую фотокамеру и устройства, определяющие расположение ПТО сигналами глобальной навигационной спутниковой системы РФ, с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95γ.
При этом каждая диагностическая карта подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. Без ЦП документ нельзя загрузить в систему ЕАИСТО, равно как и без фотографий. Возможно, поэтому большинство ПТО регионов не готовы к проведению ТО по новым правилам. Тому свидетельство – длинные очереди машин у работающих пунктов техосмотра. Но эксперты отмечают рост числа аккредитованных центров.
Срок действия технической карты для ОСАГО
Диагностическая карта выдается владельцам легковых автомобилей на 1–2 года. Срок зависит от возраста ТС. Законом не предусмотрен период, в который автовладелец обязан застраховать машину. Например, собственник ТС прошел ТО, а затем улетел на 6 месяцев в командировку. По возвращении он может оформить ОСАГО по диагностической карте, которую получил полгода назад.
В таком случае, если купить полис на 12 месяцев, то через 6 месяцев придется пройти ТО. Ездить с действующим ОСАГО, но без действующего техосмотра, все равно что управлять незастрахованным автомобилем. В случае ДТП и признания водителя виновником страховая взыщет понесенные расходы в регрессном порядке через суд. Поэтому лучше сделать диагностическую карту для ОСАГО непосредственно перед оформлением полиса.
Что нужно для получения диагностической карты
Формально получить ДК можно одним способом – пройти техосмотр по всем правилам. Перед техосмотром водителю лучше найти все серьезные поломки, способные повлиять на работоспособность транспортного средства. Например, если лобовое стекло со стороны водителя имеет повреждения, то техосмотр автомобиль не пройдет. У водителя должны быть в наличии огнетушитель (с действующим сроком годности), аптечка с непросроченными препаратами, знак аварийной остановки.
Для прохождения ТО владельцу машины нужно иметь при себе свой паспорт и водительское удостоверение, свидетельство о государственной регистрации автомобиля, техпаспорт. Если собственник поручит пройти технический осмотр своему представителю, то на его имя должна быть выписана нотариально заверенная доверенность.
Можно ли оформить страховку без диагностической карты
Если владелец автомобиля не прошел ТО, то он все равно может оформить ОСАГО. В страховой компании ему выдадут временный полис, действующий в течение 20 дней. Его стоимость составляет приблизительно 20 % от цены обычной страховки. Такая страховка необходима водителю для транспортировки транспортного средства на СТО для техосмотра или в место, где она будет поставлена на учет. Если для прохождения техосмотра понадобится больше 20 дней, то временный полис придется переоформить.
Владельцам автомобилей, возраст которых не превышает 3 лет (с марта 2021 г. – 4 года), ОСАГО оформят без диагностической карты. Полис будет действовать в течение 1 года. Новые правила прохождения технического осмотра начнут действовать с марта 2021 г. Перенос вступления в силу закона, принятого Госдумой осенью 2019 г., обусловлен сложной ситуацией с пандемией коронавируса. До марта 2021 г. водители смогут оформлять ОСАГО без диагностических карт.
Когда нужна диагностическая карта для ОСАГО?
Оформлять полис ОСАГО без диагностики не имеет смысла, так как в случае ДТП, без наличия бланка денежные средства страховой компанией не выделяются. Напротив, карта на руках и договор со страховой компанией гарантируют получение страховой помощи.
При смене хозяина машины карта не заканчивает действие, а передается до окончания срока новому владельцу, который будет на свое имя будет оформлять договор ОСАГО.
Диагностическая карта нужна, если:
- Транспортное средство новое (с момента выпуска прошло 3 года и официальный ТО не проводился ни разу).
- Требуется продление полиса ОСАГО.
- При выезде в другое государство необходим допуска к эксплуатации авто.
Карта диагностики состоит из 65 графических табличных пунктов, собирающих техническую информацию о транспорте для единой базы информации для авто по РФ. Благодаря ТО устраняются недостатки и определяется эксплуатационная пригодность машины.
Оформляют бланк письменно, а также в электронном формате с внесением в базу ЕАИСТО. При 1 варианте составляют 2 экземпляра: для владельца и технического эксперта (он хранит его ровно 3 года).
Во 2 варианте распечатывают один бланк, который передают водителю. Электронная форма предпочтительнее, так как бланк легко восстановить при нечаянной порче либо потере.
Чтобы оформить диагностическую карту требуется соблюдение определенных нюансов.
Автовладельцу нужно:
- Обратиться к автодилеру с просьбой о проведении осмотра.
- Заполнить соответствующее заявление.
- Предоставить необходимый документационный пакет.
- Отправить в бокс транспортное средство.
- Дождаться вывода автомобильного эксперта.
- Получить карту на руки при отсутствии недостатков к эксплуатационным характеристикам.
При выявленных неисправностях транспорт передают собственнику для их устранения в течение 20 дней. Затем процедуру повторяют, и при положительном результате и наличии бланка диагностики заключают страховой договор.
Лицензированные организации вправе продавать страховку ОСАГО онлайн в бесперебойном режиме.
Компания не имеет права отказать лицу в оформлении страхования, так как это грозит административным штрафом до 300 000 рублей и возможным лишением лицензии (КоАП).
Этапы заполнения страховки включают в себя:
- проведение диагностики и получение карты;
- создание записи в информационных базах и подготовка нужного документационного пакета;
- подписание бумаг сторонами договора.
Чтобы получить полис, имея на руках бланк карты, нужно:
- Выбрать подходящую страховую компанию и зайти на ее официальную страницу.
- Зарегистрироваться и организовать личный кабинет.
- Пройти по всем необходимым ссылкам.
- Продлить старую страховку или затребовать новую.
- При наличии старого полиса, информация о владельце сохранится в базе компании. Лицо вводит номер прошлого или заканчивающегося договора, и паспортные данные. После тщательной проверки, клиент проведет оплату банковской картой, через терминал, кошельками онлайн.
- С момента проведения денежной операции (оплаты) страховка ОСАГО становится действующей с нового дня. На личную электронную почту (через 30 минут – 3 часа) придет страховой полис, который можно будет потом распечатать.
- Такой же бланк присутствует в личном кабинете.
Юридические тонкости ДК
Перед выдачей ДК проводится техосмотр автомобиля на соответствие требованиям безопасности. При наличии недопустимого повреждения эксплуатировать автомобиль запрещается. Только специалист, прошедший специальную подготовку, вправе проводить обследование основных узлов. Диагностика считается частью технического осмотра. Согласно Федеральному закону от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ, его могут проводить только аккредитованные в Российском союзе страховщиков (РСА) лица или индивидуальные предприниматели.
Для проведения процедуры необходимы специальные инструменты и измерительные приборы. Именно поэтому создаются пункты технического осмотра, оснащенные всем необходимым для проверки автомобиля и выдачи диагностической карты. Сегодня пройти процедуру можно в любой точке нашей страны, независимо от региона, в котором зарегистрирован автомобиль.
Юридически, согласно закону, для получения диагностической карты владелец транспортного средства должен предоставить специалисту сам автомобиль, а также документы: паспорт гражданина России и паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации в ГИБДД. Если при осмотре авто выясняется, что параметр не соответствует норме, то делается вывод о невозможности использования машины. В этом случае вам нужно будет повторить процесс. Если владельцу транспортного средства удастся устранить неисправность в течение 20 дней, эксперт имеет право больше не проверять остальные компоненты. Будет исследовать только тот, в котором была обнаружена проблема.
Вся информация о состоянии автомобиля заносится в базу ГИБДД ЕАИСТО. Это база данных, в которой хранится информация для проверки. Все легальные технические центры имеют доступ к этому ресурсу. Только правильно оформленная карта будет считаться действительной. С 1 марта 2021 года автомобиль необходимо фотографировать перед техосмотром и после проведения, с указанием GPS координат. Без фотографий диагностическая карта не будет заверена инспектором ГИБДД электронной цифровой подписью и будет аннулирована.
Диагностическая карта онлайн законно ли это? Нет, без фактического осмотра транспортного средства на наличие неисправностей, карта не действительна. За такое оформление предусмотрена уголовная и административная ответственность. Отвечать будут и водитель и выдавший диагностическая карту через интернет.
Как оформить диагностическую карту легально?
Как оформить диагностическую карту? Для получения этого документа необходимо успешно пройти технический осмотр. Сегодня процедуру проводят авторизованные центры – операторы технического осмотра, аккредитованные в РСА. На официальном сайте Союза страховщиков России есть список точек и карта их расположения, по которой легко найти ближайшую к месту проживания. До 2012 года этим вопросом занимались сотрудники ГИБДД. Сейчас они только удаленно проверяют фото авто и саму карту, после чего заверяют своей электронной подписью.
Очень важно! Если у компании нет действующей лицензии, выданная ею диагностическая карта не имеет юридической силы и соответственно не будет внесена в базу ГИБДД.
Для завершения процедуры необходимо прибыть в выбранный техцентр после подготовки автомобиля и документов и пройти проверку.
Проверят тормозная система, двигатель, рулевое управление, замки и окна, присутствие аптечки и огнетушителя и их сроками хранения, возможные изменения конструкции автомобиля, фары, ремни безопасности, соответствие номеров агрегатов с документами и другое.
Стоимость диагностической карты зависит от типа автомобиля и региона РФ. В среднем около 1000 руб. При отсутствии неисправностей вы можете получить документ в течение получаса с момента начала техосмотра.
Купить диагностическую карту для ОСАГО без осмотра 2022 онлайн
Сначала разберемся с основными понятиями. Диагностическая карта — один из важнейших документов каждого автолюбителя. Она подтверждает, что автомобиль прошел процедуру технического осмотра. Закон предписывает каждому автовладельцу своевременно направлять свой автомобиль на ТО. Выдать диагностическую карту имеют право специализированные сервисные центры или частные пункты техосмотра, прошедшие аккредитацию. Некоторые компании предлагают купить диагностическую карту для ОСАГО без осмотра 2022 онлайн.
Хотя наличие этого документа не проверяют сотрудники ГИБДД, он необходим для заключения договора автогражданского страхования. Без действительной диагностической карты страховщик попросту откажет вам. Исключением являются полисы для автомобилей, срок эксплуатации которых составляет менее трех лет. В случае, если вы попадете в ДТП, отсутствие диагностической карты также станет серьезной проблемой.