Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:
- Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
- Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
- Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
- Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
- Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
- Оплата жилья и коммунальных услуг.
- Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
- Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
- Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
- Помощь в получении образования и устройстве на работу.
- Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
- Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
- Психологическая поддержка.
Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:
- Оказание экстренной доврачебной помощи.
- Наблюдение за состоянием здоровья.
- Выполнение некоторых медицинских процедур.
- Кормление.
Система долговременного ухода будет способствовать изменению самого механизма социального обслуживания. Как сообщили ТАСС в пресс-службе администрации Костромской области, главная особенность новой системы — так называемый «выявительный принцип». «Если раньше социальные и медицинские услуги пожилым и инвалидам предоставлялись по обращениям и заявлениям граждан, то теперь сотрудники социальных служб сами определяют необходимость в той или иной помощи», — подчеркнули в областной администрации.
К примеру, при посещении на дому специалисты стали оценивать способность человека к самообслуживанию, определять, какие именно социальные услуги ему нужны. Таким образом, в пилотных регионах пожилых граждан смогли разделить на несколько категорий в зависимости от функциональных нарушений и нуждаемости в услугах.
В регионах России открываются гериатрические кабинеты в поликлиниках, куда можно обратиться с вопросом о профилактике и лечении болезней старческого возраста. Для пожилых проводятся бесплатные медицинские обследования. К примеру, в Костромской области выявляют старческую астению — патологию, характеризующуюся снижением физической и функциональной активности. Небольшой тест из семи вопросов позволяет врачу-гериатру составить для пожилого человека индивидуальную программу, чтобы он оставался здоровым и активным как можно дольше.
В Новгородской области за год реализации пилотного проекта организовали офтальмологическое обследование для почти тысячи человек, которые живут в домах-интернатах. После обследования людям купили необходимые медикаменты, очки, некоторым провели операции по коррекции зрения.
Масштабирование опыта
С 2019 года мероприятие по созданию системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами вошло в федеральный проект национального проекта «Демография». В этом году решать задачу будут уже 12 регионов: Республики Мордовия и Татарстан, Камчатский и Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская, Тульская области и Москва. К окончанию нацпроекта, к концу 2024 года, система будет создана во всех субъектах РФ. В общей сложности на внедрение системы долговременного ухода в России на ближайшие шесть лет предусмотрено 10,7 млрд рублей из федерального бюджета.
«Система долговременного ухода, которая сейчас начинает выстраиваться в регионах, должна поддержать каждого человека, который или из-за болезни, или из-за возраста нуждается в долговременном уходе. Речь идет именно о полноценной жизни людей, возможности даже при наличии разных степеней зависимости от посторонней помощи максимально сохранять и реализовывать свои социальные функции. Принципиально важно, чтобы уход, реабилитация, социализация позволяли человеку оставаться полноценным членом общества, поддерживать качество жизни», — сказала ТАСС директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.
По ее словам, человек может жить в социальном учреждении — доме-интернате, психоневрологическом интернате, в отделениях сестринского ухода, может жить у себя дома или в сопровождаемом проживании. Это не должно приводить к разнице в условиях жизни. Кроме того, система должна поддержать и семьи, близких, которые берут на себя основную часть заботы и ухода, считает Олескина.
«Дома престарелых должны перестать быть закрытыми учреждениями с устаревшими подходами к уходу и организации жизни в них, с недостаточным количеством персонала, не имеющего к тому же достаточных компетенций, и инфраструктурой, не позволяющей обеспечивать людям комфортную жизнь», — заключила директор фонда.
Ведущими условиями, соблюдение которых гарантирует получение социального пенсиона, являются:
- Принадлежность к категории «нетрудоспособный гражданин»; Постоянное пребывание на территории страны.
Подтверждение нетрудоспособности осуществляется путём проведения медикосоциальной экспертизы в аккредитованных под эту деятельность медицинских организациях по отдельному графику.
Поскольку в результате реабилитационных процедур возможно улучшение состояния, то необходимо прохождение повторного обследования до присвоения бессрочного статуса:
-
Гражданам 1 группы – раз в два года; Дети – в зависимости от заболевания:
- ежегодно;
- раз в два года; o при достижении совершеннолетия; Все остальные – в ежегодном режиме.
Трудовая (страховая) пенсия
Ее выплачивают только гражданам, у которых присутствует трудовой стаж. При этом неважно, какой срок инвалид формально работал: стаж может составлять даже 1-2 дня. Получающему такую выплату пенсионеру разрешается и дальше появляться на рабочем месте, если заболевание позволяет. Причина присвоения группы не оказывает влияния на выдаваемое пособие.
Чтобы инвалиду начислили страховое обеспечение, ему потребуется предъявить:
1. Справку об имеющейся группе; 2. Рукописную заявку;
3. Трудовую книжку.
Вычисляется по формуле:
ПК : (ДхК) + Б = СП
Где:
- ПК – пенсионный капитал, накопившийся у недееспособного лица во время работы. За основу берутся накопления на дату оформления заявки;
- Д – планируемая продолжительность дожития, показывающая, в течение какого времени инвалиду будет платиться пенсия. Определяется со дня одобрения пенсии до планируемого назначения льгот по возрасту. В 2020 году максимальная продолжительность дожития установлена в 228 месяцев, то есть 19 лет;
- К – коэффициент рабочего стажа. Представляет собой страховой стаж бывшего работника, разделенный на ставку 180 для мужской половины и 160 для женской. Эти цифры показывают полный срок трудоспособности до наступления дотации по старости. Например, у мужчин это 42 года (с 18 до 60 лет), что и совпадает со 180-ю месяцами. Для граждан, ставших недееспособными с 18 до 19 лет, без подсчетов устанавливается страховой стаж в 12 месяцев. Тем, к кому инвалидность пришла позднее, добавляется по 4 месяца стажа по каждому дальнейшему году;
- Б – базовая пенсионная ставка, устанавливаемая ежегодно для всех типов инвалидности. Представляет собой самую меньшую сумму, доступную для получения недееспособным лицом.
Срочная социальная поддержка позволяет протянуть руку помощи тем, кто остро в ней нуждается. Разово можно получить следующее:
-
бесплатное горячее питание или продуктовые наборы;
-
одежду, обувь и другие предметы первой необходимости;
-
материальную помощь;
-
временное жилое помещение;
-
юридическую помощь;
-
экстренную медико-психологическую помощь;
-
другие социальные услуги.
Консультативная помощь оказывается, чтобы ослабить социальную напряжённость, способствовать адаптации в обществе, поддержать психологически и вдохновить на поиск решения своих проблем. Она подразумевает выполнение следующих задач:
-
выявление людей, которые нуждаются в такой помощи;
-
профилактика социально-психологических отклонений;
-
работа с семьями, где есть инвалиды, организация их досуга;
-
обучение, трудоустройство инвалидов;
-
взаимодействие государственных учреждений и общественных объединений;
-
правовая помощь.
Чем платные пансионаты для пожилых инвалидов лучше государственных
Квалифицированный уход за пожилыми людьми предлагается и в частных пансионатах. Современный пансионат больше напоминает загородную гостиницу, в которой оказываются медицинские услуги. Как правило, заведения располагаются в тихих местах, которые находятся не слишком далеко от центра города, чтобы членам семьи было удобно посещать престарелого родственника.
Частный пансионат — не только то место, где престарелые люди проживают и получают уход. Такие заведения оснащены специальным оборудованием для больных с ограниченными возможностями. Кроме того, престарелые, попадая в пансионат, забывают о своём одиночестве. Здесь они могут общаться, развлекаться, участвовать в концертах, пикниках, музыкальных вечерах, мастер-классах, заниматься творчеством.
1.3.1 Социальное обслуживание на дому
Социальное обслуживание на дому Федеральный Закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Российской Федерации” от 2.08.1995 г. № 122 является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
Противопоказаниям к принятию на обслуживание являются: психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, а также иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
На основании документов, представленных гражданами или их законными представителями (заявления, медицинского заключения, справки о доходах), а также акта материально-бытового обследования Комиссия по оценке нуждаемости в социальном обслуживании выносит решение о принятии на обслуживание.
Пригласить социального работника на дом имеют право следующие категории лиц:
- Граждане пенсионного возраста (женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет).
- Люди с ограниченными возможностями (инвалиды всех трех групп).
- Люди, являющиеся временно нетрудоспособными и не имеющие помощников.
- Граждане, попавшие в сложное положение из-за алкогольной или наркотической зависимости члена семьи.
- Некоторые другие категории лиц, например, сироты без места проживания.
Услуги социального обслуживания на дому могут быть оказаны бесплатно, на условиях частичной оплаты или за оплату в полном объеме.
Оплата социальных услуг | Категории получателей |
Бесплатно | Инвалиды ВОВ, ветераны войны, супруги и вдовы участников боевых действий, бывшие узники концлагерей, бывшие жители блокадного Ленинграда, Герои СССР и РФ, Герои социалистического труда.
Инвалиды и пенсионеры, не относящиеся к особым категориям граждан (федеральным льготникам), но имеющие доход ниже 1,5 размера регионального прожиточного минимума. |
Частичная оплата | Граждане, не являющиеся инвалидами и пенсионерами, но нуждающиеся в помощи социального работника и имеющие доход ниже 1,5 размеров регионального ПМ (размер скидки зависит от социального статуса). |
Полная стоимость | Во всех остальных случаях. |
Надомный вид обслуживания
Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.
Надомное обслуживание заключается в:
- организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
- помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
- помощи в приготовлении пищи;
- сдачи белья в химчистку;
- сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
- поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
- помощи в получении услуг юриста;
- помощи в организации похорон.
Важно! Для подачи заявления на получение социальных услуг на дому необходимо обратиться в региональное отделение органов социальной защиты населения.
Прежде чем заявка на получение помощи будет одобрена, сотрудники социальной службы должны проверить документы, чтобы оценить степень нуждаемости гражданина в получении помощи социального работника (поскольку желающих достаточно много, а ресурсов обычно недостаточно), проверить условия проживания обратившегося человека. Законом предусмотрены следующие случаи, когда в социальном обслуживании заявителю могут отказать:
- Если имеются противопоказания к социальной помощи. Здесь имеется в виду наличие факторов, которые могли бы поставить под угрозу жизнь и здоровье социального работника:
- наличие тяжелых психических отклонений,
- наркотическая зависимость,
- алкогольная зависимость,
- прием психотропных препаратов,
- наличие карантинных болезней,
- наличие тяжелых инфекционных патологий;
- наличие открытой формы туберкулеза;
- наличие любых заболеваний, требующих специализированного лечения.
- Обращение заявителя в УСЗН в нетрезвом или неадекватном состоянии.
- Высокая занятость организации, отсутствие свободных социальных работников.
- Заявитель является лицом без определенного места жительства.
Комплексный центр социального обслуживания инвалидов и пожилых представляет собой учреждение, в котором оказывается разносторонняя помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Профильной деятельностью центра является:
- поиск через общественные организации и государственные учреждения людей, нуждающихся в помощи;
- определение востребованных видов социального обслуживания;
- учет лиц с ограниченными возможностями и пожилых людей;
- оказание услуг – разово или на постоянной основе;
- создание и продвижение новых форм социальной поддержки населения;
- привлечение государственных и коммерческих организаций для оказания дополнительной помощи и финансирования.
Вышеприведенный набор по своей форме является программой, по которой правительство осуществляет помощь отдельным гражданам, которые из-за возраста или по состоянию здоровья не могут сами за собой ухаживать или у них нет возможности себя обеспечивать.
Таким образом, на основании статьи 39 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России обладает гарантией в получении ряда соц. услуг, если у него имеется группа инвалидности или сложились такие обстоятельства, при которых лицо утратило возможность в обеспечении себя как физически, так и финансово.
Важно! Также в законах указано, что некоторые лица, в т.ч. и инвалиды, обладают правом на соц. услуги, которые могут содержать в себе поддержку на постоянной, непостоянной или одноразовой основе, которая направлена на повышение жизненных условий или улучшение быта.
Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.
Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.
В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:
№ п/п. | Проблема системы социального обслуживания | Причина возникновения проблемы |
1 | Недостаточное финансирование |
|
2 | Плохо развития нормативно-правовая база | Недостаток унификации документации на законодательном уровне. |
3 | Недостаток профессиональных кадров |
|
4 | Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) | Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания. |
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, социальное обслуживание производится сотрудниками социальных служб с соблюдением следующих принципов:
- Уважение прав гражданина, достоинства личности, недопущение унижений.
- Конфиденциальность.
- Добровольный характер.
- Сбережение привычной благоприятной среды проживания.
- Адресное предоставление помощи.
- Равный и свободный доступ лиц к социальному обслуживанию без принятия во внимание религиозных убеждений, пола, возраста, расы, языка, национальности и т.д.
- Достаточное количество социальных работников (находящихся в регионе проживания получателя услуг), информационных ресурсов, финансовых и материально-технических ресурсов.
Законодательные разъяснения, что такое соцзащита
Правовое регулирование социальной защиты инвалидов определяется рядом законодательных актов, которые прежде всего построены на общих принципах Конвенции по правам человека. В связи с чем, законодательная база стран постсоветского пространства в таких вопросах, как социально-правовая защита имеет общее направление.
В РФ действуют следующие нормативы, регулирующие положение людей с инвалидностью:
- Обеспечение социальной направленности гарантировано статьёй 39 Конституции РФ.
- ФЗ №181 регулирует меры предоставления соцзащиты недееспособному населению.
- Нововведения в современную политику в отношении к неполноценным людям закреплены в ФЗ 419.
- Раздел посвящённый правам и гарантиям для ограниченного по здоровью человека существует в ТК.
- Пенсионное обеспечение прописано в ФЗ №166 и №173.
Человек, который по своему состоянию здоровья оформил статус инвалида на основании перечисленных нормативов, наряду с равными правами в отношении других граждан, имеет ряд привилегий от государства, которые направлены на преодоление барьера в жизни особенных людей и адаптации их к социуму.