Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими правами обладают собственники жилья, подлежащего сносу?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важно! Чтобы признать квартиру непригодной для дальнейшего проживания, собственнику ветхого жилья необходимо написать заявление в межведомственную комиссию по месту регистрации. Такое право имеет только владелец квартиры (дома).
Какие документы нужны для переселения
По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:
- заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
- заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
- заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Расчет стоимости ветхого жилья
Как мы уже знаем, программа переселения из ветхого жилья после 2023 года предусматривает (по желанию собственника) денежную компенсацию, срок выплаты которой назначается в индивидуальном порядке по согласию сторон.
Выкупная цена квартиры, попавшей под снос, а также ветхого и аварийного жилья, исчисляется с учетом нескольких факторов:
- стоимость выкупаемого помещения с учетом степени износа;
- издержки владельца квартиры, связанные с процессом;
- затраты на переезд и поиск нового жилья с целью его предстоящего оформления;
- расходы собственника при досрочном прекращении обязательств с учетом необходимости возмещения потерянной выгоды.
Важно! Хотя переселение из аварийного жилья будет продлено после 2023 года по всей территории страны, каждый регион продвигается к поставленным целям в своем темпе, кто-то – опережая график, кто-то – несколько отставая от изначально установленных дат.
Найти полный список адресов объектов, которые участвуют в программе и узнать, когда именно по графику наступит ваша очередь, можно на официальном сайте своего региона или на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Очередь на отселение формируется по нескольким принципам:
- дата признания объекта не пригодным для проживания;
- состояние дома (в приоритете дома, в которых есть угроза обрушения).
Есть возможность ускорить процесс отселения вашего дома. В ходе реализации программы переселения граждан из здания, непригодного для проживания, доступны несколько источников финансирования на возведение новых квартирных объектов либо ремонт имеющихся. Это могут быть денежные средства, которые перечисляют:
- бюджеты всех уровней;
- кредитные организации;
- причастные инвесторы;
- сами жильцы аварийного дома.
Для признания жилого помещения ветхим или аварийным собственником, нанимателем или уполномоченным органом подаются следующие документы:
- заявление;
- паспорт заявителя;
- копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
- заключение комиссии об обследовании дома;
- заключение органов государственного надзора (при необходимости);
- заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
- фотографии (при необходимости);
- жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
- другие обосновывающие документы.
Информация о муниципальной программе переселения граждан из аварийного жилого фонда
Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 30.12.2020 № 1206 «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории городского округа «Город Калининград» утвержден перечень многоквартирных аварийных домов, признанных аварийными и подлежащих расселению и перечень муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих расселению в 2021-2025гг.
Адрес многоквартирного дома
ул. Маршала Борзова, д. 27-37
мкр. Прибрежный, ул. Заводская, д.1
ул. Муромская, д. 12-14
мкр. Прибрежный, ул. Заводская, д. 16
Перечень домов, планируемых к расселению до конца 2021 года
Информация о региональной программе переселения граждан из аварийного жилого фонда
Постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 № 1026 (в редакции от 29.12.2020 № 994) утверждены программные мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 (далее – региональная программа), устанавливающие механизмы финансирования мероприятий по переселению, порядок формирования очередности переселения и реализации прав граждан, а также адресный перечень аварийных домов, подлежащих расселению в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем» в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», включенного в национальный проект «Жилье и городская среда».
Программа Переселения Из Ветхого И Аварийного Жилья 2021 2021 Самара
При выделении квартир действуют правила о равнозначности и равноценности жилья. Это означает, что новые квартиры должны отвечать социальной норме (не менее 18 кв. м на члена семьи, однако с 2019 года государство гарантирует выделение жилье по принципу «метр в метр»), быть благоустроенными, находиться в том же районе или населенном пункте. Учитываются и иные факторы, связанные с транспортной доступностью, наличием инфраструктуры для детей и т. д.
В большинстве регионов программа оказалась не выполнена. Поэтому и ожидалось оглашение решения о принятии новой программы. Moscow-Live.
ru Идея сноса по всей России ветхих жилых домов (или по-канцелярски — «домов первого периода индустриального домостроения») обсуждалась еще в начале марта на совещании у помощника президента России Игоря Левитина и тогда получила принципиальное одобрение.
Там согласились с тем, что московская программа может быть распространена и на другие регионы.
Глава государства также потребовал от чиновников повышать качество госуслуг и расширить участие в проведении независимой оценки качества социальных услуг ОНФ, «социально ориентированных НКО» и общественных палат.
Заявление Путина прозвучало в четверг на совместном заседании Госсовета и комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны, сообщает «Интерфакс».
- План жилого помещения.
- Копия правоустанавливающих документов, которые должны быть только нотариально заверены.
- Технический паспорт объекта.
- Заключении организации о состоянии объекта.
- Письменные жалобы жильцов.
Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.
Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.
Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.
Что мешает – наша главная трудность
Случаются, конечно, ситуации, когда реализации какой-либо большой идеи мешает несогласованность работы государственных структур высшего звена. Но надо отдать должное и Правительству России, и Государственной Думе, и Президенту страны, и его аппарату, что на этом уровне Программа переселения встречает самую активную поддержку.
Таким образом, и получается, что все трудности в реализации, все несогласованности и огрехи лежат на совести федеральных органов власти в субъектах федерации.
Самое главное – в стране не хватает по-настоящему талантливых управленцев, губернаторов, мэров городов, способных правильно спланировать всю работу, вычленить в ней главное, правильно собрать ресурсы и направить их на выполнение единой задачи.
Проблема заключается ещё и в том, что за 15 лет так чётко и не было определено, что же понимается под ветхим жильём. Теоретически оно таковое, если:
- изношено 70% несущих конструкций – а пойди, определи, эта балка изношена на 65 или 72%;
- у здания деформировались фундамент или стены;
- здание попало в зону затопления или схода лавины;
- несущая способность была снижена пожаром, взрывом или землетрясением.
По закону полагается даже компенсация, если тебя из ветхого жилья переселили, а новое по площади оказалось меньше – в этой ситуации законодательство даже предусматривает компенсацию.
Эта компенсация должна выплачиваться повсеместно, так как не допускается по Программе переселение в помещения большей площади. Вот только заключение о необходимости компенсации должна делать специальная комиссия муниципального образования.
Конечно, споров при переселениях подобного рода не избежать. Вот когда на всю мощь и должна заработать судебная система страны.
Программа действует только на жильё, официально признанное ветхим или аварийным, и внесённое в список на будущую проверку. Только затем:
- Создаётся комиссия по оценке состояния здания.
- Комиссия выносит своё заключение.
- Если объект предлагается к сносу, он ставится в очередь на эту операцию.
- Муниципалитет предоставляет жильцам новые квартиры.
- Жильцы переезжают.
- Дом сносится.
На каждом из этих этапов так основательно работают судебные органы, получающие и разбирающие всевозможные жалобы и заявления, что не стоит удивляться тывинским четырём процентам.
Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда
В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.
Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.
Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.
Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]
В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]
Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]
Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.
В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.
Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс. м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек. В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]
При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам. По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.
Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ. Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска. В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.
По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.
Порядок переселения жильцов из аварийного и ветхого жилья в 2020 году
Многих собственников квартир возмутили введенные изменения, но они являются следствием того, что появилось много мошеннических схем, на основании которых люди приобретают аварийную недвижимость, потом получают новое жилье, которое далее продается ими по более высокой стоимости, поэтому плата за новую жилплощадь представлена мерами борьбы с незаконными действиями.
- каждый регион самостоятельно разрабатывает индивидуальную программу, на основании которой осуществляется переселение людей из ветхих и аварийных строений;
- рассчитаны программы на 3 года;
- реконструкция будет осуществляться в 2020 году только под контролем ЖКХ;
- назначаются дома, из которых надо переселять людей, только после проведения оценки специальными комиссиями;
- ранее владельцы квартир получали новое жилье бесплатно, после чего оно оформлялось им в собственность, но теперь они должны вносить плату за новую жилплощадь, но при этом могут выбрать район, где им будет выделена жилплощадь;
- для нанимателей жилья условия остаются прежними, поэтому они получают новое помещение, равное по квадратуре старому;
- новые квартиры должны соответствовать многочисленным требованиям, поэтому они обязаны быть комфортными и надежными, а также должны присутствовать многочисленные необходимые коммуникации;
- запрещается законодательством уменьшать квадратуру выдаваемой недвижимости, но при этом размер ее может быть увеличен, если заранее граждане смогут встать на учет в качестве нуждающихся в получении нового жилья на основании нормы на человека;
- если граждан не устраивают условия, предлагаемые муниципальными властями, то они могут обратиться в суд, но обычно такие дела являются проигрышными;
- если отказываются люди переселяться из аварийного дома, то муниципалитет сам обращается в суд, по решению которого выселение происходит принудительно.
Ликвидация аварийного жилья
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда — одна из приоритетных задач Минстроя России. До 1 сентября 2020 года, согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров аварийного жилья. На этой площади сейчас проживает 777 тысяч человек.
6 мая 2014 года утвержден обновленный Комплекс мер по ликвидации аварийного жилфонда. Для каждого субъекта Российской Федерации утверждены четкие показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению. Создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения — начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд ЖКХ и завершая фактическим переселением.
Также перед Минстроем стоит задача создания новых механизмов переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года.
Переселение граждан из аварийного жилья
Реестр подрядных организаций, нарушающих сроки выполнения муниципальных контрактов, заключенных в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья
Реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда
Проекты нормативных актов по новым механизмам расселения аварийного жилья
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Смотреть
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Смотреть
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)» Смотреть
Проект поправок к проекту федерального закона № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд), внесенному Правительством Российской Федерации» Смотреть
Проект методических рекомендаций по формированию программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда
План-график реализации программы переселения Смотреть
Предложения о выбранных способах реализации программы переселения Смотреть
Рекомендуемые требования к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Смотреть
Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2020 года Смотреть
Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2020 года Смотреть
Что получают жители аварийных домов
В рамках расселения аварийного жилья жители чаще всего получают квартиры в новостройках. Но есть достаточно много разных особенностей, которые следует учитывать.
Прежде всего, стоит разграничить тех, кто проживает в аварийном жилье на основании договора социального найма (то есть, жилье муниципальное) и тех, кто имеет оформленное право собственности на это жилье.
При расселении аварийного дома проживающие по договору социального найма получают «другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма», как регламентируется статьей 86 Жилищного кодекса РФ.
Где в 2019 году взять кредит в 18 лет?
Другое жилье по договору социального найма может быть предоставлено из имеющегося у города в собственности (например, если освободится другая квартира, подходящая по параметрам). Однако на практике всех обычно заселяют на равных условиях в дом для «переселенцев».
Подбирается квартира аналогичной площади, при этом она должна соответствовать социальным нормам по площади (определяется местными органами власти). Что касается расположения, то другое жилье должно находиться в том же регионе.
В случае, если квартира в аварийном доме была приватизирована или куплена в собственность, то есть два варианта:
- собственнику предоставляют равноценное жилье. Равноценным оно должно быть как по общей площади, так и по количеству комнат. На практике точно такую же квартиру подобрать невозможно, поэтому новое жилье обычно площадью чуть больше прежнего;
- собственник получает выкупную стоимость. Если подобрать равноценное жилье не удается или оно не устраивает собственника, он получает денежный эквивалент жилья. Это сумма рыночной стоимости жилья, стоимости переезда и оформления документов, упущенная выгода и невыполненный капитальный ремонт.
В некоторых случаях собственника не устраивает выкупная цена (не секрет, что для квартир из ветхих домов рыночная стоимость не очень высока). Тогда собственник вправе обсудить вопрос с местной властью или подать в суд, который определит справедливую выкупную цену.
В любом случае жители аварийных и ветхих домов не остаются без денег и без жилья (за исключением тех, кто проживал в доме без любых документов). Государство предоставит или деньги, или новое жилье.
Для этого нового жилья должны соблюдаться определенные условия:
- соответствие всем необходимым нормам – санитарным, противопожарным, и иным;
- расположение в черте города и наличие как минимум тех удобств, которые были в расселенном доме;
- если в старой квартире комнаты были изолированными, то в новом не допускается, чтобы они были смежными;
- уровень благоустройства жилья на уровне не ниже, чем у расселяемого дома.
Переселение из ветхого или аварийного жилья: сколько положено квадратных метров
Многие владельцы жилых помещений, признанных ветхим или аварийными, задаются вопросом, сколько будет выделено для них квадратных метров жилой площади в случае предоставления альтернативного жилья.
В соответствии с действующим законодательством, переселяемым из ветхого жилья гражданам должно быть предоставлено равноценное по площади и показателям благоустройства жилье. Количество квадратных метров должно составлять не менее, чем в аварийном жилом помещении, и вместе с тем этот показатель должен быть равен не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Стоит отметить, что этот показатель может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от программы переселения из ветхого жилья, действующей в конкретном регионе или области.