Что такое система взимания платы «Платон» и как она работает

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое система взимания платы «Платон» и как она работает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законопроект действительно есть, его номер 87463-8, он внесен в Государственную Думу РФ 15 марта 2022 года, пока не рассматривался даже в первом чтении, направлен на обсуждение в комитеты Госдумы. Но данный законопроект об отмене «Платона» в 2022 году предполагает просто отмену ФЗ-68 о внесении изменений в Бюджетный кодекс и введении системы «Платон».

Контроль и наказание за нарушения

За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:

  • езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
  • ноль средств, внесенных на расчетный счет;
  • съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
  • отклонение по времени или дате (без БУ);
  • продолжение поездки при истечении средств на счету.

За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:

  • 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
  • 10 тыс. руб. – за рецидив.

Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.

Оснащение тахографом ТС

Согласно статье 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств, должны оснащать машины техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию сведений о скорости и маршруте движения ТС, а также режиме труда и отдыха водителей ТС.

В 2020 году необходимо устанавливать тахографы на все грузовые ТС грузоподъемностью более 3,5 тонн, которые осуществляют грузоперевозки опасных веществ и других грузов.

Также тахографы должны быть на:

  • автобусах с количеством посадочных мест более 8 (масса ТС 5 тонн и более);
  • междугородних грузовиках, которые перевозят грузы на расстояние более 50 км;
  • грузовые ТС с массой 12-15 тонн, которые не осуществляют грузоперевозки.

Как обмануть систему «Платон»

  1. Не читаемый номер автотранспортного средства. Камера не может считать номер, или делает это неправильно. Следовательно, определить нарушителя нельзя
  2. Накрыть устройство «Платон» кастрюлей. Рабочий простой способ. Кастрюля подойдет любая. Главное -металлическая. После этого несколько минут еще идет считывание информации, потом обрывается. То есть оплачивается не весь маршрут. А только те места, где стоят патрули и рамки.
  3. Регистрация машины на другого человека. Берется человек, который не имеет собственности, счетов. На него оформляется ТС. Штрафы ему приходят, он их не оплачивает. Имущества нет, наложить арест не на что. А чтобы фуру не арестовали, платится чисто символическая сумма в месяц.

Техническая база (бортовые устройства, маршрутные карты) и способы контроля

Система «Платон» использует единственный тип бортовых устройств — бортовое устройство БУ 1201. Для повышения точности
устройства предусмотрено использование спутниковой системы навигации. Внутри бортового устройства находятся коммуникационный модуль GSM/GPRS, навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS, предусмотрена двухсистемность.

Маршрутная карта — документ, формируемый на основании данных о планируемом маршруте, предоставляемых владельцем транспортного средства, и являющийся основанием для расчёта платы в счёт возмещения вреда при отсутствии бортового устройства.
Маршрутная карта содержит данные:

  • о государственном регистрационном знаке транспортного средства,
  • дате и времени выдачи маршрутной карты,
  • срок её действия с указанием даты и точного времени,
  • общей протяжённости участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в маршрут,
  • описании маршрута в привязке к участкам федеральных дорог, для прохождения которого выдан данный документ и размере платы.
Читайте также:  Как оформить опекунство над пожилым человеком старше 80 лет?

Оформление маршрутной карты возможно в Центрах обслуживания пользователей, через терминалы самообслуживания, в Личном кабинете на сайте системы «Платон».

Основную часть оборудования для системы «Платон» Россия закупает за рубежом с последующей локализацией производства. Технологическим консультантом по проекту является словацкая компания SkyToll, обслуживающая крупную европейскую сеть платных дорог.

РТИТС проверяет наличие системы «Платон» следующими способами:

  • при проезде фур через стационарные рамки;
  • путём мобильного контроля через специально оборудованные автомобили.

К концу 2015 года на дорогах было смонтировано 20 стационарных рамок, после 15 июня 2017 года их число достигло 481 единицы. Мобильный контроль включает 100 автомобилей, они работают на трассах с момента запуска системы.

Как действует система: немного технических подробностей

Оператор системы получил доступ к российским картам, по ним «Платон» имеет возможность отслеживать передвижение транспорта.

Что происходит:

грузоперевозчики регистрируются в системе;

устанавливают на борт машины специальные устройства;

отслеживание грузовиков идет через спутниковую навигационную систему.

На текущий момент система охватывает более 50 тысяч км российских дорог.

Кроме бортовых устройств и спутников в нее входят:

ЦИПП;

работающий круглые сутки колл-центр;

сайт с возможностью получить консультацию в своем кабинете;

автоматизированная система расчетов;

стационарный (рамки над дорогой) и мобильный (автомобили со спец.оборудованием) контроль;

геоинформационная система.

Оплата происходит через бортовые автомобильные устройства или с помощью маршрутной (разовой) карты.

Несовершенство системы

Как выяснилось со временем, проблема системы кроется в её неэффективности, несовершенстве мер контроля над перевозчиками. И, хотя в 2018 году контроль за грузовиками на трассах начал осуществлять Ространснадзор, ситуация не изменилась.

По данным статистики количество не зарегистрированных в системе грузовиков достигает около 30%. Статистика показывает, что система не оправдала ожидания, слишком мало денег было собрано за все время ее существования.

Поступают предложения внести «Платон» в Налоговый кодекс. Что будет дальше, покажет время. А пока не все автовладельцы большегрузов спешат регистрировать своих железных коней в системе. Перевозчики не хотят терять заработанные нелегким трудом деньги и изо всех сил стараются избежать штрафов.

. накрывают прибор «кастрюлей»

Многие из опрошенных нами частников признались: приборы мы получили, но за весь пробег от точки А до точки В не платим. И вот как. Дальнобойное братство прекрасно знает, где стоят стационарные рамки и мобильные патрули «Платона» — этой информацией полны профильные форумы. Плюс, никто не отменял общение по рации. Дальше — дело техники.

С момента запуска «Платона» прошло уже почти полгода, и за это время былые страсти и споры о нем уже улеглись. Перевозчики начали массово регистрироваться с начала весны 2021 г.: уже более 95% известных грузоперевозчиков стали пользоваться системой оплаты за проезд по федеральным дорогам (всего зарегистрированы около 70% крупнотоннажного автопарка страны).

Однако значительное количество компаний еще не перешли на новые рельсы, а многие даже не до конца понимают, как работает система «Платон» и как ей пользоваться.

Какие машины под нее попадают? От скольки тонн?

Основные параметра автотранспорта, чье перемещение должно быть учтено «Платоном», и с которых взимается плата, установлены ст.31.1 Федерального закона №257. Эти машины характеризуются:

  • Допустимой грузоподъемностью от 12 тонн.
  • Перемещением по дорогам федерального значения общей доступности.

При этом, из числа таких ТС исключаются:

  • Перевозчики пассажиров (исключения – грузопассажирские фургоны).
  • Спецтранспорт с возможностью соответствующего светозвукового сопровождения (скорая, полиция, спасатели и пр.).
  • Специальный транспорт, перевозящий военную технику / средства вооружения.

Для контроля использования системы на дорогах установлены стационарные автоматические пункты, а также используются мобильные группы Ространснадзора.

Платить налог за «Платон» обязаны большегрузы с максимальной допустимой массой свыше 12 тонн — еврофуры, грузовые прицепы, отечественные самосвалы КАМАЗы и МАЗы и др. Это значение указано в ПТС, СТС или сертификационных документах на автомобиль.

Какие ТС освобождены от штрафа за езду без «Платона» в 2019 году:

  • машины, перевозящие оружие и военную технику;
  • автобусы и другие пассажирские ТС, кроме автомобилей-фургонов;
  • автомобили спецслужб и ведомств со звуковыми и световыми сигналами — МЧС, МВД, пожарной охраны, аварийно-спасательные, медицинские и реанимационные.

Как правило, оплата налога происходит авансом: владелец вносит деньги на личный счет по тарифу, и они расходуются по мере поступления данных от бортового устройства авто. Водитель, проезжающий к месту остановки транзитом, может купить разовый «билет» — маршрутную карту.

Особенности использования постоплаты в системе Платон

Для того чтобы воспользоваться системой постоплаты, собственник транспортного средства должен подать соответствующее заявление в систему Платон.

92. Уведомление о предоставлении собственнику (владельцу) транспортного средства отсрочки по внесению платы или об отказе в ее предоставлении в связи с несоответствием условиям, предусмотренным пунктом 91 настоящих Правил, с указанием имеющихся несоответствий размещается оператором в течение 7 дней со дня получения такого заявления в составе информации, содержащейся в персонифицированной записи собственника (владельца) транспортного средства.

Заявление рассматривается в течение 7 дней. После этого в персонифицированную запись (личный кабинет) вносится информация о предоставлении рассрочки либо об отказе использования постоплаты. В случае отказа указываются также и причины отказа.

Отсрочка по внесению платы предоставляется собственнику (владельцу) транспортного средства с 1-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором было размещено уведомление о предоставлении собственнику (владельцу) транспортного средства отсрочки по внесению платы.

Отсрочка предоставляется начиная с 1-го числа следующего месяца. При этом следующий месяц отсчитывается от даты уведомления о подтверждении рассрочки.

Рассмотрим порядок получения рассрочки по шагам:

1. Владелец автомобиля подает заявление.

2. В течение 7 дней он получает уведомление о подтверждении постоплаты.

3. Начиная со следующего месяца после уведомления, начинает использоваться рассрочка.

Например, чтобы гарантированно получить рассрочку платежей с 1 сентября 2016 года, нужно подать заявление не позже, чем 24 августа 2016 года. Если подать заявление позже, то нужно внимательно следить за уведомлением. Если оно появится в персонифицированной записи (личном кабинете) в августе, то отсрочка будет предоставляться с 1 сентября. Если же уведомление придет в начале сентября, то отсрочка будет действовать только с 1 октября. Т.е. в сентябре будет действовать система предоплаты.

Особенности выдачи бортового устройства

Рассмотрим несколько изменений, не связанных с рассрочкой платежа.

6. Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре:

б) предоставляет владельцу транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство или стороннее бортовое устройство (при его наличии у владельца транспортного средства) либо в случаях, установленных настоящими Правилами, осуществляет оформление маршрутной карты;

6. Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре:

б) предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство или стороннее бортовое устройство (при его наличии у собственника (владельца) транспортного средства) либо в случаях, установленных настоящими Правилами, осуществляет оформление маршрутной карты. В случаях если закрепленное за транспортным средством бортовое устройство не возвращено в установленном порядке и (или) в отношении транспортного средства имеется задолженность по внесению платы, оператор не выдает собственнику (владельцу) этого транспортного средства бортовое устройство и не закрепляет за таким транспортным средством стороннее бортовое устройство до соответственно возврата в установленном порядке бортового устройства и (или) погашения задолженности по внесению платы;

Начиная с 26 апреля 2016 года собственник автомобиля не сможет получить бортовое устройство до тех пор, пока не погасит имеющуюся задолженность по платежам либо не вернет ранее выданное ему бортовое устройство.

Переплата по транспортному налогу

Факт переплаты может быть обнаружен налоговой инспекцией или самим плательщиком. По результатам сверки с бюджетом издается акт, который фиксирует размер переплаты и источники ее возникновения.

Для возврата денег потребуется предоставить контрольный расчет, первичные документы, доказательства уплаты авансовых платежей. После проверки документов ФНС примет решение о возврате или зачете. Однако при обнаружении задолженности или штрафов по иным налогам и сборам сумма излишне уплаченного ТН будет направлена на их погашение.

К слову, о нюансах зачета переплаты по налогам мы подробно писали здесь.

Изменение правил налогообложения и введение новых платежей породили путаницу в расчетах многих транспортных организаций. Зачастую бухгалтер не имеет знаний или времени вести раздельный учет. Кроме того, большинство штатных бухгалтеров всеми силами стараются избегать любого взаимодействия с налоговиками и предпочитают просто «забыть» о налоговой переплате, чтобы не связываться с ее возвратом.

Читайте также:  С 1 октября 2023 года военные вырастут на 10,5%: о чем принятый законопроект

Среди клиентов 1C-WiseAdvice компании различных сфер, поэтому нам приходится рассчитывать не только «популярные» налоги, но и менее распространенные. Переплата тоже не проблема. Общение с налоговиками — ежедневный рутинный процесс, не представляющий для нас сложностей.

Платон и транспортный налог 2022 примеры

Основной функцией данной системы является взимание финансовых средств с водителей большегрузных автомобилей за ущерб, которые они наносят дорогам. Разработка описанной системы была необходимостью, поскольку грузовых автомобилей становится с каждым годом все больше и больше. Дороги быстрее теряют свое качество.

А финансовых средств, которые накапливаются от налога на транспорт у налоговиков, оказывается недостаточно для проведения восстановительного ремонта.

Именно поэтому была создана система «Платон». Итак, рассмотрим Платон и сам транспортный налог, какие есть нюансы.

Она выполняет несколько основных задач:

  • Сохранение данных о перемещении грузовиков по автомагистралям.
  • Обработку информации;
  • Сбор необходимых сведений;

Как не платить за платон в 2021 году

Чтобы стать участником российской системы «Платон», следует зарегистрироваться в ней.

В России до сих пор остаются водители, которые эту самую процедуру не выполнили. Если поспрашивать у них, приходили ли им «письма счастья» со штрафами, окажется, что нет (они то и зарегистрированным гражданам поступали довольно редко). Юристы отмечают, что это могло быть связано с коллизией в законе. До недавнего времени штрафами по системе «Платон» занимались в ГИБДД, а статья 23.3 КоАП говорит о том, что ГИБДД не имеет право штрафовать владельцев ТС за нарушения, связанные с «Платоном». Перевозчики, которые так и не оплатили систему и не получили за это наказания, могут поблагодарить сотрудников ГИБДД: они могли и не могли выписать штраф одновременно.

Штрафы по «Платону» относятся к стандартным штрафам ГИБДД, поэтому оплатить их следует в течение 70 дней с момента фиксации правонарушения.

В соответствии со статьей 20.25 КоАП Российской Федерации, неуплата взыскания грозит гражданину наложением административного штрафа в двукратном размере от штрафа. Например, если человека оштрафовали за отсутствие «Платона» (размер санкций составляет 5 000 рублей), то за просрочку с оплатой придется заплатить еще 10 000 рублей, а то и просидеть 15 суток под арестом или выполнять в течение 15 дней обязательные работы на благо общества.

Что такое «Платон» и как он работает в РФ

Что это. «Платон» — система сбора платежей с владельцев машин тяжелее 12 тонн. С 2015 года собственники таких машин платят за каждый километр пути по федеральной автотрассе. Сборы поступают в бюджет, деньги расходуют на ремонт поврежденных магистралей, строительство новых дорог и мостов. Так государство компенсирует ущерб от фур.

Это единый тариф для всех большегрузов, кроме военной техники, спецтехники и пассажирского транспорта. Он повышается на 4% каждый год.

Как работает. Компания или частный собственник должны зарегистрировать себя и авто на сайте «Платона». Оплачивают проезд перед началом маршрута или прямо в процессе, с помощью электронного бортового устройства. Собранные деньги идут на строительство и реконструкцию дорог.

Что делать, чтобы не платить штрафы за «Платон»

Рассказываем, как не платить за «Платон».

Чтобы избежать штрафа, у владельца фуры есть два варианта — оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой или поставить бортовое устройство и регулярно пополнять баланс.

Оформить маршрутную карту перед выездом. Для этого зайдите в личный кабинет «Платона», откройте раздел «Маршрутные карты», создайте новую карту — в ней введите дату, точки маршрута и оплатите проезд.

Установить бортовое устройство. Закажите устройство на сайте «Платона», прикрепите к лобовому стеклу и подключите в прикуриватель.

Пополнить баланс перед выездом. Убедитесь, что на счете достаточно средств для оплаты проезда.

Следить за исправностью устройства. Обращайте внимание на индикаторы: спутниковую и мобильную связь, питание.

Что будет, если не платить штраф за «Платон». Этот штраф такой же, как и любой административный, необходимо оплатить в первые 70 дней со дня постановления. Если этого не сделать, штраф из Ространснадзора передадут в ФССП. Приставы вправе принудительно взыскать сумму штрафа со счета компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *