Как появился плацкарт и устроен вагон внутри?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как появился плацкарт и устроен вагон внутри?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лучше всего выбирать места первого класса, особенно летом, ведь там есть удобные кресла и кондиционер. Свободного пространства в сидячих вагонах обычно довольно много, в этом плане дискомфорта возникнуть не должно.

Какой же вагон стоит выбрать в поезде?

Если вы отправляетесь в путешествия, а чтобы доехать до него нужно воспользоваться услугами РЖД, то для начала стоит позаботиться о комфорте в поездке.

Если она будет длиться несколько часов, то отсутствие розетки (а это один из главных недостатков плацкарта, ведь там не у всех мест есть розетки и иногда пассажирам приходиться обращаться за помощью к проводнику, но об этом мы поговорим чуть позже) не будет доставлять особого дискомфорта, а вот если вам нужно ехать сутки, а то и более, то вопрос о подзарядке телефона становится крайне важным.

Существует всего несколько видов вагонов, так что вы вряд ли запутаетесь, но вот разобраться с преимуществами или недостатками того или иного вариант точно стоит.

Мы разберемся:

  • как сесть у окна
  • где есть кондиционер
  • как не остаться без розетки
  • можно ли сэкономить выбрав особое место в поезде?

Многие привыкли брать с собой в поездки на поездах, особенно на дальние расстояния, электронные устройства: смартфоны, планшеты, ноутбуки. При проигрывании видео, игре в игры и чтении заряда часто не хватает на весь маршрут, и тогда приходится искать розетку для подзарядки.

В самых современных вагонах, которыми укомплектованы некоторые фирменные поезда, розетки присутствуют в каждом купе, и все пассажиры могут ими свободно пользоваться. В старых же составах электросеть была изначально рассчитана на подключение электробритв, а мобильных устройств при ее проектировании вовсе не существовало.

Во всех поездах есть розетки у туалета и рядом с комнатой проводников. В самом составе они находятся во втором и предпоследнем отсеке – около мест №7 и 29.

Расположение мест в вагоне

При приобретении железнодорожного билета полезно знать о различиях цен на места, находящиеся снизу, сверху, сбоку, а также о «бюджетных» местах и причинах, повлиявших на их низкую стоимость. Всегда остаётся актуальным расположение имеющихся розеток. Немаловажно обратить внимание, есть ли в купе открывающаяся форточка или же покупаемые места находятся у аварийного выхода.

Также пассажиру имеет смысл быть проинформированным о правах пользования обеденным столом, багажной зоной и самим местом. По мнению РЖД, покупка билета является согласием пассажира на оказываемые ему транспортной компанией услуги. Это значит, что приобретая верхнее место, он не имеет права проводить время на расположенной внизу полке без согласия пассажира, едущего на нижнем месте. Приоритетные права на пользование рундуком и столом также предоставляются обладателям первых полок.

Расположение сидячих мест в поезде

Нумерация в вагонах с сидячими местами нечем не отличается от общепринятых стандартов (если только речь не идет о современных скоростных поездах). В обычных составах таких вагонов обычно порядка 10-12. При этом для первого класса обычно выделяют до 28 кресел, которые нумеруются с хвоста параллельными рядами. Это означает, что 2 последних места справа имеют номера 1 и 2, а с левой стороны – 3 и 4. Таким образом, последовательная нумерация идет с конца по правой стороне, а по левой она продолжается.

Чаще всего в 1 классе устанавливается не больше 7 мест, а во втором – 8 (на 36 посадочных сидений). В этом случае нумерация производится таким же образом – с конца. Вагоны третьего класса обычно оборудованы 66 местами, из-за чего уровень комфорта в таких вагонах значительно падает.

Сидячие места в поезде РЖД фото которых вы видите ниже, не являются единственно возможными, так как компаниям, осуществляющим пассажироперевозки, разрешено вносить конструктивные изменения в составы.

Для перевозки багажа в плацкарте над верхними койками располагается дополнительная полка, а также используется место под нижними местами. Чтобы не столкнуться с неудобствами и не мешать попутчикам, при покупке билетов следует уточнить размеры мест для багажа и сверить параметры с перевозимой кладью. На её перевозку также установлены определенные требования.

Пассажир может перевезти багаж, сумма длины, ширины и высоты которого не превышает 180 см.

Параметры верхней полки составляют 54 см по ширине, длина колеблется в 167-176 см. Дополнительная полка для багажа находится ниже потолка на 53 см. От пола вагона до багажной полки 2 метра, поэтому размещение клади пассажиру с низким ростом доставит неудобства.

Читайте также:  Разовые выплаты пенсионерам c 1 января 2023 года: последние новости из Госдумы

Пространство, которое предусмотрено под коечными местами нижнего яруса, может отличаться площадью из-за разного года изготовления состава. В вагонах, которые изготавливались в годы СССР, отсек под нижними коечными местами предусматривает большую площадь для перевозки багажа. Параметры пространства 128×50×47 см. В составах российского производства отсеку отведена меньшая площадь 90×45×35 см.

Как устроен плацкартный вагон

В процессе развития железнодорожного транспорта, плацкартный вагон прошел множество этапов усовершенствований. Основная задача которых, была модернизация подвижного состава для улучшения качественных характеристик обслуживания пассажиров. Принцип устройства в целом оставался неизменным.

Общая конструкция:

  • Кузова, который представляет собой каркасную конструкцию, состоящую из основания (рамы с полом), двух боковых стен и крыши. Цельнолитая кузовная часть, в зависимости от модели вагона, длиною от 23 м до 25 м. Две боковые стены, крыша изготовлены из нескольких слоев материала: литого металлического каркаса, деревянных плит, фанеры. Между слоями материалов пола и стен проложен утеплитель, пенополистирол, который сохраняет тепло. Кузов является основной частью конструкции, в котором осуществляется перевозка пассажиров, сосредоточено все оборудование для их обслуживания.
  • Рама кузова устанавливается на две тележки с колесными парами. Движение вагона обеспечивает ходовая часть с тормозным оборудованием.
  • Сцепление между вагонами и локомотивом, амортизацию по ходу поезда обеспечивают ударно- тягловая конструкция, прикрепленная к раме кузова.

Купейным считается вагон, в котором предусмотрен отдельный вход в спальные помещения, рассчитанные на 4-х человек. Его существенным отличием от общего класса или плацкарта является наличие перегородки от коридора и запираемой изнутри двери. В том случае, когда все пассажиры в купе отдыхают — закрытая на защелку раздвижная конструкция надежно блокирует вход и исключает возможность проникновения посторонних лиц.

Со стороны купе проводника перед туалетом (смотрите план) оборудовано котельное отделение с входом из общего тамбура. В нем установлен котёл с насосным оборудованием и бойлер небольшой емкости (для получения кипятка). Котельный узел защищен перегородкой, а изнутри обит стальным листом с прокладкой из асбеста в качестве термоизоляции.

Какое место выбрать при покупке билета

Итак, вы выбрали для поездки к родным, в отпуск или по делам именно плацкартный вагон. Расположение мест (схема их нумерации) в нем стандартна. Какие же полки могут считаться самыми удобными, а на какие приобретать билеты стоит только в самом крайнем случае? Давайте разберемся с этим поподробнее.

При покупке проездного документа кассир обычно спрашивает, какую полку предпочитает пассажир — верхнюю или нижнюю. Конечно, второй вариант большинство российских путешественников считает более удобным. Однако на нижней полке, скорее всего, придется целый день находиться рядом с соседом «сверху», поскольку сидячее место закреплено за ним по правилами. На верхней же полке, хоть на нее и трудно забираться, можно спокойно ехать всю дорогу практически в одиночестве. Но, конечно же, исключительно лежа.

Самыми неудобными считаются те полки, которые расположены сбоку. Схема мест в плацкартном вагоне демонстрирует это наглядно. Мимо едущих на боковушках туда-сюда ходят пассажиры, решившие посетить туалет, тамбур, набрать кипяточку или посмотреть время прибытия к той или иной станции. В особенности же неудобными боковые места будут для высоких граждан. Длина полки в плацкартном вагоне составляет всего 180 см. И если в «купе» ноги можно просто выставить в проход, на боковушке этого сделать не получится. На такие места люди обычно покупают билеты только в том случае, если в «купе» их не имеется.

Схема расположения мест плацкартного вагона

9 купе плацкартного вагона всего включают в себя 54 спальных места. Каждый отсек состоит из 4 купейных (2 нижних и 2 верхних) и двух боковых, нумерация идет по часовой стрелке, начиная от расположения проводника. Нумерация боковых идет в обратном направлении. Соответственно, места с 1 по 36 находятся в четырехместных отсеках, а места с 37 по 54 – боковые.

Снизу расположены все четные номера, сверху – нечетные.

В начале и конце вагона имеются два тамбура: рабочий, через который происходит посадка, и нерабочий. В рабочем в косом коридоре расположены купе проводника, первый туалет, титан с кипятком для нужд пассажиров. Второй туалет и ящик для сбора мусора находятся в другом конце вагона. Курение в любых местах, в том числе и в тамбуре, запрещено.

Между нижними полками в большом отсеке есть удобные столы. На боковых местах он также присутствует снизу, между сиденьями для двух пассажиров, которые раскладываются в нижнее спальное место. В плацкарте достаточно места для багажа, есть 3 отделения под нижними местами и 3 верхних полки для хранения постельных принадлежностей, а также крупных сумок и чемоданов.

Можно ли купить 2 нижних полки

Приобретение на сайте РЖД 2 билетов на нижние не предусмотрена, но бывалые путешественники предлагают следующие варианты решения проблемы:

  1. Сделать 2 покупки. Для этого необходимо поэтапно оформить и оплатить 2 билета. Однако если не поторопиться, за время оформления первого второй может кто-то перехватить.
  2. Единовременно приобрести 2 талона, оформляя покупки сразу с 2 учетных записей. Для этого оба должны иметь банковские карты и регистрацию на сайте РЖД.
  3. Забронировать ненужный билет, а потом осуществить поиск по границам мест:
    • забронировать верхнюю № 6 и ввести платежные данные, но не производить оплату. На 10 минут она будет недоступна для продаж;
    • ввести поиск по диапазону с 5 по 7. Поскольку 6 полка уже «выкуплена» и ждет оплаты, программа позволит оформить покупку интересующих талонов. Но временной лимит на проведение операции всего 10 минут.
    Читайте также:  Какой минимальный размер пенсии в Санкт-Петербурге в 2022-2023 году

    В «Правилах перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом» с изменениями на 30 ноября 2016 года нет положения, запрещающего приобретать 2 гражданинами нижние места в одном купе.

    Однако в соответствии с негласными правилами РЖД четное количество пассажиров имеет право выкупить равное количество нижних и верхних в одном купе плацкартного вагона.

    Где находятся розетки в поездах

    Разбираемся, есть ли в поезде розетки, где их искать и можно ли ими пользоваться.

    Начнём с главного — розетки есть абсолютно во всех поездах! Но в поездах старого типа их обычно 1-2 на весь вагон. Если розетка не работает, уточните у проводника, включена ли она.

    И не забудьте, что пользоваться розетками в вагонах можно бесплатно. Проводник не имеет права препятствовать пассажиру в пользовании электрическими розетками 220В для зарядки телефонов и брать за это плату.

    У каждого вагона своя собственная система электроснабжения. Напряжение в сети может быть 54В, 110В или 220В.

    220В. Показатель бытового напряжения, которое используется дома. Такой источник подключения к сети вполне пригоден для дозарядки устройства.

    110В. Для многих зарядных устройств приемлем диапазон напряжения от 90В до 250В. Поэтому для подзарядки гаджета такого показателя напряжения может быть достаточно.

    54В. При таком низком показателе скорее всего подзарядиться не получится.

    Итак, где же искать розетки в поездах.

    Можно ли сесть на поезд после станции отправления

    Бывают случаи, когда приходится покупать билет от одной станции, а садиться на другой. Правила перевозки пассажиров говорят, что за пассажиром закрепляется место на всю продолжительность маршрута, на который куплен билет. Поэтому если вам приходится нагонять поезд или вам удобнее начать поездку на станции, которая следует после станции вашего отправления, — вы имеете на это право.

    Главное — садиться в вагон на станции с тарифной стоянкой, где есть пассажиров, а не с технической стоянкой (в маршрутном листе они помечены звездочкой — например, в ). Если вы столкнетесь с некомпетентным проводником, который откажется пускать вас в вагон (а такое случается), обратитесь к начальнику поезда. Ссылайтесь на пункт 51 приказа Минтранса № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».

    Желаем вам комфортных поездок с РЖД этим летом! И если вы опытный пассажир — делитесь лайфхаками в комментариях!

    Порядок нумерации полок

    Ниже на картинке представлена схема плацкартного вагона с местами. Как видите, отсчет в «купейной» зоне начинается от входа в вагон. В боковой, наоборот — от туалета. В «купе» расположены места от 1 до 36. 37-54 — это боковые полки. Нижние места во всех без исключения вагонах всех поездов помечены нечетными цифрами, верхние — четными. В непосредственной близости от купе проводника, таким образом, расположены полки 1, 2, 3, 4, 53 и 54. 53-я иногда бывает служебной.

    Ехать рядом с туалетом и слушать постоянные хлопки дверью придется «счастливчикам», купившим билеты с местами с 33 по 38. В шестом и третьем «купе» с полками с 9 по 12 и с 21 по 24 окна являются аварийными, а поэтому не открываются. Летом на этих местах с ветерком прокатиться не удастся.

    Чем отличаются купе Люкс в поездах РЖД?

    Проехав однажды в таком купе, любой пассажир потеряет желание путешествовать в обычных или плацкартных вагонах. Единственное, что может его остановить при покупке нового билета в вагон такого же класса, это недостаток бюджета. Уровень сервиса здесь формируется по принципу все включено и существенно отличается от того, с чем можно столкнуться в передвижных составах другого класса.

    Для тех, кто еще не знает, что такое Люкс в поезде РЖД, попробуем рассказать обо всех преимуществах купе этого класса.

    В купе два спальных места, расположенных друг над другом. Нижнее имеет форму дивана шириной 85 см, но при необходимости может в считанные минуты трансформироваться в удобную кровать шириной 120 см. Благодаря такой конструкции можно комфортно отдохнуть в дороге и прибыть к месту назначения в хорошем расположении духа.

    Для удобства пассажиров в здесь также имеется мягкое кресло и откидной столик, за которым можно перекусить или расположить на нем ноутбук и другие необходимые в дороге вещи.

    Нумерация вагонов и мест в поезде

    Оказывается, просто дать вагону порядковый номер нельзя – он может менять место в составе или переходить из одного поезда в другой. В РЖД предусмотрена целая система нумерации, согласно которой вагонный номер – это своеобразный справочник, содержащий данные о типе, маршруте и других параметрах. Вся эта информация необходима для нормальной работы железных дорог и координирования маршрутов.

    Читайте также:  Это нужно знать каждому дачнику: гайд по налогам и льготам 2020 года

    Внутри страны нумерация железнодорожных вагонов проще, чем на международных рейсах.

    На каждом железнодорожном вагоне есть номер, состоящий из 8 цифр. Его наносят прямо на корпус снаружи.

    Коды пассажирских вагонов начинаются с 0 – все без исключения. Это общепринятый знак того, что в этом вагоне перевозят людей.

    В верхней строчке есть еще 2 цифры, обозначающие код железной дороги, которой принадлежит вагон.

    • От 01 до 07 – Октябрьская;
    • 10 – Калининград;
    • От 17 до 23 – Московская ж/д;
    • От 24 до 27 – Горьковская железная дорога;
    • 28-31 – Северная линия;
    • 51-53 – Северо-Кавказ;
    • От 58 до 60 – Юго-Восток;
    • 61 и 62 – Приволжье;
    • 63-65 – Куйбышевская ветка;
    • От 76 до 79 – Свердловская дорога;
    • 80-82 – Южно-Уральская дорога;
    • От 83 до 87 – Западная Сибирь;
    • 88 и 89 – Красноярское направление;
    • От 90 до 93 0 Восточная Сибирь;
    • 94 и 95 – Забайкалье;
    • От 96 до 98 – Дальний Восток;
    • 99 – Сахалинская линия.

    Например, если номер вагона начинается на 064, то это пассажирская единица состава, курсирующего по Куйбышевской железной дороге.

    Четвертая по порядку цифра дает знать о степени комфортности и назначении:

    • 0 означает «мягкий» вагон с комфортной обивкой видений;
    • 1 – знак купейных вагонов;
    • 2 обозначает плацкарт;
    • 3 стоит на вагонах межобластного значения, где есть сидячие места;
    • 4 ставят на банковских и почтовых разновидностях;
    • 5 входит в номера багажных и почтово-багажных вагонов;
    • 6 – признак ресторана;
    • 7 – технический (может содержать путеизмеритель или другое оборудование);
    • 8 – специальный вагон;
    • 9 – резервная единица.

    Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:

    • Если речь об обычных купейных вагонах, где имеется буфет, то им присущи цифры от 1 до 3.
    • Штабные вагоны, обустроенные в обычные, обозначены цифрой 4 на пятом месте номера.
    • При наличии радио-купе пятая цифра будет 6.
    • Вагоны с купе-буфетом на 5-ом месте в номере содержат цифру 7.

    С восьмой цифрой не все так просто. Ее не зря величают контрольным числом, так как для ее определения используют простейшую математику. Четные цифры умножают на 1, а нечетные – на 2. После полученные произведения складывают и полученную цифру округляют до полного десятка.

    За пределы страны курсируют пассажирские составы РИЦ. Нумерация в этих поездах 12-значная. Каждый номер разделен на 5 отрезков, которые рассказывают об определенной характеристике.

    Две цифры в начале – обозначение возможности вагона двигаться по разной ширине колеи:

    • 52 означает, что вагон может это делать, но внутри не имеется кондиционера;
    • 62 – знак того, что он интероперабелен, плюс в нем есть кондиционирование.

    Следующие 2 цифры передают код классификации, присвоенный по правилам Международного союза железных дорог. России дан код 20, поэтому в РЖД эти символы везде одни и те же.

    На пятом и шестом месте нумерации обозначен тип вагона, а также количество пассажирских мест. Если вагон спальный, то вы увидите цифру 7. При наличии 10 купе дальше фигурирует 0, а если внутри 11 купе, то цифра 1. При наличии 12 купе стоит цифра 2.

    Седьмой символ сигнализирует о скорости, которой может достигать вагон, и о напряжении, нужном для работы. Если на 7 месте стоит 1, это означает максимальный разгон до 120 км/ч, 4 – до 140, а 7 – до 160 км/ч. Девятка значит максимальную скорость свыше 160 км/ч.

    На 8-ом месте обычно стоит 0, что значит однофазный переменный ток.

    На 9, 10 и 11 месте стоят цифры в соответствии с нумерацией страны-собственника. В России действуют правила, описанные выше. В номерах РИЦ-вагонов сначала стоит 2, а потом порядковый номер.

    В конце, как и на внутригосударственных поездах, ставится контрольное число, только в международной системе оно вычисляется по-другому:

    • Предыдущие 11 цифр рассчитывают на первый-второй по направлению справа налево;
    • Первых умножают на 2, вторых – на 1;
    • Произведения суммируют, разбивая двузначные на отдельные цифры и добавляя их к сумме;
    • Итоговую двузначную сумму округляют до полного десятка;
    • Число, которое нужно прибавить для получения полного десятка – и есть последнее контрольное число.

    Если в сумме произведений сразу получается круглое число, то на месте контрольной цифры ставят 0.

    По стандарту в плацкартном вагоне есть 54 места на нижних и верхних полках открытых «купе» и боковушках. Нумерация стартует от купе, в котором размещается проводник вагона. Аварийные выходы находятся рядом с 9-12 и 21-24 местами. Туалеты в современных вагонах есть по обе стороны. У выхода имеется кулер с горячей и холодной водой для пассажиров. Розетки есть не везде, только в области мест 5-8, 29-32, 41-42 и 49-50. Поставить телефон или другой гаджет на зарядку можно в коридоре у туалета либо в купе проводника.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *