Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность государственных гражданских служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уголовное приступление – это все диления состоящие в злоупотребление властью, с целью получения денег, выгод, иных преимуществ, или с целью оказания давления. Основные составы преступлений субьектами кот-х являются гос. или муниц. Служаших содержатся в главе 30 УКЗФ ст. 285-293.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(в действующей редакции, извлечения)
Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия
1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.
Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.
2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.
4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.
5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.
Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности и перечень статей (пунктов, частей) УК РФ, которыми предусмотрены преступления коррупционной направленности.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
I. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве
Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)
УК РФ |
Преступление |
Наказание |
ч. 1 ст. 204 |
Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных правза совершение действий (бездействие) в интересах дающего |
— штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет; |
ч. 2 ст. 204 |
Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 204 УК РФ, если они: |
— штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; |
ч. 3 ст. 204 |
Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера |
— штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; |
ч. 4 ст. 204 |
Деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 204 УК РФ, если они: |
-штраф в размере от пятидесятикратной |
Дисциплинарная ответственность
Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).
Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей.
Гражданско-правовая, материальная ответственность
Гражданско-правовая (цивилистическая) ответственность государственного служащего выражается в том, что он обязан возместить вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей. Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М., 2005. — С. 406
Причем гражданский служащий обязан возместить причиненный его действиями (бездействием) имущественный вред и после прекращения им государственной службы в установленном законом порядке.
Обязанность гражданского служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа, если же вред причинен имуществу физического либо юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и предъявлен иск о возмещении, то согласно статье 1069 части второй Гражданского кодекса РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.
Кроме того, статьями 1099 и 1100 Гражданского кодекса РФ установлен порядок компенсации также и морального вреда, причиненного гражданину в результате действий (бездействия) государственного служащего в случаях, прямо предусмотренных законом, в том числе, когда:
- — вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
- — вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного наказания в виде ареста;
- — вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
Применение мер гражданско-правовой ответственности самостоятельно или наряду с мерами дисциплинарной или административной, не освобождает его от обязанности возместить государству причиненный им имущественный вред, т.е. от материальной ответственности. Более того, привлечение государственного гражданского служащего к уголовной или административной ответственности выступает в качестве условия привлечения его и к материальной ответственности.
Ответственность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.
Федеральное законодательство выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления:
- перед населением;
- перед государством;
- перед физическими и юридическими лицами.
Органы государственной власти и местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Конституционная ответственность
Органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной ответственности:
- при утрате доверия;
- при издании незаконных правовых актов;
- при неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.
Понятие и признаки юридической ответственности
Вся история человечества свидетельствует о том, что ответственность -это одна из основ организации жизни людей, т.к. совместное проживание и коллективная деятельность обязывает их ограничивать свои поступки осознанием свободы других людей, а значит и устанавливать для себя рамки возможного и должного поведения. Диалектическая взаимосвязь свободы и ответственности фактически является показателем действия объективных и субъективных факторов человеческого поведения.
Эффективное существование государства на любом этапе его развития представляется возможным только в условиях введения установленных им правовых требований в ранг общеобязательных, всеобщих и принудительного обеспечения их соблюдения субъектами общественных отношений. Следовательно, «требование соблюдать условия, обеспечивающие функционирование всего общества через должное поведение каждого индивида, является объективной предпосылкой возникновения феномена, который определяется термином «ответственность» .
При этом, несмотря на то, что общество изначально для сохранения своей жизнеспособности породило ответственность как вид социальной связи субъектов, до настоящего времени единства мнений в понимании ее сущности ни среди обывателей, ни среди профессиональных исследователей нет. Причиной этому можно назвать то, что возникновение и существование института ответственности — объективный процесс, не зависящий от сознания и воли субъектов общественных отношений, а понимание его социального и правового назначения, роли и сущности, создание должного правового обеспечения носит, несомненно, субъективный характер и определяется совокупностью различных факторов: социальных, экономических, правовых, теоретико-методологических, нравственных и др.
В условиях формирования в Российской Федерации правового государства изучение проблем юридической ответственности актуализируется, т.к. от правильного понимания сущности, правового и социального назначения юридической ответственности, от эффективности ее реализации во многом зависит результативность любых реформ, проводимых в государстве. «Проблема ответственности приобрела сегодня такую исключительную значимость в силу критического состояния современного мира. В связи с этим возникает необходимость формирования индивидуального и массового (классового, общедемократического) субъекта ответственных действий. Хорошо известно, что даже при наличии объективных условий решает дело фактор субъективный, а это значит, что объективные отношения ответственной зависимости требуют сегодня воспитания сознания и чувства ответственности у тех социальных сил, на которые историей наложена ответственность за реализацию назревших задач» . Таким образом, потребности практики предопределяют потребности в дальнейших научных изысканиях в этой сфере.
Логика теоретико-правового исследования подсказывает, что, в первую очередь, внимание исследователя юридической ответственности должно быть обращено к философскому анализу этого правового явления3. Однако, учитывая факт накопления наукой значительного материала в указанной области4 и узость рамок настоящего исследования, отметим лишь то, что обращение теории права к философии позволяет воссоздать целостную картину о столь сложном, многоаспектном правовом явлении, как юридическая ответственность.
Подсказать верное направление поиска сущности юридической ответственности, несмотря на критику пути семантических изысканий в праве5, способен этимологический анализ термина «ответственность». Поэтому краткий обзор позиций исследователей о значении и происхождении термина «ответственность» будет целесообразен в данной работе.
По мнению А.П. Чермениной, в теоретическом плане понятие «ответственность» ввел Дж. Ст. Милль в работе «О свободе» (1861 г.)6. В научной литературе встречается и другая позиция, связывающая появление обозначенного термина с именем Людвига Фейербаха, который в работе «О спиритуализме и материализме» (1863-1866 гг.) поставил вопрос о соотношении необходимости, свободы и ответственности. Большинство исследователей считает, что в разряд общеупотребительных термин «ответственность» попал лишь в конце XIX века.
Как правило, в научных работах не оспаривается, что этимологически слово «ответственность» связано со словами «ответ», «ответчик» и «появилось в русской речи в результате нормальной для многих лексем «литературизации» выражения «дать ответ»7.
Например, К. Муздыбаев, давая обстоятельный разбор этимологии слова «ответственность»8, считает, что «значение слова «ответственность» в русском, английском, немецком, французском языках совпадает. Во всех этих языках ответственность связана с исполнением обязанности, долга, с необходимостью отчитываться за это»9. Толковый словарь русского языка содержит несколько определений ответственности: «1) необходимость, обязанность от- давать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках; 2) наличие прав и обязанностей в осуществлении какой-либо деятельности; 3) чувство долга, ревнивое отношение к исполнению своих обязанностей; 4) существенная важность, серьезность».
Служебная неприкосновенность
Согласно законодательству, гражданскому служащему гарантируется служебная неприкосновенность. Наличие этого статуса позволяет оградить их от привлечения к уголовному или гражданскому преследованию. Однако они не освобождаются от ответственности, если совершают преступные деяния. Они пользуются гарантией неприкосновенности в течение всего периода осуществления полномочий. Неприкосновенность гражданского служащего означает, что этих должностных лиц невозможно привлекать к уголовной и гражданской ответственности, а также применять к ним суровые меры административных наказаний, без согласия на это органа, в котором они несут службу. Необходимо обратить внимание, что чиновники обладают неприкосновенностью только до того момента, пока срок действия их полномочий не закончится.
Основания и порядок прекращения государственной гражданской службы
Прекращение государственной гражданской службы представляет собой юридический факт аннулирования административных служебно-правовых отношений между государственным органом, с одной стороны, и государственным гражданским служащим — с другой, на основании расторжения служебного контракта и издания соответствующего индивидуального правового акта в отношении государственного гражданского служащего.
Для прекращения (или приостановления) служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения его с государственной гражданской службы существуют следующие основания.
1. Соглашение сторон служебного контракта. Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (государственного органа и государственного гражданского служащего) с одновременным освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнением с государственной гражданской службы.
2. Истечение срока действия срочного служебного контракта. Служебный контракт, заключенный на определенный временной период, расторгается по истечении срока его действия, о чем государственный гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы.
Служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы.
Служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего государственного гражданского служащего, за которым сохраняется должность государственной гражданской службы, расторгается с выходом этого государственного гражданского служащего на службу, а государственный гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы.
3. Расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего. Государственный гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с государственной гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. До истечения срока предупреждения о рас-торжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление.
По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей. В последний день исполнения государственным гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению государственного гражданского служащего обязан выдать государственному гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с государственной гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
При расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий исключается из реестра государственных гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.
Обязанности и ответственность военнослужащих
- быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:
- в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
- если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
- повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
- по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (1 год со дня совершения проступка);
- в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;
- в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).
За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
- выговор;
- строгий выговор;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
- сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток;
- лишение нагрудного знака отличника;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в воинской должности;
- снижение в воинском звании на одну ступень;
- снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
- отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
- отчисление с военных сборов;
- дисциплинарный арест.
Среди субъектов гражданского права, привлекаемых к гражданско-правовой ответственности, ГК РФ выделяет Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 126 ГК РФ).
Гражданско-правовая ответственность государства, муниципального образования — установленная законом мера воздействия имущественного характера, опосредованная правом, направленная на восстановление нарушенных прав лица, применяемая в отношении государства, муниципального образования в силу прямого указания на это в законе, с целью предотвращения совершения новых правонарушений, обеспечения стабильности гражданского оборота.
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Государственный служащий не освобождается от обязанности возместить имущественный вред, и после прекращения государственной службы.
Государственные служащие не несут ответственности, когда материальный ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения распоряжения руководителя или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен правомерными действиями.
Обратите внимание, что обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ст. 1069 ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные государственным служащим неправомерные действия или бездействие.
Однако материальная ответственность государства не исключает материальной ответственности государственных служащих в порядке регресса, т. е. в виде возмещения государственному органу или казне по их требованию выплаченных пострадавшему сумм.
Государственные служащие, действиями (бездействием) которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут (ст. 53 Конституции РФ; ст. 16, 1069 ГК РФ).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме. При этом в понятие вреда входят как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
ГК РФ (ст. 1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Речь идет об определенной денежной компенсации за перенесенные пострадавшим нравственные или физические страдания. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Статья 1101 определяет способы и размеры компенсации морального вреда.
Отдельные категории государственных служащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов, например, военнослужащие – на основе ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г.; сотрудники органов внутренних дел – на основе Инструкции о порядке возмещения военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава материального ущерба, причиненного государству, утвержденной приказом МВД СССР от 5 апреля 1984 г. № 70.
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Государственный служащий не освобождается от обязанности возместить имущественный вред, и после прекращения государственной службы.
Государственные служащие не несут ответственности, когда материальный ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения распоряжения руководителя или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен правомерными действиями.
Обратите внимание, что обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ст. 1069 ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные государственным служащим неправомерные действия или бездействие.
Однако материальная ответственность государства не исключает материальной ответственности государственных служащих в порядке регресса, т. е. в виде возмещения государственному органу или казне по их требованию выплаченных пострадавшему сумм.
Государственные служащие, действиями (бездействием) которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут (ст. 53 Конституции РФ; ст. 16, 1069 ГК РФ).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме. При этом в понятие вреда входят как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
ГК РФ (ст. 1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Речь идет об определенной денежной компенсации за перенесенные пострадавшим нравственные или физические страдания. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Статья 1101 определяет способы и размеры компенсации морального вреда.
Отдельные категории государственных служащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов, например, военнослужащие – на основе ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г.; сотрудники органов внутренних дел – на основе Инструкции о порядке возмещения военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава материального ущерба, причиненного государству, утвержденной приказом МВД СССР от 5 апреля 1984 г. № 70.
Государственные служащие, виновные в причинении материального ущерба не при исполнении должностных обязанностей, несут материальную ответственность в общегражданском порядке (гл. 59 ГК РФ).
Ответственность государственного служащего как за непосредственный (прямой), так и за опосредованный имущественный вред, причиненный государственному органу, с которым он состоит в служебных отношениях, регулируется нормами Трудового кодекса РФ. При этом государственный служащий, во-первых, обязан возместить причиненный им действительный (реальный) имущественный вред и, во-вторых, он может привлекаться к ограниченной или полной материальной ответственности на основании правовых предписаний Трудового кодекса РФ.
Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.
Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.
В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:
1) злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
2) превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;
4) получение взятки (ст.290 УК РФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;
5) дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача взятки должностному лицу лично или через посредника;
6) халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
7) контрабанда (ст.188 УК РФ) — перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.
Гражданско-правовая ответственность государственных служащих
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Контрольная работа
по Правовым основам государственной службы РФ
тема: Юридическая ответственность государственных служащих за их
деятельность
План
Введение
1. Уголовная
ответственность
2.
Административная ответственность
3.
Дисциплинарная ответственность
4.
Гражданско-правовая ответственность
Заключение
Литература
Правонарушения государственных
служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными
полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают
непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а
потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием
для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих
служебных обязанностей.
Юридическая ответственность
государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому
праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную
форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду
ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.
Нарушение государственными служащими
своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые
последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и
обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к
государственным служащим могут применяться следующие виды юридической
ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная,
гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.
Уголовные преступления
государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью
с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.
Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не
законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом
РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц
или по требованию администрации государственного органа.
Любое уголовно наказуемое деяние
по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного
служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного
преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При
этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и
оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления,
не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и
здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131
— 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за
деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных
обязанностей является уголовно наказуемым.
В УК РФ имеется ряд составов
преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные,
так и не должностные лица. Основные из них:
2) превышение должностных
полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно
выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и
законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов
общества или государства;
3) незаконное участие в
предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконного
участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует
должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь
покровительство в другой форме;
4) получение взятки (ст.290 УК
РФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде
денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за
действия (бездействия) в пользу взяткодателя;
5) дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача
взятки должностному лицу лично или через посредника;
6) халатность (ст.293 УК РФ) —
неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей
вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
7) контрабанда (ст.188 УК РФ) —
перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных
предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного
положения и др.
Административным правонарушением
признается посягающее на государственный или общественный порядок,
собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления
противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или
бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная
ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно
признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы
дублируются, например, в отношении военнослужащих.
От вида и тяжести
административного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всех
случаях вина признается необходимым элементом административного проступка
должностного лица. Нет вины — нет и административного прост��пка. Нередко
должностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий
(бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не
предвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная
вина также признается элементом состава административного правонарушения. Когда
должностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своих
действий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности. [1]
Административная ответственность
госслужащих выражается в применении к ним государственными органами,
должностными лицами и представителями административной власти административного
взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица
подлежат административной ответственности за административные правонарушения,
связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых
входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного
и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.
Ответственность должностных лиц
наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за
правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения
могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих
общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил
подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных
обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.
Особенно выделен вопрос об
административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на
которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории
госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за
нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима
в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения,
охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за
контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность
на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие
дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо
предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений
дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную
ответственность на общих основаниях.
Бывший госслужащий: трудности при приеме на работу
- долевая ответственность (каждый отвечает в пределах своей доли);
- солидарная ответственность (кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга);
- субсидиарная ответственность (при отказе основного должника от удовлетворения требования либо неполучении от него ответа кредитор приобретает право требования исполнения обязательства от лица, на которое возложена субсидиарная ответственность).
Основанием возникновения данного вида ответственности является наличие состава гражданского правонарушения.
Условия гражданско-правовой ответственности, образующие его состав, следующие:
- Противоправное деяние (действие или бездействие);
- Причинение имущественного или морального вреда;
- Причинно-следственная связь связь между правонарушением и вредом;
- Наличие вины причинителя вреда.
В некоторых случаях ответственность наступает при наличии не всех, а только некоторых условий. Например, владелец источника повышенной опасности отвечает за вред, причиненный третьим лицам, независимо от наличия вины.
Противоправное поведение может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия.
Вред — это последствия правонарушения, выразившиеся в умалении личного или имущественного блага.
Поскольку вред может быть причинен и личности, и его имуществу, различают два вида вреда: имущественный (материальный) и неимущественный.
Под материальным вредом понимают имущественные потери — уменьшение стоимости поврежденной вещи, уменьшение или утрата дохода, необходимость новых расходов и т.п. Он может быть возмещен в натуре (например, путем ремонта поврежденной вещи или предоставления взамен вещи того же рода и качества) либо компенсирован в деньгах.
Убытки — это денежная оценка имущественных потерь (вреда).
Из чего убытки складываются:
- из расходов, которые потерпевшее лицо произвело либо должно будет произвести для устранения последствий правонарушения;
- стоимость утраченного или поврежденного имущества потерпевшего;
- неполученные потерпевшей стороной доходы (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Кроме имущественного вреда противоправным поведением может быть причинен и моральный вред: физические или нравственные страдания гражданин. Моральный вред компенсируется по решению суда в денежной форме.
Вина в гражданском праве — это непринятие правонарушителем всех возможных мер по предотвращению неблагоприятных последствий своего поведения, необходимых при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру лежащих на нем обязанностей и конкретным условиям оборота.
Правило о вине как условии ответственности, предусмотренное в ст. 401 ГК, является диспозитивным, так как законом или договором может быть предусмотрено, что ответственность лица, нарушавшего обязательство, наступает независимо от его вины. Так, в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, отвечает перед потерпевшими лицами независимо от своей вины.
Виды ответственности государственных служащих
Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления. И на эту тему не раз говорилось в выступлениях Президента. Подтверждает актуальность проблем и практическая деятельность чиновников. Юристам-правоведам нередко приходится разбираться в весьма сложных конкретных ситуациях.
Для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная, административная, материальная, дисциплинарная, за исключением гражданско-правовой (имущественной) ответственности, что отражает комплексное правовое регулирование всего института государственной службы. Так, уголовная ответственность государственных служащих урегулирована нормами главы 30 УК РФ, которые распространяются на всех без исключения государственных служащих.
Особенности применения административной ответственности в отношении государственных служащих закреплены ст. 2.4 и 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материальная ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, так как не урегулирована специальными нормами о государственной службе.
Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению. В отношении гражданских государственных служащих как самой Российской Федерации, так и ее субъектов дисциплинарная ответственность применяется на основе норм главы 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания — это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).
Федеральным законом «О государственной гражданской службе» предусмотрены обязанности государственного служащего в связи с выполнением им деятельности, неразрывно с обязанностями связана и ответственность.
Невыполнение должностных обязанностей либо ненадлежащее их исполнение следует квалифицировать как дисциплинарный проступок. В соответствии со ст. 57 Закона представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- 1) замечание;
- 2) выговор;
- 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
- 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
- 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подпунктами «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Закона.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется в соответствии со ст. 286 УК РФ как преступление.
Исполнение должностных обязанностей связано с другой обязанностью — соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ, так как государственная служба основана на принципе законности (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ»). Гражданский служащий обязан выполнять общие инструкции, указания, приказы и распоряжения вышестоящих руководителей.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 настоящей статьи гражданский служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, профессиональная тайна, к которой относится несекретная информация о деятельности государственных органов, огран��чение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Руководител�� государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.
[3]
Должностное лицо называют лицо, осуществляющие функции представителя руководства (власти), занимающее временно или постоянно в государственных, общественных учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных функций, либо лицо, выполняющее эти функции по специальному полномочию.
В ходе выполнения своих должностных обязанностей гражданский служащий обязан:
[1]
Заметим, что закон устанавливает важное правило о том, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае же исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Кроме того, гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Обязанности должностных лиц можно разделить на стандартные трудовые обязанности (соблюдение дисциплины труда, требований охраны труда и т. п.) и должностные обязанности по выполнению функций организации.
Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных работнику согласно занимаемой должности функций и поставленных перед ним задач.
На практике иногда трудно бывает понять: есть или нет «неисполнение» (а то и «преступное неисполнение») своих должностных обязанностей ответственным должностным лицом.
Напомним, что «неисполнение» – это не совершение определенных действий, которые работник должен предпринимать для выполнения задачи, поставленной перед ним, т. е. фактически бездействие. Кроме того, «неисполнением» может быть и активное действие, на совершение которого установлен запрет. В любом случае «неисполнение» может обернуться правонарушением. Правонарушение – это действие, противоречащее закону, нарушающее нормы права. За правонарушения законом предусматривается юридическая ответственность. Правонарушения подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские преступления.
Ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, предусматривается Трудовым кодексом РФ (ст. 419), Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.27), Уголовным кодексом РФ (ст. 143, 145, 216, 217, 219, 236, 237).
Статьей 419 ТК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Гражданско-правовая ответственность регулируется Гражданским кодексом РФ.
Административная ответственность
Статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от одной тысячи рублей до пяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи рублей до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц – от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящую должность в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, предусмотренного законодательством Российской Федерации (ст. 3.11 КоАП).
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.