Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение такси от а до я какую систему налогов выбрать для такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.
Система ЕНВД для такси
Важно: с 2021 года ЕНВД такси больше не актуален! Те, кто ранее работал на этой системе налогообложения, должны теперь рассмотреть другие варианты.
До этого момента на системе ЕНВД работали многие таксопарки, поскольку она была до определенной степени выгодна: подходила для небольших служб такси (до 20 машин и до 100 водителей, трудоустроенных непосредственно в службе такси). Налог при этом рассчитывался по-разному для того или иного региона и мог быть понижен за счет страховых выплат. И даже то, что ЕНВД как система не действовала в Москве, не лишало ее популярности.
В 2021 года ЕНВД отменяют не только в такси, но и во всех других сферах деятельности, поскольку при всех вышеперечисленных плюсах были и не менее весомые минусы:
-
Для бизнеса с небольшим доходом система была нерентабельной;
-
При применении ЕНВД итоговый финансовый результат сложно было спрогнозировать;
-
Эту систему нередко применяли при дроблении бизнеса, чтобы уйти от более крупных налоговых выплат.
Наиболее оптимальный вариант — заключение агентского договора с водителями, сейчас по такой схеме работают уже все партнеры агрегаторов Убера/Яндекс такси/Гетт, кто разобрался в наиболее оптимальной схеме работы партнера агрегаторов такси. С водителями Вы заключаете договор как с физ. лицами, для работы с ними по агентскому договору регистрировать им ИП не требуется.
Самое главное для работы с водителями — это грамотно составленный агентский договор, который позволит Вам: 1.
Платить налог только с суммы Вашего агентского вознаграждения и не платить налог с денег водителей, которые поступают к Вам на счет и которые Вы потом перечисляете водителям.
2. Не платить налоги и взносы за водителей при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом водителей. Отмечу, что есть 3 формы заключения агентского договора: 1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает агентский договор — здесь думаю все понятно.
Какое налогообложение выбрать для такси
Упрощенная система налогообложения — один из самых популярных спецрежимов среди начинающих предпринимателей.
А рассмотрим отличия ОСНО от УСН. Какая система налогообложения лучше, традиционная или упрощенная? Какая выгоднее? Если вы не подавали заявления о выборе системы налогообложения, то по умолчанию считается, что компания работает именно на ОСНО.
Нет никаких ограничений для применения.
Таких систем две. Вот как правильно сделать между ними выбор? В России существует пять систем налогообложения: общая (ОСН), упрощенная (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и патентная система. Универсальной считается общая система. Но она слишком сложна для небольшого бизнеса в самом начале пути.
ЕНВД планируется отменить с 2022 года, поэтому начинать работу на этой системе бесперспективно.
ЕСХН применяется только в случае, если доля сельскохозяйственной деятельности в общем бизнесе составляла не менее 70%.
Фактически начинающим предпринимателям остается выбирать между двумя видами упрощенной системы налогообложения (УСН) и патентом. У ОСН есть одно неоспоримое преимущество — никаких ограничений на вид деятельности.
Как правильно оформить ИП на такси
Заняться перевозкой пассажиров – это не только прибыльное, но и интересное дело. Но, как и любой бизнес, перевозка имеет свои тонкости. Открыть ИП на такси и понять бизнес будет проще, если вы работали в этой сфере и знаете «кухню» изнутри.
Но что делать, когда опыта недостаточно?
Мы подскажем, какие особенности имеет этот вид бизнеса и с чем придется столкнуться начинающим предпринимателям. Деятельность такси включает в себя перевозку людей и небольших грузов по указанному заказчиком адресу.
Относится служба к общественному транспорту. Оплата производится после получения услуги в соответствии с тарифом и показаниям на счетчике.
Для работы в такси допускаются только те автомобили, которые прошли технический осмотр и безопасны для пассажиров.
Посчитаем выгоду на примерах
С финансовой точки зрения, стать индивидуальным предпринимателем и подключиться к агрегаторам напрямую — более выгодно. Особенно для тех, кто рассматривает данный вид деятельности в качестве основного заработка и планирует ежемесячно, и регулярно получать ≈ 100 тысяч рублей. То же и по получению прибыли от сдачи авто в аренду.
Такой заработок позволит быстро выйти в прибыль относительно расходов по созданию ИП.
Для наглядности проведем сравнение расходов по налогам при различных системах налогообложения.
Ниже условный пример. Возьмем ИП Игоря, который совершает поездок или получает прибыль от сдачи авто в аренду на 100 000 ₽ в месяц. Сравним ИП, которые работают как: самозанятый, через ИП по упрощенной системе налогообложения (УСН) и ИП на патенте.
Как платят транспортный налог индивидуальные предприниматели
Во все времена порядок уплаты дорожного налога для физических лиц (в т.ч. и ИП) одинаков, и 2021 год – не исключение. Вся процедура выглядит следующим образом:
- Для предпринимателя сотрудниками ИФНС рассчитывается заранее сумма налога. Она зависит от налоговой ставки и количества лошадиных сил в автомобиле. Если транспортное средство входит в перечень дорогостоящих, к нему применяется повышающий коэффициент. Узнать список роскошных автомобилей можно на сайте Минпромторга, он обновляется ежегодно. Для обычной техники коэффициент не применяется. Сведения для расчета берутся налоговиками на основании данных, предоставленных ГИБДД, ведь именно там происходит постановка машин на учет и выдаются документы на них. Если автовладелец зарегистрировал технику в одном регионе, а затем переехал в другой, для расчета будут применяться ставки по месту регистрации.
- ИП получает квитанцию. Она доставляется Почтой России по адресу регистрации самого предпринимателя. В организациях-юридических лицах все совершенно по-другому: там корреспонденция поступает по адресу нахождения предприятия.
- Предприниматель оплачивает налог. Для этого можно использовать банковский терминал, личный кабинет на официальном сайте банка, выпустившего пластиковую карточку, а также электронные деньги. При желании можно посетить офис финансового учреждения и оплатить все наличными.
Во избежание недоразумений рекомендуется сохранять квитанции об оплате – они могут пригодиться, если при зачислении сумм была допущена ошибка или при незачете денежных средств самими налоговиками.
Особенности сферы такси
Перед тем, как оформить ИП для такси, стоит проанализировать плюсы и минусы этого бизнеса.
Преимущества такси:
- У сферы такси нет территориальных ограничений. Вы можете предлагать услуги дальних перевозок, выезжать за пределы региона и дополнительно зарабатывать.
- Совокупная чистая прибыль от перевозок в такси — около 70%.
- Услуги такси требуются постоянно, а спрос не зависит от сезона и метеорологической обстановки. Более того, при плохих погодных условиях количество заказов только растет.
- Спрос на такси круглосуточный.
Недостатки сферы:
- Поездка на такси обходится клиентам дороже, чем на общественном транспорте. Это так или иначе может влиять на спрос.
- Как и во многих других сферах, работать с людьми не всегда просто. Например, если машина задержится из-за проблем на дороге, недовольные клиенты могут оставить жалобы и негативные отзывы. Подобных случаев в такси много. ИП должен сохранять клиентоориентированность даже в ситуациях, когда водитель объективно не виноват.
- В сфере перевозок высокая конкуренция. Чтобы выделиться среди крупных и популярных сервисов и нелегальных перевозчиков, нужен хороший маркетинговый план.
Как оформить лицензию для ИП на такси
Кроме учредительных документов предпринимателя, для легальной работы в такси нужно получить лицензию. Речь идет о специальном разрешении на перевозки пассажиров.
Где оформляют этот документ:
- в территориальных отделениях Министерства транспорта РФ;
- в региональных транспортных департаментах.
Выбор системы налогообложения
Каждый налоговый режим имеет свои преимущества и недостатки. Чтобы оказаться в наиболее выгодных условиях, следует учитывать специфику работы службы такси. Все возможные режимы налогообложения для предпринимателя таксиста можно представить в сравнительной таблице:
ОСНО | ЕНВД | УСН | ПСН | |
---|---|---|---|---|
Ставка налога | 13 % на весь доход 18 % НДС |
15 % от вмененного дохода (за вычетом страховых взносов) | 6% от доходов 15 % от разницы доходы минус расходы |
0.06 |
Условия | Несколько видов отчетности, налоговое бремя повышено | Декларация сдаётся 4 раза в год, максимум 20 машин в таксопарке | Декларация 1 раз в год, ведение учета доходов и расходов | Нет отчетности, покупается только на один вид деятельности |
Подходит ли для такси? | Для ИП невыгодно | Зависит от региона, так как не везде таксист ИП может его применять, продлен до 2020 года | Подходит | Самый выгодный |
Новая система расчета с пассажирами
Пока что старые бланки строгой отчетности находятся в ходу у таксистов. Они заменяют им кассовые чеки, так как ИП могут не применять кассовые аппараты, но обязаны выдавать БСО при получении платы за услуги перевозки. Но с июля 2018 года все они должны будут перейти на новую систему расчета с пассажирами.
По сути, новые виды БСО представляют собой квитанции, сформированные в электронном виде и выведенные на печать с использованием автоматизированной системы таксометра. Такая система заменяет старую отчетную книгу БСО, которую раньше предприниматели вели на бумаге.
Новый образец заполнения БСО для такси на ИП должен содержать длинный перечень реквизитов. Среди них есть:
- название и порядковый номер;
- данные ИП;
- марку и номер автомобиля, как место расчета, место регистрации предпринимателя или адрес сайта, если оплата происходит электронными платежными системами;
- режим налогообложения и признак расчета (приход, возврат, расход);
- описание услуги;
- сумма платежа и способ расчета (наличными деньгами или безналичный расчет);
- сведения о контрольно-кассовой технике: заводской и регистрационный номер;
- адреса электронной почты таксиста ИП и клиента, если БСО отправляется через интернет.
Таким образом, новые БСО для такси представляют собой интернет-чеки, которые автоматически в режиме онлайн направляются в налоговую. Клиент тоже может получить БСО на свой адрес электронной почты. Для реализации этого механизма понадобится приобрести новое кассовое оборудование или специальный таксометр, которые должны присутствовать в каждой машине таксопарка.
Прямой партнер Яндекс Такси: ИП на личном автомобиле
У многих водителей возникает интерес к вопросу, как стать прямым партнером в такси от Яндекса, если уже есть свой личный автомобиль, есть желание работать именно на нем и возможно ли это в принципе.
Ответ будет утвердительным: да, можно, если претендент и его автомобиль будут соответствовать строгим требованиям перевозчика. Перед тем, как устраиваться на работу в Яндекс, водитель должен получить статус индивидуального предпринимателя, который даст ему право получить лицензию. Только после этого он будет официально трудоустроен в компании.
Чтобы обзавестись лицензией или в случае, если возникли проблемы с ее получением, нужно обратиться в Росгостакси или другую подобную организацию, специалисты которых помогут в кратчайшие сроки оформить столь важный документ, без которого устроиться на работу в Яндекс Такси невозможно.
В таких компаниях можно воспользоваться возможностью и приобрести полностью весь пакет услуг, который включает в себя оформление лицензии, получения права считаться ИП и даже подключиться к Яндекс-перевозчику без лишних проблем.
Что, куда и сколько надо будет платить?
При осуществлении перевозок легковым такси ИП может выбрать одну из следующих систем налогообложения:
1. ОСНО (основная система налогообложения). Эта система предусматривает уплату НДФЛ в размере 13% и НДС в размере 18%. Это самый невыгодный для ИП-таксиста вариант. Достаточно громоздкий налоговый учет доходов и расходов, много отчетности и высокая доля налогов, подлежащая уплате в бюджет.
2. УСН (упрощенная система налогообложения). Можно платить 6% со всей выручки или 15% с разницы между доходами и расходами. Более удобный вариант после ОСНО.
3. ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Отчетность предоставляется раз в квартал, а налог исчисляется в определенной сумме исходя из количества автотранспорта. Но имеются ограничения: ЕНВД нельзя применять ИП, у которого количество автомашин, занятых в такси, превышает 20 штук, и если закон о применении ЕНВД не принят властями региона, на территории которого ИП осуществляет свою деятельность. Также следует помнить, что ЕНВД будет действовать до 01.01.2021 года.
ОКВЭД — это уникальный код, который бизнесмен выбирает при оформлении своей деятельности. Фактически кодовое обозначение требуется исключительно госорганам, специализирующимся на проверке деятельности служб такси.
Для выбора кодов следует воспользоваться утвержденным списком разновидностей экономической деятельности. Кодом 22 обозначается деятельность по перевозке пассажиров. Код 49.32 обозначает деятельность такси как основной вид, код 49.93.3 — нерегулярные перевозки пассажиров на сухопутном транспорте как дополнительный вид.
В момент первичной регистрации ИП основные и дополнительные виды работ фиксируются бесплатно. Впоследствии для добавления новых кодов взимается плата.
Ответственность за работу в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Кроме того, в последний день прошлого 2021 года депутаты внесли на рассмотрение законопроект № 69583-7, который ужесточает ответственность за деятельность без разрешения на такси. Пока ещё законопроект не прошёл даже первое чтение, но если он будет принят в предложенном варианте, то размеры административных санкций будут такими:
- за перевозку пассажиров без разрешения на такси: 30 000 рублей на водителя, а при повторном нарушении – такой же штраф и лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев;
- за передачу заказа на перевозку водителю, не имеющему разрешения на такси, диспетчерская служба наказывается штрафом от 350 000 до 450 000 рублей, а должностное лицо – на сумму 45 000 рублей (вместо штрафа возможно приостановление деятельности на срок от 14 до 90 дней).
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Отношения агрегаторов с партнерами
Рассмотрим цепочку по порядку. Оговоримся, что партнеров-посредников в цепочке может быть несколько, но на таких схемах мы останавливаться не будем.
Рассмотрим взаимосвязь «агрегатор — партнер». Как уже было сказано, Яндекс.Такси работает только так. Напрямую с водителем агрегатор может работать только при условии, что водителем является ИП (схема № 1).
Итак, агрегатор заключает с партнером:
Таким договором агрегатор закон не нарушает и, надо полагать, уплачивает налоги с вознаграждения за оказываемые услуги, а также со своего агентского вознаграждения.
Если партнером Яндекс.Такси является водитель — ИП, то мы говорим о схеме № 1, которая является полностью законной. Сюда же можно отнести законную схему № 2, где партнером является ООО, у которого заключены трудовые договоры с водителями.
Покажем на рисунке, как работают эти схемы и почему они законны.
Система ЕНВД для такси
Важно: с 2021 года ЕНВД такси больше не актуален! Те, кто ранее работал на этой системе налогообложения, должны теперь рассмотреть другие варианты.
До этого момента на системе ЕНВД работали многие таксопарки, поскольку она была до определенной степени выгодна: подходила для небольших служб такси (до 20 машин и до 100 водителей, трудоустроенных непосредственно в службе такси). Налог при этом рассчитывался по-разному для того или иного региона и мог быть понижен за счет страховых выплат. И даже то, что ЕНВД как система не действовала в Москве, не лишало ее популярности.
В 2021 года ЕНВД отменяют не только в такси, но и во всех других сферах деятельности, поскольку при всех вышеперечисленных плюсах были и не менее весомые минусы:
Для бизнеса с небольшим доходом система была нерентабельной;
При применении ЕНВД итоговый финансовый результат сложно было спрогнозировать;
Эту систему нередко применяли при дроблении бизнеса, чтобы уйти от более крупных налоговых выплат.
Отказ от ЕНВД, как сообщают законотворцы, должен будет способствовать развитию здоровой конкуренции и созданию равных условий для ведения бизнеса. А таксопаркам, тем временем, предлагают перейти на одну из следующих схем налоговых выплат.