Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дознание как форма предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Окончание предварительного расследования
Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.
Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).
Комментарий к ст. 150 УПК РФ
1. Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (см. ч. 2 ст. 20) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (см. коммент. к ст. ст. 318 — 319).
2. Форма расследования как система организации данной стадии может быть усложненной (предварительное следствие) или упрощенной (дознание) в зависимости от общественной опасности преступления. Общественная опасность определятся квалификацией преступления по конкретной норме Особенной части УК (о предметной подследственности см. коммент. к ст. 151).
3. Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Об исключениях см. коммент. к ч. 4 ст. 150. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее недопустимость полученных доказательств (ч. 3 ст. 7), прекращение дела, постановление оправдательного приговора, отмену обвинительного приговора (ст. 381). Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. См. коммент. к ст. ст. 38 и 151.
4. О дознании см. коммент. к ст. 223.
5. По делам частного обвинения дознание производится в тех случаях, когда эти дела возбуждены дознавателями ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) с согласия прокурора в связи с неспособностью пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу зависимого, беспомощного состояния, невозможностью самостоятельно установить преступника или иным причинам (ч. 4 ст. 20 УПК). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319). См. коммент. к ч. 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, ст. 147; ч. 3 ст. 318.
Норма, предусмотренная п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК, конкурирует с нормами, предусмотренными п. п. 11 — 12 ч. 2 ст. 37. Из сопоставления этих норм следует вывод, что прокурор вправе дать письменное указание о производстве дознания по преступлениям небольшой или средней тяжести (не указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150) только до того момента, как по ним началось предварительное следствие. Согласно ст. 37 УПК (п. п. 11 — 12 ч. 2) передача уголовного дела от органа следствия органу дознания невозможна. В связи с этим дача указания прокурором о производстве дознания на основании п. 2 ч. 3 ст. 150 возможна в двух случаях:
— в стадии возбуждения уголовного дела при вынесении постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);
— после проведения органом дознания неотложных следственных действий до передачи уголовного дела руководителю СО (ст. 157).
6. Дознание не производится по тем преступлениям, по которым установлена обязательность предварительного следствия по персональному признаку (о понятии персональной подследственности см. коммент. к ст. 151). В настоящий момент таких случаев два:
1) производство предварительного следствия обязательно по делам лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 1 ст. 434 УПК), — следователями тех органов, к предметной подследственности которых относится данное деяние;
2) производство предварительного следствия обязательно по делам о преступлениях, совершенных в отношении лиц, указанных в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК в связи с их профессиональной или служебной деятельностью.
7. Прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение.
Формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает две основные формы (два процессуальных порядка) производства предварительного расследования: дознание (упрощенная форма) и предварительное следствие (основная форма). Подобная дифференциация обусловлена большим количеством как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок, например различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.
Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок осуществления того и другого очень близок. Это, в частности, выражается в общих условиях предварительного расследования, в единых способах собирания и проверки доказательств, в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц, в идентичных средствах государственного принуждения и т. д. И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями; деятельность обоих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Приостановление и возобновление предварительного следствия
В процессе предварительного расследования нередко возникают различные объективные обстоятельства, исключающие возможность производства следственных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, которые, в свою очередь, делают невозможным окончание досудебного производства по уголовному делу и направление его материалов в суд. Такие обстоятельства могут существовать довольно длительный период времени и обусловливают процессуальную пассивность органов предварительного расследования. Поэтому законодатель предусматривает возможность приостановления предварительного расследования.
Приостановление предварительного следствия — это временное прекращение досудебных уголовно-процессуальных отношений, обусловленное объективно сложившимися обстоятельствами, исключающими возможность производства следственных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Таким образом, основания для приостановления предварительного расследования всегда представляют собой объективные, не зависящие от волеизъявления органов дознания или предварительного следствия обстоятельства, сопряженные с отсутствием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
Эти основания регламентированы ч. 1 ст. 208 УПК. Условно их можно разделить на две группы:
1) основания, обусловленные процессуальными сроками, по которым приостановление предварительного расследования допускается лишь по истечении установленного по данному уголовному делу срока до знания или предварительного следствия. Эта группа включает два следующих основания: а) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; б) подозреваемый или обвиняемый скрылся от органов предварительного расследования либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
2) основания, не обусловленные процессуальными сроками, по которым предварительное расследование может быть приостановлено и до окончания его срока. В эту группу включены следующие основания: а) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует; б) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. К подобным заболеваниям относятся психические расстройства и болезни, лечение которых проистекает в медицинских стационарах или при постельном режиме.
При этом вне зависимости от основания предварительное расследование может быть приостановлено только в случае, если по уголовному делу выполнены все остальные следственные действия и иные процессуальные мероприятия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и приняты меры по его установлению либо розыску (ч. 5 ст. 208 УПК).
Процессуальное решение о приостановлении предварительного расследования оформляется постановлением дознавателя или следователя, копия которого направляется прокурору. О приостановлении предварительного расследования уведомляются потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Одновременно им разъясняется порядок обжалования данного решения руководителю следственного органа, прокурору или в суд. В случае приостановления предварительного следствия по не обусловленным процессуальными сроками основаниям об этом уведомляются также подозреваемый (обвиняемый) и его защитник.
На практике нередко возникает ситуация, когда по уголовному делу, расследуемому в отношении нескольких лиц, основания для приостановления касаются не всех, а только одного или нескольких соучастников. В этом случае в соответствии с ч. 3 ст. 208 УПК уголовное дело в отношении этих лиц может быть приостановлено после выделения в отдельное производство в порядке ст. 154 УПК.
По приостановленному уголовному делу не допускается проведение ни следственных действий, ни иных процессуальных мероприятий, а также вынесение постановлений, направленных на решение задач предварительного расследования.
Вместе с тем в целях завершения досудебного производства и на правления его материалов в суд законодатель обязывает следователя (дознавателя), приостановившего уголовное дело, осуществлять различные непроцессуальные мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, исключивших участие подозреваемого или обвиняемого (ст. 209 УПК). В частности, это может выражаться в направлении в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям запросов, писем, телефонограмм и в истребовании от них различных документов.
Более того, следователь вправе по приостановленному уголовному делу поручать органам дознания проведение различных ОРМ, в том числе организацию розыска скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, и контролировать ход их осуществления.
В частности, Председатель Следственного комитета РФ предписывает следователям вверенного ему ведомства не реже одного раза в месяц запрашивать и получать информацию о результатах исполнения поручения из органа, осуществляющего ОРД, а в необходимых случ��ях обращаться с ходатайством к прокурору о проверке исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по конкретному делу.
Розыск представляет собой систему непроцессуальных мероприятий, направленных на установление места нахождения скрывшегося подозреваемого или обвиняемого в целях его фактического задержания и доставления в органы предварительного расследования (ст. 209 УПК). По территории проведения розыск может быть: местным, федеральным или международным. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного расследования, так и одновременно с его приостановлением. Поэтому следователь (дознаватель) либо выносит отдельное постановление о розыске лица, либо указывает об этом в постановлении о приостановлении предварительного расследования. В случае обнаружения разыскиваемого он может быть задержан органом дознания по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном гл. 12 УПК. При наличии соответствующих оснований в отношении его может быть избрана мера пресечения, в том числе заключение под стражу.
Возобновление приостановленного предварительного следствия — это процессуальная процедура, которая заключается в восстановлении всех ранее приостановленных правоотношений ввиду устранения обстоятельств, исключающих возможность участия в уголовном деле лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, или ввиду появления новых обстоятельств, требующих производства ряда процессуальных мероприятий без его участия.
Так, согласно ч. 1 ст. 211 УПК предварительное расследование возобновляется в случаях, если: а) отпали основания его приостановления; б) возникла необходимость производства новых следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого или обвиняемого. Решение о возобновлении производства по уголовному делу оформляется соответствующим постановлением следователя (дознавателя). О возобновлении предварительного расследования сообщается подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему и другим заинтересованным лицам, а так же прокурору.
Уголовное дело может быть также возобновлено на основании постановления прокурора (ч. 11 ст. 211, ч. 31 ст. 223 УПК), руководителя следственного органа — для предварительного следствия (ч. 2 ст. 211 УПК) либо руководителя подразделения дознания — для дознания (ч. 31 ст. 223 УПК) в связи с отменой постановления следователя (руководителя следственного органа) или дознавателя о приостановлении предварительного расследования.
Период и порядок проведения
Общий период проведения этого процесса составляет месяц, но разрешено продлевать его еще на месяц. В определенных ч. 4 и ч. 5 ст. 223 УПК РФ случаях его могут продлить на полгода или даже год, но на практике это встречается нечасто.
Кто является органом дознания на практике в РФ? Дознание производят уполномоченные на этот процесс инстанции. К ним относятся:
- инстанции ОВД (сюда относятся и те, кто по ФЗ могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью);
- органы ФССП РФ;
- начальники военных частей;
- капитаны судов – морских и речных (если правонарушение имело место во время плавания);
- главы дип. представительств и консульств РФ.
Внимание! Решение о приостановлении или возобновлении процедуры могут принимать только два должностных лица: прокурор и руководитель отдела дознания.
Обычно приостановление производства по проведению дознания происходит, если виновник происшествия не был установлен, или была доказана его невиновность в полном объеме.
Возобновление всего процесса происходит в тех случаях, когда прокурор или начальник органа дознания выяснили, что существуют пробелы при расследовании дела. Тогда оно возвращается тому же дознавателю, который обязан ознакомиться с замечаниями вышеуказанных лиц и устранить их.
Чем отличается следствие от дознания?
Аня Вишневская 1126 3 года назад эксперт темы я тупой
Я так понимаю, Вы о предварительном следствии.
Для начала определение.
Предварительное следствие это регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.
Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Таким образом, только процессуальная деятельность органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, может называться дознанием. Производство неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ не является дознанием.
Нельзя не сказать в таком вопросе и некоторых схожествах. Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса — стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков:
1. Органы, которые проводят эти процессуальные действия:
Предварительное следствие производится:
-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
-следователями органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК РФ;
-следователями органов внутренних дел РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
-по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления. В случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ оно производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело
Дознание производится:
-дознавателями органов внутренних дел РФ — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6, 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 3 ч. 3. ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями таможенных органов РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
2. Действия, выполняемые при выполнении своей обязанности.
Органы предварительного следствияпри расследованию преступлений используют только следственные (допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, опознание, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию) и иные процессуальные действия.
Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия), которые проводятся с помощью специальной оперативной техники (информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде ), научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска.
3.Подследственность уголовных дел.
К предварительному следствию отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.
К дознанию отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести.
По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК).
-Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.
Отличительные особенности дознания от предварительного следствия
Уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие (ч.1 ст. 150 УПК РФ).
Предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.
Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовным дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознания.
В соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:
- следователями Следственного комитета Российской Федерации;
- следователями органов федеральной службы безопасности;
- следователями органов внутренних дел Российской Федерации.
Предварительное следствие как форма предварительного расследования
Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.
Существует два вида предварительного расследования:
- Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
- Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.
Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.
Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:
- осматривать место преступления;
- проводить следственный эксперимент;
- обыск (с разрешения прокурора);
- производить изъятие улик;
- запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
- проводить допросы и очные ставки;
- предъявлять опознания личности;
- назначать судебную экспертизу.
Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.
Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.
В сущности, дознаватель делает то же самое, что и следователь – расследует уголовные дела о преступлениях. Но, в отличие от органов следствия, дознание, как правило, занимается делами, не представляющими большой сложности. К примеру, российским дознавателям весьма часто приходится расследовать такие преступления, как повторное управление ТС в состоянии опьянения (ст. 264.1 УК РФ) или угрозу убийством (ст. 119 УК РФ).
По аналогии со следствием, дознаватели также имеются в нескольких правоохранительных ведомствах России: МВД, судебные приставы, пограничная служба ФСБ, таможня, МЧС.
К примеру, дознаватели службы судебных приставов занимаются, преимущественно, уголовными делами о невыплате алиментов. «Главный» состав преступления у дознавателей-пограничников – это незаконное пересечение границы (ст. 322 УК РФ). Дознание органов пожарного надзора занимается делами, связанными с пожарами, за исключением умышленных поджогов.
К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:
- Главного судебного пристава РФ.
- ОВД Российской Федерации.
- Оперативные подразделения ФСБ РФ.
- Главного военного пристава.
- Федеральную пограничную службу.
- Главных судебных приставов субъектов РФ.
- Командиров соединений, воинских частей.
- Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
- Органы противопожарной службы России.
- Начальников военных гарнизонов или учреждений.
Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:
- Прокуратуры.
- ОВД.
- ФСБ.
При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.
В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.
Основное внимание в организации следственных мероприятий уделяется повышению мастерства и профессионального уровня сотрудников, их умению качественно и грамотно проводить и организовывать расследования. Благодаря существующей сегодня законодательной базе сфера влияния структуры достаточно широка. Так, на основании подследственности, установленной нормативными актами, сотрудники структуры выполняют предварительное следствие по делам о более чем 70% совершаемых преступлений в стране.
В их числе больше 91% составляют правонарушения экономического характера. Раскрыть многие из этих дел в состоянии только профессионалы высокой квалификации. Сотрудники структуры всегда видят свой долг в способности достойно реагировать на вызов времени, повышать свой уровень, совершенствовать приемы и методы, внедрять достижения научного прогресса в работу. Труд следователей достаточно тяжел. Его значение сложно переоценить, в особенности теперь, когда преступность приобретает более ожесточенный характер, который проявляется зачастую в терроре и насилии.
С каждым годом отмечается появление новых сложностей в деятельности следственной системы. Преступники все чаще сегодня действуют изощренно, используют при правонарушениях методы, значительно затрудняющие их исследование и раскрытие. В связи с этим руководству органов прокуратуры рекомендовано применять специализацию в ходе расследования дел об умышленных убийствах, взяточничестве, хищении имущества и прочих сложных с доказательной точки зрения проступках.
Это на практике значит, что одна группа специализируется на раскрытии преступлений, которые связаны с бытовыми конфликтами, другая – с ущемлением личностных прав, третья – с получением взяток и так далее. При выборе категории дел и назначении сотрудников для их ведения необходимо учитывать степень их квалификации и опыт, профессиональную ориентацию, то есть предрасположенность следователя к расследованию конкретного вида правонарушения. Как показывает практика, при грамотно организованной специализации повышается эффективность раскрытия преступлений, считающихся сложными по доказательной стороне и юридической оценке.
Первое, что нужно знать о дознавателе — он является должностным лицом и входит в штат сотрудников органов дознания. Основная их часть находится в подчинении у Министерства внутренних дел, основными представителями какового являются работники таких правоохранительных органов, как полиция.
Также работать на должности дознавателя могут сотрудники, относящиеся к таким службам, как органы таможенного контроля или ФСБ. Также эту должность можно встретить в налоговой службе или органах, занимающихся пожарным надзором.
Дознаватели участвуют в расследованиях и разбирательствах, которые касаются мелких уголовных дел. Также их часто назначают на разбор административных нарушений. В общем, в их компетенцию входят дела, которые не могут повлечь за собой общественный резонанс и не создают высокой опасности для социума в целом.
Когда дознаватель проводит расследование, то он имеет право вызывать на разговор людей, причастных к рассматриваемому делу. Но подозреваемый, если он есть, выступает там как один из свидетелей, а не как обвиняемый. Также у дознавателей нет возможности делать обвинительное заключение. В его компетенцию входит только составление документа под названием обвинительный акт.
Если просуммировать, то можно сказать, что дознаватель — должностное лицо, занимающееся расследованием мелких правонарушений. Они могут быть связаны с любой частью законодательства. Так, в их ведении будет находиться дело о небольшом поджоге, например, или о незначительных махинациях со стороны служителей таможенного контроля.
Дознание и следствия — в чем разница
Для того, чтобы разобраться в различиях между этими двумя следственными мероприятиями, нужно обратиться к их определениям.
Дознание, организуемое дознавателем, может расследовать только мелкие правонарушения и преступления, не требующие присутствия следователя. Это понятно из названия и того определения, которое дано должности «дознаватель» в законодательстве Российской Федерации.
Следствие — форма расследования и разбирательства дел, которые перечисляются в Уголовно-процессуальном Кодексе России. А именно в статье 151 УПК. Обычно это преступления, которые характеризуются законом, как тяжкие или особо тяжкие. И они проводятся в том случае, если сразу подозреваемого установить нет никакой возможности. После того, как следователь проводит это мероприятие, он имеет право выписать обвинительное заключение.
Таким образом можно сделать один верный вывод. Самое главное различие между дознанием и следствием лежит в той же области, что и разница между следователем и дознавателем. Это — состав дела, которое будет расследоваться. Если оно является мелким правонарушением или административной тяжбой, то попадает под сферу влияния дознаний. Если это — тяжкое, уголовное преступление, то за работу берется следователь. Ещё одно отличие лежит в наличии лица, которого можно назвать виновным или подозреваемым. Дознание может проводиться по преступлениям, указанным в части 3, которая относится к статье, указанной выше.
У дознания есть свои сроки, во время которых нужно выявить подозреваемого или виновного. Это — двадцать суток. После того, как они истекают, дознаватель имеет право продлить сроки следственного мероприятия, если на то есть веские основания. Таким образом, дознание можно продлить на десять лишних дней. И если после того, как все выделенное время закончилось, а виновного всё ещё нет, то за работу берется следователь. Тогда у него есть право начать следствие по этому делу.
(9 голос., средний: 4,70 из 5)
В чем разница между дознанием и следствием?
Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.
Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.
Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.
Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.
В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.
При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.
Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.
Стоит отметить, что оба действия эффективно дополняются, результатом чего является своевременное и эффективное раскрытие преступлений, выявление совершивших их лиц, поиск и поимка преступников.
Несмотря на множество подобных черт, как дознание, так и предварительное следствие имеют существенные различия по органам, которые реализуют соответствующие действия.
Они даже входят в различные ведомственные системы. Так органы дознания ввиду особенности структуры правоохранительной системы, а также поддержания характерного набора требуемых операций, существует намного больше, чем собственно органов следствия.
Также процедуры обоих типов указанной деятельности существенно отличаются в соответствии с последовательностью уголовных дел.
Органы дознания обслуживают гораздо большее количество операций, связанных с преступлениями малой и средней тяжести.
Наиболее часто дознавательным органам отделений приходится иметь дело с преступлениями в области социального взаимодействия граждан, а также охраны порядка. Данное виды преступлений классифицируются как намного менее опасные и сложные.
В то же время, компетенция следователей предполагает расследование дел о тяжких и особо тяжких видах преступлений, которые представляют собой намного большую опасность для общественности, а также сложность и трудоемкость в процессе осуществления операций.
Процессуальный режим двух этих видов деятельности также существенно отличается. В делах, где существует необходимость обязательного следствия на предварительной основе, все действия осуществляются уже в течение 10 суток с факта возбуждения дела.
Стоит отметить, что закон не предусматривает продление этого срока, поэтому специалисты должны сделать все возможное за эти 10 дней.
Если говорить о дознании, то в данном случае законом предполагается 30 суток непосредственно с момента возбуждения самого уголовного дела. Кроме того, надзирающий прокурор имеет право продлить этот период еще на 30 суток.
Доступность документации после завершения дознания или следствия также существенно различается.
Так после окончания всех операций, связанных с предварительным следствием, ознакомиться с материалами на полной или частичной основе, кроме документов, описанных во второй части статьи 317.4 уголовно правового кодекса, могут и гражданский истец, и потерпевший, и гражданский ответчик. Для этого, разумеется, потребуется ходатайство.
Что касается дознания, то после окончания исчерпывающего расследования по соответствующему делу, право ознакомиться с документами предоставляются только потерпевшему либо его представителю согласно ходатайства.
Дела, которые предполагают обязательность предварительного следствия, обеспечивают следователю возможность давать поручения органам дознания для реализации всех перечисленных операций.