Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «При проверке доначислили НДФЛ…». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В стандартной ситуации взыскание долгов с ИП мало чем отличается от аналогичной процедуры для простых физических лиц. Первоначально кредиторы просто начнут напоминать о задолженности и просить ее погасить. Банки, МФО и крупные поставщики при этом сразу начнут начислять неустойку и штрафы, предусмотренные договором.
Срок исковой давности по налогам физических лиц
Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.
Размер недоплаты |
Срок предъявления претензий |
От 500 руб. |
90 дней. |
До 500 руб. |
12 месяцев со дня просрочки. |
Административная ответственность за налоговые правонарушения
Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.
Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.
Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения
Нарушение |
Административная ответственность |
---|---|
Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок | Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции. |
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам | Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности. |
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля | Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя. |
Грубое нарушение требований к бухучету | К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности. |
Взыскание долгов с индивидуального предпринимателя
Если уговорить должника у кредитора не вышло, он может попробовать привлечь к этому профессиональных взыскателей – коллекторов. Они фактически тоже только напоминают о долгах, но делают это более настойчиво. Некоторые из коллекторских агентств не стесняются и вовсе идти на нарушение закона, доходя до угроз применения физического насилия, оскорблений и прочего.
В случае, когда внесудебные процедуры результатов не дают, должнику выставляется официальная претензия и начинается подготовка документов для подачи заявления в суд. В зависимости от характера долга, его суммы и других условий кредитор может обратиться в судебные органы с заявлением на выдачу приказа или иском.
Приказ выносится в течение нескольких дней только на основании документов и без вызова сторон спора. Должник может его отменить, подав соответствующее заявление в суд в течение 10 дней с момента получения копии документа.
Иски рассматривают на судебном заседании. При этом суд не только анализирует документы, но и выслушивает доводы всех участников дела. После этого он принимает решение. Если требования кредитора удовлетворены, он может получить исполнительный лист (ИЛ) и обратиться с ним к приставам.
Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист и в банк, где у должника открыты счета. Но часто это делать неудобно, т. к. этой информации у кредиторов обычно просто нет, а денег у ИП на банковском счете может не оказаться.
Сотрудники ФССП после поступления документов от взыскателя возбуждают исполнительное производство. В ходе него они могут применять различные меры для исполнения судебного решения:
- списывать деньги со счетов должника в банках;
- удерживать часть средств из зарплаты задолжавшего гражданина;
- арестовывать, изымать и продавать имущество;
- запрещать выезд за пределы РФ.
Неуплата страховых взносов
Каждый предприниматель, независимо от наличия доходов от бизнеса, должен платить страховые взносы за себя. Срок уплаты обязательной суммы взносов – в любое время не позднее 31 декабря текущего года.
Для дополнительного взноса в сумме 1% от годовых доходов, превышающих 300 тысяч рублей, установлен другой срок уплаты. Если вы получили в 2022 году доход выше этого лимита, то дополнительный внос можно заплатить до 1 июля 2023 года.
Надо ли платить штрафы ИП за неуплату страховых взносов? Это зависит от того, правильно ли были рассчитаны взносы. По мнению Минфина (письмо от 24 мая 2017 г. N 03-02-07/1/31912), наказывать ИП за неуплату страховых взносов штрафом нельзя, если их сумма не была занижена намеренно или по ошибке.
Соответственно, если взносы начислены верно и правильно отражены в своевременно сданной отчётности или расчёте, то нарушение срока их уплаты приведёт только к начислению пени, но не к штрафу.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности
Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.
Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:
- в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
- во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.
Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.
Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.
Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:
- 2018 год – налоговый период;
- до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
- при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
- 2020 год – первый год;
- 2021 год – второй год;
- 2022 год – третий год;
- с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.
Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.
Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:
- уплата суммы задолженности;
- ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
- смерть физического лица;
- принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).
Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).
Взыскание недоимки по налогам с организации – бесспорный и судебный порядок
- если у организации-налогоплательщика открыт лицевой счет;
- — если налоговая обязанность налогоплательщика возникла из-за изменения налоговыми органами квалификации сделки, статуса и характера деятельности налогоплательщика;
- — в случае взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), и наоборот;
- — если налоговая обязанность налогоплательщика возникла по результатам проверки налоговым органом полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- — если решение о принудительном взыскании не было принято налоговым органом в установленный законодательством двух-месячный срок.
Пояснения по вопросам восстановления сроков давности
Период, закрепленный ст. 48 НК, может быть пропущен по тем или иным обстоятельствам. При этом в статье закреплена возможность его восстановления по ходатайству контролирующего органа. Разъяснения по вопросам применения этой возможности неоднократно давались Высшими инстанциями.
Так, в частности, в пленарных постановлениях от 11.06.1999 ВС № 41 и ВАС № 9 указано, что судам общей юрисдикции при рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания на имущество граждан, не являющихся предпринимателями, с целю погашения неисполненных перед бюджетом обязательств по уплате сборов, налогов, взносов, пеней и штрафов, необходимо тщательно проверять, не истек ли срок давности по указанным претензиям. Имеются в виду не только периоды, предусмотренные п. 3 ст. 48, но и закрепленные в п. 1 ст. 115 НК. Необходимо учитывать, что указанные сроки являются пресекательными, т. е. не подлежащими восстановлению.
В результате на практике суда отказывают контролирующим органам в удовлетворении ходатайств о восстановлении пропущенных сроков по требованиям о взыскании налогов, взносов, пеней, штрафов и сборов с физлиц. Эта позиция обуславливается стремлением установить баланс между публичными интересами и защитой прав плательщиков. Такой подход признается дополнительной гарантией для физлиц, не являющихся предпринимателями. Кроме того, он позволяет компенсировать упрощенный порядок приказного судопроизводства в таких делах.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, требование о взыскание можно направить в судебную инстанцию общей юрисдикции в течение полугода с момента истечения срока, отведенного на исполнение ответчиком обязательств перед бюджетом.
Если в течение 3-х лет с даты окончания периода для исполнения самого первого требования об отчислении обязательных платежей, учитываемого контролирующим органом, при расчете совокупной суммы налога, взноса, сбора, штрафов, пеней, подлежащих взысканию, превысил 3 тыс. руб., исчисление срока начинается с момента, когда возникло это превышение. Если размер требований меньше 3000 руб., заявление подается в течение 6 мес. с даты истечения трехлетнего срока.
Если установленные периоды были пропущены по уважительной причине, суд может восстановить их.
Ст. 48 НК РФ с комментариями
Закрепляя в нормах исключительно судебный порядок взыскания недоимок, законодатель стремится реализовать принцип неприкосновенности частной собственности, предусмотренный ст. 35 Конституции. В п. 3 этой нормы установлено, что никого нельзя лишить его имущества, кроме как по решению суда.
Взыскание неуплаченных в бюджет и фонды сумм может осуществляться в соответствии с решением контролирующего (таможенного или налогового) органа. Перед его вынесением плательщику направляется требование о погашении задолженности в порядке, предусмотренном ст. 69 НК, ст. 152 311-ФЗ. Оно представляет собой уведомление физлица о неотчисленной сумме взносов, сборов или налога и об обязанности погасить задолженность в установленные сроки.
Если указанное требование исполнено не будет, контролирующий орган может обратиться в суд. В заявлении указываются все требования, по которым срок исполнения уже истек, если их общая сумма превысила 3 тыс. руб. Данная сумма периодически пересматривается с учетом уровня инфляции и изменением потребительских цен.
Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом
По общему правилу если налоговый агент не удержит и/или не перечислит НДФЛ с дохода налогоплательщика, либо не полностью удержит и/или не полностью перечислит налог, то с налогового агента может быть взыскан штраф в размере 20% от суммы, которая необходимо было удержать/перечислить в бюджет (ст. 123 НК РФ). Правда, только в том случае, когда у агента была возможность удержать НДФЛ из доходов физлица. Ведь если гражданину был выплачен доход, к примеру, только в натуральной форме, то удержать с него налог нельзя (п. 4, 5 ст. 226 НК РФ, п. 21 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). И в такой ситуации штраф к налоговому агенту неприменим.
Штрафа можно при неудержании/неперечислении можно избежать при соблюдении следующих условий (п.2 ст.123 НК РФ):
- расчет по НДФЛ представлен в ИФНС своевременно;
- в расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
- налоговым агентом самостоятельно уплачены сумма налога, не перечисленная в срок, и пени до того момента, когда агенту стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления НДФЛ или о назначении выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период.
В некоторых случаях налоговики пытаются взыскать с налогового агента помимо штрафа еще недоимку и пени.
Ситуация | Что могут взыскать с агента кроме штрафа |
Налоговый агент не удержал НДФЛ из доходов физлица | Ничего. Недоимка не может быть взыскана, поскольку уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допустима (п. 9 ст. 226 НК РФ). А если нельзя взыскать недоимку, то пени по НДФЛ начислять тоже нет оснований (Письмо ФНС от 04.08.2015 № ЕД-4-2/13600 ) |
Налоговый агент удержал НДФЛ из доходов физлица, но не перечислил его в бюджет | — недоимку; — пени (п. 1, 7 ст. 75, п. 5 ст. 108 НК РФ) |
Когда налогоплательщик не привлекается к ответственности за неуплату НДФЛ
Для привлечения к ответственности помимо события правонарушения (неуплаты налога) необходима вина налогоплательщика (ст. 109 НК РФ). Например, вина налогоплательщика очевидна, если при наличии у него такой обязанности он не задекларировал полученный доход и, соответственно, не уплатил с него налог в бюджет. Это дает все основания оштрафовать его за неуплату налога.
Иная ситуация складывается в отношении доходов, удерживать налог с которых должен источник выплаты — налоговый агент. Вот за его действия (бездействие) налогоплательщик отвечать не должен. Так, если агент не удержал налог у налогоплательщика, он должен уведомить об этом самого налогоплательщика и налоговиков. Срок уведомления — не позднее 1 марта следующего года (п. 5 ст. 226 НК РФ). На основании данного сообщения налогового агента налоговики должны предъявить эту сумму НДФЛ к уплате налогоплательщику посредством направления ему налогового уведомления. Если агент свою уведомительскую функцию не исполнил, либо если налоговики по какой-то причине не направили уведомление, штрафовать налогоплательщика незаконно.
Установленное надлежащим образом обстоятельство, что налогоплательщик не знал о неудержании с него НДФЛ, является доказательством его безвинности. А это в силу п. 2 ст. 109 считается самостоятельным и достаточным доводом для невзыскания штрафа, установленного ст. 122 НК РФ. Об этом говорит и Минфин в письме от 10.06.2013 № 03-04-05/21472. Однако ведомство не делает однозначного заключения, а только указывает, что при образовавшейся в подобных обстоятельствах неуплате НДФЛ ответственность назначается с учетом наличия вины.
О том, какие доходы не надо облагать подоходным налогом, можно узнать из этой статьи.
Что будет за неуплату подоходного налога налоговым агентом
Налоговые агенты ежемесячно начисляют налог по облагаемым НДФЛ доходам нарастающим итогом с начала года. Своевременное выявление обязанности по уплате НДФЛ и исполнение срока по его платежу важно с точки зрения размера убытков для экономических субъектов, являющихся налоговыми агентами.
Помимо взыскания недоимки и пени (п. 1 ст. 46 НК РФ), ст. 123 НК РФ дает налоговому органу основания налагать на налоговых агентов штраф не просто за неуплату налога, а даже за задержку уплаты, например на один день. При этом налоговые и судебные органы могут уменьшить размер штрафа на основании подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 28.01.2019 в НК РФ вводятся основания для освобождения налогового агента от ответственности за просрочку уплаты НДФЛ. Какие это основания, узнайте здесь.
Например, организация осуществляет розничную торговлю и выдает зарплату за счет денежных средств в кассе, полученных наличными от покупателей. НДФЛ уплачивается в течение 2–3 дней после выплаты дохода.
Пример размера штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ налоговым агентом
Отчислять подоходный налог обязаны все физические лица, получающие прибыль практически от любых источников. Работающие по найму делают это через своих налоговых агентов. Рассмотрим, какой штраф за неуплату НДФЛ положен в 2019-м году.
5.3. Порядок расчета размера алиментов (задолженности)
должников-индивидуальных предпринимателей, применяющих
различные системы налогообложения
С учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.07.2010 N 17-П, расчет алиментов (задолженности) рекомендуем производить с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.
В настоящее время налоговым законодательством предусмотрены несколько систем налогообложения индивидуального предпринимателя:
общий режим налогообложения (уплата налога на доходы физических лиц);
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — ЕСХН);
упрощенная система налогообложения (далее — УСН);
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД).
При расчете размера алиментов (задолженности) должников-индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника налоговую декларацию (форма N 3-НДФЛ) и производить расчет размера алиментов (задолженности) с учетом данных, указанных в декларации.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего ЕСХН либо упрощенную систему налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника книгу доходов и расходов, которую индивидуальный предприниматель должен вести для исчисления налоговой базы по налогу.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», также необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом .
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 17-П.
Вместе с тем при УСН с объектом налогообложения «доходы» налог уплачивается со всей суммы дохода (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Понесенные расходы в таком случае не учитываются при расчете налоговой базы, и подтверждать их налогоплательщик не обязан. Подтверждением понесенных расходов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности являются первичные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — ФЗ «О бухгалтерском учете»).
При расчете размера алиментов должников — индивидуальных предпринимателей, применяющих налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, судебному приставу-исполнителю рекомендуется затребовать у должника в соответствии с положениями ФЗ «О бухгалтерском учете» первичную финансовую документацию (накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчетности, расходные счета и др.) и произвести расчет задолженности по алиментам с учетом указанных документов.
С целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доход» и ЕНВД, судебный пристав-исполнитель может рекомендовать индивидуальным предпринимателям вести книгу доходов и расходов.
При этом во всех указанных случаях порядка расчета размера алиментов (задолженности) для должника — индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться п. 2 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
В случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) полагаем возможным определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ.
При предъявлении судебному приставу-исполнителю декларации о доходах должника — индивидуального предпринимателя в случае увеличения его дохода размер алиментов (задолженности) подлежит перерасчету.