Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путеводитель по контролируемым иностранным компаниям (КИК) 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Контролируемая иностранная компания (КИК) – это юридическое лицо или структура без образования юридического лица, которая не является налоговым резидентом Российской Федерации и находится под контролем физических лиц и (или) организаций, признаваемых налоговыми резидентами России.
В рамках указанного понятия, НК РФ под структурой без образования юридического лица понимает такую форму объединения хозяйствующих субъектов, при которой не образуется новое юридическое лицо. Участники такой структуры посредством инвестиций и передачи имущества в доверительное управление имеют возможность извлекать доход в своих интересах. При этом данная деятельность должна соответствовать личному закону (государственная (национальная) принадлежность) создаваемой структуры.
К структурам без образования юридического лица можно отнести фонд, партнерство, товарищество, траст.
В каких случаях выгодно уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК?
Главное преимущество применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: Контролирующему лицу не надо представлять финансовую отчётность и аудиторское заключение по каждой из своих КИК, т.е. налицо экономия административных ресурсов.
Отсутствуют и риски получить штраф до 1,5 млн.руб. за непредоставление этих документов по каждой КИК.
Финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней являются стандартными документами в большинстве иностранных государств, поэтому каждому бенефициару решать — сложно ли их предоставить.
Главный недостаток применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: уплаченный налог с фиксированной прибыли нельзя зачесть при последующем распределении дивидендов в адрес физического лица, т.е. фактически будет происходить двойное налогообложение части прибыли, распределяемой в адрес физического лица.
Для ответа на вопрос о целесообразности режима «фиксированной прибыли» в конкретной ситуации следует отталкиваться от того, насколько прибыльна КИК и как бенефициар планирует распоряжаться прибылью:
А) Если вся прибыль КИК распределяется в виде дивидендов контролирующему лицу, то экономического смысла в уплате налога с фиксированной прибыли КИК нет.
Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также ~ 15 млн, при этом его можно будет уменьшить на налог у источника, уплаченный в стране регистрации КИК.
Б) Если бенефициар планирует длительное время реинвестировать эту прибыль (Как минимум 3 года или 5 лет — в зависимости от того, в течение какого времени обязан применять режим), а не распределять дивиденды, то можно задуматься об уплате налога с фиксированной прибыли КИК.
Так, при условной прибыли с единственного КИК в 100 млн рублей налогоплательщик заплатит ~ 5 млн. рублей НДФЛ при применении режима фиксированной прибыли. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ составит ~ 15 млн.рублей, при этом его можно будет уменьшить на налог, уплаченный в стране регистрации КИК.
В) Если КИК ведет активную деятельность, то с ее прибыли по общим правилам налог в России не уплачивается. Поэтому фиксированный налог — это также лишь способ оградить компанию от внимания со стороны российский контролирующих органов. При последующем распределении дивидендов необходимо будет уплатить НДФЛ.
Г) Если у бенефициара много КИКов, то уплата фиксированного налога может сэкономить время и административные затраты на подготовку отчетности. В этом случае это может быть «отступным» платежом, освобождающим от рутинной бумажной работы.
Д) Если КИК убыточна (убыточны), то убытки нельзя зачесть в период применения налога с фиксированной прибыли, но можно учесть в будущем, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В то же время, для учета таких убытков все равно придется составлять финансовую отчетность, чтобы их подтвердить.
Контролирующие лица КИК и доли участия
К контролирующим субъектам относятся физические или юридические лица с долей участия в КИК более 25 %, а также юридические лица и физические лица (в том числе в совокупности с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия более 10 %, если доля участия всех резидентов Российской Федерации в этой организации превышает 50 %.
Порядок определения доли участия установлен статьей 105.2 НК РФ
Согласно налоговому законодательству выделяются два вида участия организации в другой организации.
Прямое участие (принадлежность контролирующей организации долей уставного (складочного) капитала, голосующих акций контролируемой организации, а также принадлежность доли пропорциональной количеству других участников в организации).
Косвенное участие (все последовательности участия одной компании в другой, определяемые через прямое участие каждой предыдущей компании в каждой последующей в соответствующей последовательности и измеряемая через долю прямого участия каждой предыдущей компании в последующей компании)
Положения, установленные в статье 105.2 НК РФ, также используется при определении участия физлиц.
Можно заключить, что увеличился (по сравнению с изначальным проектом закона) порог процента владения до 25 % для признания лица, контролирующим иностранную компанию. Однако, если в иностранной компании налоговым резидентам Российской Федерации принадлежат более половины акций или иных составных средств уставного капитала, в зависимости от организационной формы компании, контролирующим процентом для одного резидента становится доля в размере 10 %.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 25.13 НК РФ лицо может считаться контролирующим даже без прямого соответствия, установленным выше признакам, если им осуществляется контроль над компанией в собственных или «семейных» (жены и несовершеннолетних детей) интересах. Следовательно, контролем является не только конкретная доля участия.
Прибыль КИК и ее определение
По смыслу пункта 1 статьи 309.1 Налогового кодекса прибыль контролируемой иностранной компании – это количество прибыли данной организации, которая определяется по средствам двух способов: на основе данных ее финансовой отчетности, которая должна составляться в соответствии с личным законом контролируемой организации за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения; по правилам, установленным главой 25 НК РФ для налогоплательщиков — российских организаций.
Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главами части второй НК РФ.
Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.
Прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность.
Прибыль КИК, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица или иностранным юридическим лицом, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, уменьшается на величину распределенной прибыли.
При определении прибыли КИК, являющейся структурой без образования юридического лица, не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены в качестве взноса (вклада) от учредителя (основателя) данной структуры и (или) лиц, являющихся членами его семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, а также от иной контролируемой иностранной компании (в том числе иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой хотя бы одно из указанных выше лиц является контролирующим лицом. При этом, если передающая сторона является КИК, при определении прибыли этой контролируемой иностранной компании не учитываются расходы в виде переданного имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав.
Если по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, у иностранной организации отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) по причине установленной личным законом такой организации обязанности направления этой прибыли на увеличение уставного капитала, такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в налоговом законодательстве закреплены два варианта определении прибыли КИК. Согласно первому варианту прибыль определяется по данным финансовой отчетности, которую должна представлять организация в налоговый орган, а с государством данной организации должно быть соглашение об избежание двойного налогообложения. В остальных случаях применяется второй вариант, то есть прибыль будет определяться по правилам главы 5 НК РФ по иным документам, позволяющим определить сумму прибыли.
Возможность зачета сумм налогов, которые организация оплатила государству, в котором она зарегистрирована предусмотрена пунктом 11 статьи 309.1 НК РФ, в соответствии с которым сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается пропорционально доле участия контролирующего лица на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного
Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.
Уплата НДФЛ с фиксированной суммы
С 2020 года физические лица имеют право уплачивать НДФЛ с «фиксированной прибыли» КИК, которая определена в 38 460 000 руб. для 2020 года и 34 000 000 руб. с 2021 года. Т.е. НДФЛ составит 5 млн. руб. в год в отношении всех КИК налогоплательщика независимо от их финансовых результатов.
При использовании этого режима уплаты НДФЛ, налогоплательщик не обязан рассчитывать прибыль КИК, представлять документы, подтверждающие прибыль КИК (финансовую отчетность и др.). Обязанность ежегодно подавать уведомления о КИК сохраняется.
При использовании режима уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли налогоплательщик не может использовать:
- какие-либо освобождения в отношении налогообложения прибыли КИК;
- освобождение от уплаты НДФЛ в отношении дивидендов из прибыли КИК, которая декларировалась налогоплательщиком;
- зачета налогов, уплаченных КИКом в отношении своей прибыли/удержанных из полученных КИКом доходов.
Обязанности контролирующих лиц
У контролирующего лица возникает ряд обязанностей, в частности:
- предоставлять отчетность о контролируемой иностранной компании;
- исчислять и уплачивать налог на прибыль или НДФЛ по прибыли контролируемой иностранной компании.
Отчетность лица, контролирующего иностранную компанию, включает в себя:
- уведомление об участии в иностранной организации (об учреждении иностранной структуры);
- уведомление о КИК;
- финансовую отчетность КИК и аудиторское заключение (все с переводом на русский язык).
Формы уведомлений утверждены ФНС и размещены на ее официальном сайте.
Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур) подается в налоговый орган независимо от того, признается ли иностранная организация (иностранная структура) контролируемой. Такая обязанность есть у лиц, которые:
- имеют долю участия в иностранной организации свыше 10%;
- учредили иностранную структуру без образования юридического лица.
Что такое контролируемая иностранная компания
Контролируемая иностранная компания – это иностранная организация, которая не является налоговым резидентом России, однако контролируется налоговым резидентом России – физическое и/или юридическое лицо.
Иностранной организацией (структурой) признаются, как привычные компании, так и правовые формы без организации юридического лица. В обоих случаях контролирующее лицо должно быть налоговым резидентом России.
Иностранными юридическими лицами признаются: LLC, IBC, АО, ООО, корпорации, холдинги и т.п.
Структурами без образования юридического лица считаются те формы, которые прописаны в иностранном законодательстве и не требуют для своей работы структуры юридического лица. Наиболее известными являются фонды, трасты, партнёрства и товарищества, формы коллективных инвестиций (Trust, LP, LLP и т.п.).
Кто считается контролирующим лицом КИК и что означает «контроль» в понимании закона?
Существует три основных критерия, по которым определяется контролирующее лицо:
- Лицо (физическое или юридическое), которому принадлежит от 25% контролируемой иностранной компании (до 1 января 2016 года было 50%);
- Лица, которым принадлежит более 10%, при условии, что вместе с другими российским резидентам (физическим и юридическим лицам) принадлежит более 50% КИК. Для физлиц дополнительная оговорка: доля учитывается вместе с долями супругов и несовершеннолетних детей.
- Лицо, оказывающее влияние либо осуществляет контроль над иностранной компанией.
Последний пункт требует отдельного пояснения. Если лицо не владеет долей в компании, но воздействует на неё, вмешивается в управление или иным способом влияет на деятельность или распределение прибыли, то оно также считается контролирующим.
Этот пункт введён для того, чтобы определить не только акционерного или даже номинального владельца, но и бенефициарного – того, который получает непосредственно выгоду от контролируемой иностранной компании.
Как возможно определить бенефициарного владельца, если он не владеет долей компании? Закон выделяет признаки:
- Налоговый резидент России управляет КИК при помощи генеральной доверенности;
- Существует трастовая декларация, которая требует от номинальных акционеров держать акции в пользу бенефициара;
- Поступление информации о банковском счете иностранной компании с владельцем из России (предполагается от автоматического обмена данными);
- Особые отношения между компанией и налоговым резидентом России;
- Наличие права на доход (на весь или на часть) либо на распоряжение им;
- Наличие права на имущество иностранной компании или права на распоряжение им.
Налоговый резидент России не признаётся контролирующим лицом в том случае, если ему прямо или косвенно принадлежат доли публичной иностранной организации и эти доли он приобрёл на биржах и у финансовых посредников.
Когда КИК в РФ могут освободить от налогов
Бывают ситуации, когда контролируемые иностранные компании и контролируемые лица имеют возможность воспользоваться послаблениями в выплате налогов и даже не платить их вовсе. Это возможно для тех КИК, которые:
- не занимаются коммерческой деятельностью и, соответственно, не делят доходы между своими членами и участниками;
- созданы и функционируют в одной из стран Евразийского экономического союза (Армении, Беларуси, Казахстане или Киргизии);
- зарегистрированы в тех странах, которые подписали с Россией двусторонние договоры о налогообложении (при условии, что эффективная ставка на прибыль там не менее 75 % от подобной российской);
- не пользуются правами юрлица, а их учредители не правомочны обретать в собственность их активы и доходы, передавать другим лицам (кроме правопреемников);
- являются банками или страховыми компаниями (при условии наличия межгосударственного договора о налогообложении РФ с государством регистрации КИК);
- участник проектов-соглашений с коммерческой направленностью (концессии, сервис);
- выступают эмитентами обращающихся облигаций;
- выступают операторами (акционерами) в разработке новых морских месторождений нефти и газа.
Откуда ФНС получает информацию о КИК
ФНС обладает широкими возможностями собрать достоверную информацию о деятельности КИК. Данные поступают в налоговые органы по следующим каналам:
- непосредственно от самих налогоплательщиков, которых п. 3.1 ст. 23 НК РФ обязывает декларировать свое участие и регулярно уведомлять о КИК;
- из-за границы (Россия подписала более 100 межгосударственных договоров по обмену данными и налогообложению, является членом Конвенции ОЭСР 1988 г., Многостороннего соглашения об автоматическом обмене информацией о финсчетах (МСАА) и других);
- налоговые проверки;
- выявление фактических обстоятельств из открытых источников информации (СМИ, интернет, интервью).
Перечень документов, что подтверждает наличие доходов у КИК.
Сам субъект, что осуществляет функции контроля компании, налогоплательщик, подает налоговую декларацию, в соответствии с которой, при вычислении налоговой базы учитывается вся прибыль контролируемого предприятия этим лицом иностранного предприятия с представленным дальше перечнем документов:
— финансовый отчет КИК или в случае отсутствия иные документы, связанные с финансовой отчетностью компании;
— аудиторское заключение насчет финансовых отчетов КИК, если в соответствии личного закона данной КИК было установлено об обязательном процессе аудита данного финансового отчета;
Обязательно эти документы или их копии на иностранном языке должны быть переведены на русский язык.
Аудиторские выводы подаются в установленный срок, не позднее одного месяца от дня, что указан в уведомлении КИК как дата создания аудиторского заключения касательно финансового отчета. Данные аудиторские выводы подаются в случае невозможности предоставить заключение насчет финансовой отчетности вместе с подачей декларации.
Второй пункт статьи 309.1 НК РФ гласит, что прибыль, а также убыток КИК вычисляется согласно данным указанным в финансовом отчете организации и выражается в иностранной валюте, что должна быть пересчитана в рублях по отношению к курсу к иностранной валюте, установленным Центральным банком РФ, согласно такому периоду, за который в личном законе этого предприятия формируется финансовый отчет за прошедший финансовый год.
Общий доход или убыток КИК обязан быть задокументирован в финансовом отчете, сформированному согласно личному закону организации за определенный отрезок времени с дополнением финансовой, а также налоговой отчетности.
В соответствии абзаца 2, пункта 1, статьи 309.1 НК РФ, при определении общего дохода или убытка, общий доход или убыток должен быть подтвержден документами, что могут определить общую сумму прибыли или убытка. То есть это происходит в случае, когда КИК располагается на постоянной основе на территории государства, которое не имеет соглашение с РФ касательно налоговой базы, а финансовый отчет данной организации не может быть подвержен процессу аудита или отсутствует.
Такими документами, что помогают определить общую сумму прибыли или аудита могут оказаться, например, выписки с расчетных счетов КИК и документы, что подтверждают факт произведения операции в соответствии с правилами делового оборота иностранных организаций.
При каких условиях иностранная компания может изолировано признать себя налоговым резидентом Российской Федерации?
В том случае, когда иное не закреплено в международном налоговом соглашении РФ, а также в статье 246.2 НК РФ. Иностранная организация располагающееся на территории иного государства, с которой заключен международное налоговое соглашение РФ, имеет право самостоятельно признавать себя налоговым резидентом РФ, в том случае, если иностранная организация уже признавала себя раньше налоговым резидентом РФ, а также сама лишать себя статуса налогового резидента РФ.
Когда иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ и придерживалась всех указаний НК РФ и прочих законов и нормативно-правовых актов по отношению к налоговым резидентам РФ, данная компания не будет признаваться КИК в соответствии 25.12 НК РФ.
Тогда иностранная организация сообщает по месту расположения в налоговую службу об признании себя налоговым резидентом РФ, согласно формату, утвержденному Федеральной налоговой службой РФ.
Значит, закон дает альтернативный вариант. Не соблюдая правила о КИК по отношению к иностранной компании – признать данную организацию налоговым резидентом РФ, в том случае если она действует в РФ через иное подразделение, и выплачивает налоги на территории РФ, согласно нормам НК РФ, что установлены для резидентов РФ.
Ответственность за отсутствие уведомления о КИК
Если налоговый орган обладает информацией, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации, но соответствующее уведомление им не представлено, контролеры вправе выставить требование о представлении такого уведомления. Установлен срок для этого — не менее 30 дней с даты получения требования (пп. «е» п. 5 ст. 1 Закона № 32-ФЗ). Отметим, что ранее указанный срок определялся самим налоговым органом.
Если налогоплательщик в срок представит уведомление по требованию налогового органа, он освобождается от ответственности по статьям 129.5 и 129.6 НК РФ. Напомним, что статьей 129.5 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату (неполную уплату) налога в результате невключения в налоговую базу прибыли контролируемой компании. По статье 129.6 НК РФ можно привлечь к ответственности за неправомерное непредставление уведомления (недостоверных сведений) о контролируемых иностранных компаниях (об участии в иностранных организациях).
В этом случае пени на соответствующие суммы налогов также не начисляются (пп. «з» п. 5 ст. 1 Закона № 32-ФЗ).
Приведенные положения распространяются также на случаи, когда налогоплательщик своевременно представил уведомление о контролируемых иностранных компаниях, но при этом не отразил в нем сведения (пп. «з» п. 5 ст. 1 Закона № 32-ФЗ).
Правила действуют с 15.03.2016. Однако они могут применяться к уведомлениям, направленным по требованию налогового органа до этой даты при условии, что налоговый орган еще не принял по нему решение.
Какие разделы заполнять
Форма уведомления включает титульный лист, сведения о физическом лице, Листы А, А1, Б, Б1, В, Г, Г1 и Г2.
В обязательном порядке заполняется только титульный лист. Прочие разделы, входящие в состав уведомления, представляются так:
- сведения о физическом лице – физическими лицами, не являющимися ИП и не указавшими в уведомлении свой ИНН;
- Листы А и А1 – в отношении КИК – иностранной организации;
- Листы Б и Б1 – в отношении КИК — иностранной структуры без образования юридического лица;
- Лист В – в отношении тех КИК, которые указаны в Листах А и Б. Лица, перешедшие на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли, не заполняют лист;
- Листы Г, Г1 и Г2 – в случаях косвенного участия в КИК.
Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании
Закон предусматривает, что прибыль контролируемой иностранной компании может быть определена по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании, либо по правилам российского Налогового кодекса. Для того чтобы прибыль КИК могла быть определена на основании данных финансовой отчетности, необходимо выполнение одного из следующих условий:
- контролируемая иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, за исключением государств (или территорий), не обеспечивающих обмена информацией с Россией. На данный момент ФНС России подготовила проект Перечня государств, не обеспечивающих обмен информацией с Россией, который вступает в силу с 1 апреля 2016 г. и включает в себя 111 стран.
- в отношении финансовой отчетности предоставлено аудиторское заключение, если оно не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.
Таким образом, закон в редакции от 15.02.2016 расширяет возможности компаний использовать свою финансовую отчетность в целях определения прибыли и позволяет использовать ее и в том случае, если в отношении такой финансовой отчетности проведен добровольный аудит в соответствии со стандартом, установленным личным законом компании, или, при его отсутствии, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Ранее закон предусматривал возможность использования финансовой отчетности только при условии проведения в отношении нее обязательного аудита.
Рассчитанная указанным выше образом прибыль учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика – контролирующего лица в соответствующей доле. Прибыль учитывается только в том случае, если ее величина составила более 10 000 000 рублей (при этом прибыль за 2015 и 2016 годы учитывается при определении налоговой базы, если ее величина составляет 50 миллионов рублей и 30 миллионов рублей соответственно). При этом при не достижении указанной величины обязанность по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании и о контролируемой иностранной компании (если применимо) сохраняется.
Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации, а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в РФ. Для соответствующего уменьшения налога необходимо документальное подтверждение расчета налога по законодательству иностранного государства. Налогообложение такой прибыли осуществляется по ставкам, предусмотренным НК РФ, т.е. 20% и 13% в зависимости от того, является ли контролирующее лицо юридическим или физическим лицом. При этом если контролирующее лицо получило доходы в виде дивидендов от контролируемой им иностранной компании в результате распределения ее прибыли, то такие доходы освобождаются от налогообложения налогом на доход, если налогоплательщиком была предоставлена налоговая декларация за соответствующие налоговые периоды.
Резидентство — центр жизненных интересов
Чтобы иностранная компания была признана контролируемой, необходимо ее соответствие двум условиям: сама компания не должна признаваться налоговым резидентом РФ, а контролирующее ее лицо, напротив, должно быть резидентом РФ.
Контролирующее лицо — это организация или физическое лицо (совместно с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия в компании более 50%. С 2016 года лицо будет признаваться контролирующим, если его доля будет превышать 25% или 10% в случае, если доля участия в компании всех
«Также возможна ситуация, когда условия о доле в КИК не будут соблюдаться, однако лицо всё равно признают контролирующим, если оно имеет возможность непосредственно осуществлять контроль над иностранной компанией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних
Чтобы понять, является ли организация контролируемой иностранной компанией, нужно определить, кто является резидентом РФ. Однако уже на данном этапе возникают некоторые вопросы.
Физическое лицо признаётся резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ). Однако, как говорится в Письме Федеральной налоговой службы
Юридическое лицо признаётся резидентом РФ, если оно зарегистрировано в России. Налоговое резидентство также получают иностранные организации, действующие в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, и иностранные организации, место управления которыми находится в России. «Место управления будет определяться на основании разработанных „основных“ и „дополнительных“ критериев. Данные критерии обозначены в ст. 246.2 НК
Что такое место фактического управления зарубежной КИК
Местонахождение органа реального управления КИК имеет большое значение в вопросе признания или непризнания ее налоговым резидентом страны. Пп. 1 и 2 закона № 376-ФЗ уточняют порядок определения такого местонахождения.
Для того чтобы РФ можно было признать местом управления зарубежной компанией, а КИК – резидентом РФ, должно быть соблюдено одно из условий:
- совет директоров должен проводить свои заседания (или их большую часть) в пределах России;
- орган с исполнительными функциями КИК действует на территории РФ регулярно и в не меньшем объеме, чем за границей;
- руководители организации руководят ею (принимают решения), непосредственно находясь в России.
Дополнительно закон уточняет, что именно относится к функциям управления (ст. 246.2). Это построение стратегических планов, подготовка финансовой отчетности, проведение внутреннего аудита, бюджетирование (п. 3)
В этой же статье приводятся дополнительные условия для определения места действительного управления КИК: бухучет, делопроизводство, управление персоналом. Следует отметить здесь некоторую непоследовательность законодателей.
Так, применение этого пункта возможно при:
- несоблюдении всех условий из пп. 1 и 2 (здесь все ясно);
- несоблюдении одного из оговоренных ранее условий (здесь возникают вопросы, так как соответствие хотя бы одному условию уже указывает на факт управления из РФ).