Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление о сверке расчетов с налоговой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Основания налоговой проверки работодателя
Основаниями налоговой проверки работодателя могут быть:
- жалоба работника на нарушение работодателем налогового законодательства
- если у работников низкая зарплата (ниже МРОТ или ниже среднего уровня зарплат по региону, по отрасли и т .д.)
- низкий показатель средней месячной зарплаты одного работника
- уточнение правильности исчисления налогов и сборов
Также налоговая проверка работодателя может быть проведена по иным основаниям, а именно:
- по поручению прокурора
- если истекли сроки для устранения нарушений, которые были выявлены при предыдущих проверках
- камеральная проверка проводится, в связи с представленными работодателем отчетами
- малый размер отчислений в бюджет
- частая смена адресов и соответственно смена налоговых органов
- другие основания
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Как запросить сверку с налоговой
Сверка с ИФНС проводится в соответствии с порядком, который приведён в письме ФНС от 9 марта 2021 года № АБ-4-19/2990. Этот порядок временный, он пришёл на смену старому регламенту из приказа ФНС № 09.09.2005 № САЭ-03-1/444@. Новый постоянный регламент пока не утверждён.
Обычно процесс сверки по налогам и сборам инициирует налогоплательщик, хотя и у ИФНС есть такое право. Ключевой момент при обращении – не столько способ направления заявления, сколько его форма. Она может быть бумажной или электронной. Во втором случае обращение подаётся через личный кабинет ИП на сайте ФНС или через программу / сервис сдачи отчётность (по ТКС).
Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)
Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.
В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.
Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.
Требования в рамках «встречных проверок».
Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.
Однако данные ограничения могут быть легко инспектором преодолены.
Если документы, связанные с деятельностью налогоплательщика нельзя истребовать при камеральной проверке у самого налогоплательщика, то почему бы не запросить интересуемые инспектора документы в рамках «встречной» проверки каждого из контрагентов налогоплательщика. Получается, что инспектор запрашивает документы не в отношении самого налогоплательщика, а имеющиеся у него документы в отношении всех его контрагентов. Фактически же проверяется сам налогоплательщик. Формально такие требование законны и оспорить их в суде в подавляющем большинстве случаев не удается.
Важным нюансом встречных поверок является то, что запрашиваемые при их проведении документы и информация должны быть связаны с проверяемым налогоплательщиком, то есть с вашим контрагентом, в отношении которого и проводится проверка.
Эта связь не обязательно должна быть прямой.
В ситуации, когда у вас запрашивают документы по взаимоотношениям с вашим контрагентом, но при этом проверяют третье лицо (которое вы можете и не знать), такое требование будет законным, если ваш контрагент является звеном в цепочке поставщиков (покупателей), ведущей к проверяемому третьему лицу.
Или, например, у вас может быть запрошена информация о том, как вы отразили операцию с контрагентом в своем бухгалтерском учете. Связь данной информации с проверяемым налогоплательщиком (вашим контрагентом) неочевидна, однако суды признают истребование такой информации правомерной.
Что делать, если просят дать пояснения?
Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.
Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.
Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.
Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.
ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.
Требование по встречке вместо проверки
Случается, что налоговый орган несмотря на широкие полномочия по истребованию документов в рамках проверки (хотя бы и камеральной) запрашивает значительный объем документов в режиме «встречки»: за несколько лет, по всем сделкам и по всем контрагентам вообще. Это абсолютно не соответствует действующему законодательству. Требование вне рамок проверки должно иметь целью не самого адресата, а только его контрагентов (Постановление 9ААС № 09АП-76715/2021 от 14.12.2021 по делу № А40-105384/21).
В деле № А40-55951/2020, успешно прошедшем три судебных инстанции, выявлено сразу несколько случаев злоупотребления правами со стороны должностных лиц налогового органа: требование в режиме «вне проверки» было направлено по почте несмотря на многолетнее использование связи по ТКС, объем требуемых документов превысил 22 тыс. штук, на исполнение требования отводилось 10 дней, и вообще в день отправки письма на предприятии лично побывало несколько налоговых инспекторов – они проводили выездную проверку. Судьи единодушно признали недопустимость подобных нарушений (Постановление АС Московского округа № Ф05-25455/2021 от 20.10.2021).
Юридическая природа запроса о представлении документации
Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. И при направлении такого запроса сотрудники правоохранительных органов должны использовать свои полномочия в рамках федерального законодательства:
- МВД РФ — п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»;
- ФСБ РФ — п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федерально службе безопасности»;
- Следственный комитет РФ — п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете»;
- Прокуратура РФ — ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре».
Главное, запрос информации должен быть — законным и обоснованным:
- Законность — это значит, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона;
- Обоснованность — указывает на конкретные обстоятельства, которые доказывают, что проверка проводится для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.
Если один из факторов отсутствует, то запрос может быть проигнорирован. Но на практике какая-либо мотивировка требований отсутствует, что указывает на злоупотребление должностных полномочий, что ведёт к «кошмариванию» бизнеса.
Виды выездных проверок
В зависимости от особенностей проведения выездные проверки делятся на несколько видов.
Критерий | Вид выездной проверки | Характеристика |
Метод проверки | Сплошная | Проверяются все документы. |
Выборочная | Бумаги запрашиваются выборочно. | |
Проверяемые налоги | Комплексные | Проверка соблюдения всех норм НК. |
Тематические | Проверка отдельных налогов. | |
Целевая | Ревизия одного из направлений деятельности. | |
Объект проверки | Проверка ООО | Проверяется сама фирма. |
Проверка филиала | Проверяется филиал (представительство) компании. | |
Повторная ревизия | Проверка работы ИФНС | Вышестоящая структура проверяет, как ИФНС провела первоначальную ревизию. |
В связи со сдачей уточненки | Проводится, если в уточненке сумма налога меньше первоначального значения. | |
Способ организации | Плановая | Налоговая уведомляет о своем прибытии заранее. |
Внеплановая | Ревизоры приезжают без предупреждения. |
Какие результаты выездных налоговых проверок?
В последний день ревизии налоговики составляют и выдают организации справку, а в последующие два месяца – акт о результатах проверки. Он содержит итоговую информацию о проведенном контроле, рекомендации, выявленные нарушения, меры ответственности с указанием статей законодательства.
При несогласии с итогами ревизии налогоплательщику следует подписать акт. Свои возражения можно подать в ИФНС в письменном виде. Следует приложить копии оправдательных документов с подписями и печатями. Сделать это нужно в 30-дневный период со дня подписи в акте.
Акт вручается представителю фирмы лично. При уклонении от его получения ИФНС вправе выслать его заказным письмом.
Основные характеристики рассмотрения материалов ревизии приведены в таблице.
Норма | Разъяснение |
Чем регулируется | Ст. 101 НК РФ. |
Кто проводит | Руководитель (заместитель) ИФНС, осуществлявшей ревизию. |
Место проведения | ИФНС, проводившая контроль |
Документы для рассмотрения | 1). Акт проверки;
2). Возражения ООО в письменной форме; 3). Иные материалы, в т. ч. истребованные ранее бумаги налогоплательщика. |
После рассмотрения материалов ревизии выносится решение: привлечь фирму к ответственности или нет. ИФНС может назначить проведение дополнительных действий. Если фирма привлекается к ответственности, ей направляют требование на уплату задолженности, пеней и штрафов.
По итогам ревизии ООО могут привлечь к налоговой, административной или уголовной ответственности. Оспорить результат ревизии компания может в вышестоящей инспекции, обратиться в Арбитраж или в обеих инстанциях.
Заявление в налоговую на проверку организации
Допросы свидетеля налоговики чаще всего используют, когда хотят доказать работу организации с фирмами-однодневками. На таких допросах налоговики задают следующие группы вопросов: 3) вопросы к руководителю: кто, когда и как назначил его на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и прочие документы от имени организации. Вы пришли по повестке на допрос в налоговую, и группа налоговиков начала оказывать на вас психологическое давление, требуя определенных пояснений, давать которые вы не готовы.
Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст. 128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Налоговые проверки бизнеса в 2021 году
Основаниями налоговой проверки работодателя могут быть:
- жалоба работника на нарушение работодателем налогового законодательства
- если у работников низкая зарплата (ниже МРОТ или ниже среднего уровня зарплат по региону, по отрасли и т .д.)
- низкий показатель средней месячной зарплаты одного работника
- уточнение правильности исчисления налогов и сборов
Также налоговая проверка работодателя может быть проведена по иным основаниям, а именно:
- по поручению прокурора
- если истекли сроки для устранения нарушений, которые были выявлены при предыдущих проверках
- камеральная проверка проводится, в связи с представленными работодателем отчетами
- малый размер отчислений в бюджет
- частая смена адресов и соответственно смена налоговых органов
- другие основания
Налоговые проверки могут быть камеральными и выездными. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Рассмотрим более подробно порядок проведения налоговой выездной проверки работодателя, которой посвящена ст. 89 НК РФ. Указанная проверка проводится на территории работодателя в срок не более 2-х месяцев и заключается в следующем порядке:
- принимается решение руководителем налоговой о проведении проверки
- работодатель должен быть ознакомлен с вышеуказанным решением
- в назначенное время, проверяющие приезжают на территорию работодателя и начинают проверку. В ходе проверки проверяющими могут запрашиваться необходимые для проверки документы
- по результатам проверки составляется справка и вручается работодателю
- в течение 2-х месяцев после проверки налоговая составляет акт и вручает его работодателю
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: работодатель при получении решения должен подготовить помещение для проверяющих и назначить ответственное лицо для контактирования с проверяющими.
Работодатель вправе обжаловать действия (бездействия), решения налоговой по проверкам.
Акты налоговой ненормативного характера могут быть обжалованы в вышестоящий налоговой орган и (или) в суд. При этом сначала жалоба подается в вышестоящий орган, а затем уже в суд. Кроме того, работодатель может подать возражения на акт проверки, а также дополнения к акту.
Рассмотрим алгоритм обжалования решения налоговой по проверке.
- В налоговую подаются возражения на акт проверки
- Составляется и подается в вышестоящий орган налоговой жалоба на решение по результатам проверки
- После этого необходимо дождаться результата рассмотрения жалобы или истечения срока на рассмотрение жалобы
- Если решение вышестоящей налоговой не устраивает, тогда следует подготовить и подать в районный суд административный иск
- Завершающим в обжаловании проверки налоговой будет участие в судебном процессе и оглашение решения суда
Проверка юридического адреса при регистрации ООО
При регистрации юридического лица его учредители должны предоставить документы, подтверждающие будущее местонахождение. Чаще всего это гарантийное письмо от собственника помещения, где будет располагаться компания. Чтобы исключить возможные неприятности с налоговой, всегда следует выбирать реальный адрес, где организация в дальнейшем будет вести свою деятельность. При этом следует предварительно провести его ]]> проверку ]]> на сайте налоговой о том, что он не относится к категории адреса массовой регистрации. Имеет смысл осмотреть само здание, т.к. при регистрации юрлица велика вероятность выезда налоговиков по указанному в документах адресу, а значит, помещение должно быть пригодным для использования в качестве офиса или для производственной деятельности.
Как показывает практика, налоговая служба не пропускает регистрацию юридических адресов, по которым располагаются аварийные здания, инженерные сооружения, некапитальные строения, а также постройки вспомогательного назначения (гаражи, кладовки, сараи).
Что может послужить поводом для сверки?
В соответствии с новыми правилами, поводом для проведения сверки по расчетам с налоговой инспекцией может послужить заявление от налогоплательщика.
Такое правило вступило в силу с 9 марта 2021 года. Кроме того сверка проводится и в других случаях, установленных НК РФ. Например, согласно ст.78 п.3 абз.2 сверка налогоплательщика с ИФНС проводится при зачете или возврате излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов.
Приказом ФНС № ММВ-7-19/822 от 20.12.2018 отменена обязательная сверка расчетов при переходе из одной ИФНС в другую. Но при желании налогоплательщик вправе самостоятельно запросить сверку. Она пригодится, если в инспекции по новому месту регистрации возникнут разногласия. В этом случае налогоплательщик сможет доказать свою позицию предоставив акт сверки с предыдущей ИФНС.
Если платят «черную» зарплату
Самый распространенный повод для жалобы на работодателя – это обход руководством требований Трудового кодекса. С работниками в такой фирме не заключаются трудовые договоры, они не включены в штат и не имеют официального трудоустройства. Ушлые предприниматели могут скрывать этот факт до тех пор, пока работнику не понадобится справка 2-НДФЛ о размере доходов.
Он не пойдет на больничный или не выйдет в декретный отпуск – окажется, что никаких отчислений во внебюджетные фонды работодатель не делал и социальных выплат сотруднику не положено.
Жалоба на «черную» заработную плату подается в обычном порядке , но она должна иметь подтверждение. Лучше приготовить для налоговой инспекции документы о выплате неофициального дохода, внутренние бухгалтерские записи, договор с фирмой о размере реального заработка, выписку с банковского счета с указанием всех сумм «премий», а также аудио и видеозаписи, подтверждающие данный факт.
Как вызвать проверку на работу
Если вы уже смирились с перспективой получить штраф, то заявляйте о наложении штрафа персонально на генерального директора, а не на компанию. Денежные взыскания на должностных лиц в разы меньше, чем на сами организации. Государственные инспекторы труда вправе привлечь работодателя к административной ответственности по каждому выявленному факту нарушения законодательства. В рамках одной проверки могут назначить несколько наказаний за разные нарушения трудового законодательства. Например, за ненадлежащее оформление трудового договора грозит штраф 30 000 рублей, за нарушение порядка направления работников в отпуск — 30 000 рублей, за нарушение порядка привлечения работника к материальной ответственности — ещё 30 000 рублей. Инспекторы при проведении проверки не имеют права выдавать предписания по индивидуальному трудовому спору — например, когда сотрудник обжалует увольнение.