Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие бывают категории работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Классификация кадров многогранна. Деление на служащих и рабочих — самая простая из них. Эти группы отличаются по характеру выполняемой работы: у первых упор на интеллектуальный труд, у вторых — на физический.
Основные признаки персонала
Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:
- Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
- Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
- Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.
Управление персоналом отличается такими особенностями, как:
- Интеграция в общую управленческую структуру.
- Соответствие имеющейся корпоративной культуре.
- Наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников.
- Учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников.
- Централизация управленческих процессов.
Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.
Нормативное обоснование
Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:
- Приказ №525 от 6 августа 2007 года. Устанавливает критерии отнесения представителей персонала к той или иной квалификационной группе.
- Приказ №248н от 29 мая 2008 года. Устанавливает квалификационные уровни работников.
- Приказ №247н от 29 мая 2008 года. Также устанавливает квалификационные уровни, но уже относительно руководителей и специалистов.
В нормативных актах выделены эти группы персонала:
- Должности рабочих и служащих, для работы на которых не нужно профессионального образования.
- Должности, для устройства на которые нужно начальное или среднее образование.
- Руководящие должности, для которых нужно начальное профессиональное образование.
- Специальности, для которых нужно высшее образование (квалификация «бакалавр»).
- Должности, для устройства на которые нужно иметь высшее образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр».
Кто такие специалисты?
Специалист – это, возможно, самая распространенная квалификация России. Что это за категория и кто может гордо именовать себя этим статусом? Точек зрения несколько.
Официально под специалистами понимают тех людей, которые получили высшее образование и квалификацию. Так что, если у вас есть диплом вуза, вы наверняка специалист. По сути, даже не важно, есть ли у вас работа, важно, что есть диплом вуза.
Но в реальной жизни, конечно же, куда большее значение имеет, кем и как долго человек работает. Поэтому к специалистам относятся почти все работники, попадающие, в том числе и под категорию рабочих.
Нередко, здесь существуют и свои классификации: младший, старший, ведущий специалист – очень развито в офисах и на предприятиях. Бывают и свои категории специалистов в медицине – средней или высшей медицинской категории, в образовании и во многих других сферах. Даже юристы могут быть специалистами по гражданским или уголовным делам и редко когда разбираются сразу во всем.
Если вам ближе официальное определение, диплом вуза делает вас специалистом. Но, откровенно говоря, если человек – профессионал своего дела, имеет хороший опыт и стаж, разбирается в какой-то области на высоком уровне, то он определенно относится к специалистам. И это независимо от документов об образовании.
В этот список входят такие профессии:
- Гл. специалист агрономической службы (агроном) предприятия.
- Гл. агроном-агрохимик на производстве.
- Гл. специалист аграрной службы (агроном) в сфере защиты растениеводства.
- Гл. специалист агрономической службы (агроном по изучению почвы).
- Гл. специалист ветеринарной службы (врач-ветеринар).
- Гл. специалист зоотехнической службы (зоотехник).
- Гл. специалист зоотехнической службы в отрасли разведения коней (зоотехник гос. конюшни).
- Гл. специалист зоотехнической службы — зоотехник ипподрома.
- Гл. инженер мелиораторской службы.
- Гл. инженер-механик.
- Гл. специалист энергетики (инженер-энергетик).
- Гл. судья в сфере племенного разведения коней.
- Работник ветеринарной службы — зав. ветаптекой.
- Работник ветеринарной службы — зав. ветучастком.
- Зав. на предприятии гаражом.
- Зав. пунктом заготовки на производстве переработки льна и других лубяных культур.
- Зав. токсикологической лабораторией.
- Зав. производственной лабораторией биометода защиты растений.
- Зав. лабораторией госинспекции по карантину растений и фумигационного отряда.
- Зав. лабораторией диагностирования и прогноза появления в будущем вредителей и болезней растений.
- Зав. лабораторией по оценке качества испытываемых сортов Госкомиссии по сортированию селхозкультур.
- Зав. лабораторией по плем. делу и искусственному методу осеменения.
- Зав. транспортным отделом.
- Зав. нефтескладом.
- Зав. опытным полем.
- Зав. пограничным пунктом по карантину растений.
- Зав. пунктом искусственного метода осеменения.
- Зав. пунктом сигнализации и прогнозов появления вредителей и болезней растений.
- Зав. мастерской по ремонту.
- Зав. семеноводческой станцией.
- Заведующий тех. обменным пунктом.
- Зав. участка по испытанию сортов.
- Зав. фитогельминтологической производственной лабораторией.
- Зав. семенным хранилищем.
- Начальник мех. отряда.
- Начальник отдела заготовки.
- Начальник отдела (участка) производственно-ветеринарного контроля.
- Начальника отдела тех. эксплуатации автопарка и оборудования сельхозпердприятий.
- Начальник производственного отдела ипподрома.
- Начальник станции защиты растениеводства (на уровне субъекта, области и района).
- Начальник станции тех. обслуживания автопарка, станции тех. обслуживания машиностроительного парка.
- Начальник животноводческого цеха.
- Начальник фумигационного отдела.
- Начальник станции тех. обслуживания машин и оборудования живот-ких ферм, птицефабрики и фермы.
- Начальник цеха по производству кормов.
- Начальник цеха по мелиорации земель.
- Начальник цеха инкубации.
- Начальник цеха механизирования.
- Начальник цеха растениеводства.
- Начальник экспедиции по биозащите растений.
- Начальник цеха по управлению транспортными перевозками.
- Управляющий фермой, бригадир.
- Руководитель КФХ-фермер.
Основные положения его разделов
Справочник должностей тружеников образовательной сферы разработан для того, чтобы регулировать трудовые отношения, возникающие в ней.
Также его задачей является создание эффективной руководящей ячейки, которая будет способна не только качественно решать вопросы, связанные с кадровой политикой и управления персоналом, но и организовывать учебный процесс, а также заниматься хозяйственной сферой учреждения.
При этом упор делается на то, что такие умения не должны зависеть от формы собственности учреждений или их организационных нюансов.
КХД будет базовой бумагой при разработке инструкций для конкретных должностей, поскольку именно в нем указывается перечень должностных обязанностей сотрудников, особенности организации труда и компетенции.
При подготовке инструкции, вполне можно уточнять перечень работ по определенным образовательным учреждениям, ведь для них могут быть разные нюансы.
И конечно, необходимо принимать во внимание особенности и определенные свойства каждой из должностей, а руководитель при этом может предъявлять дополнительные требования к кандидатам.
Чтобы увеличить эффективность работы, можно расширить должностные обязанности подчиненных, по сравнении с теми, что указаны непосредственно в КХД.
Делается это за счет того, что обязанности добавляются из некоторых смежных должностей, причем есть условие, что их добавление не может быть связано с расширением квалификации, либо необходимостью прохождения особой подготовки.
По пункту 9 КХД, если лица выполняют возложенные на них обязанности эффективно и в должном объеме, но не обладают нужным опытом или подготовкой, то они могут быть утверждены на должность.
Но делается это только в порядке исключения, и тогда, когда это рекомендует аттестационная комиссия.
В принципе же характеристика любой должности состоит из трех разделов:
Обязанности, связанные с конкретной должностью | Тут содержится список основных функций, которые предусматриваются должностью. Если сотрудником совмещаются функции разных должностей, необходимо при формировании их перечня руководствоваться однородностью и связанностью работ |
Требования к знаниям | Тут находятся те запросы, которым должен удовлетворять работник по размеру методологических знаний, а также законодательной подкованности и особых навыков, если они нужны для эффективного выполнения всех обязанностей |
Квалификационные запросы | Оговариваются требования, возникающие к уровню профессиональной подготовки, а также стажу работы |
Основные признаки персонала
Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:
- Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
- Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
- Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.
Управление персоналом отличается такими особенностями, как:
- Интеграция в общую управленческую структуру.
- Соответствие имеющейся корпоративной культуре.
- Наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников.
- Учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников.
- Централизация управленческих процессов.
Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.
Категории руководителей
Руководители производства подразделяются на эти категории:
- Линейные. Эти руководители принимают решения, касающиеся всех функциональных направлений деятельности. Примеры: генеральный директор, руководитель технического обслуживания, начальник цеха.
- Нелинейные. Это функциональные руководители, исполняющие конкретные управленческие функции. Примеры: финансовый директор, управленец, отвечающий за персонал.
Руководители подразделяются по уровням управления:
- Низовое звено. К примеру, мастер.
- Среднее звено. Начальники отдела и цеха.
- Высшее звено. Директор или его заместитель.
Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.
Дополнительная классификация
Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:
- Формы производственной деятельности (к примеру, строительство здания или создание скважин).
- Тарифные разряды (от одного до восьми).
- Классы квалификации (от одного до трех).
- Модели оплаты работы (к примеру, классическая, сдельная, премиальная).
- Уровень механизации деятельности (ручная или автоматизированная работа).
- Производственные направления (старший, помощник старшего).
Классификации также поддаются должности:
- Должности: управленец или специалист.
- Должность: старший и младший.
- Уровень квалификации (1-3-класс).
К СВЕДЕНИЮ! В России существует главный Классификатор профессий.
Квалификационные характеристики должностей работников образования: примеры
Должность руководителя:
Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).
ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.
Должность педагогического работника:
Учитель.
ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика» либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.
Должность учебно-вспомогательного персонала:
Вожатый.
ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.
ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.
Дополнительная классификация
Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:
- Формы производственной деятельности (к примеру, строительство здания или создание скважин).
- Тарифные разряды (от одного до восьми).
- Классы квалификации (от одного до трех).
- Модели оплаты работы (к примеру, классическая, сдельная, премиальная).
- Уровень механизации деятельности (ручная или автоматизированная работа).
- Производственные направления (старший, помощник старшего).
Классификации также поддаются должности:
- Должности: управленец или специалист.
- Должность: старший и младший.
- Уровень квалификации (1-3-класс).
К СВЕДЕНИЮ! В России существует главный Классификатор профессий.
Квалификационные характеристики должностей работников образования
Должностные обязанности:
- Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
- Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
- Оценивать результативность обучающихся по предмету.
- Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
- Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
- Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
- Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
- Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.
Документы для подтверждения соответствия должности
Работодатель (образовательное учреждение, где трудоустроен педагогический работник) подает на рассмотрение аттестационной комиссии следующий пакет бумаг:
- заявление с подписью директора школы или другого учреждения, от которого учитель представлен на аттестацию, а также самого педагогического работника;
- копии решения аттестационной комиссии с прошлой аттестации (если ранее учитель уже получал или подтверждал категорию);
- копии документов об образовании работника: диплома (дипломов) из среднего специального или высшего учебного заведения о педагогическом образовании;
- копия документа, подтверждающего успешную аттестацию на 1 категорию учителя или высшую категорию (если имеется);
- копии документов о смене фамилии (если фамилия менялась);
- развернутая характеристика педагогического работника с места работы или сопроводительное письмо, которое может подтвердить уровень квалификации педагога.
Инженер 1 категории имеет намного больше прав и обязанностей. С ростом его ответственности увеличивается и заработная плата. Он может иметь соответствующих работников в подчинении, конкретная специализация которых будет определяться направлением деятельности инженера и предприятия.
- Неисполнении или ненадлежащем исполнении своих должностных обязательств. Кроме того, если подчиненные инженера не выполнили обязательств, то ответственность будет нести руководитель.
- Правонарушениях, совершенных при трудовой деятельности. К примеру, если во время работы не соблюдалась техника безопасности, то инженер понесет ответственность. Это распространяется даже на те случаи, когда при нарушении ТБ никто не пострадал.
- Причинении материального ущерба предприятию.
Естественно, такое количество обязательств окупается высокой зарплатой, ведь в противном случае никто не захочет брать на себя такую ответственность.
Педагог социальный учреждения образования высшей категории:
высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», стаж работы в должности педагога социального учреждения образования первой квалификационной категории не менее 3 лет.
Педагог социальный учреждения образования первой квалификационной категории:
высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», либо высшее педагогическое образование и курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика», стаж работы в должности педагога социального учреждения образования второй квалификационной категории не менее 3 лет.
Педагог социальный учреждения образования второй квалификационной категории:
высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», либо высшее педагогическое образование и курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика», стаж работы в должности педагога социального учреждения образования не менее 2 лет.
Педагог социальный учреждения образования:
высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», либо высшее педагогическое образование, курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Какие профессии относятся к служащим?
Служащие – это такие профессии, с которыми мы сталкиваемся каждый день и повсеместно. Так что это вовсе не про воинскую службу или органы охраны и правопорядка. Множество из работников сами относятся к служащим, но об этом либо не знают, либо предпочитают называть себя иначе.
Примеры служащих есть в школе, на предприятиях, в промышленности, на транспорте, в медицине, да и, пожалуй, в любой отрасли можно найти работника, который относится к этой категории.
Какие должности относятся к служащим на предприятии?
Раньше к таковым относились работники, не имеющие высшего образования, в круг обязанностей которых входило в прямом смысле обслуживание организации или населения.
Сегодня классификация не настолько категорична и к служащим относятся и агенты по снабжению, и экспедиторы, и секретари. Кассиров, диспетчеров, помощников руководителей, как правило, тоже относят к служащим.
Так что служащий персонал организации – это целая плеяда работников, удерживающих бизнес на плаву. Быть таким работником отнюдь не стыдно, а иногда даже и престижно.
Кто такие специалисты?
Специалист – это, возможно, самая распространенная квалификация России. Что это за категория и кто может гордо именовать себя этим статусом? Точек зрения несколько.
Официально под специалистами понимают тех людей, которые получили высшее образование и квалификацию. Так что, если у вас есть диплом вуза, вы наверняка специалист. По сути, даже не важно, есть ли у вас работа, важно, что есть диплом вуза.
Но в реальной жизни, конечно же, куда большее значение имеет, кем и как долго человек работает. Поэтому к специалистам относятся почти все работники, попадающие, в том числе и под категорию рабочих.
Нередко, здесь существуют и свои классификации: младший, старший, ведущий специалист – очень развито в офисах и на предприятиях. Бывают и свои категории специалистов в медицине – средней или высшей медицинской категории, в образовании и во многих других сферах. Даже юристы могут быть специалистами по гражданским или уголовным делам и редко когда разбираются сразу во всем.
Если вам ближе официальное определение, диплом вуза делает вас специалистом. Но, откровенно говоря, если человек – профессионал своего дела, имеет хороший опыт и стаж, разбирается в какой-то области на высоком уровне, то он определенно относится к специалистам. И это независимо от документов об образовании.