Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тактика задержания и доставления правонарушителя в ОВД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В процессе работы, сотрудники полиции осуществляют наблюдение за оперативной обстановкой и выявление лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, проверку у них документов, проводят физическое задержание правонарушителей, личный досмотр, доставляют задержанных в органы внутренних дел, другие учреждения полиции. При этом неизбежно возникают ситуации, с повышенным риском возможного нападения на сотрудников полиции, попыток завладения их табельным оружием. Анализ практики свидетельствует, что ошибки, допускаемые сотрудниками при осуществлении обязанностей по охране общественного порядка, послужили причиной неоправданных потерь среди личного состава подразделений полиции, привлекаемых для несения патрульно-постовой службы. В этих условиях актуальным является вопрос обучения сотрудников полиции приемам и методам несения службы по охране общественного порядка, наработанным опытом тактическим действиям в различных условиях.
Понятие и основания задержания лиц, подозреваемых в подготовке и совершении преступлений
Вся многообразная творческая работа следователя, органов дознания по установлению и розыску преступника завершается, как правило, его задержанием.
Вопрос о задержании граждан может рассматриваться в нескольких аспектах: в процессуальном, административном и криминалистическом. В процессуальном отношении под задержанием понимается временное, на сорокавосьмичасовой срок лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступлений. Задержание, согласно действующим процессуальным нормам, может иметь место только при наличии условий, прямо указанных в законе, что относит его к числу особых, экстраординарных действий.
Особенности задержания и доставления в органы внутренних
260. Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от сотрудников соблюдения законности, высокой бдительности, решительности, выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке.
266. Во избежание сопротивления в отдельных случаях задерживаемым не сообщаются действительные основания задержания, а используются отвлекающие предлоги — нарушение общественного порядка, переход улицы в неположенном месте, проверка паспортного режима, карантин и тому подобное. В этих случаях команда «СТОЙ. Руки ВВЕРХ» не подается.
Если необходимо произвести задержание группы подозреваемых в совершении преступления, патрульный (постовой) должен связаться с оперативным дежурным, соседними нарядами и запросить усиление, а также, по возможности, обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности. В зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. 261. Патрульный (постовой) при выявлении подозрительных лиц устанавливает за ними наблюдение, не привлекая к себе внимания.
Принимая решение о задержании и доставлении такого гражданина в органы внутренних дел, он должен четко уяснить правомерность своих действий, оценить свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический прием задержания. При этом необходимо учитывать:
Мы рассказываем, как с этим быть
Такой способ применяется в виде исключения (обязательно с использованием брючного ремня), например, если задержанный из-за травмы не может заложить руки за спину. Поэтому, наручники лучше надевать на руки сзади, продев их дополнительно через брючный ремень (в этом случае ремень мешает любому движению рук). Исключением являются наручники с широкой, не проворачивающейся центральной частью.
Должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.
Во-вторых, это должностные лица, представляющие военную автомобильную инспекцию. Они обязаны фиксировать нарушения правил на дороге армейскими транспортными средствами, автомобилями и техникой национальной гвардии, других воинских подразделений и формирований.
Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (например, в чемодане), может совершаться и лицом противоположного пола. При этом также обязательно присутствие двух понятых (пол их в данном случае роли не играет).
Зафиксируйте точное время, когда вы окажетесь в полицейском транспорте (например, можно отправить смс). Это позволит пожаловаться на то, что вас слишком долго продержали в автозаке (если такое произойдет).
Несмотря на то что закон требует доставить вас в отдел как можно скорее, на практике путь может затянуться.
Кодекс об административных правонарушениях, часть 2 статьи 27.2 «Доставление».
Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
Спросите, куда вас везут. Как узнаете, напишите об этом в правовой бот ОВД-Инфо и друзьям. Сразу просите друзей сделать в этот отдел передачи еды, воды и необходимых вещей (учитывайте, что задержание может длиться несколько часов, а могут оставить на ночь). Помогайте друг другу. Сделайте чат в телеграме на автозак, добавьте туда друзей, которые вам помогают. Обменяйтесь контактами с другими задержанными по максимуму.
Когда приедете к отделу, напишите об этом в наш правовой бот. Перед зданием полицейского участка вы можете какое-то время просидеть в автозаке, ожидая, пока вас и других задержанных станут заводить внутрь. Существует вероятность, что из одного отдела вас потом повезут в другой.
Можно проверить заполненность автозака. Никто не должен стоять и держаться за поручни, как в вагоне метро. Количество людей должно равняться количеству сидячих мест. Но помните — в автозаке вы наиболее беззащитны, постарайтесь вести себя спокойно и не вызывать конфликтов.
«Апелляционное определение Верховного Суда РФ» от 25.02.2016 N АПЛ16-24 Запрет на перевозку людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, содержится в пункте 22.8 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
Кроме того, согласно абзацу четвертому пункта 167 Инструкции во всех случаях количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и личного состава, перевозимого в специальных транспортных средствах, не должно превышать норм, установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками.
Кто имеет право задерживать и доставлять в отделение граждан?
Право на доставление граждан в полицейский отдел имеет ограниченный круг лиц. Исчерпывающий перечень таких представителей прописан в статье 27.2 КоАП РФ. К ним относятся:
- сотрудники ОВД. В их полномочия входит, прежде всего, работа с нарушителями правил дорожного движения. Они имеют право доставлять и других граждан, если об этом их попросили иные должностные лица по причине совершения административного правонарушения;
- сотрудники нацгвардии. Они имеют право доставлять в отделение граждан, которые незаконно проникли в охраняемые помещения или нанесли определенный ущерб этим объектам;
- представители Ространснадзора. В их обязанности входит препровождение лиц, которые нарушают порядок в транспорте;
- работники военной полиции. Их полномочия распространяются на водителей, управляющих транспортом ВВС, Нацгвардии, МЧС;
- инспекторы надзорных органов, если речь идет о выявлении нарушений непосредственно в их сфере полномочий;
- пограничники или таможенники при выявлении незаконной деятельности на пограничных территориях или во внутренних морских водах.
Должностные лица, работающие в администрации, не наделены такими полномочиями и могут производить действия только при помощи ранее указанных представителей.
Подозреваемый вправе:
- Знать, в чем он подозревается, и получить копию постановлениия о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
- Давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний.
- Пользоваться помощью защитника с момента, его фактического задержания и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
- Представлять доказательства;
- Заявлять ходатайства и отводы;
- Давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
- Пользоваться помощью переводчика бесплатно;
- Знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
- Участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
- Приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
- Защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Кодексом.
В каких случаях задерживают на 3 часа?
Рассмотрим, в каких случаях возможно задержание на 3 часа. Основная причина — выяснение личности. Это значит, что гражданин вызвал подозрения у полицейских, но документов у него при себе не оказалось. В таком случае правоохранители могут доставить его в отдел.
Если за это время выяснится, что гражданин значится в розыске, проходит подозреваемым в преступлении и т.д., время задержания в полиции увеличится. Кроме того, на три часа могут задержать лицо, которое находилось в пьяном виде в общественном месте.
Спустя три часа задержанного должны отпустить, если:
- подозрения не подтвердились;
- нет оснований для заключения под стражу;
- при задержании были нарушены требования закона.
Помните, что при превышении времени задержания в полиции без оснований вы вправе требовать немедленного освобождения.
Подготовка к проведению задержания
Подготовка к задержанию складывается из следующих элементов:
1) изучения оснований для задержания;
2) получение необходимой информации о лице (или о лицах), подлежащем задержанию;
3) изучение места и выбор времени предстоящего задержания;
4) подготовку участников оперативной группы и их инструктаж;
5) составление плана задержания;
6) репетиция его реализации или отработку отдельных элементов (по возможности);
7) проведение необходимых организационных мероприятий на месте предстоящего задержания.
В рамках подготовки к задержанию должны быть установлены следующие сведения о лице, подлежащем физическому задержанию
- основные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, возраст);
- о внешности (весьма желательно иметь фотоснимки);
- о физических возможностях, в том числе наличии или отсутствии специальной подготовки (владеет ли приемами борьбы, бокса, восточных единоборств, рукопашного боя);
- о чертах характера, эмоциональных и волевых качествах;
- о его прошлом (служил ли в армии, в каких войсках, был ли ранее судим, за какое преступление, отбывал ли наказание, какой срок);
- о возможном наличии огнестрельного или холодного оружия и т. д.
В зависимости от вида и конкретной ситуации предстоящего задержания очень важными могут оказаться некоторые дополнительные данные, например: о взаимоотношениях подозреваемого с членами семьи и соседями, если задержание предполагается провести по месту жительства; о взаимоотношениях его с сослуживцами, если оно произойдет в служебном помещении.
Тактика доставления задержанных лиц патрульным автомобилем
Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от сотрудников полиции соблюдения законности, высокой бдительности, решительности, выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке.
Патрульный (постовой) при выявлении подозрительных лиц устанавливает за ними наблюдение, не привлекая к себе внимания. Принимая решение о задержании и доставлении такого гражданина в полицию, он должен четко уяснить правомерность своих действий, учесть свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический прием задержания. При этом необходимо учитывать:
— личность задерживаемого и возможные опасные последствия в случае, если он не будет задержан;
— вероятные осложнения при задержании, которые могут возникнуть, если со стороны задерживаемого, его сообщников и сочувствующих будет оказано сопротивление;
— возможность вооруженного сопротивления или нападения;
Если необходимо произвести задержание группы преступников, патрульный (постовой) должен связаться с дежурным, соседними нарядами и запросить усиления, а также по возможности обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности.
Место задержания преступника определяется складывающейся обстановкой и другими факторами, исключающими причинение вреда гражданам и возможность правонарушителя скрыться.
При задержании нарушителя не следует:
— кричать или говорить на повышенных тонах, поскольку это только подстегнет нарушителя;
— уходить или поворачиваться к нарушителю спиной, пока он разговаривает с вами;
— посягать на его личное пространство;
— игнорировать нарушителя или высказывать невнимание, а также пренебрежение к нему;
— обращаться с нарушителем уничижительно или покровительственно;
— без необходимости высказывать какие бы то ни было угрозы в адрес нарушителя, при этом, однако, вы можете стоять на своем и аргументировать свою точку зрения;
— делать язвительные или неуважительные замечания личного характера;
— жестикулировать, тыкать, грозить пальцем или размахивать руками.
Наблюдая за нарушителем, несложно по его разговору, лицу, взгляду, рукам и положению тела определить степень его агрессивных намерений.
Так, внезапно наступившее молчание с одновременным замиранием на месте предполагает последующее вторжение в зону «персонального» общения сотрудника полиции. При этом игнорируются его требования и команды, а также попытки вступить в речевой контакт.
Взгляд, как правило, пристальный направлен на объект предполагаемого нападения. Чаще всего в точку планируемого нанесения удара. Иногда, при полном внешнем спокойствии и отсутствии прочих признаков агрессивности. Сигналами, предупреждающими об опасности, являются «отсутствующий» (как у зомби) взгляд или намеренно безразличное выражение лица.
Цвет лица может меняться от покраснения до крайней степени бледности.
Руки, как правило, приподняты выше пояса, локти прижаты к туловищу.
Кисти рук сжаты в кулаки, могут непроизвольно сжиматься или разжиматься. Иногда правонарушитель неосознанно охватывает руками шею сзади, что характеризует его стремление сдержать закипающий гнев. Наблюдается значительное увеличение мускульной напряженности.
При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия патрульный (постовой) обязан:
– предупредить правонарушителей о намерении их использовать, предоставив при этом им достаточно времени для выполнения его требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
– стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;
– обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной медицинской помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;
– доложить рапортом начальнику горрайлиноргана и командиру строевого подразделения о случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В ходе патрулирования территории предприятия ГБР, при встрече с неизвестными, подозрительными лицами должна проверить у них документы (пропуска), дающие основания этим лицам находится на территории охраняемого объекта. У злоумышленников подобные встречи вызывают вполне предсказуемую реакцию — желание скрыться, что чаще всего они и пытаются сделать. Поэтому охранникам, вступающим в контакт с предполагаемыми злоумышленниками, желательно «усыпить» их готовность к побегу и получить, «для начала», от них какие-либо документы. А вот после получения документов от неизвестных лиц, наступает время задавать все интересующие охрану вопросы, благо желание у неизвестных лиц бежать без документов, как правило, пропадает. В отдельных случаях интересующие охрану вопросы лучше задавать только после доставления задержанных в дежурную часть охраны, опять же под любым благовидным предлогом, дабы не осложнять ситуацию на месте встречи.
Проверяя документы у любого неизвестного лица, или при осмотре его автомашины, даже в отсутствии каких-либо признаков опасности нападения, охранники, тем не менее, должны во всех случаях действовать, исходя из возможности сопротивления или нападения, как со стороны проверяемого, так и со стороны других лиц, находящихся поблизости. Поэтому вся ГБР должна принимать участие в проверке документов и осмотре автомобиля. Причем охранникам, при осмотре автомашины и документов у неизвестного лица не рекомендуется разделяться (один из них осуществляет проверку, а другой страхует). Необходимо при этом располагаться таким образом, чтобы не перекрывать сектор обстрела своему напарнику. В ходе проверки следует также избегать чрезмерного приближения к проверяемым лицам, стараясь оставаться вне пределов досягаемости для их нападения, нельзя поворачиваться к ним спиной.
Если правонарушители пытаются скрыться, то при одновременном преследовании нескольких правонарушителей, охранники ГБР не должны разделяться по одному. Безопаснее вдвоем преследовать одного из двух убегающих правонарушителей, чем пытаться остановить обоих по одиночке. Преследуемый правонарушитель может оказаться сильнее охранника или быть лучше вооруженным. Задерживать в первую очередь необходимо правонарушителя, убегающего с материальными ценностями (вещественными доказательствами).
При преследовании, охранники не должны бежать один за другим (чтобы не споткнуться в случае падения бегущего впереди). Между ними должен сохраняться широкий интервал, с тем, чтобы охранник, находящийся впереди, при необходимости применения оружия не оказался на линии огня. Следующий сзади охранник, страхуя находящегося впереди напарника, должен находиться в стороне от него, на одном из флангов.
Непосредственно задержание лучше проводить наиболее физически подготовленным сотрудником, который сможет сразу подавить сопротивление задержанного правонарушителя. Остальные охранники обязаны его страховать и быть готовыми оказать необходимую помощь. Особое внимание должно быть обращено на выяснение наличия у задержанных правонарушителей огнестрельного или холодного оружия. При доставке в дежурную часть охраны наличие у задержанных огнестрельного или холодного оружия представляет прямую угрозу для жизни и здоровья охранников. Поэтому, необходимо удостовериться (выяснить и провести наружный осмотр) в отсутствии у задержанных правонарушителей оружия, колюще-режущих предметов, которые также можно использовать как оружие. Проверяются также все отобранные у него предметы: сумка, портфель и другое. Проводить досмотр (личный обыск) правонарушителей охранники не имеют права.
При необходимости, в соответствии со ст.17 Закона от 11.03.92 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее «Закона о ЧОД»), на правонарушителей могут быть надеты наручники. Руки задержанных, при надевании наручников, должны находиться за спиной. Известно немало случаев, когда задержанные правонарушители нападали на охранников, и скрывались с наручниками, надетыми на руки спереди. Такой способ применяется в виде исключения (обязательно с использованием брючного ремня), например, если задержанный из-за травмы не может заложить руки за спину. Поэтому, наручники лучше надевать на руки сзади, продев их дополнительно через брючный ремень (в этом случае ремень мешает любому движению рук). Исключением являются наручники с широкой, не проворачивающейся центральной частью. Их можно не продевать сзади через ремень. Использование подручных средств (пластиковых лент, верёвок, ремней и т.д.) предполагает крестообразное расположение ладоней сзади (одна направлена к туловищу, а другая наоборот).
В процессе надевания наручников все внимание охранников должно быть сосредоточено на задержанных, так как правонарушители понимают, что шансы их побега уменьшаются, и в этот момент они могут совершать нападение или побег.
Если имеется достаточное количество наручников, то их необходимо надеть каждому задержанному. В тех случаях, когда у охранников ГБР имеются только две пары наручников, а задержанных, например, трое, то можно надеть их всем трем правонарушителям, при этом надевать наручники следует на одноименные руки, т.е. правую руку пристегнуть к правой руке, левую к левой. Такое положение рук снижает физические возможности задержанных к нападению и оказанию сопротивления охранникам. При попытке побега они оказываются в неудобн��м положении, и снижается скорость их передвижения. Если передача задержанных сотрудникам ОВД затягивается, то через каждые два часа наручники следует снимать на 5-10 минут, а затем вновь надевать. В целях личной безопасности охранников, перед снятием наручников необходимо повторно провести наружный осмотр задержанных нарушителей.
Если по каким-либо причинам у охранников не оказалось наручников, сковать движения нарушителей можно любыми подручными средствами (брючным ремнем, веревкой, скотчем и т.д.), при наличии верхней одежды можно также расстегнуть ее и приспустить на руки, чтобы ограничить движение рук (в порядке крайней меры, можно расстегнуть и брюки).
Даже после задержания правонарушителей охранникам нельзя расслабляться. Во время доставления их в дежурную часть охраны или ОВД следует внимательно наблюдать за ними, с тем, чтобы вовремя пресечь попытку избавления от компрометирующих предметов или документов. Как правило, их пытаются уничтожить, выбросить, спрятать под чехлы сидений или коврики на полу автомобиля и т.п. Доставление правонарушителей в дежурную часть охраны или органы внутренних дел осуществляется на автомашине, в сопровождении охранников.
Порядок проведения задержания
Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.
Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.
По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.
Правовые основания задержания охранником правонарушителя
Согласно ст. 12 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности» охранник вправе задержать на месте совершения правонарушения лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, и незамедлительно передать его в орган внутренних дел.
Предоставив охраннику право на задержание, закон вместе с тем не определяет о каком задержании идет речь.
Термин «задержание» многогранен и имеет несколько значений.
Во-первых, под задержанием понимается неотложное следственное действие (ст. 119 УПК). Оно представляет собой кратковременное (не более 72 часов) ограничение личной свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и применяется при наличии оснований, предусмотренных ст. 122 УПК. Правом на такое задержание обладают орган дознания и следователь.
Во-вторых, «задержание» обозначает административное задержание предусмотренное ст. 240 КоАП. В этом значении задержание представляет собой административную меру, применяемую в отношении лица, совершившего административное правонарушение. Продолжительность такого задержания не должна превышать трех часов. Органы и должностные лица, которые вправе произвести административное задержание, названы в ст. 241 КоАП. Обычно его осуществляют органы внутренних дел в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным.
В-третьих, на бытовом, обыденном уровне сознания задержание ассоциируется с любой формой ограничения свободы, независимо от того, кто (должностные лица или граждане) такое ограничение осуществляет и каким способом (насильственным или ненасильственным).
И, наконец в-четверых, под задержанием понимают действия любого гражданина, направленные на физический захват правонарушителя с целью доставления его в органы власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений. Именно о таком задержании (физическом захвате правонарушителя) идет речь в ст. 12 Закона, и только такое задержание вправе осуществлять охранник.
В соответствии со ст. 12 охранник вправе задержать как лицо, совершившее преступление, так и административное правонарушение, поскольку в этой статье отмечается, что может быть задержано лицо, совершившее противоправное посягательство, а им может быть как преступление, так и административный проступок.
Статья 12 Закона определяет также в каких случаях охранник вправе при исполнении служебных обязанностей задержать правонарушителя, а именно при совершении им посягательства на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность.
Представляя охраннику право задержания правонарушителя Закон вместе с тем не определяет, какие меры можно применять к правонарушителю, то есть можно ли при этом применять физическую силу, причинить вред его жизни и здоровью. А это в свою очередь зависит от того, за какое правонарушение осуществляется задержание – за преступление или административный проступок.При задержании лица, совершившего административный проступок (чаще всего это мелкое хищение или мелкое хулиганство, охранник вправе применить лишь физическую силу – заломить руки, связать) без причинения вреда здоровью задерживаемого. При этом он не вправе применить специальные средства и тем более оружие. В случае причинения вреда здоровью лицу, совершившему административное правонарушение, охранник будет нести уголовную ответственность в зависимости от характера причиненного вреда.
В случае задержания лица, совершившего преступление охранник вправе применить не только физическую силу, но и причинить вред жизни и здоровью задерживаемого. Право на задержание таких лиц, а также условия правомерности причинения вреда их жизни и здоровью, предусмотрены ст. 38 УК.
Согласно этой статьи право на задержание преступника принадлежит любому гражданину, как потерпевшему от преступления, так и иным лицам, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки, должностного положения. Из этого следует, что несмотря на то, что охранники осуществляют задержание при исполнении служебных обязанностей, никаких дополнительных прав по сравнению с обычными гражданами они не имеют.
В отличие от обычного гражданина задержание преступника для охранника не только право, но одновременно и служебная обязанность. Поэтому он обязан принять все необходимые меры по задержанию преступника в случаях посягательства на жизнь и здоровье охраняемого лица или собственность. Однако это вовсе не означает, что охранник не вправе задержать лицо, посягавшее на его жизнь, здоровье или собственность.
В процессе осуществления задержания задерживаемое лицо может совершить нападение на задерживающего или оказать ему сопротивление с угрозой жизни и здоровью. В подобных случаях задерживающий действует по правилам необходимой обороны.
В отличие от уголовно-процессуального и административного задержания, задержание, предусмотренное ст. 38 УК, не устанавливает срока задержания (ограничения личной свободы). Задержание должно быть предельно кратковременным, так как его назначение не в проведении каких-либо действий по расследованию преступления, за совершение которого лицо было задержано, а в передаче такого лица в правоохранительные органы.
Применительно к охранной деятельности ст. 12 Закона содержит требование о том, что охранник должен незамедлительно передать задержанного в орган внутренних дел. Это означает, что в обязанность охранника не входит выяснение личности задержанного, установление обстоятельств, связанных с проникновением преступника на охраняемый объект, а равно других обстоятельств совершения им преступления. Поэтому принудительное ограничение свободы задержанного определяется временем доставления правонарушителя в служебное помещение охраны, сообщением о задержании в орган внутренних дел и передачей его сотрудникам милиции.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством