Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проекты перераспределения земель.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ст. 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с целью создания территориальных условий для развития различных форм хозяйствования на земле, формирования рациональной и устойчивой системы землевладений и землепользовании, консолидации земельных участков и земельных долей, улучшения использования и охраны земель.
Проекты перераспределения земель могут составляться в следующих случаях:
-
реорганизации сельскохозяйственной организации и приватизации ее земель;
-
выхода членов сельскохозяйственной организации из ее состава после приватизации земель с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иной формы хозяйствования;
-
выделения земельных участков для расширения личных подсобных хозяйств за счет земельных долей.
При составлении проекта перераспределения земель с целью проведения реорганизации сельскохозяйственной организации и приватизации ее земель могут быть два основных варианта перераспределения земель:
-
сельскохозяйственные угодья распределяются на земельные доли, которые затем используются реорганизованной сельскохозяйственной организацией на различном праве;
-
собственники земельных долей формируют новые самостоятельные структуры.
При любом из этих вариантов перераспределения земель составление проекта включает:
-
уточнение состава и площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих перераспределению, а при необходимости проведение их инвентаризации;
-
расчет (уточнение) размера земельной доли в гектарах и балло гектарах с учетом среднерайонной нормы бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в собственность граждан;
-
установление площади и размещение сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую и общую совместную собственности, и включаемых в фонд перераспределения земель;
-
установление состава, площадей и местоположения сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам;
-
установление состава, площадей и местоположения несельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую совместную собственность сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам;
-
установление границ и площадей земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями, передаваемыми вновь формируемым структурам в счет имущественных паев;
-
установление площадей и местоположения земель лесного фонда, передаваемых в безвозмездное пользование сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам;
-
установление режима и условий использования земель, определение границ и площадей земельных участков, ограниченных в использовании или обремененных правами иных лиц (с использованием материалов ландшафтно-экологического зонирования, рисунок ???).
При составлении проекта перераспределения земель при выходе членов сельскохозяйственной организации с целью формирования крестьянского (фермерского) хозяйства или иной производственной структуры устанавливается:
-
количество земельных долей, испрашиваемых для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного хозяйствующего образования, их общая площадь и оценка в балло гектарах;
-
местоположение земельного участка, выделяемого для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного образования, фактический состав и площади выделяемых сельскохозяйственных угодий;
Расчет снижения инвестиционных рисков сельскохозяйственного производства по проекту перераспределения земель сельскохозяйственной организации ОАО «Радуга» Тамбовского района Тамбовской области (таблица рассчитана по показателям экспертной оценки), %
Вид риска |
Доля |
Вероятность |
Вероятность |
Доля риска в |
Доля риска в |
Снижение |
Риски |
25 |
20 |
2 |
5 |
0,5 |
4,5 |
Риски |
100 |
5 |
0 |
5 |
0 |
5 |
Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.
Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.
В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально.
Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.
Комментарий к Статье 80 Земельного кодекса РФ
Комментируемая статья предусматривает создание фонда перераспределения земель, при этом указывая как цели его создания, так и источники формирования фонда. Следует отметить, что понятие фонда перераспределения земель было введено с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» , согласно которому в такие фонды включались земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель работникам сельскохозяйственных предприятий. Согласно п. 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 , при определении земельной доли (пая) земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, не учитывались.
———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.
РГ. 1992. 24 сент. N 211.
В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.
Основания включения земельных участков в фонд перераспределения земель
Законодательством определены те случаи, которые являются основаниями для включения территорий в специальный фонд с целью дальнейшего распоряжения и перераспределения участков среди частных пользователей (физических и юридических лиц), а также государственных и муниципальных органов и предприятий. Основаниями для включения земельных участков в государственный фонд перераспределения земель являются следующие территории:
- участки, которые не стали объектом наследования, так как в силу обстоятельств не оказалось наследников, которые претендуют на территорию на любых основаниях (в законном порядке, при наличии завещания);
- территории, которые не были унаследованы, так как лицо, выступающее в роли завещателя, добровольно лишило всех наследников прав на владение данным участком;
- земельные участки, от которых наследники добровольно отказались без указания конкретного субъекта, который стал бы законным владельцем территории;
- недвижимое имущество, по поводу которого было подано заявление о добровольном отказе от участка;
- участки, которые не были объектом наследования, если ни один из законных наследников не объявил о своем праве на владение участком в установленном порядке и в дозволенные сроки;
- участки, которые были переданы наследователем в государственную собственность на добровольных началах;
- недвижимое имущество в виде земельных участков, которое было изъято из собственности, владения или пользования при наличии законных оснований, связанных с нарушением земельного законодательства (нарушение правил целевого использования земель, нанесение вреда, нарушение правил и невыполнение прямых обязанностей, заключение незаконных сделок и др.).
Фонд перераспределения земель
Реферат
Фонд перераспределения земель
Введение
Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, приоритетное значение которой обусловлено их социально-экономической значимостью.
Преобразования, начатые в ходе земельной и аграрной реформ и коснувшиеся, прежде всего, отношений в сельском хозяйстве, продолжают оказывать существенное влияние на правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Это проявляется в демонополизации государственной собственности и установлении многообразия форм собственности на землю, появлении новых субъектов сельскохозяйственной деятельности, особом порядке приватизации сельскохозяйственных угодий, особом правовом регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения, выведенном за рамки нового Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-Ф31.
Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предметом исследования в качестве объекта различных правоотношений. Отдельно можно исследовать правовое регулирование прав на земли сельскохозяйственного назначения, условий и порядка использования этих земель, оборот, правовое регулирование государственного управления, охрану земель сельскохозяйственного назначения.
1.Понятие и состав фонда перераспределения земель
Фонды перераспределения земель стали создаваться в ходе проведения земельной реформы в начале 90-х годов, когда была поставлена задача создания крестьянских (фермерских) хозяйств и потребовалось найти источники предоставления земли лицам, желающим такие хозяйства создать, но не имевшим права на земельную долю из-за того, что они не являлись
членами сельхозпредприятий. Фонд перераспределения включал земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также выявленные земли колхозов, совхозов и других землепользователей, используемые нерационально.
Принятым в конце 2001 года Земельным кодексом Российской Федерации была сохранена практика формирования фонда перераспределения земель из участков земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
Фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся за границами населенных пунктов за счет:
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами;
при добровольном отказе правообладателя от земельного участка;
если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, например, при ненадлежащем его использовании.
Кроме этого в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в существующих фондах перераспределения земель.
Земли фонда перераспределения, как земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (с учётом схем зонирования территории).
C 01.07.2011 года вступил в силу Федеральный закон №435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Федеральным законом устанавливается ряд нововведений. По новому урегулированы вопросы принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются по целевому назначению в течение трех и более лет либо используются с нарушением правил рационального использования и экологических требований. Усилена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, не использующих земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в установленные федеральным законом сроки для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Определяется специфика образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, прекращения прав на невостребованные земельные доли, совершения сделок с земельными долями и так далее. Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнены нормами, определяющими порядок формирования фонда перераспределения земель за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и приобретения земельных участков, на которых располагаются сады и другие сельскохозяйственные многолетние насаждения.
На сегодняшний момент данные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.
Сведения о наличии, расположении и качестве, имеющихся в фонде перераспределения участков земель являются общедоступными.
Поэтому администрации муниципальных районов обязаны предоставлять соответствующие данные всем заинтересованным лицам, а также публиковать в местной прессе сведения о поступающих в фонд и предоставляемых из фонда землях.
Для получения земельного участка из фонда перераспределения заинтересованным гражданам и юридическим лицам необходимо обращаться в администрации муниципальных районов предоставляющим земли из фонда в собственность или аренду.
Земельные участки из фонда перераспределения могут предоставляться в аренду:
. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2004 года №-101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 11 июня 2003 года №-74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Земельные участки из фонда перераспределения земель, переданные в аренду гражданину, могут быть приобретены им в собственность по рыночной стоимости без проведения торгов (конкурсов, аукционов), но по истечению трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования арендованного участка.
Рыночная стоимость не должна быть ниже ее кадастровой стоимости.
Граждане, занимающиеся в течение десяти лет ведением личного подсобного хозяйства, имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок из фонда перераспределения земель.
Управление и распоряжение земельными участками, входящими в фонд перераспределения земель, осуществляет исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере управления государственным имуществом.
Порядок распоряжения земельными участками, входящими в фонд перераспределения земель, определяется Администрацией в соответствии с федеральным законодательством.
Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.
Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.
В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально.
Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.
Земли, входящие в фонд
Чтобы понять, какие земли входят в состав фонда перераспределения земель, необходимо обратиться к статье 103 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с этим документом земельные участки фонда не относятся к землям запаса, которые, в свою очередь, являются собственностью муниципальной и государственной собственности. Они не предоставляются гражданам и юридическим лицам.
В госфонд переходят следующие земли сельскохозяйственного назначения:
- от которых на добровольной основе отказались их хозяева — это требование обозначено в статье 53 Земельного кодекса РФ;
- если не имеется наследников — п. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ;
- принудительно изъятые — ст. 45 и 54 Земельного кодекса РФ.
В фонд передаются все указанные земельные участки, а также выявленные в результате инвентаризации земель. Положение о порядке проведения инвентаризации предполагает, что этой процедуре подлежат территории всех категорий, которые не используются в сельском хозяйстве.
В процессе инвентаризации выявляются:
- документы, соответствующие участкам и подтверждающие права собственников на земельные наделы;
- используемые не по целевому назначению или неиспользуемые земли;
- отработанные и нарушенные земли, которые подлежат рекультивации;
- земли лесфонда, не покрытые лесом, но и редкими кустарниками, не очень ценными лесными породами, которые находятся за границами особо охраняемых территорий.
Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан им в собственность местными органами самоуправления (местными администрациями), в ведении которых находятся сельскохозяйственные земли. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. В настоящее время действует Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Личное подсобное хозяйство ведется гражданами или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для личного подсобного хозяйства.
Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.
Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.
В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально.
Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.
Фонд перераспределения земельных участков был создан с целью организации государственных территорий конкретно сельскохозяйственного значения. Ключевым фактором в этом вопросе является показатель целевого назначения земель.
Если есть основания для исключения земельного участка и включения его в актив распределительного фонда, то территория не теряет целевого назначения по причине продолжения использования ее для потребностей сельского хозяйства, но после того, как определился собственник или арендатор.
Госфонд перераспределения земель создавался для того, чтобы рационально и грамотно разделить между юридическими и частными лицами все земельные активы. Главная задача — распределить территории для гарантированного соблюдения правил целевого использования.
Перераспределение необходимо для дальнейшей организации хозяйственной деятельности, проведения фермерских работ, расширения сельскохозяйственной деятельности, организации личных подсобных хозяйств, огородничества и садоводства.
Рациональное использование земель
Понятие рационального использования и охраны земель
Использование земель осуществляется субъектами публичных земельных отношений, которые осуществляют общее землепользование: находятся на земле и перемещаются по ней, и субъектами частных отношений, которые используют землю для осуществления хозяйственной деятельности: возведения зданий, добычи полезных ископаемых, производства сельскохозяйственной продукции и т.п. Для сохранения земли в качестве основы жизни и деятельности народов РФ необходимо обеспечить ее рациональное использование и охрану.
- Под рациональным использованиемземель понимается использование земель методами и способами, соответствующими требованиям законодательства и обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства
- сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
- Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих рациональное использование земельных участков, является установление правового режима земель— совокупности требований к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
- Требования к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением определяются его принадлежностью к той или иной категории земель: земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться для нужд сельского хозяйства, земли поселений – для нужд поселений, земли промышленности и иного специального назначения — для нужд соответствующих отраслей промышленности; земли особо охраняемых территории объектов — для сохранения особо ценных территорий и объектов земли лесного фонда — для ведения лесного хозяйства и лесопользования, земли водного фонда — для сооружения объектов водного хозяйства и водопользования.
- Целевое назначение земельного участка устанавливается государством при осуществлении деятельности по отнесению земель категориям, а также переводу земель из одной категории в другую Требования к целевому использованию земельных участков различных категорий закреплены особенной частью ЗК РФ.
Требования к разрешенному использованию земельного участка устанавливаются в отношении конкретных видов использования земельных участков, входящих в состав одной категории земель.
Так к видам использования земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены: 1) производство сельскохозяйственной продукции; 2) возведение зданий, строений или сооружений, предназначенных для производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; 3) размещение внутрихозяйственных дорог, древесно-кустарниковой растительности, выполняющей защитные функции; 4) дачное строительство; 5) садоводство; 6) огородничество и т.д.
Очевидно, что каждый названный вид использования земель сельскохозяйственного назначения имеет свои особенности, с учетом которых устанавливаются требования к разрешенному использованию земельного участка: на участках, предназначенных для огородничества, запрещается сооружение капитальных зданий; обязательным требованием к использованию земельных участков, предназначенных для садоводства, является посадка многолетних насаждений; на участках сельскохозяйственных угодий, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, запрещается размещение капитальных зданий и сооружений, не связанных с таким производством, и т.д.
Разработаны правила рационального использования сельхозугодий
В Ростовской области — впервые в России — в начале мая подготовлен законопроект «Об утверждении правил рационального использования земель сельхозназначения».
Проблема ухудшения качества таких земель была обозначена на «Правительственном часе» в Госдуме министром сельского хозяйства России Еленой Скрынник.
Она подчеркнула, что «в стране наблюдается качественное ухудшение земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства и снижение плодородия почв. Требуется повысить ответственность за нерациональное использование сельхозземель».
В связи с упомянутым законопроектом министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Игорь Кузнецов пояснил, что такой документ «обусловлен снижением запасов элементов питания во всех типах почв региона и снижением урожайности сельхозкультур.
Правилами вводятся обязательные требования ко всем категориям землепользователей по рациональному использованию сельхозземель».
Эти требования, по его словам, включают обязательное проведение мероприятий по улучшению земель, содействие агрохимическим обследованиям почвы, выполнение мероприятий по охране от эрозии и других видов деградации по рекомендациям науки и т.п.
В качестве критерия нерационального использования сельхозземель предлагается определенный уровень урожайности сельхозкультур. А за невыполнение правил пользователей будут привлекать к ответственности согласно областному законодательству.
Проблема эта стародавняя, но все более актуальная. По оценкам Международного института исследований продовольственной политики и РАСХН (март — май 2009 г.), по площади нарушенных сельхозземель Россия ныне входит в 10 стран-«лидеров». Около 190 млн га земель сельхозназначения — до 80% — подвержены деградации, особенно эрозии.
Одна из главных причин — «сверхмаксимальная» распашка таких земель вопреки нормативам. Допустима распашка не более 50-55% территории сельхозпочв. Остальное должно быть занято кормовыми угодьями, лесными и лесоболотными массивами (для поддержания должного экобаланса).
Но почти в половине субъектов Федерации эта норма превышена на 12-25%, в том числе в Поволжье, Заволжье, Ростовской области, Краснодарском крае, Зауралье и на юге Западной Сибири — минимум на 15%.
Потому в тех регионах — наибольшая изношенность сельхозпочвенного фонда, что, в свою очередь, быстро увеличивает там себестоимость сельхозпроизводства, причем при падении рыночной цены таких земель.
В этой связи, по данным Всероссийского НИИ агролесомелиорации (ВНИАЛМИ, Волгоград), из-за распашки и мелиорации в 1956-1965 годах целинных земель в РСФСР методами, игнорирующими специфику тех почв, площадь смытых за последние 45 лет почв только в Поволжье увеличилась на 60%. Последствия этого — продолжающееся распространение солонцово-пустынных земель и на Южном Урале, Северном Кавказе, Ростовской, Воронежской областях, и в европейском Нечерноземье РФ. А эти регионы обеспечивают свыше трети товарного объема сельхозпродукции РФ.
С падением плодородия почв и ростом забрасываемых сельхозплощадей снижается на 20-35% рыночная цена таких земель.
При этом, по оценкам Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), цена и на качественные сельхозземли в России и так занижена: стоимость высокоплодородных кубанских черноземов ныне едва превышает 2000 долларов за гектар.
А, например, цена 1 га сельхозземель на Среднем Западе США и в канадских прериях, плодородие которых зачастую ниже кубанского, — в 7-11 раз дороже; в сельхозрегионах Австралии (схожих по продуктивности с кубанскими землями) — минимум в 6 раз дороже.
Демпинговая стоимость сельхозземель связана с платежно-покупательной способностью и должна в принципе стимулировать их более эффективное агроиспользование. Но растущими объемами сельхозплощадей в РФ стали запасаться впрок как имуществом. Отсюда — и сокращение площади используемых в АПК сельхозземель, и ухудшение их качества с неизбежным удешевлением таких земель.
Александр Рулев, завотделом ландшафтного планирования ВНИАЛМИ, доктор сельскохозяйственных наук, считает основным методом замедления «порчи» сельхозпочв почвозащитные лесополосы с тщательным подбором пород. Но, по мнению А.
Рулева, появилась проблема, «связанная с растущей нерентабельностью многих сельхозотраслей: переход хозяйств с 7-8-польного земледелия на 3-4-польное.
Из-за этого образуется большой клин забрасываемой земли, где плодородный слой быстро иссякает».
Этот институт предлагает два главных направления работ: создавать особо охраняемые природные территории и тщательно обустраивать сельхозземли.
А в более широком контексте, по данным Владимира Кашина, зампредседателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН, высказанном в ходе недавней конференции в Госдуме по агроэкологии, «до 40 млн га пахотных земель заброшено, 16 млн га заросли кустарником и деревьями, 58 млн га подвержено эрозии. А пользователи в большинстве своем хотят «выжать» максимум прибыли, не думая о последствиях для земли». Точка зрения Николая Хитрова, директора Почвенного института РАСХН, такова: «Необходимо почвозащитное землепользование, предусматривающее и экономическую поддержку, и экономическую ответственность пользователя за состояние почв. Прежде всего требуется специальный закон «Об охране почв», ибо нынешнее законодательство не учитывает специфики почв как объекта экономики и природной среды».