Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОТЛИЧИЯ КОНТРАКТА ОТ ДОГОВОРА ПО 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время все закупки от лица государственных, либо муниципальных структурных образований регламентируются одним и тем же законодательно-нормативным актом — Федеральным законом о контрактной системе от 5 апреля 2013 года. ФЗ №44 полностью регулирует все взаимоотношения между исполнителями и заказчиками, относящимися как к муниципальным, так и к государственным субъектам.
Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.
Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК).
Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом.
Являются ли понятия «контракт» и «договор» синонимами
Основная и, пожалуй, единственная разница между договором и контрактом заключается в этимологии самих понятий. Если «договор» — истинно русское слово, изначально употреблявшееся для обозначения устных соглашений, то «контракт» имеет латинские корни. Contractus переводится с латыни как «сделка» и предполагает письменное закрепление обязательств между сторонами.
Лица, работающие по трудовому договору, не подпадают под действие этих правил, и их вознаграждение — это сумма, на которую договорились договаривающиеся стороны. Эти контракты также различаются с точки зрения их преимуществ. В случае трудового договора подрядчик не имеет права на пенсию, болезни, инвалидность, несчастный случай или медицинское страхование и не выплачивает взносы. С другой стороны, каждый контракт подлежит принудительным распоряжениям, то есть каждый контракт должен сопровождаться взносами социального страхования и до тех пор, пока подрядчик не превысит месячный доход на уровне минимальной заработной платы, действующей в конкретном году.
Однако с точки зрения современного законодательства термин «договор» справедлив для сделок любой формы — как письменных, так и устных, независимо от количества сторон.
Таким образом, между договором и контрактом практически нет юридической разницы. Но ряд нюансов все же существует, и связано это, прежде всего, с формулировками, используемыми в отдельных нормативно-правовых актах.
Превышение подрядчиком суммы минимального вознаграждения за все его титулы страхования приводит к тому, что следующий контракт обязательно подлежит только медицинскому страхованию. Однако из обоих контрактов их подрядчики должны уплачивать подоходный налог.
Существенные различия также существуют в предположениях таких контрактов, например, договор в принципе может быть прекращен в любое время, а в договоре работы указаны конкретные условия, при которых договор может быть расторгнут. Это прежде всего ситуация, когда, например, подрядчик выполняет работу таким образом, который несовместим с контрактом или не соответствует определенным срокам.
Разница между документацией в трудовых отношениях
Трудовой кодекс Российской Федерации, действующий на сегодняшний день, не содержит в себе такого понятия, как «контракт». Еще в начале двухтысячных годов данный термин потерял в КЗоТ свою силу и был заменен на словосочетание «трудовой договор». Бытует версия о том, что контракт – это срочный договор, длительность действия которого составляет от 1 до 5 лет. Данное мнение не является корректным, ведь по ТК РФ заключить трудовой договор можно как на ограниченный промежуток времени, так и на неустановленный срок.
Таким образом, трудовой договор характеризуется необходимостью получить определенный результат, который является работой. Вопреки соглашению о заказе, которое характеризуется действием и выполнением определенных действий подрядчиком. В чем разница между договором о работе и заказом? Первый — это всегда оплачиваемый контракт. В случае заказа он может быть оплачен, но это не обязательно. В этом случае все зависит от воли сторон, подписавших такое соглашение.
Это означает, что рабочий контракт оплачивается за контракт на работу, то есть за выполненную работу и за заказ на выполнение указанных задач. Ответственность подрядчика также различна. По трудовому договору он отвечает за последствия своей работы. В этом порядке ответственность лежит на принципале, поскольку подрядчик обязуется «только» сделать это с должной осмотрительностью и усердием. Поэтому он не может нести ответственность за конечный результат своей работы.
Сотрудниками полиции и военнослужащими заключаются именно контракты, об этом свидетельствуют соответствующие положения в законодательстве. Стоит отметить, что большая часть условий проведения различных операций с контрактом полностью аналогична тем, что в договоре.
Понятие государственного контракта
Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).
Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ
Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.
Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.
Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).
Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:
В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.
Сроки подписания госконтракта
Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.
Таблица 1
Когда подрядчик должен подписать государственный контракт
№ | Способ, которым был определен поставщик | Граничные сроки подписания поставщиком |
---|---|---|
Конкурс | С момента размещения протокола | |
1 | Открытый конкурс | 10 дней |
2 | Конкурс с ограниченным участием | 10 дней |
3 | Конкурс в два этапа | 10 дней |
4 | Закрытый конкурс | 10 дней |
5 | Закрытый конкурс с с ограниченным участием | 10 дней |
6 | Закрытый конкурс в два этапа | 10 дней |
Аукцион | С даты размещения протокола или проекта контракта | |
1 | Электронный аукцион | 5 дней |
2 | Открытый аукцион | 10 дней |
Запрос котировок | Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса) | |
Запрос предложений | Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола |
Что такое контракт и его особенности
Лица, работающие в юридической сфере, нередко сталкиваются с понятием контракта. Часто происходит путаница между двумя терминами. Это связано с тем, что законодательство не дает четкого определения понятию «контракт». Поэтому термины просто сопоставляют друг с другом.
По мнению юристов, контракт – это специфическая форма договора, содержащая определенный субъектный состав. Основное требование – письменный вид.
Более понятным данное определение делает ФЗ №44, содержащий информацию о закупке товаров и предоставлении услуг для нужд государства.
К основным особенностям контракта относятся:
- одной из сторон всегда выступает государство или органы муниципальной власти;
- имеет срок действия;
- расторгнуть соглашение может только одна сторона. Если контракт относится к трудовому законодательству, то это работодатель, к гражданскому – заказчик или государственный орган власти;
- может быть составлен только в письменном виде;
- если при разрыве контракта одна сторона окажется пострадавшей, она получает компенсацию.
На основании контракта регулируются взаимоотношения между государством и его гражданами.
- Порядок заключения. Госконтракт заключается посредством реализации процедур, предусмотренных 44-ФЗ.
- Субъектный состав. Обязательной стороной выступает государственный (муниципальный) заказчик, действующий от имени соответствующего публично-правового образования. При этом допускается смена заказчика, но не поставщика (за исключением его реорганизации).
- Цель заключения. Госконтракт призван реализовывать государственные и муниципальные нужды.
- Регламентация положений контракта сведениям извещения и документации. Условия соответствующей документации должны находить свое отражение в госконтракте, заключаемом по итогам процедуры закупки.
- Ограничения в сроках заключения. Сроки заключения регламентированы при проведении торгов в зависимости от способа определения поставщика (аукцион — не ранее 10 дней от публикации итогового протокола, конкурс — не ранее 10 и не позднее 20 дней, запрос котировок — не ранее 7 дней и т. д.).
Что такое контракт в закупках
В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов. Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое. А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:
- орган государственной власти;
- госкорпорация;
- бюджетное учреждение;
- казенное учреждение;
- государственное или муниципальное унитарное предприятие.
Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.
Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».
С учетом вышеизложенного термин «контракт» для 44-ФЗ выступает синонимом «гражданско-правового договора» и между ними не приводится различий. Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров.
В частности, по ч. 1 ст. 2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК. Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.
Общее и различия между договором и контрактом Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.
Контракт и договор: отличия наглядно
Итак, попробуем резюмировать, в чем разница между договором и контрактом? В российском законодательстве эти термины не противопоставляются друг другу, но на практике обладают некоторыми отличиями.
Параметр | Договор | Контракт |
Чёткое законодательное определение | Есть, 420 статья ГК РФ. | Отсутствует. |
Какие сферы регулирует? | Все виды гражданских правоотношений, не менее 30 разновидностей. | Все виды гражданских правоотношений, но чаще всего встречается в области государственных закупок. |
Сколько сторон может быть? | Две и более. | Как правило, только две. |
Какие стороны участвуют? | Все граждане, предприниматели и юридические лица. | Одной из сторон является государственное или муниципальное учреждение, другой — граждане, предприниматели, организации. |
Сколько действует? | Срочные или бессрочные, указывается в тексте. | Как правило, заключаются на определённый срок. |
Кто может расторгнуть? | Все стороны равноправны, если иное не указано в тексте договора. Имеют право расторгнуть в любой момент. | Обычно право расторжения договора принадлежит только одной стороне. |
Предусмотрены ли компенсации? | Могут быть указаны в тексте договора, но чаще всего не встречаются. | Включаются в текст в обязательном порядке. |
Существенные условия контракта по закону о контрактной системе
Однако если мы рассматриваем существенные условия именно контрактов, то нужно учесть, что понятие «контракт» хоть и является составной частью понятия «договор», но не тождественно ему.
Термин можно понимать как договор в предпринимательской сфере или бизнес-договор. Но чаще он все-таки используется в рамках федерального закона о контрактной системе в сфере государственных закупок (сокращенно).
Это такой договор, который государство или его муниципалитеты заключают с частными поставщиками, подрядчиками, исполнителями услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. То есть все, что мы говорили выше, относится и к контрактам, но последние будут иметь свои особенности.
Упомянутый закон не предлагает нам определения существенного условия, зато он содержит целый ряд таких условий. Однако перечень не исчерпывающий, и в зависимости от конкретного случая заказчик или исполнитель может внести условие, на котором он особенно настаивает, в проект контракта. Вот какие условия обязательно должны быть в любом подобном контракте, согласно пункту 13 статьи 34 закона:
- как и в какой срок должен быть оплачен заказ;
- как и в какой срок заказчик должен принять товар, работу, услугу по количеству, комплектности, объему, изначально предусмотренным контрактом;
- как и в какой срок должны быть оформлены результаты такой приемки;
- какие гарантийные обязательства берет на себя поставщик, подрядчик или тот, кто предоставляет услугу;
- о размере аванса по каждому из этапов выполнения заказа (если предполагается поэтапное исполнение) в процентном соотношении от стоимости выполнения каждого из этапов;
- о том, что исполнитель заказа, кто бы он ни был (просто гражданин, ИП, организация), освобождается от необходимости уплатить соответствующий налог, сбор или другой обязательный платеж в бюджет государства, если по правилам налогового законодательства такой платеж должен быть осуществлен.
По смыслу определения существенных условий, они обязаны быть прописаны в контракте и оставаться неизменными во весь срок его действия.
Но закон о контрактной системе в пункте 1 статьи 95 предлагает нам исключения из правила, когда по соглашению сторон такое условие может быть изменено:
- возможность вносить изменения предусмотрена самим контрактом и документацией о закупке;
- отсутствие объективной возможности иначе исполнить соглашение с Российской Федерацией, заключенное на срок не менее трех лет и на сумму не менее 10 миллиардов рублей (согласно Постановлению Правительства РФ № 1186), — в этом случае изменения может внести Правительство;
- отсутствие объективной возможности иначе исполнить контракт, заключенный с субъектом РФ не менее чем на 3 года и на сумму не менее 1 миллиарда рублей — здесь решающее слово за правительством субъекта;
- отсутствие объективной возможности иначе исполнить соглашение, заключенное с муниципалитетом на срок не менее 1 года и на сумму не менее 500 000 000 рублей — решает муниципалитет;
- изменение по закону цен и тарифов на предоставляемые услуги, товары, работы;
- расширение или уменьшение перечня медицинских услуг, которые должны быть по контракту с другим государством предоставлены нашему соотечественнику за рубежом — только если соглашение изначально допускает такое.
Мы перечислили не все условия, при которых допускается внесение изменений в обязательные пункты соглашения — полный список в статье 95 закона. Но, в принципе, сталкиваются с ними не часто.
Существенные условия договора, в том числе в сфере госзакупок — условия, без которых невозможно прийти к соглашению по объективным (закон) и субъективным (мнение сторон) причинам.
Контракт в сфере госзакупок, без сомнения, относится к тем договорам, к которым законодатель предъявляет больше всего требований.
Договор или контракт по 44-ФЗ
Закон № 44-ФЗ определяет договорные отношения заказчика и поставщика как «контракт». Возникает вопрос, насколько правомерно использовать в этом смысле слово «договор».
Регистрация на портале :
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Юридической разницы между этими терминами нет. Но на практике законотворцы называют контрактом отношения, где одной из сторон выступает государство. Именно так этот термин применяют Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы.
Слово «договор» встречается для определения госсделок в 30-й главе ГК РФ. Они отличаются тем, что заказчик приобретает товары не для себя, а в пользу другой организации — покупателя. Тогда поставщик на основании соглашения с заказчиком подписывает договор с конечным покупателем.
Итак, хотя в определениях «контракт » и «договор » различия нет, советуем придерживаться терминологии Закона о контрактной системе.
Заключение
Проект соглашения заказчик обязательно выкладывает как часть документации о закупке. Образец контракта по 44-ФЗ можно найти на сайте ЕИС среди исполненных закупок или типовых документов.
Прямой контракт (с единственным поставщиком) по ч. 3 ст. 93 44-ФЗ, заказчик должен сопроводить отчетом. Он призван пояснить невозможность или нецелесообразность применения конкурентных способов определения поставщика, цену закупки и другие существенные условия. При этом текст соглашения должен содержать расчет и обоснование цены закупки.
Сделка не может быть заключена, пока поставщик не предоставит денежное обеспечение своих обязательств . Если поставщик не предоставит обеспечение в выделенный законом срок, он теряет право на заключение сделки.
Исполнение
Наименование исполнителя соглашения, как и заказчика, содержит преамбула контракта. Смена исполнителя по контракту запрещена, если только новым поставщиком не будет правопреемник прежнего (ч. 5 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В сделке могут участвовать соисполнители. С одной стороны, сам заказчик может требовать привлечь организацию из числа субъектов малого предпринимательства, как предписывает ст. 30 44-ФЗ. С другой, сторонняя помощь может понадобиться исполнителю. Ей можно воспользоваться, если ни документация о закупке, ни ГК РФ по отношению к определенному виду сделки этого не запрещают.
Трудовой контракт и трудовой договор: в чем отличие?
Трудовой договор и трудовой контракт – это не синонимы одного документа. Это разные соглашения, которые имеют некоторые существенные отличия.
Неважно, на основании какого договора работник будет осуществлять свою трудовую деятельность. Главное, чтобы все условия этого документа не ущемляли его права и соответствовали нормам законодательства. Поэтому при оформлении договора или контракта нужно тщательно изучать все пункты и обсуждать их с работодателем.
Эффективный трудовой договор (контракт)
С 2012 года в России реализуется программа последовательного совершенствования оплаты труда сотрудников государственных и муниципальных учреждений.
В целом, она рассчитана на 6 лет (до 2018 года).
Одним из ее аспектов выступает внедрение в вышеупомянутых организациях так называемого эффективного контракта, на основании которого теперь будут работать врачи, педагоги и иные работники бюджетной сферы.
Тем не менее между договором и контрактом в рамках закупочного законодательства много общего. По большому счету любой контракт является договором. Можно сказать иначе — контракт является частным случаем договора, в котором покупатель/заказчик — государство.
И контракт, и договор должны содержать ряд параметров. Часть из них являются существенными условиями, например, наименование сторон, предмет договора, его стоимость. При их отсутствии соглашение будет считаться недействительным. Также существует положения, которые включаются по желанию сторон. Например, это соглашение о предоплате или привлечении субподрядчиков.