Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «15. Основания возникновения права собственности на землю.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В предусмотренном законом случае (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) юридическим лицам земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, и гражданам и юридическим лицам — в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 ЗК РФ).
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, об- ладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Предоставление земельных участков для объектов капитального строительства осуществляется органами мест- з ного самоуправления в соответствии с утвержденными генеральными планами поселений, на территории которых предусматривается строительство. Предварительная градостроительная проработка осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства на основе утвержденной градостроительной проектно-архитектурной документации.
Составление необходимой землеотводной документации с подготовкой проекта постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или реконструкции объекта по варианту размещения, согласованному с местными органами архитектуры и градостроительства, осуществляется органами Федеральной службы земельного кадастра России.
Рассмотрение ходатайств застройщиков, материалов предварительной градостроительной проработки по выбору земельного участка, включая обязательное обследование в натуре, сопоставление сравнительных вариантов размещения, выработка условий предоставления земельных участков, независимо от способов и форм предоставления земли (бесплатное, на аукционной или конкурсной основе, аренда и др.), осуществляется постоянно действующими комиссиями по выбору земельных участков под застройку при органах местного самоуправления. Эти комиссии проводят свою работу в соответствии с утвержденными главой муниципального образования регламентом и персональным составом.
В выборе земельного участка обязательное участие принимают собственники земли, землепользователи, землевладельцы и арендаторы, чьи интересы затрагиваются предстоящим строительством/
Органы местного самоуправления информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы. Выясняет мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Граждане, общественные организации, объединения, органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с намечаемым строительством или реконструкцией объекта и последующим его функционированием.
Размещение объектов строительства должно приводиться в соответствие с функциональным зонированием территории городов и поселений, принятым в их генеральных планах, проектах детальной планировки районов или другой градостроительной проектно-планировочной документации, при размещении за пределами городской или поселковой черты — в соответствие с функциональным 30- нированием, принятым в проектах или схемах районной планировки.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Предоставление земельных участков для строительства из государственных и муниципальных земель осуществляется с проведением работ по их формированию по двум вариантам: а) с предварительным согласованием мест размещения объектов; б) без предварительного согласования мест размещения объектов.
Предварительное согласование мест размещения объекта не проводится при его размещении в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Не проводится согласование мест размещения объекта в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Предварительное согласование мест размещения объекта строительства требуется при предоставлении земельных участков в аренду либо в постоянное (бессрочное) пользование (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах. При этом рассматриваются варианты размещения объекта и проводятся процедуры согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными образованиями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с’ изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной, хозяйственной деятельностью и традицион- ными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам і изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы названых народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления принимают решения о предвари — тельном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.
Орган местного самоуправления информирует земле — пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся в их пользовании или владении земельных участков, в связи с предоставлением этих участков для строительства. Если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Федерации.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Для случаев предполагаемого выкупа земельного участка к акту о выборе земельного участка прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев,. арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соот- ветствии с одним из вариантов выбора, об отказе в размещении объекта. В субъектах Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъектах Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Федерации.
Копия решения о предварительном согласовании места расположения объекта с приложением проекта границ его размещения или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Принятое решение действует в течение трех лет. Если по истечении этого срока решение о предоставлении земельного участка не будет принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления возмещения убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места расположения объекта.
Собственник или пользователь земельного участка несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных со строительством и иными улучшениями своего земельного участка, ,после информирования его о возможном изъятии его земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. Если в судебном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта будет признано недействительным, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, возмещают гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления за счет граждан и юридических лиц, заинтересованных в строительстве, границ земельного участка на местности. Работа эта проводится землеустроительными организациями. Одновременно готовятся документы, необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр земель. Важно заметить, что моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. Само право на конкретный земельный участок у субъекта возникает после государственной регистрации этого права.
Основания возникновения права собственности на землю
❶. На основании закона. (в Лесном кодексе, Водном кодексе, ФЗ «Об ООПТ») ❷. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления
❸. Сделки (купля-продажа, мена, дарение). ❹. Переход по наследству.
5. приобретательная давность
. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления
Данное основание имеет значение для возникновения права частной собственности на землю в связи с тем, что земля может быть предоставлена в собственность граждан и юридических лиц из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании решения соответствующего органа. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется, как правило, за плату. В отдельных случаях, когда это прямо предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно. (например, предоставляется бесплатно ветеранам ВОВ, многодетным семьям и религиозным организациям).
Переход по наследству.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Кодексом. При наследовании земельного участка по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. В случае если наследников несколько, то земельный участок переходит к ним на праве общей собственности. Раздел земельного участка осуществляется с учетом требований ст. 1182 ГК РФ.
Приобретательная давность
В соответствии с нормой ст. 234 Г К РФ гражданин или юридическое лицо, не являющиеся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Комментарий к Статье 25 Земельного кодекса РФ
Часть 1 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к гражданскому законодательству и иным федеральным законам в части установления ими оснований возникновения прав на земельные участки. При этом в статье указано только на права, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, в которых говорится о праве собственности на земельные участки (частной и публичной), аренды, праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), праве безвозмездного пользования. Не учитывается, что Законом N 171-ФЗ из главы IV ЗК РФ (но не из гражданского законодательства и ЗК РФ!) были исключены право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право пожизненного наследуемого владения земельным участком в целях исключения внутреннего дублирования норм в ЗК РФ.
Указанные виды прав также возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в связи с чем ч. 1 комментируемой статьи подлежит в этой части расширительному толкованию.
Нюансы получения прав на землю, принадлежащую государству
Основания возникновения прав постоянного пользования земельным участком, так же как и прав собственности, могут появляться у граждан или компаний по отношению к земле, принадлежащей государству или муниципалитету. Для этого важно, чтобы земля не была изъята или ограничена в обороте.
Существует следующая классификация оснований возникновения прав на земельные участки при таких условиях:
- принятие решение государственными или местными органами о том, чтобы предоставить участок земли гражданину или компании в бессрочное пользование или в собственность, для чего осуществляется процедура приватизации;
- составление и подписание соглашения, по которому частное лицо или фирма приобретают землю, причем цена обычно оценивается заранее на основании кадастровой стоимости объекта;
- если передается территория в аренду, то составляется арендный договор, содержащий размер платы, а также срок, на который передается земля, причем обычно данная процедура реализуется через торги.
Если имеются основания возникновения права постоянного пользования земельным участком, то такое применение территории является бессрочным. При этом могут пользователи возводить на территории разные капитальные объекты. При таких условиях в будущем у них появляется преимущественное право выкупа земли.
Все решения в отношении земли, принадлежащей государству или муниципалитету, принимаются только после проведения торгов. На них должно быть зарегистрировано не меньше двух участников. Если у какого-либо человека или фирмы имеется преимущественное право выкупа, то аукцион не проводится.
Какие понадобятся документы?
Если имеются общие основания возникновения прав на земельные участки, позволяющие оформлять их в собственность, то для правильного процесса регистрации понадобятся документы:
- правильно составленное заявление;
- квитанция на оплату госпошлины;
- паспорт заявителя;
- если обращается в Росреестр представитель, то у него должен иметься не только паспорт, но и доверенность, заверенная у нотариуса;
- учредительные бумаги компании;
- решение совета директоров на проведение сделки с землей;
- справка фирмы, в которой указываются все активы, принадлежащие ей;
- правоустанавливающие документы на участок;
- договор, на основании которого переходит право на землю;
- другие документы при необходимости.
Причины появление арендных прав
В отношении разной земли могут иметься не только права собственности, но и арендные права. Они возникают при составлении соответствующего арендного договора.
Основанием возникновения права аренды земельного участка выступает официальное соглашение. Оно может составляться с:
- государственными властями, предлагающими землю для разных целей, например, для сельского хозяйства, строительства коммерческого или жилого объекта, а также для других направлений;
- муниципалитетом, причем оформляться может договор на срок до 5 лет или в долгосрочную аренду, которая может достигать даже 49 лет;
- частным владельцем, представленным компанией или гражданином. В этом случае в договоре указывается срок действия соглашения, а также прописываются все действия, которые могут совершаться арендатором на территории.
Основание возникновения права пользования земельным участком должно подтверждаться официальными документами. Они не всегда регистрируются в Росреестре, так как это требуется в отношении контрактов, заключенных на срок, превышающий 1 год.
Какие понадобятся документы?
Если имеются общие основания возникновения прав на земельные участки, позволяющие оформлять их в собственность, то для правильного процесса регистрации понадобятся документы:
- правильно составленное заявление;
- квитанция на оплату госпошлины;
- паспорт заявителя;
- если обращается в Росреестр представитель, то у него должен иметься не только паспорт, но и доверенность, заверенная у нотариуса;
- учредительные бумаги компании;
- решение совета директоров на проведение сделки с землей;
- справка фирмы, в которой указываются все активы, принадлежащие ей;
- правоустанавливающие документы на участок;
- договор, на основании которого переходит право на землю;
- другие документы при необходимости.
Принудительные причины
Дополнительно имеются возможности для лишения человека права собственности в отношении какого-либо участка принудительным способом. Наиболее часто это происходит в ситуации, когда:
- У гражданина имеется много долгов, поэтому в отношении него открыто исполнительное производство. Это приводит к наложению ареста на его имущество, после чего оно продается на торгах.
- Необходимость в проведении реквизиции, которая используется, если происходят стихийные бедствия или аварии, а это действие предназначено для защиты людей и страны в целом. Данный процесс предполагает уплату выкупной цены, но при этом не требуется получение разрешения от владельца участка на отчуждение.
- Использование земли не по ее назначению, а с нарушением условий законодательства.
- Национализация. Она предполагает, что земли, принадлежащие частным лицам или компаниям, переходят государству на основании определенных законов. Для этого предлагается компенсация стоимости объекта, но проводится процесс без предварительного получения согласия на него со стороны собственников.
Если при принудительном изъятии земли государством владелец не согласен с этим решением, то государственные органы могут подать иск в суд.
Таким образом, существует много оснований, используемых для возникновения прав у граждан или фирм в отношении разных участков земли. Права могут быть разными, так как некоторые представлены правом собственности, а другие — правом бессрочного владения. Любая сделка должна правильно оформляться. Также существуют определенные основания, позволяющие лишить человека его прав. Это может осуществляться добровольно или принудительно.
Основания возникновения прав на землю
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Основания возникновения прав на землю
Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.
Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.
Все без исключения сделки с земельными наделами должны быть официально оформлены, иными словами, зарегистрированы уполномоченными на то органами.
Земельные наделы могут быть предоставлены в пользование как физическим, так и юридическим лицам на территориях РФ, кроме тех наделов, которые запрещены к передаче в частную собственность, согласно российскому законодательству.
В каких случаях возникает право собственности на землю
По-другому такими случаями можно назвать конкретные основания, по которым у лица (гражданина или организации) появляется право собственности.
К ним относятся:
- Совершение сделки, доказательство которой – это соответствующий договор.
- Например, купли-продажи, дарения, мены, и другие сделки, направленные на отчуждение земельного надела.
- Получение участка земли в порядке наследования (для физических лиц), либо в силу правопреемства при реорганизации юрлица.
- Через процесс приватизации земельного надела, принадлежащего государству или муниципалитету.
- Приобретательная давность.
- Решение суда, вступившее в законную силу.
Виды земельных участков. Виды собственности на землю
Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Участок называется делимым, когда его можно разделить на части и образовать самостоятельные земельные участки с разрешением целевого использования
. В соответствии с законодательством не допускается раздел городских земель, земель фермерских хозяйств и пр.
Земельный фонд в РФ по экономическому назначению разделен на семь категорий земель:
1. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус на рынке недвижимости и используются:
— для сельскохозяйственного производства (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, целина и другие угодья);
— для личного подсобного хозяйства;
— для коллективного садоводства и огородничества;
— для подсобных сельскохозяйственных производств;
— для опытных и научных станций.
Перевод земель из этой категории в другую осуществляется только по решению субъекта Федерации. Особо ценные земли не подлежат приватизации.
2. Земли городов и населенных пунктов занимают 4% территории страны. На этих землях размещаются жилые дома и социально-культурные учреждения, а также улицы, парки, площади, природоохранные сооружения; могут размещаться промышленные, транспортные, энергетические, оборонные объекты и сельскохозяйственные производства. Эта категория земель обеспечивает 86 % поступлений в консолидированный бюджет от всех платежей за землепользование и может использоваться только в соответствии с генпланами и проектами
. Земли населенных пунктов могут быть выделены в качестве .
3. Земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Имеют особый режим использования.
Основания возникновения права собственности:
Движимые:
— владения на условиях:
а) открытость;
б) добросовестность;
в) непрерывность;
г) владение как своей собственностью.
— истечение срока владения(5 лет)+недвижимые(15 лет);
Недвижимые:
— предыдущих два юридических факта;
— судебное решение;
— государственной регистрация права собственности.
6) Переработка — любой процесс в результате которого меняется качество объекта, либо его форма, либо и то и другое. Не признается переработкой нанесение на объект надписей(и иных изображений), либо нанесения информации на материальные носители. Под материалами понимаются любые движимые вещи, если субъект которому эти материалы не принадлежат, если стоимость материалов выше, то право собственности может возникнуть у него.
Права и обязанности собственников земельного участка
Собственники земельных участков могут иметь следующие права:
- Пользоваться землей, не нарушая смежных прав других землепользователей
- Извлекать полезные свойства из плодородного состава земли, путем выращивания сельскохозяйственной продукции, ведения огородничества или садоводства
- Добывать полезные ископаемые, содержащиеся в недрах земельного участка, к таким можно отнести песок, глину
- Пользоваться подземными водами, для полива сада или огорода
- Строить жилые дома, иные постройки с учетом требований градостроительного регламента
- Проводить мероприятия по охране земель, например, мелиоративные работы
Наряду с правами, на собственника возлагается ряд обязанностей:
- Использовать землю в тех целях, в каких она была предоставлена в собственность
- Не допускать загрязнения или захламления
- Уплачивать земельный налог, в соответствующем муниципальном образовании
- Не нарушать права других землепользователей
- Осуществлять строительство объектов в соответствии с правилами и предписаниями закона
Основания возникновения права государственной собственности на землю
Что же является основаниями для возникновения права государственной собственности? Ответ на данный вопрос содержат ст. 17 и ст. 18 ЗК РФ.
Во-первых, земельными участками в федеральной собственности считаются наделы, которые:
- признаются таковыми согласно федеральному законодательству;
- были наделены подобным статусом в процессе разграничения госсобственности на земельные территории;
- приобретены российским государствам согласно основаниям, закрепленным в действующим законодательством.
Во-вторых, государственная собственность включает в себя наделы, находящиеся в ведении субъектов РФ, на следующих основаниях:
- земли были признаны таковыми после вступления в силу федеральных законов;
- наделы перешли в ведение субъектов РФ при разграничении территорий;
- земельные участки на законных основаниях были приобретены субъектами РФ;
- территории были переданы совершенно безвозмездно регионам РФ из федеральной собственности для пользования.
Кроме того, законодательство РФ предусматривает и третий случай возникновения права государственной собственности на землю.
Если в городах федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) владелец участка осуществляет процедуру прекращения права собственности, то территория с момента регистрации утраченного права является государственной собственностью.
В том случае если законодательный порядок закрепляет иные основания в городах федерального значения, то освободившийся участок является муниципальной собственностью.
Об объектах и субъектах
Объект права частной собственности на землю – строго конкретный надел, в порядке, установленным законом, перешедший к некоему субъекту для владения, пользования и распоряжения им. Говоря другими словами, приобретенный законно, он становится собственным владением лица, физическим или юридическим. Кстати, допущены к этому действу и те и другие в равной степени.
Земли далеко не всех категории могут выступать в качестве объектов права. Законодательством установлено: те из них, что изъяты из оборота или ограничены в нем, не предоставляются в частную собственность. Но об этом позже.
Если же участки, которыми ведает государственная и муниципальная собственность, оказались свободными от запретов и ограничений, установленных законодателем, на них вправе претендовать все желающие. Именно с этой целью определены предельные размеры предоставления землевладений.
Те из них, что имеют сельскохозяйственное назначение, а они преобладают в структуре предлагаемых для приватизации, могут приобретаться фактически без ограничений.
Владение, пользование и распоряжение своими наделами может осуществляться совершенно свободно, но без вреда для окружающей среды и нарушения прав и законных интересов других людей.
Право собственности участками на приграничных зонах согласно перечню, установленному Президентом, и на других, оговоренных особо, для определенных категорий людей ограничено. Под это ограничение попадают иностранные граждане и организации, и апатриды.