Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие дополнения внесены в специальный инвестиционный контракт в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ).
Новации законодательства о СПИК.
Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) путем добавления в НК РФ ст. 25.16 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов» и 284.9 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта» введено раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.
Кроме структурных изменений, названным законом внесен ряд принципиальных новшеств. В частности, исчезло ранее действовавшее временное ограничение (до 2025 года) в применении льгот. Теперь ч. 2 ст. 18.2 Закона № 488-ФЗ для заключения СПИК установлен срок до 31.12.2030. Также сняты требования к размеру инвестиций. Дополнительно к этому у участников СПИК появилась возможность (при условии ведения раздельного учета) воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении той части прибыли, которая получена в рамках СПИК. Ранее пониженные ставки налога действовали лишь при условии, что доля доходов от реализации продукции по СПИК составляла не менее 90 % всех доходов.
Из неприятных изменений – сокращение потенциального размера господдержки со 100 до 50 %, что снижает привлекательность статуса участника СПИК по сравнению с участниками региональных инвестиционных проектов и прочими налогоплательщиками, которые воспользовались инвестиционным налоговым вычетом.
Льготы по земельному налогу.
Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.
Полезные ресурсы по СПИК 2.0
В соответствии со ст. 6 и ч. 3 ст. 18.1 Закона Правительство РФ утверждает перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения СПИК. Сейчас действует Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2020 N 3143-р (ред. от 15.06.2022) «Об утверждении перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов» (далее – «Перечень»), которое на настоящий момент содержит 630 наименований современных технологий.
Таким образом, СПИК 2.0 заключается только в отношении технологий, включенных в Перечень (ч. 3 ст. 18.1, п. 1 ч. 14 ст. 18.3 Закона). Если технология отсутствует, можно обратиться в Минпромторг России для ее включения в Перечень в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2020 N 319.
Меры поддержки инвестора в рамках СПИК 2.0
- Налоговые льготы:
- Неухудшение налоговых условий.
- Возможность снижения до 0% ставки налога на прибыль.
- Возможность снижения ставок региональных и муниципальных налогов.
- Субсидиарные меры – особые условия доступа к субсидиарным программам.
- Ускоренная амортизация – выдача свидетельств, подтверждающих возможность применения ускоренной амортизации (ПП РФ от 22.04.2017 №484 «Об утверждении правил отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта»).
- Статус «Сделано в России» — ускоренная и упрощенная процедуры получения статуса продукции, произведенной в России (ПП РФ от 17.07.2015 №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» / Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 30.10.2015).
- Упрощенный доступ к госзаказу – возможность получения статуса единственного поставщика по госзакупкам (ФЗ от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
- Иные меры:
- Особые условия аренды земельных участков.
- Создание объектов инфраструктуры.
Начать стоит с того, что любой договор должен содержать стороны и условия их отношений. Так, при заключении таких договор, как правило, участвуют две стороны, а именно инвестор и собственник бизнеса (заказчик).
При заключении контракта оговариваются роли и условия действий заказчиков, подрядчиков, инвесторов, прописывается порядок передачи активов, порядок расходования инвестиций, рассчитывается размер прибыли и порядок ее распределения между участниками контракта.
Договор включает подробное описание плана процесса инвестирования, а также задуманного результата. Также в договоре прописывается форма и размер компенсации ущерба инвестору, если условия контракта не будут соблюдены другими участниками.
Наиболее важным моментом здесь выступает тот факт, что роль и обязанности сторон должны быть описаны как можно подробнее и конкретнее. Это предотвратит возможные споры и снизит риски проекта. По условиям контракта инвестор передаёт денежные средства в распоряжение заказчика. Факт передачи должен быть зафиксирован документально и по действующему законодательству. Заказчик принимает средства и обязуется использовать их лишь по тем направления и в том размере, которые прописаны в инвестиционном контракте. Заказчик несёт за это полную ответственность.
Процесс реализации проекта и результаты, в которых заинтересованы обе стороны, должны быть также максимально подробно прописаны. Для удобства, часто эта часть прописывается поэтапно.
Часто договор включает приложения, описывающие этапы создания объекта. Стороны договора могут расторгнуть контракт в силу причин, которые в обязательном порядке указываются в документе. Причиной может стать невозможность достижения результата, отсутствие возможностей для осуществления конкретной деятельности.
Расторжение инвестиционного контракта наступает, как правило, в результате не выполнения одной из сторон собственных обязательств и наступлении ущерба для другой стороны.
Потерпевшая сторона имеет право на возмещение ущерба в полном объеме, если иное не оговорено в условиях контракта либо законе.
Понесенные убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Размер понесенных убытков регламентирован . Реальный ущерб состоит как из фактически понесенных затрат так и из расходов необходимых на восстановление нарушенного права.
В результате обособления участников СПИК в специальную категорию налогоплательщиков правовые нормы по поощрению их деятельности стали компактнее, проще и понятнее. Само по себе совмещение в Налоговом кодексе льгот как налогового, так и инвестиционного характера создает затруднения в толковании норм. Особенно страдали участники СПИК, регулирование деятельности которых производилось главным образом путем ссылок и оговорок. С 2020 года данная методологическая уязвимость в НК РФ устранена, что на фоне отмены ограничения по сумме проекта и сроков льготирования позволит увеличить число лиц, заинтересованных в получении статуса участника СПИК
[1] До 13.08.2019 регулирование СПИК осуществлялось в соответствии со ст. 16 Закона № 488‑ФЗ. Нормы данной статьи продолжают распространяться на СПИК, действующие на 13.08.2019.
[2] Перечень современных технологий утверждается Правительством РФ.
[3] Участниками СПИК признаются также лица, которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр в порядке, установленном п. 2 ст. 25.16 НК РФ.
[4] Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации до 01.01.2019, действуют до налогового периода, в котором действие контракта прекращено либо он расторгнут (п. 6 ст. 3 Закона № 269‑ФЗ, Письмо Минфина России от 07.08.2019 № 03‑03‑05/59410).
[5] Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов, образующихся в связи с применением мер стимулирования, устанавливается методикой, указанной в п. 8 ч. 2 ст. 18.3 Закона № 488‑ФЗ.
[6] Право на использование льгот к базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК, распространяется на участников, заключивших контракт с 02.09.2019 (даты вступления в силу Закона № 269‑ФЗ), а также с 01.01.2017 до 02.09.2019, если он в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль.
Обеспечение заявки будет встречаться чаще
Отдельно стоит отметить то, что теперь нет необходимости указывать характеристика товара при поставке. Новшество работает только в том случае, если заказчик указал товарный знак, а обозначить дополнительно потребуется лишь страну происхождения в соответствии с ОКСМ.
Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».
В 2020 г. вопрос о казначейском сопровождении снова стал актуален. Это объясняется тем, что ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ – в отношении обязательств по гособоронзаказу. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ.
Прописали приоритет данных из ЕИС, если другие сведения, которые предоставляют участники контрактной системы, противоречат данным из ЕИС.
Что такое специальный инвестиционный контракт?
Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ).
Участниками специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) выступают, с одной стороны, инвестор, с другой – совместно Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Инвестор обязуется, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, в предусмотренный СПИК срок реализовать инвестиционный проект по внедрению (разработке и внедрению) технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Освоение серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии[2] должно осуществляться на территории РФ, и (или) на континентальном шельфе РФ, и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Вторая сторона контракта – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование – обязуется в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, СПИК – это сделка, в результате которой инвестор приобретает налоговые преференции и другие меры государственной поддержки в обмен на обязательство произвести конкурентоспособную промышленную продукцию. СПИК заключается по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Лицо приобретает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в реестр, указанный в п. 7.3 ч. 1 ст. 6 Закона № 488-ФЗ[3].
Обратите внимание
Статус участника СПИК дает право претендовать на льготы в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. С учетом установленной НК РФ классификации налогов льготы по налогу на прибыль принимаются на федеральном и региональном уровнях, в отношении иных налогов – на уровне субъекта РФ и муниципального образования соответственно.
Для использования льгот в качестве участника СПИК нельзя быть:
-
участником консолидированной группы налогоплательщиков;
-
резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;
-
участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;
-
участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток;
-
налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы.
В случае прекращения действия СПИК инвестор утрачивает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня прекращения действия контракта, при расторжении СПИК – со дня включения сведений о его расторжении в реестр.
В случае расторжения СПИК в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых обязательств налоги, не уплаченные в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежат доначислению и уплате в бюджет. В частности, в силу п. 4 ст. 284.9 НК РФ исчисление налога на прибыль производится без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором СПИК был расторгнут, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период.
Часто договор включает приложения, описывающие этапы создания объекта. Стороны договора могут расторгнуть контракт в силу причин, которые в обязательном порядке указываются в документе. Причиной может стать невозможность достижения результата, отсутствие возможностей для осуществления конкретной деятельности.
Расторжение инвестиционного контракта наступает, как правило, в результате не выполнения одной из сторон собственных обязательств и наступлении ущерба для другой стороны.
Потерпевшая сторона имеет право на возмещение ущерба в полном объеме, если иное не оговорено в условиях контракта либо законе.
Понесенные убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Размер понесенных убытков регламентирован . Реальный ущерб состоит как из фактически понесенных затрат так и из расходов необходимых на восстановление нарушенного права.
В любом случае, больший риск несет инвестор, так как участвует в проекте его денежный капитал. Вкладчику стоит опасаться многих вещей и перед тем как вложить деньги в дело, то необходимо собрать информацию относительно заказчика.
Эксперты советуют следующие:
- Изначально стоит проверить деловую репутацию фирмы заказчика, в том числе и их кредитную историю;
- Обязательно запросить у организации правоустанавливающие документы на владение территорией земли, чаще всего этим документом будет паспорт;
- Запросить у заказчика все разрешающие документы на проведения проектных работ. Убедиться в том, что нет просроченных разрешений, и в будущем не возникнет проблем с документацией;
- В случаи если уже имеется инвестор, то стоит провести юридическую экспертизу деловых отношений между ними. После этого запросить договор и приложить их к новому.
Итак, инвестиционный договор – это очень важное решение для заказчика и инвестора, которое необходимо проводить с полным пакетом документации и информации. Для каждого участника есть права и обязательства, придерживаясь которых можно надеятся на получение положительного результата.
Минпромторг одобрил СПИКи с пятью автопроизводителями
Межведомственная комиссия по специальным инвестиционным контрактам (СПИК) поддержала проекты компаний Volkswagen, GM-АвтоВАЗ, Автотор, PCMA и Volvo Trucks. Это значит, что вскоре с ними будут заключены контракты, которые фактически приходят на смену завершившейся программе промсборки. Они заключаются между российским правительством и инвесторами на индивидуальных условиях в рамках постановления Правительства РФ №708 от 16.07.2015. Суть СПИКа в том, что инвестор гарантирует вложение денег (не менее 750 миллионов рублей) и создание рабочих мест, а государство обещает ему меры стимулирования деятельности и стабильные условия ведения бизнеса.
Volkswagen в рамках СПИКа планирует увеличить локализацию уже выпускаемых моделей Polo, Tiguan, Skoda Rapid, Octavia и Kodiaq, а также начать выпуск кроссоверов Volkswagen Tarek (он же Tharu). Предполагается расширение моторного производства: помимо атмосферников 1.6 MPI, в Калуге начнут выпуск турбомоторов 1.4 TSI, причем сразу с мехобработкой шатунно-поршневой группы, коленчатого вала, блока цилиндров и головки блока. Предполагается использование заготовок российского производства для коленчатого вала, блока цилиндров и головки блока. Наконец, запланирована локализация коробок передач и электронных систем управления автомобилем.
Калужский завод PCMA (Peugeot Citroen Mitsubishi Automobiles) заключил СПИК только от имени французской стороны: Mitsubishi уже участвует на правах партнера в другом контракте, который еще в январе подписал АвтоВАЗ. PSA планирует расширение модельного ряда автомобилей российской сборки: уже в этом году на заводе в Калуге начнется выпуск микроавтобусов Opel Zafira Life и фургонов Opel Vivaro, а впоследствии PSA планирует инвестировать в новую платформу и запустить производство полноприводных версий семейства Peugeot Expert/Traveller и Citroen Jumpy/SpaceTourer. Также планируется локализация двигателей, которые вдобавок станут поставлять в другие страны: доля экспорта в выручке компании может достичь 12%.
СПИКи с тремя другими компаниями не столь масштабны. Автотор планирует создать почти тысячу новых рабочих мест, а также выпустить и реализовать продукцию на сумму более 3 трлн рублей. СП GM-АвтоВАЗ намерено модернизировать внедорожник Chevrolet Niva, а компания Volvo Trucks локализует производство грузовых автомобилей. По подсчетам Минпромторга, пять новых СПИКов обеспечат привлечение в реальный сектор экономики свыше 100 млрд рублей частных инвестиций до 2025 года.
Инвестор собирает все необходимые документы для подписания СПИК и предоставляет их на рассмотрение специальной комиссии. Участники в течение 30 рабочих дней рассматривают проект и условия инвестора. Вносят коррективы, если посчитают это целесообразным. Далее потенциальному инвестору будет направлен официальный ответ, после получения которого он обязан в течение 10 следующих рабочих дней принять или отклонить поправки комиссии. Процедура может повторяться до тех пор, пока не будет принято окончательное решение.
При подписании СПИК инвестору потребуется предоставить доказательства законного происхождения инвестиций. В противном случае в подписании контракта может быть отказано. Официально новые поправки вступят в юридическую силу с 18 июня 2018 года.
Для подписания соглашения с государством или отдельным муниципальным образованием инвестору потребуется убедить членов комиссии в полном соответствии требованиям действующих правовых норм касательно СПИК.
Реализация инвестиционных контрактов
Инвестиционный контракт (ИК) заключатся между непосредственно инвесторами и прочими субъектами инвестиционной деятельности, которые производятся в форме капитальных вложений, в соответствии с положениями ГК РФ (ст. 6 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ» от 25.02.1999). Такой контракт заключает предприятие при ведении определенной деятельности. При его заключении инвестор передает объекты имущественного характера либо денежные средства в собственность, оперативное управление другому лицу — пользователю.
Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется инвестиционный контракт в строительстве, по условиям которого вкладчик инвестирует денежные средства в строящийся объект с целью получения готовой недвижимости по результатам завершения строительства.
В качестве мер по реализации государственной инвестиционной деятельности было принято ПП РФ № 708 от 16.07.2015, согласно которому появилось такое понятие, как специальный инвестиционный контракт. В соответствии со СПИК, инвесторы могут напрямую участвовать в развитии и модернизации различных производственных отраслей, а государство оказывает им материальную помощь, предлагая возможные средства и методики для развития конкретного бизнеса.
Орган исполнительной власти, с которым инвестор заключает специальный инвестиционный контракт, — Минпромторг.
Законодательное регулирование СПИК осуществляется посредством применения норм 488-ФЗ от 31.12.2014.
Согласно ст. 16 488-ФЗ, СПИК заключается между инвесторами (физическими и юридическими лицами) и РФ, в том числе ее субъектами и муниципальными образованиями. Главное условие такого договора состоит в том, что инвестор обязуется модернизировать и развивать производство исключительно в территориальных пределах РФ.
Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года
Появятся положения об использовании в целях закупок электронных подписей иностранными участниками (с 1 января 2023 года)
(пп. “в” п. 5 ст. 5, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
В новой редакции начнет действовать ч. 2 ст. 5 Закона N 44-ФЗ.
Как следует из этой нормы, участники закупок – иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в удостоверяющих центрах, получивших аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
При этом такие участники вправе использовать для подписания информации и электронных документов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в Российской Федерации.
Сократятся с 10 до 7 рабочих дней сроки оплаты исполненного по контрактам, заключенным по итогам закупки, которая проводилась исключительно среди СМП и СОНО (с 1 января 2023 года)
(пп. “б” п. 4 ст. 2 Федерального закона от 01.07.2021 N 277-ФЗ)
Изменения внесены в ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
В случае, если закупка проводится исключительно среди СМП и СОНО и извещение о ней размещено в ЕИС с 1 января 2023 года, в контракт, заключаемый с СМП или СОНО, включается обязательное условие об оплате заказчиком товара, работы (ее результатов), услуги, отдельных этапов исполнения контракта в течение не более чем 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Сократятся с 15 до 10 рабочих дней сроки оплаты исполненного по контрактам (с 1 января 2023 года)
(п. 5 ст. 2 Федерального закона от 01.07.2021 N 277-ФЗ)
Изменения внесены в ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Если иное не предусмотрено законодательством, срок оплаты заказчиком товара, работы (ее результатов), услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам закупки, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 января 2023 года, должен составлять не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.