Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница между субсидией и субвенцией и дотацией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субсидии — это довольно рядом стоящее понятие с субвенцией. Они направлены тоже в дотационное русло помощи в различных направлениях с вектором движения денежных масс сверху вниз. Субсидиями принято считать денежную помощь, выделяемую из бюджетов всех уровней как юридическому лицу, так и физическому бюджету более низкого уровня организации на долевом праве участия, определяемого бюджетом субсидирующим. Примером может послужить ипотечная программа для молодых семей, в которой часть денежных затрат на покупку квартиры берет на себя государство.
Сметно—бюджетное финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из федерального бюджета на основе смет.
Принципы сметно—бюджетного финансирования:
-
безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;
-
целевое направление средств, т.е. определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы;
-
получение максимального эффекта при минимуме затрат;
-
финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями.
Смета — финансовый план предприятия или учреждения, определяющий объем поступающих доходов и целевое распределение этих доходов на финансирование проведения необходимых расходов.
Основная структурная единица сметы — статья.
Законом установлен строго определенный список сметных статей, который не может быть произвольно изменен.
Виды сметных статей:
1) индивидуальные — статьи отдельных доходов и расходов;
2) укрупненные — заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения.
Основу сметных статей составляют нормы расходов — единые плановые показатели сметных расходов.
Этапы сметного процесса:
-
составление — смета составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: I квартал, полугодие, 9 месяцев и год).
Действие утвержденных смет доходов и расходов начинается 1 января и прекращается 31 декабря соответствующего года.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
-
рассмотрение;
-
утверждение органом или должностным лицом, обладающим полномочиями по утверждению смет.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.
-
исполнение;
-
отчет по смете.
Бюджетная роспись -документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.
Структура:
В соответствии с Порядком сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составляемая Минфином России, включает бюджетные ассигнования:
-
по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;
-
по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Особенности получения субсидий
Субсидии назначаются гражданам и организациям, которые по определенной причине нуждаются в финансовой помощи для решения конкретного вопроса. Например, многие субсидии, причем как федерального, так и регионального уровня, полагаются гражданам, которые за счет своих сбережений не в состоянии обеспечить свои потребности.
Ярким примером является жилищная субсидия. Граждане, не имеющие собственного жилья, могут претендовать на получение денежной помощи от государства. Эта льгота прекрасно отражает основную характеристику субсидий – целевое расходование. Оформив преференцию, гражданин не получит денежные средства на руки. Субсидия сразу будет направлена в счет оплаты стоимости приобретаемого объекта недвижимости.
Аналогичные правила работают и для других видов выплат. Например, материнский капитал является своего рода субсидией. Получить его могут семьи с детьми, однако тратить средства сертификата разрешается только определенными способами, а именно на реализацию следующих целей:
- покупка недвижимости;
- оплата имеющегося ипотечного кредита;
- формирование накопительной пенсии матери;
- оплата обучения ребенка/детей;
- оплата лечения или адаптации ребенка-инвалида в обществе.
Основные различия между видами денежных льгот и их характерные черты представлены в таблице:
Показатель | Субсидия | Дотация | Субвенция |
Целевое расходование | Можно тратить только определенным способом | Учреждение, выдавшее дотации, не контролирует их трату | Средства выдаются на реализацию конкретных задач, выполнение которых одобрено вышестоящими органами |
Форма | Финансовая или натуральная | Финансовая | |
Получатель | Физические и юридические лица | Бюджеты, уровень которых ниже того, откуда отправляются денежные средства | |
Возвратность | Подлежит возмещению при нецелевом расходовании | Не подлежит возврату | Подлежит возврату при нецелевом расходовании и при невыполнении поставленной задачи |
Объем | Выдается только при софинансировании (получатель должен самостоятельно доплатить часть средств) | Может выдаваться как для софинансирования, так и покрывать всю стоимость поставленной задачи |
Что общего между этими понятиями
Общие черты (таблица):
Критерии | Субсидии/Субвенции |
Возвратность | Безвозвратны и безвозмездны |
Налогообложение | Не облагаются налогами |
Целевое назначение | Выдаются на конкретную цель |
Документальное оформление | Выдаются на основе предоставленных документов |
Кто выдает | Государство |
Прозрачность «Цифровой экономики»
Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».
Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.
- Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
- Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
- Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?
Ответы на эти вопросы, в частности, покажут, как государство собирается достигать обещанного технологического прорыва и стоит ли нам (предпринимателям, журналистам, просто гражданам) вообще на него надеяться.
Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).
Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».
Контроль за целевым и своевременным использованием субвенций – обязателен. Если данные условия не соблюдаются, то денежные средства подлежат возвращению. Что касается субсидий, то здесь контроль не настолько строг. Это связано с тем, что они могут выделяться широкому кругу лиц, в том числе физических, а потому возможна лишь выборочная проверка.
- Возвратность. Субвенция подлежит обязательному возврату в том случае, если она была израсходована не вовремя либо пошла не по целевому назначению. Субсидия – это всегда безвозмездная передача денежных средств.
- Круг лиц. Субвенция предоставляется бюджету другого уровня либо юридическому лицу, субсидия – ещё и физическому лицу.
- Условия предоставления. Субвенция имеет строгое целевое назначение, что предполагает контроль использования. Субсидия может выделяться без такого контроля.
- Объём инвестиций. Субсидия выделяется на условиях совместного финансирования проекта, субвенция может полностью покрывать стоимость реализации задачи.
- Форма. Субвенция предоставляется только в денежной форме, субсидия – ещё и в натуральной.
- Целевое назначение. Дотация выделяется на текущие расходы, связанные с необходимостью дополнительного финансирования. Субвенция выделяется на определённые нужды.
- Контроль и отчёт. Как правило, расходование дотации не подлежит проверке: главное, чтобы средства не были истрачены с нарушением закона. В отличие от неё, отчёт о тратах по субвенции обязателен.
- Необходимость возврата. Никаких целей по дотации не ставится, поэтому и возвращать эти средства не нужно. Если же субвенция использована нецелевым образом, то средства подлежат возврату.
- Особенности предоставления. Субвенция выделяется под конкретный проект, а дотация – в связи с недостатком денег для текущих расходов нижестоящего бюджета.
Грамотная социальная политика предполагает, что государство должно оказывать помощь нуждающимся группам лиц или выделять средства для финансирования социально значимых проектов в отдельных регионах. При этом деньги из федерального бюджета распределяются по субъектам не только в рамках поддержания населения. Существуют и более крупные статьи расходов. В целом, главное отличие субвенции и субсидии состоит в процедуре назначении этой помощи и в конечном адресате.
В чем разница между дотацией, субсидией и субвенцией?
Важно
Дотации предоставляются без всяких условий и целей, этими суммами бюджет-получатель волен распорядиться по своему усмотрению и потратить так, как считает нужным. Субвенции выделяются также на условиях безвозмездности и безвозвратности, но на определенные цели. Эти суммы могут быть потрачены только целевым назначением и в установленные сроки.
При невыполнении этих условий бюджет-получатель должен вернуть субвенцию в тот бюджет, который ее выделил. Условием предоставления субсидии, также выделяемой на конкретные цели, является долевое участие бюджета-получателя. Т.е. если, например, федеральный бюджет выделяет деньги областному бюджету на строительство транспортного узла, этот объект возводится и за счет средств областного бюджета, и за счет полученной субсидии.
Таким образом, в отличие от дотаций, субвенции и субсидии имеют целевой характер.
Дотации и субвенции: что общего и что не так
Дотируемые денежные средства тоже не требуют возврата, а их использование особо не контролируется. Хозяйственные структуры довольно редко применяют такую форму финансирования. Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами.
Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики. Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:
- дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
- дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.
Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.
Субвенции: основания для предоставления
На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.
Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.
Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.
Когда что назначается
Разобравшись в деталях, необходимо понять, кому назначаются разные виды этих выплат. Начать стоит с субсидии, на получение которой претендуют малоимущие семьи, незащищенные слои населения, которые являются гражданами РФ, не имеют коммунальных долгов, живут в собственном жилье, имея там постоянную регистрацию.
Если детализировать вопрос, то субсидированию подлежат в первую очередь пенсионеры, инвалиды, молодые и многодетные семьи . Если доход человека, который относится к одной из этих групп, находится ниже прожиточного минимума, и он может доказать это документами, у него появляется возможность претендовать на государственную поддержку в данной ее форме.
Важно! Когда помощь рассчитывают на семью, рассматривается ее полный доход в расчете на каждого из членов – людей, зарегистрированных на одной жилой площади. Доход на каждого человека, рассчитанный таким образом, не должен превысить минимума.
Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.
Субсидия – материальная поддержка, которую федеральный, региональный или муниципальный бюджет направляет для полного распоряжения физическому или юридическому лицу.
Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.
Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.
Чем субвенция отличается от дотации?
Субвенция – это финансовая помощь, предоставляемая государством, обычно между различными уровнями правительства, для выполнения определенных условий. Она часто предоставляется местным органам власти или регионам для реализации конкретных проектов или программ. Субвенция может быть направлена на различные области, такие как образование, здравоохранение, транспорт, инфраструктура и другие.
В отличие от субвенции, дотация – это финансовая помощь, выделяемая государством или организацией отдельным предприятиям, отраслям или регионам для поддержки их деятельности. Дотация может быть предоставлена для компенсации убытков, сокращения стоимости производства или увеличения конкурентоспособности. Дотации часто используются для поддержки компаний и отраслей, которые находятся в трудной экономической ситуации или для проведения реформ в определенных секторах.
Основное отличие между субвенцией и дотацией состоит в целевом назначении этих форм финансовой помощи и способе их предоставления. Субвенция обычно предоставляется на основе выполнения определенных условий, а дотация по существу является безусловной помощью. Кроме того, субвенция обычно предоставляется между различными уровнями правительства, а дотация прямо предоставляется отдельным предприятиям, отраслям или регионам.
Определение и особенности субсидии
Субсидия отличается от субвенции и дотации тем, что она предоставляется конкретному лицу или организации, а не определенной отрасли экономики. Субсидии могут быть предназначены как для граждан, так и для предприятий, некоммерческих организаций или других субъектов хозяйственной деятельности.
Субсидии могут быть выделены с целью стимулирования развития определенных отраслей экономики, поддержки инновационных проектов, создания новых рабочих мест, содействия социальной защите и прочих государственных задач.
В отличие от субвенций, субсидии обычно предоставляются на конкурсной основе. Для получения субсидии необходимо предоставить документы, подтверждающие соответствие заявителя установленным требованиям. Перечень таких требований обычно определяется специальными нормативно-правовыми актами.
Субсидия может быть предоставлена в виде единоразового платежа или в виде регулярных выплат на определенный период времени. Размер субсидии и условия ее предоставления могут быть разными в зависимости от целей и задач, которые преследует государство.
Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции
Критерии выдачи субвенции | Условия использования субвенции |
Возвратность средств | Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению |
Форма выдачи | Субвенция выдается только денежными средствами |
Кому выдается | Субвенция выдается строго бюджету более низкого уровня, юридическим лицам |
Налогообложение | Субвенция налогами не облагается |
Целевое использование | Целевое использование субвенции обязательно |
Контроль за целевым использованием | Контроль за целевым использованием субвенции обязателен |
Объем инвестиций | Объем субвенции достаточен чтобы полностью покрыть необходимый объем денежных средств |
Основания для предоставления субвенции
Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.
Основанием для выделения субвенции являются:
— соответствующие законы и подзаконные акты;
— решения органов местного самоуправления;
— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:
-
научно-техническими;
-
экологическими;
-
социальными;
-
внешнеэкономическими;
-
производственно-техническими.
Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают дополнительные незапланированные расходы или повышенные затраты.
Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.
Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.
Получателями субсидий являются:
- субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
- юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.