Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критика Н. Н. Страхова о романе «Преступление и наказание» Достоевского, анализ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рефреном в романе прослеживается обозначение безысходности – «некуда идти». Акцент на этом сделан с целью показать внутреннее состояние Раскольникова – несобранный, растерянный, нестабильный характер, который мечется и не знает, куда деваться. То же явление прослеживается в критический момент жизни других героев. Тот же Мармеладов замечает, что всякому человеку нужна возможность куда-нибудь пойти. А ему некуда, и это обстоятельство решает его судьбу. Бесприютность доводит и Свидригайлова: лишившись всех надежд и чаяний, он сводит счеты с жизнью. Все жертвы злого рока на страницах романа, так или иначе, идут в никуда и чувствуют безвыходность своего положения. Значит, пространство, где то и дело оказываются персонажи, можно назвать «не то», раз действующие лица идут и приходят в «никуда». Отсюда и мотив всеобщего разочарования в жизни.
Главная мысль, заложенная Достоевским, это неотвратимость раскаяния. Автор сумел показать читателю, что наказание с моральной стороны гораздо страшнее и мучительнее, чем с юридической. Кара всегда настигнет преступника, даже если он скроет все улики от полиции и скроется от земного суда. Небесное правосудие не дремлет, ведь его основы заложены в душе каждого из нас. Внутреннее состояние отверженного – это и есть его расплата за грехи. За каждым преступлением следует наказание, и в этом скрыта божественная справедливость, невидимая для человека.
Смысл книги скрыт в ответе на главный вопрос: если путь Раскольникова неверный, куда же идти? Как исправить социальную несправедливость? Достоевский указывает на спасение в вере. Она дает нам силы и правильное направление, она учит любить, надеяться, помогать ближним. В ней скрыта вековая мудрость предков. Словом, христианская религия способна помочь человеку и вывести его из тупика на ту дорогу, которая приведет его к счастью обретения высшей справедливости.
В конце романа Раскольников возвращается к тому, от чего отошел. Он возвращается к Богу и человечности, которая заложена в людях от природы. Таковы его нравственные уроки:
Бoжия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести … Закон правды и человеческая природа взяли свое, убеждение внутреннее даже без сопротивления…
Путь героя заканчивается тем, что он переосмыслил свои взгляды и переустановил жизненные приоритеты. Теперь он нашел себя в христианском смирении и любви к ближним. Таков вывод из прочитанного: помочь людям можно только добром, а не насилием.
Мораль, которую мы должны вынести из этого произведения – это то, что над собой нужно постоянно работать, создавать из себя личность со своими вечными ценностями, моральными убеждениями и гуманным мировоззрением. А способность к раскаянию – это высшая добродетель.
Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М. Достоевского
Приближаясь к нему впервые, мы рассчитываем найти законченное произведение, поэта, но открываем безграничность, целое мироздание с вращающимися в нем светилами и особой музыкой сфер. Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чужой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, – и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным. Достоевский – ничто, пока он не воспринят внутренним миром. В сокровеннейших глубинах мы должны испытать собственную силу сочувствия и страдания и закалить ее для новой, повышенной восприимчивости: мы должны докопаться до последних корней с его как будто фантастической и в то же время такой подлинной человечностью. Только там, в самых тайных, в вечных и неизменных глубинах нашего бытия, где сплетаются все корни, мы можем надеяться отыскать связь с Достоевским.
Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками — убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.
Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова — сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново — таким, каким знает его весь литературный мир.
Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.
Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.
В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.
Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского Преступление и наказание
Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»
Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» — роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа — Родион Раскольников. Остальные же персонажи «Преступления и наказания» являются своеобразными проекциями его души: они отражают ту драму, которая разворачивается в сознании Раскольникова, отражают глубину его личности.
Даже во внешности Раскольникова мы видим его неоднозначность, «раскол». Он был бедным студентом, жившим в Петербурге, в ужасной маленькой комнате с желтыми обоями, похожей на гроб. Отца у него не было, мать и сестра жили в провинции. Родион Романович зарабатывал гроши, переводя различные статьи. Давящая обстановка грязного, душного Петербурга, убожество жилья, постоянное отсутствие денег — все это давило на бедного студента, вызывало ненависть ко всему окружающему. Все эти обстоятельства подготовили почву для рождения чудовищной идеи в голове Раскольникова. Он решил совершить пробу, дабы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям, которые «право имеют» переступить через других людей. Он решается не на убийство, а на акт самопознания. Но на самом деле свершилась страшная трагедия самообмана.
Он совершает два преступления. Первое преступление — перед Богом, второе — перед людьми. Характер Раскольникова очень противоречив. Мы видим в нем презрение, озлобленность к людям, но, с другой стороны, — чуткость и сострадание. Совершив преступление, он должен идти вперед, к власти. Что же он? Он отдает свои деньги на похороны Мармеладова, помогает его семье. Правильно было сказано, что действительность и натура могут «подсечь любой расчет». Что же происходит с Родионом? Ум героя полностью подчинен его идее, а душа восстает, в душе пробуждаются новые чувства — назревает душевный бунт.
После убийства в Родионе начинают просыпаться чувства не сверхчеловека, а человека страдающего. Избранник превратился в изгоя. Раскольников не может общаться, как прежде, со своими родными, приехавшими в Петербург (сестрой Дунечкой и матерью Пульхерией Александровной). Он избегает их, даже чувствует ненависть к ним. Он будто бы «ножницами отрезал себя» от всех людей. Созданная им теория становится тяжелым наваждением — Раскольников не может понять, в чем причина неудавшейся пробы (он не человека убил, «а принцип убил»).
Ф. М. Достоевский вводит в роман ряд героев, помогающих понять суть преступления Раскольникова. И оказывается, что низкие и циничные люди, такие как Свид-ригайлов и Лужин, являются «двойниками» Раскольникова. Автор показывает, что Раскольников очень похож на них своими методами достижения цели. Родион, переступив через законы морали, кровь, совершил преступление перед Богом и людьми, опускается на одну ступень с низкими циниками — Лужиным и Свидригайловым.
Свою теорию Раскольников создал в полном одиночестве, ему никто не был нужен в тот момент. Понять же истину случившегося самостоятельно было невозможно; он начинает искать живую душу, которая сможет его спасти от безумия. В появлении Сони заключается одна из важнейших идей Достоевского: преступление Раскольников совершает один, но один вернуться к людям он не может. Раскольников совершил страшное преступление — нарушил заповедь «не убий». Воскрешение души его возможно лишь при искреннем покаянии. Автор подводит своего героя к пониманию того, что единственным путем к духовному воскрешению может быть смирение и признание заповедей Христа. Надежду ему подает Соня. Она для него — символ жизни и веры в Бога и людей. Противопоставляя бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдающей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не в состоянии вынести мучений совести: преступление его приводит к наказанию, которое к нему приходит с осознанием греха. В христианском смирении Сони он видит путь к спасению и искуплению своей вины.
Таким образом, психологически достоверно показывая душевные страдания Раскольникова после совершенного убийства, введя психологических «двойников» своего героя, Достоевский убедительно раскрыл антигуманную сущность теории, подчиняющей себе «живую» жизнь.
«Преступление и наказание»: история создания романа
Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.
Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.
Перестать быть Достоевским
«В 1869 году в переписке Страхова и Достоевского возникает тема обсуждения «Идиота», где затрагивается и стиль изложения Федора Михайловича. «Вы пишете большей частью для избранной публики… загромождаете Ваши произведения, слишком их усложняете. Если бы ткань Ваших рассказов была проще, они бы действовали сильнее. Например, «Игрок», «Вечный муж» произвели самое ясное впечатление, а все, что Вы вложили в «Идиота», пропало даром…. И весь секрет, мне кажется, состоит в том, чтобы ослабить творчество, понизить тонкость анализа… Предлагаю Вам нелепейший совет — перестать быть самим собою, перестать быть Достоевским». Известно, что сам гений критику Страхова считал справедливой и в работе над «Подростком» стремился избавиться от этого «коренного недостатка».
Надо сказать, что роман «Идиот» успеха особого не имел, о чем свидетельствуют и слабые отклики критики того времени. Тогда как разговоры о «Преступлении и наказании» все еще не умолкали. Видимо, именно поэтому Страхов так и не написал рецензию на «Идиота», а в дальнейшем критически оценивал роман. В частности, разошлись писатель и философ в понимании природы. По Страхову, в природе, как в Божьем творении, все разумно. В романе же Достоевского она глубоко трагична. Тяжелые, неизлечимые болезни героев (Мари, князя Мышкина, Ипполита, Бурдовского), смерть, которая врывается в судьбы действующих лиц и на религиозно-философском уровне увязывается с темой Апокалипсиса, превращают природу в образ злого, жестокого и несправедливого начала мира. Картина Гольбейна «Христос во гробе» в интерпретации героев романа ставит «законы природы» выше воли Бога, подвергая сомнению любовь и милосердие Творца к человеку. Все это входило в противоречие с основами религиозно-философской концепции Страхова. Этим, видимо, и предопределены оценка романа «Идиот» и их дальнейшее расхождение во взглядах».
- Рецензия на произведение Гроза Островского
Известная пьеса Александра Островского «Гроза» покорила не одно сердце читателя, начиная с 1859 года. Автор показывает провинциальный городок, как часто его еще характеризуют - Причины преступления Раскольникова
Главным героем романа « Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Он являлся типичным бедным студентом, который, как и большая часть людей хотел лучшей жизни. Он преобладал прекрасными чертами - Сочинение на тему Свобода
Свобода – достаточно широкое понятие, которое нужно рассматривать с разных сторон. Она бывает разная, и люди по-разному трактуют и понимают смысл свободы. Однако многие согласятся с тем, что человек считается свободным тогда
«Преступление и наказание» – критика Писарева
На «Преступление и наказание» последовал и отклик со стороны знаменитого в эти годы Д. Писарева – статья «Борьба за жизнь». Первая её половина под названием «Будничные стороны жизни» была опубликована в майской книге радикального журнала «Дело» за 1867 год. Вторая ее часть, запрещенная цензурой, появилась уже после смерти Писарева в августовском номере того же журнала за 1868 год под названием «Борьба за существование».
Уже само название статьи «Борьба за жизнь» раскрывает, в чем видит материалист Писарев смысл романа. Анализируя «Преступление и наказание», критик односторонне настаивает, что причиной преступления Раскольникова явилась безысходная нищета.
Писарев отвергает мнение критика «Русского инвалида» о душевной болезни Раскольникова (1867, № 63) и доказывает, что «корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане».
Проблематика романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Произведение «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — это важный образец русской культуры. Автор затронул вопросы, которые являются жизненными. Читатель погружается в интересный и запутанный Мир переживаний, сомнений, душевных исканий. Персонажи романа мучительно борются с несправедливостью, которая царит вокруг. Но главный враг любого героя — он сам.
В романе мы видим, как персонажи падают духом. Однако они находят в себе силы, чтобы возродиться и идти дальше. Жизненные вопросы, которые поднял в своём произведении Ф.М. Достоевский, заставляют задуматься каждого читателя. Роман наполнен внутренними конфликтами и их удивительными раскрытиями. Мы понимаем, человеческое сознание безразмерно. Масштабы проблем, которые «засели» внутри героев, поражают своими параметрами. Это не просто история о преступлении. Автор чётко и точно описал идеи, которые являлись главным стимулом персонажей.
Ф.М. Достоевский рассказывает о человеке, который «заблудился» в жизни. Его душа была покрыта мраком, в ней царил хаос. Однако персонаж смог исцелиться. Герою предстояло пройти тернистый путь, состоящий из тревог, сомнений, внутренних терзаний. Он самостоятельно пришёл к раскаянию. Ему удалось вновь обрести себя. Читателю предстояло вместе с персонажам выстоять все проблемы и испытания. Автор на протяжении всего романа «Преступление и наказание» задаёт нравственные вопросы. Кажется, они очень просты. Но ответ найти на них не так-то легко. Перед читателем лежит противоречивый и трудный путь, преодолев который, каждый откроет для себя что-то новое.
Автор рассматривает умных, благородных, достойных людей. Ф.М. Достоевского возмущает то, что именно такие личности «прозябают» свою жизнь в нищете. Они много трудятся, однако редко получают одобрение за свои поступки. Честные и доверчивые люди часто становятся объектом насмешек со стороны жестоких, алчных и подлых персонажей. Именно глупые, бездарные, ничтожные люди занимают высокое положен е в обществе и «купаются» в богатстве и роскоши. Автора глубоко задевает безрадостное детство детей, которые живут в бедности и нищете. Почему у них такая участь? В чем они провинились? Они не живут, а страдают и мучаются от различных болезней и постоянного чувства голода. Такой порядок вещей не устраивал Ф.М. Достоевского. В своём произведении автор размышляет о том, какое оправдание можно найти такому существованию.
Проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в том, чтобы на наглядном примере показать, какие этапы проходит человек при становлении личности. В чем состоит предназначение каждого из нас? Разделение, представленное в произведении, вызывает много споров. «Право имеющих» или тех, кто с лёгкостью может переступить моральные рамки и им за это ничего не будет. Другая категория людей, рассматриваемая автором, не может изменять устои, заложенные в обществе ни при каких условиях. Их называют «твари дрожащие». Им запрещено все. У них не должно быть своего мнения, права голоса, ничего. Проблематику романа Ф.М. Достоевский попытался раскрыть с помощью своего главного героя — Родиона Раскольникова. Персонажу пришлось пройти сложный и неоднозначный жизненный путь.
Родион Раскольников — своеобразный бунтарь. Он не может и не хочет влачить жалкое существование. Персонаж не стремится записывать себя в категорию «тварей дрожащих». Ведь такие люди не способны что-либо изменить в мире, даже если их что-то не устраивает. Родион всеми силами хочет показать, что он — «наполеон», которому можно все. Герой самостоятельно решил, что ему дозволено все. Он безжалостно презирает законы, которые его не устраивают. Персонаж даже подумал, что у него есть право диктовать свои условия и изменять моральные рамки. Однако это путь в никуда. На деле все оказалось очень сложно, чем было в его мыслях.
Герой совершил преступление. Последовавшее за ним наказание описано Ф.М. Достоевским подробно и жизненно. Автор опирается на духовные, нравственные, моральные особенности существования, поднимает проблемы, которые волнуют каждого человека.
Трагичное и искреннее произведение «Преступление и наказание» поражает своей правдивостью. Внутренние терзания персонажа находят отклик в сердцах читателя. Ему нельзя не сопереживать. Душевные противоречия, нравственные колебания «разрывают» Родиона Раскольникова изнутри. Великий мастер слова с помощью своих приемов «погрузил» читателя во внутренний мир персонажа. Мы тонко ощущаемся самое главное, что глубоко заложено в душе у героя.
«Станьте солнцем — и вас увидят». Именно эта фраза стала ключевой в романе. Все начинается в самого человека. Чтобы возвыситься над несправедливостью, чтобы добиться желаемых результатов в жизни, нужно иметь доброе сердце. С помощью человечности, великодушия, внутренней чистоты мы обретём счастье и радость. Только так мы поймем истинный смысл нашего существования. Только так мы узнаем, в чем же заключается наше предназначение. Подводя итог, стоит отметить, что нужно жить настоящей жизнью, а не пребывать в постоянных исканиях.
Проблематика произведения
Нравственные законы и ограничения, которые они накладывают на свободного человека, стали темой мучительных размышлений Родиона Раскольникова, желавшего проверить силу собственного духа. Главный герой романа ведет ничем не примечательную жизнь, но считает, что отличается от простых людей, которые не способны ни на большие свершения, ни на громкие дела. И останавливает их не что иное, как пресловутая нравственность, навязанная законом, являющаяся пережитком прошлого, преградой к достижению целей.
Список других проблем «Преступления и наказания», про которые необходимо упомянуть в анализе романа Достоевского:
Центральная проблема личности и общества раскрывается в образе Раскольникова, который в начале романа противопоставлен целому миру.
Главная идея произведения вложена автором в уста Порфирия Петровича, который советует стать Раскольникову солнцем, чтобы его наконец заметили. Согласно Достоевскому, возвыситься, осознав себя честным человеком, можно только через добрые и действительно полезные поступки. Эти же мысли высказывает и Соня Мармеладова, полюбившая заблудившегося в своих отравленных размышлениях Раскольникова и отправившаяся вслед за ним на каторгу, чтобы обратить его в веру и придать смысл его жизни.
Несмотря на то, что в глазах общества Соня Мармеладова, вынужденная продавать свою честь, чтобы прокормить семью, также является преступницей, ее прегрешение не идет ни в какое сравнение с моральным падением Раскольникова. Родион отрицает ценность жизни ради тщетной попытки самоутверждения, Соня же преступает через себя ради других, становясь настоящей библейской мученицей.
Важно, что Евангелие, которое Соня берет с собой на каторгу к Родиону, ранее принадлежало Елизавете. Эта святая книга проводит незримую духовную связь между безвинно убитой женщиной и человеком, лишившим ее жизни. Чтение главы о Лазаре и Иисусе является своеобразным смысловым центром произведения. Притча, повествующая о воскрешении жителя Вифании, указывает на возможность нравственного возрождения Родиона, который начал «оживать» после своей духовной смерти.
Решение писать роман, затрагивающий столь серьёзную тему, возникло не на пустом месте. Почвой для идеи стал личный опыт Достоевского, отбывающего наказание на каторге. Откровение о решении писать эту исповедь имеет письменное подтверждение. Как известно, Фёдор Михайлович известил об этом своего брата письмом:
На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…
Данное письмо датируется 9 октября 1859 года.
Как известно, история написания книги была изменена нуждой, в которой постоянно пребывал писатель. Изначально его замысел был глобальным: написать огромный роман – своеобразный ответ «Войне и миру» Л. Н. Толстого. Но Достоевскому срочно нужны были деньги, а Катков (его издатель) платил за завершенные произведения. Тогда писатель разбил свою идею на пять частей, и одной из них стал роман «Преступление и наказание».
Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»
Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.
В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.
Главная тема произведения – угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.
Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.
В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.
Нигилизм с человеческим лицом
В то время как другие нигилисты из литературы наслаждаются жизнью и радуются своим нигилистическим принципам, для Раскольникова становится невыносимо подавление порывов его души, и он добровольно идет в тюрьму. Таким образом Достоевский впервые в истории показал несчастного, страдающего нигилиста, уверяет Страхов. Он показал нигилизм как явление трагическое, как искажение души, сопровождающееся ужасными страданиями.
Из слов Раскольникова Соне «Я себя убил, а не старушонку», Страхов делает вывод, ставший впоследствии таким популярным в критике, что убийство, совершенное Раскольниковым, прежде всего было преступлением против него самого: «С невыразимым мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем самый акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление» (там же:101).
Главная мотивация Раскольникова, как считает Страхов, в его желании реализовать свою теорию на практике, «осуществить на деле то, что позволил себе в мысли» (там же:109). Показывая нигилизм в его самом экстремальном виде, писатель получает возможность приложить правильную установку к нигилизму в целом, считает Страхов: «Сожаление – вот то отношение, в которое автор стал к нигилизму» (там же:102). Для Страхова основная мысль романа заключается в том, что сама жизнь сопротивляется теории Раскольникова.