Изменение электронных транспортных накладных с 1 марта 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение электронных транспортных накладных с 1 марта 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы обмениваться перевозочными документами в электронном формате, нужно подключиться к ГИС ЭПД — единой федеральной информационной системе. Она обеспечивает формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных документов. Также контролирующие органы могут в любой момент получить оттуда информацию о перевозках.

Преимущества перехода на электронные транспортные накладные для бизнеса

У электронного формата есть как плюсы, так и минусы. Для удобства собрали их в таблицу.

Плюсы Минусы

Быстрый обмен документами.

Расходы на подключение к ЭДО — в среднем около трех тысяч рублей в год.

Доступ к документам из любого места и с любого устройства.

Расходы на ПО для работы с электронными накладными — стоимость зависит от тарифов поставщика.

Экономия на доставке и бумаге.

Некоторые предприниматели недовольны тем, что перевозки с электронными документами стали более прозрачными.

Быстрая передача данных в налоговую и расчет НДС.

Быстрый поиск нужного документа при проверке, его корректировка.

Зачем нужны электронные ТТН

Оформлять ТН или электронные ТТН необходимо в том случае, если в сделке участвуют три стороны:

  • грузоотправитель;
  • перевозчик;
  • грузополучатель.

У товарно-транспортной накладной есть несколько функций:

  • Служит для учёта движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Служит основанием для расчётов за грузоперевозку автотранспортом, а также для списания товаров отправителем и оприходования их получателем.

Как происходит обмен ЭТрН?

Всё достаточно просто:

  1. Грузоотправитель создаёт электронную транспортную накладную в своей учётной системе. В транспортной накладной он подписывается КЭП и передаёт её в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.

  2. Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП).

  3. Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.

  4. Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.

  5. Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.

Новый бланк транспортной накладной

Изменения в составе транспортной накладной:

  1. Количество разделов ТН сокращено с 17 до 12. Исключённые разделы: «Прочие условия», «Оговорки и замечания перевозчика», «Информация о принятии заказа к исполнению».
  2. Добавлен раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) ‎в руб. (при необходимости)». Он заполняется, если ТН используется как первичный документ для учёта.

В разделе 12 нужно указать:

  • стоимость услуг перевозки без налога
  • ставку и сумму налога, выставленного покупателю
  • стоимость услуг перевозки с учётом налога
  • сведения об ответственных лицах за оформление фактов хоздеятельности со стороны перевозчика и грузоотправителя.

Важно: все строки ТН обязательны для заполнения. Исключение составляют случаи, когда в бланке есть соответствующая отметка «(при необходимости)».

Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.

Общие условия к заполнению ТН

  1. Все разделы транспортной накладной заполнять обязательно, за исключением случаев, когда раздел имеет отметку “(при необходимости)” или “(при наличии)”. Если нет информации или основания для заполнения отдельных строк (граф) транспортной накладной, в них могут быть поставлены прочерки
  2. Заверять транспортную накладную печатью не надо. Это не предусмотрено ее формой. Отсутствие печати в транспортной накладной налоговых рисков не влечет. Но и наличие печати ошибкой не будет.
  3. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронной транспортной накладной по форме согласно приложению N 4 к Постановлению 2116
  4. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем (лицом, осуществляющим погрузку груза в транспортное средство), грузополучателем (уполномоченным им лицом) и перевозчиком (водителем). Водителю не допускается действовать от имени двух сторон договора перевозки.
  5. Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
  6. В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете” составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.
  7. К реквизитам, которые необходимо указать в разделах 1 “Грузоотправитель”, 1а “Заказчик услуг, связанных с перевозкой груза (при наличии)”, 2 “Грузополучатель”, 4 “Сопроводительные документы на груз” (при наличии), 6 “Перевозчик”, 7 “Транспортное средство”, 8 “Прием груза”, 9 “Переадресовка” (при наличии), 12 “Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)” относятся:
    – для юридического лица – полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона;
    – для физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или серия, номер, дата выдачи водительского удостоверения (для водителей), номер телефона.
    При этом если в разделе 8 “Прием груза” лицо, осуществившее погрузку груза (лицо – владелец объекта инфраструктуры пункта погрузки), совпадает с лицом, указанным в разделе 1 “Грузоотправитель”, на бумажном носителе в реквизитах указывается только наименование.
  8. К реквизитам, которые необходимо указать в отношении подтверждающих (сопроводительных) документов, относятся ИНН составителя документа, наименование документа, дата и номер документа.
  9. В случае замены транспортного средства, указанного в транспортной накладной, и (или) водителя перевозчик уведомляет стороны договора перевозки о такой замене, о ее причинах до момента подачи транспортного средства под выгрузку, если иное не предусмотрено договором перевозки, с указанием в транспортной накладной дополнительных сведений о произведенных заменах в составе информации, предусмотренной разделами 6 “Перевозчик” и (или) 7 “Транспортное средство”
  10. В транспортную накладную можно вносить исправления. Если при заполнении бумажной транспортной накладной допущена ошибка, ее исправляют следующим образом (ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. п. 19, 21 ФСБУ 27/2021, Информационное сообщение Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33):
    1) ошибочную запись зачеркивают одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;
    2) вносят корректную запись;
    3) делают оговорку “исправлено” и указывают дату исправления;
    4) заверяют исправления подписями составивших накладную лиц с указанием их фамилий и инициалов (иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).
  11. Масса груза определяется следующими методами:
    а) взвешивание (определение разницы между массой транспортного средства после погрузки и перед погрузкой по общей массе или взвешиванием поосно);
    б) расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него и (или) данных измерительных приборов, имеющих регистрацию как средство измерения и прошедших периодическую поверку в соответствии с Федеральным законом “Об обеспечении единства измерений”.

С 1 сентября 2022 года ЭТрН применяется в добровольном порядке. Срок обязательного применения ЭТрН в настоящее время не определен, потому что переход на электронный формат накладной может вызвать серьезные сложности.

Главное препятствие — к ГИС ЭПД одновременно должны подключиться все три участника перевозки: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Если один из них не подключился к системе, то сформировать ЭТрН невозможно. Сложнее всего будет убедить грузополучателя. Ему транспортная накладная для бухгалтерского и налогового учета фактически не нужны. Товар приходуется на основании накладной, УПД и пр. Транспортная накладная — лишь дополнительный документ, косвенно подтверждающий получение груза.

Отличия новой ТН от прежней

Перечислим основные отличия новой ТН от прежней формы:

  • в разделах 1, 1а, 2 и 6 при указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные (в остальном порядок заполнения прежний;
  • в разделах 4, 9, 11 и 12 появилась оговорка о том, что их заполнение производится при необходимости (при наличии);
  • в разделе 5 нужно указывать дополнительные сведения (маршрут перевозки, дату и время доставки груза, контактные данные лиц, по указанию которых может происходить переадресовка), а сведения о характеристике транспортного средства в данном разделе указывать не нужно — эту информацию требуется отражать в заказе (заявке) на перевозку грузов;
  • в разделе 7 добавили тип владения «совместная собственность супругов», а также набор новых сведений: реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга) и реквизиты спецразрешения и маршрут движения для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз;
  • в разделе 8 нужно будет указывать новые данные: реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия, а также наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним;
  • в разделе 10 появится новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д.

Еще об одном важном изменении в форме новой ТН подробнее расскажем в следующем разделе.

Новая форма транспортной накладной с 2022 года

Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. ЭТрН не надо распечатывать на бумаге. Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги. Но теперь документ будет проще составлять, исправлять и передавать заказчику. Не нужно ждать, пока бумагу доставит водитель. Ошибки можно исправить онлайн, без необходимости перепечатывать накладную. Хранить накладные станет удобнее — все нужные документы будут лежать на компьютере или сервере. К тому же ЭТрН невозможно потерять.

Согласно проекту Приказа ФНС документ будет содержать четыре файла обмена:

  • грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
  • перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
  • грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
  • перевозчика о сдаче груза грузополучателю.

Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.

С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.

  1. Приобрести КЭП для сотрудников, отвечающих за отгрузку и приёмку грузов. Это может быть кладовщик или менеджер по логистике. В ФНС такую подпись можно получить бесплатно. Но кроме неё нужен защищённый носитель и программное обеспечение.
  2. Подключиться к оператору ЭДО. Он будет обрабатывать и передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД. Минтранс определит перечень таких операторов и занесёт в специальный реестр. Также вам нужно будет выбрать решение оператора для обмена документами: облачный сервис или интеграция сервиса с внутренними учётными системами предприятия. Если вы уже используете какие-то решения для ЭДО или учётную систему, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН. Если интеграция возможна, вы сможете работать электронными транспортными накладными в интерфейсе своей учётной системы. Если нет, то оператор предоставит вам свое решение.
  3. Подключиться к ГИС ЭПД. Она будет обеспечивать обмен электронными перевозочными документами и содержащимися в них сведениями между участниками грузоперевозок и хранить данные.
  4. Заключить соглашение об обмене электронными документами. Потребуется два соглашения: первое — между транспортной компанией и водителем, второе — между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. Опишите текущий процесс обмена документами и возможные сценарии обмена: кто из сотрудников в какой последовательности подписывает, передаёт и проверяет документы; как выстроен процесс взаимодействия с экспедитором и перевозчиком. Также обязательно укажите, кто из сотрудников обладает правом подписи, кто и как будет подписывать документы, какие обязанности в обмене выполняет менеджер, кладовщик, водитель, бухгалтер.
  5. Позаботиться о техническом оснащении. Необходимо приобрести смартфоны или планшеты для водителей, настроить мобильные клиенты ЭДО и научить работе с ними. Поскольку груз отправляют со склада и складским работникам нужно фиксировать отгрузку, то им тоже необходимо приобрести планшеты или ноутбуки с доступом к платформе оператора ЭДО.

Небольшие компании могут обмениваться ЭТрН в облачных сервисах. После того как участники перевозок согласуют участие в электронном обмене, нужно будет настроить веб-интерфейс для работы — это занимает 2-5 дней. Крупные компании, как правило, меняют бизнес-процесс и настраивают взаимодействие сервиса обмена с учётными системами. Обычно требуется от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от масштабов компании и процессов, переводимых в электронный вид.

Алгоритм работы с электронными документами довольно простой. Он укладывается в логику обычной программы с доступом через интернет. Бухгалтерам, сдающим отчетностью через операторов ЭДО, буде несложно разобраться с электронными накладными.

  1. Грузоотправитель формирует накладную в своей бухгалтерской системе, которую нужно будет интегрировать с ГИС через оператора ЭДО.
  2. В накладной указываются данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза.
  3. Накладная подписывается ответственным за отгрузку квалифицированной электронной подписью (КЭП).
  4. Сформированная накладная попадает в ГИС через оператора ЭДО.
  5. Эту накладную видят в ГИС перевозчик и грузополучатель (эти данные были внесены в поля электронной накладной).
  6. После того, как товар прибыл, Грузополучатель открывает накладную в системе, подтверждает приемку груза и подписывает накладную электронной цифровой подписью со своей стороны.
  7. Отказ в приемке, замечания вносятся с дополнительные поля системы.
  8. Подписанная Грузополучателем накладная видна Грузоотправителю и перевозчику в системе.
  9. Водитель, который непосредственно перевозит груз, может отслеживать документооборот с помощью специального приложения, которое нужно установить на свой смартфон или планшет.
  10. В этом же приложении он может открыть накладную, добавить свои замечания. Водителю, как и всем другим сотрудникам, ответственным за доставку груза понадобится электронная цифровая подпись.

Работникам, участвующим в системе электронного документооборота по перевозке грузов (водителю, кладовщику, экспедитору и т.п.) нужно оформить электронные цифровые подписи для работы в системе. Водителя, скорее всего, придется обеспечить корпоративным смартфоном и/или планшетом.

Что следует сделать уже сейчас

1. Получите ЭП ФНС.

Она будет гарантированно работать при подаче деклараций в 2023 году и приниматься всеми госорганами.

2. Получите ЭП на полномочного сотрудника.

В случае продления срока действия такой подписи она поможет вам быть более мобильными: сдавать декларации или подписывать первичные документы с нескольких рабочих мест.

3. Получите ЭП на физическое лицо, на которое может быть оформлена МЧД.

Если руководитель организации еще не выпустил ЭП ФНС, но у него есть ЭП от коммерческого УЦ, то уже сейчас можно оформить МЧД, которая продолжит действовать в 2023 году. Если ЭП ФНС у руководителя уже есть, то ЭП физлица также поможет уже сейчас или в 2023 году оформить МЧД для отправки деклараций и подписания документов с разных (нескольких) рабочих мест.

  1. С 1 сентября 2022 года заработает единая государственная система для автомобильных грузоперевозчиков. В ней перевозчики смогут обмениваться электронными документами. Работать в системе пока не обязательно.
  2. В электронном виде можно будет оформлять транспортные накладные, сопроводительные ведомости и заказ-наряды на перевозку. Дублировать на бумаге или распечатывать эти перевозочные документы не придётся.
  3. Подключаться к госсистеме перевозчики будут через коммерческих операторов электронного документооборота.
  4. Для работы в госсистеме водителям и менеджерам перевозчиков понадобятся квалифицированные электронные подписи, а также смартфоны или планшеты.

Транспортная накладная 2022: скачать бланк, образец заполнения

Как мы уже сказали выше, новая форма транспортной накладной содержит 13 разделов:

  • раздел 1 «Грузоотправитель»;
  • раздел 1а «Заказчик услуг по организации перевозки груза (при наличии)»;
  • раздел 2 «Грузополучатель»;
  • раздел 3 «Груз»;
  • раздел 4 «Сопроводительные документы на груз (при наличии)»;
  • раздел 5 «Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки»;
  • раздел 6 «Перевозчик»;
  • раздел 7 «Транспортное средство»;
  • раздел 8 «Прием груза»;
  • раздел 9 «Переадресовка (при наличии)»;
  • раздел 10 «Выдача груза»;
  • раздел 11 «Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков (при необходимости)»;
  • раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)».

Данный раздел заполняется при наличии договора на выполнение услуг по организации перевозки груза, если грузоотправителем является исполнитель этих услуг.

В разделе нужно указать реквизиты такого договора.

Новая транспортная накладная 2021

С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.

  1. Приобрести КЭП для сотрудников, отвечающих за отгрузку и приёмку грузов. Это может быть кладовщик или менеджер по логистике. В ФНС такую подпись можно получить бесплатно. Но кроме неё нужен защищённый носитель и программное обеспечение.
  2. Подключиться к оператору ЭДО. Он будет обрабатывать и передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД. Минтранс определит перечень таких операторов и занесёт в специальный реестр. Также вам нужно будет выбрать решение оператора для обмена документами: облачный сервис или интеграция сервиса с внутренними учётными системами предприятия. Если вы уже используете какие-то решения для ЭДО или учётную систему, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН. Если интеграция возможна, вы сможете работать электронными транспортными накладными в интерфейсе своей учётной системы. Если нет, то оператор предоставит вам свое решение.
  3. Подключиться к ГИС ЭПД. Она будет обеспечивать обмен электронными перевозочными документами и содержащимися в них сведениями между участниками грузоперевозок и хранить данные.
  4. Заключить соглашение об обмене электронными документами. Потребуется два соглашения: первое — между транспортной компанией и водителем, второе — между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. Опишите текущий процесс обмена документами и возможные сценарии обмена: кто из сотрудников в какой последовательности подписывает, передаёт и проверяет документы; как выстроен процесс взаимодействия с экспедитором и перевозчиком. Также обязательно укажите, кто из сотрудников обладает правом подписи, кто и как будет подписывать документы, какие обязанности в обмене выполняет менеджер, кладовщик, водитель, бухгалтер.
  5. Позаботиться о техническом оснащении. Необходимо приобрести смартфоны или планшеты для водителей, настроить мобильные клиенты ЭДО и научить работе с ними. Поскольку груз отправляют со склада и складским работникам нужно фиксировать отгрузку, то им тоже необходимо приобрести планшеты или ноутбуки с доступом к платформе оператора ЭДО.

Небольшие компании могут обмениваться ЭТрН в облачных сервисах. После того как участники перевозок согласуют участие в электронном обмене, нужно будет настроить веб-интерфейс для работы — это занимает 2-5 дней.

Крупные компании, как правило, меняют бизнес-процесс и настраивают взаимодействие сервиса обмена с учётными системами. Обычно требуется от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от масштабов компании и процессов, переводимых в электронный вид.

Читайте также:  Водителей предупредили о массовом лишении прав. Кто в зоне риска

С помощью транспортной накладной оформляют перевозки товаров на автотранспорте по РФ. Это первичный документ, который подтверждает расходы на доставку груза, в нем же оговариваются условия доставки.

Если водитель везет на своем авто груз, он обязан иметь при себе транспортную накладную и предъявлять ее по требованию сотрудникам Госавтоинспекции. Если накладной на груз у водителя нет, он рискует получить штраф 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Накладная нужна в двух случаях:

  • если продавец доставляет товар на собственном транспорте (кроме тех случаев, когда стоимость доставки включена в цену товара и это отражено в договоре);
  • если товар от продавца покупателю доставляет сторонняя компания.

Накладную не оформляют в таких ситуациях:

  • если товар доставляет поставщик, но доставка включена в стоимость товара;
  • если покупатель забирает груз на собственной машине, тогда расходы на перевозку он подтверждает зарплатной ведомостью, путевым листом или другим документом.

❗ Транспортная накладная будет электронной. Разработан формат

Итак, мы с вами разобрали основные изменения Постановления Правительства 2200 и новые роли в форме Приложения № 4. Всё станет более понятно тогда, когда появятся разъяснения от ФНС или Минтранса по заполнению и регламенту работы с документом.

Несмотря на то что рынок замер в ожидании, самое время начать действовать. Компаниям пора описывать процессы для того, чтобы подстроиться под новую форму и роли. Формат рано или поздно появится.

И конечно, 1 января 2022 года не за горами. Мы все помним, как начиналась история с обязательной маркировкой, когда рынок был вынужден в срочном порядке перестраивать процессы для работы с маркированными товарами и оперативно передавать информацию о их движении в систему Честный ЗНАК. К слову, из-за неготовности участников рынка сроки сдвигали уже как минимум 3 раза, а как известно, время — деньги.

В обновленной форме Минтранс предлагает учесть новые правила перевозки грузов и закрепить обновленный порядок оформления или формирования транспортной накладной. Раздел со стоимостью перевозки расширят. Грузоперевозчики должны будут его заполнять, если ТН используют как первичный документ. В раздел включат новые графы для указания:

  • стоимости услуг перевозки без налога;
  • налоговой ставки;
  • суммы налога, предъявляемого покупателю;
  • стоимости услуг перевозки с налогом.

Транспортная накладная — учетный документ, подтверждающий перевозку товаров. На ее основе производится расчет с транспортной компанией. После введения ЭТрН компании смогут получить целый ряд преимуществ.

  • Основной плюс — прямая финансовая выгода и экономия для компаний. Стоимость транзакции почти равна стоимости бумаги, которую используют при формировании накладной без учета расходов на печать, ФОТ, повторное восстановление, курьерские услуги, архивацию и штрафы за потерю бумажных документов.

  • Быстрое получение оплаты от контрагентов за перевозки грузов. Обычно оплата поступает с отсрочкой платежа, и к этому времени прибавляется срок доставки бумажной накладной — до двух недель. Доставка ЭТрН занимает считанные минуты.

  • Документы всегда доступны: их можно формировать, редактировать и корректировать из любого места.

  • Обеспечивается прозрачность бизнес-процессов для участников и государства. Перемещение заказа благодаря ЭТрН легко отследить на всех этапах даже при сложных маршрутах и транспортировках сборных грузов. Хранятся электронные документы в единой базе, доступ к которой есть как у федеральных органов исполнительной власти, так и у самих участников бизнес-процесса: грузоотправителей, транспортных компаний и грузополучателей.

  • Быстрый поиск документов. Проведенный анализ показывает, что при запросах от партнеров и фискальных органов в среднем три часа тратится на поиск в архиве нужного документа. Фильтры электронного архива позволяют найти нужный документ за минуту.

  • Полностью исключен риск потери документов и необходимости повторного восстановления, что в некоторых компаниях может достигать от 5 % до 25 %.

Несомненно, хватает и недостатков, и барьеров, которые могут замедлить внедрение ЭТрН. Среди них:

  • Психологический барьер работы с ЭТрН: в цепочке три участника, а многие компании пока только стремятся поменять привычный образ ведения документооборота.

  • Многие законодательные инициативы находятся на уровне проектов. Они будут приняты в 2021 году и вступят в силу в 2022. Этот аргумент слабеет день за днем: уже сейчас принято два, а на стадии проектов находятся еще пять нормативно-правовых актов, регулирующих работу с ЭТрН.

  • Для внедрения и использования ЭТрН пока не настроен роуминг между операторами. Сейчас требуется, чтобы все три участника цепочки работали с одним оператором. Однако данный вопрос также решится до конца 2021 года.

  • Участников цепочки много, а по прошлому опыту мы понимаем, что при таком количестве коммуникационных связей сложно работать с новым продуктом. В данном вопросе TerraLink и Docrobot на основании анализа рынка выработали систему работы по проектному управлению и готовятся запустить несколько пилотных проектов.

1 января 2021, после завершения эксперимента Минтранса с ЭТрН, в силу вступило, Постановление Правительства «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ», в которое вносятся понятия: «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость».

С 1 января 2022 года вступает в силу Федеральный Закон № 336-ФЗ от 02.07.2021 «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской̆ Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской̆ Федерации» и Федеральный̆ закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Оператором системы определён Минтранс России, на этапе разработки находится ГИС электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). С учётом накопленной практики добровольного применения ЭТрН, Минтранс планирует подготовить предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. Если в 2022 году начнется плавное внедрение ЭТрН в логистические процессы компаний, то с 2023 года это станет уже обязательной нормой. Таким образом, у участников перевозочного процесса будет возмо��ность поэтапного перехода к цифровому документообороту.

Транспортная накладная для ГИБДД в 2022 году

Во-первых, это документ, который обладает юридической силой, несмотря на то, что на нем отсутствуют подписи и печать (в транспортной накладной в электронном виде данные реквизиты заменяет ЭЦП). Формат электронной транспортной накладной утвержден Постановлением Правительства РФ (внесены соответствующие изменения в правила осуществления перевозок автотранспортом).

Основной функцией ЭТрН является подтверждение:

  • Наличия заключенного договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг;
  • Осуществления расходов на доставку товара для корректного начисления налогов.

Электронная транспортная накладная отличается от бумажной версии способом хранения и передачи. Первую можно отправлять и получать по телекоммуникационным сетям, а вторую – только по почте или путем личного вручения. При этом, обрабатывать и принимать к учету ЭТрН проще, поскольку в большинстве компаний учет ведется в специализированных программах.

Эксперимент был начат в 2018 году по аналогии с системой Этран для оптимизации планирования и управления железнодорожными перевозками, но только с 1 января 2021 года официально разрешили использовать электронную транспортную накладную для автомобильного транспорта при осуществлении грузоперевозок. Однако ее применение не является обязательным. Перевозчик или агент, грузополучатель и грузоотправитель могут также использовать бумажные версии документа. Разрешено и дублирование обоих видов товарных накладных.

Следует отметить, что переход на использование электронных товарно-транспортных накладных выгоден предприятию, но некоторые посты ГИБДД еще не оборудованы необходимыми терминалами, поэтому при отправке водителя в рейс рекомендуется снабдить его бумажными версиями документов.

Электронная транспортная накладная 2021 обладает следующими преимуществами:

  • Ускоренным обменом документами между участниками перевозки (это положительно сказывается на учете и расчете налогов, а также снижает сроки оплаты услуг, что ведет к увеличению грузооборота);
  • Наличием возможности работать с документами в любом месте, где есть доступ к сети Интернет;
  • Оперативным внесением исправлений (нет необходимости повторно отправлять корректный бумажный документ);
  • Отсутствием риска потери или порчи;
  • Снижением расходов на аренду или обслуживание помещений по причине отсутствия необходимости в хранении бумажных носителей информации.

Электронная транспортная накладная имеет единую утвержденную Правительством РФ форму, поэтому все, кто работает на рынке грузоперевозок, будут обязаны использовать только утвержденный формат. Это существенно облегчает внедрение документа в учет и работу с ним по каналам электронного документооборота.

В процессе работы возможно использование квалифицированной и простой ЭЦП. Первая необходима для обмена документами между юридическими лицами и работы с налоговой (операторами являются Контур, Астрал и ряд других компаний). Второй тип подписи может применяться для подтверждения приемки груза. Для бухгалтерского и налогового учета документ подписанный такой подписью приниматься не будет.

Некоторые компании опасаются применять ЭТрН по разным причинам, что замедляет грузооборот. Но мы решили развеять самые распространенные мифы и попытаться убедить вас в обоснованности применения электронных дкоументов.

Порядок обмена описываемыми документами в электронном виде утвержден Правительством РФ. Возможность использования телекоммуникационных каналов для обмена документами в рамках бухгалтерского и налогового учета зафиксирована Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (при наличии необходимых реквизитов). Электронная транспортная накладная 2021 соответствует всем требованиям нормативных актов, подписывается ЭЦП, поэтому обладает юридической силой и может приниматься к учету. Таким образом, ЭТрН полностью легитимна.

Сервис обмена ЭТрН предполагает использование квалифицированной ЭЦП только между юридическими лицами. Чтобы форма имела юридическую силу, с использованием УКЭП подписывают ее грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Водитель при приемке и передаче груза ставит простую ЭЦП, которая существенно дешевле.

Легитимность такой схему документооборота подтверждается Федеральным законом «Об электронной подписи», в котором указано, что контрагенты самостоятельно определяют вид ЭЦП, которым будут пользоваться при обмене документами. Кроме того, данная позиция прослеживается в письмах Министерства финансов РФ.

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>
Читайте также:  Форма СЗВ‑М — ежемесячная отчетность в ПФР

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

В 2021 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:

  • Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
  • Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
  • При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.

  • Водитель подписывает транспортную накладную в пунктах 6 и 7 («Прием груза», «Сдача груза»), заполняет пункт 15 («Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» — здесь указывается размер провозной платы), при необходимости — пункт 12 («Оговорки и замечания перевозчика» — здесь приводятся замечания о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования — при сдаче груза, изменении условий перевозки — при выгрузке). В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий транспортировки (пункт 12) и переадресовке (пункт 14 «Переадресовка»).
  • Грузополучатель заполняет в транспортной накладной пункт 7 («Сдача груза»).
  • В пункте 5 («Указания грузоотправителя») приводится объявленная отправителем ценность груза. Она не должна быть больше его действительной стоимости.
  • Отсутствие записи в бланке накладной на перевозку груза подтверждается прочерком. Пустых полей в документе быть не должно.
  • При отсутствии записей в пункте 8 применяются общие условия по Правилам перевозки грузов и Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • Транспортная накладная составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Все экземпляры являются оригиналами.
  • Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправления заверяются этими же подписями.
  • В бланк накладной на перевозку груза включается информация обо всех партиях груза, перевозимых в одном транспорте.
  • Если задействовано несколько автомобилей, количество экземпляров транспортной накладной должно быть соответствовать их количеству: на каждый автомобиль — три ТН.

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

  • Бланк ТТН / Форма 1-Т
  • Бланк товарной накладной
  • ТОРГ-12 — Товарная накладная
  • Расходная накладная
  • Приходная накладная
  • Накладная на отпуск товара ОП-4
  • Новые меры поддержки бизнеса в ноябре 2021
  • Проведение инвентаризации и оформление ее результатов
  • Ozon или Wildberries: где выгоднее торговать? Сравниваем маркетплейсы
  • Работа с маркетплейсами: как выбрать пло��адку и с чего начать продажи
  • Штрафы за нарушения по онлайн-кассам в 2021 году
  • Вопросы и ответы про маркировку товаров
  • Как оформить возврат от покупателя
  • В пункте «1. Грузоотправитель» появилось поле для проставления отметки «является экспедитором».
  • Появился новый пункт: «1а. Клиент (Заказчик организации перевозки)», который заполняется, если в цепочке присутствует Экспедитор.
  • Пункт «6. Прием груза» дополнен уточнением: «Лицо, от которого забирается груз» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший погрузку груза в транспортное средство.
  • Пункт «11. Транспортное средство» дополнен полем для указания типа владения транспортом: собственность, аренда или лизинг.
  • Пункт «15. Подписи сторон» поменялся местами с пунктом 16, в нем осталось указание на грузоотправителя, но исключен «грузовладелец».
  • Пункт «16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» ранее был пунктом 15. Теперь в расходы перевозчика включены прочие расходы.
  • Пункты 1, 2, 10 дополнены ИНН соответствующих лиц.

Существенным отличием новой накладной является появление нового участника — «Экспедитора», а также нового порядка ее заполнения, в случае наличия посредника. При этом, способ оформления транспортной накладной напрямую зависит от того, владеет ли транспортным средством Исполнитель по договору об организации перевозки груза.

1. Если транспортное средство (п.11) находится во владении, а водитель в штате Исполнителя, то Исполнитель выступает в роли Перевозчика и заполнение накладной производится в следующем порядке:

  • Грузоотправителем (п.1) указывается Клиент по договору, п.1а не заполняется;
  • Перевозчиком (п.10) указывается Исполнитель по договору;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

2. В случае, если Исполнитель привлекает для перевозки сторонний транспорт, то данная услуга оформляется как экспедиторская:

  • Клиент по договору указывается в «п.1а» Клиент (Заказчик организации перевозки);
  • Грузоотправителем (п.1) указывается Исполнитель и проставляется отметка «является экспедитором»;
  • Перевозчиком (п.10) указывается владелец транспортного средства (п.11), с которым у Экспедитора заключен договор на перевозку;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

Поскольку в обоих случаях Клиент (склад Клиента) оформляет Транспортную накладную самостоятельно, необходимо заблаговременно получить от Исполнителя данные о типе владения транспортным средством с приложением доказательств этого владения и наличия трудовых ресурсов, а также данные о непосредственном перевозчике.

Компания СибАвтоТранс рекомендует дополнить соответствующими пунктами заявку на перевозку груза, включая обязательные реквизиты, утвержденные согласно Приложению №5 к Правилам.

Обращаем Ваше внимание, независимо от того, является ли Исполнитель в каждой конкретной перевозке экспедитором или не является, услуга экспедирования включает в себя услугу по перевозке (является возмещаемыми расходами). В этой связи неправильное оформление первичного документа (транспортной накладной) несет риск непризнания понесенных расходов в размере всей стоимости услуги, неподтверждённой документально. Поэтому заказчику транспортной услуги важно выяснить всю цепочку исполнителей и исключить наличие дополнительных посредников, требуя заключения Экспедитором прямых договоров с Перевозчиками либо агентского договора на поиск перевозчиков (с приложением в этом случае всех подтверждающих документов). Указание, как и прежде, в п.10 новой транспортной накладной «посредника», по сути направлено на искажение хозяйственной операции, а потому несет неоправданные налоговые риски согласно ст. 54.1 НК РФ.

Автоперевозки переведут на электронные накладные

Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.

Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.

В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами.

Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:

  • информационная система сведений из электронных перевозочных документов — государственная система в которой происходит обработка, накопление и систематизация сведений из электронных перевозочных документов;
  • иная информационная система электронных перевозочных документов — онлайн-площадка для обмена заявками, транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.

Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *