Сделки с иностранными компаниями в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сделки с иностранными компаниями в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сегодня ставки по кредитам из-за финансового кризиса и увеличения ставки рефинансирования выросли настолько, что даже получение кредита нивелирует потенциальную прибыль. Увеличение ставки по кредитам ведет к тому, что компании не могут заложить в сметах нужную рентабельность.

Директор (он же единственный участник ООО) – иностранный гражданин. Находится в РФ. Как выйти из ООО и сменить директора?

Решение вопроса

Выход единственного участника из ООО запрещён (п. 2 ст. 26 Закона об ООО).

Смена (выход) единственного участника ООО возможна только путём передачи доли другому лицу на основании сделки. Например, путём заключения договора купли-продажи доли в ООО, или заключения договора дарения, мены, или передачи её по соглашению об отступном.

Сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению путём составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение нотариальной формы влечёт за собой недействительность этой сделки (п. 11 ст. 21 Закона об ООО).

Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций

Необходимо представить инвестору правовые аспекты привлечения инвестиций.

1. Продажа акций компании. При использовании данной стратегии важно понять, какую долю компании-учредители готовы продать для привлечения инвестиций.

Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании. Важно, чтобы все участники общества были готовы на отчуждение доли иностранному инвестору, ведь они пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.

Порядок осуществления преимущественного права и срок, в течение которого участники общества могут воспользоваться указанным правом, определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Уставом общества также может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли участника общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества.

Публичные и непубличные общества вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований правовых актов Российской Федерации (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»).

2. Привлечение займов и кредитов. Привлечение займов и кредитов позволяет при сохранении доли владения компанией получить дополнительные инвестиции и открыть новые проекты и направления деятельности. Плюсом такой схемы является возможность сохранения контроля над компанией, минусом — необходимость выплаты процентов.

Обратите внимание

Предоставляя целевое финансирование, иностранные инвесторы часто прописывают в договоре специальные условия в отношении достижения объемов производства или продаж. В связи с этим необходимо внимательно изучать все пункты договора.

В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Предметом договора займа может быть иностранная валюта (п. 2 ст. 807 ГК РФ). Займы в иностранной валюте также имеют свои особенности. Поскольку контрагентом организации является нерезидент России, валютные операции, связанные с исполнением договора займа, осуществляются без ограничений (подп. «б» п. 7 ст. 1, ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода) (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).

В силу положений подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания доходов и расходов в виде курсовых разниц по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, является последнее число текущего месяца.

Из приведенных норм можно сделать вывод: пересчет обязательств по займу, выраженных в иностранной валюте, и признание доходов и расходов в виде курсовых разниц следует производить ежемесячно.

3. Создание новой компании. Часто инвесторы предлагают создать совместное предприятие для целей реализации нового инвестиционного проекта. Порядок создания такого предприятия определяется сторонами. Российская компания может внести НИОКР, свой бренд и имущество, иностранный инвестор — денежные средства. Создание такой компании можно показать схематично (рис. 2).

Ограничения деятельности компаний с иностранным капиталом

В Законе №160-ФЗ установлены жесткие ограничения на участие компаний с иностранными учредителями. Целью таких ограничений является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.4 Закона №160-ФЗ).

Так, Федеральным законом от 29.04.2008 г. №57-ФЗ установлен перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности РФ. Установленный перечень является закрытым и включает в себя 45 видов деятельности, среди которых (ст.6 Закона №57-ФЗ):

  • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;

  • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;

  • размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

  • обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;

  • использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении НИОКР.

Понятие иностранного юридического лица

В первую очередь следует разобраться, чем юридическое лицо отличается от физического. Для этого обращаемся к ст. 48 Гражданского кодекса РФ, согласно которой юридическим лицом является организация, имеющая собственное имущество, отвечающая по собственным обязательствам и обладающая гражданской правоспособностью.

Исходя из этого, иностранными юридическими лицами по российскому законодательству считаются лица, которые созданы, зарегистрированы и действуют на территории и по законам иностранного государства. В силу действия такого определения иностранным юрлицом может быть признан достаточно широкий круг организаций, действующих или планирующих действовать на территории РФ практически во всех формах.

Нужно понимать, что основной смысл, который несет понятие иностранного юридического лица, состоит в том, что правоспособность этого субъекта возникает по законодательству других стран. Но в это же время его участие в гражданском обороте на территории РФ, в силу ГК, должна регулироваться российским законодательством.

Таким образом, несмотря на разную трактовку в международном праве понятия юридических лиц, иностранные юрлица, действующие в России, имеют те же определение и признаки, что применяются для организаций с российским происхождением.

Национальность и личный статут иностранных юридических лиц

При характеристике юридических лиц в международном частном праве традиционно используются две категории – личный статут и национальность. В терминологии российского законодательства под личным статутом понимается понятие «личный закон», которым, согласно ст. 1202 ГК, является право страны, где было создана такая организация. Для ее определения необходимо подтверждение места нахождения иностранного юридического лица.

Этой же статьей определен перечень вопросов, решаемых на основе применения личного закона, а именно:

  • сам статус юрлица и его организационно-правовая форма;
  • требования к его наименованию;
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации;
  • правоспособность и правосубъектность;
  • отношения между участниками;
  • ответственность учредителей и самой организации.

Соответственно, актуальным становится вопрос национальности юридического лица, который является доктринальным и в законодательных актах не упоминается. Правовая литература трактует национальность юрлиц как принадлежность их к тому или иному государству, в которых они были учреждены. Отметим, что в остальных вопросах обязательным является применение российского законодательства к иностранным компаниям, если законом не предусмотрено иное.

Читайте также:  Когда преимущественное право аренды не работает

Деятельность иностранных компаний в РФ

Хозяйственная деятельность иностранных компаний, в силу действия ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», осуществляется через филиалы и представительства. Они не являются самостоятельными организациями, поскольку считаются структурными подразделениями этих компаний.

Правовая доктрина различает понятия филиалов и представительств. Так, если первыми, согласно ст. 55 ГК, может осуществляться вся административно-хозяйственная и иная деятельность в иностранных компаниях или часть этих функций, то вторые создаются лишь для защиты интересов и обеспечения этой деятельности, но не для осуществления хозяйственных функций.

Согласно ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях», над деятельностью иностранных компаний государство осуществляет контроль посредством их аккредитации, которая осуществляется в течение 25 дней с момента подачи документов.

После этого представителям иностранной компании выдается документ, подтверждающий полномочия иностранного юридического лица. Им следует считать документ, подтверждающий внесение соответствующей записи об аккредитации в реестр. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ, компании может быть отказано в аккредитации.

С момента получения аккредитации в налоговых органах иностранная организация обретает право заниматься предпринимательской и иной деятельностью в России, в том числе и брать заем иностранной компании от российской банковской организации.

Как начало, так и прекращение деятельности иностранной компании на территории РФ осуществляется филиалами и представительствами по решению юридического лица или органов исполнительной власти РФ. С момента прекращения деятельности прекращается и оформленная ранее аккредитация.

Вложения иностранцев в российские компании упали более чем в 20 раз

Должны ли компании с иностранным капиталом вести бухгалтерский учет и формировать российскую бухгалтерскую отчетность? На сегодняшний день никаких особенностей для формирования отчетности таких компаний не установлено (п.2 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ).

Закон №402-ФЗ позволяет не вести бухгалтерский учет находящимся на территории РФ филиалам, представительствам или иным структурным подразделениям организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Так, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог на прибыль по российским правилам (ст.307 НК РФ), представляют налоговую декларацию и отчет о деятельности иностранной организации (форма утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 г. №БГ-3-23/19).

В этом случае представительство иностранной организации вправе рассчитывать на освобождение от ведения бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ст.6 Закона №402-ФЗ.

  1. Ограничения для иностранцев-учредителей ООО
  2. Изменения в пакете документов
  3. Дополнительные действия
  4. Может ли иностранец быть директором ООО

В целом порядок действий при регистрации ООО с иностранными инвесторами совпадает с обычным, основные отличия связаны с тем, что требуемые документы составлены по законам другой страны и на иностранном языке. В некоторых случаях также необходимо доказать легальность пребывания иностранного участника или его руководителя на территории РФ. Поэтому к дополнительным действиям при наличии иностранных учредителей можно отнести:

  • Поиск документов, в которых содержатся требуемые для регистрации сведения
  • Нотариальное заверение оригиналов
  • Перевод документов на русский язык
  • Нотариальное заверение перевода
  • Легализация в консульстве (для тех стран, для которых это необходимо)
  • Нотариальное заверение подписи учредителя в заявлении на регистрацию (для российских инвесторов это тоже обязательно, но им для этого обычно не нужно специально приезжать)
  • Получение ВНЖ и разрешения на работу для иностранного учредителя, нанятого в качестве директора

Теоретически учредители, в том числе иностранные, не обязаны лично присутствовать при подаче заявления на регистрацию. Но в качестве заявителей при постановке на учет выступают все учредители, а подпись каждого заявителя должен заверить нотариус. То есть, приехать иностранному инвестору (или его руководителю) придется хотя бы для того, чтобы заверить необходимые подписи. Если возможности приехать для подготовки документов у иностранца нет, можно воспользоваться следующими альтернативами:

  • Заранее перевести и заверить документы у нотариуса, для регистрации направить их по почте (подойдет, если иностранец бывает в России, но не может присутствовать именно в момент регистрации)
  • Найти нотариуса в российском консульстве в стране присутствия учредителя
  • Заверить документы у иностранного нотариуса, перевести их и апостилировать (рискованный вариант, поскольку налоговую такое заверение может не удовлетворить)
  • Зарегистрировать ООО без участия иностранного учредителя и ввести его в состав участников после регистрации

Иностранный гражданин вправе стать руководителем российской компании — никаких запретов на этот счет законодательство Российской Федерации не содержит. Однако нужно учитывать, что для соблюдения миграционного, трудового и гражданского законодательства нужно обеспечить:

  • Легальное пребывание иностранца в РФ: виза, ВНЖ, разрешение на временное пребывание (зависит от страны гражданства и имеющихся международных соглашений)
  • Разрешение на привлечение иностранных специалистов для компании
  • Разрешение на работу или патент для директора
  • Проект трудового договора с будущим директором (сам договор подписывается после регистрации ООО и при наличии всех необходимых документов)

Учтите, что трудовой договор нужно заключать не только в случае, если вы привлекаете наемного руководителя со стороны, но и, если он был выбран среди учредителей организации.

Теоретически налоговая не может отказать в регистрации ООО из-за отсутствия у директора разрешения на работу или временной регистрации, но инспекторы почти наверняка заинтересуются, как будет работать директор, не имеющий права ни на нахождение в России, ни на работу в стране. Поэтому к пакету регистрационных документов лучше приложить копии заявлений в другие уполномоченные органы, если вы уже начали процедуру получения ВНЖ, например. Как вариант избранный среди учредителей директор также может временно передать свои полномочия другому лицу по доверенности — об этом инспекцию тоже лучше уведомить при регистрации.

Принципы регулирования инвестиций в РФ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Расширение экономических связей приводит к тому, что юридические лица уже не могут осуществлять свою хозяйственную деятельность только на территории одного государства. Юридические лица активно осуществляют торговую и иную хозяйственную деятельность как в том государстве, где они были созданы, так и за его пределами. Если речь идет о юридических лицах, созданных и действующих на территории одного государства, не возникает вопросов о правовом регулировании и учете этих юридических лиц; эти вопросы регулируются законодательством страны, в котором создано и действует это юридическое лицо. В случае, когда субъектом является иностранное юридическое лицо, то встает вопрос, какому государству оно принадлежит и нормами права какого государства регулируется его деятельность, а именно нормы какого государства должны регулировать порядок его создания и ликвидации, объем его правоспособности. При этом, правовое положение иностранных юридических лиц регулируется в государствах различным образом. Характер этого регулирования определяется хозяйственным положением данного государства, степенью его экономической независимости, ролью иностранного капитала в экономике страны, условиями внутренней и внешней торговли.

Взаимодействие правовой системы государства, в котором создано юридическое лицо, и правовой системы государства, в котором юридическое лицо осуществляет свою деятельность, происходит в рамках международного частного права. В международном частном праве содержатся нормы о порядке применения иностранного права к отношениям, в которых участвует иностранное юридическое лицо (коллизионные нормы). Однако таких норм оказывается недостаточно. Проблемы определения так называемой национальности юридического лица все чаще возникают в экономических отношениях. В современных условиях решение таких проблем зачастую находят путем обращения к принципам и нормам международного права. Различные правовые системы, существующие в форме системы права иностранного государства, и международное право воздействуют на развитие института юридического лица. Корпоративные и близкие к ним формы совместной деятельности получают активное развитие в национально-правовых системах различных государств. В частности, Г. Е. Авилов упоминает объединение с общей экономической целью по французскому праву, которое не имеет аналога в других странах, поскольку объединяет в себе черты гражданского, торгового товарищества и даже союза, не преследующего цели извлечения прибыли. Европейское объединение с общей экономической целью появилось в результате законотворчества органов Европейских сообществ и может рассматриваться как наднациональный механизм, призванный обеспечить экономическое сотрудничество предприятий различных стран.

Читайте также:  Путин рассказал о мерах жилищной поддержки семей до конца 2023 года

Правовое регулирование иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации осуществляется посредством двух методов: коллизионного и материально-правового. Традиционным методом правового регулирования отношений с участием иностранных юридических лиц является коллизионный метод. Задача коллизионного метода сводится к отысканию того правопорядка, который является компетентным для регулирования вопросов правового статуса иностранного юридического лица. Как справедливо обращает внимание Л. А. Лунц: «коллизионная норма вместе с той материально-правовой нормой, к которой она отсылает, образует настоящее правило для участников гражданского оборота». Коллизионно-правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных юридических лиц в предпринимательской деятельности на территории России, имеют трехуровневую структуру. Во-первых, в их число входят коллизионные нормы российского гражданского законодательства, например нормы раздела VI части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1202 ГК РФ, в соответствии с которой правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо). Во-вторых, деятельность иностранных юридических лиц регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних договорах о правовой помощи. Так, например, согласно п. 2 ст. 22 договора между Российской Федерацией и Республикой Албанией правоспособность юридического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой оно учреждено. В-третьих, большую группу коллизионных норм составляют нормы многосторонних договоров о правовой помощи. Например, в соответствии с п. 3 ст. 23 Минской конвенции СНГ правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено. Однако в ряде случаев государство вынуждено принимать правовые нормы прямого действия, специально направленные на регулирование порядка допуска и осуществления последующей предпринимательской деятельности иностранных компаний на территории данного государства. Это нормы законодательства об иностранных инвестициях, которые являются внешним выражением применения материально-правового метода регулирования. Кроме того, также выражением применения этого метода являются унифицированные материальные нормы международных договоров.

Международные договоры, направленные на унификацию правового регулирования отношений с участием юридического лица, а также на интеграцию национально-правовых систем путем создания наднационального регулирования, занимают особое место. Особое место занимает реализация идеи создания Европейской компании – нового типа торгового товарищества (компании), непосредственно подчиняющейся праву ЕС. Унификация права различных государств в части правового регулирования отношений, возникающих в связи с обращением к институту юридического лица, затрагивает самые разнообразные хозяйственные связи, включая отношения с органами государственного регулирования. Такой позиции придерживается М. М. Богуславский, который объединяет в единую категорию прямых норм материально-правовые нормы, унифицированные путем заключения международных соглашений, и внутринациональные нормы, в которых содержится материально-правовое урегулирование прав и обязанностей сторон, и применение этих норм происходит без предварительного применения других норм, в частности коллизионных. Не согласен с этой точкой зрения А. В. Асосков. Автор отмечает, что «объединение материальных норм, унифицированных на межгосударственном уровне, а также внутринациональных норм является сомнительным, поскольку эти два вида норм обладают больше различиями, нежели объединяющими чертами. Унифицированные материально-правовые нормы имеют качественно иную природу, отличное место в национальных правовых системах и выполняют различные функции и задачи в правовом регулировании складывающихся отношений». Л. А. Лунц, Н. И. Марышева, О. Н. Садиков отмечают, что «внутринациональные нормы по механизму их введения в действие и порядку применения существенно отличаются как от унифицированных норм международных договоров, так и от коллизионных норм. Поэтому нормы прямого действия – особый, третий метод регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом наряду с коллизионными и унифицированными материальными нормами». Представляется, что внутринациональные нормы и унифицированные нормы международных договоров имеют различную природу, однако и те и другие нормы являются материально-правовыми, отличными от коллизионных норм. Эти нормы объединены, поскольку исключают возможность применения коллизионных норм и прямо, непосредственно регулируют отношения. В данном случае, как верно замечает И. А. Кулешова, проявляется воля государства, которое считает необходимым в данной группе отношений применить свое собственное право, исключить возможность применения права иностранного государства. Таким образом, материально-правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных юридических лиц в России, включают внутринациональное законодательство и унифицированные нормы международных соглашений.

Сегодня важнейшим из направлений государственной политики Российской Федерации в развитии экономики является привлечение иностранного капитала.

В настоящей работе предпринята попытка охарактеризовать особенности правового регулирования участия иностранных инвесторов в предпринимательской деятельности на территории России. Нами отмечено, что правовые основы и научные взгляды на участие иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России различны. Рассмотрение различных точек зрения ученых относительно взглядов на современные формы участия иностранных компаний в отечественной экономике, обзор правовых источников их участия позволили нам сделать вывод о том, что формы участия иностранного капитала в экономике России необходимы для ее развития.

Обращено внимание, что специфика правового регулирования деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации заключается в его осуществлении при помощи двух методов – коллизионного и материально-правового.

Анализ правового регулирования участия иностранных инвесторов в предпринимательской деятельности в России позволил сделать вывод, что иностранные инвестиции для России – один из важнейших факторов развития и стабилизации экономики. Указано, что правила, установленные отечественным гражданским законодательством, применяются и сфере предпринимательской деятельности с участием иностранных юридических лиц; в то же время, в рамках прямого регулирования предпринимательской деятельности могут быть установлены федеральными законами изъятия ограничительного характера. Обращено внимание, что в России отсутствует единый правовой акт, содержащий четко определенные изъятия ограничительного характера: условия допуска иностранного инвестора для участия в уставном капитале организаций, виды отраслей, где не могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями, что является недостатком российского законодательства об иностранных инвестициях, т.к. затрудняет иностранным инвесторам возможность получить четкое представление о действующем в России правовом регулировании этой сферы. Вместе с тем, законодателем вопрос о доступе иностранных инвесторов в стратегические отрасли решается на основании различных правовых актов.

Указано, что в России сдерживающим фактором остается отсутствие целостной политики привлечения иностранных инвестиций: не определен инвестиционный режим; не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; не обеспечены механизмы гарантий; наличие отрицательной конъюнктуры правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных решений. Для этого необходимо изменение инвестиционного законодательства; принцип национального режима должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Отмечено, что в целях развития экономики России государство реализует обширный перечень разнообразных механизмов государственной поддержки с учетом особенностей развития каждого региона и хозяйственного потенциала, что служит импульсом для опережающего развития. В качестве инструментов государственной поддержки социально-экономического развития территорий выступают особые экономические зоны. Однако к обеспечению льготного режима осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, необходимо повышение уровня защищенности иностранных компаний, чему может способствовать совершенствование правового регулирования договорных отношений в части предоставления максимально возможных гарантий защиты интересов иностранных инвесторов.

Отмечено, что осуществление инвестиционной деятельности связано с определенным риском для иностранного инвестора. В связи с чем требуют уточнения формулировки законодательства, касающиеся вопроса компенсации иностранному инвестору в случае национализации его собственности, поскольку существует реальная опасность, что иностранные инвестиции могут быть национализированы, реквизированы без выплаты компенсации своевременно и в полном объеме. Поэтому наряду с применением принципа национального режима необходимо практическое применение принципов недискриминации, стимулирования деятельности, создания режима наибольшего благоприятствования инвесторам, направляющим свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др., поощрения отдельных, важных для экономики России видов деятельности.

Требует совершенствования нормативное закрепление принципа недискриминации в Российской Федерации. Налоговая политика нашего государства в отношении рассматриваемых лиц должна быть сосредоточена на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров в предпринимательской деятельности иностранных организаций; специфика деятельности иностранных инвесторов-организаций должна повлечь соответствующую выработку комплекса гарантий; национальное законодательство надлежит адаптировать к условиям участия в международных проектах; должна развиваться практика двух- и многосторонних соглашений о гарантиях, недискриминации, взаимной защите инвестиций, избежании двойного налогообложения и др.

Читайте также:  Ипотечный бум 2021: программы от 0,1%. Антикризисное предложение

В целях совершенствования регулирования правовых форм участия иностранных юридических лиц на территории России необходимо разрешение проблемы страховой защиты имущественных интересов иностранных инвесторов в Российской Федерации. Кроме того, способствовать совершенствовани�� регулирования правовых форм участия иностранных юридических лиц на территории России будет выработка механизма льготного налогообложения прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями, упрощенная и унифицированная система бухгалтерского и налогового учета, сокращение количество форм налоговой и финансовой отчетности.

Полагаем, что предложения автора будут способствовать совершенствованию правового регулирования участия иностранных юридических лиц в предпринимательской деятельности на территории России.

Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах

Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач созданы особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий. Наибольшее распространение получили свободные таможенные зоны, промышленные зоны и технологические парки и технополисы. Любая экономическая зона, независимо от места ее расположения и цели ее создания, остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономических зон служит и привлечению иностранных капиталовложений.

В КНР был принят ряд нормативных актов, определяющих статус таких зон, целью образования которых было обеспечение более благоприятных условий для привлечения и использования иностранных капиталовложений, создание режима инвестиций, отличающегося от режима, установленного в остальной части КНР.

Так, в Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун предусматривалось, что «в особых зонах иностранцам, китайцам, проживающим за границей, соотечественникам из Гонконга и Макао, а также их компаниям, предприятиям предлагается вкладывать капиталы с целью создания промышленных предприятий, создавать предприятия, используя одновременно инвестиции китайской стороны, заниматься производственной и прочей деятельностью» (ст. 1). Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китайского и иностранного капитала, а также предприятиям, полностью принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляются особые налоговые льготы (ст. 13), полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от импортных пошлин. В отношении зон создается как бы «зона свободной торговли»: вывоз продукции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в другие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев, зарубежных китайцев и «соотечественников из Гонконга и Макао»; земля не переходит в собственность иностранных инвесторов, устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков.

В России правовое положение таких зон определяется специальными положениями о них, а также Таможенным кодексом РФ, Законом о валютном регулировании 1992 г., Законом о рынке ценных бумаг 1996 г. и иными законодательными актами.

Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала зона в Находке. Специальное Постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности, о создании свободной экономической зоны «Сахалин» (Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.), о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Зеленограде (распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1991 г.), о статусе зоны «Янтарь» в Калининградской области (Постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г.). В отношении этой зоны принималось несколько постановлений, и первый федеральный закон о СЭЗ — Закон от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Упомянем также Указ Президента РФ от 21 июня 1994 г. и Постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. о Технополисе «Заречном» (Свердловская область), созданном в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций, и от 16 марта 1996 г. о создании научно-технологического парка «Новосибирск». Был принят также Федеральный закон от 31 мая 1999 г. об Особой экономической зоне в Магаданской области. Особый интерес в связи с расширением ЕС имеет зона в Калининграде в связи с возможностями превращения Калининградской области в «пилотный» российский регион в сотрудничестве России и ЕС.

Законы о свободных экономических зонах были приняты в Казахстане (1960, 1990, 1996), Украине (1992), Киргизии (1992), Белоруссии (1992), Молдавии (1992), Туркменистане (1993).

В отличие от других государств СНГ в России не был принят закон о СЭЗ, хотя и было разработано несколько его проектов. В ст. 2 Таможенного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2004 г., говорится о том, что на территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Однако товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне этой таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также законов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых этим Кодексом и иными федеральными законами.

Для облегчения создания предприятий с иностранными инвестициями в СЭЗ должны предусматриваться возможности для оперативного решения всех возникающих вопросов (регистрации предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т.п.). Такие возможности создаются путем делегирования правомочий центральных органов. Во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распространение получили системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.

Режим правового регулирования

Режим правового регулирования иностранных инвестиций в РФ, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, определенных имущественных прав, конечно, инвестиционной деятельности юридических граждан и лиц России. Деятельность иностранных инвесторов может ограничиваться только определенными федеральными законами и только с целью защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав, а также законных интересов иных лиц, безопасности и обороны России. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен специальный режим преференциального характера.

Определение 3

Организации с иностранными инвестициями — это такие коммерческие организации, в которых иностранное физическое или юридическое лицо обладает более 10% доли в уставном капитале.

Также есть некая установленная перечень «неблагоприятных изменений законодательства»:

  • установление режима ограничений, а также запретов по отношению к иностранным инвестициям;
  • увеличение совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и организации коммерческого характера с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов;
  • изменение размеров ввозных пошлин таможни, налогов федеральной направленности и взносов в внебюджетные фонды государства.

Деятельность иностранных инвесторов в российской федерации: правовые проблемы

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ Э.В.

Талапина, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН. Регистрация юридического лица с иностранными инвестициями в России См.: Козырев М. Новые инвестиции будут // Ведомости.

2001. 17 апреля. Коммерческая организация с иностранными инвестициями регистрируется в органах юстиции в течение месяца со дня предоставления следующих документов: — устав и (или) учредительный договор коммерческой организации; Бюллетень международных договоров.

1993. N 6. С. 13 — 17. — документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.

Срок действия такого документа — 6 месяцев; — квитанция об уплате регистрационного сбора.

, согласно которому аккредитацию

Особенности организации финансов предприятий с участием иностранного капитала

При этом следует учитывать: – сферу деятельности (коммерческая и некоммерческая деятельность); – виды (направления) деятельности (экспорт, импорт); – отраслевую принадлежность (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и т. д.); – организационно-правовые формы предпринимательской деятельности [28].

1.2 Характеристика участия иностранного капитала в деятельности российских организаций Рисунок 1 – Российские предпринимательские фирмы с участием иностранного капитала Можно выделить три группы таких компаний, а именно: – предпринимательские фирмы, учрежденные обычным способом в различных иностранных государствах; – предпринимательские фирмы, учрежденные в так называемых оффшорных экономических зонах; – транснациональные компании, действующие посредством филиалов, зарегистрированных в России [8].

Такие компании могут появляться на российском рынке разными способами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *