«Как будет меняться программа по переселению из ветхого жилья в 2023 году?»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Как будет меняться программа по переселению из ветхого жилья в 2023 году?»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важно! Чтобы признать квартиру непригодной для дальнейшего проживания, собственнику ветхого жилья необходимо написать заявление в межведомственную комиссию по месту регистрации. Такое право имеет только владелец квартиры (дома).

Какие документы нужны для переселения

По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
  • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

Расчет стоимости ветхого жилья

Как мы уже знаем, программа переселения из ветхого жилья после 2023 года предусматривает (по желанию собственника) денежную компенсацию, срок выплаты которой назначается в индивидуальном порядке по согласию сторон.

Выкупная цена квартиры, попавшей под снос, а также ветхого и аварийного жилья, исчисляется с учетом нескольких факторов:

  • стоимость выкупаемого помещения с учетом степени износа;
  • издержки владельца квартиры, связанные с процессом;
  • затраты на переезд и поиск нового жилья с целью его предстоящего оформления;
  • расходы собственника при досрочном прекращении обязательств с учетом необходимости возмещения потерянной выгоды.

В чем суть программы и ее цели

Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:

  • степень износа и деформации несущих конструкций;
  • риск обрушения здания, стен и плит;
  • степень опасности для жизни и здоровья граждан, находящихся в нём.

Для домов, построенных из разных материалов, отличается и степень износа. Так для деревянных строений этот показатель составляет от 65 %, а для кирпичных и иных – свыше 70 %.

Если дом по решению администрации признается ветхим или аварийным, его жильцы вправе претендовать на предоставление другого жилья взамен по программе переселения. Но в первую очередь в планирование и очередность попадают собственники аварийного фонда, поскольку опасность для проживания там значительно выше.

Все жилые помещения, признанные ветхими и аварийными, от даты принятия решения не могут быть участниками любых сделок. Это значит, что собственники не вправе их продать, подарить и т.д.

Аварийные многоквартирные домостроения, расселенные и выведенные из эксплуатации, подлежат последующему сносу по следующим основаниям:

  1. Степень износа несущих конструкций признана критической.
  2. Отмечена опасность разрушения или часть дома обрушилась в результате допущенных ошибок в строительстве или иных факторов.
  3. Неблагоприятная обстановка в помещениях, связанная с изменениями в микроклимате. Сюда относятся такие факторы, влияющие на жизнь и здоровье граждан, как радиоактивный фон; вибрационные процессы, связанные с близким нахождениям к объектам, вызывающих их; обнаружение присутствия внутри помещений опасных химических веществ, нормы которых превышены.
  4. Нахождение в зонах природного риска, подверженных сезонным паводкам, землетрясениям, оползневым явлениям, природным пожарам и прочим.
  5. Дома, пострадавшие от взрывов, пожаров и иных факторов.

В первую очередь планируют к расселению дома, попадающие в категорию аварийных. Собственники квартир в них вправе получить новые квартиры. По ветхим помещениям ситуация иная. Сначала принимается решение о проведении реконструкции. Если она будет признана нецелесообразной по причине стоимости, превышающей новое строительство, то дом пойдет под снос, а жильцы будут расселены.

Процедура предоставления помещений взамен имеющихся, в домах, признанных ветхими и аварийными, проходит поэтапно:

  1. Вынесение решения по дому с занесением его в реестр и постановка жильцов в очередь на расселение. Программа планируется на три ближайших года, но по аварийным помещениям срок должен составлять не более года. На практике жильцы могут ожидать гораздо дольше.
  2. Подбор помещений на замену. Следует учитывать, что предоставляются новые жилые площади в том районе проживания, в котором находится старый дом. Только в случае согласия собственников им может быть передано помещение в другом районе. На рассмотрение предлагается 3 варианта. По площади оно не может быть меньше прежнего (существуют варианты компенсации разницы в квадратуре, если она присутствует). Если прежняя жилплощадь не соответствовала нормам и собственники находились в очереди на улучшение, то им в этом случае будет применена норма в 18 кв.м. на человека. Учитывается и тот факт, что предоставляется отдельная квартира, исключаются случаи коммунального проживания.
  1. Оформление договора и подписание сторонами. При достижении соглашения сторонами происходит его документальное закрепление.
  2. Освобождение собственниками помещений в домах ветхих и аварийных и переезд в новые. По закону установлено, что этот процесс должен занимать не более 30 дней после подписания договора на предоставленном администрацией транспорте. При этом существует оговорка, что бесплатно будет дана возможность осуществить только один рейс, остальные оплачивают переезжающие.

Собственник квартиры расселяемого дома может отказаться от нового помещения. Для этого следует подать в администрацию заявление и получить компенсационную выплату в денежной форме в размере стоимости нового жилья.

Какое жилье может быть признано аварийным

Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.

Читайте также:  с какого дня больничный подписывает председатель вк

Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.

Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.

Проблема заключается ещё и в том, что за 15 лет так чётко и не было определено, что же понимается под ветхим жильём. Теоретически оно таковое, если:

  • изношено 70% несущих конструкций – а пойди, определи, эта балка изношена на 65 или 72%;
  • у здания деформировались фундамент или стены;
  • здание попало в зону затопления или схода лавины;
  • несущая способность была снижена пожаром, взрывом или землетрясением.

По закону полагается даже компенсация, если тебя из ветхого жилья переселили, а новое по площади оказалось меньше – в этой ситуации законодательство даже предусматривает компенсацию.

Эта компенсация должна выплачиваться повсеместно, так как не допускается по Программе переселение в помещения большей площади. Вот только заключение о необходимости компенсации должна делать специальная комиссия муниципального образования.

Конечно, споров при переселениях подобного рода не избежать. Вот когда на всю мощь и должна заработать судебная система страны.

Программа действует только на жильё, официально признанное ветхим или аварийным, и внесённое в список на будущую проверку. Только затем:

  1. Создаётся комиссия по оценке состояния здания.
  2. Комиссия выносит своё заключение.
  3. Если объект предлагается к сносу, он ставится в очередь на эту операцию.
  4. Муниципалитет предоставляет жильцам новые квартиры.
  5. Жильцы переезжают.
  6. Дом сносится.

На каждом из этих этапов так основательно работают судебные органы, получающие и разбирающие всевозможные жалобы и заявления, что не стоит удивляться тывинским четырём процентам.

Какие условия нужны для расселения

Не каждый владелец помещения, стоящий в очереди на новый объект недвижимости, успел получил его в срок.

Расселение жильцов происходит на основании Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Лица, претендующие на альтернативную жилую площадь, могут воспользоваться программой в следующей ситуации:

  • специальная комиссия, собранная при департаменте ЖКХ района должна признать, что здание находится в аварийном состоянии и не подлежит капитальному ремонту;
  • граждане должны иметь на руках документ, подтверждающий право владения объектом жилой недвижимости. Либо подтверждение использования данных квадратных метров по договору соцнайма.

Сроки переселения: законодательная база

После признания дома аварийным основной вопрос жильцов связан с тем, в какие сроки они будут переселены в новые квартиры. На федеральном уровне нет законодательного акта, который бы регулировал тот вопрос. Однако в ФЗ № 185 от 2007 г. (ст. 185) указано, что местная администрация должна составить региональную адресную программу по переселению жильцов.

В этом документе обязательно отражается такая информация:

  1. Полный перечень всех домов.
  2. Срок переселения из каждого дома.
  3. Объем финансирования.
  4. Показатели выполнения программы.

Таким образом, если дом признан аварийным, сроки переселения определяются муниципальным органом власти. Обычно они составляют от 6 месяцев до года. На практике процедура выглядит так:

  • Администрация назначает специальную комиссию.
  • Она осматривает дом, изучает документацию и признает дом аварийным с указанием степени износа (обычно в процентах).
  • Затем составляется перечень таких домов, который включается в программу переселения. Первыми в списке идут объекты с наибольшим износом.
  • В течение 5 рабочих дней местный орган власти должен уведомить собственников и нанимателей о том, что дом признан аварийным и должен быть расселен с указанием предельного срока (месяц и год).
  • Уведомление поступает в письменном виде. К тому же на самом доме обычно появляется соответствующее объявление. На ней указываются не только сроки, но и ответственный за переселение.

Сколько «живут» дома?

  • «Сталинские» дома довоенной постройки, возведенные с большим запасом прочности, без экономии на материалах, призваны были прослужить своим владельцам не менее 125 лет, а «сталинки» послевоенного периода – 150 лет.
  • Дома из кирпича служат не менее 100 лет, как, впрочем, панельные и блочные 9-16-этажки.
  • У современной «панели» срок службы еще больше: она обязана простоять 120 лет, а многоэтажные здания из кирпича и монолитного железобетона – 150 лет.
  • У «хрущевок» официальный срок службы заявлялся в 25 лет для сносимых, и в 50 лет – для несносимых серий.

«Прогород Самара» решил разобраться, где сейчас живут самарцы. Получается, в относительно новых домах обитает от силы 270 тысяч человек – только каждый четвертый горожанин. Новое жилье в Самаре можно описать двумя словами – густо и пусто. Людям предлагается на выбор две противоположные крайности.

Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда

 В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.

Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.

Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.

Читайте также:  Как принять на работу бывшего госслужащего, чтобы не получить штраф

Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]

В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]

Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]

Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.

В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.

Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс. м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек. В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]

При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам. По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.

Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ. Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска. В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.

По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.

Программа переселения граждан из аварийного жилья набирает обороты

Практически ежедневно в каждом регионе сдаются новые дома, и люди получают ключи от долгожданных квартир. Всего до конца 2017 года в стране планируется расселить жильцов 11,4 млн.кв.м. аварийных квартир, из них 10,09 млн. кв.м. — с участием средств госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. Обратим внимание, что программа переселения граждан из аварийного жилья – одна из госпрограмм, которая не сокращалась, несмотря на непростые экономические условия.

ПОДМОСКОВЬЕ РЕШИТ ПРОБЛЕМУ ДО КОНЦА 2015 ГОДА

По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, начиная с 2014 года по 1 сентября 2020 года уже расселено 3,65 млн.кв.м. аварийного жилья, до конца текущего года будет расселено еще 1,72 млн.кв.м.

Конечно, в различных регионах показатели развития программы отличаются. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе с начала 2015 года расселены люди из 50,06 тыс.кв.м. аварийного жилья, что составляет 99,7% от целевого показателя. В регионе в новые благоустроенные квартиры из аварийного жилья уже переехали 3 028 граждан. Причем в 2020 году руководство округа готово серьезно перевыполнить план: цель — 77,65 тыс.кв.м. аварийного жилья.

Есть и регионы-лидеры, которые взяли на себя обязательство досрочно, до конца 2020 года, выполнить программу переселения. К примеру, это Калининградская область, Московская область, Тамбовская область, Республика Татарстан, Республика Ингушетия. Эти регионы смогут за счет финансовой поддержки Фонда ЖКХ приступить к расселению в 2016-2017 годах аварийных домов, признанных таковыми после 1 января 2012 года (напомним, в соответствии с 185-ФЗ до конца 2020 года в регионах России расселяются аварийные дома, признанные таковыми до 1 января 2012 года).

В частности, в Калининградской области в настоящее время ведется строительство 22 многоквартирных домов. До конца года в новые квартиры должны переехать 1 653 человека. А ряд муниципалитетов — Балтийский муниципальный район, город Калининград, Гурьевский и Пионерский городские округа -уже выполнили эту программу досрочно.

Ликвидация аварийного жилья

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда — одна из приоритетных задач Минстроя России. До 1 сентября 2020 года, согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров аварийного жилья. На этой площади сейчас проживает 777 тысяч человек.

6 мая 2014 года утвержден обновленный Комплекс мер по ликвидации аварийного жилфонда. Для каждого субъекта Российской Федерации утверждены четкие показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению. Создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения — начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд ЖКХ и завершая фактическим переселением.

Читайте также:  О мерах социальной поддержки семьям, имеющим статус многодетных

Также перед Минстроем стоит задача создания новых механизмов переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года.

Переселение граждан из аварийного жилья

Реестр подрядных организаций, нарушающих сроки выполнения муниципальных контрактов, заключенных в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья

Реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Проекты нормативных актов по новым механизмам расселения аварийного жилья

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Смотреть

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Смотреть

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)» Смотреть

Проект поправок к проекту федерального закона № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд), внесенному Правительством Российской Федерации» Смотреть

Проект методических рекомендаций по формированию программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда

План-график реализации программы переселения Смотреть

Предложения о выбранных способах реализации программы переселения Смотреть

Рекомендуемые требования к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Смотреть

Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2020 года Смотреть

Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2020 года Смотреть

Нашей семье предлагают для расселения вторичное жилье. Законно ли это?

Если в городе нет нового дома для переселения граждан из сносимого района, то им могут предложить вторичное жилье. Однако вторичное жилье не должно быть старше 1980 года постройки, соответствовать всем санитарно-нормативным требованиям, быть благоустроенным, и площадь не должна быть меньше той, которая была в аварийном доме. Из плюсов можно выделить то, что такие дома находятся в центре больших городов, а новостройки строят на окраинах. Если вы не хотите этого, можете направить иск о защите своих прав в районный суд.

Юрист

Ранее наша семья проживала в трехкомнатной квартире общей площадью 58 м2. По программе расселения предоставляют квартиру с меньшим количеством комнат и с площадью 72 м2. Можно ли рассчитывать на трехкомнатную в новостройке?

При расселении учитывается площадь в ранее занимаемой квартире. Количество комнат не рассматривается. Если жильцу не нравится квартира, предлагаемая для расселения, он может отказаться от нее и получить выкупную цену, равную рыночной стоимости. В данном случае выгода переезда в новый дом с большей площадью очевидна.

Юрист

Какое жилище получает такой статус

Чтобы семья попала под программу по переселению из аварийного жилья, необходимо закрепить соответствующий статус. Это возможно в случае, если:

  • жилье не соответствует санитарным нормам;
  • многоквартирный дом или отдельно взятая квартира имеет сильные повреждения вследствие природной катастрофы;
  • расположение свидетельствует об огромном риске катастрофы, включая техногенную;
  • несущие стены сильно повреждены или изношены со временем;
  • фундаментальные основы полностью разрушены;
  • разрушение вследствие возгорания и полное отсутствие возможности восстановления.

Жилище приобретает статус после заключения уполномоченной комиссии. Дальнейшее безопасное проживание в нём не представляется возможным, поэтому собственники и члены их семьи становятся участниками программы по переселению из ветхого и аварийного жилья.

Сергей Вадимович, как бы вы оценили предварительные итоги этого года?

Сергей Степашин: Пожалуй, это единственная программа из нацпроектов, перевыполняемая с результатами, которым не смогла помешать даже пандемия коронавируса. На 1 октября выполнение целевого показателя года достигнуто в 45 субъектах РФ (выполнение составило от 100 до 500 процентов). В среднем по Российской Федерации, с учетом перевыполнения плана 2021 года, достижение целевых показателей 2021 года составило 166,37 процента по числу переселенных граждан и 148,82 процента — по площади расселяемых домов. С начала года переселены 90,84 тысячи человек из аварийного жилья площадью 1,49 миллиона квадратных метров при плане 54,6 тысячи человек и миллион квадратных метров. А с начала реализации федерального проекта ликвидировано более 1,6 миллиона квадратных метров аварийного жилья, переселены 99 тысяч человек.

Какие регионы работают успешнее всех?

Сергей Степашин: Определилась тройка регионов-лидеров. Это Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, где переселены в новое жилье 11,27 тысячи человек (целевой показатель 2020 года выполнен на 414,72 процента), Ямало-Ненецкий автономный округ, где новые квартиры получили более 10 тысяч человек (выполнение целевого показателя 2021 года — 396,50 процента), и Пермский край — там переселены 8,82 тысячи человек (выполнение целевого показателя года — 295,26 процента). Мы ожидаем, что к концу года, учитывая строительный цикл домов, к этим регионам подтянутся и другие. Во многих субъектах РФ сдача новостроек в эксплуатацию запланирована на октябрь — декабрь. При этом важно не только выполнять целевые показатели программы, но и обеспечить высокое качество предоставляемого жилья. Необходимо осуществлять жесткий контроль за ходом строительства домов. Люди должны жить в достойных условиях. Мы также считаем необходимым применять энергоэффективные технологии, что позволит повысить качество жизни и существенно снизить коммунальные платежи жильцов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *