Сдача отчётности в Росприроднадзор в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сдача отчётности в Росприроднадзор в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


КоАП РФ, статья 8.5: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — до 6 тысяч рублей; на юридических лиц — до 80 тысяч рублей.

Какие документы отменены в 2021 году?

Постановлением Правительства России от 18 сентября 2020 г. № 1496 с 1 января 2021 г. отменяются следующие законодательные документы:

  1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. № 205 “Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества”. Постановлением № 1496 настоящий документ будет отменен начиная с 1 января 2021 г. Из чего следует, что в 2021 году сведения по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 предоставлять не требуется. На данный момент можно лишь предположить, что учет воды на объекте будет проводится по другим формам до принятия новых документов;
  2. Постановлением №1496 с 1 января 2021 г. также отменены журналы движения отходов по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721;
  3. Отменены с 1 января 2021 г. и методические указания по разработке проектов нормативов по отходам и сбросам.

Календарь эколога 2022

Отчёт Срок сдачи
I квартал
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. До 10.01.2022
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года До 10.01.2022
Сведения о выполнении условий пользования недрами До 20.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) До 24.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) До 24.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) До 01.02.2022
Внесение платы за НВОС До 01.03.2022
Предоставление декларации НВОС До 10.03.2022
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» До 15.03.2022
Отчёт по программе ПЭК До 25.03.2022
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории До 25.03.2022
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством.
II квартал
Декларация о количестве выпущенных товаров До 01.04.2022
Отчёт о выполнении нормативов утилизации До 01.04.2022
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» До 01.04.2022
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. До 15.04.2022
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.04.2022
Расчёт и оплата экологического сбора До 15.04.2022
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года До 20.04.2022
III квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. До 15.07.2022
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.07.2022
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года До 20.07.2022
IV квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года До 17.10.2022
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.10.2022
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года До 21.10.2022

Что включает отчет для малого и среднего бизнеса по отходам

Отчетность включает:

1) Общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;

а) для юридических лиц:

  • полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

  • телефон, факс, электронная почта;

  • код места нахождения по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

б) для индивидуальных предпринимателей:

  • фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

  • телефон, факс, электронная почта;

  • код места жительства по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

2) Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

Данные о массах отходов, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, представляются суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности), на захоронение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности).

Данные о массах отходов, полученных от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, представляются суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение, на захоронение.

Данные о массах отходов, направленных на хранение на собственных объектах хранения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на хранение, и по массам отходов, полученных на хранение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.

Данные о массах отходов, направленных на захоронение на собственных объектах захоронения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на захоронение, и по массам отходов, полученных на захоронение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.

3) Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы, включают наименования таких юридических лиц или фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии) таких индивидуальных предпринимателей, данные о переданных им отходах, с указанием:

  • мест нахождения или мест жительства и их кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

  • даты выдачи и номера документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (при передаче отходов I — IV класса опасности);

  • даты и номера договора о передаче отходов;

  • данные о массах (в тоннах) переданных отходов, сгруппированных по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по федеральному классификационному каталогу отходов, класса опасности, цели передачи (использование, обезвреживание, размещение).

КоАП РФ, статья 8.41: невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 6 тысяч рублей; на юридических лиц — до 100 тысяч рублей.

КоАП РФ, статья 13.19: непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до 20 тысяч рублей; на юридических лиц — до 70 тысяч рублей.

Читайте также:  Стоит ли сейчас открывать вклад с повышенными процентами?

Повторное непредоставление — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — до 150 тысяч рублей.

Что такое отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

В процессе работы предприятий образуются отходы. Государство делит их на четыре класса в соответствии с тем вредом, который наносится экологической обстановке и человеческому здоровью. Наиболее токсичные входят в четвёртую категорию, менее опасные — в третью. Работа с ними находится под особым контролем. Юридические лица, которые имеют с ними дело, обязаны сдавать особую отчётность. Рассматриваемые отчёты в неё не входят.

Полностью безвредный мусор включён в первую категорию. Отчитываться за него не требуется. Например, школы или детские сады не должны подавать отчётность. Такая обязанность предусмотрена законом для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП и ССП) у тех, кто создаёт отходы, относящиеся ко второй категории.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году

В рамках экологической отчетности 2021, данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) “Об охране окружающей среды”

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме.

За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2021 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональными программами в области обращения с отходами и территориальными схемами обращения с отходами, а также выбрать регионального оператора. Согласно закону, при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.

С 1 января 2021 года при расчёте платы вступает в силу положение ч. 5 статьи 16.3 о дополнительных коэффициентах:

Коэффициент Выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водную среду Размещение отходов
выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ передача образовавшихся отходов, подлежащих накоплению, на использование (утилизацию) или использование в собственном производстве
1 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС размещение отходов в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления
25 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах ВСВ, ВСС размещение отходов с превышением лимитов либо объемов, указанных в декларации ОВОС, отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления
100 выбросы, сбросы загрязняющих веществ, превышающие установленные для объектов I категории либо указанные в декларации ОВОС для объектов II категории

Как и куда сдавать отчет МСП

Его предоставляют в территориальное отделение Росприроднадзора. При этом не требуется отчитываться о превышении лимитов. В этом случае считается, что весь фактический объём отходов объекта приравнивается к нормативу.

Территориально отчёт сдаётся по юридическому адресу или месту расположения производственных мощностей фирмы (если они находятся в другом месте).

Если объект находится под региональным контролем, то отчётность предоставляется в Министерство природных ресурсов этого субъекта Российской Федерации.

Электронный вариант готовят с помощью специальной программы и сдают через интернет. Бумажный документ можно принести для сдачи лично или отправить заказным письмом. В этом случае датой приёма будет день получения письма. Рекомендуется использовать отправку с уведомлением о вручении или описью вложения.

Отчет разрабатывается:

— для объектов федерального уровня контроля, в соответствии Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. №30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».

— для объектов регионального уровня контроля, в соответствии с Постановлением от 3 декабря 2015 года N 48/01-25 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчётности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору»

Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. субъекты малого и среднего бизнеса, освобождены от необходимости разрабатывать проект ПНООЛР.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010г. №50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

МСП-отчет (экология) – образец заполнения

В отчетном документе необходимо указать сведения, идентифицирующие субъект хозяйствования, характер отходов, объем их производства, переработки и утилизации. Обязательно приводится информация о контрагентах, с которыми заключены соглашения на размещение или разные формы использования отходного сырья.

Отчет СМП (Росприроднадзор), образец его, можно заполнить при помощи бесплатного программного обеспечения «Модуль природопользователя». Скачать эту программу можно на ]]>сайте Росприроднадзора]]>. Сервис позволяет заполнить документ и распечатать его, скачать в формате Excel, сформировать отчет для отправки в контролирующий орган. МСП-отчет (экология), образец 2018 г., состоит из следующих частей:

  • титульная страница;
  • раздел 1, в котором приводится информация об отчитывающемся субъекте хозяйствования;
  • раздел 2 – данные о контрагентах, которые оказывают услуги по размещению, переработке или обезвреживанию отходных масс (на каждого контрагента заполняется отдельный лист);
  • раздел 3, в котором дается характеристика образованных отходов и отображается их объем, движение в отчетном интервале.

Бумажный образец заполнения отчета МСП за 2020 год обязательно должен иметь указание на код электронного идентификатора документа. Получить этот шифр можно после отправки документа в электронном виде.

Технический отчет по обращению с отходами в 2021 году

До 1 января 2021 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками, действующими в установленном порядке. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились. Так, нормативы и лимиты на образование и размещение отходов сейчас получают только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения

Читайте также:  ФСС: ЛЬГОТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГДЕ РАБОТАЮТ ИНВАЛИДЫ И СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс, лимиты на сбросы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2021 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ). С 1 января 2021 года и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов, которые будут действовать до дня получения КЭР. Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов. В середине 2021 года вышли новые изменения (Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ), согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, включенных в перечень 300 пилотных объектов, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Не включенные в данный перечень объекты должны подать заявку и получить КЭР до 1 января 2025 года. До этого периода в соответствии с все еще действующими ПНООЛР для данных объектов нужно подавать технические отчеты по установленным порядкам.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Так как форма отчета еще не принята, вопрос остается открытым. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов, и при необходимости или желании «на всякий случай» технический отчёт можно подать. В практике автора статьи в 2021 году такие отчеты принимались, так как уполномоченный орган не смог отказать в его принятии.

Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сведения, которые должны быть в документе

Отчет об обезвреживании отходов состоит из трёх разделов. Документ заполняют в соответствии с образцом. Здесь указывается следующая информация:

  1. Пишут общие данные о юридическом лице: коды ИНН/КПП, ОГРН, ОКВЭД. Вписывают полное и краткое название фирмы, указывают юридический адрес. Обязательно предоставляют контактные данные: номер телефона и адрес электронной почты.
  2. Если сбором, переработкой, утилизацией, обеззараживанием, хранением занимаются другие фирмы, во 2 разделе указывают их данные. На каждого из них будет заполняться отдельный лист. В них проставляются их коды, названия и другие общие данные. Нужно указать номер лицензий, на основании которых они действуют.
  3. Последний, третий раздел содержит информацию об отходах. По каждому из них указывают код ФККО, объём и класс опасности.

В тех случаях, когда фирма самостоятельно проводит размещение или переработку мусора, у неё должна быть соответствующая лицензия, полученная от Росприроднадзора. На первом листе отчета по отходам должен быть её номер, а также дата выдачи.

Форма 2-ТП (отходы) образца 2020 года

Один из самых стабильных видов отчётности как предмет экологической отчетности 2021 в этом году тоже не избежал перемен. Причём форма приказа поменялась дважды за год. То есть, первые изменения произошли с выходом приказа Приказом Росстата от 19.08.2019 г. N 459, а через 4 месяца выше новый Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766. Таким образом, по приказу № 459 даже не было сдано не одного отчета, что наглядно показывает нам темпы изменений в экологическом законодательстве.

Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2019 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Напомним, что ранее данную форму сдавал более широкий круг лиц (сравнение трех нормативных актов в части требований к кругу лиц):

Приказ от 10 августа 2021 г. N 529 Приказ Росстата от 19.08.2019 N 459 Приказ Росстата от 12.12.2019 N 766
Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) “Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты). 2. Форму […] предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональные операторы), операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – операторы). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке. Субъекты малого и среднего предпринимательства обследуются на выборочной основе. Выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. 2. Форму […] предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке. Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Годовую форму МСП сдают субъекты малого и среднего предпринимательства. Ее официальное название: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

МСП представляют в разные контролирующие органы в зависимости от уровня поднадзорности объекта. За объекты федерального уровня контроля отчитываются в территориальный орган РПН, за объекты регионального уровня контроля — в органы исполнительной власти субъекта (например, Минприроды Свердловской области).

Для объектов федерального уровня порядок отчетности установлен Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010), форма отчетности утверждена письмом Ростехнадзора от 08.06.2010 № 00-07-12/2968. Установлен срок сдачи — до 15 января года, следующего за отчетным.

Для объектов регионального уровня контроля форма и порядок отчетности могут быть аналогичными тем, что установлены для объектов федерального уровня, а могут утверждаться в отдельных НПА регионального уровня. При этом срок сдачи может быть отличным от 15 января года, следующего за отчетным.

МСП: состав отчетности и сопроводительное письмо

Отчетность о движении отходов МСП подается один раз в год. Порядком представления такой отчетности (утв. приказом Минприроды и экологии от 16.02.2010 № 30) установлен срок сдачи – до 15 января следующего года, но территориальные органы Росприроднадзора в своих регионах могут установить и другие сроки.

В состав отчета МСП входят:

  • общие сведения об отчитывающейся организации или ИП (раздел 1),
  • сведения об организациях, которым передаются отходы (раздел 2),
  • показатели в тоннах, отражающие образование и движение отходов по видам (раздел 3),
  • приложения.

Какие документы нужны для отчета МСП в качестве приложения? Все, которые подтверждают передачу или прием отходов отчитывающимся субъектом:

  • копия лицензии на размещение и обезвреживание отходов I-IVкласса опасности отчитывающейся организации или ИП, если они принимают такие отходы,
  • копия такой же лицензии, принадлежащей другим организациям или ИП, если в отчетном году им передавались отходы отчитывающимся субъектом,
  • копии договоров на передачу, или прием отходов,
  • копии актов приема-передачи отходов, в том числе и на передачу лома и отходов черных и цветных металлов.

Определив, какие документы прикладываются к отчету МСП, сделав их копии и заверив подписью и печатью, нужно прошить весь комплект отчетности (отчет МСП вместе с копиями документов), а затем проставить номера всех прошитых страниц сквозной нумерацией. Порядок представления не содержит указаний на то, чтобы прилагаемое к отчету МСП сопроводительное письмо сшивать с отчетностью. При этом, заверенные подписью и печатью копии документов должны прилагаться как к бумажному варианту отчета, так и в виде файлов при передаче электронного отчета, подписанного ЭЦП, через портал приема отчетности Росприроднадзора.

Тихомирова Л.А., кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры правовых дисциплин Казанского филиала ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений».

Механизм реализации законодательства об охране окружающей среды во многих случаях достаточно сложный и противоречивый. Объясняется это многими причинами. Среди которых важное и превалирующее значение приобретает неоднозначность и коллизионность действующих правовых норм. Являясь инструментом нормирования, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в то же время не является эколого-разрешительным документом. Это в свою очередь порождает многочисленные вопросы, связанные с соблюдением и порядком исполнения требований о предоставлении отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, внесением платежей за размещение отходов, а также правовыми последствиями нарушения указанных требований. В этой связи большое значение приобретает определение правового статуса рассматриваемого документа, что с практической точки зрения позволит ответить на многие возникающие в правоприменительной сфере вопросы.

В первой части статьи посредством раскрытия общих требований предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов и их взаимосвязи с иными требованиями законодательства об обращении с отходами, соотношения отчетности с иными эколого-разрешительными документами, особенностей исчисления платы за размещение отходов, а также особенностей контроля отчетности, сопровождающейся выявлением и анализом сопутствующих проблем, будет определен статус такой отчетности.

Во второй части статьи будут раскрыты элементы механизма привлечения к административной ответственности за нарушение требований в части предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов: раскрыты виды нарушений, определены их составы, основания возбуждения дела об административном правонарушении, виды принимаемых мер и последовательность принимаемых решений.

Указанный материал поможет субъектам малого и среднего предпринимательства разобраться в сложном механизме реализации требований о предоставлении отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, не только понять особенности реализации возлагаемых на них требований, но и узнать процедуры, последовательность и возможности контролирующих органов в вопросах привлечения к административной ответственности и принятии иных мер государственного воздействия.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ 1. поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

  1. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  2. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 ст. 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ);
  3. фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  4. подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Применительно к рассматриваемой ситуации поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может стать непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В свою очередь, данными, указывающими на наличие события административного правонарушения, будут являться сведения, полученные в рамках осуществления регистрации, учета и (или) контроля отчетности.

Дело об административном правонарушении, как выяснили выше, может быть возбуждено:

  1. по результатам проведения мероприятий по контролю, на которые действие ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ не распространяется;
  2. по результатам проведения мероприятий по контролю, на которые действие ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ распространяется;
  3. в результате осуществления полномочий по регистрации отчетности;
  4. в результате осуществления полномочий по учету отчетности.

В первых двух случаях могут быть выявлены следующие нарушения:

  • непредставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, что является нарушением требований абз. 7 ст. 11, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30);
  • несвоевременное представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, выразившееся в нарушении сроков его представления, что является нарушением требований абз. 7 ст. 11, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30);
  • представление отчетности в неполном объеме или с нарушением требований к его оформлению, что является нарушением требований абз. 7 ст. 11, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. п. 6 — 13 (в каждом конкретном случае нужно указывать только нарушенный пункт) Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30);
  • несоответствие информации, представленной в отчете, фактическим обстоятельствам, выявленным при проведении проверки, что является нарушением требований абз. 7 ст. 11, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. п. 6 — 13 (в каждом конкретном случае нужно указывать только нарушенный пункт) Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30).

В первом случае (по результатам проведения мероприятий по контролю, на которые действие ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ не распространяется), как выяснили выше, либо возбуждается дело об административном правонарушении посредством проведения административного расследования, либо проводятся мероприятия по контролю в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». При этом процедура административного расследования возможна только после возбуждения дела об администрат��вном правонарушении. Также возможно возбуждение дела об административном правонарушении посредством составления протокола об административном правонарушении.

В последних двух случаях могут быть выявлены следующие нарушения:

  • непредставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, что является нарушением требований абз. 7 ст. 11, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30);
  • несвоевременное представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, выразившееся в нарушении сроков его представления, что является нарушением требований абз. 7 ст. 11, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30);

В последних двух случаях (в результате осуществления полномочий по регистрации отчетности; в результате осуществления полномочий по учету отчетности) рассматриваемый повод к возбуждению дела об административном правонарушении (т.е. непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения) не предполагает рассмотрение отчетности на предмет его соответствия требованиям Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30. Являясь простыми по своему характеру, такие нарушения выявляются не в процессе осуществления контроля отчетности (т.е. сопоставления и изучения представленной информации), а в процессе осуществления полномочий по регистрации и учету отчетности.

В последних двух случаях для возбуждения производства по делу об административном правонарушении достаточно составления протокола об административном правонарушении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *