Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция телеоператора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Операторская группа может быть довольно большой. За камерой сидит камермен. Он непосредственно панорамирует, глядя либо в окуляр, либо в накамерный монитор. Рядом с ним фокус-пуллер — человек, который наводит резкость. Это высокооплачиваемая профессия, потому что здесь не обойтись без ручной работы. Невозможно объяснить компьютеру, в какой момент перевести фокус с одного актера на другого. Работоспособность съемочной техники обеспечивает механик камеры, или видеоинженер.
Телеоператор-постановщик:
2.1. Осуществляет творческий производственный процесс подготовки и создания сложных постановочных телевизионных программ, реализуя средствами операторского искусства воплощение авторского и режиссерского замыслов.
2.2. Обеспечивает высокий художественный уровень и изобразительные решения телевизионных программ и видеофильмов различных жанров, а также техническое качество изображения.
2.3. Участвует в разработке режиссерских сценариев (экспликаций), проектов календарно постановочных планов создания программ.
2.4. Утверждает совместно с режиссером и художником-постановщиком эскизы художественно-декоративного оформления, планировки, архитектурные и конструкторские разработки декораций.
2.5. Проводит съемку телевизионных проб артистов и участников программ, а также специальные пробы света, грима, костюмов персонажей, участвует в предварительных просмотрах спектаклей, концертов, зрелищ для проведения трансляций.
2.6. Осматривает и выбирает объекты для внестудийных съемок.
2.7. Руководит операторской группой, ведущей телевизионную съемку, организует ее работу.
2.8. Определяет места для расстановки телевизионных камер и необходимость применения других технических средств.
2.9. Разрабатывает световую и цветовую партитуру.
2.10. Руководит установкой специального освещения, контролирует работу осветителей, качество эффектов, светового и цветового изображения.
2.11. Участвует в отборе дублей, монтаже и сдаче готовых программ.
2.12. Контролирует качество отснятого материала.
2.13. Определяет и составляет заявки на необходимую операторскую технику для проведения трактовых репетиций, съемок, в том числе передач прямого эфира.
2.14. Принимает меры по совершенствованию технологии съемочного процесса и предупреждению операторского брака.
2.15. [Вписать нужное].
Разница между киносъемкой и видеосъемкой
У оператора кино, в отличие от видеооператора, есть навык глубокого сосредоточения, концентрации и точного выстрела. Он знает, в какой момент включить камеру. По-английски «стрелять» и «снимать» — одно и то же: «to shoot».
У кинооператора всегда были ограниченные возможности по съемке: пленки было очень мало. В течение 12-часового рабочего дня мы снимали 20–30 минут изображения. Больше мы не могли себе позволить. Все остальное время было посвящено подготовке, концентрации, репетиции. Съемка занимала считаные минуты. Это приучило к тому, что включение камеры — это поступок.
Человека с видеокамерой развращает возможность снимать безостановочно
Если взять рулон 60-миллиметровой фотопленки, где умещается всего 12 кадров, 6 из них могут оказаться хорошими. Если взять малоформатную пленку шириной 35 мм, где можно уместить уже 36 кадров, вы, скорее всего, также отыщете лишь 6 интересных. Дальше возьмем SD-карту 64 Gb, на нее можно снять более 2000 кадров. Но и в этой пропасти велика вероятность найти лишь 6 пригодных снимков. Вот и вся разница работы с пленкой и бесконечной, бездумной съемкой.
Правообладатели в кинопроизводстве
Автор результата интеллектуальной деятельности – гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п.1 статьи 1228 ГК РФ).
Помимо авторов, правообладателями могут быть юридические лица и публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, иностранные государства).
К числу таких юридических лиц – правообладателей – относится и работодатель, если аудиовизуальные произведения создаются в рамках трудовых отношений. Такие отношения регулируются нормами о служебных произведениях. По общему правилу, исключительное право в данном случае будет принадлежать работодателю (статьи 1295, 1370 ГК РФ).
Также, правообладателями могут быть наследники и иные правопреемники.
Если аудиовизуальные произведения создавались по заказу публично-правовых образований, то в данном случае они будут выступать в качестве правообладателей.
Есть возможность осуществления коллективного управления правами специальными организациями. Например, права на музыкальные произведения могут быть переданы для управления РАО («Российскому авторскому обществу»), существуют также ВОИС «Всероссийская организация интеллектуальной собственности», РФА «Российская фотографическая ассоциация»), РСП («Российский Союз Правообладателей»), РОУПИ «Российское общество по управлению правами исполнителей»).
Поимо этого субъектами интеллектуальных прав могут быть лица, организовавшие создание сложных объектов, к которым относятся и аудиовизуальные произведения. Речь здесь идет о продюсере фильма. Такое лицо приобретает право использования аудиовизуального произведения на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с обладателями прав на различные результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав сложного объекта (статья 1240 ГК РФ).
Для каждого нового кино оператор подбирает новую модель камеры в зависимости от задач проекта. Скажем, нужна легкая камера, потому что у вас в фильме много ручной съемки. Или у камеры должна быть высокая светочувствительность (ISO — чувствительность матрицы камеры к количеству получаемого ею света, чем выше показатель ISO, тем выше светочувствительность, а значит, камера может снимать слабоосвещенные объекты). Оператор-постановщик отвечает за изображение — композицию кадра, то, каким будет движение камеры, если оно будет, и т. д. Но у каждой камеры свои настройки и свои особенности, которые не обязан помнить оператор, для этого у него есть механик. Механик отвечает за техническое обслуживание камеры — установку параметров камеры, замену оптики.
Раньше световое оборудование было очень громоздким, весило многие килограммы, и чтобы его ставить по схеме, которую придумали гафер с оператором-постановщиком, нужно было очень много людей — осветителей. Сейчас световое оборудование становится все легче и компактнее, но все равно нужна специальная техническая группа, которая будет реализовывать световую художественную идею. В зависимости от сложности локации нужно разное количество осветителей. Например, съемка ночью в большом закрытом бассейне, общий план — весь бассейн виден в кадре. Бассейн находится не на первом этаже. Чтобы обеспечить такую съемку светом, скорее всего, вам понадобится скайлифт — это машина с краном, на который устанавливается световой прибор большой мощности, после чего кран поднимается до нужной высоты. Группа осветителей связывается друг с другом по рации, и происходит координация: «Выше, ниже, правее». Для съемки такого типа требуется большее количество осветителей и света, чем для дневной съемки в квартире.
Возникает ли у режиссера-постановщика авторское право на постановку?
В современном театре режиссер-постановщик является творцом, художником, идеологом, организатором, педагогом, помогающим актеру в создании сценического образа, а также создателем, объединяющим творческой волей на содержательном и художественном уровне все компоненты сценического действия: пьесу, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение. В то же время в части четвертой ГК РФ не содержится упоминания об авторском праве режиссера-постановщика на его постановку. При этом законодатель относит режиссера-постановщика к исполнителям и признает за ним смежное право на постановку (пп. 1 п. 1 ст. 1304, ст. 1313 ГК РФ).
Внимание! Если для возникновения авторского право достаточно зафиксировать произведение на каком-либо носителе (в том числе на бумаге) либо просто выразить его устно, то смежное право на исполнение возникает только тогда, когда это исполнение (режиссерская постановка) выражено в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств.
Если предположить, что у режиссера-постановщика возникает только смежное право на его постановку, то следует согласиться с тем, что режиссер — простой исполнитель и что он ведом автором произведения, легшего в основу спектакля.
Авторы театральной постановки
Продюсер или иное лицо — организатор создания театрально-зрелищного представления не могут признаваться авторами сложного объекта в силу того, что организационные действия не признаются результатами интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Так у кого же возникают авторские права на театральную постановку?
Если авторы аудиовизуальных произведений (ст. 1263 ГК РФ) прямо поименованы и защищены (режиссер, автор сценария и композитор), то создателей театрально-зрелищного представления действующее законодательство полностью игнорирует, равно как и создателей мультимедийного продукта. Сделано это умышленно или это недоработка законодательства, но в соответствии с нынешней редакцией части четвертой ГК РФ авторами спектакля, а точнее — соавторами, согласно общим положениям (п. 4 ст. 1228, ст. 1258 ГК РФ) признаются граждане, совместным творческим трудом которых он был создан. По нашему мнению, в отношении спектакля это: автор драматического произведения, режиссер-постановщик, автор музыкального произведения. Впрочем, заметим, что такой подход к вопросу о соавторстве театральной постановки небесспорен, поскольку достаточно сложно «отсеять» авторов, творческий труд которых направлен только на создание их собственных произведений, входящих составными частями в театральную постановку, а не театральной постановки как целостного произведения. «Помогли» бы это сделать нормы Гражданского кодекса, императивно перечисляющие авторов театральной постановки, по аналогии с аудиовизуальным произведением. В отсутствие регулирования данного вопроса на уровне Гражданского кодекса следует ориентироваться на положения договоров между театром и лицами, задействованными в создании театральной постановки. Иными словами, ответ на вопрос о том, кто из этих лиц — автор составного произведения, а кто — автор не только составного, но и целостного произведения (театральной постановки), следует искать в договорах сторон.
Так как театральная постановка доносится до зрителя посредством игры артистов (актеров, певцов, музыкантов, чтецов, танцоров и иных лиц, которые поют, танцуют, произносят, декламируют, играют), у артистов-исполнителей в связи с их участием в постановке возникают смежные права на исполнение. Подчеркнем, смежные права у артистов-исполнителей возникают в отношении записанных театральных постановок. Смежные права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива исполнителей, а при его отсутствии — члены коллектива исполнителей совместно (ст. 1314 ГК РФ). Однако к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 ГК РФ.
Право граждан на фото, аудио, видеофиксацию личного приема должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления
Прежде всего, право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закреплено в Основном Законе Российской Федерации (ст. 33, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации).
Основной задачей проведения личного приема граждан является реализация прав граждан, пришедших на личный прием в любые органы государственной власти и местного самоуправления, а также в органы прокуратуры, получить ответы от уполномоченных лиц, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.
Работа, направленная на обеспечение личного приема граждан занимает важное место в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, она позволяет изучать общественное мнение, предупреждать и пресекать правонарушения в различных сферах правоотношений. В ходе личного приема обеспечивается правовое просвещение населения о видах нарушений законодательства, о компетенции различных правоохранительных и контролирующих органов.
Реализуя свое право на обращение, гражданин вправе обратиться на прием к должностному лицу лично или через своего представителя, а также в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, может получить ответ на обращение устно в ходе личного приема. В необходимых случаях гражданин вправе получить устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обращаться. Также заявитель вправе потребовать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В последнее время граждане все чаще изъявляют желание использовать в ходе личного приема различные технические устройства, посредством которых можно закрепить полученную в ходе приема информацию для использования в своих целях. Не всегда их интересует вопрос о соблюдении закона и прав других граждан при осуществлении фиксации беседы на фото, аудио, видео аппаратуру, при этом, как правило, идет ссылка на Конституцию РФ, на законодательство об информации, информационных технологиях и о защите информации, на иные федеральные законы гарантирующие гражданам доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ч.1 ст. 5 Закона об информации). Однако обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц.
Граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру: пресс- конференции (если организаторы не запрещают видеосъемку); участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях; участников происшествий и столкновений; любых людей, случайно попавших в кадр при съемке всего вышеперечисленного (когда съемка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъемку.
При этом каждым органом государственной власти и местного самоуправления для своих подчиненных работников может быть установлен порядок, обеспечивающий реализацию права гражданина на фото и видеосъемку в месте проведения приема заявителей ими самостоятельно либо самим органом.
Осуществляя личный прием граждан, работник государственных органов, органов местного самоуправления или органов прокуратуры не всегда является публичной фигурой в вышеприведенном смысле, а обнародование и использование его изображения осуществляется не в связи с политической или общественной дискуссией и интерес к данному лицу не является общественно значимым, что не допускает возможность фото- и видеофиксации изображения должностного лица без его согласия.
С учетом изложенного, отвечая на вопрос, возможна ли фото, аудио, видеофиксация гражданином, обратившимся на личный прием к должностному лицу, беседы, однозначно можно сказать, что возможна, но лишь с согласия этого должностного лица.
Как снимать должностных лиц
По закону вы можете снимать на видео должностных лиц, которые исполняют свои обязанности в общественных местах.
Снимать полицейского, который проверяет у вас документы на улице, можно. Ст. 8 закона «О полиции» прямо говорит, что деятельность полиции должна быть открытой для общества. Но бывают случаи, когда съемка полицейского даже во время работы запрещена. Например, если проводится спецоперация. Тогда даже обычные действия вроде проверки документов или досмотра не должны попасть в кадр, и это законное ограничение.
Запрет на видеосъемку должен быть обоснованным: если полицейский говорит, что снимать нельзя, он должен объяснить причину и сослаться на конкретный документ. Его личное нежелание попасть в кадр не считается. Отсутствие в регламенте для сотрудников ГИБДД условия о видеосъемке — это тоже не ограничение для водителей.
Есть указ президента, который устанавливает, что деятельность государственных органов должна основываться на принципах информационной открытости. Этим указом разрешен контроль граждан за деятельностью госорганов, организаций, предприятий, общественных объединений и должностных лиц.
По ст. 3 закона «О противодействии коррупции», деятельность государственных служб должна быть прозрачной и открытой, а должностное лицо, которое препятствует видеосъемке, могут привлечь к административной ответственности.
Снимать должностное лицо в кабинете или другом служебном помещении можно только с его разрешения.
Если вас остановили сотрудники ГИБДД на дороге, вы можете спокойно снимать видео. Если вас остановил полицейский для проверки документов на улице, в кафе, в торговом центре — вы тоже можете его снимать. А вот если вас вызвали на опрос повесткой или если вас задержали и сопроводили в отдел полиции для проверки, то снимать не получится: внутри служебных помещений запрещено.
Съемка видео: советы начинающим операторам
Штудируйте инструкцию.
Эту ошибку совершают практически все. И правда, зачем тратить время на эту инструкцию, если вы и так все понимаете! Поэтому самое первое правило: тщательно изучите инструкцию к камере и разберитесь с непонятными для вас терминами. Осваивайте ее планомерно, ничего не пропускайте и не перескакивайте с одного раздела на другой. Прочитанные сведения сразу же пытайтесь применить на практике – вам нужно четко понимать все возможности и функции вашей камеры.
Выбирайте ракурс.
Старайтесь подобрать наилучший ракурс для съемки вашего объекта. Посмотрите, что именно попадает в кадр, как оно освещено и под каким находится углом. Может быть, вам нужно убрать что-нибудь с кадра или изменить расстояние до камеры. Также лучше не снимайте только с уровня плеч. Опустите камеру или встаньте на что-нибудь и попытайтесь снимать сверху вниз.
Планы.
Неопытные операторы любят впадать в крайности, снимая видео либо общим планом, либо постоянно используя приближение. Крупный план может оживить видеоряд (улыбка на лице ребенка, севшая на цветок бабочка и т.д.), но злоупотреблять им не стоит – используйте крупный план только для самых интересных объектов.
Особенности профессии телеоператора
Профессия оператора находится на стыке искусства и техники. С одной стороны кинооператор или телеоператор должен реализовать замысел режиссера, работая совместно с художниками по костюмам и декорациям. С другой стороны, он должен правильно подобрать технику и методы обработки изображения для получения нужного результата.
Работа оператора не имеет привязки к определенному месту. Съемки могут проходить в студиях, павильонах или, зачастую, на открытом воздухе, в любую погоду.
Кроме этого, оператору часто приходится работать над менее зрелищными, но очень важными спецэффектами: устраивать на съемках дождь в солнечную погоду, снег в середине лета, помогать зрителю «видеть» в темноте и т.д.
Профессиональные инструменты телеоператора:
- камеры (как ручные, так и подвижные);
- операторские тележки;
- оборудование для монтажа.
У профессии кино- и телеоператора, несомненно, есть будущее. Роль визуального наполнения в настоящее время постоянно растет. Видеоматериалы уже вышли за пределы одних лишь телевизионных программ или киноиндустрии. С развитием интернета и все повышающимися требованиями к качеству видеоряда потребность в специалистах в данной сфере только увеличивается.
В будущем ожидается осуществление все большего количества спутниковых трансляций, появление небольших телеканалов с профильными тематиками. Будут и дальше развиваться мультиэкранные технологии.
Кто работает в команде с кинооператором
В процессе съемок большого фильма с кинооператором работает целая операторская группа.
- Во-первых, в нее входят его ассистенты, отвечающие за экспозицию, фокусировку и отсчет снятых сцен и дублей.
- Во-вторых, это дольщик, в чьи обязанности входит отслеживание перемещений тележки, на которую закреплена камера.
- В-третьих, это кранмейстер — как видно уже из названия профессии, это человек, работающий с краном, с помощью которого кинооператор перемещается во время съемок с высоты.
- В-четвертых, к операторской группе могут прикрепить и специального оператора по комбинированным съемкам.
Если над фильмом работает целая операторская группа, то кинооператора называют оператором-постановщиком. И важно помнить, что его работа не заканчивается на последнем снятом кадре — все кадры надо еще смонтировать, чтобы получился цельный продукт. Кинооператор принимает активное участие в монтаже ленты — он лучше других знает, какая сцена за какой должна идти, какой конкретно дубль лучше выбрать и т.д. Поэтому ему на этом этапе приходится совместно работать со звукорежиссером, сценаристом, режиссером, продюсером и прочими участниками съемочного процесса.
Профессиональный видеооператор, помимо специфических качеств, должен уметь «думать глазами», чувствовать реальность и импровизировать, предвидя последующий момент. Истинное мастерство видеооператора складывается из следующих знаний и умений:
- Знание и владение кино- и телеаппаратурой.
- Умение организовать и провести различные виды съемок.
- Навыки работы с осветительными приборами.
- Физическая выносливость.
- Твердость и устойчивость кистей рук.
- Изобретательность, наблюдательность.
- Хороший глазомер и цветовосприятие.
-
Скорость реакции и быстрота принятия решений.
Как кино выросло из скабрезных фото
— Этот фильм Алексея Балабанова вообще такой — на грани фола. Захватывающе интересный, но и пугающий, иногда до неприятия. Как вообще родился такой сюжет и его воплощение на экране?
— Все началось с того, что Балабанов поплыл в Америку и купил там книжку о старой порнографии. Он написал сценарий, а мы оттолкнулись от стиля приведенных там фотографий — кстати, именно они показаны под титрами. Если бы мы снимали фильм цветным, он получился бы обычным повествованием, а стиль старой фотографии, производит большое впечатление. Кстати, поскольку мы снимали фильм еще на старых серебросодержащих материалах, оттенок сначала получился синим — из-за старости пленки, режиссер вздохнул и смирился. Однако при недавней реставрации фильмов Балабанова я эту мечту Леши осуществил, словно прощальный привет ему послал, — в цифре он стал именно таким, каким мы хотели видеть его изначально, появилась более объемная картинка.
— С режиссером Алексеем Балабановым у вас было много общих проектов. Ваш любимый какой?
— Все свои фильмы я принимаю ровно. Это же как дети. Я несу ответственность за все, что сделал. С точки зрения творчества, те же «Уроды» — самый удачливый фильм, он заставляет задуматься. «Брат» — он более массовый, его смотришь и радуешься. С точки зрения глубины мысли там ничего такого нет, зато присутствует атмосфера, знакомые места, отголосок 90-х. «Союз-7» много сил отнял, но результат хороший. Наверное, я больше всех в нашей стране снял фильмов-катастроф.