Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Инвалидность устанавливает бюро МСЭ. Экспертизу проводят по месту регистрации. Если человек зарегистрирован в одном месте, а живёт в другом, придется оформить временную регистрацию. На экспертизу нужно получить направление. Его оформлением занимается поликлиника, где наблюдается человек.
Как получить инвалидность?
Если человек хочет пройти экспертизу, а поликлиника отказывается давать направление, клиника обязана выдать соответствующее заключение врачебной комиссии. Его можно обжаловать в региональном или федеральном министерстве здравоохранения либо в Росздравнадзоре.
Направление на МСЭ обычно дают после того, как истекает максимальный срок больничного листа.
Какие документы необходимо будет собрать и как, что заполнить, каковы правила признания инвалидом я напишу в следующих публикациях.
Периодизация международного сотрудничества в сфере поощрения и защиты прав инвалидов
Под термином «инвалид» в современном обществе понимается человек, который вследствие заболевания нуждается в различных видах помощи. Понятие «инвалид» в общественном сознании часто имеет негативный оттенок. В основе такого подхода лежит представление о том, что индивид с определенным тяжелым заболеванием, аномалиями в развитии (психическом, физическом) не способен самостоятельно обеспечивать себя, быть полноценным участником общественных отношений, вносить вклад в общественное развитие. Выражения, которые употребляются для обозначения термина «инвалид», во многом способствует созданию и поддержанию этих стереотипных представлений10.
Отношение общества к инвалидам менялось в различные периоды исторического развития. От недоброжелательного, нетерпимого отношения к калекам и болезненным людям в античных государствах (VIII в. до н.э. – III в.) до милосердного, человеколюбивого отношения к убогим и людям с физическими и умственными недостатками в период становления и развития христианства (I – XIII вв.), от неприязни к носителям психических и телесных недостатков в период инквизиции (XIV – XV вв.) до внедрения попыток индивидуального обучения детей с недостатками слуха и зрения в период Реформации (XVI – н. XVII в.) и приобретение инвалидами права на социальную и медицинскую помощь, труд, образование в период с конца XVIII в. до начала XIX в.
Двадцатое столетие отмечено противоречивым отношением общества к инвалидам. С одной стороны, происходит всеобщее понимание необходимости специальной защиты инвалидов, обеспечение им со стороны государства социальной помощи и социальной поддержки. На международном уровне принимаются первые акты в сфере гарантий трудовых прав инвалидов. С другой стороны, идеология фашизма, распространенная во многих европейских странах в первой половине XX в., полностью отрицала права человека и ценность человеческой жизни. Инвалиды, не попадающие под идеологические стандарты, а также «любой человек, способный передать генетически обусловленные недуги потомству»12, лишались права на жизнь. По информации некоторых источников, с 1939 по 1944 г. от рук немецких психиатров погибло 300 тыс. «умственно дефективных» людей13.
По завершении второй мировой войны началась новая эпоха развития истории человечества. Складывающаяся система нового мирового порядка изменила характер взаимоотношения личности и государства. Принцип уважения прав и свобод каждого человека независимо от наличия какого-либо отличного признака провозглашается императивным принципом международного права и главной обязанностью государства. С принятием Международного билля о правах человека за инвалидами признаются все права человека.
Меняющееся отношение общества к инвалидам отражалось одновременно в изменении понимания того, кто является инвалидом и что такое «инвалидность». Отдельное влияние на формирование данных понятий оказывали модели (концепции) инвалидности, получившие распространение в тот или иной период общественного развития. Существует множество концепций инвалидности, которые представляют собой схему взаимоотношений в обществе, сложившуюся вокруг сферы инвалидности14.
Выделяются благотворительная, социологическая, экономическая модели инвалидности. В различных научных работах предлагаются модели независимой жизни, культурного меньшинства, человеческого разнообразия психосоциальная, социально-политическая15. Р. Н. Жаворонков объединяет все модели инвалидности в три парадигмы: личностно-центрическую, популяционно-центрическую и смешанную16.
Личностно-центрическая парадигма рассматривает инвалидность как какой-либо недостаток человека и объединяет архаичную, религиозную (моральную), медицинскую и др. модели. Популяционно-центрическая парадигма определяет инвалидность как взаимодействие имеющего нарушения здоровья инвалида и неприспособленной к нему социальной среды. К ней относятся: модель независимой жизни, человеческого разнообразия, марксистская, культурная и др. модели. Смешанная парадигма объединяет взгляды первых двух парадигм и включает медико-социальную и биопсихосоциальную модели.
Некоторые исследователи выделяют «новейшую» парадигму инвалидности, отвергающую понятие инвалидности как таковое17. Такого уровня общество достигнет в том случае, если будут устранены все ограничительные барьеры. Поэтому не будет необходимости в особой отличительной идентификации инвалидов от здорового большинства.
Региональные инструменты мониторинга и защиты прав инвалидов
Кроме контроля за выполнением государствами-членами конвенций и рекомендаций МОТ проводит различные исследования, готовит практические руководства по отдельным вопросам реализации прав инвалидов в сфере труда.
Например, в 2001 г. МОТ выпустила Кодекс практики МБТ «Вопросы труда инвалидов» (Managing Disability in the Workplace), представляющий собой практическое руководство для работодателей в решении вопросов труда инвалидов.
В 2007 г. МОТ опубликовала доклад «Право людей с ограниченными возможностями на достойный труд»313, где проанализированы международные документы, инициативы и иные меры в аспекте их применения к инвалидам.
Для оказания помощи разработчикам национального законодательства МОТ подготовила Руководящие принципы по закреплению в законодательстве принципа равенства в трудоустройстве инвалидов. В докладе описывается и анализируется целый ряд программных мер, которые могут быть приняты для реализации национальных законов, и рассматривается вопрос о включении связанных с инвалидностью прав в сферу труда314.
В настоящее время МОТ готовит глобальную стратегию и план действий в целях содействия занятости и социальной защите инвалидов315.
Таким образом, МОТ располагает различными инструментами мониторинга и защиты прав инвалидов: от нормотворчества и контроля за выполнением государствами международных актов МОТ до проведения различных тематических исследований и подготовки практических руководств для национальных государственных органов.
Другой специализированной организацией ООН, которая также участвует в мониторинге и защите прав инвалидов, является Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
В Уставе ЮНЕСКО предусмотрен контроль за выполнением государствами-членами отдельных договоров и рекомендаций.
В частности в ст. VIII Устава закреплена обязанность государств-членов представлять доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и его деятельности в области образования, науки и культуры, а также о выполнении рекомендаций и конвенций. Доклады государств рассматриваются Комитетом по конвенциям и рекомендациям и Исполнительным советом ЮНЕСКО. По итогам рассмотрения доклады передаются для рассмотрения главному органу ЮНЕСКО – Генеральной конференции.
Иногда в текст соглашений включаются конкретные процедурные механизмы. Например, ст. 7 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования устанавливает, что государства-участники должны сообщать о законодательных и административных мерах, принятых ими для осуществления Конвенции, в периодических докладах Генеральной конференции ЮНЕСКО. Статья 6 Конвенции предусматривает, что Генеральная конференция ЮНЕСКО может принимать последующие рекомендации, определяющие меры, которые будут приняты против различных форм дискриминации в области образования с целью обеспечения равенства возможностей в этой области.
Параллельно с процедурами, установленными конвенциями ЮНЕСКО, Исполнительный совет ЮНЕСКО ввел конфиденциальную процедуру для рассмотрения индивидуальных сообщений, полученных Организацией в связи с предполагаемыми нарушениями прав человека в областях ее компетенции («Процедура 104») (решение Исполнительного комитета 104EX/3.3, 1978 г.). Заседания Комитета по конвенциям и рекомендациям проходят в закрытом режиме. Как замечает А. Х. Абашидзе, «Процедура 104» имеет конструктивный и деполитизированный характер: она не предполагает односторонних мер по итогам рассмотрения сообщения, перевод процедуры в открытый характер, создание поста странового специального докладчика316.
ЮНЕСКО также активно проводит информационные кампании, затрагивающие вопросы инвалидности, включает потребности инвалидов в качестве составной части своих программных мероприятий, организует тематические конференции, форумы, проводит целевые исследования и мониторинги, готовит справочные материалы, призванные оказать помощь правительствам при организации национальной политики.
В Международный год инвалидов ЮНЕСКО подготовила тематическое исследование на тему защиты прав инвалидов с помощью различных международных инструментов317. В концептуальном докладе 2002 г. «Преодоление отчуждения с помощью инклюзивных подходов в образовании: задача и концепция решения»318 отражены инклюзивные подходы в области образования для достижения цели образования для всех. ЮНЕСКО выступила инициатором проведения Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в Саламанке (Испания, 1–10 июня 1994 г.), по итогам которой была принята Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий, выступающие основой для разработки политики в области образования с учетом потребностей инвалидов.
Таким образом, ЮНЕСКО выступает координатором многих международных мероприятий, на которых поднимаются проблемы инвалидов. Она содействует сотрудничеству государств, международных организаций и НПО по проблемам инвалидов, обмену положительным опытом между участниками международного сотрудничества. В исследованиях и мониторингах, проводимых ЮНЕСКО, поднимаются проблемы инвалидов и предлагаются рекомендации государствам по формированию инклюзивной национальной политики в отношении инвалидов.
На основе проведенного анализа деятельности органов ООН и ее учреждений в деле защиты прав инвалидов можно сделать следующий вывод.
Система монитор��нга и защиты прав инвалидов, действующая в рамках ООН и реализующаяся через ее главные органы и специализированные учреждения, основывается на уважении прав человека. Каждый орган и организация ООН в пределах своих полномочий и в различном объеме уделяют внимание правам инвалидов. Направления такой деятельности самые разнообразные. Вместе с тем главные и вспомогательные органы ООН, ее специализированные учреждения и организации являются элементами единой системы мониторинга и защиты прав инвалидов, где субъекты тесно взаимодействуют друг с другом, участвуют в проведении совместных мероприятий, оказывают друг другу помощь. Однако данная система не стоит на месте и динамично развивается с учетом развития приоритетов международной политики в области прав человека.
Международный день людей с ограниченными возможностями: суть дня
Чем важен Международный день людей с ограниченными возможностями?
- Интеграция в общество
Кроме шуток, этот день важен для демонстрации солидарности и поддержки прав людей с ограниченными возможностями в их стремлении к интеграции в общество.
- Расширение прав и возможностей и изменение
Цель этого дня — заставить людей говорить об инвалидности и взаимодействовать с ними, чтобы добиться изменений на микро- и макроуровнях. Люди с инвалидностью должны быть включены и иметь такой же доступ и возможности, которые имеют право люди без инвалидности.
- Всемирное признание
Инвалидность является глобальным явлением, которое затрагивает около 15% населения мира. Учитывая такое большое количество людей с ограниченными возможностями, необходимо признавать их и отмечать во всем мире.
Европейский союз в декабре 2021 г. провозгласил Хартию основных прав, которая запрещает дискриминацию на любых основаниях, включая инвалидность. В ней говорится о том, что «Европейский союз признает и уважает права инвалидов пользоваться плодами мер, предназначенных для обеспечения их самостоятельности, социальной и профессиональной интеграции и участия в жизни общества».
В Рекомендациях к реабилитационным программам Парламентской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечается, что инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. В этом определении инвалидность имеет не столько медицинское, сколько социальное понятие и рассматривается как одна из форм социального неравенства.
На самом деле это сложно представить. Потому что легкая атлетика ещё не так популярна в Беларуси, как, например, хоккей, футбол или биатлон. Но если соберется полная арена, болельщики придут и захотят смотреть соревнования, то это, конечно, будет что-то невероятное. Стадион «Динамо» достаточно большой, и присутствие пару десятков тысяч человек на нём, это действительно потрясающе.
С точки зрения спорта это важно. Что касается легкой атлетики, то это, разумеется, также значимое мероприятие. И если сюда приедут лучшие спортсмены Европы, то это будет одно из главных спортивных событий за последнее время. Думаю, для людей, которые увлекаются легкой атлетикой и смотрят её по телевизору, также будет интересно посмотреть на звёзд, которые приедут в Минск.
Ратификация – это признание юридической характеристики соглашения, договора или иного документа через официальное подтверждение согласия специальным органом стороны-участника.
В соответствии с отдельными нормами Конституции Российской Федерации любое ратифицированное соглашение международного уровня будет обладать большей юридической силой, чем другой законодательный внутригосударственный акт – данное относится и к аспектам Конституции страны.
Конвенция представляет собой международное соглашение, согласно которому устанавливаются интересы и определяются обязательства участников договора – в них включается соответствие, защита и содействие положениям документа.
Конвенция была принята ООН в 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г. – по истечении тридцати суток после того, как количество стран-участниц достигло двадцати.
Международные организации для детей с ОВЗ
Российская Федерация в 2021 году подписала, а в 2021 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, выразив готовность страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов в реализации прав инвалидов. Принятие этого документа потребовало внесения серьезных изменений в целый ряд законодательных актов РФ, касающихся социальной защиты инвалидов. ФЗ РФ от 1 декабря 2021 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов устранил существующие системные недостатки в правовом регулировании проблем, связанных с созданием безбарьерной среды и ликвидации дискриминации по признаку инвалидности.
Международное и российское законодательство в области обеспечения прав инвалидов
Для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ создаются специальные условия, которые включают:
- особые учебные программы, педагогические методы;
- специальные учебные материалы: учебники, пособия, карточки, карты, таблицы и т. д.;
- особые технические средства обучения для персонального и группового использования;
- услуги ассистента (помощника), который оказывает ребенку необходимую техническую помощь в передвижении по школе, ведении записей, подготовке рабочего места, соблюдении санитарно-гигиенических норм и т. д.;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
- средства обеспечения доступа в здание учебной организации и перемещения по нему: пандусы, лифты, специализированные носители информации (например, таблички со звуковым сопровождением или написанные шрифтом Брайля) и т. д.;
- прочие условия, без которых ребенку с ОВЗ сложно или невозможно интегрироваться в школьную жизнь и осваивать образовательную программу.
Существуют три модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Оно может осуществляться:
- совместно с другими учениками;
- в отдельных группах или классах общеобразовательных ДОУ, школ;
- в отдельных образовательных учреждениях (ДОУ, школах, интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, полной слепотой, глухотой, серьезными комплексными нарушениями и т. д.).
Детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают материальную и социальную поддержку:
- Если учащиеся проживают в образовательной организации, они находятся на полном государственном обеспечении – им предоставляют питание, одежду, обувь, медикаменты, канцтовары, различный инвентарь.
- Если учащиеся с ОВЗ не проживают в образовательной организации, им положено бесплатное двухразовое питание.
Является ли инклюзия потребностью современной жизни?
Да. По сути, инклюзия существовала всегда, но носила непродуманный и стихийный характер. Принятый в 2012 году закон «Об образовании в Российской Федерации» помогает сделать инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ продуманным и осмысленным. Но чтобы общество воспринимало инклюзию как естественный и нормальный процесс, потребуется время.
Комфортно ли детям с ОВЗ в обычных школах?
При грамотной организации совместной деятельности детей им практически всегда комфортно друг с другом. Тем более, что общение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками — обязательное условие полноценного развития их личности и социальной адаптации. А у детей без серьезных проблем со здоровьем наличие в группе или классе ребенка с особенностями развития воспитывает толерантность и терпимость.
Дети с разными нарушениями (синдром Дауна, психические расстройства, РАС, ДЦП) могут учиться в одном классе?
При решении вопросов о совместном обучении детей с разными образовательными возможностям и потребностями нужно опираться на здравый смысл. Желательно не зачислять в один класс учеников, у которых кардинально разные проблемы со здоровьем, например, у одного – интеллектуальные нарушения, а у другого – нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. В этом случае на организацию учебного процесса будет уходить больше времени, чем непосредственно на обучение и воспитание детей.
Как медики относятся к инклюзивному образованию?
Существует специальный СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26). Но несмотря на наличие общих норм и правил организации совместного обучения, каждый конкретный случай нужно рассматривать как индивидуальную образовательную историю и выполнять рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Гуманитарная академия переподготовки специалистов социальной сферы проводит для педагогических работников дистанционные* курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» объемом 144 часа (8 недель). В программу входит ряд важных тем, в том числе:
- общие вопросы функционирования системы инклюзивного и интегрированного образования в условиях реализации ФГОС;
- технологии инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ в современной школе;
- психолого-педагогические характеристики детей, вовлеченных в систему инклюзивного образования;
- вопросы управления инклюзивным образованием.
Знания, полученные на программе, подтверждаются удостоверением о повышении квалификации.
Инклюзия – будущее российского образования. Через несколько лет она будет восприниматься уже не как эксперимент, а как обычная практика большинства учебных заведений. Поэтому всем педагогическим работникам, которые хотят профессионально развиваться и быть востребованными специалистами, обязательно нужно познакомиться с методами, инструментами, принципами инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных школах и детских садах. Тем более, дистанционные* программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации позволяют сделать это без отрыва от работы.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с примен��нием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.
К основным можно причислить:
- Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
- Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
- Международные пакты 1966 года.
- Документ о социальном прогрессе и развитии.
- Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.
С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.
Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.
Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.
Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.
Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:
- Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
- Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
- Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
- Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
- Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
- Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
- Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.
Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.
Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.
Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.
Европейский союз в декабре 2021 г. провозгласил Хартию основных прав, которая запрещает дискриминацию на любых основаниях, включая инвалидность. В ней говорится о том, что «Европейский союз признает и уважает права инвалидов пользоваться плодами мер, предназначенных для обеспечения их самостоятельности, социальной и профессиональной интеграции и участия в жизни общества».
В Рекомендациях к реабилитационным программам Парламентской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечается, что инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. В этом определении инвалидность имеет не столько медицинское, сколько социальное понятие и рассматривается как одна из форм социального неравенства.
Международный день инвалидов
Указанное десятилетие было периодом повышения информированности и принятия мер в целях улучшения положения инвалидов и обеспечения для них равных возможностей. Позднее Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены ООН ежегодно проводить мероприятия в ознаменование Дня, имея в виду дальнейшую интеграцию в жизнь общества лиц с инвалидностью.
А в декабре 2021 года Генассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, которая является правозащитным документом с ориентацией на социальное развитие — это одновременно договор по правам человека и инструмент развития. Конвенция вступила в силу 3 мая 2021 года, а её принципами конвенции являются: уважение присущего человеку достоинства и личной независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Академии
В ст. 19 ФЗ № 181 государство гарантирует предоставление необходимых условий инвалидам для обучения в образовательном учреждении, что обеспечивает выполнение трех направлений:
- интеграцию личности в общество;
- разностороннего развития личности и его способностей;
- соблюдение интересов и свобод человека.
Обучение происходит либо по общей программе, либо по адаптированной под индивидуальные особенности инвалида. В случае отсутствия возможности получения образования в соответствующих организациях ребенок может получить знания на дому.
В ст. 17 ФЗ № 181 указано: вне зависимости от присвоенной категории инвалиды могут использовать скидку на оплату жилой площади – как минимум, 50%. Важно: это право может быть реализовано лишь в отношении помещений государственного или муниципального фонда.
Кроме того, на ту же самую величину может быть снижена сумма за пользование коммунальными услугами или за приобретение топлива. Для этого понадобится предоставить справку о присвоении инвалидности в организацию, осуществляющую сбор денежных средств.
Инвалид – гражданин страны. Обязанности гражданина отражены в Конституции:
- соблюдать положения Конституции;
- содействовать сохранению исторического наследия страны, природы и окружающей среды;
- уплачивать налоги и сборы в пользу государства в установленном размере;
- защищать Отечество;
- заботиться о детях и родителях.
Освобождение от какой-либо обязанности возможно, если гражданина признают нетрудоспособным или недееспособным.
- страница1
Инвалиды, как и любые другие граждане, реализовывают свои права посредством применения правовых норм через соблюдение их, исполнение и использование.
Граждане-инвалиды, в том числе дети, могут реализовывать права как непосредственно, т.е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоятельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности).
В настоящее время инвалиды могут реализовать и защищать свои права на основании следующих законов (список неисчерпывающий):
- Конвенции ООН о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 г. резолюцией Генеральной Ассамблеeй ООН N 61/106);
- Конституции РФ;
- УК РФ;
- ГК РФ;
- ТК РФ;
- КоАП РФ;
- ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
- ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
- Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 «О занятости населения в РФ»;
- ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
- ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Конвенция о правах инвалидов представляет собой непосредственно текст Конвенции и Факультативный протокол к ней, которые были подписаны ООН 13 декабря 2006 года в Нью-Йорке. 30 марта 2007 года Конвенция и Протокол были открыты для подписания странами-участницами ООН.
Страны-участницы Конвенции делятся на 4 категории:
Те, кто подписал только Конвенцию, но не ратифицировал ее. | Те, кто подписал Конвенцию и Протокол, но не ратифицировали их. | Те, кто ратифицировал только Конвенцию. | Те, кто ратифицировал Конвенцию и протокол. |
США, Узбекистан. Киргизстан, Ливия … | Финляндия, Камерун, Центральная африканская республика … | Россия, Казахстан, Канада, Колумбия, Китай, Индия, Польша, Болгария… | Великобритания, Турция, Италия, Испания, Швеция, Мексика, Австралия … |
Россия является страной, которая подписала и ратифицировала только Конвенцию без Факультативного Протокола. 3 мая 2012г. текст Конвенции распространяется на наше государство, физических и юридических лиц.
Что же такое ратификация, это выражение согласия России на обязательность для нее данной Конвенции в виде утверждения, принятия, присоединения (ст.2 ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ). Согласно Конституции РФ, любое подписанное и ратифицированное со стороны РФ международное соглашение по силе стоит выше чем любой внутринациональный закон, в том числе и выше Конституции.
К сожалению, наша страна не подписала и как следствие не ратифицировала факультативный Протокол к Конвенции, а это означает, что в случае наличия нарушения Конвенции частные лица не могут обратиться в специальный Комитет по правам инвалидов со своими жалобами после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.
За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.
К основным можно причислить:
- Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
- Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
- Международные пакты 1966 года.
- Документ о социальном прогрессе и развитии.
- Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
I Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»
Программа Чемпионата предусматривает соревновательные мероприятия среди инвалидов по 10 компетенциям: «медицинский и социальный уход», «учитель начальных классов», «предпринимательство», «социальная работа», «поварское дело», «кондитерское дело», «исполнительское мастерство», «веб-дизайн», «адаптивная физическая культура», «робототехника/легоконструирование», в которых примут участие специалисты, студенты и школьники республики.
«Абилимпикс» — это Международное некоммерческое движение, целью которого является создание системы конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», обеспечивающей эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
Обеспечение прав лиц с ограниченными возможностями на международной арене на 2022 год
Затем Александр Чуприян провёл совещание с руководящим составом Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, где заслушал доклады заместителя начальника Главного управления МЧС России по РТ полковника внутренней службы Ирека Ильгизовича Кадамова о готовности сил и средств к обеспечению безопасности «WorldSkills -2022», заместителя начальника Главного управления МЧС России по РТ полковника внутренней службы Сергея Валентиновича Сергеева о проведении надзорных мероприятий.
В завершение программы рабочего визита первый заместитель Министра МЧС России генерал-полковник внутренней службы Александр Петрович Чуприян принял участие в заседании организационного комитета «Ворлдскиллс-2022» под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой.
Международные документы о правах инвалидов
· Декларация о правах умственно отсталых лиц, 1971.
· Декларация о правах инвалидов, 1975.
· Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993.
· Конвенция о правах инвалидов, 2006.
· ВОЗ (всемирная организация здравоохр.):
· Всемирный доклад об инвалидности, 2011.
· МОТ (междунар. организ. труда):
· Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов
· Рекомендация по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами, 1983.
· Другие рекомендации и резолюции СЕ
Российские нормативные акты
· Правила признания лица инвалидом Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с 1 января 2010 г. настоящие Правила действуют без учёта «степени ограничения способности к трудовой деятельности», согласно поправкам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»).
· Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» и приложение.
· Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 года № 317).
· Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 № 317 «О внесении изменений и дополнений в постановление министерства труда и социального развития российской федерации от 15 апреля 2003 г. № 17 «об утверждении разъяснения об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2005 № 6630)
· Разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (утв. постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17) (с изменениями от 29 апреля 2005 г.)
· Министерство Здравоохранения И Социального Развития Российской Федерации. Приказ № 906н от 17 ноября 2009 г. «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений Медико-Социальной Экспертизы». Приложение к приказу № 906н.
· Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с изменениями (Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и статьи 11 и 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Праздник уходит корнями в 1992 год. 5 мая тысячи людей решили отметить день борьбы за равные права людей с ограниченными возможностями. С тех пор ежегодно инвалиды европейских стран выступают против ущемления прав, за обеспечение занятости и активной жизни.
Активистов поддержали и правительственные структуры. В 2006 году в Нью-Йорке многие государства подписали Конвенцию о правах инвалидов ООН – один из первых договоров такого типа в XXI веке. Россия в числе 177 стран признала её в 2008 году, а в 2012 ратифицировала. Это обеспечило дополнительную материальную, духовную и социальную поддержку людям, чьи возможности ограничены. В нашей стране приняли 12 актов о защите прав инвалидов, также реализованы различные государственные программы и акции, например «Доступная среда» и многие другие.
История и традиции праздника
16 декабря 1976 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией № A/RES/31/123 провозгласила 1981-й год Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992 гг. – Десятилетием инвалидов. Позднее был учрежден Консультативный совет, приняты лозунги и разработана Программа действий.
3 декабря 1982 г. прошло 90-е пленарное заседание, на котором подводились итоги работы в рамках Международного года инвалидов. Было установлено, что по истечении этого периода улучшилось положение людей с ограниченными возможностями и повысился информационный уровень населения.
По окончании Программы Десятилетия инвалидов было принято решение об утверждении Международного дня инвалидов. Праздник провозгласила Генеральная Ассамблея ООН на 47-й сессии резолюцией № A/RES/47/3 от 14 октября 1992 г. 16 декабря 1992 г. резолюцией № A/RES/47/88 она предложила всем странам-участницам ООН организовывать мероприятия, направленные на включение инвалидов в жизнь общества.
13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН резолюцией № A/RES/61/106 приняла Конвенцию о правах инвалидов.
Ежегодно праздник проходит под новым лозунгом. В этот день устраиваются концертные программы, проводятся конференции. Проходят встречи инвалидов. В образовательных учреждениях организуются внеклассные уроки, беседы и дискуссии.