«Как будет меняться программа по переселению из ветхого жилья в 2023 году?»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Как будет меняться программа по переселению из ветхого жилья в 2023 году?»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важно! Чтобы признать квартиру непригодной для дальнейшего проживания, собственнику ветхого жилья необходимо написать заявление в межведомственную комиссию по месту регистрации. Такое право имеет только владелец квартиры (дома).

Какие документы нужны для переселения

По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
  • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

Расчет стоимости ветхого жилья

Как мы уже знаем, программа переселения из ветхого жилья после 2023 года предусматривает (по желанию собственника) денежную компенсацию, срок выплаты которой назначается в индивидуальном порядке по согласию сторон.

Выкупная цена квартиры, попавшей под снос, а также ветхого и аварийного жилья, исчисляется с учетом нескольких факторов:

  • стоимость выкупаемого помещения с учетом степени износа;
  • издержки владельца квартиры, связанные с процессом;
  • затраты на переезд и поиск нового жилья с целью его предстоящего оформления;
  • расходы собственника при досрочном прекращении обязательств с учетом необходимости возмещения потерянной выгоды.

В чем суть программы и ее цели

Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:

  • степень износа и деформации несущих конструкций;
  • риск обрушения здания, стен и плит;
  • степень опасности для жизни и здоровья граждан, находящихся в нём.

Для домов, построенных из разных материалов, отличается и степень износа. Так для деревянных строений этот показатель составляет от 65 %, а для кирпичных и иных – свыше 70 %.

Если дом по решению администрации признается ветхим или аварийным, его жильцы вправе претендовать на предоставление другого жилья взамен по программе переселения. Но в первую очередь в планирование и очередность попадают собственники аварийного фонда, поскольку опасность для проживания там значительно выше.

Все жилые помещения, признанные ветхими и аварийными, от даты принятия решения не могут быть участниками любых сделок. Это значит, что собственники не вправе их продать, подарить и т.д.

Аварийные многоквартирные домостроения, расселенные и выведенные из эксплуатации, подлежат последующему сносу по следующим основаниям:

  1. Степень износа несущих конструкций признана критической.
  2. Отмечена опасность разрушения или часть дома обрушилась в результате допущенных ошибок в строительстве или иных факторов.
  3. Неблагоприятная обстановка в помещениях, связанная с изменениями в микроклимате. Сюда относятся такие факторы, влияющие на жизнь и здоровье граждан, как радиоактивный фон; вибрационные процессы, связанные с близким нахождениям к объектам, вызывающих их; обнаружение присутствия внутри помещений опасных химических веществ, нормы которых превышены.
  4. Нахождение в зонах природного риска, подверженных сезонным паводкам, землетрясениям, оползневым явлениям, природным пожарам и прочим.
  5. Дома, пострадавшие от взрывов, пожаров и иных факторов.

В первую очередь планируют к расселению дома, попадающие в категорию аварийных. Собственники квартир в них вправе получить новые квартиры. По ветхим помещениям ситуация иная. Сначала принимается решение о проведении реконструкции. Если она будет признана нецелесообразной по причине стоимости, превышающей новое строительство, то дом пойдет под снос, а жильцы будут расселены.

Процедура предоставления помещений взамен имеющихся, в домах, признанных ветхими и аварийными, проходит поэтапно:

  1. Вынесение решения по дому с занесением его в реестр и постановка жильцов в очередь на расселение. Программа планируется на три ближайших года, но по аварийным помещениям срок должен составлять не более года. На практике жильцы могут ожидать гораздо дольше.
  2. Подбор помещений на замену. Следует учитывать, что предоставляются новые жилые площади в том районе проживания, в котором находится старый дом. Только в случае согласия собственников им может быть передано помещение в другом районе. На рассмотрение предлагается 3 варианта. По площади оно не может быть меньше прежнего (существуют варианты компенсации разницы в квадратуре, если она присутствует). Если прежняя жилплощадь не соответствовала нормам и собственники находились в очереди на улучшение, то им в этом случае будет применена норма в 18 кв.м. на человека. Учитывается и тот факт, что предоставляется отдельная квартира, исключаются случаи коммунального проживания.
  1. Оформление договора и подписание сторонами. При достижении соглашения сторонами происходит его документальное закрепление.
  2. Освобождение собственниками помещений в домах ветхих и аварийных и переезд в новые. По закону установлено, что этот процесс должен занимать не более 30 дней после подписания договора на предоставленном администрацией транспорте. При этом существует оговорка, что бесплатно будет дана возможность осуществить только один рейс, остальные оплачивают переезжающие.

Собственник квартиры расселяемого дома может отказаться от нового помещения. Для этого следует подать в администрацию заявление и получить компенсационную выплату в денежной форме в размере стоимости нового жилья.

Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.

В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.

Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.

Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.

В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.

Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2022 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.

Проблема заключается ещё и в том, что за 15 лет так чётко и не было определено, что же понимается под ветхим жильём. Теоретически оно таковое, если:

  • изношено 70% несущих конструкций – а пойди, определи, эта балка изношена на 65 или 72%;
  • у здания деформировались фундамент или стены;
  • здание попало в зону затопления или схода лавины;
  • несущая способность была снижена пожаром, взрывом или землетрясением.
Читайте также:  Как происходит сверка данных воинского учета с военкоматом

По закону полагается даже компенсация, если тебя из ветхого жилья переселили, а новое по площади оказалось меньше – в этой ситуации законодательство даже предусматривает компенсацию.

Эта компенсация должна выплачиваться повсеместно, так как не допускается по Программе переселение в помещения большей площади. Вот только заключение о необходимости компенсации должна делать специальная комиссия муниципального образования.

Конечно, споров при переселениях подобного рода не избежать. Вот когда на всю мощь и должна заработать судебная система страны.

Программа действует только на жильё, официально признанное ветхим или аварийным, и внесённое в список на будущую проверку. Только затем:

  1. Создаётся комиссия по оценке состояния здания.
  2. Комиссия выносит своё заключение.
  3. Если объект предлагается к сносу, он ставится в очередь на эту операцию.
  4. Муниципалитет предоставляет жильцам новые квартиры.
  5. Жильцы переезжают.
  6. Дом сносится.

На каждом из этих этапов так основательно работают судебные органы, получающие и разбирающие всевозможные жалобы и заявления, что не стоит удивляться тывинским четырём процентам.

Учились бы, на старших глядя

Как говаривала Галина Вишневская, если хочешь по-настоящему полюбить оперу, слушай только выдающихся мастеров. Мы же скажем – если хочешь по-настоящему понять, как работает программа по переселению из ветхого и аварийного жилья не надо ехать за тридевять земель, в Тыву, просто ознакомься с положением в Московской области.

Здесь:

  • финансирование программы до 2022 года будет увеличено на 1,9 млрд рублей;
  • ещё в середине 2015 года были переселены все подлежащие сносу дома;
  • в 2013-2015 годах на программу было затрачено 9,2 млрд рублей, что позволило расселить 250 тысяч кв.м;
  • на начало 2017 года в ветхом фонде Московской области состояло 2255 домов;
  • с 2017 по 2022 годы расселены больше 16 тысяч человек.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

  • Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
  • Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.
  • Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Для того, чтобы получить новые квадратные метры, граждане должны пройти бюрократические процедуры.

Исполнение ФЗ №185, переданного на контроль районных администраций и мэрий городов, выглядит следующим образом:

  1. здание должно быть признано объектом, не подлежащим капремонту, с оформлением соответствующего постановления, о чем жильцы дома уведомляются в письменном виде;
  2. после получения извещения каждый владелец объекта недвижимости должен явиться в департамент ЖКХ по месту регистрации или в МФЦ и подписать типовую форму договора, подразумевающего переселение в новую квартиру;
  3. ведомство произведет перерасчет площадей, и представитель администрации объяснит, на какое жилье может рассчитывать собственник;
  4. после оформления договора гражданин автоматически встает в очередь на расселение. При наличии технической возможности предлагается переезд.

Описанная процедура длится долгое время, как показывает практика, от 3 до 5 лет и более. Это означает, что граждане, чье жилье признается аварийным в 2022 году, смогут въехать в новые квартиры не ранее, чем в 2023 – 2024 годах. Но этот срок может существенно вырасти.

Кто определяет статус жилого здания

Для оценки состояния любых жилых помещений создается межведомственная комиссия (МВК). В ее состав включают специалистов различных структур, имеющих отношение к решению жилищных вопросов.

Кто может входить в МВК:

— сотрудники местной администрации;
— депутаты местного законодательного собрания;
— представители городского управления по градостроительству;
— специалисты МЧС, БТИ;
— представители Роспотребнадзора;
— представители управляющей компании дома (ТСЖ, ЖСК).

Комиссия проводит экспертизу здания. В зависимости от результатов проверки эксперты признают дом ветхим (подлежащим ремонту) или аварийным (под снос). В иных случаях объект недвижимости признают пригодным для жизни. Жильцам остается только согласиться с таким решением или опротестовать его в суде.

Комиссия также решает вопросы по срочному переселению жильцов, если выясняется, что дом находится в состоянии, когда может в любую минуту разрушиться. Еще МВК должна составить документ, в котором дается рыночная оценка недвижимости (выкупная цена), в соответствии с которой собственник получит новую квартиру или компенсацию за аварийное жилье.

Как расселяют жильцов аварийных домов

Инициаторами проведения экспертизы жилого здания могут стать: муниципалитет, контролирующие органы (Роспотребнадзор, пожарная инспекция и т. д.) или сами собственники аварийного жилья.

Как признать дом аварийным

1. Составьте коллективное заявление о признание жилого дома непригодным для эксплуатации. Документ включает адрес аварийного объекта недвижимости, сведения о собственниках-заявителях, просьбу о переселении со списком повреждений здания, подписи жильцов.

Важно! Чем больше жильцов подпишет заявление, тем быстрее поступит реакция на заявку.

Перед обращением проведите обследование дома с помощью группы, в которую пригласите инициативных жильцов и представителей управляющей компании. По результатам обследования, составьте справку о состоянии дома и приложите ее к заявлению.

2. На основании вашего заявления, поданного в местную администрацию, формируется межведомственная комиссия. Эксперты оценивают общее состояние дома и выносят решение о признании жилого здания ветхим или аварийным.

3. Заключение по экспертизе оформляется в среднем за 5-10 дней. Но часто этот срок затягивается до месяца. Один экземпляр документа получают жильцы дома.

4. Если ваш дом признали аварийным, готовьтесь к переселению. Но имейте в виду, что получение новой квартиры будет зависеть от наличия нового жилого фонда и очередности. При этом законом предусмотрен крайний срок переселения — 12 месяцев после признания здания аварийным.

Важно! В экстренных ситуациях, когда есть риск обрушения аварийного дома, жильцы выселяются незамедлительно.

5. «Опасный» объект недвижимости вносят в «Реестр жилых зданий, признанных аварийными». Узнать, находится ваш дом в списке под снос или нет, можно в департаменте архитектуры, у местной администрации, на сайте Минстроя России.

Какие документы нужно собрать для переселения:

— уведомление о признании объекта недвижимости аварийным;
— правоустанавливающие документы на квартиру (выписка из ЕГРН, договор найма жилого помещения);
— экспертное заключение комиссии, которая обследовала недвижимость;
— иные документы, указывающие на неустранимые недостатки жилья.

Что должен получить собственник аварийного жилья

Если вы являетесь собственником квартиры, которая находится в доме под снос, то вам обязаны предложить два варианта возмещения. Это денежная компенсация или новая жилплощадь в том же населенном пункте.

Читайте также:  Обвинение в воровстве без доказательств

Сумма компенсации складывается из: рыночной стоимости квартиры, доли от рыночной стоимости общедомового имущества и земельного участка, а также расходов, связанных с вынужденным переездом до момента приобретения новой жилплощади.

Не торопитесь соглашаться на этот вариант. Учитывайте, что рыночная стоимость квартир в ветхих домах невысокая. Вам может не хватить на приобретение нового жилья. Или придется покупать квартиру меньшей площади.

Если вы хотите получить квартиру из жилфонда, то вам обязаны предоставить равноценную недвижимость. Проще говоря, сколько «квадратов» у вас было, столько же вы должны получить при расселении – и не менее 18 кв. м на каждого члена семьи.

Здесь тоже есть риск: наличие очереди, которая может растянуться на несколько лет. Кроме этого, вас может не устроить район расселения или разочаровать качество новостройки.

Что получит арендатор муниципального жилья

Если вы живете в муниципальной, а не в приватизированной квартире, то при сносе аварийного дома вас не выселят на улицу, а предоставят новое жилье. При переселении для арендаторов действуют те же условия, что и для собственников.

Требования к новой недвижимости при расселении:

— благоустроенность;
— равнозначность по площади;
— хорошее санитарное и техническое состояние (по нормативам);
— расположение в пределах того же города.

Важно! Рассчитывать на расселение из аварийного дома могут не только собственники приватизированного жилья, но и владельцы комнат в коммуналках и общежитиях, а также жильцы муниципальных квартир.

Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда

 В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.

Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.

Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.

Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]

В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]

Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]

Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.

В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.

Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс. м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек. В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]

При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам. По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.

Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ. Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска. В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.

По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.

Переселение из аварийного жилья

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда – это действующая уже несколько лет и приносящая положительный результат программа на территории Российской Федерации.

Программа рассчитывалась сроком на три года, с 2013 по 2020 г. Однако, в связи с рядом возникших проблем и нехватки новых квартир, президентом и правительством было принято решение продлить программу до 2020 года.

В соответствии с нормативными документами, под статус аварийных подпадают помещения и дома в случае, если:

  • дом или иное помещение имеет явные признаки разрушения, составляющие более 70% общей площади;
  • заявленное помещение или дом пострадали в результате взрывов;
  • жилая собственность находится на территории катастроф техногенного характера;
  • жилое здание пострадало, а также не подлежит восстановлению после возникшего пожара, землетрясения или другого рода катаклизмов (природного и неприродного характера);
  • здание, в котором проживает или находится гражданин, несет прямую угрозу его жизни и здоровья.

Стоит сказать, что все определения, касающиеся причислению дома или иного жилого помещения к аварийному фонду, носят довольно расплывчатый характер, и прописаны нечетко в нормативных документах жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с этим, в каждом регионе организуются специальные комиссии, которые занимаются определением домов и иных жилых площадей, подходящих под статус аварийных, с последующим внесением их в соответствующие списки аварийного фонда.

Когда списки аварийного фонда готовы, в каждом округе организуется свой порядок мероприятий по переселению граждан из аварийного фонда. Отличия в процедуре по переселению в округах не случайны, в округе, области и районе оцениваются и учитываются все параметры жилищного фонда, а также местная специфика.

От теории к действиям

Для признания дома аварийным, необходимо подать заявление от имени всех собственников, с указанием причин, а также фактов, в соответствии с которыми жилое помещение можно признать таковым.

После создается комиссия, которая рассматривает ваше заявление и составляет акт. В соответствии с актом, выносится решение о включение дома в списки на переселение.

Положительно принятое решение не дает гарантий на быстрое решение вопроса, может пройти несколько лет, пока условия для переселения не станут благоприятными. Однако, начиная с этого года, можно рассчитывать на ускоренное решение вопроса по переселению, так как главы администраций на местах понимают, что программу по переселению из аварийного фонда РФ нужно завершить до 2017 года.

Стоит отметить, что в очереди на переселение имеют приоритет помещения, находящиеся в статусе аварийных, перед теми, которые находятся в ветхом состоянии. Это же правило касается муниципальных домов и частных собственников, в соответствии с которым жильцов муниципальных домов переселяют первыми.

Юристы советуют собственникам писать коллективные заявления для включения жилой собственности в списки аварийного фонда. Рассмотрение таких заявлений проходит не более месяца. Процедура переселения из аварийного или ветхого жилья отличается, по сути, только некоторыми нюансами, а также зависит от наличия свободного жилого фонда в регионах, где такое жилье необходимо предоставить.

Читайте также:  Могут ли кадастровые инженеры оформлять технические паспорта

Законопроекты

Процедура переселения граждан из аварийного ЖФ (жилищного фонда) производится на основании 3 статей Жилищного кодекса, а именно ст.ст. 32, 86, 88.

В соответствии с этим, существует несколько вариантов решения данного вопроса:

  • если граждане являются личными собственниками помещения, они вправе рассчитывать на предложение о назначении выкупной цены за данное помещение;
  • кроме того, им могут предоставить другие помещения на выбор, стоимость которых будет включена в выкупную цену;
  • в случае если помещение использовалось по договору социального найма, взамен предоставляется равноценное жилье, а договор продлевается.

Переселение из аварийного и ветхого жилья.

О законодательстве касательно сноса аварийных домов читайте тут.

Каковы особенности переселения собственников из ветхого жилья, читайте по ссылке:

Кроме того, в статьях ясно оговорен вопрос равноценности помещений. Так, площадь предоставляемого взамен жилья не должна отличаться от площади предыдущего жилого помещения более чем на 10%.

Добавим, что в ушедшем 2020 году, на портале, где предоставлена информация обо всех новых разработках и проектах, был вынесен на обсуждение правовой акт, который является непосредственным дополнением к Федеральному закону о переселении.

В соответствии с этим актом, появились новые механизмы, а также внесены поправки к вопросу о переселении граждан из аварийный помещений:

  • в законопроекте 2020 года указываются основные принципы, в соответствии с которыми жилые помещения и многоквартирные дома вносятся в список аварийного жилищного фонда и ставятся в очередь на переселение. Здесь же указано определение конкретного органа власти, который несет ответственность за принятие решения по признанию жилых площадей аварийными, и решению вопроса о переселении;
  • кроме того, заявлена необходимость ведения реестра, который будет заниматься учетом домов, находящихся в аварийном состоянии. Там же оговорены условия его ведения, функционирования и наполнения. Данные по реестру должны быть общедоступны для ознакомления, а доступ к реестру организован посредством интернет-сети;
  • по законопроекту учтена также региональная специфика программ по переселению. В соответствии с этим, программы по переселению в регионах составляются на основании данных из реестра и ежегодно проходят корректировку на соответствие.

В новом законе достаточно полно описан сам механизм организации переселения. Вместе с тем, законопроект 2020 года в должной мере поддерживает жильцов многоквартирных домов, которые сами приняли решение о сносе или же реконструкции здания. Большое количество вопросов приходится решать с участками, на которых находятся дома под снос или реконструкцию.

В случае если жильцы получают квартиры с учетом выкупной стоимости прежних жилых помещений, земля, на которой находится дом, переходит в собственность муниципалитета, который решает, как ее использовать далее.

Если жильцы аварийного дома нашли инвесторов для постройки нового или реконструкции старого, то по новому законопроекту регламентирована помощь, а также содействие в реализации задуманного со стороны госслужб.

Возможные пути решения вопроса о переселении

Переселение жильцов из домов, находящихся в списках аварийного фонда, может происходить тремя возможными путями:

  • приобретение жилой площади в многоквартирных домах, которые возводятся в соответствии с заявленной программой, даже в том случае, если строительство дома еще не завершено;
  • строительство многоквартирных домов по конкретному запросу, учитывая количество жильцов, изъявивших желание на переселение;
  • получение выкупной стоимости жилой площади без последующего приобретения новой, в случае если семья имеет иное жилое помещение в собственности.

Документы, необходимые для переселения из домов и иных жилых помещений, находящихся в списках аварийного фонда:

  • документ, свидетельствующий о праве собственности на аварийное жилье;
  • документальное подтверждение (акт) комиссии, о досмотре многоквартирного дома или иного жилого помещения;
  • заключение о признании жилого помещения аварийным, непригодным для эксплуатации;
  • любого рода документы, которые наглядно отражают проблему непригодности заявленного помещения.

На региональном уровне решение вопроса о признании жилья аварийным до переселения может затянуться на несколько лет. Находясь под пристальным вниманием президента РФ, в соответствии с планом программы «Переселение граждан из аварийного фонда», на сегодняшний день строится все больше новых жилых площадей. Несмотря на столь конструктивный подход, не все собственники аварийного жилья соглашаются на переезд в новостроящиеся дома.

Такое положение дел обычно объясняется тем, что новые дома находятся, как правило, на отшибе города, а сами жильцы уже привыкли к своим районам и не желают менять свое постоянное место жительства в центре, на окраины. Конечно, надежды, питаемые жильцами на благоприятный исход переселения, на самом деле, закреплены принятым законодательством.

Порядок переселения жильцов из аварийного и ветхого жилья в 2020 году

Многих собственников квартир возмутили введенные изменения, но они являются следствием того, что появилось много мошеннических схем, на основании которых люди приобретают аварийную недвижимость, потом получают новое жилье, которое далее продается ими по более высокой стоимости, поэтому плата за новую жилплощадь представлена мерами борьбы с незаконными действиями.

  • каждый регион самостоятельно разрабатывает индивидуальную программу, на основании которой осуществляется переселение людей из ветхих и аварийных строений;
  • рассчитаны программы на 3 года;
  • реконструкция будет осуществляться в 2020 году только под контролем ЖКХ;
  • назначаются дома, из которых надо переселять людей, только после проведения оценки специальными комиссиями;
  • ранее владельцы квартир получали новое жилье бесплатно, после чего оно оформлялось им в собственность, но теперь они должны вносить плату за новую жилплощадь, но при этом могут выбрать район, где им будет выделена жилплощадь;
  • для нанимателей жилья условия остаются прежними, поэтому они получают новое помещение, равное по квадратуре старому;
  • новые квартиры должны соответствовать многочисленным требованиям, поэтому они обязаны быть комфортными и надежными, а также должны присутствовать многочисленные необходимые коммуникации;
  • запрещается законодательством уменьшать квадратуру выдаваемой недвижимости, но при этом размер ее может быть увеличен, если заранее граждане смогут встать на учет в качестве нуждающихся в получении нового жилья на основании нормы на человека;
  • если граждан не устраивают условия, предлагаемые муниципальными властями, то они могут обратиться в суд, но обычно такие дела являются проигрышными;
  • если отказываются люди переселяться из аварийного дома, то муниципалитет сам обращается в суд, по решению которого выселение происходит принудительно.

Аварийное жилье: варианты расселения жильцов

В соответствии с результатами, полученными после оценки комиссией, и принятии ею решения о признании жилья ветхим или аварийным, все жильцы получают на руки характеристики и уведомления для дальнейших действий.

Большими правами и, соответственно, наибольшей самостоятельностью, обладают владельцы жилых помещений, прошедших процедуру регистрации права собственности в Госреестре. Этой категории граждан государство обязано предоставить альтернативный вариант квартиры или денежную компенсацию, которая, в свою очередь, определяется с учетом проведения анализа рыночной стоимости жилых помещений аналогичной площади и благоустройства района (ст.ст. 32, 87 и 89 Жилищного кодекса РФ).

Наименьшим перечнем возможностей обладают наниматели жилья, признанного в дальнейшем ветхим или аварийным. В данном случае граждане обязаны заключить новый договор аренды с муниципальным управлением или вправе отказаться от дальнейшего найма, если жилое помещение не соответствуют условиям для комфортного проживания. На основании этого отказа обязаны предоставить нанимателю альтернативный вариант жилого помещения, в противном случае все вопросы разрешаются в судебном порядке.

Квартиры и иные жилые помещения, которые предлагаются гражданам в качестве альтернативы для переселения из непригодного для жизни жилья, являются объектами, возводимыми в рамках региональных программ переселения из ветхого жилья. Данное строительство находится под строгим контролем у государственных органов, в единичных случаях программа ветхое жилье допускает выкуп квартир на рынке вторичной недвижимости.

Необходимая документация

Чтобы комиссия пришла осматривать жильё на предмет сильной изношенности, собственник или наниматель должен обратиться в уполномоченные органы с определенным пакетом документов. Он включает в себя:

  • заявление с требованием провести оценку жилья на предмет сильной изношенности и угрозе жизни и здоровью проживающих в нём;
  • документ, подтверждающий наличие права на предмет оценки. Это может быть свидетельство о собственности, выписка из ЕГРН или договор соцнайма;
  • кадастровая и техническая документация;
  • если жильё меняло статус с нежилого на жилое, то соответствующие бумаги;
  • заявления-жалобы от прочих лиц, которые живут в этом же доме;
  • заключение независимой экспертизы о состоянии жилища.

Можно передать лично в руки уполномоченному сотруднику или же подать через портал Госуслуги. Срок рассмотрения – 30 дней с момента регистрации пакета документов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *