Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 2 Виды трудовых пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Актуальность темы представленного исследования связана, прежде всего, с тем, что идея правового государства находится в фокусе современного юридического мышления. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма государства, его правового характера в жизни современного общества. Идея правового государства, для которого главной ценностью является человек, осознана и получила закрепление в Конституции Российской Федерации. В правовой системе государства закреплен весь перечень прав, зафиксированных в международных актах и соглашениях, ставших новацией для отечественного законодательства.
В статье 7 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[1] установлено, что федеральным государственным гражданским служащим в определенных случаях назначается пенсия за выслугу лет. В этом материале расскажем об условиях назначения такой пенсии, о порядке ее назначения, приостановления, возобновления и прекращения, а также о том, какие действия должна совершить кадровая служба учреждения для ее оформления работникам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы. Итак, согласно п. 1 ст. 7 Закона N 166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2], а именно: — соглашение сторон служебного контракта (п. 1 ч. 1 ст. 33); — истечение срока действия срочного служебного контракта (п. 2 ч. 1 ст. 33); — расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (п. 3 ч. 1 ст. 33); — отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (п. 6 ч. 1 ст. 33); — отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 33); — отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (п. 8 ч. 1 ст. 33); — отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (п. 9 ч. 1 ст. 33); — несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы либо по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, либо вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 1 ч. 1 ст. 37); — восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда (п. 2 ч. 1 ст. 39); — избрание или назначение гражданского служащего на государственную должность РФ, субъекта РФ или муниципальную должность либо избрание гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе (п. 3 ч. 1 ст. 39); — наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным по решению Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ (п. 4 ч. 1 ст. 39); — признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (п. 2 ч. 2 ст. 39); — признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу (п. 3 ч. 2 ст. 39); — достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (п. 4 ч. 3 ст. 39). Также государственные служащие имеют право на пенсию по выслуге лет в следующих случаях: — если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев. При этом основание увольнения должно быть предусмотрено п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), п. 3 и 7 ч. 1 ст. 33, пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ; — если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев. При этом основание увольнения должно быть предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 33 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37, п. 2-4 ч. 1 и п. 2, 3 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ; — если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет. При этом основание увольнения должно быть предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Отметим, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Законом N 173-ФЗ , и выплачивается одновременно с ней. Статьей 7 Закона N 166-ФЗ определены периоды, в которые пенсия по выслуге лет не выплачивается: — прохождение государственной службы РФ при замещении государственной должности РФ, субъекта РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы; — работа в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием РФ, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами РФ назначаются и выплачиваются пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы РФ или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения со службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о возобновлении выплаты пенсии. Что касается условий предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, то они определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 7 Закона N 166-ФЗ).
Что лучше выбрать — УК или негосударственный пенсионный фонд?
Такой выбор всегда остается за вами. Из-за существующих тонкостей в законодательстве негосударственные пенсионные фонды имеют больше возможностей для выгодных вложений пенсионных накоплений, поэтому увеличение совокупного объема этих средств у них происходит быстрее, чем у управляющих компаний. То есть доходность у них выше, и вы сможете сами убедиться в этом, когда будете изучать их динамику в управлении пенсионными накоплениями по сравнению с УК.
Но уходя из государственного пенсионного фонда, вы полностью переводите свою пенсию в НПФ, который будет вам ее выплачивать. Если у него найдут какие-то серьезные нарушения, то отзовут лицензию, что никогда не произойдет с ПФР. Дальше мы рассмотрим эту ситуацию с отзывом лицензии у НПФ, и вы поймете, что ничего сверхстрашного с вашей пенсией не произойдет, но предупредить о такой неприятной возможности мы обязаны.
Что делать, если накопления неправомерно» ушли» в НПФ?
Ну и, наконец, ситуация, которая возникает, когда накопления пенсионера часто без его ведома переводятся из ПФР в НПФ. Такие варианты возможны, когда недобросовестные банки среди документов по кредиту дают подписать и заявление о переводе или же ставят условием предоставления кредита переход в НПФ, который «близок» этой организации. Это незаконно, но бывает, что такие схемы и проходят у банковских организаций.
Как сопротивляться этому? Для начала стоит проверить в ПФР, где сейчас ваши пенсионные накопления. Если они переведены в НПФ, а вы об этом ни сном, ни духом, то можно обратиться с заявлением в ПФР о переводе их обратно, но сделать это надо обязательно до конца текущего года! Если же вы пропустили этот момент, не отчаивайтесь.
Всегда можно обратиться в тот НПФ, куда ушли ваши накопления. Для этого нужно написать претензию, и на нее фонд обязательно ответит и напишет, какие основания были для перевода. После этого нужно обратиться в правоохранительные органы, и по вашему заявлению будет проведена тщательная проверка. Так что мошенники всех мастей просто не будут иметь успеха в манипуляциях с вашими накоплениями.
По известной пословице под лежачий камень вода не течет, и обязательно стоит поинтересоваться своими пенсионными накоплениями, а также рассмотреть возможность управления ими с целью получения небольшой, но стабильной прибавки к пенсии. Только делать это нужно со знанием дела, тщательно взвесив все «за» и против». Мы надеемся, что статья вам немного поможет в этом деле.
Таблица выхода на пенсию (по годам)
Рассмотрим таблицу выхода на пенсию по годам в течение переходного периода (до 2028 года):
Начиная с 2028 года, на пенсию по старости вправе выходить женщины, достигшие к тому моменту 60 лет, и мужчины, которым исполнилось 65.
Важно: возраст выхода на пенсию не меняется для тех, кто имеет право на досрочное получение статуса пенсионера.
К таковым относятся граждане:
- работающие на вредном производстве или с тяжелыми условиями труда;
- имеющие проблемы со здоровьем (подтвержденные мед.учреждением);
- многодетные матери (от 5 детей);
- родители детей-инвалидов;
- лица, пострадавшие от техногенных катастроф.
Полный перечень пенсионеров-«досрочников» можно прочитать по этой ссылке.
- Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Астраханской области гражданских дел о нарушении пенсионного законодательства в 2008 году // СПС «КонсультантПлюс».
- Статистические данные Управления Судебного департамента в Астраханской области.
- Российская газета. 2012. N 295, 21 декабря.
- Апелляционное определение Астраханского областного суда от 07.03.2012 по делу N 33-661/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
- Азарова Е.Г. Судебная практика разрешения споров в сфере социального обеспечения // Комментарий судебной практики. Выпуск 12 / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2006. С. 67 — 91.
- Апелляционное определение Астраханского областного суда от 07.03.2012 по делу N 33-3202/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
- Толчеев Н.К., Горохов Б.А., Ефимов А.Ф. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие / Под ред. Н.К. Толчеева. М.: Норма, Инфра-М, 2012.
- Апелляционное определение Астраханского областного суда от 13.03.2013 по делу N 33-827/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
Глава 2 Виды трудовых пенсий
Проведенное в данной работе исследование позволяет сделать следующие выводы:
Прежде всего, следует отметить, что действующее законодательство делит пенсионное обеспечение российских граждан на трудовое и государственное пенсионное обеспечение. В случае, если право на трудовую пенсию возникает в связи с уплатой страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, пенсионная пенсия предоставляется вне рамок обязательного пенсионного страхования. Это»забытые» пенсии.
Критерием разделения пенсий на Виды является также источник их финансирования:трудовые пенсии финансируются из Пенсионного фонда Российской Федерации, а государственные пенсии-из федерального бюджета.
Пенсионная пенсия — это пенсия по государственному пенсионному обеспечению. Она назначается лицу, которое уже много лет занимается определенной профессиональной деятельностью, связанной с риском раннего профессионального старения, независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Если гражданин уходит с работы (службы), дающей право на эту пенсию, или когда деятельность завершена, то ему выплачивается пенсионная пенсия.
В соответствии с Федеральным законом» О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » от 15 декабря 2001 года данная пенсия устанавливается федеральной гражданской службой при наличии одновременно двух условий:
- Стаж государственной службы не менее 15 лет;
- Увольнение с Федеральной службы по основаниям, установленным законом.
На государственную службу могут поступить граждане России, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом. Предельный возраст для получения государственных услуг составляет 65 лет.
Следует отметить, что не все работники государственного сектора являются государственными государственными служащими. Таковыми считаются только те лица, которые наделены исполнительной властью и административными функциями. Это работники исполнительного органа государственной власти.
Пенсионная пенсия устанавливается в составе трудовой пенсии по старости (инвалидности), которая назначается в соответствии с Федеральным законом»О трудовых пенсиях Российской Федерации» и выплачивается одновременно. Поэтому обязательным условием назначения Федеральной должностной пенсии является также установление трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Юридические гарантии реализации права граждан на пенсионное обеспечение
Юридические гарантии, по мнению ряда ученых, это установленные действующим законодательством правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает реализацию субъективных прав110.
По своей сути юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего, это касается обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.
От эффективности действия юридических гарантий зависит степень реализации прав, свобод и обязанностей граждан, правоприменительная практика и, в конечном счете, подчиненность государства праву111.
Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе следует отнести: пределы прав и свобод, их конкретизацию в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
Вторую группу юридических гарантий составляют: конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.
Основной принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина должен основываться на всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.
Рассматривая понятие юридических гарантий, обратимся к позициям, высказанным по этому вопросу учеными в области трудового права.
Под юридическими гарантиями в трудовом праве понимаются закрепленные в трудовом законодательстве способы и средства реализации и защиты трудовых прав.112 А.Д. Зайкиным в 1987 году было предложено понимать под юридическими гарантиями закрепленные в законодательстве условия и средства, обеспечивающие субъектам трудовых и производных от них правоотношений реальные возможности для охраны, беспрепятственного осуществления, восстановления (в случае нарушения) их субъективных прав и надлежащего исполнения ими обязанностей . Распространено понимание юридических гарантий, как системы средств, способов и условий, которые способствуют обеспечению предоставленных работнику трудовых прав.
Впервые легальное определение правовых гарантий закреплено в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантиями признаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Как справедливо отмечает В.В. Федин понятием «гарантии» охватываются не только денежные выплаты, носящие гарантийный характер (гарантийные выплаты и гарантийные доплаты), но и те средства, способы и условия, которые обеспечивают работникам осуществление их трудовых прав114.
Представляется, что как в сфере трудовых отношений, так и в пенсионных отношениях юридические гарантии гражданин — это, прежде всего, нормы права, условия, средства и способы, с помощью которых осуществляются вступление гражданина в соответствующее правоотношение, реализация его субъективных прав, их охрана и защита, а в случае нарушения обеспечивается восстановление предоставленных ему законодательством прав (трудовых или пенсионных).
В науке трудового права классификация юридических гарантий проводилась неоднократно115.
В науке трудового права ученые К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова разделили общепринятую в юридической науке позицию по классификации юридических гарантий на гарантии реализации трудовых прав и гарантии защиты трудовых прав. По сфере действия юридические гарантии основных трудовых прав ими даны в двух видах как «общие», относящиеся к трудовым правам всех работников и «специальные» — относящиеся лишь к определенным категориям (к женщинам, подросткам и др.).
Большинство гарантий, приведенных в VII разделе ТК, имеют форму денежных выплат и связаны с институтом заработной платы. Такие выплаты рассматриваются обычно в качестве гарантийных, понятие которых в законе отсутствует, обычно они определяются как сохранение за работником места работы и среднего заработка на период его отсутствия в установленных законом случаях»7.
Юридические гарантии как бы «сопровождают» трудовые права работника и, наоборот, их отсутствие зачастую делает проблематичным реализацию трудовых прав. При этом юридические гарантии по-разному проявляются в нормах, они являются способом, условиями реализации трудовых прав граждан, но могут одновременно выступать в этом качестве и являться средствами конкретизации трудового права, его осуществления .
В литературе отмечается, что система таких гарантий довольно сложна и многогранна119.
На основе общепринятой в юридической науке и науке трудового права классификации, исходя из общих гарантий реализации прав, свобод и обязанностей, закрепляемых правовым (конституционным) статусом личности, можно разграничить гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение на следующие две группы:
-гарантии осуществления (реализации) пенсионных прав и,
— гарантии защиты пенсионных прав.
Актуальность изучения вопроса о правовом режиме и особенностях назначения и выплаты пенсии за выслугу лет обусловлена следующими причинами. Пенсия представляет собой гарантированную ежемесячную денежную выплату: а) в целях компенсации: — установленным законом лицам заработка (дохода), утраченного в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности; — нетрудоспособным членам семей этих лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи с его смертью; — утраченного заработка установленной законом категории граждан в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; — вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф; б) в целях предоставления средств к существованию нетрудоспособным гражданам. Любое государство должно обеспечивать базовые социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система является одной из составляющих системы социальной защиты. Пенсия за выслугу лет – это особое государственное обеспечение, на которое имеют право люди, занятые в определённых видах деятельности при условии, что они достигли обозначенного законодательно стажа работы. Этот определённый стаж работы принято называть выслугой лет. Выплата этого вида пенсии будет происходить из государственного федерального бюджета. Целью работы является анализ современного правового регулирования пенсионного обеспечения по выслуге лет в Российской Федерации. Объект исследования – общественные отношения в сфере государственного пенсионного обеспечения по выслуге лет. Предмет исследования – законодательство, определяющее правовой режим государственной пенсии за выслугу лет. Реализация поставленной в работе цели предполагает рассмотрение следующих задач исследования: 1. Изучить общие положения о пенсионном обеспечении по выслуге лет. 2. Проанализировать условия и особенности назначения пенсии за выслугу лет. 3. Проанализировать основные проблемы пенсионного обеспечения по выслуге лет и дать рекомендации по совершенствованию правового регулирования данных отношений. Методология работы представлена использованием основных приемов и методов исследований. К ним следует отнести анализ и синтез научной законодательства и литературы, исторический метод, системный метод, сравнительно-правовое исследование. Теоретическую основу исследования составили современные научные материалы, самостоятельные публикации правоведов по вопросам и проблемам правового режима пенсионного обеспечения за выслугу лет Структура работы соответствует поставленным целям и задачам, характеру объекта и предмета исследования. Работа состоит из введения, 2 глав и заключения. Первая глава работы раскрывает общие положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет. Во второй главе исследованы особенности пенсионного обеспечения за выслугу лет. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
Пенсия по возрасту (старости): понятие, виды
В действующем законодательстве к данному виду пенсий применяется иной термин – «пенсия по старости». Вряд ли будет обоснованным и целесообразным применять это понятие на уровне закона, поскольку старость – это категория медицинская, биологическая. Она наступает у разных людей в разном возрасте в зависимости от индивидуальных особенностей организма, условий и образа жизни и других факторов. Поэтому старость и возраст, с наступлением которого возникает право на пенсию, в большинстве своем не совпадают по времени. Кроме того, вряд ли уместно и корректно называть старым человека, имеющего право на досрочную пенсию, к примеру, в 45 или 50 лет. Тем более что классификация возрастов, принятая Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), предполагает средний возраст – 45–59 лет, пожилой возраст – 60–74 года, старческий возраст – 75–90 лет.
Пенсия по старости – основной вид пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств Пенсионного фонда РФ.
До недавнего времени в праве социального обеспечения использовался термин «пенсия по возрасту», который более корректен, т. к. в Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение «по возрасту», а не по старости.
С юридической точки зрения «старость» – достижение возраста, указанного в законе.
Исходя из вышесказанного, правильнее, точнее и корректнее будет называть пенсию, связанную с достижением определенного возраста, именно пенсией по возрасту, о чем неоднократно писали ученые и юристы-практики.
Выделяют следующие виды пенсии по старости: страховая пенсия по старости, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от профессиональной категории гражданина, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от социальной категории граждан, государственная пенсия по старости, социальная пенсия по старости.
Страховая пенсия по старости – самый распространенный вид пенсии в России.
Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).
Страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Условием для назначения такой пенсии является наличие определенной продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого с 1 января 2015 года устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины коэффициента 30. В соответствии с пенсионным законодательством правом на досрочную пенсию обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан (прилож. 1 и 2). При этом для определенных профессиональных категорий периоды соответствующей работы засчитываются в стаж для досрочной пенсии начиная с 1 января 2013 года при уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, а после проведения специальной оценки условий труда – наличия на рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий труда.
Для назначения страховой пенсии по старости можно обратиться в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ) либо в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ.
При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).
Пенсионный фонд может принять заявление о назначении страховой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.
Итак, для назначения страховой пенсии по старости должны быть соблюдены три условия.
Первое – достижение общеустановленного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.
Второе – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляЛ 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.
Третье – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.
Заявление о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 р��бочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев).
Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы.
Страховая пенсия по старости выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.
Условия для назначения государственной пенсии по старости различаются в зависимости от статуса граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы или с последствиями других радиационных или техногенных катастроф.
Кроме того, общим для всех категорий будет являться наличие не менее 5 лет страхового стажа.
Социальная пенсия по старости устанавливается: гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии; гражданам Российской Федерации, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим указанного возраста.
В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.
Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.
В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.
Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.
Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:
- назначения пенсий,
- расчет стажа,
- определение суммы и выплата пенсий,
- перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
- расчет сумм удержаний из пенсий,
- приостановка и прекращение выплат пенсий и др.
Оценка пенсионного обеспечения военных пенсионеров по сравнению с другими категориями граждан
Общая численность военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, согласно данным, предоставленным в ходе проведения мероприятия министерствами и ведомствами (без учета численности пенсионеров ФСБ России) по запросам Счетной палаты Российской Федерации, на протяжении анализируемого периода постоянно росла. Так, в 2002 г. общее количество пенсионеров составляло 1 780 116, в 2004 г. — 1 879 102, а в 2006 г. — 1 915 076, или на 7,6% больше, чем в 2002 г. Таким образом, хотя размеры средних пенсий за выслугу лет и по инвалидности на протяжении всего исследуемого периода выросли, направления изменения этого показателя по сравнению с покупательной способностью (ПС) средней заработной платы в стране были противоположными. Если покупательная способность средней зарплаты постоянно (кроме 2006 г.) росла достаточно высокими темпами, то ПС указанных видов пенсий с 2003 г. снижалась.
Покупательная способность пенсии по случаю потери кормильца в Минобороны России и МВД России фактически не обеспечивала уровня физиологического выживания и при этом имела общую тенденцию к снижению.
Показательным представляется сравнение темпов роста средних размеров пенсий военных и гражданских пенсионеров, обслуживаемых ПФР.
На основании изложенного Счетная палата РФ в целях улучшения социального положения военных пенсионеров и повышения эффективности деятельности пенсионных органов, осуществляющих их пенсионное обеспечение, полагает целесообразным принять следующие меры:
- устранить практику повышения денежного довольствия военнослужащих путем установления различных надбавок, не учитываемых при исчислении пенсий;
- унифицировать порядок формирования базы для исчисления пенсий (структуры денежного довольствия) с целью устранения дисбаланса между уровнем пенсионного обеспечения военных пенсионеров различных министерств и ведомств;
- возложить на один федеральный орган исполнительной власти обязанности по координации работы в части совершенствования военно-пенсионного законодательства и наделению его полномочиями в части осуществления мониторинга правоприменительной практики, разработки и инициирования внесения своевременных поправок в нормативные правовые акты;
- ускорить внесение изменений в законодательство, предоставляющих право на получение двух пенсий гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда» (за выслугу лет и по инвалидности) и получающим пенсию в соответствии с Законом N 4468-1;
- внести дополнения в нормативные правовые акты, которые позволили бы учесть в суммах пенсий увеличение стоимости денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 20 руб. за период с 1 января по 1 декабря 2000 г.;
- нормативно урегулировать вопросы организации взаимодействия пенсионных органов с органами государственной власти и иными организациями;
внести пенсионные органы министерств и ведомств в перечень организаций, которым орган записи актов гражданского состояния обязан сообщать сведения о государственной регистрации смерти (ст. 12 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»);
- разработать правовые нормы, закрепляющие право пенсионных органов на доступ к информации, составляющей налоговую тайну, необходимые для осуществления возложенных на них функций;
- нормативно определить механизм взаимоотношений пенсионных органов силовых министерств и ведомств и ПФР с целью устранения возможности получения гражданином нескольких пенсий;
- установить обязанность военных пенсионеров сообщать в пенсионные органы обо всех обстоятельствах, влияющих на условия их пенсионного обеспечения;
- разработать правовой механизм, который позволил бы учесть в размере восстановленной пенсии военных пенсионеров выслуги лет на втором и последующих местах службы;
определить статус и механизм индексации ежемесячной доплаты к пенсии, установленной Указом Президента РФ от 18.02.2005 N 176;
- разработать механизм уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, не имеющих права на получение пенсии по Закону N 4468-1, за периоды военной и приравненной к ней службы;
- откорректировать требования Приказа Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294 о предоставлении в органы ПФР для назначения (продления) выплаты ЕДВ военным пенсионерам — инвалидам оригиналов выписок из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы, имея в виду ее выдачу в единственном экземпляре и необходимость представления оригинала в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение;
- обеспечить единообразие в системе построения пенсионных органов и нормативном регулировании внутренней организации их деятельности, имея в виду необходимость максимального учета прав пенсионеров, в том числе права на получения исчерпывающей информации о порядке их пенсионного обеспечения, применяемом в каждом министерстве и ведомстве;
- создать единые электронные базы данных учета военных пенсионеров в каждом министерстве и ведомстве, закрепить права интеллектуальной собственности на указанные базы, определить порядок их ведения, использования, внесения изменений и дополнений, определения их стоимости и отражения ее на балансе соответствующих юридических лиц.
По материалам Аналитической записки о результатах экспертно-аналитического мероприятия по анализу вопросов пенсионного обеспечения граждан… / С.А. Агапцов. Бюлл. Счетной палаты РФ. 2008. N 5(125).
В Докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. отмечается, что доля жалоб, связанных с нарушением прав на пенсионное обеспечение различных категорий граждан, получением пособий, льгот для инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, составляет 32% от всего объема поступивших жалоб, число которых составило 27522 штуки. Еще к этим цифрам следует добавить статистику Верховного Суда РФ, которая свидетельствует о значительной доле социальных споров в структуре рассмотренных судами гражданских дел – до 48,5%.
Как отмечают уполномоченные по правам человека в различных субъектах РФ, среди наиболее актуальных вопросов в сфере пенсионного обеспечения можно назвать несогласие с расчетом размеров пенсий, трудности в получении архивных документов и доказательстве стажа работы в том или ином учреждении. Бывает, что необходимо срочно решить или выяснить важный вопрос, но попасть на личный прием к руководителям территориальных управлений Пенсионного фонда РФ трудно. Жалуются заявители и на то, что в отдельных управлениях Пенсионного Фонда их письма остаются без ответа.
Среди всех видов социально-экономического права, имеет большое значение право человека на получение пенсионного обеспечения. В ходе реформирования российской пенсионной системы с начала 2000-х годов претерпели изменения многие ее параметры. Они связаны с масштабными экономическими новациями, имевшими место в начале 90-х годов ХХ столетия, и испытаниями, через которые проходила российская экономика в годы кризисов. Все это непосредственно отражалось на пенсионной системе и требовало ее встраивания в современные реалии. Изменения затрагивали обе составные части отечественной системы пенсионирования – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. По мере развития системы пенсионного обеспечения наиболее подверженной изменениям оказалась ее ключевая составляющая – подсистема обязательного пенсионного страхования. Акцент только на одной части пенсионной системы оставляет без внимания другую ее составляющую – государственное пенсионное обеспечение. Здесь тоже есть свои проблемы, которые требуют обсуждения и поиска решений. Если стоит задача формирования единой, непротиворечивой, адекватной пенсионной системы, то необходимо решать назревшие проблемы в обеих ее составляющих частях на основе принципа единства и допустимой (неразрушающей) дифференциации.
В соответствии с нормами закона каждому гарантировано пенсионное обеспечение при достижении определенного возраста, однако в отношении некоторых категорий граждан в виду особенностей их занятости предусмотрен отдельный порядок, а также условия назначения пенсии. В частности, к таковым относятся работники государственной службы, выполняющие свои обязанности в особых условиях, сопряженных с определенной нагрузкой в виду специфики труда.
Государственным служащим гарантировано пенсионное обеспечение в особом порядке в качестве меры социальной поддержки и гарантии за исполнение обязанностей, призванных сохранить целостность государственной системы и обеспечить соблюдение прав граждан.
Наиболее актуальным вопросом в области государственной гражданской службы является пенсионное обеспечение, которое регулируется Законом «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы», а также Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Что касается степени разработанности проблемы, то проблематика пенсионного обеспечения активно изучалась такими исследователями как Михайлова С.В., Гудков А.В., Якушев Л.П., Кудлаева Ю.О., Кривицкий Е.Ю., Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. и большим рядом других авторов исследователей.
Для государственных гражданских служащих всех уровней власти — федеральных, региональных и муниципальных — повышение пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, началось с 2017 года.
Как и у всех россиян, переход к новым значениям пенсионного возраста у госслужащих происходит поэтапно. До 2021 года повышение возраста составляет по полгода в год, далее темп синхронизируется с общим повышением пенсионного возраста в стране и растет по году. В итоге мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины-госслужащие с 2034 года — в 63 года[16, с.53].
Помимо этого, для всех федеральных госслужащих с 2017 года повышаются требования к минимальному стажу гражданской или муниципальной службы, позволяющему получать государственную пенсию за выслугу лет, которая обычно назначается в качестве доплаты к страховой пенсии по старости. Каждый год указанный стаж растет на полгода (с 15 лет в 2016 году) до тех пор, пока не достигнет 20 лет в 2026 году.
С учетом всех изменений страховая пенсия госслужащим назначается в 2019 году по достижении 56 лет (для женщин) и 61 года (для мужчин). Пенсия за выслугу лет назначается при наличии 16,5 лет стажа на госслужбе.
Таким образом, в 2019 году минимальный стаж для назначения пенсии составлял 16,5лет, в 2020 году — 17 лет и т.д. до 2026 года (20 лет).
Аналогичным образом происходит и повышение возрастного порога. В этом случае устанавливается время, в котором госслужащий мог бы выйти на пенсию ранее. Далее к нему прибавляются полугодие, за каждый год, начиная с 2018. Необходимо учесть, что право на получение пенсии за выслугу лет у государственных служащих возникает при установлении страховой пенсии по старости либо при получении страховой пенсии по инвалиднос��и.
В 2019 году возраст получения пенсии госслужащими для женщин в 56,5 лет, для мужчин в 61,5лет, а в 2020 году для женщин – 57 лет, для мужчин 62 года. С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы[13, с.13]. Стаж государственной гражданской службы представляет собой суммарную продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии [2].
В настоящее время составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии[21, с.51].
За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка[16, с.17]. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка.
В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются[21 с.13]:
- периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы;
- периоды службы (работы) в должностях государственных должностях федеральной государственной службы;
- периоды службы (работы) в должностях государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.
В 2020–2021 годах правительству предстоит реформировать государственную гражданскую службу, изменив для госслужащих систему найма, оплаты труда и мотивации. Согласно указа президента «Об основных направлениях развития гражданской службы в РФ на 2019–2021 годы» должна завершиться работа по созданию нормативно-правовой базы для совершенствования практики экспериментов по развитию гражданской службы и порядку отбора кандидатов. Также правительству поручено обеспечить внедрение единой методики прохождения госслужащими испытания в федеральных органах исполнительной власти и усовершенствовать процедуру их аттестации[19, с.79].
Еще одно направление реформы — создание на базе подведомственной Минтруду федеральной информсистемы отдельного ресурса для профессионального развития госслужащих. До 1 января 2021 года Белый дом должен обеспечить мониторинг качества подготовки служащих по дополнительным профессиональным программам и усовершенствовать методы оценки их профессиональных качеств. Кроме того, в 2020 и 2021 годах правительство займется реформированием системы оплаты труда чиновников (без снижения его уровня, уточняется в указе) — оптимизация предполагает поэтапное увеличение в их доходах доли оклада за счет снижения доли премиальных выплат. Рост постоянной части зарплаты, в свою очередь, приведет и к росту размера пенсии госслужащих за выслугу лет.
По итогам 2018 года Росстат насчитал в РФ 692 тыс. региональных, 299 тыс. муниципальных и 38,3 тыс. федеральных госслужащих. Зарплата первых составила 49,4 тыс. руб. (107,7% к 2017 году), муниципальных служащих — 42,1 тыс. руб. (107,9% к 2017 году), федеральных — 126,6 тыс. руб. Если официальные доходы последних превышают среднюю зарплату по стране в несколько раз (в 2018 году — 40 тыс. руб.), то для остальных категорий эта разница не так велика. Впрочем, уровень укомплектованности всех категорий госслужбы в среднем не опускается ниже 90%[22, с.35].
Источником средств для повышения постоянной доли в оплате труда госслужащих с нынешних 40% (60% — переменная часть, доплаты и премии) до 60% (такую цель ставит для себя министерство) должны стать средства, сэкономленные за счет запланированного на ближайшие годы сокращения госаппарата без сокращения фондов оплаты труда госслужащих.
Учитывая вышесказанное, государственные служащие могут претендовать на выплату при достижении определенного стажа, но только после увольнения из государственной службы. В момент расчета пенсии по выслуге учитывается заработная плата с гражданином. К несчастью, трудная система выплаты часто становится причиной споров между органом, который назначает пенсию и пенсионером. В частности, основной проблемой являются дополнительные гарантии, которые предусматриваются местными и региональными законами.
Пенсия для государственных служащих может назначаться в двойном размере по различным основаниям. В каких случаях это допускается, в каких объемах, какие документы для этого требуются, подробно в этом материале.
Государственные служащих согласно требованиям федерального законодательства, имеют право на получение двух видов пенсий одновременно. В их число входят[28, с.126]:
- пенсия по инвалидности или старости;
- пенсия по государственному обеспечению.
Оформление таких выплат осуществляется на основании требований федеральных законом №400 и №166. В одно время допускается получение следующих видов государственного обеспечения:
- государственная пенсия по выслуге лет и в связи с состоянием здоровья – по инвалидности;
- страховая пенсия в связи с достижением предельного возраста для выхода на заслуженный отдых, на 2020 год для мужчин он составляет 60 лет и женщин – 55 лет, и пенсия по выслуге лет.
Возможно обращение гражданином за получением обоих видов пенсий как при одновременной подаче документов на оба вида государственного обеспечения, так и постепенно одного, потом второго.
Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих: структура
Пенсия по выслуге лет назначается федеральным государственным служащим (к ним в этом отношении приравнены муниципальные служащие), которые достигли пенсионного возраста и имеют определенный стаж работы в государственных (муниципальных) должностях. Пенсионные права государственным служащим субъектов федерации устанавливаются в региональных законах о государственной службе.
Пенсия по выслуге лет платится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.
Кроме того, пенсионер может приобрести право и на страховую часть трудовой пенсии по старости или инвалидности (с 01.01.2015 — страховую пенсию по старости или инвалидности) от Пенсионного фонда России (ПФР), если работал в других местах кроме госслужбы и за него платились страховые взносы.
По общему правилу можно выбирать только один из видов пенсионного обеспечения государственных служащих: или пенсию по выслуге, или страховую.
Однако госслужащий, остановившийся на пенсии по выслуге лет, может получать и долю страховой пенсии.
Некоторые субъекты федерации и муниципальные образования предусмотрели возможность доплаты от государства, если бывший госслужащий оформил страховую пенсию в ПФР. Например, таковая установлена Законом г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» для служащих с выслугой от 12,5 (мужчины) или от 10 (женщины) лет. Данная доплата является дополнительной гарантией прав госслужащих.
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.