Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представительства и филиалы иностранных компаний в России (Декабрь 2021)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Формы ведения бизнеса на территории России зарубежными организациями могут быть различными. Иностранная управляющая компания должна иметь представительство или филиал в России или же обходиться без него, к примеру, нанимая физическое лицо-резидента РФ, подписывая договоры напрямую с контрагентами из России и т. д.
Где зарегистрировать обособленное подразделение иностранной компании в России
Рассмотрим, как зарегистрировать представительство иностранной компании в России. Процедура регистрации непременно должна предшествовать началу деятельности зарубежной фирмы. Для этого необходимо обратиться в МИФНС РФ № 47 по городу Москве: с 2015 года именно она уполномочена на проведение аккредитации филиалов и представительств иностранных фирм на территории Российской Федерации.
Если же обособленное подразделение зарубежной фирмы собирается осуществлять деятельность в области гражданской авиации, обращаться за проведением аккредитации следует в Федеральное агентство воздушного транспорта.
Представительства зарубежных кредитных компаний должны быть аккредитованы Банком России (выдачей свидетельства о внесении записи в государственный реестр аккредитованных представительств, тем не менее, занимается ФНС России).
И в случае с авиацией, и с кредитными компаниями необходима персональная аккредитация иностранцев, планирующих работать в учрежденном на территории РФ филиале или представительстве. Данным вопросом занимается Торгово-промышленная палата РФ.
Если зарубежная фирма (компания) собирается открыть представительство в Москве, то данная процедура, в отличие от таковой в других регионах страны, не предполагает предварительного оформления документа, подтверждающего согласование размещения обособленного подразделения на территории субъекта РФ с местными органами власти.
Деятельность обособленных подразделений иностранных компаний в России
В целом и деятельность иностранной компании на территории РФ, и работа отечественных организаций регулируется одними и теми же нормативно-правовыми актами, т. е. они вправе:
- осуществлять хозяйственную деятельность;
- заключать сделки;
- регистрировать товарные знаки;
- открывать и при необходимости закрывать банковские счета (как в иностранных, так и в российских банковских учреждениях).
На вопрос, может ли представительство иностранной компании заключать договоры с предприятиями в России, ответ также будет положительным.
В отношении деятельности зарубежных фирм и их подразделений на территории РФ действуют также некоторые ограничения:
- не разрешается приобретать на правах владения земли приграничных территорий;
- нельзя покупать сельскохозяйственные угодья;
- им недоступна охранная деятельность;
- доля участия в организациях авиаиндустрии и страхования не может превышать 49 %.
Зарубежная организация может заниматься в России бизнесом как через постоянное представительство/филиал, так и без него. Во втором варианте идет речь о российском контрагенте или ИП-резиденте, с которым целесообразно будет заключить договор на эксклюзивное представительство с иностранной компанией.
Самостоятельно принимать решения по осуществлению хозяйственной деятельности фирмы он не сможет, но зачастую о создании на территории РФ представительства иностранная организация начинает думать лишь для того, чтобы расширить клиентскую базу или провести рекламную акцию, а для данных целей заключения контракта с дистрибьютором будет достаточно.
Открытие и регистрация представительства иностранной компании в России
Представительство зарубежной фирмы — это одно из ее подразделений, обладающее следующими отличительными признаками:
- расположено вне места нахождения иностранного юридического лица (ИЮЛ);
- предназначено для представления интересов ИЮЛ и осуществления их защиты;
- не обладает полномочиями на осуществление коммерческой деятельности;
- не является юридическим лицом на территории РФ.
Процедуру открытия представительства зарубежной фирмы на российской территории регламентирует закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ об иностранных инвестициях в РФ. В п. 1 ст. 21 указанного закона определено следующее:
- для открытия представительства зарубежная фирма должна принять решение;
- госконтроль за открытием представительства ИЮЛ производится посредством его аккредитации;
- аккредитацию представительства ИЮЛ (кроме представительств иностранных кредитных организаций) производит Межрайонная ИФНС России № 47 по г. Москве (приказ ФНС России от 22.12.2014 № ММВ-7-14/668@);
- подтверждением факта аккредитации является документ о внесении записи в реестр аккредитованных филиалов и представительств ИЮЛ, ведение которого регламентировано порядком, утв. приказом ФНС от 26.12.2014 № ММВ-7-14/683@.
Как налоговики борются за качество и достоверность информации в госреестре юрлиц, расскажут размещенные на нашем сайте сообщения:
Закон № 160-ФЗ (п. 2 ст. 21) уточняет процедуру открытия представительства ИЮЛ по срокам и составу сообщаемых сведений следующим образом:
- ИЮЛ обязано представить заявление об аккредитации в течение 12 месяцев после принятия решения об открытии представительства;
- заявление об аккредитации включает в себя:
- заверенные ТПП РФ (Торгово-промышленной палатой РФ) сведения о численности иностранных граждан — работников представительства;
- документы для аккредитации.
К подаваемым для аккредитации иностранным документам предъявляются следующие требования:
- обязательное наличие на них подлинных отметок о консульской легализации (или заверение их апостилем) — если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями РФ;
- перевод их на русский язык должен быть заверен нотариально или в консульском загранучреждении и является действительным в течение 1 года с даты заверения.
После того как все необходимые действия по аккредитации представительства ИЮЛ произведены, потребуется осуществить еще ряд процедур:
- учетного характера (представительства встают на учет в органах госстатистики, налоговых и др.);
- организационного характера (представительства открывают счет в банке, при необходимости изготавливают печать и осуществляют иные организационные действия).
По завершении всех аккредитационно-организационно-учетных действий представительство ИЮЛ на законных основаниях начинает свою деятельность.
Филиал и представительство иностранной компании – обособленные подразделения, действующие по указанию головной компании и выполняющие все или часть её функций. Подразделения полностью подчиняются учредившей их компании, по обязательствам отвечает головная компания.
В чем отличие филиала от представительства?
Представительство наделяется минимальным объемом полномочий и не вправе вести предпринимательскую деятельность (ч. 1, 3 ст. 55 ГК РФ). Оно может заниматься только маркетингом и рекламной деятельностью, вести поиск потенциальных партнеров, заключать контракты, разрешать конфликтные ситуаций и пр.
Филиалможет полноценно осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная иностранная компания (ч. 2 ст. 55 ГК РФ), т.е. функционал филиалов в принципе такой же, как и у российских компаний.
Иностранная организация – налоговый агент по налогу на прибыль
Если у иностранной компании в РФ есть постоянное представительство, то она является налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате некоторых видов доходов иностранным компаниям, у которых отсутствуют постоянные представительства в РФ.
Налогооблагаемые доходы, получаемые иностранными компаниями без представительств в РФ, приведены в ст. 309 НК РФ. Данный перечень включает в себя:
- дивиденды, уплачиваемые участнику российской компании;
- доходы, которые получены при распределении прибыли/имущества российской компании (включая распределения при ликвидации);
- проценты по любым долгам, в том числе долговые обязательства по гос- и муниципальным эмиссионным ценным бумагам;
- доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
- доходы, полученные в результате продажи акций или долей российских компаний, активы которых свыше 50% состоят из недвижимого имущества, находящегося в РФ;
- доходы, полученные от реализации российской недвижимости;
- доходы, полученные от сдачи имущества в аренду или субаренду, использование которого происходит в РФ;
- доходы, полученные от международных перевозок;
- штрафы, пени, полученные за нарушение обязательств;
- иные доходы.
Далее приводится сравнение всех форм работы иностранных компаний на территории Российской Федерации
Видно, что наиболее выгодной формой работой будет образование дочерней компании, т.к. это позволяет проводить налоговое планирование, и нет ограничений на ведение деятельности, как работа без представительства. Наименее привлекательно выглядит образование постоянного представительства.
Форма работы | Налог на прибыль | НДС | Отчисления в страховые фонды | Налог на имущество |
---|---|---|---|---|
Представительство или филиал | 20% | Уплачивается в общем порядке | Уплачиваются в общем порядке | Уплачивается в общем порядке |
Без представительства | 20% | Входящий налог на общих основаниях, исходящие денежные операции не облагаются налогом | Не уплачиваются, т.к. не состоит на налоговом учете | Не уплачиваются, т.к. организация не является плательщиком |
Дочерняя компания | Уплачивается в общем порядке в зависимости от выбранного налогового режима (УСН, ЕНВД или общий) |
ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. не раскрывает понятие представительство иностранной организации. Определение понятия представительство раскрывается в ГК РФ. Данное определение применимо и к представительствам иностранной организации на основании ч.1 ст. 2 ГК РФ. В данной статье сказано, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием… иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». Иное ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. не предусмотрено. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.2 ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г.).
Соответственно, учитывая положения ГК РФ, мы можем сказать, что представительством иностранной организации является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ч.1 ст. 2; ч.1 ст. 55 ГК РФ). Следовательно, деятельность филиала, как указано выше, шире, чем деятельность представительства. Представительство выполняет только функции представления и защиты интересов головной организации.
Что касается процедуры аккредитации представительства, то она соответствует процедуре аккредитации филиала – по перечню документов, предоставляемых для государственной аккредитации, размеру государственной пошлины, перечню документов, выдаваемых по завершении процедуры аккредитации.
Полномочия руководителя филиала/представительства
На всех работников отделения, в том числе руководителя, на территории РФ распространяются нормы Трудового кодекса РФ. По закону в филиале должен быть в наличии определенный перечень нормативно-правовых актов из сферы трудовых отношений – штатное расписание, график отпусков и так далее. Многие кадровые вопросы решаются непосредственно на месте.
С руководителем обособленного подразделения трудовой договор заключает головная организация на основании приказа о приеме на работу. Компанией выдается зарплата главы представительства иностранной компании в соответствии с объемом возложенных полномочий, размером выручки и другими параметрами, которые согласовываются в индивидуальном порядке.
Представление интересов иностранного юридического лица руководитель филиала осуществляет на основании доверенности, в которой зафиксированы его полномочия. Объем прав и обязанностей директора филиала (представительства) также содержится в действующих в организации нормативно-правовых актах.
Начальник филиала/представительства обязательно должен иметь разрешение на работу на территории РФ.
Смена главы представительства проводится головной организацией в соответствии с принятым решением и локальными нормативными актами. Соответствующие изменения должны быть предоставлены в налоговую службу и внебюджетные фонды для корректировки имеющихся сведений.
Как происходит ликвидация филиала (представительства)
Закрытие представительства/филиала зарубежной компании имеет иной порядок, чем ликвидация филиалов российских предприятий. Основными причинами прекращения деятельности обособленного подразделения являются:
- отсутствие сведений о филиале более года (непредоставление годового отчета, не доставленная корреспонденция по месту учета организации, отсутствие операций в банке);
- ликвидация иностранной компании;
- нарушение законодательства, которое привело к принятию уполномоченными органами решения о закрытии;
- другие причины, которые привели к принятию решения о ликвидации.
Уполномоченные органы по указанным причинам не выдают информационный лист о ликвидации, а производят данную процедуру автоматически.
Пошаговая инструкция по ликвидации филиала иностранной компании выглядит следующим образом:
- Зарубежная фирма принимает решение о ликвидации филиала (представительства).
- Работники уведомляются о планируемом увольнении.
- Подаются соответствующие документы в налоговую службу.
- Представляется отчетность, закрывается счет в банке.
- Ликвидируемое представительство снимается с учета во внебюджетных фондах – ПФР, ФСС, Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Документы о прекращении деятельности обособленного подразделения важно подать в срок – не позднее пятнадцати календарных дней с момента принятия решения о закрытии. Уполномоченный орган ФНС осуществляет процедуру ликвидации в течение 10 дней, затем вносит соответствующие изменения в реестр, после чего в течение пяти дней выдает иностранной компании документы о закрытии филиала (представительства).
Решение о закрытии филиала, принятое иностранной компанией, нужно легализовать (поставить апостиль). Форму 15 ПФП нотариально заверять не требуется, она должна быть подписана руководителем филиала и прошита.
В течение трех дней с момента внесения записи в реестр налоговые органы направляют во внебюджетные фонды информацию о закрытии подразделения. Однако не всегда процедура проходит без сбоев, поэтому иностранная компания должна самостоятельно проверить снятие филиала с учета во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС, ФОМС) и при необходимости заняться этим вопросом самостоятельно.
Принятие решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр
- О государственной услуге
- Предназначена для
- регистрации представительств иностранных религиозных организаций (внесения изменений в сведения о них) и
- внесения сведений (изменений в сведения) о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
- Структурные подразделения – филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр.
- Кто может обратиться
- Для регистрации представительств иностранных религиозных организаций:
- руководитель иностранной религиозной организации;
- лицо, уполномоченное иностранной религиозной организацией на ведение от ее имени переговоров об открытии представительства.
- Для внесения сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр:
- руководитель филиала или представительства;
- руководитель международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации;
- иное лицо, действующее на основании полномочий.
Куда обратиться
В центральный аппарат Минюста России г. Москва, ул. Кржижановского, д. 7, стр. 1 (м. Профсоюзная).
График приема:
Понедельник 10.00 – 13.00
Вторник, четверг 14.00 – 17.00
Среда, пятница 09.00 – 12.00
Почтовое отправление корреспонденции осуществляется по адресу: 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14.
Прием корреспонденции через экспедицию по адресу: г. Москва, ул. Житная, д.14 (м. Октябрьская) осуществляется по следующему графику:
- понедельник – четверг – с 10-00 до 12-00, с 14-00 до 17-00;
- пятница – с 10-00 до 12-00, с 13-00 до 15-00.
- Порядок получения государственной услуги
- Заявители имеют право направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представить документы лично.
- Для регистрации представительства иностранной религиозной организации представляются:
- заявление об открытии и регистрации представительства иностранной религиозной организации, подписанное уполномоченным лицом (лицами) иностранной религиозной организации, в котором указываются краткие сведения об этой религиозной организации;
- положение о представительстве иностранной религиозной организации, в котором указываются цель и основные формы деятельности представительства, местонахождение (адрес) и территория его деятельности, количество иностранных сотрудников представительства;
- в случае открытия представительства иностранной религиозной организации при российской религиозной организации — соответствующее решение правомочного органа и заявление этой организации;
- решение правомочного органа иностранной религиозной организации (организаций) об открытии своего представительства в Российской Федерации и назначении руководителя представительства (представителя);
- копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной религиозной организации.
- В случае ликвидации иностранной религиозной организации, открывшей представительство, досрочного прекращения деятельности представительства, замены его руководителя (представителя), изменения местонахождения (адреса) представительства, численности иностранных сотрудников иностранная религиозная организация или руководитель представительства уведомляют об этом Минюст России с приложением подтверждающих документов.
- Для внесения сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр представляются:
- уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации;
- учредительные документы международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации;
- решение руководящего органа международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации о создании филиала или представительства;
- положение о филиале или представительстве;
- решение о назначении руководителя филиала или представительства;
- документ с изложением целей и задач создания филиала или представительства.
- Не позднее семи дней со дня внесения в Реестр сведений о соответствующем структурном подразделении его руководитель уведомляет Министерство юстиции Российской Федерации об адресе (о месте нахождения) филиала или представительства и о контактных телефонах.
- Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации и в прилагаемых к уведомлению документах, а также изменении сведений об адресе (о месте нахождения) филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации, представляются:
- уведомление об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации;
- документы, прилагаемые к уведомлению о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», сведения в которых изменились.
- Требования, предъявляемые к документам
- Заявление, уведомление и прилагаемые к ним документы представляются в одном подлинном экземпляре, кроме учредительных документов иностранной религиозной организации, международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, которые представляются в надлежаще заверенном виде.
Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г.
, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств — участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г.
, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при принятии решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации или внесении сведений (изменений в сведения) о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в Реестр без консульской легализации документов, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ.
Официальные документы, полученные из стран СНГ, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенных оттиском печати с воспроизведением государственного герба.
Услуга предоставляется бесплатно.
Консультации по вопросам предоставления государственной услуги предоставляются при личном обращении, посредством интернет-сайта, телефонной связи, почты или электронной почты. При личном обращении консультации предоставляются в часы приема документов, в иных случаях — в рабочее время, в том числе когда прием документов для предоставление государственной услуги не осуществляется.
- Срок предоставления
- Для регистрации представительств иностранных религиозных организаций –90 дней (может быть продлен до 180 дней в случае если у заявителя запрашиваются дополнительные сведения)
- Для внесения сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр – 30 дней.
- Результаты оказания государственной услуги
- Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:
- регистрация представительства иностранной религиозной организации (принятие решения о регистрации; внесение сведений о представительстве иностранной религиозной организации в Реестр представительств иностранных религиозных организаций; формирование и выдача документов заявителю);
- внесение сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр;
- прекращение исполнения государственной услуги по инициативе заявителя.
- Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
- Для отказа в регистрации представительства иностранной религиозной организации:
- цели и деятельность иностранной религиозной организации, заявляющей об открытии своего представительства в Российской Федерации, противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
- представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, Порядку регистрации представительств иностранных религиозных организаций или содержат недостоверные сведения;
- ранее зарегистрированное на территории Российской Федерации представительство было закрыто в связи с осуществлением деятельности, запрещенной законом, или с иными нарушениями законодательства Российской Федерации.
- Для отказа во внесении сведений (изменений в сведения) о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в Реестр:
- если сведения и документы представлены не полностью либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;
- если установлено, что в представленных учредительных документах международной организации, иностранной некомм��рческой неправительственной организации содержится недостоверная информация;
- если документы и (или) содержащиеся в них сведения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
- если цели и задачи создания филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации;
- если ранее внесенные в Реестр филиал или представительство международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации были исключены из Реестра в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
Бухгалтерский учет представительства (филиала) иностранной компании
Представительство или филиал иностранной организации нельзя рассматривать как российское юридическое лицо, т.к. оно является составной частью иностранного юридического лица, образованного в соответствии с нормами законодательства иностранного государства.
Заметим, что на данный момент ни одним нормативным документом по бухгалтерскому учету не предусмотрена обязанность составления представительством иностранной организации бухгалтерской отчетности.
Если иностранное представительство или филиал будет вести учет доходов и расходов (и иных объектов налогообложения) в соответствии с налоговым законодательством, то оно может отказаться от ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерского баланса в ИФНС. Однако ничего не мешает иностранной компании вести учет в стандартной 1С с целью отражения операций и контроля за деятельность.
При ведении учета необходимо учитывать, что для обобщения информации обо всех видах расчетов с головной компанией можно использовать счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Филиал или представительство может отражать убыток, получаемый в результате деятельности в РФ, а может все осуществленные расходы передать головному офису для формирования у него финансового результата. В любом случае отчетность головного офиса должна включать в себя все показатели деятельности представительства иностранной компании в РФ.
Бухгалтерский учет можно и нужно выстраивать таким образом, чтобы иметь возможность предоставления отчетов в головной офис. Зачастую формы этих отчетов имеют особенности стандартов учета страны нахождения головного офиса.
С помощью программистов можно доработать программу или написать обработку, которая позволит формировать эти отчеты автоматическим образом.
При ведении учета филиалов и представительств мы обязательно прорабатываем этот вопрос и ведем учет таким образом, чтобы предоставлять максимальную информацию по операциям головной компании.
Емкость рынка — один из важнейших ориентиров, на который стоит опираться при выходе в новый регион. О том, что такое емкость рынка, и почему она так важна, уже подробно расписывал эксперт нашего портала Валерий Алавердян. Ну, а если простыми словами, то любой рынок “не резиновый”. На определенной территории нельзя продать больше, чем там покупается. И именно этот объем продаж и называется емкостью рынка.
Чаще всего емкость рынка измеряется в количестве проданных единиц или в деньгах за определенный срок. Обычно это год. Почему не месяц? Чтобы учесть фактор сезонности спроса. Чтобы узнать денежную емкость рынка и взвесить свои претензии на нем, нужно выяснить количество реализуемого товара в год и умножить на его стоимость. Но вот вопрос — где взять эти данные?
Ответ удручает. На 100% достоверная информация существует лишь в теории, а более-менее объективные данные просто так на дороге не валяются. Из-за этого аналитики вынуждены идти обходным путем, используя десятки методов расчетов емкости. Эксперты с опытом сходятся во мнении о том, что для каждого товара или услуги методика должна быть разработана индивидуально из-за их специфики. Универсального решения не существует, поэтому лучше всего сочетать 2-3 метода.
Основные способы получения информации о емкости рынка и объемах реализации товаров и услуг
|
|||
Способ |
Источники информации |
Плюсы |
Минусы |
Сбор вторичной информации. Вы пользуетесь готовым информационным продуктом, которым кто-то уже готов поделиться или уже выложил в свободный доступ. |
— статистические отчеты, — данные органов управления организаций, — аналитика в специализированных изданиях, — статьи в интернете |
— возможность найти информацию в свободном доступе, бесплатно или по небольшой цене.
|
— разрозненность и неполнота данных; — невозможно проверить достоверность; — нельзя использовать в дальнейшем. |
Анализ данных от производителей. Вы собираете данные о продажах крупных компаний, которые производят товары, занимаются оптом и розницей.
|
— отчеты компаний, публикуемые госорганами; — личный опрос крупных компаний; |
— возможность определить реальные объемы реализации продукции, и доли компаний на рынке; — более быстрые сроки исследования, нежели при анализе конечных клиентов, которых всегда больше. |
— полная зависимость от данных производителя или поставщика; — трудность вовлечения всех компаний в процесс; — уровень репрезентативности компаний может оказаться невысоким относительно всей картины. Достаточным уровнем считается учет компаний, реализующих в целом 80% объема рынка. |
Анализ затрат и поведения потребителей. Вы собираете данные о расходах потребителей на товар за определенный период времени, считаете количество покупок, выводите показатели спроса на изделия путем экстраполяции на весь исследуемый регион. |
— Росстат; — таможенные декларации; — отраслевые обзоры; — вторичная информация; — опросы потенциальной аудитории; — обмены данными о реализации продукции между компаниями; — исследования ценовой политики и стоимости на рынке сбыта; — отслеживание продаж по чекам реальных потребителей |
— возможность изучить весь ассортимент товаров, цены, количество проданного за конкретный период; — получение большого числа дополнительной информации относительно потребления тех или иных брендов, размеров покупки, желаемой стоимости, интереса аудитории к различным брендам и т.д.
|
-работа с колоссальным объемом информации; — значительные временные затраты; — сложность сбора информации; — трудность в проверке данных; — большие финансовые затраты. |
На основе норм потребления конкретного товара или услуги. Вы выясняете нормативы потребления товаров на одно лицо и общее число жителей и перемножаете эти данные. |
-Росстат; — краевые сервисы Росстата |
— способ удобен для продуктов питания, расходных материалов и сырья; — простота и быстрота расчета емкости; — отсутствие затрат.
|
— неприменим для многих сфер деятельности; — невозможность исследовать объем потребления по ассортименту; — один из самых неточных методов оценки. — скудность статистических данных |
На основе приведения объемов продаж. Вы делаете расчет на основе готовой статистики продаж компании в других регионах и делаете прогноз с учетом факторов, которые влияют на уровень реализации. Применяются так называемые “приводящие коэффициенты”. Например, численность населения, доходы населения, климатические особенности, либо данные, отражающие потребление целевой группы в смежной или иной отрасли. |
-информация об объемах продаж в конкретной компании; — Росстат; — внешние сведения аудита розничной торговли; — вторичная информация; — опросы целевой аудитории |
-наиболее точный метод расчета емкости рынка; — максимально дешевый способ для ряда компаний; — небольшие временные затраты; |
— необходимость иметь реальные данные по продажам хотя бы для одного района; — не подходит для организаций без серьезного опыта в бизнесе и опыта работы на разных территориях. — не учитываются психографические характеристики потребителей, особенности менталитета |
С помощью экспертной оценки. Методами опросов и анкетирования вы выводите среднее арифметическое индивидуальных мнений экспертов. |
-представители крупных компаний-производителей; — ритейлеры; -финансовые аналитики; — представители отраслевых ассоциаций; — представители власти; — известные экономические журналисты; — вторичная информация; |
-высокая точность при большом количестве опрошенных экспертов; -возможность учесть различные факторы; — возможность узнать экспертные прогнозы. |
-сложность сбора информации; -противоречивость оценок; — трудность оценки достоверности информации; — необходимость опроса большого числа экспертов для получения объективной оценки. |
Документы для регистрации
Список официальных бумаг, которые необходимы филиалу или представительству иностранной компании для прохождения процедуры регистрации, определен Приказом ФНС от 26.12.2014 года № ММВ-7-14/680@. В первую очередь необходимо составить заявление об аккредитации, которое должно соответствовать форме №15АФП.
Внимание! К нему уже необходимо приложить следующие официальные бумаги:
- об учреждении юридического лица, выданные иностранным государством;
- выписку из государственного реестра иностранного государства, подтверждающую статус юридического лица, которое открывает филиал или представительство на территории России;
- справку о налоговом идентификаторе юридического лица, выданную страной регистрации;
- справку о налоговом коде, подтверждающую постановку юридического лица на учет в ФНС в России;
- решение иностранной фирмы открыть обособленное подразделение (филиал или представительство) на территории Российской Федерации;
- положение, регламентирующее деятельность обособленного подразделения;
- подтверждающие полномочия руководителя филиала или представительства иностранного юридического лица;
- свидетельствующие об оплате государственной пошлины за проведение аккредитации обособленного подразделения иностранной компании;
- опись бумаг, которые подаются в налоговую службу для проведения процедуры аккредитации. Опись составляется в двух экземплярах, на втором делается отметка о принятии.
Кроме того, в обязательном порядке понадобятся бумаги, которые подтверждают фактическое местонахождение филиала на территории Российской Федерации.
Например:
- гарантийное письмо с приложением копии договора аренды здания или помещения;
- копии правоустанавливающих документов на право собственности;
- выписка из ЕГРН.
Как видно, при наличии статуса постоянного представительства, деятельность иностранного подразделения подлежит налогообложению по российским нормам в полном объеме. За некоторыми исключениями, к примеру — отсутствие обязанности уплачивать ввозной НДС при получении товаров от головной организации.
Но что же еще выигрывает компания от открытия филиала? Филиал – это нерезидент с точки зрения валютного законодательства. Он может осуществлять расчёты и получать выручку на территории России как в валюте, так и в рублях. Также возможны облегченные переводы между головной организацией и филиалом без валютного контроля.
Открытие представительства – это ответственный шаг, который ведет к расширению бизнеса. Чтобы всё прошло без проблем, Вам следует знать, какие сюрпризы могут Вас поджидать в новой стране.