Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
- Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
- Порядок наложения
- Сроки привлечения к ответственности
- Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
Порядок наложения дисциплинарного взыскания
Для того чтобы решение работодателя об увольнении сотрудника действительно являлось правомерным, директором должна быть соблюдена процедура наложения дисциплинарного взыскания. В соответствии с установленными правилами она должна включать в себя следующие этапы:
- Фиксирование факта совершения того или иного нарушения подчиненным. Для этого работодателем может быть использован такой документ, как внутренний акт, созданный во время проведения расследования. Необходимо помнить, что составление такого документа обязательно нужно осуществлять в присутствии хотя бы двух других сотрудников, которые смогут выступить в роли независимых свидетелей.
- Отправку сотруднику официальной письменной просьбы относительно предоставления объяснений по поводу совершенного нарушения. Данный этап никогда нельзя пропускать. Действующие законодательные нормы для дополнительной защиты прав сотрудников устанавливают, что работодатель должен дать подчиненному полноценную возможность объяснить собственное поведение. Вполне возможно, что сотрудник представит информацию относительно наличия особых условий, которые вынудили поступить его именно так.
- Проведение внутреннего расследования. Для этого работодателем принимается решение о создании специальной комиссии. В ее обязанности будет входить установление всех важных фактов произошедшего. Внутреннее расследование может длиться несколько дней. По окончании данного периода времени ее членами составляется официальное заключение, в котором указываются все полученные выводы.
- Оценку степени серьезности совершенного подчиненным проступка. После получения официального заключения от комиссии директору организации необходимо тщательно изучить документ и сделать соответствующие выводы. Максимально объективная оценка произошедшего необходима для того, чтобы руководитель мог вынести действительно справедливое решение и установить заслуженное наказание. Решение о том, какая именно мера ответственности будет применена к конкретному сотруднику, принимается работодателем самостоятельно. Однако здесь ему необходимо будет помнить о том, что одностороннее увольнение сотрудника можно произвести лишь по тем основаниям, которые были установлены в официальном порядке законодательными нормами.
- Применение назначенного в отношении сотрудника наказания. Порядок данной процедуры напрямую будет зависеть от того, какая именно мера ответственности была выбрана работодателем. Если она заключается в замечании или выговоре, уполномоченным лицом создается приказ и соответствующий акт. В данных документах указываются все важные сведения, включая и основание, по которому было назначено соответствующее наказание. Если же речь идет об увольнении, работодателем должен быть создан отдельный приказ о расторжении ранее заключенного трудового соглашения. Помимо этого, в последний рабочий день с уволенным сотрудником необходимо будет провести полный расчет, с выплатой положенных ему компенсаций.
Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.
Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.
Проступки могут быть разными:
- Невыполнение своих должностных обязанностей;
- Выполнение обязанностей не должным образом;
- Опоздание на службу;
- Прогул;
- Появление на службе в нетрезвом виде;
- Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
- Противоправные действия коррупционной направленности;
- Административные правонарушения;
- Многие другие.
Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.
Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих: основания и порядок привлечения в 2021 году
Главная / Трудовое право / Ответственность / Дисциплинарная
Назад
Опубликовано: 04.06.2016
- Время на чтение: 9 мин
- 4968
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
- Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
- Порядок наложения
- Сроки привлечения к ответственности
- Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.
Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.
Проступки могут быть разными:
- Невыполнение своих должностных обязанностей;
- Выполнение обязанностей не должным образом;
- Опоздание на службу;
- Прогул;
- Появление на службе в нетрезвом виде;
- Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
- Противоправные действия коррупционной направленности;
- Административные правонарушения;
- Многие другие.
Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.
Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.
Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности
Несение государственной службы в нашей стране осуществляется на основании главного законодательного акта, а именно – ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Именно в этом нормативно-правовом акте содержится основная информация относительно таких важных вопросов, как: существующие чины гражданской службы, основные права и обязанности, которые могут быть возложены на таких сотрудников, основания для прекращения службы и т.д.
Помимо этого, в вышеуказанном акте присутствуют сведения и относительно различных видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть установлены в отношении государственных работников. В соответствии с существующими правилами таких форм наказаний всего три – замечание, выговор и увольнение. Еще несколько лет назад в данный список входила и еще одна разновидность дисциплинарной ответственности – предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако в 2013 году эта мера была исключена из существовавшего перечня.
Решение о выборе конкретной формы наказания из трех возможных всегда принимается уполномоченным лицом самостоятельно. При этом учитываются важные индивидуальные особенности конкретной ситуации. Например, работодателем, прежде всего, должна быть надлежащим образом оценена степень серьезности проступка сотрудника.
Отдельно следует упомянуть и о том, что каждая мера ответственности также отличается своей серьезностью и некоторыми особыми последствиями, которые могут наступить для государственного служащего. Замечание и выговор представляют собой достаточно схожие виды наказания и, безусловно, они являются наименее серьезными мерами ответственности. Основная разница заключается лишь в сведениях, которые фиксируются в соответствующем приказе о назначении дисциплинарного наказания.
Естественно, наиболее строгой мерой для государственного служащего всегда будет являться его увольнение в одностороннем порядке за ранее совершенное нарушение. Именно поэтому такая мера может быть применена работодателем исключительно в особых ситуациях, при которых наказание полностью соответствует степени серьезности ранее совершенного проступка.
Два дня, которые прописаны в законе, – это срок, за который работник может сформулировать объяснение совершенному правонарушению и донести обстоятельства, которые могут в некоторой степени улучшить его положение. У каждого есть право отказаться от предоставления объяснительной, в то же время за эти два дня можно изменить свое решение. Результатом взыскания в некоторых случаях может быть даже увольнение сотрудника. Если работник представил в письменной форме объяснение причин совершенного нарушения правил, это не отменяет возможности применения к нему наиболее тяжелой формы взыскания, то есть увольнения. В то же время отказ от предоставления не становится причиной ужесточения наказания. Важно помнить, что нарушение дисциплины и взыскания, за это назначаемые, должны разумно соотноситься друг с другом.
Административная и дисциплинарная ответственность государственного служащего – отличия
Государственный гражданский служащий как и гражданин отвечает перед законом за деяние административного характера. Наказания за проступки данного характера прописаны в КоАП РФ. Так же в КоАП есть статья 2.4 предусмотренная для государственных служащих совершивших административное нарушение. Законом строго разграничивается ответственность административная и дисциплинарная.
Рассмотрим их отличия:
- Государственный служащий привлекается к дисциплинарному наказанию в порядке служебной подчиненности, исполнение осуществляется исполнительной властью, назначенной Президентом Российской Федерации или судами;
- Административная ответственность имеет несколько иные меры воздействия на нарушителя нежели дисциплинарная: предупреждение, пресечение, взыскание.
Распространение административной ответственности происходит не только на должностных лиц и граждан, но и на учреждения, организации и предприятия.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих (Шадрина Т.В.)
Дата размещения статьи: 29.09.2016
Случаи нарушения трудовой дисциплины нередко встречаются не только в коммерческих организациях. Государственные гражданские и муниципальные служащие также довольно часто пренебрегают правилами внутреннего трудового распорядка и своими служебными обязанностями. Сегодня поговорим о дисциплинарной ответственности данной категории работников. Прочитав статью, вы узнаете, какие виды дисциплинарного воздействия применимы к государственным гражданским служащим, за какие нарушения трудовой дисциплины возможно расторжение служебного контракта, какова процедура привлечения к дисциплинарной ответственности и какие последствия могут быть для представителя нанимателя при неправильном применении норм законодательства в данной области.
Служебная дисциплина на государственной гражданской службе
Обратите внимание! В силу ст. 56 Закона N 79-ФЗ под служебной дисциплиной на гражданской службе понимается обязательное соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом.
Отметим, что представитель нанимателя обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины. Так, гражданскому служащему должны быть обеспечены:
— возможность прохождения гражданской службы и замещения определенной должности такой службы (ст. 23 Закона N 79-ФЗ);
— надлежащие организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей (ст. 14 Закона N 79-ФЗ);
— необходимые информация и материалы — локальные нормативные акты, касающиеся служебной деятельности (ст. 14 Закона N 79-ФЗ);
— безопасность, охрана и гигиена труда (ст. 212 ТК РФ);
— своевременная и в полном объеме оплата труда (ст. ст. 14, 52 Закона N 79-ФЗ).
Примечание. Не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей по причинам, не зависящим от гражданского служащего (например, из-за отсутствия необходимых условий, недостаточной квалификации служащего, в связи с его болезнью).
Виды дисциплинарных взысканий для государственных служащих
Примечание. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности
Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности определен ст. 58 Закона N 79-ФЗ.
Прежде всего, при обнаружении нарушения трудовой дисциплины или несоблюдения служебных обязанностей необходимо зафиксировать данный факт. Сделать это можно путем составления акта или докладной записки. Приведем пример.
Руководителю Приволжского межрегионального
территориального управления Росстандарта
Олегову Р.Х.
от начальника отдела (инспекции)
в Нижегородской области Петровой Л.Д.
Довожу до Вашего сведения, что главный специалист правового отдела Занозина А.И. сегодня (27 марта 2012 г.) не явилась на заседание административной комиссии, что привело к переносу рассмотрения дел о принятии мер административного воздействия к нарушителям законодательства в сфере государственного метрологического надзора, которые явились на рассмотрение дел к 11.00 в здание ПМТУ Росстандарта по адресу: г. Н. Новгород, ул. Республиканская, д. 1, каб. 405.
Прошу принять к Занозиной А.И. меры дисциплинарного воздействия.
Начальник отдела (инспекции) в Нижегородской области Петрова Л.Д. Петрова
После получения «звоночка» о выявленном нарушении издается акт руководителя государственного органа (приказ, распоряжение и т.п.) о проведении служебной проверки, в котором указываются дата начала проверки, срок ее проведения, состав комиссии по проведению проверки, факты, послужившие основанием для ее проведения, и задача комиссии.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены (ст. 59 Закона N 79-ФЗ):
— факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
— вина гражданского служащего;
— причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
— характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
— обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Порядок привлечения к ответственности
Привлечение госслужащего к ответственности начинается с выявления факта совершенного проступка и происходит в следующем порядке:
- По факту совершения проступка составляется служебная записка на имя руководителя государственного учреждения с указанием возможных виновных лиц.
- С обвиняемых в проступке госслужащих затребуют объяснительные записки.
- Руководитель подразделения инициирует проведение служебной проверки.
- По результатам проверки выносится заключение.
- Составляется акт о применении взыскания.
- Копия акта вручается совершившему проступок госслужащему под подпись.
При отказе обвиняемых предоставить объяснительные в течение двух дней составляется акт, после чего начинается служебная проверка, на которую отводится 30 дней. К проверке привлекаются:
- кадровая служба;
- юридическая служба;
- представители профкома.
В ходе служебной проверки необходимо установить:
- факт совершения проступка;
- наличие вины госслужащего;
- причины и мотивы проступка;
- степень ущерба или вреда, причиненного проступком.
Кто относится к государственным служащим
Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст.
1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.
Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):
Руководители | Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно. |
Помощники (советники) | Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства. |
Специалисты | Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций. |
Обеспечивающие специалисты | Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов. |
Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.
Какие бывают меры дисциплинарной ответственности государственных служащих
Закон позволяет применять следующие меры ответственности в отношении государственных служащих, допустивших нарушение трудовой дисциплины: выговор, замечание, увольнение.
Специальная дисциплинарная ответственность характеризуется некоторыми особенностями, обусловленными следующими факторами:
- спецификой деятельности государственного служащего;
- тяжестью последствий, которые могли бы возникнуть после безответственного отношения к работе госслужащего.
Выбранная руководителем мера ответственности должна быть объявлена в письменной форме, о факте применения мер наказания можно сообщить в личной карточке в разделе под номером 10.
Если решено было, что выговора или замечания недостаточно, и госслужащего необходимо уволить, делается соответствующая запись в трудовой книжке. Увольнение является крайней мерой и применяется, как правило, если:
- госслужащий явился на работу в нетрезвом состоянии;
- госслужащий прогуливал работу, и руководству удалось это зафиксировать;
- госслужащий не выполнил поручение или выполнил работу некачественно, из-за чего наступили достаточно серьезные последствия, такие как большие финансовые потери или смерти людей.
Ответы на распространенные вопросы про меры дисциплинарной ответственности государственных служащих
Вопрос №1: Как быть, если государственный служащий не желает ознакомиться с приказом о применении в отношении него мер дисциплинарной ответственности и не хочет писать объяснительную записку?
Ответ: В таком случае мера дисциплинарного взыскания по-прежнему может быть применена. Приказ необходимо направить на адрес регистрации госслужащего заказным письмом с уведомлением о вручении. А если он не желает писать объяснительную, составляется соответствующий акт с подписями свидетелей его отказа.
Вопрос №2: Руководитель потребовал от госслужащего предоставления объяснительной записки с указанием причин регулярных опозданий на работу, но тот не написал заявление в течение 2 положенных дней. Является ли это поводом к еще одному дисциплинарному взысканию?
Ответ: Нет, отказ от написания объяснительной записки нельзя расценивать как нарушение трудовой дисциплины или как неподчинение начальству.
Снятие дисциплинарного взыскания
Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:
- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
- исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
- соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;
- соблюдение служебного распорядка государственного органа;
- поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
- бережное отношение к государственному имуществу, в том числе к имуществу, предоставленному для исполнения должностных обязанностей;
- соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих
Всю сферу деятельности людей можно условно разделить на:
- производящие материальные блага;
- оказание услуг;
- занятия культурой и спортом;
- помощь государству обеспечить конституционный строй, обеспечить правопорядок, защищающие социальные и имущественные права граждан.
Государственные служащие – должностные лица, исполняющие служебные обязанности, направленные на управление, охрану и поддержание правопорядка.
Выделяют государственных служащих федерального уровня и гражданских, получающих соответственно денежное вознаграждение из федерального или регионального бюджета.
Даже из определения понятно, что это люди, стоящие на службе государства.
Трудовым кодексом регулируются основные нормы правоотношений между работодателем и наемными работниками.
За ненадлежащим образом исполненное трудовое задание или нарушение дисциплины, работник, согласно ст. 192 ТК РФ, может быть привлечен к дисциплинарному взысканию, в зависимости от степени тяжести проступка, последствий для предприятия и остальных работников, на усмотрение работодателя в виде:
- объявления замечания;
- вынесения выговора;
- при неоднократных или особо грубых нарушениях вплоть до увольнения с указаниями причины расторжения трудового договора в трудовой книжке, что может повлиять на дальнейшее трудоустройство и судьбу провинившегося сотрудника.
При этом в пятой части ст. 189 ТК РФ дается оговорка, что для отдельных категорий работников применяются нормы, установленными другими федеральными законами.
Часть 3 ст. 192 ТК, перечисляющая возможные виды взысканий, в то же время говорит о возможности применения других видов наказания, предусмотренные уставами, положениями о дисциплине и федеральными законами.
Выбирая один из методов дисциплинарного взыскания, руководитель должен учесть тяжесть совершенного действия и обстоятельства, при которых человек поступил именно таких образом.
Государственных служащих законодатель относит именно к отдельной категории работников, на которых распространяется действие Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, одобренного Советом Федерации «15» июля 2004 года и вступившим в действие с «27» июля 2004 года (далее по тексту ФЗ № 79).
В главе 12 ФЗ № 79 рассмотрены вопросы:
- о требованиях служебной дисциплины конкретно от лиц, являющихся служащими государству;
- какие возможно применить дисциплинарные взыскания;
- порядок, в каком может быть наложено дисциплинарное взыскание и его снятие.
Остановимся подробнее на теме как возможно привлечь к дисциплинарной ответственности госслужащих, и отличием от взысканий, допустимых для работников общей производственной сферы.
Понятие муниципальной службы
Для начала следует выделить основные особенности сферы местного самоуправления. Муниципальная представляет собой один из видов публичной службы. Это целая система, включающая в себя органы местной публичной власти, то есть, муниципальные образования. Муниципальный служащий замещает должность в системе местного самоуправления, которая, к слову, не является выборной.
Работники рассматриваемой системы реализуют свою профессиональную деятельность в соответствующих инстанциях и получают за это финансовое вознаграждение. Зарплата сотрудникам формируется за счет средств местного бюджета, то есть бюджета муниципального образования. Сама работа находится в его подчинении. Ответственность муниципального служащего, в связи с этим, можно считать повышенной.