Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы и ответственность за взятки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судебная статистика вскрыла удивительную закономерность: давать взятки гораздо опасней, чем брать. Дающие руки имеют огромное численное преимущество на скамьях подсудимых перед берущими. Судебный департамент при Верховном суде России обнародовал данные судебной статистики за год. Холодный анализ цифр дает горячую пищу для размышлений. За прошлый год за дачу взятки были осуждены почти 3 тысячи человек.
Дают ли за получение взятки условный срок
следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные
поста и лишен права занимать должности, связанные с выполнением функций представителя власти и с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности сроком на два года», — говорится в решении Ивано-Франковского горсуда. В СБУ отметили, что чиновник требовал от предпринимателя 115 тысяч долларов за возможность
Взятка – ценности, незаконно передаваемые за действия или бездействие в интересах дающего:
- должностному лицу государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций – кто ими является подробно прописано в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ;
- иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации – таковыми они могут являться по нормам международных договоров РФ в сфере противодействия коррупционным проявлениям.
Взяткой могут признаваться:
- деньги;
- имущество, права на него;
- ценные бумаги;
- услуги имущественного характера – любые материальные выгоды, преимущества, освобождение от обязательств, например, существенно более выгодное по сравнению с остальными людьми или бесплатное предоставление кредита, каких-либо иных услуг, подлежащих оплате.
Степень тяжести и давность
Преступления по ст. 291 УК РФ, состоящей из пяти частей, отнесены к разным категориям тяжести. Соответственно, срок давности привлечения за них к уголовной ответственности составляет:
Часть статьи 291 УК РФ | Категория тяжести преступления | Срок давности |
1 | Небольшая | 2 года |
2 | Средняя | 6 лет |
3 | Тяжкая | 10 лет |
4 | Особо тяжкая | 15 лет |
5 | Особо тяжкая | 15 лет |
Взятка, квалифицируемая как мелкая
Статья за взятку в размере до 10 тыс. руб. квалифицируемая, как мелкое взяточничество, была дополнена в УК России в 2016 году, в июле. Эта статья УК России за номером 291.2 квалифицирует такое преступное деяние, как взятка в малых размерах и назначает ответственность за действия, аналогичные в ст.291.1, ст.291 и ст.290, но размер взятки не может превышать в денежном выражении 10 тыс. руб.
За взятку в размерах, квалифицируемых как мелкая за любую из ее форм (передача и получение лично, передача и получение через посредника) лицам, совершившим преступное деяние, может быть назначена ответственность:
- лишение свободы на срок не более чем на один год; ограничение свободы на срок не более чем на два года; исправительный труд на срок не более чем на один год; выплата штрафа в сумме не более 200 тыс. руб.;
- за повторную и более дачи или получения взятки: лишение свободы на срок не более чем на три года; ограничение свободы на срок не более чем на четыре года; исправительный труд на срок не более чем на три года; выплата штрафа в сумме не более чем в 1 млн. руб.
Следует делать различия между крупной взяткой, передаваемой частями, когда наказание назначается исходя из общей ее суммы и дачи мелкой взятки два и более раз.
Дача взятки также является преступным деянием
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
Исходя из судебной практики, предметом взяточничества выступают ценные бумаги, деньги, прочее имущество, разного рода имущественные услуги, выгоды.
Нематериальные услуги, которые не несут имущественной выгоды получателю, согласно законодательству, не могут расцениваться предметом взятки.
Важно! Задействование исключительно личных связей, не имеющих отношения к занимаемому положению, не является злоупотреблением должностным положением.
Взяткой считается вознаграждение, полученное должностным лицом за действие/бездействие, не входящее в сферу обязанностей взяткополучателя, но он при злоупотреблении положением может поспособствовать продвижению дела с помощью иного лица.
В судебном приговоре должны быть подробно расписаны конкретные манипуляции, совершённые должностным лицом в пользу взяткодателя, даже когда они не относятся к сфере его рабочих обязанностей.
Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?
Вопросы
совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
Государственной Думы.
Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.
Основные
положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.
Мне
предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
защищает мои права?
Если вам предлагают дать взятку или,
тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.
Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
преступлений коррупционной направленности.
В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.
Важно помнить, что закон всегда
на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.
И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.
Ответственность
грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?
Да, дача взятки – точно такое же
нарушение закона, как и ее получение.
За дачу взятки должностному лицу
ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
рублей), а также значительные штрафы.
Освобождение от уголовной ответственности
за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.
А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?
В России для лиц, совершающих коррупционные
преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.
При этом введена система дополнительных санкций,
таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.
Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
свободы.
И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
лишение свободы — до одного года.
И уголовной ответственности за получение взятки
можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.
Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?
Нет, по российскому уголовному
законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
характера.
Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
законодательства.
Государственным и муниципальным
служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
или развлечений, или того же лечения.
Все подарки, полученные на протокольных,
официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.
Они признаются
государственной или муниципальной собственностью.
И даже подарки, которые, на первый
взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудн��к ФСИН получал
за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
за получение взятки.
Как
контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
за сокрытие информации?
По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
детей.
За непредоставление такой информации
или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.
Но в минувшем году мы
усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.
Кроме того, состояние должностных лиц теперь
контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.
Наконец, на минувшей неделе мы
приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
иметь.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
совершенствованием антикоррупционного законодательства.
Она носит уже скорее
точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
привлекались должностные лица самого высокого ранга.
Но одним из важнейших вопросов
остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.
Когда дача взятки — оконченное преступление
Принято считать дачу взятки оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их должностному лицу или зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет). При этом не имеет значения, получил ли взяткополучатель реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.
Как оконченное преступление должны также квалифицироваться указанные выше действия, совершенные в условиях проведения ОРМ, вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.
В тех случаях, когда предметом взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение им имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя и т. п.).
Если должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на ее передачу, подлежат квалификации, в зависимости от размера взятки, как покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 или ст. 291.1 УК.
Само по себе обещание или предложение должностному лицу передать незаконное вознаграждение за совершение им действий (бездействия) по службе, которое по не зависящим от виновного обстоятельствам не было реализовано, необходимо рассматривать как приготовление к даче взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно части 3–5 ст. 291 УК) в случае, когда сумма озвученного вознаграждения превышает 10 тыс. руб. Если же сумма не превышает указанного размера, содеянное, с учетом положений ч. 2 ст. 30 УК и санкции ст. 291.2 УК, не является уголовно наказуемым.
Таким образом, для квалификации дачи взятки, в том числе «мелкой», как оконченного преступления ключевым условием является установление факта принятия должностным лицом хотя бы части предмета взятки.
Но данный вопрос должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела.
Принятие взятки должностным лицом может выражаться не только в непосредственном физическом получении им предмета взятки (например, должностное лицо берет деньги в руки, кладет их в карман или в сумку, убирает в ящик стола или в «бардачок» в салоне автомобиля), но и в поведении должностного лица, свидетельствующем о принятии взятки, даже при отсутствии его непосредственного физического контакта с предметом взятки. Например, взяткодатель в условиях очевидности для инспектора ГИБДД кладет деньги на сиденье в салоне служебного автомобиля, после чего инспектор, возвратив документы, отпускает его, либо взяткодатель кладет деньги на стол в рабочем кабинете должностного лица, а тот, не беря их в руки, одобрительно высказывается или кивает головой и т. п.
Устанавливая наличие либо отсутствие факта принятия взятки должностным лицом, правоприменителю следует оценивать все обстоятельства в комплексе (разговор между взяткодателем и взяткополучателем, их невербальное общение (жесты, мимика), поведение до передачи взятки, в момент ее передачи и после).
С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Какие признаки определяют действие как взятку?
Не каждые действия лица могут быть расценены как взятка. В тоже время, порой, казалось бы безобидные действия могут считаться взяткой.
Подарок или вознаграждение от одного лица другому будет считаться дачей взятки при одновременном наличии следующих условий:
1 Получатель взятки обязательно имеет статус должностного лица
Он должен осуществлять функции представителя власти, работать в государственной или муниципальной структуре либо служить в вооруженных силах.
2 Вознаграждение передается не просто так, а «за что-то»
- за действия в пользу взяткодателя (например, рассмотреть заявление не в обычном, а ускоренном порядке);
- за невыполнение таких действий, которые могут помешать взяткодателю достичь своих целей либо навредить ему (например, не составлять протокол за нарушении ПДД и позволить избежать таким образом ответственности за это);
- за покровительство в какой-либо деятельности (к примеру, способствовать продвижению по карьерной лестнице).
Важно: действия взяткополучателя обязательно должны входить в круг его полномочий и противоречить нормам закона. Другими словами в обычном порядке он не имел права поступать так, как поступил после получения взятки.
3 Взяткодатель должен понимать
что совершаемые получателем действия (бездействия) после получения вознаграждения будут противоречить нормам закона.
4 Характер взятки может быть только имущественным
Причем, это не всегда только деньги. Помимо непосредственно денежных средств, в качестве взятки может быть расценена передача:
- ценных бумаг (векселей, акций и т.п.);
- любого имущества или переоформление права на него;
- работы и услуги (к примеру, продажа туристической путевки с большой скидкой или ремонт квартиры).
В статье 290 УК РФ перечисляются те, кто может стать привлеченным к ответственности за получение взятки: это должностные лица – то есть представители власти, официально наделенные государством определенными функциями.
Опираясь на судебную практику, чаще всего фигурантами коррупционных дел являются:
- сотрудники полиции (за возбуждение дел или, наоборот, отказ в возбуждении; за незаконное прекращение, приостановление дел, инициирование необоснованных административных дел или наоборот, прекращение производства по ним; искусственное создание доказательств или напротив, уничтожение имеющихся; подделка материалов проверки, протоколов допроса и т.д.);
- судебные приставы (за невозбуждение исполнительного производства, занижение стоимости описанного имущества, за незаконное исключение из описи, за безосновательное прекращение исполнительного производства, сокрытие доходов должника и бездействие в принятии мер по установлению таковых т.д.);
- сотрудники государственных и муниципальных органов (выражаясь простым языком – чиновники) – в основном, это начальники отделов, а также высший руководящий состав (за незаконное выделение земельных участков, выдачу различных разрешений – на строительство, размещение киосков, торговых палаток и т.д.);
- преподаватели ВУЗов, колледжей, училищ – за положительные оценки учащимся, которые фактически не обладают необходимыми знаниями;
- работники медицинских учреждений – больниц, поликлиник, это могут быть как врачи, так и руководящий состав – за оформление медицинских документов и постановку неверных диагнозов, освобождений от труда и т.д.;
- контрольно-надзорные органы – Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Жилищная, Пожарная и Трудовая инспекции – за непроведение проверок, сокрытие нарушений законодательства и т.д.;
- сотрудники системы исполнения наказаний – за незаконное условно-досрочное освобождение или снятие судимости (уголовно-исполнительные инспекции), замена наказания на более мягкое, передача запрещенных к использованию предметов – средств связи, алкоголя и т.д.
Кроме того, субъектами получения взятки могут быть:
- иностранные должностные лица – те, кто несут службу в исполнительном, законодательном или судебном органе другой страны, а также работают публично в интересах иностранного государства;
- должностные лица публичной международной организации.
Отдельная статья за взяточничество в размере, не превышающем 10000 рублей, была введена в УК РФ в июле 2016 года. Так, статьей 291.2 УК РФ «мелкое взяточничество» предусматривается ответственность за те же действия, что и в ст. 290, 291, 291.1 УК РФ, но сумма, предназначенная должностному лицу, должна быть равна или меньше 10000 рублей. За такую сравнительно мелкую коррупцию во всех трех формах (личное получение или личная передача ценностей, а также при участии посредника) виновный может понести наказание:
- в виде штрафа до 200000 рублей, исправительных работ до 1 года, ограничения свободы до 2 лет, лишения свободы до 1 года;
- в виде штрафа до одного миллиона рублей; в виде исправительных работ максимум на 3 года, ограничения свободы до 4 лет, лишения свободы до 3 лет (в отношении тех, кто не в первый раз привлекается по аналогичной статье УК РФ, или по ст.ст. 290, 291, 291.1 УК РФ).
От многократного мелкого взяточничества следует отличать действия, направленные на передачу одной большой суммы частями – тогда уголовная ответственность за дачу взятки наступает исходя из общей суммы, оговоренной изначально.
Отдельного внимания заслуживают посредники во взяточничестве. Это те лица, через которых передают имущество или деньги за услугу – другими словами, некое промежуточное звено между взяткодателем и взяткополучателем. Считается, что более 40% всех коррупционных преступлений совершаются именно через посредников.
Для цепочки «взяткодатель-посредник-взяткополучатель» характерно:
- близкое знакомство (часто – дружба) посредника с взяткодателем и взяткополучателем;
- невозможность взяткодателя вступить в прямой контакт с должностным лицом, которому предназначаются деньги. Это может быть из-за того, что они вообще незнакомы или малознакомы, что не позволяет решить напрямую деликатный вопрос;
- чаще всего посредник тоже приобретает часть выгоды. Это может быть заранее оговоренная часть суммы от денежных средств, предназначенных должностному лицу, или какая-то услуга, которую окажет ему тот, по чьему поручению действует лицо. Посредник может и не поставить в известность других участников преступного плана о том, что до чиновника «дойдет» не вся сумма, и тайно взять часть денег себе. Такие нюансы никак не влияют на квалификацию действий посредника – то есть, неважно, действует ли он бескорыстно или за вознаграждение, уголовная ответственность неминуема.
Пример №15, характерный пример коррупции с участием третьих лиц.
На заочном отделении в институте преподаватель истории Ворохов У.В. обратился к старосте группы Аленовой Е.К., которой сообщил о необходимости собрать со всех студентов по 1000 рублей за зачет. На предложение быть посредником староста согласилась — ранее уже были такие прецеденты по другим предметам. Аленова Е.К., собрав деньги со студентов группы, в назначенное время передала их преподавателю. Тем самым она совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 291.1 УК РФ.
Посредники могут быть признаны виновными за совершение преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК РФ (посредничество), если:
- сумма переданного вознаграждения превышает 25000 рублей. Если сумма меньше, то уголовной ответственности по данной статье не будет, что не исключает возбуждение других уголовных дел — например, за совершение должностного преступления, растраты, подлога и т.д.;
- посредник действовал не в своих интересах, а по поручению взяткодателя или взяткополучателя, или их обоих;
- доказана непосредственная передача денег посредником – то есть, имеются неоспоримые данные о том, что именно данное лицо передало взяткополучателю денежные средства по поручению. Если органы следствия такими данными не располагают, то состав преступления по ст. 291.1 УК РФ практически доказать невозможно;
- посредник еще не передал деньги, но пообещал это сделать, то есть выразил свое намерение оказать посреднические услуги в получении и даче взятки. При этом инициатива может исходить как от самого посредника (когда он себя «предлагает» в такой роди) или от другого лица (когда человек соглашается на предложение стать «промежуточным звеном» в коррупционной цепочке).
Специалисты уголовного права считают, что словесное обещание передать деньги, то есть выступить в качестве посредника, не образует состава преступления, поскольку должны быть конкретные действия, подтверждающие такие намерения. Так, это может быть реальное назначение встречи, в ходе которой посредник взял часть суммы и пообещал вручить ее по адресу, а также подтвержденный аудиозаписью разговор с должностным лицом о назначении места и встречи, о характере предполагаемых действий в обмен на ценности и т.д.
Кроме того, если посредник взял деньги для передачи по назначению, но не намеревался этого сделать, в его действиях коррупционного преступления нет, но может быть мошенничество.
Пример №16. Адвокат по гражданским делам Еременко А.Д. пообещал своему клиенту, что повлияет на судебное решение о разделе имущества, якобы он очень хорошо знает мирового судью. Еременко А.Д. сообщил, что его посреднические услуги по передаче судье денег (была названа сумма 50000 рублей), клиент согласился. На самом деле, адвокат знал сложившуюся судебную практику по семейным спорам и предполагал, что выиграет суд — так и получилось. Адвокат изначально не намеревался передавать деньги судье, он их присвоил себе, а клиента обманул. Поскольку здесь есть обман, введение в заблуждение, а коррупционные признаки и участие в договоренности судьи (то есть должностного лица, наделенного судебной властью) отсутствуют, действия адвоката были квалифицированы как мошенничество.
Наказание за посредничество в коррупции может достигать:
- штрафа в размере 700000 рублей или 20-40-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы до 4-х лет.
- штрафа в размере до 1 миллиона рублей или 20-50-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы от 3-х до 7-ми лет – такое наказание может быть при посредничестве в передаче ценностей за незаконные действия или лицом с использованием служебного положения;
- штрафа в размере от 1-го до 2-х миллионов рублей или 50-70-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы от 5-ти до 10-ти лет – за действия в составе преступной группы или (и) если сумма переданных денег превышает 150000 рублей;
- штрафа в размере от полутора до 3-х миллионов рублей или 60-80-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы от 7-ми до 12-ти лет – если общая сумма переданных денег или имущества превышает 1 миллион рублей;
- штрафа в размере до 3-х миллионов рублей или до 70-кратной величины суммы взятки, а также лишения свободы до 7-ми лет – ��а обещание или предложение стать посредником в коррупционном преступлении.
Во всех перечисленных вариантах может быть дополнительно назначено наказание в виде запрета занимать должности или заниматься деятельностью на срок от 3-х до 7-ми лет.
Ответственность за дачу взятки
Любое должностное лицо должно разбираться в том, что считается взяткой по закону. Только в этом случае он может обезопасить себя от уголовной ответственности. Основные сведения о том, какая ответственность предусматривается за такое нарушение, приводится в статье 291 УК. Здесь приводятся меры наказания для людей и представителей компаний, которые дают взятку. Выбирается точное наказание непосредственно судом, для чего учитываются следующие варианты:
- простая взятка: штраф от 5 до 30 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет, запрет на занятие какой-либо должности в течение трех лет;
- передача значительной по размеру суммы: штраф от 10 до 40 тыс. руб., тюремный срок на 5 лет и запрет работать по определенной должности на 3 года;
- крупный размер взятки или участие группы лиц: штраф от 60 до 80 тыс. руб., тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет, а также отсутствие возможности устроиться на работу на высокую должность в течение 7 лет;
- получение взятки в особо крупном размере: штраф от 70 до 90 тыс. руб., лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, а также лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.
Существует возможность избежать серьезного наказания, если один из участников сделки добровольно сдастся работникам полиции, а также предоставит все сведения, позволяющие раскрыть такое преступление. Дополнительно можно избежать наказания, если будет доказано, что денежные средства вымогались должностным лицом.
Назначается наказание обоим участникам сделки, поэтому даже человек, который передает свои денежные средства, является преступником. Он должен знать, что считается взяткой, а также с какими последствиями своих действий он может столкнуться.
Интересные особенности
- Взяткодатель привлекается по ст. 291 УК РФ даже, если сам взятку не передавал и воспользовался для этого услугами посредника.
- Обещание, предложение передать взятку рассматриваются как создание условий для преступления при ряде обстоятельств: высказанное намерение доводилось до сведения предполагаемого взяткополучателя с целью дать взятку;
- достигнута договоренность об этом.
При условии, что другие действия, направленные на реализацию намерения не были совершены независимо от воли участвующих лиц, это могут расценить как приготовление к даче взятки по ч. 1 ст. 30 и ст. 291.
- Если незаконное вознаграждение не предназначалось для обогащения должностного лица или его близких, передавший его, знавший об этом, за дачу взятки в порядке УК отвечать не будет. Как пример можно привести спонсорскую помощь организации.
- Покушением на дачу взятки будут действия лица, вручившего взятку посреднику, чтобы он передал ее должностному лицу, даже если он обманул взяткодателя и похитил полученные ценности.