Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Психологическое консультирование как деятельность»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сегодня предусмотрен большой перечень видов и методов психологической помощи для использования менеджерами, управленцами и предпринимателями с целью решения соответствующих психологических проблем. Самыми популярными являются психологические консультации, которые применяются бизнес-организациями с существующими позициями психолога, организованными специализированными психологическими службами, кабинетами психологической разгрузки.
Особенности профессиональной деятельности психолога.
- Опора на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический материал для решения практических проблем.
- Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ориентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека.
- Достаточная регламентация деятельности нормативными актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психического здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.
- Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.
- Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной профессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т.
д.).
- Коллективный характер организации и проведения психологической работы, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальности такой информации.
- Зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей, ОК, СУП.
- Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности психолога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.
Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление объектом.
В «Современном словаре иностранных слов» термин «консалтинг» (кон. ХХ века) трактуется как «консультирование по широкому кругу вопросов экономической деятельности».
Англ. Consulting — консультирование; консультирующий, от Consult — советоваться, консультироваться; совещаться. Цель консалтинга — помочь системе управления (менеджменту) в достижении заявленных целей. Иными словами: консалтинг — это управленческое консультирование по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности, оказываемая внешними консультантами, для решений той или иной проблемы (Современный словарь…, 2001).
Таким образом, хотя консалтинг и перекрещивается с коучингом в части целей и задач, однако он далеко выходит за рамки коучинга и вообще психологии, ориентируясь, прежде всего, не на отдельных личностей, а на организацию в целом и используя методы, далеко выходящие за рамки не только консультативной психологии, но и за рамки психологии вообще. То есть консалтинг невозможно ограничить ни рамками организационной психологии, ни управления персоналом, ни психологией поведения на рабочем месте и т.п., поскольку он входит в сферы экономики, юриспруденции, промышленных технологий и т.д. и т.п.
- Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
- Чуткость к эмоциональному состоянию человека. Профессиональный такт.
- Уверенность в себе
- Пластичность (способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков и т.д.). умение гибко менять стратегию диалога.
- Эмоциональная сдержанность и терпимость, объективность
- Терпимость, деликатность, доброжелательность
- Поддержание общей культуры поведения
- Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения
- Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.
- Постановка реалистичных целей
- Не уверенный в себе клиент (цель — снять с себя ответственность в принятии
необходимого решения) - Уверенный в себе клиент (цель — подтверждение правильности уже готового решения)
- Клиент все знающий и доверяющий только себе (цель — попытка найти собеседника)
- Клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину»
- Женщины — в большей мере стремятся к сопереживающему, сочувствующему стилю
общения (внимание на отзывчивость, чуткость); мужчины — предпочитают
эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения (внимание на серьезность, внимательность, чувство долга).
Отношение клиента к психологу и к тому, что он говорит:
Положительное:
- полностью или частично раскрытые ладони
- направление положения ступней в сторону консультанта
- движения в сторону консультанта
- снятые и вновь надетые очки — готовность продолжать разговор
- невольное отзеркаливание во время разговора
Отрицательное:
-
-
- спрятанные ладони — движение от консультанта
- сидя, подпирает ладонь голову, — это значит, что человеку становится скучно
- нежелание продолжать разговор. — когда клиент, поиграв очками, откладывает их в сторону
- враждебная позиция — скрещенные на груди руки и сжатые в кулак пальцы
- оценочная поза — подпирание щеки кулаком, указательный палец упирается в висок
- потирание затылка и отведение глаз свидетельствует о то, что клиент говорит неправду
- закидывание ноги на ногу и откидывание на спинку стула — свидетельствует об отрицательном ответе
-
Трудные клиенты и работа с ними:
1. «Это не моя проблема» (ведет себя как начальник консультанта, рассказывает других, окружающих его людях, — по его мнению, имеющих проблемы, призывает консультанта «сделать что-нибудь»)
2. «Я сомневаюсь в вашей компетентности»
3.«Это безнадежно, здесь ничего изменить нельзя» (во всем соглашается с консультантом, но ничего не делает: «я все перепробовал по вашему совету, но все оказалось бездейственным»; клиент просит совета и одновременно дает понять, что он, в сущности, этого не ждет и не хочет, чтобы из этого что-то получилось)
4. Клиент, склонный к критике
Техники работы:
1. Согласие и поддержка:
- открытые вопросы (не расскажите ли вы мне еще что-нибудь)
- «угу-реакция» — согласие и одобрение клиента
- обратное резюмирование (попросить клиента самого подытожить сказанное)
- избегание важности, значимости (давайте просто поговорим)
- банальности (это побудит клиента начать драматизацию ситуации)
- Экстраполяция: клиента поощряют к тому, чтобы, продолжая вести себя по-прежнему (деструктивно), он дошел до логического конца, после чего почувствовал необходимость смягчиться, ослабить свои «отрицания».
- Предписывание проблемы (клиента просят продолжать делать то, что он делает, подразумевая, что другого выхода нет; «есть только две возможности: либо научиться жить со своей проблемой, либо признаться, что решить ее нелегко»)
- Реакции на критику:
- Сочувствие и разоружение (соглашение)
- Метод самоконтроля: поблагодарить за комментарии; подчеркнуть, что поднятые им вопросы очень важны, отметить необходимость знаний поставленных вопросов, предложить обсудить эту тему после изучения поставленных вопросов.
- Техника «Я-высказывания».
- Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта,
так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился. - Положительное изменение в тех аспектах психологии и поведения клиента, на
регулирование которых непосредственно и было направлено консультирование.
Оценка результатов:
- самоощущение клиента (изменения)
- результаты психологического тестирования
- наблюдение за поведением клиента (изменение поведения)
Причины недостаточной результативности:
Под недостаточно высокой результативностью психологического консультирования понимаются случаи, когда реальные итоги консультирования на самом деле оказываются меньше ожидаемых, или когда результаты консультирования, в общем, соответствуют ожиданиям клиента, но не полностью решают его проблему.
- Незнание психологом законов развития и изменения того или иного психологического
свойства и формы поведения, на которую оказывается воздействие в ходе проведения консультации
(Решение: осознавать психологу свою информационную ограниченность — научные знания о поведении человека и психологических явлений являются недостаточно полными и точными — и не обещать клиенту того, что выходит за пределы его компетенции)
- Отсутствие оптимальных условий, при наличии которых можно полностью и с успехом реализовать рекомендации и рассчитывать на положительные результаты
(Решение: обдумать, как клиент может выполнить полученные рекомендации таким образом, чтобы никакие события, происходящие в жизни клиента, не могли помешать этому)
- Недостаточно сильное желание клиента следовать полученным рекомендациям
(Решение: добиваться доверия клиента; предоставить информацию об успешном решении подобной проблемы / лучше, если это сделает другой клиент/ разобраться в причинах нежелания клиента выполнять рекомендации) - Неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных рекомендаций
Список использованных источников
- Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для судентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. — М.:Педагогика, 1982. — 320 с.
- Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СП16.: Питер, 2001. — 352 с.
- Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СТ16.: Питер, 2001. – 304 с.
- Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СП16.: Питер Ком, 1998. -608 с.
- Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
- Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
- Куликов Л.В. Практическая психология: Советы и рекомендации. СПб., 1994. – 293 с.
- Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.:Смысл, 1998. – 109 с.
- Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
- Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.
В этом разделе собрана полезная литература, касающаяся психологического консультирования:
- «Основы психологического консультирования». Автор – Р. Кочюнас.
- «Психологическое консультирование». Автор: Шнейдер Л. Б.
- «Искусство психологического консультирования». Автор: Мэй Р.
- «Психологическое консультирование. Учебник для вузов». Автор: Немов Р. С.
- «Психологическое консультирование и психотерапия». Авторы: . Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л.
- «Индивидуальное психологическое консультирование. Теория и практика». Автор: Олифирович Н.И.
- «Мастерство психологического консультирования». Авторы: Бадхен А.А., Бадхен М.В., Зелинский С.М.
Обязанности профессии психолога консультанта
- Выполнение психологических экспериментов и исследований, целью которых является выработка в сфере психологии новых познаний.
- Помощь социальным службам и медицинским сотрудникам при работе с отдельными категориями граждан и пациентов (больные, находящиеся в неизлечимых стадиях рака и иных патологических состояний, люди с алкогольной, наркотической и т. п. зависимостями, жертвы семейного насилия).
- Предоставление услуг государственным и частным организациям (работа с неблагополучными семьями, решение конфликтных ситуаций, подбор персонала, поддержание благоприятного микроклимата в коллективе и др.).
- Выполнение мероприятий по профориентации.
- Выполнение профработы, предупреждающей отклонения в развитии психики.
- Проведение с детьми (чаще всего) коррекционной работы, цель которой – устранить отклонения развития психики.
- Выполнение психологического диагностирования, обрабатывание полученных результатов, составление психологического портрета личности.
- Психологическая помощь как коллективам при возникновении межличностных конфликтов, так и отдельному человеку при появлении у него внутриличностных проблем.
- Изучение психологического климата в коллективе (или уровня психологического развития отдельно взятых людей), характеристик личности, психологических процессов и состояния.
Психологическое консультирование детей
Задачи психологической поддержки детей и взрослых схожи, но подходы психологического консультирования и методы работы специалиста необходимо модифицировать, вследствие детской несамостоятельности и незрелости.
Психологическое консультирование детей и подростков характеризуется определенной спецификой и являет собой несоизмеримо более сложный процесс, нежели консультирование взрослых лиц.
Выделяют три ключевые особенности психологического консультирования детей:
— малыши практически никогда по собственной инициативе за профессиональной помощью не обращаются к психологам, зачастую, их приводят родители либо педагоги, заметившие некоторые отклонения развития;
— психокоррекционный эффект должен наступить очень быстро, поскольку у детей одна проблема провоцирует появление новых, что будет существенно отражаться на развитии детской психики в целом;
— психолог не может на кроху возложить ответственность за нахождение ответов и решений существующих проблем, так как в детском возрасте мыслительная деятельность и самосознание еще недостаточно сформированы, кроме того, в жизни ребенка все значимые изменения практически полностью зависят от их близкого окружения.
Большинство явных отличий ребенка от взрослого субъекта заключаются в уровне коммуникации, используемой ими. Зависимость дитя от родителей вынуждает психолога-консультанта рассматривать их жизненные трудности в одной связке друг с другом.
Проблемы психологического консультирования детей заключаются в недостаточном взаимопонимании. Малыш ограничен в собственных коммуникативных ресурсах, поскольку, в первый черед, у него недоразвито умение разделять и интегрировать внешнюю среду с душевными переживаниями, во-вторых, его вербальные способности также несовершенны, вследствие недостаточности опыта общения. Отсюда с целью достижения эффективной коммуникации консультанту приходится основываться на поведенческих методах, в большей степени, нежели на вербальных. По причине особенностей детской мыслительной деятельности игровой процесс в терапии приобрел широкое распространение одновременно в качестве одного из ключевых методов установления контакта и эффективной терапевтической техники.
Вследствие несамостоятельности малыша в детское психологическое консультирование всегда включен и взрослый. Значимость роли взрослого имеет зависимость от возрастной категории дитя, чувства ответственности за него. Обычно ребенок на психологическое консультирование приходит с матерью. Ее задачей является предоставление психологу-консультанту предварительных данных о малыше и оказание содействия в планировании коррекционной работы. Общение с матерью предоставляет специалисту возможность дать оценку ее места в детских проблемах, ее собственным эмоциональным расстройствам и получить представление о семейных взаимоотношениях. Отсутствие помощи со стороны близкого окружения малыша, в частности, родителей, серьезно осложняет процесс достижения положительных трансформаций у ребенка.
Определяющим значением в детском развитии обладают именно родительские взаимоотношения и их поведение. Поэтому, нередко, семейное психологическое консультирование или психотерапия родителей может исполнить ведущую роль в модифицировании среды, в которой растет, формируется и воспитывается их чадо.
В связи с недостаточной устойчивостью детей к воздействиям внешних условий, среды стрессам и неумением контролировать ситуации, в которых они находятся, специалист, оказывая им помощь, кладет большую ответственность на собственные плечи.
Круг обязанностей специалиста
Задача врача-психиатра – оказание квалифицированной психотерапевтической помощи, основанной на современных методиках диагностики, лечения, реабилитации и профилактики. Такая помощь необходима, если под влиянием процессов, происходящих в нервной системе пациента, наблюдаются поведенческие расстройства.
На первом приеме психиатр проводит беседу с пациентом, собирает анамнез, выявляет нарушения мозговой деятельности и их источник, разрабатывает план терапии. Кроме опроса специалист использует тестирование, с помощью различных методик выявляет особенности мышления и интеллектуальных функций. На основании полученной информации врач разрабатывает индивидуальную схему, которая может включать лекарственные, инструментальные и психотерапевтические методы. Наиболее популярные инструменты восстановления нормального функционирования психики: аутотренинг, гипноз, занятия в группах.
Психиатр занимается:
- первичным консультированием пациентов;
- сбором анамнеза;
- медицинским обследованием;
- постановкой первичного диагноза;
- разработкой схемы лечения с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания;
- регулярными осмотрами пациента;
- оформлением медицинской документации;
- ведением истории болезни.
В чем разница c клиническим психологом
Хотя клинические психологи могут также специализироваться на исследованиях, если они предпочитают, клиническая психология в целом — это не просто научные исследования. Клинические психологи могут помогать своим клиентам с их психическим здоровьем. Это происходит с помощью консультаций, оценок, психологических тестов и лечения. Используя научные методы и принципы психологии, специалисты могут понять, как лучше всего лечить тех, кто страдает от психологических проблем и отклонений. Цель клинических психологов состоит в том, чтобы предложить клиенту корректирующий курс или специальное лечение, которое может улучшить его психическое благополучие.
Что касается различий в образовании между этими двумя профессиями, то психолог должен закончить четырехлетнюю университетскую программу психологии. Чтобы стать дипломированным специалистом, необходимо получить степень бакалавра плюс определенный объем практической работы. Клинический психолог, с другой стороны, должен получить степень бакалавра в области психологии, а затем еще пройти обучение на клинического психолога , обязательно сопровождающееся клинической подготовкой. Таки специалисты также должны ежегодно совершенствовать свое образование.
Где пройти обучение по специальности психолог-консультант
Освоить профессию психолога-консультанта можно за несколько лет в вузе или училище, техникуме, колледже. Но если вы хотите сократить срок обучения, то лучше выбрать курсы профессиональной переподготовки. Быстрее не значит хуже. Обучение занимает меньше времени, потому что в программу входят только те дисциплины, которые напрямую относятся к профессии. В вузах преподают дополнительные дисциплины, например, математику и историю.
Вот что получат будущие психологи-консультанты на курсах переподготовки и повышения квалификации в Институте прикладной психологии в социальной сфере:
- информационную базу по психологической диагностике и консультированию;
- возможность работать с разными возрастными и социальными категориями людей, в разных организациях;
- знания и навыки по организации рабочего процесса и продвижению своих услуг;
- понимание того, как устроена психика;
- знание основ общей, возрастной, кризисной, дифференциальной, социальной, семейной психологии;
- инструменты для организации частных приемов и онлайн-консультаций.
Что такое психологическое консультирование?
Среди распространенных практик в области психологии можно выделить: тренинг, терапию, коррекцию, диагностику, профилактику и психологическое консультирование.
Психологическое консультирование — это один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.
О психологическом консультировании впервые стали говорить в 1951 году на конференции в США. Ему отвели область психологических проблем людей, у которых отсутствуют соматические и психические заболевания.
Цели и задачи психологического консультирования отличаются от психотерапии и психокоррекции:
- Оно применяется более широко, чем клинические практики. С его помощью решают вопросы личности и семьи. Консультационные методики используют в менеджменте на производстве и в образовании.
- В отличие от психотерапевтических методов, основанных на воздействии на глубинные уровни бессознательного, психолог в основном имеет дело с ситуационными проблемами, которые решаются клиентом сознательно.
- Субъект находится в состоянии нести полную ответственность за свою жизнь, и консультант работает с ним через диалог. Специалист ориентируется на активизацию внутренних ресурсов личности, добиваясь от нее более вариативного поведения, способствуя выработке новых подходов и навыков.
Консультант более свободен, чем терапевт, в выборе профессиональных моделей.