Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.1. Понятие должностного преступления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наряду с основным непосредственным объектом, в качестве которого, как во всяком преступлении рассматриваемой группы, может выступать любой из элементов видового объекта (в зависимости от того, в какой сфере совершено преступление), злоупотребление должностными полномочиями посягает на конкретные права и законные интересы граждан или организаций, составляющие дополнительный либо факультативный объект должностного злоупотребления.
Должностными лицами признаются:
- представители власти;
- служащие с организационно-распорядительными полномочиями;
- сотрудники административно-хозяйственных структур.
Все составы должностных преступлений указаны в главе 30 УК. Там же прописана ответственность — штрафы, сроки лишения свободы, количество принудительных работ и запреты на занятие определенными видами деятельности. В таблице ниже — виды некоторых преступлений и наказаний за них.
Статья |
Преступление |
Размер штрафа (руб.) / срок лишения свободы |
---|---|---|
200.4 |
Злоупотребления в сфере госзакупок |
до 200 000 / до трех лет |
285 |
Злоупотребление должностными полномочиями |
до 300 000 / до десяти лет |
285.1 |
Нецелевое расходование бюджетных средств |
до 100 000 / до пяти лет |
286 |
Превышение должностных полномочий |
до 300 000 / до десяти лет |
289 |
Незаконное участие в предпринимательской деятельности. |
до 300 000 / до двух лет |
292 |
Служебный подлог |
до 500 000/ до четырех лет |
293 |
Халатность |
до 500 000 / до семи лет |
Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ)
Данное преступление определено в законе как неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной или ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.
Объективные признаки
Предметом преступления является любая документированная информация (документы, материалы) политического, экономического, организационного или иного характера независимо от того, на каком носителе она закреплена. Эта информация служит предметом анализируемого преступления, если она запрошена надлежащим субъектом в установленном порядке, и в соответствии с действующим законодательством должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано ее предоставить.
Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Государственная Дума и Совет Федерации в соответствии со ст. 95 Конституции РФ являются палатами Федерального Собрания РФ — федерального органа законодательной и представительной власти. Согласно Регламентам обеих палат каждая из них вправе получать необходимую информацию от других государственных органов и организаций. Таким же правом Федеральный закон «О счетной палате Российской Федерации» наделяет и Счетную палату РФ — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, осуществляющий контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность.
Отказ предоставить информацию является неправомерным и в тех случаях, когда она запрошена депутатом, группой депутатов, комитетом палат Федерального Собрания, аудитором или инспектором Счетной палаты РФ.
Объективная сторона может быть выражена в любой из предусмотренных законом форм: 1) неправомерный отказ в предоставлении информации, 2) уклонение от ее предоставлении, 3) предоставление заведомо неполной информации, 4) предоставление заведомо ложной информации.
Неправомерный отказ в предоставлении информации — это действие, состоящее в отрицательном ответе (извещение о том, что информация не будет предоставлена) на запрос компетентного органа или лица, которому виновный был обязан предоставить требуемую информацию в соответствии с установленным порядком, но без уважительных причин отказывается ее предоставить.
Уклонение от предоставления информации состоит в бездействии, т. е. или в фактическом непредоставлении информации вообще без ответа на запрос, или в «отписках», содержащих надуманные причины непредоставления информации. Во всех подобных случаях должностное лицо не желает удовлетворить запрос, но свое нежелание открыто не проявляет.
Предоставление заведомо неполной информации — это смешанное бездействие, при котором должностное лицо лишь частично предоставляет запрошенную информацию, намеренно уклоняясь от предоставления другой ее важной части, что делает невозможной объективную и правильную оценку затребованной информации.
Предоставление заведомо ложной информации — это действие, которое заключается в намеренном искажении запрошенной информации, т. е. в предоставлении сведений, полностью или частично не соответствующих действительности.
Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента совершения описанных в законе действий или невыполнения требуемых действий.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, на котором официально лежит обязанность предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ.
Квалифицированные виды
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 287 УК РФ) предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (эти понятия освещены при анализе ст. 285 УК РФ).
Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 287 УК РФ) характеризуется наличием любого из трех признаков: а) преступление сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органа государственной власти; б) оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) оно повлекло тяжкие последствия.
Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, означает утаивание сведений о фактах допущенных правонарушений, об обстоятельствах их совершения либо о виновных в их совершении. Речь идет не только о преступлениях, но и о других правонарушениях, совершенных должностными лицами органов законодательной, исполнительной или судебной власти Российской Федерации или субъекта РФ (но не органов местного самоуправления).
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору означает, что описанные в ч. 1 ст. 287 УК РФ деяния совершены двумя или большим числом должностных лиц, каждое из которых в соответствии со своим служебным статусом обязано предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если они заранее, т. е. до начала преступления, договорились между собой о совместном его совершении. Но для квалификации преступления как совершенного организованной группой не обязательно, чтобы устойчивая группа состояла только из упомянутых должностных лиц, достаточно, чтобы в нее входили хотя бы два таких лица, вступивших в устойчивые преступные связи с другими лицами, как должностными, так и недолжностными.
Тяжкие последствия как особо квалифицирующий признак — понятие оценочное и охватывает различные как по характеру, так и по степени опасности последствия: существенное искажение данных об исполнении государственного бюджета, обострение отношений между разными ветвями государственной власти, срыв плана законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, дискредитация органов государственной власти и т. д.
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
Объективные признаки
Это преступление определено в законе как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций.
Дополнительный объект — тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ.
Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в присвоении полномочий должностного лица и совершении в связи с этим неправомерных действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Именно в совершении таких неправомерных действий и заключается опасность анализируемого преступления, а присвоение полномочий должностного лица составляет, условно говоря, способ совершения преступления. Для того чтобы получить возможность совершения неправомерных действий от имени должностного лица, виновный выдает себя за таковое.
Присвоение полномочий должностного лица может иметь различные формы: устное объявление себя должностным лицом, использование форменной одежды или поддельных документов должностного лица. В последнем случае деяние требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ.
Состав данного преступления материальный, преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов существенным решается судом с учетом конкретных обстоятельств, характера и количественных показателей причиненного вреда. При отсутствии указанных последствий действия, совершенные в результате присвоения полномочий должностного лица, состава рассматриваемого преступления не образуют. Эти последствия должны находиться в причинной связи с неправомерными действиями, совершенными в результате присвоения полномочий должностного лица.
Если неправомерные действия, совершенные с присвоением полномочий должностного лица и существенно нарушившие права и законные интересы граждан или организаций, содержат состав другого преступления (например, нарушение конституционных прав и свобод), то деяние должно квалифицироваться по совокупности преступлений.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — специальный, им может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Совершение аналогичных действий лицом, не являющимся государственным или муниципальным служащим, не образует состава рассматриваемого преступления.
Так, Верховный Суд РФ отменил приговор Верховного Суда Республики Башкортостан и прекратил за отсутствием состава преступления дело К., осужденного по ст. 288 УК РФ, на том основании, что, не являясь государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, К. не являлся субъектом присвоения полномочий должностного лица.
Если лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, выдает себя за должностное лицо и благодаря этому совершает хищение чужого имущества или приобретает право на него (например, лицо занимается поборами с водителей, незаконно надев форму работника милиции и выдавая себя за инспектора дорожно-патрульной службы), его действия следует квалифицировать как мошенничество при отягчающих обстоятельствах (ст. 159 со ссылкой на п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Ответственность за преступления, совершаемые должностными лицами
Ответственность за преступление, квалифицируемое как злоупотребление служебными полномочиями, для государственных служащих предусматривается ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Поскольку подобные действия считаются общественно опасными, подрывают авторитет государственной власти и экономику страны, за них предусмотрено достаточно серьезное наказание:
- если действия совершены без отягчающих обстоятельств – штраф до 80 тысяч рублей или в размере средней зарплаты за полгода, принудительные работы на срок до 4 лет, ограничение свободы на такой же срок. Кроме того, приговор может включать запрет занимать ряд должностей на срок до 5 лет;
- те же действия, если они совершены лицом, которое занимает государственную должность Российской Федерации или ее субъекта, или является главой местного самоуправления – штраф до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты за 2 года, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, а также запрет занимать те или иные должности;
- если действия, совершенные в рамках первой или второй части статьи, привели к тяжким последствиям – лишение свободы на срок до 10 лет и запрет занимать определенные должности на тот же срок или пожизненно.
Основные причины возбуждения дел по должностным преступлениям
Народная мудрость гласит: «Дыма без огня не бывает». Действительно, у всего должна быть своя причина. Но кто «разжигает огонь», в какую сторону дует при этом «ветер» и, собственно говоря, кто подбрасывает «дровишки», а главное – что делать, чтобы «тлеющая головешка» не стала причиной «пожара» — с этими вопросами может разобраться только опытный «пожарный» — адвокат по должностным преступлениям.
Основные мотивы и причины, способствующие совершению должностных преступлений, по которым правоохранительные органы возбуждают уголовные дела, следующие:
-
Стремление к незаконному обогащению со стороны должностных лиц. Справедливости ради нужно сказать, что большинство уголовных производств возбуждается обоснованно. Другое дело, что следственные мероприятия, оформление тех или иных следственных действий идет с нарушением действующего законодательства. Здесь роль адвоката сводится к тому, чтобы не было допущено никаких нарушений в ходе досудебного следствия, а в процессе рассмотрения дела в суде – построить защиту таким образом, чтобы его Доверителю суд максимально смягчил наказание.
-
Ошибочный взгляд отдельных чиновников на государственную службу как на источник улучшения материального благосостояния. Нередко правоохранители, «высасывая» уголовное дело «из пальца», превращают «муху» в «слона», изменяя квалификацию преступлений подследственного, «рисуя» новые эпизоды и так далее. А причина этого может быть банальной – вынудить нас с Вами уплатить мзду, ведь всегда проще договориться с тем, кому грозит большее наказание. Психологически это действует во многих случаях безотказно. В этом случае адвокат не даст возможности следователю запугать и запутать Доверителя.
-
Устранение конкурентов. Правоохранители в этом случае могут действовать или в угоду собственным бизнес-интересам, расчищая «теплое» место для своих «доверенных лиц», родственников, «деловых партнеров» или выполнять чей-то «заказ».
-
Ошибочное представление отдельных чиновников на цели службы и на допустимость тех или иных методов достижения положительных показателей и результатов. В этом плане одним из наиболее показательных примеров является провокация взятки, при которой субъект по сути принуждается к совершению преступления должностных лиц, которого никогда бы в обычных условиях не совершило.
Какая ответственность грозит за совершение должностных преступлений?
За совершение должностных преступлений для виновных лиц предусмотрена уголовная ответственность. При этом ее строгость сильно зависит от нескольких факторов:
- нанесенный ущерб – как правило, уголовная ответственность наступает начиная с крупного ущерба и усиливается, если ущерб классифицируется как особо крупный;
- действие в составе организованной группы – строгость наказания возрастает, если преступление совершалось не одним человеком, а по предварительному сговору группой людей;
- рецидив – если преступление совершается впервые, строгость наказания будет меньше, чем если лицо ранее уже привлекалось к ответственности за аналогичные или похожие действия;
- причинение вреда здоровью или жизни – такие преступления как халатность могут приводить не только к имущественному ущербу, но и вреду для здоровья и даже жизни потерпевших. Очевидно, что в таком случае предусмотрено более строгое наказание;
- совокупность деяний – если подозреваемый совершил действия, которые подпадают под несколько статей Уголовного кодекса, наказание будет более строгим – оно может суммировать санкции по отдельным статьям.
За многие должностные преступления предусмотрены штрафы, причем достаточно крупные. Кроме этого, ответственность за совершение должностных преступлений может включать принудительные работы, ограничение или лишение свободы. Также нередко к виновным применяются дополнительные санкции: лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества и т. д.
Понятие должностного преступления в досоветской теории уголовного права России
Успешное развитие современной теории должностных правонарушений непосредственно связано с обращением к опыту прошлых исследований, к рассмотрению того положительного материала, который накоплен на прежних стадиях развития общего учения о должностных преступлениях.
Проблемы ответственности за названные посягательства привлекали к себе пристальное внимание юристов дореволюционной России. Первое, на что обращали внимание исследователи, это особая общественная опасность, свойственная преступлениям по должности. Как замечал В.Н. Ширяев: «Преступные деяния должностных лиц занимают особое исключительное положение среди других групп преступных деяний. Если каждое преступное деяние, как бы ничтожно оно ни было, заключает в себе известный элемент общественной опасности, то сугубую опасность для общества представляет должностное преступление. Если массовое проявление общей преступности способно вызвать и породить общественную тревогу, то развитие и умножение должностных преступлений может быть рассматриваемо как общественное бедствие» . Отмечалось, что всякое преступление по должности, независимо от его конкретных последствий, производит в сфере государственных, общественных и частных интересов некоторые разрушительные результаты: оно всегда подрывает доверие к представителям власти, дискредитирует их в общественном мнении, умаляет уважение, которым они должны пользоваться и без которого немыслима их успешная деятельность, но главное — способно поколебать уважение к самому закону, веру в его силу и ненарушимость, прочность юридического порядка. Отсюда, следовал вывод: объективная опасность, порождаемая должностными преступлениями, выше опасности, создаваемой общими преступлениями .
Учёные считали, что причину повышенной опасности должностных преступлений следует искать в природе последних и в том воздействии, какое они оказьшают на общественное сознание. Сущность же должностных посягательств скрывается в том особом положении, которое занимает субъект данного рода преступлений — должностное лицо. По мнению В.Н. Ширяева, это лицо, облечённое особыми полномочиями власти, вследствие оказываемого ему со стороны государства и общества доверия; оно обладает особыми правами и пользуется особо привилегированным положением. Но вместо того, чтобы использовать преимущества своего положения в целях общего блага, должностное лицо, совершая преступное деяние, употребляет во зло предоставленные ему полномочия . Следовательно, особая опасность должностных преступлений заключается в том, что они совершаются посредством осуществления функций власти. Как отмечали исследователи, только тот, кто действует как орган власти, может своими действиями ронять достоинство власти и подрывать её авторитет. Только наделённый полномочиями власти получает более лёгкую возможность, пользуясь ими, совершать правонарушения. Другими словами, преступное воздействие на различного рода общественные блага доступно лицу, обладающему властными прерогативами, в большей мере, чем иным лицам. Кроме того, положение, занимаемое должностным лицом, открывают ему возможность нарушать такие интересы, посягать на такие блага, которые недоступны для воздействия частных лиц; следовательно, лицо, наделённое полномочиями власти, получает возможность совершать такого рода правонарушения, которые не могут быть совершены другими лицами (лихоимство, неправосудие и пр.) .
Названные обстоятельства, по мнению учёных, обуславливают известное усиление ответственности должностных лиц, служат основанием установления для них специальной уголовной наказуемости.
Единогласие дореволюционных юристов в оценке особой общественной опасности должностных преступлений не означало единства научных взглядов по вопросу о родовом объекте этих посягательств.
Ряд исследователей полагали, что сущность должностных преступлений заключается в нарушении единого государственного интереса — особого служебного долга, лежащего на должностном лице. Последний выражается в совокупности тех специальных обязанностей, которые возлагаются только на субъектов власти. Так, Н.И. Лазаревский писал: «Под уголовной ответственностью должностных лиц разумеют ответственность, которой они подлежат в случае совершения ими преступления должности, т.е. деяния, воспрещённого под страхом наказания и составляющего нарушение служебного долга» . Как считал Н.С. Таганцев, ненарушимость служебного долга составляет отличительный признак специальной группы преступных деяний по службе
Таким образом, особый долг службы, возложенный на должностное лицо, по мнению представителей рассматриваемой доктрины, и есть то общественное отношение, которое затрагивают должностные преступления. В этом случае, специфика должностных преступлений усматривается в особых свойствах, которые присущи субъектам названных посягательств — должностным лицам, а само преступление по должности выступает как общественно опасное деяние, совершённое должностным лицом и направленное против самой должности, против служебных отношений.
Подробности примечаний
Если наказание выбирается из пунктов статьи, то определение конкретных лиц, кто является кандидатом в ответчики – из примечаний. Например, судьи смотрят дело, сопоставляют степень виновности с уровнем наказания из ст. 285 ч. 1. Но подходит ли личность под определение фигуранта в преступности – определяется по одному из 4-х действующих пунктов примечания. Пятый пункт на сегодняшний день не функционирует, не раскрыт потому, что утратил силу.
Примечание раскрывают следующие понятия, которые легче представить по частям.
Первый пункт – должностными лицами, подходящими под определение для настоящей уголовной статьи, следует признавать:
- представители власти;
- сотрудник, который действует в организационно-распорядительных рамках;
- подчиненный, осуществляющий административно-хозяйственный вид деятельности на базе госучреждения;
- работники государственных, муниципальных, унитарных организаций, компаний, корпораций;
- служащие в органах местного самоуправления;
- кадровые лица, состоящие на службе в акционерных обществах, где больший контрольный пакет акций является собственностью РФ;
- военнослужащие;
- все вышеописанные кандидаты, выполняющие свои обязанности временно, постоянно, или по специальному поручению.
Понятие, виды и общая характеристика должностных преступлений
- -должностные преступления небольшой тяжести. К этой категории относятся: ст.309; ст.315; ст.316 ч.1 УК;
- -менее тяжкие должностные преступления: ст.304 ч.1; ст.305 ч.1; ст.306 ч.1; ст.307 ч.1; ст.310 ч.1; ст.314 ч.1; ст.316 ч.2 УК;
- -тяжкие должностные преступления: ст.304 ч.2, 3; ст.305 ч.2; ст.306 ч.2; ст.307 ч.2; ст.308; ст.310 ч.2; ст.311 ч.1; ст.312 ч.1; ст.314 ч.2 УК;
- -особо тяжкие должностные преступления: ст.303 ч.1, 2; ст.304 ч.3; ст.311 ч.2; ст.312 ч.2; ст.313 ч.1, 2 УК.
Объективная сторона должностных преступлений состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов государственной власти КР.
По степени общественной опасности должностные преступления классифицируются на следующие виды.
- -должностные преступления совершаются специальными субъектами, то есть должностными лицами; исключение составляет лишь ст.314 УК «Дача взятки», где субъект — общий;
- -должностные преступления совершаются лицом лишь благодаря занимаемому им служебному положению или с использованием служебных полномочий и не связаны со служебной необходимостью;
- -должностные преступления нарушают нормальную деятельность органов государственной власти и совершаются вопреки интересам службы.
Организационные и распорядительные полномочия
Вторым структурным звеном понятия должностного лица в уголовном праве является исполнение разного рода функций, разберем их более подробно.
В данную категорию входят люди, которые руководят коллективом органа власти на любом уровне или другими людьми, находящихся в непосредственном подчинении. При этом организационные функции подразумевают решение кадровых вопросов, определение трудовых функций, наложение взысканий за нарушение дисциплины и иное. Сюда будет входить принятие решений, которые имеют юридическое значение и повлекут за собой последствия. Например, выдача листа о временной или постоянной нетрудоспособности, установление факта инвалидности и определение ее степени, выставление оценок на экзамене.
Например, директор школы, ректор какого-либо института, руководитель учреждения, работники медицинских или социальных служб.
Для чего нужен адвокат и как действует его защита при должностных преступлениях
Во многих случаях чиновники становятся и обвиняемыми, и жертвами одновременно. Вот только статус в одном случае официальный, а в другом – нет. Жертвой произвола силовиков может стать практически любой чиновник, если за ним не стоит «третьей» силы. Здесь не помогут попытки самостоятельно построить защиту своих прав и интересов. Причем реальных, что называется, железобетонных оснований для обвинения вовсе не нужно.
Для того, чтобы поставить «галочку» в своей квартальной отчетности, силовику достаточно нескольких дел, переданных в суд, с хорошей доказательной базой: необходимыми проведенными следственными действиями, письменными доказательствами, фото- и видеосъемкой. Другие уголовные дела могут «шиться белыми нитками», с привлечением подставных свидетелей, липовыми экспертизами, на скорую руку и зачастую – задним числом составленными протоколами и т.д. Все это часто направлено только для одного – запугать потенциальную «жертву», она же – подозреваемое лицо, чтобы было чем вести торг, причем напрямую (ни в коем случае не прибегая к попытке привлечь адвоката в качестве посредника), и вымогать для закрытия производства кругленькую сумму.
Конечно же, незнание всех нюансов уголовного и уголовно-процессуального права только играет на руку силовикам – так легче манипулировать подозреваемым, обвиняемым и «ломать» его слабую защиту. Более того, следователь имеет привычку запугивать своих «жертв», создавая иллюзию «последнего дня Помпеи». Например, обвиняя лицо по части 1 статьи 290 УК РФ – получение взятки, он обязательно будет говорить о предусмотренной этой статьей санкции в виде лишения свободы до 3-х лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки. При этом забудет упомянуть, что та же часть данной статьи говорит о более легком наказании, например, лишении свободы в несколько месяцев без какого-либо штрафа, или без лишения свободы, но с уплатой штрафа в размере заработной платы за период до 2-х лет (а это может составлять в 2017 году, с учетом минимального размера зарплаты, всего от 200 тыс. рублей). И то, это возможно в том случае, если будет собрана законным путем «железная» доказательная база, а в отношении лица вынесен соответствующий обвинительный приговор.
Более того, следователь постарается строить обвинение не по одной, а сразу по нескольким статьям УК РФ, чтобы усилить эффект «слона». Существующая этика взаимоотношений правоохранительных и судебных органов говорит о том, что раз уж дело передано в суд, то очень желательно иметь обвинительный приговор, дабы не портить отчетную статистику. К сожалению, во многом это соответствует действительности, но адвокат и в этом случае сможет построить защиту таким образом, чтобы нивелировать нависшую угрозу над Доверителем или максимально смягчить ее.
Кстати, и мера пресечения подследственному может выбираться не в виде подписки о невыезде, а более жесткая, дабы усилить психологический прессинг. Таким образом, следственные органы «подводят клиента» к «решению вопроса» либо даче признательных показаний еще на этапе следствия.
Адвокат по должностным преступлениям поможет выйти из сложного положения с минимальными потерями, обойтись «малой кровью», используя весь свой багаж знаний и практический опыт работы. Таким образом, часть следственных действий, а нередко и вся «кропотливая» работа следователя может быть сведена к нулю. Только адвокат, специализирующийся на оказании услуг по уголовным делам и имеющий соответствующий опыт, справиться с задачей доказывания факта наличия провокации взятки при наличии последней с учетом имеющейся практики нашего высшего судебного органа, а также Европейского суда по правам человека.
Превышение должностных полномочий
Данные действия также являются серьезными преступлениями. Регулируются они ст. 286 УК. Процесс превышения полномочий подразумевает, что гражданин выполняет действия, которые выходят за пределы имеющихся у него возможностей и прав.
Преступления, совершенные должностными лицами в этой области, могут быть представлены разновидностями:
- выполнение разных действий или совершение сделок, которые входят в компетенцию иного должностного лица;
- реализуются операции, которые могут осуществляться исключительно коллегиально;
- у виновного отсутствуют специальные полномочия, но он все равно выполняет определенные действия, для которого они требуются;
- совершение операций, которые являются противозаконными для любого лица независимо от разных условий и обстоятельств.
Чтобы привлечь виновника к ответственности, необходимо, чтобы у него имелись определенные должностные или властные полномочия в отношении лиц, которым непосредственно наносится ущерб реализованными действиями.
Преступления, совершенные должностными лицами путем превышения их полномочий, могут быть представлены разными видами:
- нанесение другим лицам побоев, ударов или других физических повреждений;
- истязания граждан;
- незаконное лишение свобод гражданина;
- применение психического насилия или угроз;
- умышленное причинение вреда здоровью или запланированное убийство, причем такие действия классифицируются как тяжкое преступление, поэтому используются сведения из ст. 111 и ст. 105 УК.
Дополнительно учитываются отягчающие обстоятельства. Сюда относится не только то, что преступник превышает имеющиеся у него полномочия, но и то, что при совершении должностного преступления он может пользоваться разными техническими средствами, оружием или иными устройствами, выдаваемыми ему на службе. Сюда относятся специальные резиновые палки, наручники, газ или другие элементы, применяемые сотрудниками правоохранительных органов.
Если должностное лицо при совершении преступления наносит чрезвычайно тяжелые повреждения гражданину, что приводит к его смерти, то он привлекается к уголовной ответственности, представленной лишением свободы.
Таким образом, вопрос об ответственности за получение взятки и действия, которые наносят вред личности третьим лицом получил свое решение.Так законодательство ведет борьбу с коррупцией в правоохранительных и судебных органах, а также дополнительно защищает личность от противозаконных действий должностных лиц.
Главным критерием различия состава преступлений, таких как вымогательства взятки и получения взятки считается характер взаимоотношений должностного лица с взяткодателем, а не характер действий, за которые должностное лицо получает вознаграждение.
При получении взятки субъекты договариваются добровольно, проявляя взаимный интерес, а при вымогательстве этот добровольный и взаимный интерес отсутствует. В этом случае должностное лицо несет доминирующую функцию благодаря своему авторитету, злоупотреблением своими полномочиями.
При получении взятки если инициатива исходит от частного лица, а в случае вымогательства взятки – от должностного лица. Другими словами при простом обычном получении взятки, частное лицо действует добровольно, не под давлением, полностью свободно, и у них обоих в этом случае возникает общая незаконная цель.
Злоупотребление полномочиями
Данные действия перечисляются в ст. 285 УК. На основании данной статьи к ответственности могут привлекаться не только должностные лица, но и даже государственные служащие, наделяемые некоторыми специфическими полномочиями. Для таких лиц предполагается повышенная ответственность, если они пользуются полученными возможностями в личных целях.
Злоупотребление должностными преступлениями может привести к назначению реального тюремного срока для гражданина. При этом учитываются некоторые особенности:
- нарушением является использование полномочий не в интересах службы, а для решения личных проблем;
- круг полномочий определяется разными официальными документами, к которым относятся уставы, положения, инструкции или иные нормативные акты, причем именно в них перечисляются все права и обязанности, которыми наделяются граждане, занимающие конкретную должность;
- не допускается пользоваться своим авторитетом для решения личных проблем, причем это относится даже к давлению на других лиц при телефонных разговорах или личном общении;
- преступлением будет считаться совершение разных действий в пределах имеющейся компетенции, но при этом они противоречат целям и задачам, поставленным перед конкретной государственной организацией.
Служебный подлог предполагает, что должностное лицо вписывает в разную официальную документацию недостоверную информацию. Также сюда относится исправление разных сведений в бумагах, которые приводят к искажению достоверных фактов. Данные действия совершаются в личных корыстных целях.
Привлекаются к ответственности за такое преступление не только должностные лица, но и другие служащие, работающие в государственных или муниципальных организациях. Характеристика должностных преступлений такого рода:
- в качестве предмета преступления выступает официальная документация, представленная многочисленными актами, на основании которых предоставляются права, ограничиваются обязательства, удостоверяются разные факты и события, но они обязательно обладают юридической силой и важностью;
- основной целью такого преступления обычно выступает возможность за счет подложных документов завладеть должностному лицу чужим имуществом;
- стандартно такие действия классифицируются в качестве мошенничества;
- существует несколько способов, с помощью которых может выполняться подлог, например, могут вноситься в документацию заведомо ложные сведения, а также могут исправляться достоверные факты;
- наиболее часто изменения вносятся в размеры денежных сумм или в личные данные разных граждан;
- заканчивается состав преступления в тот момент, когда осуществляется непосредственный подлог, а именно заменяются документы поддельными бумагами или вносятся исправления в имеющуюся информацию;
- дальнейшее применение таких документов запрещается, а действия должностного лица рассматриваются как преступление по УК.
Преступления, связанные с подлогом, совершаются при наличии прямого корыстного умысла. У должностного лица должна иметься личная заинтересованность в процессе. Она обычно раскрывается при расследовании должностных преступлений. Подлог может выступать способом приготовления к хищению или сокрытия воровства.