Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ипотека для детей с инвалидностью: как получить и что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Площадь жилого помещения фигурирует практически во всех документах на жилье: в свидетельстве о собственности и техническом паспорте. Если она меняется ввиду перепланировки, например, необходимо заказывать новые документы с правильными данными. Уточнить процедуру можно у специалистов, занимающихся недвижимостью.
Прием на жилищный учет.
Важно
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред.
Дополнительная жилая площадь
Кто имеет право и по какой норме В 2022 году нормой предоставления жилого помещения по социальным соглашениям является минимальное количество квадратных метров, в зависимости от которых определяется общий размер жилья, предоставляемого по соответствующим договорам. Рассматриваемые нормативы всегда определяются компетентными представителями муниципальных органов с учетом множества факторов
. Учетной нормой жилого помещения может считаться минимальный размер жилой площади.
Ее размер не может быть выше определенной на местном уровне нормы предоставления
.
Такие критерии применяются только для постановки граждан РФ на регистрационный учет в качестве нуждающейся категории
. Стоит отметить, что муниципалитеты имеют довольно широкий набор полномочий в рамках определения учетных норм, что предусматривает определенную ответственность за принятые решения и постановления.
Обеспечение жилой площадью инвалидов в 2022 году
При обеспечении жилыми имущественными объектами семей, в составе которых есть дети-инвалиды, должно в обязательном порядке соблюдаться определенное условие об отсутствии у таких лиц отдельных квартир, которые принадлежат им на правах собственности. Что касается дополнительных правил о предоставление, то они в полной мере определяются на основании Федерального Закона о защите инвалидов на территории Российской Федерации.
Инвалиды могут рассчитывать на получение квартир по стандартным социальным соглашениям общей площадью, превышающей нормы, определенной на одного конкретного человека, но не более, чем в два раза. Это возможно только в тех случаях, если гражданин страдает тяжелым заболеванием.
Судебная практика по вопросу предоставления инвалидам дополнительной площади жилья
Конституционным судом по жалобе Плешивцева В.А. вынесено определение от 23.10.2014 N 2422-О. Доводы жалобы сводились к тому, что ст. 17 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995 г. не закреплена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению инвалидам дополнительной жилой площади. Суд отметил, что применительно к инвалидам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, законодатель предусмотрел лишь возможность предоставления дополнительной жилой площади, а решение поставленного Плешивцевым В.А. вопроса о необходимости законодательного закрепления обязанности (а не права) органов местного самоуправления по предоставлению указанным гражданам дополнительной площади относится к полномочиям законодателя, а не суда.
Со ссылкой на указанное Определение Конституционного суда РФ суды общей юрисдикции в соответствующих исках инвалидов и предоставлении дополнительной жилой площади отказывают (Например, подобный подход применен в Апелляционном определении Ленинградского окружного военного суда от 14.01.2021 по делу N 2а-312/2020, Апелляционном определении 1 Западного окружного военного суда от 14.01.2021 по делу N 2а-312/2020).
В постановлении Конституционного суда РФ №3-П от 01.02.2021 г. указано, что предписания (имеется в виду положения ст.17 181-ФЗ и п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) в буквальном их изложении предполагают возможность предоставления гражданам, страдающим соответствующими заболеваниями, в том числе инвалидам, жилого помещения с превышением указанных общих норм исходя из особых нужд и специального правового статуса лиц, относящихся к этой категории.
Несмотря на упомянутые разъяснения Конституционного суда РФ отдельные исковые требования инвалидов о предоставлении жилья по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь удовлетворялись со ссылкой на ранее отмененное Постановление Правительства РФ №901 от 27.07.1996 г.
Между тем, несмотря на указанные обстоятельства, суды в отдельных случаях принимают решения в пользу инвалидов по искам о предоставлении жилья по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь. Например, подобный подход встречается в Апелляционном определении Новгородского областного суда от 30.01.2019 по делу N 33-260/2019, Апелляционном определении Вологодского областного суда от 18.12.2019 по делу N 2-8366/2019. При этом в указанных определениях судами должным образом не обоснована позиция об обязанности органов местного самоуправления предоставить дополнительную жилую площадь инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Порядок оформления жилья в собственность ребенка с инвалидностью
С целью получения недвижимости требуется осуществить несколько действий:
Сбор документации | Помимо подтверждения личности заявителя и документов на ребенка, доказательств неудовлетворительных условий проживания, недостатков жилой площади при федеральной норме и др. |
Постановка на жилищный учет | Для получения недвижимости нужно поставить ребенка на жилищный учет как нуждающегося в улучшении условий проживания. Осуществляется процедура в муниципальных органах по месту нахождения несовершеннолетнего. Постановка на учет осуществляется при подаче заявления. |
Решение | Ожидание получения решения, подписание документов о выделении площади на несовершеннолетнего, прописка по месту жительства. |
Прежде, чем встать на очередь, требуется полный пакет документов. Отказать могут, если отсутствует хотя бы один из них. Все справки и документы подаются в администрацию, находящуюся по месту регистрации семьи. Но можно обратиться и в ближайший МФЦ, где процесс рассмотрения будет немного дольше. Требуется предоставить следующее:
- выписку из домовой книги и справку из лицевого счета;
- паспорта взрослых членов семьи, включая детей от 14 лет;
- свидетельства о рождении, если дети еще не достигли 14-летнего возраста;
- справки о подтверждении доходов;
- при наличии – свидетельство о браке;
- разработанную медиками индивидуальную программу реабилитации;
- правоустанавливающие документы, договор социального найма на квартиру;
- справку о наличии у ребенка инвалидности;
- другие документы в зависимости от личной ситуации.
Сотрудник администрации фиксирует фактичное наличие инвалидности. В справке должна быть указана первопричина ее появления и тяжесть состояния. В набор документов входят медицинские справки. Далее подтверждается, что семья нуждается в жилом помещении. Это обстоятельство подтверждается особенностями квартиры, ее площадью, количеством членов семьи. Проводится медицинская социальная экспертиза.
Документы необязательно подавать лично, ведь их может подать представитель на основании нотариально заверенной доверенности в которой указываются конкретные действия – сбор документов, подача заявления в администрацию. Вместе с остальными документами подается копия паспорта представителя и доверенность.
Предоставление жилья инвалидам
Руководствуясь законом Российской Федерации, выступающим гарантом прав инвалидов и обеспечивающим социальную защиту данной категории лиц, проживающих на территории государства, правительство страны приняло постановление, согласно которому правом на предоставление жилья инвалидам пользуются лица, имеющие инвалидность 1,2,3 группы; несовершеннолетние дети-инвалиды, а так же их семьи; инвалиды труда 1,2 группы.
- несоответствие занимаемого помещения соответствующему уровню, принятому государственными исполнительными органами;
- проживание в доме, не соответствующем санитарным нормам и требованиям, стандартам техконтроля, в помещениях находящихся в аварийном состоянии и идущих под снос;
- проживание в коммунальных квартирах, присутствие на занимаемой площади двух и более семей, имеющих нетрудоспособных членов, заболевание которых по заключению медиков причисляется в сильной степени тяжести, либо носит хронический характер;
- инвалиды, не имеющие собственного жилья, зарегистрированные и проживающие в общежитиях (кроме сезонных работников и студентов).
Внеочередное предоставление жилья
Решением районного суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, в удовлетворении иска отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ состоявшиеся по делу судебные постановления отменила, дело направила на новое рассмотрение, указав следующее.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Законодательное регулирование вопроса
Имеет ли право инвалид 1 группы на получение квартиры, зафиксировано в общефедеральных законопроектах. Это государственная льгота, которая распространяется на всю территорию Российской Федерации. Муниципальные власти могут вносить некоторые коррективы при реализации такой социальной программы.
Например, если в городе отсутствуют свободные квартиры или дома, выделяемые для распределения между некоторыми категориями граждан в порядке очередности, то может предоставляться земельный участок под застройку. То есть местные власти действуют в зависимости от возможностей локального жилищного фонда.
Таблица № 1 «Правовое регулирование вопроса»
В регионах также учитываются постановления муниципального правительства, законы областей, распоряжения губернаторов.
Когда нужен расчёт жилой нормы? Как она определяется?
Стоит отметить, что Минздрав РФ уже утвердил новый список, в рамках которого происходит уточнение перечня заболеваний, необходимых для получения льгот. Он вступит в юридическую силу сразу после отмены предыдущего документа по первому требованию Правительства России.
В рамках программы улучшения условий проживания полностью оговаривается факт того, что инвалиды, которые на постоянной основе проживают в стационарных медицинских учреждениях, подлежат постановке на регистрационный учет для улучшения условий независимо от размера площади. Их обеспечение происходит наравне с другими категориями инвалидов.
Образец заявления о постановке на учет по поводу улучшения жилищных условий и права на дополнительную жилплощадь Правила обеспечения Обеспечение лиц с инвалидностью объектами жилого имущества производится на основании нормативов, прописанных в статье 17 ЖК РФ.
Кто имеет право и по какой норме В 2018 году нормой предоставления жилого помещения по социальным соглашениям является минимальное количество квадратных метров, в зависимости от которых определяется общий размер жилья, предоставляемого по соответствующим договорам. Рассматриваемые нормативы всегда определяются компетентными представителями муниципальных органов с учетом множества факторов.
Учетной нормой жилого помещения может считаться минимальный размер жилой площади. Ее размер не может быть выше определенной на местном уровне нормы предоставления. Такие критерии применяются только для постановки граждан РФ на регистрационный учет в качестве нуждающейся категории. Стоит отметить, что муниципалитеты имеют довольно широкий набор полномочий в рамках определения учетных норм, что предусматривает определенную ответственность за принятые решения и постановления.
При обеспечении жилыми имущественными объектами семей, в составе которых есть дети-инвалиды, должно в обязательном порядке соблюдаться определенное условие об отсутствии у таких лиц отдельных квартир, которые принадлежат им на правах собственности. Что касается дополнительных правил о предоставление, то они в полной мере определяются на основании Федерального Закона о защите инвалидов на территории Российской Федерации.
Инвалиды могут рассчитывать на получение квартир по стандартным социальным соглашениям общей площадью, превышающей нормы, определенной на одного конкретного человека, но не более, чем в два раза. Это возможно только в тех случаях, если гражданин страдает тяжелым заболеванием.
Актуальный перечень таких заболеваний приведен в специальном Постановлении Правительства РФ №817 от 21 декабря 2004 года.На улучшение жилищных условий могут рассчитывать семьи, которые воспитывают детей, официально признанных инвалидами на основании медицинских заключений. Руководствоваться в праве на улучшения условий жилья и в предоставлении жилой площади для детей-инвалидов, можно статьей 17 ФЗ № 181 от 24.11.1995 г.
В таком случае необходима постановка на учет. Российское законодательство предусматривает, что приобретение приоритетного права на жилье для детей-инвалидов есть у тех граждан, которые встали на таковой учет до 1 января 2005 года. Важно! Люди, обратившиеся за получением льготы до указанного срока, могут рассчитывать на получение денежных средств из образованных для этой цели фондов, а также жилого помещения. Многих интересует вопрос о том, как получить квартиру ребенку-инвалиду после 1 января 2005 года.
- T90.9 Последствия неуточненной травмы головы
- T91.1 Последствия перелома позвоночника
- T91.3 Последствия травмы спинного мозга
- Z99.3 Зависимость от кресла на колесах
- Z99.8 Зависимость от других вспомогательных механизмов и устройств
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире Если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания из этого Перечня, то семья, при соблюдении условий, предусмотренных жилищным законодательством, признается нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
Есть несколько случаев, когда обязательно учитывают норму по жилой площади.
- При необходимости подтверждения права нанимателя на то, чтобы получить дополнительную площадь.
- Когда вселяются временные жильцы.
- Переселение нанимателя во время проведения капитального ремонта в здании.
- Проводится раздел объекта недвижимого имущества.
- Нанимателя выселяют.
- Нужно начислить плату за жилплощадь.
Нормы для различных категорий граждан
Норма для членов семьи военнослужащих – 18 квадратных метров на человека. На практике, жилищные нормы для данной категории граждан часто увеличивают.
Социальная норма по жилой помощи используется, когда определяют, способны ли граждане сами оплачивать ЖКХ, или им требуется поддержка. В общежитии на одного человека норма может быть уменьшена в зависимости от решения муниципалитета.
Выселение за долги по оплате коммунальных услуг – крайняя мера, которая применяется к тем, кто живёт в квартире или доме по договору социального найма. Выселяют обязательно в жильё с меньшей площадью. Здесь используются те же нормы, что и при работе с общежитиями – то есть, например, 6 квадратных метров на человека.
При переселении из аварийного жилья нормы составляют 6 квадратов на человека, если у муниципального фонда не хватает средств для предоставления всех условий. В других случаях переселенцы могут рассчитывать минимум на десять квадратных метров.
На те же нормативы, не меньше, могут рассчитывать те, чьё жильё изымается в пользу государственных и муниципальных фондов.
Что ещё следует учесть?
За последние несколько лет эта сфера в законодательстве РФ практически не претерпела перемен. Если нормы и становятся другими, то только в пределах конкретного региона, сумма изменений редко бывает большой. Но чаще всего даже другие города повторяют те же правила, что действуют и в Москве.
Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.
Стоит учитывать то, что некоторые категории граждан имеют право получить компенсацию. Например, если они и члены их семьи пострадали во время аварии на Чернобыльской станции. Компенсация особенно актуальна для тех, кого интересует возможность сэкономить на коммунальных платежах. Такое право есть и у ветеранов труда, которые на постоянной основе проживают в жилищном фонде. Вне зависимости от того, какую форму собственности они оформляют на тот или иной объект.
Многие граждане могут самостоятельно улучшать свои жилищные условия. Но для некоторых актуальной остаётся и государственная поддержка. Если есть возможность получить жильё на льготных условиях – почему бы ей не воспользоваться?
Обеспечение инвалидов жилой площадью
Стоит отметить, что Минздрав РФ уже утвердил новый список, в рамках которого происходит уточнение перечня заболеваний, необходимых для получения льгот. Он вступит в юридическую силу сразу после отмены предыдущего документа по первому требованию Правительства России.
В рамках программы улучшения условий проживания полностью оговаривается факт того, что инвалиды, которые на постоянной основе проживают в стационарных медицинских учреждениях, подлежат постановке на регистрационный учет для улучшения условий независимо от размера площади. Их обеспечение происходит наравне с другими категориями инвалидов
.
Образец заявления о постановке на учет по поводу улучшения жилищных условий и права на дополнительную жилплощадь Правила обеспечения Обеспечение лиц с инвалидностью объектами жилого имущества производится на основании нормативов, прописанных в статье 17 ЖК РФ.
Информация для заявителя о его праве подать жалобу на нарушение порядка предоставления государственной услуги (жалоба).
Заявители имеют право подать жалобу на решения и действия (бездействие), принятые Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, СПб ГБУ «ГЖО», директором (заместителями директора) СПб ГБУ «ГЖО», сотрудниками СПб ГБУ «ГЖО».
Подача жалобы в МФЦ на решения и действия (бездействие) МФЦ, работников МФЦ осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 6.4 административного регламента.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может подать жалобу, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета. СПб ГБУ «ГЖО», сотрудника СПб ГБУ «ГЖО» в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Предмет жалобы
Жалоба должна содержать:
- наименование Комитета, СПб ГБУ «ГЖО», должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, сотрудника СПб ГБУ «ГЖО», решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, СПб ГБУ «ГЖО», должностного лица Комитета, сотрудника СПб ГБУ «ГЖО» либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, СПб ГБУ «ГЖО», должностного лица Комитета, сотрудника СПб ГБУ «ГЖО» либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
- Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.
- Жалоба подается в Комитет, СПб ГБУ «ГЖО».
- Жалоба на решения и действия (бездействие) директора СПб ГБУ «ГЖО» подается в Комитет.
- Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета также может быть подана вице‑губернатору Санкт‑Петербурга (191060, Санкт‑Петербург, Смольный, телефон (812) 576‑60‑51) (вышестоящий орган), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, либо, в случае его отсутствия, руководителю Комитета.
- Способы подачи и рассмотрения жалобы
- Жалоба может быть подана:
- в электронной форме в случае подачи заявления о предоставлении государственной услуги через МФЦ;
- в письменной форме на бумажном носителе.