Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за незаконную рекламу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».
Чем отличаются наружная реклама и вывеска?
Роль вывески – только донести до неопределенного круга лиц информацию о фактическом местонахождении объекта и/или обозначить место входа в занимаемое им помещение. Исходя из этого, вывеска не может содержать никаких указаний на цены, виды товаров и услуг, предложений, акций и тому подобное.
Что касается любой наружной рекламы, то ее размещение регулирует закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» и нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 закона «О рекламе»).
Наружная реклама, так же, как и вывеска, будет содержать наименование объекта, но кроме этого, будет привлекать к нему посетителей. Сложность заключается в том, что закон не разграничивает четко понятие вывески и наружной рекламы, в результате чего сформировалась противоречивая судебная практика. Одна и та же конструкция может быть признана одним судом вывеской, а другим – рекламой, со всеми вытекающими последствиями (ниже мы рассмотрим ответственность за нарушение законодательства о рекламе).
Ясность в этот вопрос попыталась внести Федеральная антимонопольная служба (в письмах от 16 марта 2006 г. N АК/3512 и от 31 мая 2010 г. N АК/16754). ФАС считает, что если «целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама».
В качестве примера приведено размещение крышной установки на многоэтажном здании, где только одну из комнат арендовало игорное заведение. ФАС пришел к выводу, что этот способ размещения информации о заведении является рекламой, т.к. он не указывает явно на место нахождения объекта (конкретная комната).
В то же время, если организация занимает весь многоэтажный дом, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама, т.к. эта информация направлена на информирование о месте нахождения данного объекта.
Относительно вида вывески есть только один документ, вносящий некоторую ясность — информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37. В нем приводится понятие «уличной вывески (таблички)».
Таким образом, безопасным будет только размещение информации о магазине или организации сферы услуг на табличке при входе в объект, с указанием наименования, адреса и графика работы. Расположение остальных конструкций может оспариваться местными властями или собственником недвижимости, как рекламных.
Комментарии к ст. 14.37 КОАП РФ
1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на правила установки рекламной конструкции, регламентированные Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп.). Эти правила предусматривают получение разрешения на установку рекламной конструкции (ч. ч. 9 — 24 ст. 19), а также необходимость соблюдения требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19).
При этом к рекламной конструкции, установка которой должна соответствовать указанным требованиям, относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, используемые для распространения наружной рекламы, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»).
2. Объективная сторона состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в комментируемой статье, состоит в установке рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку, которое уполномочен выдавать орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа либо орган внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на подведомственной территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции, если в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не установлен порядок, согласно которому указанные полномочия осуществляются органами государственной власти этих субъектов РФ.
Разрешение выдается по заявлению собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Разрешение на установку рекламной конструкции выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с ч. ч. 5.3 и 5.4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» (ч. 9.1 ст. 19).
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа либо органа внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или уполномоченного органа государственной власти указанных субъектов РФ, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). Одновременно с этим лица, виновные в установке рекламной конструкции без разрешения, привлекаются к административной ответственности по настоящей статье.
Получение разрешений не требуется на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики (ч. 23 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). В случае установки рекламы на них без разрешения административная ответственность по комментируемой статье не применяется.
Объективная сторона административного правонарушения по комментируемой статье состоит также в нарушении требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе») при установке рекламной конструкции.
Основанием для однократного применения административной ответственности по данной статье является либо установка рекламной конструкции без разрешения, либо установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению, либо оба указанных нарушения одновременно.
Административная ответственность по комментируемой статье не применяется в случаях установки в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов, установки рекламных конструкций в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги. Административная ответственность за эти административные правонарушения наступает в соответствии с ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ, на что особо указывается в диспозиции настоящей статьи.
3. Субъектами указанных в комментируемой статье административных право нарушениях являются физические лица, юридические лица и должностные лица, а именно: рекламораспространители — владельцы рекламных конструкций, их законные, уполномоченные представители или работники.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) определяется в указанной норме как собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
4. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями, в частности, при совершении их юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — судьями арбитражных судов (ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Какую информацию передавать
В ОРД должны поступать следующие данные о рекламодателе и распространителе:
- фирменное наименование – полное и сокращенное либо ФИО для ИП и физлиц;
- ИНН – для всех российских лиц;
- ОГРН/ОГРНИП;
- юридический адрес компании или адрес физлица;
- ФИО лица, которое действует от имени компании;
- информация о лице, которое заключило договор с рекламораспространителем;
- сведения о площадке/информационной системе, через которую будет распространяться реклама;
- номер электронного средства платежа для иностранного лица.
О самой рекламе тоже передается информация:
- тип кампании;
- описание рекламируемого объекта;
- ID рекламных материалов;
- средства, которые использовались для распространения рекламы;
- объемы и распределение показов;
- форма распространения;
- срок размещения и дата начала;
- параметры аудитории;
- договор на размещение рекламы с ценой.
Виды незаконной рекламы
Основываясь на российском законодательстве, можно классифицировать виды незаконной рекламы следующим образом:
- недобросовестная. К данной категории относятся публикации, дискредитирующие конкурентов или иных лиц, а также рекламирование товаров или услуг запрещенным способом и/или в запрещенном месте
- недостоверная. Поводом убрать афишу или объявление может стать размещение в них сведений несоответствующих действительности. К этому же виду можно отнести заведомо ложную и скрытую рекламу. Заведомо ложной является реклама, умышленно вводящая покупателя в заблуждение. Скрытая имеет место быть тогда, когда потребитель не знает, что видит перед собой рекламный контент
- неэтичная. Нарушение общепринятых норм и моральных ценностей неприемлемо в любом случае, в том числе и в рекламных кампаниях
- запрещенная. Законодательством РФ запрещена демонстрация процессов курения, употребления алкогольной продукции, использование бранных слов и выражений в рекламе какого-либо продукта, полностью запрещена пропаганда наркотиков и иных продуктов, распространение которых является преступлением на территории нашей страны
Как составить жалобу на незаконную рекламу?
Если реклама мешает дорожному движению, размещена на доме без разрешения собственников, установлена без согласования с органами местной администрации или каким-либо иным образом нарушает Федеральный закон «О рекламе», то на нее может быть подана жалоба.
Для отправки подобного заявления потребуется совершить ряд последовательных действий:
- Зафиксировать нарушение. Для фиксации незаконно размещенных объявлений о товарах и услугах необходимо сделать несколько фотографий с привязкой к конкретной местности
- Подготовить жалобу. В «шапке» заявления указывается наименование и адрес органа, в который направлена жалоба, а также данные о заявителе. В основной части указывается суть нарушения, приводятся факты, указывающие на наличие нарушения, даются сведения о рекламодателе. В заключении указывается просьба устранить выявленное нарушение, прикладываются фотографии, подтверждающие нарушение
- Отправить жалобу. Заявление может быть отправлено в электронной форме, с помощью курьерской доставки или вручено нарочно. Основными организациями, рассматривающими подобные жалобы, являются антимонопольная служба, ГИБДД, прокуратура, различные волонтерские объединения и другие
Возможности легализации дохода
Государство предлагает блогерам несколько вариантов легализации доходов.
Уплата налога в качестве физического лица:
Это самый дорогой режим налогообложения для блогера, предполагающий разовые выплаты по договору оказания услуг.
Блогер подает декларацию о доходах и платит 13% с полученного дохода как любое другое физическое лицо (для резидентов НДФЛ 13%, нерезидентов — 30% согласно п. 1, 3 ст. 224 НК РФ). Открывать юридическое лицо необязательно.
Такой вариант оптимален для начинающих блогеров или тех, кто не имеет постоянного дохода от этого вида деятельности.
Сложности могут возникнуть при работе с брендами. Крупный бизнес избегает работать сотрудничества с блогерами, как с физическими лицами. И это понятно — стоимость договора для компании возрастает на сумму страховых взносов.
Регистрация ИП:
Когда доходы на счет поступают систематически и блоггинг становится предпринимательской деятельностью, целесообразно выбрать статус индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 2 ГК РФ). В качестве ИП блогер должен встать на учет в налоговый орган (п. 2 ст. 116 НК РФ).
ИП имеет три режима налогообложения на выбор.
- Общая система налогообложения (гл. 2 ст. 13-15 НК РФ)
- Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2. НК РФ)
- Налог на профессиональный доход — НПД (Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
Демонтаж незаконной рекламы
Недовольные жители, управляющие компании и другие лица часто пытаются убрать несанкционированно размещенные конструкции самостоятельно, не дожидаясь решения компетентных органов или действий со стороны предпринимателя.
Однако подобная позиция противозаконная. Неправомерное размещение имущества не дает никому права его уничтожать. Поэтому, если при демонтаже конструкция была повреждена, предприниматель может потребовать компенсацию причиненного ущерба, независимо от правомерности ее размещения.
Демонтаж незаконной рекламы может быть произведен исключительно по решению компетентных органов (управление градостроительства, суд, другие надзорные органы) силами предпринимателя, который ее установил.
В случае уклонения ИП от выполнения предписания обязанность убрать конструкцию возлагается на муниципальные органы или на собственника имущества, на котором расположена реклама. Лицо, осуществляющее демонтаж может потребовать от ИП возмещения расходов, которые были понесены при исполнении предписания.
За установку или эксплуатацию рекламной конструкции без соответствующего разрешения могут увеличить штрафы для граждан и должностных лиц
Статья 14.37 КоАП РФ закрепляет ответственность за установку или эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а также за установку или эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента. Такие деяния влекут административный штраф для граждан в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб., для должностных лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.
В Госдуму внесен законопроект 1 , предусматривающий корректировку санкций за указанное правонарушение. В частности, в случае одобрения инициативы за незаконную установку или эксплуатацию рекламной конструкции граждане будут уплачивать штраф в размере 3-5 тыс. руб., а должностные лица – 5-10 тыс. руб. При этом штрафные санкции для юридических лиц планируется смягчить, установив штраф в пределах 100-500 тыс. руб.
Авторы инициативы отмечают, что физические лица и ИП (должностные лица) при незначительном размере административного штрафа по сравнению с юридическими лицами злоупотребляют своими правами и устанавливают (эксплуатируют) рекламные конструкции без предусмотренного законодательством действующего разрешения на ее установку и эксплуатацию.
Кроме того, законопроектом предусмотрено введение ответственности за повторные в течение года установку или эксплуатацию рекламной конструкции без соответствующего разрешения, а также установку или эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований техрегламента. Штрафы в данном случае могут составить для граждан от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.
Демонтаж незаконной рекламы
Недовольные жители, управляющие компании и другие лица часто пытаются убрать несанкционированно размещенные конструкции самостоятельно, не дожидаясь решения компетентных органов или действий со стороны предпринимателя.
Однако подобная позиция противозаконная. Неправомерное размещение имущества не дает никому права его уничтожать. Поэтому, если при демонтаже конструкция была повреждена, предприниматель может потребовать компенсацию причиненного ущерба, независимо от правомерности ее размещения.
Демонтаж незаконной рекламы может быть произведен исключительно по решению компетентных органов (управление градостроительства, суд, другие надзорные органы) силами предпринимателя, который ее установил.
В случае уклонения ИП от выполнения предписания обязанность убрать конструкцию возлагается на муниципальные органы или на собственника имущества, на котором расположена реклама. Лицо, осуществляющее демонтаж может потребовать от ИП возмещения расходов, которые были понесены при исполнении предписания.
Нормативное регулирование порядка размещения рекламы на ТС осуществляется ст. 20 Закона.
Так, в ч. 1 ст. 20 Закона сказано, что рекламу на ТС разрешено размещать собственникам ТС или лицам, заключившим договор с собственниками на оказание услуг рекламного характера.
А вот в случае, если:
- кузов ТС будет раскрашен какой-либо рекламной надписью;
- либо же ТС будет переоборудовано таким образом, что вообще перестанет быть ТС и выполнять свои прямые функции.
То наступит ответственность, определенная в ч. 2 ст. 14.38. АК:
Субъект правонарушения | Какой штраф |
Гражданин | От 3000 до 5000 |
Должностное | От 30000 до 50000 |
Юрлицо | От 500000 до 1000000 |
Штрафа за размещение наружной рекламы без разрешения можно избежать, если сделать все согласованно в соответствии с законодательством.
Если вывеска будет расположена на фасаде здания, необходимо согласовать ее размещение с владельцем данной недвижимости. Между компанией, которая имеет лицензию на установку, и владельцем строения должен быть заключен договор. Срок его действия устанавливаются в зависимости от местных нормативных актов субъекта. Он может варьироваться от 5 до 10 лет.
Если здание принадлежит государственной организации или муниципалитету, согласование должно проходить через конкурс. Сложнее всего получить разрешение на установку рекламы на стене многоквартирного дома. Для этого нужно организовать собрание жильцов. Получив согласие от жильцов в письменном виде, можно обращаться с заявлением в органы местного самоуправления.
Для согласования необходимо подать заявление с приложением технических характеристик. Это должен быть эскизный проект продукции, его размеры и способы установки.
Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство
Когда предпринимательская деятельность, противоречащая закону, приобретает серьезные масштабы, то есть сумма полученных доходов оказывается значительной, более жестким становится и наказание. При определенных обстоятельствах, если совершенное будет признано преступлением, виновный привлекается к уголовной ответственности. Решение по такому делу принимает суд по месту проживания виновного или по месту ведения бизнеса.
Незаконному предпринимательству посвящена 171 статья Уголовного кодекса. Чтобы попасть под ее действие, должно произойти следующее:
- Ведется бизнес без регистрации или с регистрацией, но без лицензии (если она требуется).
- Такие действия привели к крупному ущербу государству, юридическим или физическим лицам либо получен крупный доход.
К виновному в описанном преступлении в 2021-2022 годах может быть применено одно из наказаний:
- Штраф – до 300 тыс. руб. или в сумме, соответствующей зарплате или другому доходу нарушителя за определенный период, который не может превышать 2 лет.
- Обязательные работы – до 480 часов.
- Арест – до 6 месяцев.
Ответственность может быть еще жестче, если предпринимательство с нарушением закона ведется при следующих обстоятельствах:
- Действия в организованной группе.
- Получен особо крупный доход.
В таком случае виновный будет привлечен к ответственности одного из видов:
- Штраф – 100-500 тыс. руб. или сумма, соответствующая доходу за 1-3 года.
- Принудительные работы – до 5 лет.
- Лишение свободы – до 5 лет. Такое наказание может сопровождаться штрафом в сумме до 80 тыс. руб. или в размере полученного в течение периода до 6 месяцев дохода.
В отдельную статью 171.3 выведена ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере оборота алкоголя и спирта. Если производить такую продукцию, закупать, поставлять, хранить, перевозить или продавать в розницу без лицензии (когда она должна быть) в крупных размерах, в 2021-2022 годах может наступить одно из следующих негативных последствий:
- Штраф – от 2 до 3 млн руб. или в сумме, эквивалентной полученным за один-три года доходам.
- Принудительные работы – до 3 лет.
- Лишение свободы – до 3 лет.