Новшества для абитуриентов 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новшества для абитуриентов 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудно представить себе, что будет при отмене Единого государственного экзамена. В настоящее время именно на нем держится целая индустрия. Она включает в себя армию всевозможных репетиторов, замещающих собой школьных учителей и натаскивающих школьников на правильные ответы по ЕГЭ, многочисленные курсы, которые не столько обучают, сколько разбирают вопросы экзаменов прошлых лет. Во всем этом заняты десятки тысяч человек с оборотами в сотни миллионов рублей и его отмена может очень негативно сказаться на их благосостоянии.
Не жаждут отказаться от него и некоторые родители школьников. За много лет существования к нему привыкли и приспособились. Как оказалось, по мнению бывших школьников, сдавать ЕГЭ гораздо легче, чем экзамены в самих вузах. Однако система поступления по ЕГЭ привела к тому, что школьники поступают не по призванию к профессии, а «куда попадут» по баллам. При этом часто вообще не учитывается направление обучения, лишь бы получить «корочку». К сожалению, знания таких выпускников оставляют желать много лучшего. Как следствие, выпускники заканчивают вуз и никогда не работают по специальности.

Глубокие знания против бесполезной информации

+ Получение специальных знаний. Существуют специальности, на которые выучиться можно только в ВУЗе. Например, биофизика, экология, филология. Если вы уверены, что хотите связать свою жизнь с узкой специализацией, то без университета никуда.

Много неактуальной информации. В большинстве вузов заставляют зубрить учебники с устаревшим материалом, который никак не применить на практике.

«70% дисциплин, которые я должна была освоить за 4 года обучения на филфаке, просто пустая трата времени, нервов и сил. Не знаю, в какой ситуации мне пригодится знание древнегреческого или старославянского языков, системы диалектов современного русского языка. Если только жизнь не приготовила мне приключение с поиском сокровищ в стиле Индианы Джонса, что маловероятно».

Марина, 24 года, преподаватель литературы.

К чему приведет отмена ЕГЭ

Будет достаточно бакалавра?

И тем не менее, диплом имеет значение: есть места, где с недоумением посмотрят на выпускников престижных ВУЗов, понимая, что с ними что-то произошло, какая-то тёмная история, раз они обратили внимание на не слишком перспективное место. Есть и обратные примеры: компании, основанные выпускниками определенного ВУЗа, предпочитают его и для своих работников; в некоторых компаниях есть список приоритетных ВУЗов, из которых берут на практику, стажировки и потом расстраивают кандидатов на трудоустройство.

В большинстве же случаев трудоустройства ВУЗ учтут, но больше внимания обратят на самого кандидата. Но здесь важно оговориться, что последнему важно добраться до интервью.

В нашей стране пока не сложилось понимание бакалавриата как законченного высшего образования, что смазывает картину с профессиями, где не требуется длительное время на приобретение исследовательских или управленческих компетенций.

Часто, когда мы говорим об излишнем образовании, не учитывается деление на бакалавриат и магистратуру, которую многие заканчивают для получения «полного» образования, отсрочки от армии, чтобы «отстреляться» и больше не учиться (что в корне не верно), непонимания бакалаврского диплома работодателем и т.д.

Бакалавриат вполне обеспечивает задачи социализации молодежи, воспитания, получения профессии. Многие исполнительские позиции в министерствах и ведомствах, в туризме, организациях социальной сферы вполне успешно замещаются бакалаврами и продолжение обучения реально требуется через 5-10 лет, когда специалист устоялся в понимании профессии, хочет что-то поменять или обеспечить возможности карьерного роста. Это европейский или американский вариант получения образования, который у нас пока не приживается. Зато сквозное обучение в бакалавриате и магистратуре в течение 6 лет часто приводит к рассуждениям об излишнем высшем образовании.

Le Universite est mort, Vive le Universite!

Пандемия и резкий, непредвиденный переход университетов в онлайн, случившийся за считанные недели по всему миру, вдохнул новую жизнь в дискуссию о том, нужно ли вообще высшее образование и что оно дает, кроме диплома.

Да и что дает сам диплом, особенно российского вуза — страны, в которой больше 100 лет люди без образования получали больше, чем люди с ним. Практически ничего в этом плане не изменилось и за последние 10 лет.

Читайте также:  Освобождение от транспортного налога пенсионеров в Москве в 2022 году

Развитие двухуровневой системы образования, или Болонской системы, (бакалавриат + магистратура) обострило дискуссию о востребованности специалистов высшей квалификации в реальном секторе экономики. Ведь не секрет, что работодатели сегодня не готовы платить молодому специалисту «бонус» за более высокий уровень образования, а в этой ситуации многоуровневая подготовка теряет смысл и влечет за собой проблему с реальным конкурсом на магистерские программы, даже в ведущие отечественные университеты. Поскольку это происходит на фоне падения интереса молодежи к исследовательской работе и сопряженной с этим низкой востребованности аспирантуры, в десятилетней перспективе можно спрогнозировать стагнацию большинства отечественных исследовательских школ. Для поддержания системы воспроизводства специалистов высшей квалификации необходимо обеспечить серьезный избыточный приток кадров в магистратуру и аспирантуру. «Кадровая воронка» позволит сформировать конкурентную среду для отбора лучших из лучших, что, кстати, и было реализовано в советской системе.

В этот раз отечественным вузам повезло, и национальный кризис в образовании, усиленный активной государственной поддержкой неравной конкуренции среди вузов, инициированной в 2012 Минобрнауки РФ, наложился на общемировой кризис, спровоцированный уже объективной причиной — пандемией. Повезло, потому что на крушении империй, как известно, сколачиваются самые большие состояния.

В этой статье мы попытаемся разобраться, почему через 900 с лишним лет после образования первого университета можно констатировать крушение вузовского мира в той логике эволюции высшей школы, которую мы знаем, что послужило причиной, хотя это и претит логике ученого и эксперта, спрогнозируем, что из этого следует и как получить реальный шанс вывести российские вузы в мировой топ.

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся на 933 года назад в момент основания первого в мире университета. Если верить Леониду Мациху, появлением университетов человечество обязано внутренним конфликтам в католической церкви. После 1054 года католическая церковь задумалась, что делать с инакомыслящими внутри. Любой институт знает два варианта работы с революционерами — изолировать или игнорировать. После крупного раскола игнорировать инакомыслящих было чревато последствиями, оставалось изолировать, но, на счастье человечества, изолировать решили не классическим методом (на кладбище или в удаленный монастырь), а продвинутым, собрав революционеров в резервации и поставив им задачу переосмысливать глобальные проблемы теологии. В этот анклав можно было отправлять всех, кто начинал сомневаться в догматах и ритуалах, привлекая их на свою сторону и прося обосновать, а почему, собственно, догмат может быть все же верным.

Миф 5: высшее образование — финальная ступень обучения

Учителя и родители часто говорят выпускникам о том, что выбор учебного заведения — очень серьёзный и ответственный шаг, который определит их судьбу. Такой расклад часто заставляет подростков нервничать: в 16−17 лет очень нелегко выбрать что-то на всю жизнь. Но современный мир предоставляет огромные возможности для образования, и вуз — только одна из них. Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, учиться придётся всю жизнь.

К счастью, благодаря интернету каждый может получить необходимые для своей работы навыки и даже полностью поменять сферу деятельности. Уже сейчас онлайн-образование позволяет специалистам не тратить время на вторую и третью вышку и получать новые квалификации без отрыва от работы. Скорее всего, в ближайшие 10−20 лет система образования круто изменится, и пока сложно предположить, какое место в ней займёт классическое вузовское образование и сохранится ли оно вообще в привычной форме.

Разные мнения о ценности «вышки»

Согласно статистике, у 55% россиян в возрасте от 25 до 65 лет имеется высшее образование. Тем не менее многие считают, что значимость «корочек» сильно преувеличена. Мнения экспертов и ученых также сильно разнятся. Так, Брайан Каплан, известный американский экономист и профессор Принстонского университета, убежден, что для большинства обычных граждан обучение в вузе – это «большая трата денег и времени». Работодатели платят не за «бесполезные предметы», которые выучили студенты, а за деловые качества и профессиональные навыки. Когда успех – синоним образования, в итоге «распространяется образование, а не успех».

Московский профессор Вячеслав Звоников придерживается иной точки зрения. Высшее образование – это своего рода планка, которая позволяет человеку эффективно трудиться по той или иной специальности. Ценность образования повышается в процессе эволюции. В определенные периоды времени тенденции могут меняться. Например, в лихие девяностые бизнес рассматривался исключительно как способ получения прибыли, а не как возможность достижения профессиональных, политических и иных целей. Сегодня обстановка в стране и в мире другая. То, что было актуально два-три десятка лет назад, не годится для современного человека, а значит, неизбежно меняются и приоритеты.

Плюсы пятилетнего образования

  • Пятилетнее обучение включает в себя как полный курс теоретических знаний, так и получение всех необходимых практических умений по нужной специальности.
  • Главное, вытекающее из этого преимущество: отечественные работодатели воспринимают выпускника со статусом “специалист” как более квалифицированного и подготовленного. Такие выпускники легче трудоустраиваются, зачастую принимаются на более высокооплачиваемые позиции, легче адаптируются на рабочем месте.
  • “Специалист” в России приравнен к уровню магистра в Болонской системе и может сразу после диплома продолжить учебу в аспирантуре.
  • Это более “сфокусированное” обучение, результатом которого становится специалист в достаточно узкой области. Такой подход отлично оправдал себя в медицине, военном деле, на государственной службе, в юриспруденции, в искусстве, инженерных науках. В этих отраслях традиционно специалисты намного более востребованы, чем бакалавры.
  • Выпускнику со статусом “специалист” сложнее поменять профессиональный вектор, если по окончании обучения он понял, что ошибся с направлением или что его отрасль сейчас не востребована. Но если необходимости подстраиваться под рынок труда нет, то в сравнении с бакалавриатом он получает более полное образование.
Читайте также:  Реквизиты Для Уплаты Штрафа В Пфр В 2021 Году За Сзвм Санктпетербург

Можно ли обойтись без высшего образования

Конечно, можно. Миллионы людей не учились в институте, и они живут, работают, возможно, даже неплохо зарабатывают.

Но кто же эти люди, которые, уже поработав некоторое время, вдруг срываются с места, поступают с большим трудом или платно в институт и учатся, несмотря на большую нагрузку на рабочем месте, семью и детей, требующих много внимания? Зачем им это нужно?

Ответ прост: без высшего образования невозможен карьерный рост, а с ним и рост зарплаты.

Если вы получили образование на курсах или в колледже, ваши знания носят довольно ограниченный характер, и быстро наступает предел вашей компетентности.

Если вы планируете всю жизнь заниматься одним и тем же, проблемы, возможно, и не будет. Но тем, кого манят более высокие должности и зарплаты, высшее образование необходимо.

Дело не только в том, что руководитель должен иметь диплом.

Высшее образование — это не только «корочки». Это более развитый кругозор, понимание процессов, которые происходят в мире, более высокий уровень культуры. Это не только записано на бумаге, это считывается по поведению, манерам, речи человека. Не секрет, что карьера успешнее строится не в офисе, а во время неформального общения. Не обладая достаточно высоким уровнем знаний и культуры, «своим» в высоких кругах не стать.

Перспективы, которые открываются после получения высшего образования

Наличие диплома о высшем образовании открывает многие двери.

Можно устроиться на высокооплачиваемую работу, расти в карьере и постоянно развиваться, достигать новых высот.

Но блестящие перспективы обычно у тех, кто получил действительно качественное образование.

А что делать тем, кто не может себе позволить учиться в крутом вузе из-за того, что не хватает баллов, и нет возможности платить за учебу?

Прекрасный выход из этой ситуации — учеба в Германии, которая позволяет «убить» не только двух, а гораздо больше «зайцев»:

  • в ФРГ поступить в институт и учиться в нем можно бесплатно даже иностранцам;
  • в вузах много новых востребованных направлений;
  • с немецким дипломом можно устроиться на работу в Германии;
  • не нужно в поте лица готовиться к ЕГЭ, достаточно сдать на аттестат, а все силы бросить на то, чтобы в аттестате были хорошие отметки по всем предметам, поскольку высокий средний балл важен для поступления в немецкий институт.

Появились ли новые правила для поступления?

Процедура подачи документов в электронном виде приправлялась к личной. С 2022 года поступающие могут вносить изменения в уже отправленное по интернету заявление в вуз или подать повторное, не отзывая первичное. Но передача оригинала аттестата при помощи электронной почты отменена: есть возможность передать документ через доверенное лицо или по почте заказным письмом с уведомлением.

Зачисления проходят в два этапа. Первый предполагает набор новых студентов без вступительных испытаний и тех абитуриентов, кто обладает льготами или поступает на условиях целевого обучения. Второй этап больше не разделяется на первую и вторую волны.

Минимальное количество баллов по предметам, установленное Минобрнауки на период с 2022 по 2023 года:

  • Русский язык — 40 баллов;
  • Математика — 39 баллов;
  • Физика — 39 баллов;
  • Химия — 39 баллов;
  • Обществознание — 45 баллов;
  • Информатика — 44 балла;
  • История — 35 баллов;
  • Иностранный язык — 30 баллов;
  • Литература — 40 баллов;
  • Биология — 39 баллов;
  • География — 40 баллов.

Многие учебные заведения устанавливают свои пороги для поступления.

Будет ли в России вторая волна мобилизации, что известно: объявят ли всеобщую мобилизацию с 1 января 2023 года

Подобные вопросы задаются теми российскими гражданами, которые привыкли доверять всей той информации, которая появляется на просторах всемирной паутины. Однако делать этого не стоит, учитывая нынешние реалии, когда информационное пространство используется вражескими силами для создания панической атмосферы в обществе. В этом плане вбросы о частичной мобилизации являются очень хорошей почвой.

Читайте также:  Критика Н. Н. Страхова о романе "Преступление и наказание" Достоевского, анализ

Президент России Владимир Путин на недавнем публичном выступлении констатировал, что в интернете множество фейков, поэтому информацию необходимо самым тщательным образом фильтровать. Эти слова российского лидера очень уместны к вопросу о якобы планах российских властей возобновить мобилизацию или же и вовсе объявить всеобщую мобилизацию в январе 2023 года. На самом деле ничего подобного не планируется. Сам Путин и представители его администрации неоднократно подчеркивали, что вопрос с частичной мобилизацией был закрыт после того, как были мобилизованы необходимые 300 тысяч человек.

Когда высшее образование нужно

  1. Получение специальности, обучиться которой самостоятельно невозможно. И это, пожалуй, единственная на сто процентов объективная причина. Действительно, ряд специальностей требует получения высшего образования. Например, стать врачом или инженером-химиком без длительной специализированной подготовки невозможно. Высшее образование обеспечивает пристальный контроль за получением навыков и предоставляет базу для их отработки на практике.

    Изначально система высшего образования была направлена именно на обучение специфическим навыкам, самостоятельное освоение которых затруднительно, ненадежно или даже неэтично. Со временем высшее образование стало охватывать более широкий спектр видов деятельности и распространилось на профессии, которые ранее высшего образования не требовали.

  2. Повышение общего уровня эрудиции. Высшее образование в первую очередь учит не специальности, а тому, где найти информацию и как ее обработать, чтобы научиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков для успешной адаптации к меняющимся условиям жизни. Конечно, обучиться этому можно и без ВУЗов, но институт дает хорошую возможность сделать это в сжатый срок. Если вы хотите научиться учиться, высшее образование действительно поможет. Кроме того, высшее образование дает знание по общим базовым академическим дисциплинам — психологии, философии, экономической теории, социологии, праву, конфликтологии. Основы знаний по этим предметам в жизни могут только помочь. Хотя бы для общего развития.

  3. Плавный переход от детства ко взрослой жизни. Если две предыдущие причины касаются людей любых возрастов, то эта относится лишь к выпускникам школ. Взрослая жизнь отличается от будней вчерашнего школьника. Для многих подростков период адаптации к новому статусу может быть травматичным. Студенчество же может стать своеобразным психологическим буфером для прощания с детством. Причина для получения высшего образования, конечно, субъективная, и подходит не всем. Но она все равно со знаком плюс, потому что желание побыть студентом, чтобы хоть еще чуть-чуть продлить беззаботную юность — совершенно нормально.

Как выбрать учебное заведение

При выборе образовательного учреждения ведущую роль играют ряд факторов:

  • Репутация и рейтинг вуза – определяет конкурентные преимущества при трудоустройстве. Больше ценятся дипломы столичных университетов и академий в крупных городах страны. При определении качества подготовки учитываются образовательные программы, количество успешных выпускников, участие студентов в международных и всероссийских соревнованиях, иностранные факультеты и программы обмена с зарубежными институтами.
  • Конкурсный отбор – проходной балл выставляется по уровню подготовки абитуриентов предыдущего года. Наибольшее количество соискателей на место наблюдается при поступлении на факультет актерского мастерства, медицинский и юридический.
  • Доступность получения образования – определяется выделенными бюджетными и коммерческими местами, наличием льготных программ и возможностями рассрочек платежей, стоимостью года и семестра обучения.
  • Месторасположения вуза – для иногородних студентов важно предоставление общежития.
  • Преподавательский состав и перечень специальностей.
  • Вступительные испытания и строгость отбора.

Сроки и порядок приема

Основной старт приемных кампаний в вузах запланирован на 1–20 числа июня. Сроки начала приема документов лучше уточнить заранее в выбранных учебных заведениях. Некоторые начинают и ранее обозначенных сроков, при этом регистрация на вступительные испытания также может проходить в определенные даты.

Если обобщить информацию, в среднем получим:

на очную форму обучения прием документов возможен с 1 июня 2022 года и в среднем до начала–середины августа. Здесь обязательно смотрим на условия: при зачислении на бюджетные места сроки предоставления документов одни, они, как правило, короче основного приема, при зачислении на платное обучение — другие. Итог един: старт очного обучения 1 сентября.

На очно-заочное и заочное обучение сроки могут быть продлены, опять же по индивидуальному графику приема каждого учебного заявления. Для ориентира основной старт классического заочного обучения 1 октября.

С дистанционным обучением еще проще. Сроки приема на обучение и зачисление по заочной и очно-заочной форме бакалвариата и заочной формы магистратуры каждый вуз определяет самостоятельно. Прием документов во многих учебных заведениях на обучение с применением дистанционных образовательных технологий может быть и круглогодичным. Здесь все будет зависеть от того, какое направление подготовки вы рассматриваете, и какое образование уже вами получено.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *