Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как скорректировать налоги при изменении кадастровой стоимости?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 для составления декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций предназначены регламентированные налоговые отчеты Декларация по налогу на имущество и Авансы по налогу на имущество (раздел Учет и отчетность, сервис 1С-Отчетность).
Порядок заполнения декларации и расчета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Для того чтобы сформировать и предоставить в налоговую инспекцию «нулевую» декларацию, следует создать отчет Декларация по налогу на имущество (Авансы по налогу на имущество) (далее — Отчет), выбрав отчетный период, за который отчитывается учреждение. В результате создания отчета Титульный лист заполнится автоматически.
Затем следует перейти в Раздел 2 Отчета и вручную указать код вида имущества, код по ОКТМО, код бюджетной классификации (рис. 1).
Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?
На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.
Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?
Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:
— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:
-
уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
-
до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Правила расчета имущественного налога
Налоговой базой является балансовая стоимость имущества, подлежащего учету по налогообложению. Во внимание принимается среднегодовое значение остаточной стоимости, которое сначала нужно вычислить согласно закрепленной в нормативных актах организации процедуре.
Чтоб узнать остаточную стоимость, нужно из первоначальной балансовой оценки вычесть величину амортизации.
СТ.ост. = СТ.перв. – Аначисл.
где:
- СТ.ост. – суммарная остаточная стоимость имущественных активов, подлежащих налогообложению;
- СТ.перв. – первоначальная балансовая стоимость активов;
- Аначисл. – начисленная амортизация.
А для вычисления среднегодовой стоимости нужно знать остаток на 1 число месяца, а также финальную стоимость на конец года. Для этого применяется следующий принцип:
СТ.ср.-год. = (СТ.нач.1 + СТ.нач.2 + … + СТ.нач.12 + СТ.фин.) / 13
где:
- СТ.нач.1-12 – остаточная стоимость имущества на 1 число каждого месяца;
- СТ.фин. – остаточная стоимость на 31 число последнего месяца года.
Затем налоговую базу нужно умножить на принятую в регионе налоговую ставку и на 100%.
Заполнение этого раздела завершает работу над расчетом. Он содержит сведения об итоговых суммах авансовых платежей по налогу на имущество, подлежащих уплате в бюджет.
Раздел состоит из нескольких блоков строк. В каждом блоке указана сумма налога, подлежащая уплате по конкретному коду ОКТМО. В целом раздел содержит информацию о платежах по кодам муниципальных образований, подведомственных ИФНС, в которую подается расчет.
- По строке 010 указывается код ОКТМО.
- В строке 020 содержится КБК платежа.
- В строке 030 приводится сумма налога к уплате. Она рассчитывается путем суммирования значений из всех разделов 2 и 3 расчета по этому ОКТМО. Из разделов 2 берется разность строк 180 и 200, а из разделов 3 – разность строк 090 и 110. Таким образом, по каждому ОКТМО группируются платежи по всем видам имущества за вычетом льгот (если они установлены в данном регионе).
В настоящее время сдавать формы за отчетные периоды должны все организации, у которых есть основные средства, признаваемые объектами налогообложения вне зависимости от остаточной стоимости. Начиная с 2019 года, налогом на имущество облагаются только объекты недвижимости.
Платят налог на имущество российские компании со следующих объектов:
- с недвижимости, учтенной на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Исключением является имущество, которое не является объектом налогообложения или попадает под льготу в виде освобождения;
- с жилых домов и жилых помещений, не учтенных в составе основных средств;
- с недвижимого имущества, полученного по концессионному соглашению и учтенному за балансом.
Налог нужно уплачивать вне зависимости от того, используется ли такое имущество в деятельности компании (письмо Минфина России от 17.12.2015 № 03-05-05-01/74010). При этом необходимость сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество 2020 отменена. Начинают действовать новые правила.
Составили алгоритм формирования налогового расчета по налогу на имущество с учетом нововведений 2021 года. Авансовый отчет по имущественному налогу состоит из титульного листа и трех разделов. В разделе 2 есть дополнительный блок — раздел 2.1. Вот как заполнить авансовый расчет по налогу на имущество 3 квартал 2019 года:
Шаг 1. Заполняем титульный лист.
На нем отражаются регистрационные данные налогоплательщика:
- ИНН;
- КПП и название, а при необходимости — ИНН и КПП реорганизованной организации (при наличии);
- контактный телефон;
- Ф.И.О. руководителя или уполномоченного лица;
- дата подачи.
На первой странице указываются номер корректировки (для первоначального бланка — 0) и различные коды — код налогового периода (за 3 квартал 2021 г. — 18), код территориальной ИФНС, код по месту нахождения или учета (в обычных случаях — 214).
Титульный лист заверяется подписью руководителя и оттиском печати отчитывающегося учреждения.
Чтобы правильно определить, куда сдавать расчет авансовых платежей по налогу на имущество, ответьте на три вопроса:
- Ваша организация является крупнейшим налогоплательщиком?
- Исходя из какой стоимости считали налоговую базу для имущества, по которому сдаете расчет: из средней или кадастровой?
- Есть ли у организации обособленные подразделения, на балансе которых числится имущество? И если есть, то как распределяется налог по местным бюджетам?
Если ваша организация – крупнейший налогоплательщик, то по всем объектам, даже по тем, которые облагаются по кадастровой стоимости, сдавайте единую отчетность по месту постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика. Об этом сказано в пункте 1.5 приложения 6 к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.
А вот если организация к крупнейшим не относится, то по каждой недвижимости с кадастровой налоговой базой сдавайте отдельные расчеты по месту нахождения этих объектов. Такие разъяснения ФНС России направила налоговым инспекциям письмом от 29 апреля 2014 г. № БС-4-11/8482.
Переходим к следующему вопросу. У организации есть обособленные подразделения? Если нет, то расчет по имуществу, налоговую базу по которому рассчитываете из средней стоимости, сдавайте в инспекцию по местонахождению организации.
По имуществу же обособленных подразделений (налоговая база по которому рассчитывается из средней стоимости) отчитывайтесь в зависимости от бюджетного устройства конкретного региона. Суммы налога на имущество или авансовых платежей могут:
- полностью поступать в региональный бюджет;
- частично или полностью поступать в бюджеты муниципальных образований;
- распределяться между поселениями, входящими в муниципальное образование.
Если в вашем регионе нет распределения налога на имущество между муниципальными бюджетами, то расчеты авансовых платежей можно подавать централизованно – по местонахождению организации. Но это нужно согласовать с инспекцией. Об этом сказано в пункте 1.6 приложения 6 к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.
Налог на имущество в регионе зачисляют (полностью или частично) в местные бюджеты? Тут есть несколько вариантов, все они в таблице ниже:
Где расположены организация, ее обособленные отделения с отдельным балансом или территориально удаленная недвижимость | В какую налоговую инспекцию представлять отчеты | Сколько отчетов сдавать | Как отражать налог в отчетах |
В нескольких муниципальных образованиях, подведомственных разным налоговым инспекциям | По местонахождению каждого обособленного подразделения с отдельным балансом или территориально удаленной недвижимости | По каждому подразделению с отдельным балансом и по каждому территориально удаленному объекту недвижимости сдавайте отдельные расчеты | В представленных формах отражайте только налог, уплату которого контролирует налоговая инспекция соответствующего муниципального образования |
В нескольких муниципальных образованиях, подведомственных одной налоговой инспекции | По местонахождению головного подразделения организации | Представляйте единый отчет в отношении всего имущества, с которого платите налог на территории муниципального образования | Налог в отчетности рассчитайте отдельно по каждому муниципальному образованию |
В одном муниципальном образовании | В отчетах отражайте весь налог на имущество по одному коду ОКТМО – муниципального образования по месту нахождения головного подразделения организации |
Аналогичные разъяснения содержатся в абзаце 7 письма Минфина России от 12 февраля 2009 г. № 03-05-04-01/08.
При этом для таких муниципальных образований, как районы, предусмотрено следующее. Единый расчет представить не получится, если по решению местных законодателей часть налога на имущество зачисляют в бюджеты поселений района. Тогда придется сдавать отдельные расчеты.
Все эти правила прописаны в пунктах 1 и 5 статьи 386 Налогового кодекса РФ, а также изложены в письме ФНС России от 29 апреля 2014 г. № БС-4-11/8482. Не запутаться в том, куда платить налог на имущество (в т. ч. авансы) и куда подавать отчетность, поможет схема ниже и таблица..
В этой связи необходимо отметить, что гл. 30 Налогового кодекса с 1 января 2021 г. предусмотрены различные отчетные периоды в зависимости от порядка определения налоговой базы. Дело в том, что в общем случае налог на имущество исчисляется исходя из балансовой (среднегодовой) стоимости. Однако региональным властям дано право в отношении отдельных объектов недвижимости устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из их кадастровой стоимости. По этой причине Законом от 28 ноября 2015 г. N 327-ФЗ были «дифференцированы» и отчетные периоды. Так, согласно п. 2 ст. 379 Кодекса отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. А «иное» как раз касается налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости. Для них отчетными периодами признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года.
Перечисляем налог на имущество — аванс за 1 квартал 2021 года: основные действия
Для перечисления аванса, как, собственно, и любого другого налогового обязательства, необходимо правильно заполнить платежное поручение: реквизиты получателя, КБК, код ОКТМО. Все эти сведения можно узнать в налоговом органе или на сайте ИФНС. Важно не ошибиться во всех указанных реквизитах, ведь ошибки приостановят своевременное прохождение платежа.
Сроков уплаты аванса за 1 квартал в бюджет в Налоговом кодексе нет — этот вопрос отдан на откуп регионам. В некоторых субъектах срок устанавливается в виде определенного количества рабочих или календарных дней после окончания квартала. Другие же закрепляют конкретную дату, не позже которой аванс должен быть переведен в региональный бюджет.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В связи с введением режима нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая 2021 года для компаний и ИП, которые числятся в реестре МСП на 01.03.2020 и основной вид деятельности которых относится к отраслям, наиболее пострадавшим от эпидемии коронавируса, срок уплаты авансов по налогу на имущество за 1 квартал 2021 года продлен до 30.10.2020 Для остальных налогоплательщиков он переносится на ближайший рабочий день, то есть на 12.05.2020 (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, постановление Правительства от 02.04.2020 № 409).
Примеры оценки стоимости имущества
Пример №1.
ООО «Омега» находится в Московской обл. За 2 кв. 2016 стоимостная оценка объекта ОС за рассматриваемый период:
Дата |
Конечная ст-ть ОС | Имущество 1 и 2 ам. Гр. (п.25 ст. 281 НК РФ) |
01.04.2016 |
1 850 485 |
350 377 |
01.05.2016 |
1 730 375 |
279 806 |
01.06.2016 |
1 610 265 |
209 235 |
01.07.2016 | 1 490 155 |
138 664 |
Арендуем имущество у взаимозависимого лица: налога нет
Взаимозависимое лицо передает в аренду нашему ООО легковой автомобиль. Мы проводкой по дебету счета 001 «Арендованные основные средства» показываем у себя в бухучете информацию о том, что получено в пользование транспортное средство с конкретной остаточной стоимостью. Не обязано ли наше ООО платить с него налог на имущество? Это, конечно, чужая собственность, но мало ли что предусмотрел законодатель.
Фирмы не должны платить налог со стоимости арендованного имущества. И неважно, кто является арендодателем — взаимозависимое лицо или нет. Объект налога — это имущество, которое в соответствии с правилами бухучета учитывается на балансе в качестве основных средств . А арендованные объекты по правилам бухучета учитываются за балансом . Поэтому они объектом налога не являются .
Обновят правила уплаты налога на имущество
С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).
Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:
- в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
- по Почте России заказным письмом;
- лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.
Компания изменила «прописку»
Если компания переезжает и меняет свой адрес, то уточненку нужно будет сдать в тот налоговый орган, в который она встанет на учет, но код ОКТМО указывается тот же, что и в первичной декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101962).
Необходимо обратить внимание, что все разъяснения чиновников даны в то время, когда применялся код ОКАТО. В связи с заменой кода ОКАТО на код ОКТМО надо полагать, что все приведенные выше выводы не потеряли свою актуальность и в настоящее время.
Также нужно иметь в виду, что при изменении организацией или ее ОП своего места нахождения и уплате налога или авансов в течение года в бюджеты разных субъектов РФ, в составе уточненки можно представить соответствующее количество страниц подразделов 1.1 и 1.2 Раздела 1.
Например, при изменении адреса 1 августа в уточненной декларации за полугодие сумма доплаты (уменьшения) аванса за полугодие и ежемесячный аванс по сроку уплаты «не позднее 28 июля» указываются в подразделах 1.1 и 1.2 Раздела 1 с кодом по ОКТМО по старому месту нахождения. На отдельной странице подраздела 1.2 Раздела 1 с новым кодом по ОКТМО приводятся суммы авансов со сроком уплаты «не позднее 28 августа» и «не позднее 28 сентября».
Так сказано в п. 4.6 порядка.
При переезде подразделения в уточненке заполняют реквизит «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения», указывая здесь старый КПП обособки (п. 2.8 порядка).
Авансовый расчет (налоговая декларация) может быть представлен в ИФНС следующими способами (абз.1 п.4 ст.80 НК РФ):
- на бумажном носителе (в т.ч. с приложением съемного носителя (например, CD/DVD-диски, flash-накопители), с использованием двумерного штрих-кода (например, с использованием бесплатной программы ФНС «Налогоплательщик»)); «Бумажный» авансовый расчет (налоговую декларацию) налогоплательщик может представить лично в ИФНС либо отправить по почте заказным письмом с описью вложения. В первом случае представить бумажный вариант в инспекцию может законный (директор, действующий на основании Устава) либо уполномоченный (работник, действующий на основании доверенности) представитель налогоплательщика. В этом случае датой представления налоговой отчетности будет являться фактическая дата ее сдачи, проставленная налоговым органом на экземпляре отчетности налогоплательщика. Во втором случае дата отправки почтового отправления будет зафиксирована в почтовой квитанции.
- электронно по телекоммуникационным каналам (ТКС) связи с ЭСЦ (такая обязанность возникает для налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек за предшествующий календарный год, вновь созданных организаций, в которых работает более 100 человек, для крупнейших налогоплательщиков (п. 3 ст. 80 НК РФ)); Электронный формат представления авансового расчета (налоговой декларации) по налогу на имущество утвержден Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 г. №ММВ-7-11/895. В этом случае днем представления авансового расчета (налоговой декларации) является дата отправки авансового расчета (налоговой декларации), указанная в подтверждении специализированного оператора связи (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ).
- иным способом. Коды способа представления авансового расчета (декларации) приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утв. Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 г. №ММВ-7-11/895. Например, если организация отправляет декларацию на бумажном носителе (по почте), то проставляется код 01, по ТКС с ЭЦП — код 04. Код проставляется на титульном листе работником налоговой инспекции в момент приема авансового расчета (декларации).